Научная статья на тему 'Внеаудиторные занятия валеологического практикума как фактор ослабления вредных привычек у студентов'

Внеаудиторные занятия валеологического практикума как фактор ослабления вредных привычек у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хуторской Р. Ю., Габова Л. В., Крамида И. Е.

Проводится анализ результатов опроса студентов 1-3 курсов об изменениях их зависимости от алкоголя и курения. Доказывается, что внеаудиторные занятия валеологического практикума для студентов СМГ более эффективны в плане снижения зависимости от алкоголя и курения, чем оздоровительные занятия относительно здоровых студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хуторской Р. Ю., Габова Л. В., Крамида И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внеаудиторные занятия валеологического практикума как фактор ослабления вредных привычек у студентов»

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

Таблица 1

Проценты курящих студентов в конце учебного года

Группы 1 2 3 а1 а2 а3

Всего куряшдх, % 24 33 24 12 7 6

Курят умеренно или часто, % 19 27 19 7 4 4

Курят редко, % 5 5 5 4 4 2

Таблица 2

Динамика зависимости от курения у студентов при обучении в СибГАУ

Группы 1 2 3 а1 а2 а3

Число курящих 43 66 29 29 9 3

Рост оценок стойкости к курению 0,1 -1,0 0,1 1,4 1,6 1,3

Улучшение (усиление стойкости к курению), % 23 23 24 59 78 33

Ухудшение (усиление зависимости от курения), % 35 44 41 10 0 0

Таким образом, можно сделать вывод, что АЗВП являются важным фактором снижения зависимости от курения у студентов с ослабленным здоровьем.

Библиографическая ссылка

1. Крамида И. Е. Валеологический практикум для студентов специальной медицинской группы // Физическая культура в системе образования : сб. ст. науч.-практ. конф. КГУКрасноярск, 2001. С. 123-125.

© Хуторской Р. Ю., Крамида И. Е., 2010

УДК 615.851.1

Р. Ю. Хуторской, Л. В. Габова Научный руководитель - И. Е. Крамида Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА КАК ФАКТОР ОСЛАБЛЕНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У СТУДЕНТОВ

Проводится анализ результатов опроса студентов 1-3 курсов об изменениях их зависимости от алкоголя и курения. Доказывается, что внеаудиторные занятия валеологического практикума для студентов СМГ более эффективны в плане снижения зависимости от алкоголя и курения, чем оздоровительные занятия относительно здоровых студентов.

Для тех, кому по состоянию здоровья противопоказаны занятия физкультурой в основной группе (так называемой специальной медицинской группы студентов СМГ), в нашем институте организованы занятия валеологического практикума на основе китайской гимнастики Цигун: аудиторные и внеаудиторные [1]. Всех студентов специальной медицинской группы (СМГ) можно разделить на две группы: студенты, которые могут посещать аудиторные оздоровительные занятия (АЗ) и те, кто по разным причинам не могут этого делать. В нашем институте для студентов, которые не могут посещать предназначенные для студентов СМГ АЗ, разработаны специальные домашние задания (ДЗ). Они представляют собой систему упражнений по саморегуляции, направленных на улучшение физического и психического здоровья.

Целью данного исследования является изучение влияния внеаудиторных занятий валеологического практикума (ВП) и доказательство того, что эти занятия более эффективны в борьбе с вредными при-

вычками, чем занятия физкультурой в основной группе.

Задача исследования: провести сравнительный анализ ослабления вредных привычек у относительно здоровых студентов (ОЗС) и у студентов СМГ, занимающихся внеаудиторно по программе ВП, т. е. у тех, кто выполняют ДЗ.

Для проведения исследования были выделены следующие группы студентов: 1 - ОЗС 1 курса (169 человек); 2 - ОЗС 2 курса (190 человека); 3 - ОЗС 3 курса (106 человек); Д1 - студенты СМГ, выполнявшие ДЗ в течение одного учебного года или менее (72 человека); Д23 - студенты СМГ, выполнявшие ДЗ в течение трех и более семестров (38 человек).

