Научная статья на тему 'Зависимость от алкоголя у студентов, посещающих аудиторные занятия валеологического практикума, и у относительно здоровых студентов'

Зависимость от алкоголя у студентов, посещающих аудиторные занятия валеологического практикума, и у относительно здоровых студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Габова Л.В., Крамида И.Е.

Проводится анализ результатов опроса студентов 1-3 курсов об изменениях их зависимости от алкоголя. Изучается изменение зависимости от алкоголя с ростом времени обучения в СибГАУ у студентов, посещающих аудиторные занятия валеологического практикума и относительно здоровых студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Габова Л.В., Крамида И.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зависимость от алкоголя у студентов, посещающих аудиторные занятия валеологического практикума, и у относительно здоровых студентов»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

бытий. Человек может полностью контролировать все происходящее вокруг него, перестраивать мир так, как ему было бы выгодно.

Человек, который придерживается космической модели, отождествляет себя со вселенной, ставит себя на одну ступень с природой, подчиняется ее законам.

Стоит отметить, что фундаментальным качеством человеческой личности является свобода. Благодаря свободе личности человек приобретает способность не только приспосабливаться к окружающей действительности, но и преобразовывать её в соответствии со своими целями.

Так же можно сказать, что не зависимо от того, какой выбор каждый сделал для себя после окончания университета он должен давать себе отчет в том, что если в будущем он будет занимать должность управленца, то ему необходимо будет нести ответственность не только за себя, но и за людей, которые будут находиться у него в подчинении. Потому что даже невольно начальник будет навязывать свои мысли другим. Нужно осознавать необходимость давать возможность выбора подчиненным и возможно даже помогать им в этом выборе.

Подводя итоги необходимо заметить, что в модели выпускника СибГАУ мы видим профессионала философские знания, которого напрямую будут отражаться в его практической деятельности, будут давать возможность получать новые навыки и с успехом притворять их в жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод, что философия помогает в формировании у людей, занимающихся ею навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления. Но стоит учитывать, что гуманитарные дисциплины в техническом вузе занимают особое место. Специфика проявляется и в преподавании, и в изучении таких предметов, как философия, социология, психология. Немаловажным фактором также оказывается учет отношения к ним студентов, интерес которых ориентирован на естественнонаучные и технические дисциплины. Но разностороннее образование и широкий кругозор - довольно очевидное благо, и спорить с этим сложно.

© Александрова У. А., Корнилов Е. Г., Чернега Р. В., Валишина И. И., 2010

УДК 615.851.1

Л. В. Габова Научный руководитель - И. Е. Крамида Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ АЛКОГОЛЯ У СТУДЕНТОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА, И У ОТНОСИТЕЛЬНО ЗДОРОВЫХ СТУДЕНТОВ

Проводится анализ результатов опроса студентов 1-3 курсов об изменениях их зависимости от алкоголя. Изучается изменение зависимости от алкоголя с ростом времени обучения в СибГАУ у студентов, посещающих аудиторные занятия валеологического практикума и относительно здоровых студентов.

Важнейшим позитивным качеством личности человека является его личностная успешность, умение достигать поставленных перед ним целей. Для становления успешной личности человек должен быть в первую очередь физически здоровым, а самой главной помехой этому в современном мире является большая подверженность студентов вредным привычкам. Самыми распространенными вредными привычками являются курение и употребление алкоголя.

В нашем институте для тех, кому по состоянию здоровья противопоказаны занятия физкультурой в основной группе (так называемой специальной медицинской группы студентов СМГ), организованы занятия валеологического практикума на основе китайской гимнастики Цигун: аудиторные (АЗВП) и внеаудиторные [1].

В течение нескольких лет нами проводится исследование зависимости от алкоголя у относительно здоровых студентов (ОЗС) и СМГ 1-3 курсов разных специальностей.

Нами была поставлена цель: изучить изменение зависимости от алкоголя во время обучения в СибГАУ у студентов СМГ, посещающих АЗВП, и у ОЗС.

Для проведения исследования были выделены следующие группы студентов: 1 - ОЗС 1 курса (169 человек); 2 - ОЗС 2 курса (190 человека); 3 - ОЗС 3 курса (106 человек); А1 - студенты СМГ, посещавшие АЗВП в течение одного учебного года или менее (191 человек); А2 - студенты СМГ, посещавшие АЗВП в течение трёх или четырех семестров (83 человека); А3 - студенты СМГ, посещавшие АЗВП в течение пяти или шести семестров (48 человек).

