Динамика личностного развития относительно здоровых студентов
Крамида И. Е.
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Анотации
Целью работы является исследование эффективности разных занятий по физической культуре для относительно здоровых студентов. В исследовании приняло участие 1004 студента. Определены направления развития у студентов позитивных личностных качеств. Установлено, что позитивное развитие личности студентов наблюдается в большей степени на первом и третьем курсах, чем на втором. Не удалось обнаружить значимой разницы между ростом оценок развитости качеств личности студентов при занятиях по типовой программе и по программам специализаций. Установлено, что скорость развития качеств личности студентов незначительная: средний рост оценок основных позитивных личностных качеств за 3 года обучения не превышает 10% от максимально возможного уровня. Рекомендовано на занятиях больше внимания уделять вопросам развития позитивных качеств личности. Показано, что особое внимание следует уделить развитию эмоциональной устойчивости студентов и их терпимости в отношении к другим людям.
Ключевые слова:
личность, студенты, физическая культура, специализация, развитие.
Краміда І.Є. Динаміка особистісного розвитку відносно здорових студентів. Метою роботи є дослідження ефективності різних занять з фізичної культури для відносно здорових студентів. У дослідженні взяло участь 1004 студента. Визначено напрями розвитку у студентів позитивних особистісних якостей. Встановлено, що позитивний розвиток особистості студентів спостерігається переважно на першому і третьому курсах, ніж на другому. Не вдалося виявити значущої різниці між зростанням оцінок розвиненості якостей особистості студентів при заняттях за типовою програмою і за програмами спеціалізацій. Встановлено, що швидкість розвитку якостей особистості студентів незначна: середній зріст оцінок основних позитивних особистісних якостей за 3 роки навчання не перевищує 10% від максимально можливого рівня. Рекомендовано на заняттях більше уваги приділяти питанням розвитку позитивних якостей особистості. Показано, що особливу увагу слід приділити розвитку емоційної стійкості студентів та їх терпимості у ставленні до інших людей.
особистість, студенти, фізична культура, спеціалізація, розвиток.
Kramida I.E. Dynamics of personal development on healthy students.
The aim is to study the effectiveness of different physical training for the relatively healthy students. The study involved 1004 students. The directions of development of the students' positive personal qualities. Found that the positive development of personality of students observed mostly on the first and third year than in the second. Could not find significant differences between the growth estimates of development of personality traits of students in classes in the sample program and the program specializations. Found that the rate of development of students' personality traits minor: the average growth estimates for core positive personal qualities for 3 years does not exceed 10% of the maximum possible level. Recommended in the classroom more emphasis on developing positive personality traits. It is shown that special attention should be paid to the development of emotional stability of students and their tolerance towards other people.
personality, students, physical
education, specialization,
development.
Введение
В процессе обучения в вузе студент не только получает знания, но и развивается как личность. Чтобы повысить уровень подготовки выпускников, необходимо дать студентам вуза возможность более интенсивного личностного развития. Качественная подготовка специалистов в вузе включает в себя развитие у студентов позитивных личностных качеств, обеспечивающих эффективное решение стоящих перед ними задач. Необходимо разрабатывать и внедрять в учебный процесс вуза новые эффективные технологии, способствующие развитию гармоничной личности студента.
В нашем вузе в течение нескольких лет применяется новый принцип организации занятий основной группы студентов по физической культуре. Студенты могут выбрать либо занятия по общефизической подготовке, либо одну из специализаций (силовая подготовка, плавание, шейпинг, фитнес, специализации по игровым видам спорта) в соответствии со своими предпочтениями к тому или иному направлению физической культуры и посещать занятия по расписанию этой специализации в соответствии с разработанной для нее учебной программой. Такой подход позволил повысить интерес студентов к занятиям по физической культуре, их ответственность и снизать количество пропусков занятий. Однако вопрос о том, как влияет такая организация учебного процесса по
© Крамида И. Е. , 2013 doi: 10.6084/m9.figshare.691013
физической культуре на развитие личности студентов, пока остается открытым.
В последние годы появилось достаточно большое количество научных работ по различным видам спорта и оздоровительным системам (примерами могут служить работы [2, 6, 8, 9]), есть обобщающие работы, посвященные развитию физических [3, 7] и психофизических [3] способностей студентов разных специализаций. Однако в этих работах не рассматривается вопрос развития личности студента в процессе обучения по физической культуре. Некоторые авторы исследуют формирование профессионально значимых качеств у студентов разных специальностей средствами физкультурно-спортивной деятельности (наиболее близки по тематике к специфике нашего вуза работы Н. А. Алешева [1]).Однако эти авторы не рассматривают вопрос о личностном развитии студентов при разных вариантах организации обучения по физической культуре: по типовой программе и по специализациям.