При проведении исследования использовались следующие методы:

1. Опрос. В данном исследовании мы использовали оценочный опрос. Студентам предлагалось оценить силу привычек к курению и алкоголю по 10-бальной шкале в начале обучения в вузе и в момент опроса (в конце очередного учебного года).

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Таблица 1

Проценты курящих и пьющих студентов в разных группах в конце учебного года

Вредная привычка Курение Зависимость от алкоголя

Группы 2 1 и 3 Ш а23 1 2 3 а1 а23

Всего с вредными привычками, % 33 24 17 16 39 46 31 15 34

Зависимость средняя или сильная, % 27 19 14 16 23 44 29 7 16

Зависимость слабая, % 5 5 3 0 16 2 2 8 18

Таблица 2

Динамика зависимости от курения и алкоголя у студентов при обучении в СибГАУ

Вредная привычка Курение Зависимость от алкоголя

Группы 1 2 3 а1 а23 1 2 3 а1 а23

Всего человек 43 66 29 14 8 71 91 37 13 13

Рост оценок 0,1 -1,0 0,1 1,4 2,6 -0,2 -0,9 0,3 0,6 1,2

Улучшение стойкости к привычке, % 23 23 24 36 63 24 14 30 54 54

Ухудшение стойкости к привычке, % 35 44 41 7 13 27 49 30 8 0

2. Первичная математическая обработка результатов опроса: подсчет оценки стойкости к курению и к алкоголю, процентного соотношения студентов с разной силой привычек к курению и к употреблению алкоголя, вычисление разницы конечных и начальных оценок по данным опроса.

3. Статистическая обработка данных. Оценка достоверности различий между средними величинами проводилась с помощью /-критерия Стьюдента. Различия считались существенными при уровне значимости разницы средних равном или менее 0,05 и трактовались как тенденция к различию при уровне значимости, более 0,05, но менее 0,15. Величины считались равными при уровне значимости более 0,75.

Опрос студентов показал, что:

1. Проценты студентов с вредными привычками среди ОЗС (табл. 1) значимо выше, чем проценты таковых в группах выполняющих ДЗ. Проценты тех ОЗС, у кого зависимость от курения средняя или сильная, после 1 курса значимо выше, чем среди студентов СМГ, выполняющих ДЗ. Проценты студентов со средней или сильной зависимостью от алкоголя среди студентов всех курсов ОЗС значимо выше таковых среди выполняющих ДЗ.

2. Из табл. 1 можно увидеть, что больше половины курящих студентов всех опрошенных групп имеют среднюю или сильную зависимость от курения. Среди пьющих ОЗС средне или сильно зависимы от алкоголя большая часть студентов, особенно на 2 и 3 курсах, а в группах выполняющих ДЗ примерно половина пьющих студентов слабо зависима от алкоголя.

3. Рост оценок стойкости к зависимости от алкоголя и курения в группах выполняющих ДЗ (табл. 2)

положителен, значимо выше этого показателя стойкости к вредным привычкам у ОЗС и в зависимости от срока обучения увеличивается (чего не наблюдается у ОЗС). Это говорит о том, что студенты СМГ, выполняющие ДЗ, более стойки к влиянию вредных привычек, чем ОЗС.

4. По данным табл. 2 проценты улучшения стойкости к курению и снижения зависимости от алкоголя у ОЗС значимо ниже, а проценты ухудшения значимо выше, чем в группах выполняющих ДЗ.

5. Процент улучшений стойкости к курению среди выполняющих ДЗ растет с увеличением длительности обучения, а среди ОЗС такого роста не наблюдается. Среди пьющих студентов, выполняющих ДЗ, роста процента улучшений с увеличением длительности обучения нет, однако, в отличие от ОЗС, имеется тенденция к снижению процента ухудшений при увеличении длительности обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что внеаудиторные занятия валеологического практикума являются важным фактором снижения зависимости от курения и алкоголя у студентов с ослабленным здоровьем.

Библиографическая ссылка

1. Крамида И. Е. Валеологический практикум для студентов специальной медицинской группы // Физическая культура в системе образования : сб. ст. науч.-практ. конф. КГУ. Красноярск, 2001. С. 123— 125.

© Хуторской Р. Ю., Габова Л. В., Крамида И. Е., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.