УДК 796.011
ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗАХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП
Д.Р. Гареев, Т.Е. Могилевская
Рассмотрены способы занятия физической культурой в вузах со студентами с ограниченными возможностями и студентами специальных групп, а также новые организационные стратегии в сфере физического воспитания. Обозначены средства, применяемые в специальных медицинских группах. Изучены способы психологической поддержки и адаптации студентов с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: студент, аппликатор, арт-терапия, реабилитация, физическое воспитание, педагог-реабилитолог, спорт.
Содержание многочисленных научных исследований доказывает и подчеркивает повышенную значимость занятий физической культурой как действующего средства профилактики многих заболеваний. Под влиянием процесса физического воспитания возможно корректировать и формировать личность студента, тем самым прививая молодежи культуру здорового образа жизни и высокую мотивацию к занятиям физической культурой, что в свою очередь не только приводит к улучшению функционального состояния организма и физической подготовленности, но и оптимизирует учебный процесс в целом.
По нашему мнению, одной из главных причин роста соматических болезней среди студентов является низкая двигательная активность, некомпетентность педагогов в сфере физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие культуры здорового образа жизни, а также отсутствие информации, которая была бы способна в полном объеме осветить понятие о резервах здоровья и физической работоспособности, которые необходимо развивать.
Положительное влияние физических упражнений на организм человека является бесспорным, поскольку запускаются механизмы общей адаптации и расширяются функциональные возможности организма. Известно, что опираясь на адаптационные возможности человека, можно целенаправленно использовать те или иные формы физической культуры, регулировать компоненты физической нагрузки, сознательно формировать те функциональные изменения, которые повышают устойчивость организма к воздействию психосоциальных стрессоров. Умеренное и систематическое использование физической нагрузки является эффективным универсальным тренирующим фактором, который вызывает благоприятные функциональные, биохимические и структурные изменения в организме человека. Глобальное тренирующее влияние
физической нагрузки обусловлено тем, что организм реагирует на него по принципу системности, с вовлечением в процесс разных уровней организации механизмов адаптации.
Необходимо отметить, что физическое воспитание молодежи в высших учебных заведениях - неотъемлемая часть системы образования, составляющая гуманитарного воспитания, условие оптимизации физического и психического состояния, физического развития личности. Вместе с тем, за последние годы наблюдаются негативные тенденции развития спорта студенческой молодежи с ограниченными возможностями. Это дает основания утверждать об актуальности выбранной темы.
Основой новой организационной стратегии в сфере физического воспитания становится устранение противоречий между известными законами развития физического потенциала, уровнем накопленных педагогических и биологических знаний - с одной стороны, и современной практикой физического воспитания - с другой. Главные принципы этой стратегии: адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию студента, гармонизации и оптимизации физической тренировки, свобода выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями, способностями и физическими возможностями каждого студента.
Уже сегодня есть необходимость дифференциации содержания, объема и интенсивности физических нагрузок студентов, согласно их биологическому возрасту, индивидуальных моторных способностей и возможностей, состояния здоровья. Такую задачу невозможно решить в условиях традиционного занятия по физическому воспитанию.
Очевидно, есть необходимость в отдельном виде занятий по физическому воспитанию - оздоровительные занятия. Именно они должны проводиться в группах для студентов с ограниченными физическими возможностями и ослабленным здоровьем.
Студенты с ограниченными физическими возможностями - особая группа и для них необходима такая программа по физическому воспитанию, которая учитывает специфику состояния здоровья. Физическое воспитание для студентов с ограниченными физическими возможностями должно иметь ярко выраженную компенсаторную направленность.
Студенты высших учебных заведений в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на 3 группы: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровье, как правило, хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах. Комплектование групп должно осуществляться врачом.
Перед преподавателями, которые работают в таких группах стоят следующие задачи: улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой [10].
Система реабилитации включает занятия по физической культуре, желательно на открытом воздухе, занятия ЛФК, туристические походы и тому подобное.
Средства физической культуры, применяемые в специальных медицинских группах, отличаются лишь методикой: различное время, темп выполнения упражнений и их амплитуда, длина дистанции.