Рассмотренные выше варианты занятий по физической культуре посещают студенты, отнесенные по состоянию здоровья к основной или подготовительной группам. Поскольку многие из них имеют те или иные заболевания, мы их называем относительно здоровыми студентами (ОЗС). В наших работах [4, 5] проведен анализ личностного развития ОЗС в процессе их обучения по типовой программе дисциплины «Физическая культура». Однако необходимо выяс-
зо
Э 2013
и
нить, что изменилось за последние годы (т.е. рассмотреть вопрос в динамике), и как повлияло введение специализаций на личностное развитие ОЗС.
Мы считаем важнейшим позитивным качеством личности человека личностную успешность, умение человека достигать цели, которые перед ним поставлены им самим или обществом. Успешность человека базируется на других позитивных качествах личности, которые определяют гармоничное, созидательное взаимодействие человека с окружающим миром и самим собой. К ним мы относим следующие качества: позитивное отношение к жизни, эмоциональную устойчивость, терпимость в отношении к другим людям, уверенность в себе, жизненную активность, развитое самосознание, коммуникабельность. Каждое из перечисленных восьми позитивных качеств личности студента является интегральным. Оно включает в себя несколько частных характеристик - черт характера или способностей человека.
На наш взгляд, достаточно полно отображает интегральные позитивные качества личности следующий перечень соответствующих им частных характеристик:
1. Позитивное отношение к жизни: умение извлекать уроки из неприятностей, оптимизм, умение находить положительное в любом событии жизни, жизнерадостность, способность учиться на ошибках.
2. Успешность: успешность в учебе, в делах и в личной жизни.
З.Эмоциональная устойчивость: уравновешенность, низкие ранимость, тревожность, раздражительность.
4. Терпимость в отношении к другим людям: умение понимать и принимать других людей, дружелюбие, низкая агрессивность.
5. Уверенность: высокая самооценка, умение принимать себя таким, какой есть, уверенность в себе, самостоятельность, отсутствие комплексов неполноценности.
6. Активность: умение настраиваться на важные дела, жизненная активность, целеустремленность, организованность, ответственность.
7. Развитое самосознание: осознание себя как личности, осознание необходимости работы над собой, способность осознавать свое состояние, самоконтроль, умение расслабляться без дополнительных релаксаторов (алкоголя и проч.), умение освобождаться от негативных эмоций.
8. Коммуникабельность: общительность, умение находить друзей, раскованность в общении.
В процессе обучения в вузе позитивные личностные качества студентов в той или иной мере развиваются. Будем считать позитивными личностными изменениями такие, при которых степень развития в человеке вышеперечисленных восьми качеств личности увеличивается.
В течение нескольких лет нами проводится исследование позитивных личностных изменений у студентов в период их обучения на факультете физической культуры и спорта. В данной работе для выяснения динамики личностного развития студентов нами про-
водится сравнительный анализ некоторых суммарных результатов, полученных при проведении исследований в 2001-2004 г. (когда все ОЗС обучались по одной программе по физической культуре) и в 2008-2012 г. (когда студентам предоставлялась возможность выбора: обучаться по типовой программе по физической культуре или по программам специализаций).
Современные изменения российского общества, направленные на гуманизацию и демократизацию, в том числе, и высшего профессионального образования, требуют создания научно обоснованной системы формирования профессионалов, способных творчески работать в сложившихся условиях. Одной из основных задач вуза является формирование инициативной, нравственной, предприимчивой, самостоятельной личности специалиста, готовой к личностному развитию. Важной задачей является совершенствование организации учебного процесса по физической культуре. В нашем вузе используется новый подход к организации учебных занятий по физической культуре для ОЗС (занятия по специализациям). Исследование личностного развития студентов при разных вариантах организации учебного процесса по физической культуре является важной практической задачей.
Работа выполнена в соответствии с планом НИР Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - Исследовать эффективность разных занятий по физической культуре для ОЗС и ее вероятную динамику в плане развития у студентов позитивных личностных качеств.
Задачи работы:
1. Провести сравнительный анализ позитивных личностных изменений у ОЗС, обучавшихся по физической культуре на 1-3 курсах: а) по обычной программе; б) по программам специализаций.