При проверке выдвинутых выше гипотез использовались следующие методы:

1. Опрос. В данном исследовании мы использовали оценочный опрос. Студентам предлагалось оценить силу зависимости от алкоголя по 10-бальной шкале в начале обучения в вузе (при поступлении в него) и в момент опроса (в конце очередного учебного года).

2. Первичная математическая обработка результатов опроса: подсчет оценки стойкости к алкоголю, процентного соотношения студентов с разной силой привычки к употреблению алкоголя, вычисление разницы конечных и начальных оценок по данным опроса.

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

Таблица 1

Проценты пьющих студентов разных групп в конце учебного года

Группы 1 2 3 а1 а2 а3

Всего пьющих, % 39 46 31 17 19 10

Зависимость от алкоголя средняя или сильная, % 23 44 29 6 8 4

Зависимость от алкоголя слабая, % 16 2 2 11 11 6

Таблица 2

Динамика зависимости от алкоголя у студентов при обучении в СибГАУ

Группы 1 2 3 а1 а2 а3

Число пьющих 71 91 37 38 20 6

Рост оценок стойкости к алкоголю -0,2 -0,9 0,3 1,2 0,5 2,2

Улучшение (усиление стойкости к алкоголя), % 24 14 30 24 35 67

Ухудшение (усиление зависимости от алкоголя), % 27 49 30 3 35 17

3. Статистическая обработка данных. Оценка достоверности различий между средними величинами проводилась с помощью /-критерия Стьюден-та. Различия считались существенными при уровне значимости разницы средних, равном или менее 0,05 и трактовались как тенденция к различию при уровне значимости более 0,05, но менее 0,15. Величины считались равными при уровне значимости более 0,75.

Опрос показал, что:

1. Доля пьющих студентов среди посещающих АЗВП значимо меньше, чем в группах ОЗС. По данным таблицы 1 можно сказать, что среди ОЗС средне или сильно зависимы от алкоголя больше половины пьющих студентов, а в СМГ большая часть пьющих студентов слабо зависима от алкоголя.

2. Проценты пьющих студентов с сильной зависимостью от алкоголя на всех курсах, а со слабой на 2 и 3 курсах у ОЗС и СМГ значимо различаются, из чего можно сделать вывод о более сильном влиянии АЗВП на уменьшение зависимости от алкоголя, чем занятий ОЗС.

3. Рост оценок стойкости к зависимости от алкоголя (таблица 2) У ОЗС 1 и 2 курсов отрицателен. Хуже всего обстоят дела у студентов 2 курса, средний рост оценок стойкости к алкоголю которых значимо ниже, чем у других студентов. Это означает, что у ОЗС 1 и 2 курсов усиливается зависимость от алкоголя, причем, в наибольшей степени на втором курсе.

4. Рост оценок стойкости к зависимости от алкоголя у студентов СМГ (таблица 2) положителен и значимо выше этого показателя стойкости к алкоголю у ОЗС, но самый маленький показатель также на 2 курсе. Студенты СМГ менее зависимы от алкоголя, чем ОЗС, и к 3 курсу стойкость к алкоголю значительно возрастает.

5. По данным таблицы 2 в строках «Улучшение» и «Ухудшение» видно, что улучшения у ОЗС и у студентов СМГ после 1 года обучения равны, но с ростом времени посещения АЗВП проценты улучшения становятся значимо выше, чем у ОЗС, ухудшение зависимости от алкоголя у СМГ также меньше и они имеют явную тенденцию к различию.

6. Важно отметить, что по данным табл. 1 и 2 хорошо видна тенденция к усилению зависимости от алкоголя у всех студентов 2 курса в сравнении со студентами 1 и 3 курсов. Однако у студентов, посещающих АЗВП, зависимость от алкоголя и на втором курсе слабее, чем у ОЗС.

Таким образом, можно сделать вывод, что АЗВП являются важным фактором снижения зависимости от алкоголя у студентов с ослабленным здоровьем.

Библиографическая ссылка

1. Крамида И. Е. Валеологический практикум для студентов специальной медицинской группы // Физическая культура в системе образования : сб. ст. на-уч.-практ. конф. КГУ. Красноярск, 2001. С. 123-125.

© Габова Л. В., Крамида И. Е., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.