Существует много форм физической культуры, которые используются для нормализации функционального состояния и осанки студентов, а также для профилактики заболеваний.
Сочетать физическую активность с закаливанием для студентов особенно важно, так как такие занятия повышают общую тренированность организма, способствуют нормализации обменных процессов, функционального состояния, а также профилактики простудных заболеваний.
Реакция организма на физическую нагрузку различна. Здоровье, возраст, пол, время года (биоритмы) и др. важно, но во всех случаях необходимая физическая культура оказывает положительное влияние на организм.
Преподаватель физкультуры должен помнить, что способность обучающихся к адаптации и выполнению физических нагрузок снижается. Если физическая нагрузка не адекватна возможностям студента, могут быть серьезные осложнения, физкультура вместо пользы принесет вред. Не стоит включать в занятия сложные движения для координации, упражнения с весами и тому подобное, которые студенту сложно освоить и выполнить из-за снижения работоспособности и здоровья.
Учитывая важную роль оздоровительной физической культуры для студентов с ограниченными возможностями здоровья, назрела острая необходимость разработки специализированных методик и программ, создания соответствующих условий, разработки специализированного спортивного инвентаря и обеспечения проведения таких занятий педагогами-реабилитологами.
Кроме этого, на государственном уровне необходимо создать социально-экономические условия для решения этой проблемы, в спортивных комплексах высших учебных заведений оборудовать специализированные помещения, спортивные залы с соответствующим инвентарем, на спортивных площадках установить специальное оборудование, обеспечить проведение занятий квалифицированными реабилитологами под постоянным врачебным контролем.
Активизация спортивной работы со студентами, имеющими ограниченные физические возможности, и студентами-инвалидами способствует гуманизации всей системы высшего образования, меняет отношение к этой категории молодежи, тем самым способствуя их социальной адаптации в общество.
В последнее время произошла переоценка роли личности в развитии нашего общества и связана она с отражающими процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличения гласности. Именно эти процессы осветили одну из важнейших проблем современности - проблему инвалидности, привлекли внимание к ней политиков, ученых, общественных деятелей, работников средних и высших учебных заведений.
Растущий уровень инвалидности во всем мире связан с усложнением производства, ростом количества и интенсивности транспортных потоков, возникновением военных конфликтов и террористических актов, ухудшением экологических факторов, сокращением двигательной активности и увеличением фармакологических средств коррекции состояния здоровья человека и др.
В собственных исследованиях, руководствуясь, прежде всего, особенностями психики и возрастом студентов, мы сочли целесообразным использовать термин «студент с ограниченными возможностями здоровья».
Студент-инвалид - это лицо, имеющее физические или психические нарушения, препятствующие усвоению образовательных программ без предоставления специальных условий для обучения. Содержание специальных условий: специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные, спортивные и другие услуги, без которых невозможно научить данную категорию обучающихся.
Поддержка образования учащихся с инвалидностью существует во всех развитых странах мира. Она началась в соответствии с Всемирной программой действий в отношении инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции 37/52 от 3 декабря 1982 г. и реализуется в соответствии со стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов [9].
Так, согласно специальной литературе [3], в России активные электронные доски и доски с дополнительными зеркалами для наблюдения за артикуляцией учителя, стоящего спиной к аудитории, оборудованы для студентов с нарушениями слуха; FM - оборудование аудиторий, индуктивные петли, сурдоперевод, приборы для конспектирования лекций, интеграция в образовательную среду начинается с IV-го курса обучения. Внедрены информационные технологии обучения, электронные учебники,
дистанционное обучение. Проводятся коррекционные занятия, медико-психологическая реабилитация, профессиональная реабилитация.
Все студенты с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются психологической поддержкой и коррекцией, мониторингом здоровья, физической реабилитацией, аппликаторами, арт-терапией, а также пандусами и перилами вдоль лестниц, с надлежащим покрытием, достаточной шириной коридоров, лифтов, подъездных путей, специализированной парковкой.
Одной из важнейших составляющих социально-психической адаптации к обучению в высших учебных заведениях студентов с ограниченными возможностями здоровья является физическое развитие и физическая подготовленность, поэтому отношение молодежи с особыми потребностями к занятиям физической культурой и спортом во время учебы в высших учебных заведениях является одной из актуальных социально-педагогических проблем современности.