2. Провести сравнительный анализ позитивных личностных изменений у ОЗС в периоды 2001-2004 г. и 2008-2012 г.
Материал исследования. Для проведения исследования отбирались студенты, активно посещавшие занятия по физической культуре. Они были объединены в разные группы студентов, обучавшихся в вузе в 2001-2004 г. и в 2008-2012 г. Обозначим эти группы следующим образом (ниже в скобках приведены объемы выборок для групп 2001-2004 и 2008-2012 г. соответственно): 1, 2, 3 - ОЗС 1 (146 и 108 человек),
2 (163 и 60 человек), 3 (46 и 135 человек) курсов соответственно, посещавшие обычные занятия по физической культуре; 1с, 2с, 3с - ОЗС 1 (108 человек), 2 (66 человек), 3 (101 человек) курсов соответственно, посещавшие занятия специализаций по физической культуре в 2008-2012 г. Всего в исследовании приняло участие 1004 человека.
Методы исследования.
1. Опрос. Опросы студентов проводились в конце соответствующего учебного года. В данном исследовании мы использовали оценочный опрос.
Многие молодые люди с трудом могут оценить степень развития у них интегральных позитивных качеств личности. Однако большинство людей достаточно легко могут осознать, насколько у них развиты частные черты характера или способности, и тем более - насколько они изменились за тот или иной период времени. Поэтому при проведении опроса студентов мы включили в опросные листы в произвольном порядке перечень частных характеристик восьми основных интегральных позитивных качеств личности и попросили студентов оценить по шкале от 0 до 10 баллов степень развития у них каждой из частных характеристик в начале и в конце периода обучения.
2. Первичная математическая обработка результатов опроса каждого студента.
Прежде всего, подсчитывалась разность конечной и начальной оценок каждой из частных характеристик каждого интегрального позитивного качества личности - рост оценок за время обучения. Если частная характеристика негативна (например, «агрессивность»), то в качестве соответствующей позитивной оценки принималась величина 10 - N где N - оценка степени развития негативной частной характеристики.
Затем для каждого из восьми интегральных позитивных качеств личности студента подсчитывались средние значения роста оценок отдельных качеств личности, являющихся его проявлением.
3. Статистические методы обработки данных: 1) подсчет средних значений роста оценок основных интегральных позитивных качеств личности для каждой группы опрошенных; 2) оценка достоверности различий между средними величинами по ^критерию Стьюдента. Различия принимались за существенные при уровне значимости менее 0,05 и трактовались как тенденция к различию при уровне значимости более
0.05, но менее 0,15 (в приведенной ниже таблице такие случаи отмечены звёздочкой). Величины считались равными при уровне значимости более 0,75.
Результаты исследования.
Ниже приведена итоговая таблица среднего роста оценок развитости вышеперечисленных восьми позитивных качеств личности относительно здоровых студентов 1 - 3 курсов за соответствующий период обучения.
Обозначения и сокращения в таблице: др. - другие; кр. - кроме; в последней графе таблицы знаком «'» обозначены данные среднего роста оценок качеств личности студентов соответствующего курса. Например, «' 1» означает «данные группы 1, т.е. ОЗС первого курса, обучавшихся по типовой программе», «'1с'» означает «данные группы 1с, т.е. ОЗС первого курса, обучавшихся по программе одной из специализаций» и т.д. Цифры 1 и 2 после основного обозначения группы означают соответственно «первый диапазон лет обучения, т.е. 2001-2004 г.г.» и «второй диапазон лет обучения, т.е. 2008-2012 г.». Например, «' 11'» означает «данные группы 1, т.е. ОЗС первого курса, в 2001-2004 г.».
Опрос студентов показал следующее:
1. Позитивные личностные изменения наблюдаются в той или иной мере у студентов всех курсов как в 2001-2004 г., так и в 2008-2012 г. В оба диапазона времени конечные оценки шести из восьми основных позитивных личностных качеств студентов (за исключением эмоциональной устойчивости и терпимости в отношении к другим людям у студентов 1 и 2 курсов) значимо выше начальных. Конечные оценки терпимости в отношении к другим людям в 2001-20004 г. у студентов 1 и 3 курсов были выше начальных как тенденция (уровень значимости разницы 0,14 и 0,07 соответственно), у студентов 2 кур-
Таблица
Средний рост оценок развитости позитивных качеств личности студентов за период обучения
Качества личности Годы Рост оценок в груї -10) балло О й 5 о Важные значимые соотношения
1 1с 2 2с 3 3с Для каждого периода времени В динамике
Позитивность 1 2001-2004 0,6 — 0,6 — 1,0 — '3'>'1', '2' '11' > '12'; '21' > '2с'
2 2008-2012 0,3 0,4 0,5 0,3 0,8 0,8 '3','3с' > др.,'2'*
Успешность 1 2001-2004 0,1 0,6 — 1,1 — '3'>'1', '2' '21' > '2', '2с'; '31' > '32', '3с'
2 2008-2012 0,0 0,0 0,2 0,1 0,6 0,5 '3','3с' > др.
