Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Выступление студента СибГАУ
0 и г
Презентация
п
Защита презентации студентом КГПУ
Рис. 1. Схема взаимодействия студентов СибГАУ и КГПУ при выполнении задания на самостоятельную работу
ствии с выбранной целью. Результатом второго этапа является подготовленная презентация.
Итерационность процесса взаимодействия всех участников на первых двух этапах отражается на схеме в виде обратных связей.
Третий этап - контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Студенты СибГАУ полученные результаты представляют в виде выступления на лекционном занятии. Студенты КГПУ защищают разработанную презентацию как дидактическое средство для объяснения материала.
По результатам оценок, полученных студентами СибГАУ и КГПУ - участниками творческих коллективов, формируется комплексная оценка для каждого такого коллектива. Комплексные оценки учитываются при начислении премиальных баллов рейтинговой аттестации студентов.
Таким образом, третий этап подводит итог совместной работы всех участников кооперации - педагогов и студентов, характеризуя при этом особый творческий тип их общения и совместной деятельности, предполагающих взаимопонимание, взаимозначимость, взаимоактивность, взаимоудовлетворённость и взаимозаинтересованность друг в друге.
Библиографическая ссылка
1. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений : Письмо Министерства образования РФ. № 14-55-99бин/15 от 27 ноября 2002 г.
© Астахов А. И., Зимаков А. А., Фролова И. К., 2012
УДК 615.851.1
В. Ю. Афанасьев, Е. А. Кайсина Научный руководитель - И. Е. Крамида Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВОЗМОЖНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПРАКТИКУМА НА ОСНОВЕ ГИМНАСТИКИ ЦИГУН
Проведен анализ возможности сохранения здоровья у студентов с ослабленным здоровьем, проходивших занятия оздоровительного практикума в периоды 2001-2004 и 2007-2010 г.г. Приведен анализ результатов опроса 1285 студентов. Доказано, что аудиторные занятия оздоровительного практикума на основе гимнастики цигун для ослабленных студентов высокоэффективны в плане сохранения здоровья.
Задачи модернизации российского образования выдвигают новые требования к системе физического воспитания в вузах. Обществу нужны высококвалифицированные специалисты, способные эффективно действовать в изменяющихся условиях. Одним из основных условий для этого является физическое и психическое здоровье, обеспечивающее высокий уровень работоспособности человека.
Одна из основных задач факультетов и кафедр физической культуры вузов - поддержание такого уров-
ня здоровья студентов, который необходим для обеспечения их работоспособности в период обучения в вузе.
Большое количество студентов нашего вуза имеет настолько слабое здоровье, что освобождается от занятий по физической культуре в основной группе на весь учебный год. Таких студентов мы относим к специальной медицинской группе (СМГ). В нашем вузе для них разработана и внедрена в учебный процесс в рамках дисциплины «Физическая культура» (ФК)
Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
специализация «Оздоровительный практикум на основе китайской гимнастики цигун». На аудиторных занятиях оздоровительного практикума (ОП) студенты выполняют релаксационные и суставные разминки и китайскую гимнастику цигун. В структуру аудиторных занятий (АЗ) как важная составная часть входит работа с внутренними причинами заболеваний - психологический тренинг, который содержит упражнения по эмоциональной рекреации, выработке позитивного мышления, осознанной саморегуляции.
Объектом исследования выбрана возможность сохранения здоровья у студентов СМГ, посещающих аудиторные занятия. Критерием оценки физического здоровья человека можно считать самочувствие этого человека. Достаточно объективные данные о состоянии здоровья группы людей можно получить путём опроса этих людей об их самочувствии. В нашем вузе проводится ежегодный опрос студентов СМГ. В данной работе для выяснения возможностей сохранения здоровья у студентов нами проводится анализ некоторых суммарных результатов опросов студентов в 2001-2004 гг. и в 2007-2010 гг.
Для проведения сравнительного исследования отбирались относительно здоровые студенты (ОЗС) 1-3 курсов, обучавшиеся по типовой программе по ФК (около 1000 человек), и студенты, активно посещавшие ОП. Для выявления возможностей сохранения здоровья последние были объединены в разные группы студентов, обучавшихся в вузе в 2001-2004 г.г. и в 2007-2010 гг. Обозначим эти группы следующим образом: А1, А2, А3 - студенты СМГ, посещавшие АЗ в течение 1-2 (132 и 153 человека), 3-4 (50 и 43 человека), 5-6 и более (16 и 20 человек) семестров соответственно.