К сожалению, реальные факты наглядно показывают, что теоретико-методические основы физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья, в силу слабой материально -технической базы, слишком сложны, чтобы занять достойное место в учебной программе физического воспитания в высшем учебном заведении. Даже сегодня физическое воспитание в современных вузах не является ни содержательным, ни оригинальным, ни глубоким. Естественно, такое воспитание не может ни заинтересовать молодежь, ни повысить их желание и мотивацию заниматься физической культурой и спортом самостоятельно, а также сосредоточиться на здоровом образе жизни. Напротив, растет желание избежать подобных действий любыми способами [5].
Наиболее значимыми для человека с ограниченными возможностями здоровья и для формирования теории и методики физического воспитания студентов с различными нозологиями выступают отправные концептуальные положения:
- утверждение человека как высшей ценности на земле независимо от здоровья, приоритета человека как высшей ценности образования и культуры;
- понимание человека как целостной сущности, в которой интегрируется биологическое и духовное, психическое и социокультурное единство;
- признание человека как личности, уникальность которой определяется сплавом природных особенностей, воздействием среды обитания, в которой он формируется, своеобразием телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, потребностей, возможностей, способностей и др.;
- признание личности как человека свободного, вдохновенного, нравственного, природной основой которого является добро, чувства справедливости, сострадания, милосердия;
- способность личности к самопознанию, саморазвитию, самореализации и творчеству во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в физической культуре [6].
До недавнего времени основа физического воспитания определялась подходом, который определял реализацию средних, общих для всех стандартов и требований, нарушал идею индивидуального развития человека.
Изменение парадигмы образования на личностно-ориентированный и деятельностно-ориентированный подходы, усвоение норм и ценностей культуры создали комфортные условия для позитивных изменений во всех сферах личности. Для человека с ограниченными возможностями этот подход является единственным, так как многообразие нозологий, сопутствующих расстройств, неоформленных мотивов и потребностей в двигательной активности требуют индивидуального подхода к каждому человеку, выбора индивидуального пути физического и духовного развития для него.
В жизни инвалида биологическое состояние организма, в том числе и здоровье, отражает социальное проявление человека, степень его социокультурной, социально-трудовой, социально-бытовой адаптации и реабилитации.
К основным категориям, отражающим объективные закономерности биологических процессов в организме человека, относятся: целостность организма, единство структуры и функции, реактивность организма, причинно-следственная связь, адаптация, компенсации [1].
Целостность организма означает, что каждое заболевание является страданием всего организма, но целостность реакций проявляется в том, что весь организм, все органы и системы мобилизуются на борьбу за выздоровление, в том числе защитные реакции и жизненную силу.
Единство структуры и функции означает их непрерывную связь.
Активность - всеобщее свойство реагировать на внутренние и внешние раздражители.
Причинно-следственная связь в биологии и медицине означает, что в человеческой жизни нет процесса, который не вызван причиной.
Адаптация организма - процесс приспособления к окружающей среде начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.
В результате систематических физических нагрузок повышаются физиологические возможности организма, формируется долговременная устойчивая адаптация, которая характеризуется активацией и мобилизацией функциональных резервов, интенсивностью структурно-функциональных преобразований в органах и тканях, стабильностью взаимодействия регуляторных и исполнительных органов [ 8].
Компенсация - одна из важнейших адаптационных реакций организма на повреждение, которая заключается в том, что органы и системы, не затронутые действием поврежденного компонента, принимают на себя функцию нарушенных структур путем замены гиперфункции или качественного изменения функции.
Сущность теоретических знаний о двигательной активности заключается, с одной стороны, в выявлении биологических законов моторики человека в процессе вековой эволюции, с другой стороны, в поиске адекватных целенаправленных способов стимулирования развития двигательных функций, формирования и совершенствования физического потенциала человека.