Эмоциональная устойчивость 1 2001-2004 -0,1 — -0,1 0,0 '1'= '2'='3' —
2 2008-2012 -0,3 -0,2 -0,1 -0,3 -0,1 -0,1 —
Терпимость 1 2001-2004 0,2 — 0,2 — 0,6 — '3'>'1', '2' '31' > '32'
2 2008-2012 0,1 0,0 0,1 0,1 0,2 0,4 3с' > все, кр. '3'
Уверенность 1 2001-2004 0,6 — 0,7 1,0 '3'>'1', '2' '21' > '2с'
2 2008-2012 0,4 0,5 0,5 0,4 0,7 0,8 '3'*,'3с' > '1','2с'
Активность 1 2001-2004 0,5 0,6 1,0 — '3'>'1', '2' '31' > '32', '3с'
2 2008-2012 0,3 0,4 0,5 0,5 0,7 0,6 '3'* > '1','1с'
Самоконтроль 1 2001-2004 0,5 0,6 1,0 — '3'>'1', '2' '31' > '3с'
2 2008-2012 0,3 0,4 0,6 0,6 0,9 0,6 '3' > (все)
Коммуникабельность 1 2001-2004 0,8 0,9 - 1,0 — - '21'* > '2', '2с'; '11' > '12', '1с'
2 2008-2012 0,4 0,4 0,6 0,6 1,2 0,8 '3' > (все); '3с' > '1','1с '
Э 2013
и
са начальные и конечные оценки терпимости различались незначимо. В 2008-2012 г. конечные оценки терпимости значимо выше начальных лишь у студентов 3 курса, обучавшихся на специализациях.
Можно сделать вывод, что в процессе обучения студентов на 1 - 3 курсах личность ОЗС развивается. Однако скорость этого развития, по самооценкам студентов, невелика (средний рост оценок основных позитивных личностных качеств за 3 года обучения не превышает 10% от максимально возможного уровня).
2. Позитивные изменения у ОЗС первого и второго курсов различаются незначимо для всех личностных качеств как в 2001-2004 г., так и в 2008-2012 г. Рост позитивных характеристик у студентов третьего курса значимо выше, чем у ОЗС 1 и 2 курсов, в 2001-2004 г. для 6 позитивных качеств личности из 8 (кроме эмоциональной устойчивости и коммуникабельности), а в 2008-2012 г. - для 7 (кроме эмоциональной устойчивости). Это означает, что связь позитивного развития личности ОЗС со сроком обучения нелинейна, в большей степени позитивное развитие студентов наблюдается на первом и третьем курсах, чем на втором. Наибольшие изменения основных позитивных личностных качеств наблюдаются у ОЗС третьего курса независимо от программы, по которой они обучались.
3. У ОЗС всех курсов и в 2001-2004 г., и в 2008-2012 г. не наблюдается развития одного из основных позитивных личностных качеств - эмоциональной устойчивости. Рост оценок степени эмоциональной устойчивости для студентов всех трех курсов в 2001-2004 г. одинаков и близок к нулю, в 2008-2012 г. различается незначимо. Это означает, что степень психологической устойчивости ОЗС не изменяется при обучении в вузе на 1 - 3 курсах.
4. В последние годы у ОЗС 1 и 2 курсов при обучении в вузе (независимо от программы обучения по физической культуре) не изменяется важнейший показатель гуманистической направленности личности - терпимость в отношении к другим людям. Значимый рост самооценок этого качества за период обучения в вузе наблюдается лишь у студентов 3 курса, занимающихся на специализациях по физической культуре.
5. Не удалось обнаружить значимой разницы между ростом оценок развитости качеств личности для групп ОЗС, занимавшихся по типовой программе занятий по физической культуре, и групп тех же курсов, проходивших обучение по программам специализаций, у студентов первого и второго курсов для всех личностных качеств, на третьем курсе - для 6 из 8. Возможно, это связано с относительно малыми объемами выборок для групп обучавшихся на разных специализациях. Дальнейшее исследование, возможно, даст возможность выяснить, при каком варианте обучения по физической культуре личность студента в наибольшей степени развивается.