Мы полагаем, что возможность сохранения здоровья студента в процессе обучения в институте лучше всего определить «от противного», выяснив, какова вероятность потери здоровья, т. е. ухудшения самочувствия. Математической характеристикой вероятности потери здоровья студента той или иной группы при использовании метода опроса будет доля (или процент) студентов, отметивших при опросе, что их самочувствие ухудшилось в целом или по отношению к какому-либо конкретному виду нарушения здоровья. Чем больше эта величина, тем меньше возможность сохранения или улучшения здоровья студента. Поэтому здесь мы проведем главным образом анализ процентов ухудшений здоровья у студентов разных групп относительно здоровых студентов, которые занимались в общей группе, и студентов СМГ за время их обучения по физической культуре.
Опрос студентов по оценке общего самочувствия показал следующее:
1. Вероятность ухудшения самочувствия у студентов, проходящих аудиторное обучение по программе ОП, значимо ниже, чем у студентов других групп. Вероятность того, что студенты, посещающие АЗ, сохранят или улучшат свое здоровье после цикла занятий, не ниже 0,97.
2. Рост оценки самочувствия студентов, проходивших аудиторное обучение по программе ОП, выше нуля и значимо выше этого показателя оздоровительной эффективности занятий для всех групп ОЗС. Это означает, что студенты, посещающие АЗ, в среднем не только сохраняют, но и улучшают свое самочувствие, что является еще одним доказательством более высокой оздоровительной эффективности занятий ОП, чем занятий ОЗС.
В опросные листы были включены вопросы, которые позволили уточнить распределение изменений в самочувствии студентов по конкретным нарушениям здоровья, наиболее частые из которых: 1) пониженная энергетика, упадок сил; 2) головные боли, головокружения, обмороки; 3) неврозы, раздражительность, тревожность, депрессии; 4) нарушения сна, бессонница; 5) проблемы сердца и всего кровообращения;
6) нарушение иммунитета, частые простуды, ОРЗ;
7) боли в позвоночнике; 8) боли в конечностях; 9) проблемы зрения; 10) проблемы дыхания;
11) проблемы в работе печени и желчного пузыря;
12) нарушения в работе почек; 13) проблемы пищеварения, заболевания желудочно-кишечного тракта.
Данные опроса по разным нарушениям здоровья позволили выявить следующее:
1. Средние проценты ухудшения самочувствия по всем группам нарушений здоровья в 2007-2010 гг. у студентов СМГ, занимавшихся по программе ОП, в несколько раз ниже, чем данные ОЗС. Для 9 из 13-ти наиболее частых нарушений здоровья проценты ухудшений во всех группах ОЗС значимо выше, чем в группах студентов СМГ, занимавшихся по программе ОП. Еще для трех нарушений здоровья эти проценты у четырех или пяти из шести групп ОЗС значимо выше, чем в группах СМГ. Это еще раз подтверждает, что аудиторные занятия ОП более эффективны в плане сохранения здоровья, чем занятия по физической культуре для студентов основной группы.
2. Средние проценты ухудшения самочувствия по всем нарушениям здоровья у студентов СМГ, посещающих АЗ, имеют тенденцию к уменьшению с увеличением длительности обучения после первых двух лет. Значит, в среднем возможность сохранения здоровья у этих студентов после двух лет обучения растет с увеличением длительности обучения. Для 9 из 13 наиболее частых нарушений здоровья проценты ухудшений в группах студентов СМГ, посещающих АЗ, либо не меняются, либо уменьшаются с увеличением длительности обучения.
3. В группах студентов СМГ, посещающих АЗ, для большинства нарушений здоровья значимой разницы между данными 2001-2004 и 2007-2010 гг. не обнаружено. Аудиторные занятия ОП в последние годы так же эффективно, как и раньше, дают возможность этим студентам сохранять или улучшать свое здоровье.
© Афанасьев В. Ю., Кайсина Е. А., 2012