Научная статья на тему 'Занятия практикума на основе гимнастики цигун как динамичный фактор развития личностных компонентов здорового образа жизни у студентов'

Занятия практикума на основе гимнастики цигун как динамичный фактор развития личностных компонентов здорового образа жизни у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иноземцева В.В., Крамида И.Е.

Занятия гимнастикой цигун являются важным фактором развития здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов. Проведен сравнительный анализ развития личностных характеристик ЗОЖ студентов, занимающихся по программе практикума на основе гимнастики цигун, и студентов, посещающих типовые занятия по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иноземцева В.В., Крамида И.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Занятия практикума на основе гимнастики цигун как динамичный фактор развития личностных компонентов здорового образа жизни у студентов»

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

УДК 347.85(470)

В. В. Иноземцева Научный руководитель - И. Е. Крамида Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЗАНЯТИЯ ПРАКТИКУМА НА ОСНОВЕ ГИМНАСТИКИ ЦИГУН КАК ДИНАМИЧНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ

Занятия гимнастикой цигун являются важньм фактором развития здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов. Проведен сравнительный анализ развития личностных характеристик ЗОЖ студентов, занимающихся по программе практикума на основе гимнастики цигун, и студентов, посещающих типовые занятия по физической культуре.

В нашем вузе до 12 % студентов обучаются в специальной медицинской группе студентов (СМГ). Такие студенты проходят обучение физической культуре в соответствии с программой специализации «Оздоровительный практикум на основе китайской гимнастики цигун» (ОП). Эта программа предусматривает проведение аудиторных занятий, на которых студенты выполняют специальные оздоровительные упражнения: релаксационные и суставные разминки, китайскую гимнастику цигун и упражнения по саморегуляции. Студенты СМГ, которые не могут посещать аудиторные занятия ОП (АЗОП), выполняют индивидуальные домашние задания (ДЗ), представляющие собой систему упражнений по саморегуляции, эмоциональной рекреации, выработке позитивного отношения к себе и к жизни, решению личностных проблем.

Чтобы стать успешными в учебе и последующей профессиональной деятельности, для студентов СМГ особенно важно вести здоровый образ жизни (ЗОЖ), в котором можно выделить 2 составляющие: деятель-ностную (здоровое поведение) и личностную - качества личности, характеризующие гармоничность ее поведения и взаимоотношений с миром и собой.

В вузе в течение нескольких лет проводится исследование позитивных изменений личностных компонентов ЗОЖ у студентов СМГ, обучающихся по программе ОП. Целью данной работы является исследование эффективности обучения студентов СМГ по программе ОП и динамики развития у студентов личностных компонентов ЗОЖ.

Задачи работы:

1. Провести сравнительный анализ позитивных изменений личностных компонентов ЗОЖ у студентов СМГ, обучавшихся по программе ОП в течение 13 лет, и относительно здоровых студентов (ОЗС), обучавшихся по физической культуре в основной группе на 3 курсе [1].

2. Провести сравнительный анализ позитивных изменений личностных компонентов ЗОЖ у студентов СМГ, обучавшихся по программе ОП в периоды 2001-2004 г. и 2008-2012 г.

Для проведения анализа были выделены группы студентов, обучавшихся в вузе в 2001-2004 г. ив 2008-2012 г. Обозначим эти группы следующим об-разом:3 - ОЗС 3 курса (46 и 236 человек), посещавшие занятия по физической культуре для основной

группы студентов; А1 - студенты СМГ, посещавшие АЗОП в течение 1-2 семестров (45 и 169 человек); А2 - студенты СМГ, посещавшие АЗОП 3-4 семестра (12 и 53 человека); А3 - студенты СМГ, посещавшие АЗОП 5-6 семестров (16 и 33 человека); Д1 - студенты СМГ, выполнявшие ДЗ в течение 1-2 семестров (27 и 69 человек); Д2 - студенты СМГ, выполнявшие ДЗ 3-6 семестров (22 и 35 человек).

При проведении исследования использовались следующие методы:

1. Оценочный опрос. Студентам предлагалось оценить по шкале от 0 до 10 баллов степень развития у них характеристик личностных показателей ЗОЖ до начала обучения и в конце учебного года.

2. Математическая обработка результатов опроса: подсчет роста оценок характеристик каждого из пяти личностных показателей ЗОЖ, их средних значений для каждой группы студентов и оценка достоверности различий между средними величинами по критерию Стьюдента (более подробно см. в [1]).

Опрос показал, что:

1. В 2001-2004 г. рост оценок 4 личностных показателей ЗОЖ (кроме активности), а в 2008-2012 г. всех пяти таковых у студентов СМГ после второго года аудиторного обучения по программе ОП значимо выше, чем у ОЗС 3 курса. В 2001-2004 г. рост оценок двух личностных показателей ЗОЖ (позитивности и эмоциональной уравновешенности), а в 2008-2012 г. всех показателей у студентов СМГ уже после первого года аудиторного обучения значимо выше, чем у ОЗС 3 курса.