6. Сравнивая данные 2001-2004 и 2008-2012 г.. можно заметить, что наблюдается отрицательная динамика роста оценок развитости позитивных качеств
личности. Для трех качеств личности оценки развитости в 2008-2012 г. значимо ниже, чем в 2001-2004 г. у студентов 1 или 2 курсов, а у студентов 3 курса обоих вариантов обучения по физической культуре различаются незначимо. Для других трех качеств личности из восьми оценки их развитости в 2008-2012 г. значимо ниже, чем в 2001-2004 г., у студентов 3 курса либо для одного, либо для обоих из двух рассматриваемых вариантов обучения по физической культуре. При этом у студентов либо первого, либо и первого и второго курсов обоих вариантов обучения по физической культуре, оценки развитости этих качеств личности различаются незначимо. Это означает, что обучение в вузе, в том числе и на факультете физической культуры и спорта, в последние годы в меньшей степени развивает личность большинства студентов, чем 10 лет назад. Учебный процесс вуза необходимо совершенствовать в плане решения задачи развития личности студентов.
Выводы
1. При любом варианте обучения ОЗС по физической культуре на 1 - 3 курсах личность студентов в той или иной мере развивается.
2. Связь позитивного развития личности ОЗС со сроком обучения нелинейна, в большей степени позитивное развитие студентов наблюдается на первом и третьем курсах, чем на втором. Наибольшие изменения основных позитивных личностных качеств наблюдаются у ОЗС третьего курса независимо от программы, по которой они обучались.
3. Занятия на специализациях по физической культуре в среднем не более эффективны в плане развития личности студента, чем типовые занятия по этой дисциплине.
4. На занятиях по физической культуре для ОЗС необходимо больше внимания уделять вопросам развития позитивных качеств личности. Особое внимание следует уделить развитию эмоциональной устойчивости студентов и их терпимости в отношении к другим людям.
В данной работе проведен анализ развития позитивных качеств личности у ОЗС, проходящих обучение по физической культуре по типовой программе и в среднем по программам всех специализаций, без рассмотрения каждой специализации по отдельности. Выборки групп студентов, занимающихся по программам разных специализаций, пока слишком малы, чтобы получить достоверные данные о личностном развитии этих студентов за 1, 2 или 3 года обучения. Необходимо провести опросы студентов в ближайшие 1-2 года и увеличить объемы выборок для разных групп, чтобы получить возможность выработать рекомендации по совершенствованию учебного процесса по физической культуре в плане развития позитивных качеств личности студентов. Кроме того, необходимо провести анализ динамики развития позитивных качеств личности у студентов специальной медицинской группы, проходящих аудиторное и внеаудиторное обучение по отдельной программе.
Литература:
1. Aлёшев RA. Формирование профессиопaльпо значимых качеств у будущих инженеров средствами физкультурно-спортивной деятельности : автореф. дисс. канд. пед. наук / RA. Aлёшев. -Чебоксары, Чувашский гос. ун-т. - 2007. - 22 с.
2. Воложанин С.Е. Повышение уровня физической подготовленности студентов вуза средствами атлетизма : автореф. дисс. канд. пед. наук / С. Е. Воложанин. - Улан-Удэ, Бурятский гос. ун-т. - 2007. - 2б с.
3. Козина Ж.Л. Структура комплексной подготовленности студенток технического вуза разных специализаций / Ж.Л. Козина, Л.Н. Барыбина, Н.Н. Кондак, В.В. Лысенко. - Физическое воспитание студентов, 2010. - № б. - С. 29 - 32.
4. Крамида И.Е. Позитивные личностные изменения у относительно здоровых студентов 1 - 3 курсов / И. Е. Крамида // Наука и образование: матер. всерос. конф. Т. 3. Ч. 4. «Педагогика и психология». - Томск, ТГПУ -2005. - С. 117 - 122.
5. Крамида И.Е. Изменение личностных показателей здорового образа жизни студентов в период аудиторного обучения на факультете физической культуры и спорта Сиб^У / И.Е. Крамида, ЯА. Максимов // Восток - Россия - Запад. Физическая культура и спорт, формирование здоровья и здоровьесберегающие технологии в системе образования: опыт, проблемы, исследования и перспективы: матер. междунар. симпоз. / СИБГЛУ - Красноярск, РИО КрасГУ - 200б. - С. 280-285
6. Трофимова О.В. Совершенствование физического воспитания студенток вуза на основе углубленного изучения фитнес-аэробики: автореф. дисс. канд. пед. наук / О.В. Трофимова. - Чебоксары, Чувашский гос. пед. ун-т. - 2010. - 19 с.
7. Черненко СА. Характеристика влияния специализаций на динамику развития функциональных и двигательных способностей студенток 3-5 курсов / CA. Черненко. - Физическое воспитание студентов, 2012. - № 4. - С. 1З0 - 1З4.
8. Waters K. и др. Characteristics of Social Smoking Among College Students // Journal of American College Health, 200б. - vol.55(3) . - pp. 1ЗЗ-1З9.
9. Lyvers M., Hall T., Bahr M. Smoking and psychological health in relation to country of origin // International Journal of Psychology, 2009. - vol. 44(5). - pp. З87-З92.
Информация об авторе:
Крамида Ирина Евгеньевна: [email protected]; Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.ФРешетнева; просп. им. газеты Красноярский Рабочий, 31, г. Красноярск, 660014, Россия.
Цитируйте эту статью как: Крамида И. Е. Динамика личностного развития относительно здоровых студентов // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2013. - № 4. - С. 30-34. doi:10.6084/m9.figshare.691013
Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive.html
Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru).
Дата поступления в редакцию: 11.04.2013 г.
Опубликовано: 30.04.2013 г.
References:
1. Aleshev N.A. Formirovanie professional’no znachimykh kachestv u budushchikh inzhenerov sredstvami fizkul ’turno—sportivnoj deiatel’nosti [Formation of professionally significant qualities of future engineers by means of physical and sports activities], Cand. Diss., Cheboksari, CSU Publ., 2007, 22 p.
2. Volozhanin S.E. Povyshenie urovnia fizicheskoj podgotovlennosti studentov vuza sredstvami atletizma [Increasing the level of physical fitness of students of high school athletics facilities], Cand. Diss., Ulan-Ude, BSU Publ., 2007, 26 p.
3. Kozina Zh.L., Barybina L.N., Kondak N.N., Lysenko V.V. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2010, vol. 6, pp. 29 - 32.
4. Kramida I.E. Pozitivnye lichnostnye izmeneniia u otnositel’no zdorovykh studentov 1 - 3 kursov [Positive personal changes in relatively healthy students of 1 - 3 courses]. Nauka i obrazovanie [Science and Education], Tomsk, TSPU Publ., 2005, pp. 117 - 122.
5. Kramida I.E. Izmenenie lichnostnykh pokazatelej zdorovogo obraza zhizni studentov v period auditornogo obucheniia na fakul’tete fizicheskoj kul’tury i sporta sibgau [Changing of personal indicators of healthy lifestyles of students in classroom teaching at the Faculty of Physical Education and Sports of SibSAU]. Vostok — Rossiia — Zapad. Fizicheskaia kultura i sport, formirovanie zdorov’ia i zdorov’esberegaiushchie tekhnologii v sisteme obrazovaniia: opyt, problemy, issledovaniia i perspektivy [East - Russia - West. Physical Culture and Sports, the formation of health and health-saving technologies in education: experience, problems, research and perspectives], Krasnoyarsk, KSU Publ., 2006, pp. 280-285
6. Trofimova O.V. Sovershenstvovanie fizicheskogo vospitaniia studentok vuza na osnove uglublennogo izucheniia fitnes—aerobiki [Improving the physical training of students of the university on the basis of in-depth study of aerobic fitness], Cand. Diss., Cheboksari, CSU Publ., 2010, 19 p.
7. Chernenko S.A. Fiziceskoe vospitanie studentov [Physical Education of Students], 2012, vol.4, pp. 130 - 134.
8. Waters K. Characteristics of Social Smoking Among College Students. Journal of American College Health, 2006, vol.55(3), pp. 133-139.
9. Lyvers M., Hall T., Bahr M. Smoking and psychological health in relation to country of origin. International Journal of Psychology, 2009, vol.44(5), pp. 387-392.
Information about the author:
Kramida I. E.: [email protected]; Siberian State Aerospace University Newspaper Krasnoyarsk Worker avenue, 31, Krasnoyarsk, 660014, Russia.
Cite this article as: Kramida I.E. Dynamics of personal development on healthy students. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2013, vol.4, pp. 30-34. doi:10.6084/m9.figshare.691013
The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html
This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).
Received: 11.04.2013 Published: 30.04.2013