В оба диапазона времени у тех, кто выполнял ДЗ, наблюдается более быстрое развитие личностных компонентов ЗОЖ, чем у тех, кто посещал аудиторные занятия ОП. Можно с уверенностью сказать, что развитие личностных компонентов ЗОЖ у студентов, обучающихся по программе ОП, идет более успешно, чем развитие таковых у ОЗС.

2. Сравнение данных 2001-2004 и 2008-2012 г., показывает, что:

1) наблюдается положительная динамика развитости личностной составляющей ЗОЖ у студентов СМГ, посещающих АЗОП: рост оценок развитости трех из пяти личностных компонентов ЗОЖ у этих студентов в 2008-2012 г. после одного или трех лет обучения (группы А1 и А3) значимо выше, чем в 2001-2004 г., после двух лет обучения (группа А2)

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

рост оценок для всех пяти личностных компонентов ЗОЖ в обоих диапазонах времени различается незначимо, а для одного - повысился;

2) в 2008-2012 г. рост оценки позитивного отношения к себе у студентов группы А3 как тенденция ниже, чем в 2001-2004 г.;

3) не выявлено динамики развития личностной составляющей ЗОЖ у студентов СМГ, выполнявших ДЗ ОП: рост оценок развитости всех пяти личностных компонентов ЗОЖ у этих студентов в 2008-2012 и в 2001-2004 г. различается незначимо.

Выводы:

1. Любые занятия ОП являются важным фактором развития личностных компонентов ЗОЖ у студентов с ослабленным здоровьем. Интенсивность развития этих компонентов у студентов СМГ, обучающихся по программе ОП, выше, чем у ОЗС, проходящих обучение по физической культуре в основной группе.

2. Эффективность аудиторного обучения по программе ОП в плане развития личностной составляю-

щей ЗОЖ у студентов в 2008-2012 г. в целом повысилась по сравнению с 2001-2004 г., а эффективность внеаудиторного обучения не изменилась.

3. Для повышения эффективности аудиторного обучения студентов по программе ОП в плане развития личностной составляющей ЗОЖ необходимо на занятиях ОП уделять больше внимания развитию у студентов позитивного отношения к себе.

Библиографическая ссылка

1. Крамида И. Е. Оздоровительный практикум на основе гимнастики цигун как фактор формирования здорового образа жизни у студентов // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования. Здоровый образ жизни, как фактор профилактики наркомании : матер. Всерос. науч.-практ. конф. ; СибЮИ. Красноярск, 2012. С. 353-356.

© Иноземцева В. В., 2014

УДК 347.85(470)

В. В. Иноземцева, М. В. Мазай Научный руководитель - И. Е. Крамида Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МОНИТОРНЫЕ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ СИБГАУ

Рассмотрены «мониторные» вредные привычки студентов. На основе опроса студентов-первокурсников СибГАУ проведен анализ распространенности «мониторных» привычек. Показано, что большинство студентов-первокурсников имеет 3-4 мониторные привычки и уделяет им много времени, что опасно для их здоровья.

В настоящее время, когда технический прогресс достиг своего пика, множество людей обретает специфичные вредные привычки, несовместимые со здоровым образом жизни. Назовем такие привычки «мо-ниторными», то есть связанные с длительным взаимодействием человека с экранами электронных устройств (телевизора, компьютера, ноутбука и т. п.). Длительный просмотр телевизионных передач, увлечение компьютерными развлекательными технологиями ухудшают зрение, приводят к болезням гиподинамии, снижают работоспособность, ухудшают память и внимание человека, снижают его эмоциональную уравновешенность. В худшем случае речь идет о возникновении зависимости от компьютера или телевизора. Наиболее опасны мониторные привычки для молодых людей, которые не имеют достаточной силы воли, чтобы им противостоять.

При обучении в современном вузе широко используются компьютерные информационные технологии. Для достижения успеха в учебной деятельности студенту необходимо использовать компьютер. Часто при этом он не имеет представления о технике безопасности, позволяющей сохранить здоровье. Привычка проводить и свободное время у монитора может привести к разрушению его здоровья.

В связи с этим важной задачей является исследование распространенности мониторных вредных при-

вычек в студенческой среде и создание таких образовательных технологий, которые исключают возникновение и развитие таких привычек у студентов.

Будем считать основными мониторными привычками следующие: 1) просмотр телепередач (новостей, шоу, концертов, фильмов и т. п.); 2) компьютерные игры; 3) интернет-поиск или контакты в социальных сетях (сверх необходимых для учебы или работы); 4) просмотр аниме, манги и т. п. [1].

Задачей данной работы является исследование распространенности мониторных вредных привычек среди студентов первого курса СибГАУ в начале обучения в вузе.

Методы исследования:

1. Опрос, который проводился в начале учебного года (в октябре). В опроснике студентам первого курса предлагалось указать, сколько часов в день они обычно тратят на занятия, отнесенные нами к основным мониторным привычкам. Всего в опросе приняли участие 183 юноши и 177 девушек.

1. Математическая обработка результатов опроса: а) подсчет процентов опрошенных юношей и девушек, не имеющих соответствующей привычки (т. е. вообще не занимающихся тем, что мы относим к мо-ниторным привычкам) и процентов тех, кто уделяют соответствующим занятиям время в разных временных диапазонах (меньше одного часа, 1-2, 2-4,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.