Глубокий смысл двигательной активности для лиц с ограниченными возможностями здоровья кроется в понимании ими сути процесса физического совершенствования, который должен сопровождать человека всю жизнь, формируя у него устойчивую мотивацию, потребность в движении в любых доступных формах, осмысление отношения к своему телу и здоровью как к собственной и социальной ценности.
Обучение двигательным действиям и повышение двигательной активности необходимо проводить с использованием основных методических приемов: описание упражнения и его элементов, условия выполнения упражнения, показ техники упражнений, люстрация их с помощью разных наглядных пособий, выполнение упражнений в облегченных условиях. Речевая информация при этом состоит из объяснения, методических указаний относительно названия и последовательности фаз выполнения движений, действий ног, рук, головы, туловища, рекомендации для самоконтроля и исправления ошибок.
Дозировка физической нагрузки осуществляются подбором физических упражнений и подвижных действий, продолжительностью упражнений, количеством повторений, применением отягощений, сопротивления, приемов облегчения и помощи, а также изменением темпа и ритма движений. Дозируются общие и локальные нагрузки.
Студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют определенные проблемы, которые сформировались в предыдущие периоды жизни и учебы молодежи и существенно влияют на их познавательную, двигательную активность и интеграцию в образовательную среду. Среди них: пробелы в знаниях; трудности преодоления экологического барьера, в частности, образовательного; трудности восприятия учебного материала в стандартной форме; снижение трудоспособности, повышение утомляемости, нарушение концентрации внимания; повышенная восприимчивость к инфекционным заболеваниям и, как следствие, проблемы с посещаемостью; низкий уровень физической подготовленности; отсутствие навыков общения; отсутствие ориентации в обществе, низкая социальная активность; снисходительное отношение,
завышенные представления о своих возможностях; низкий уровень мотивации к достижению цели, чувство потери будущего; низкий уровень самоактуализации, нерешительность, преобладание интроверсии поведения; низкая самооценка, низкий уровень самоконтроля; повышенная тревожность, ранимость, эмоциональная нестабильность, депрессии и многие другие.
При формировании современной системы физического воспитания молодежи с ограниченными возможностями здоровья в вузе на первый план должны выдвигаться гуманистические идеи и ориентиры, основанные на уважении к личности, заботе об их здоровье и развитии. Такой подход предполагает признание каждого инвалида уникальным человеком, его прав и отношения к нему как к субъекту собственного развития.
Для студентов с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы условия для обучения двигательным действиям и совершенствования двигательной активности: специальные учебные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения с учетом дефектов и заболеваний, а также педагогическая, психологическая, социальная и медицинская помощь, без которой невозможно реализовать учебные планы по физическому воспитанию и профессиональные программы.
В настоящее время отсутствуют обобщающие и, прежде всего, экспериментальные исследования по разработке двигательных упражнений и повышению двигательной активности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, отсутствует четкая педагогическая система поддержки физической культуры и спорта в течение всего периода их обучения в вузе. Существует острая необходимость формирования динамической системы физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья, дающей человеку глубокие знания о своем организме, его двигательных возможностях, эффективных средствах воздействия на психофизическое состояние и методах их использования, сохранения и улучшения здоровья, формирующих потребность в здоровом образе жизни, физическом оздоровлении, активных физических упражнениях и занятиях спортом.
Таким образом, фундаментом методологии физического воспитания студенческой молодежи с ограниченными возможностями здоровья выступают научно-теоретические положения философско-медицинских категорий, раскрывающие закономерности функционирования организма с различными нозологиями; культурологической концепции взаимосвязи биологического и социального, телесного и духовного в жизнедеятельности человека; концепций гуманистической психологии и педагогики - признание человека как целостной и уникальной личности, способной к духовному совершенствованию и творчеству, социализации и интеграции в общество, теории самовоспитания личности.
Список литературы
1. Адаптивное физическое воспитание и спорт / под ред. Д.П. Винника. Киев: Олимпийская литература, 2016. 608 с.
2. Адирхаев С.Г. Особенности отношения к занятиям физического воспитания студентов с особыми потребностями в интегрированной студенческой среде // Вестник педагогического университета. 2018. Вып. 91. Т.1. С. 15-19.
3. Бар-Ор А., Роуланд Т. Двигательная активность и здоровье детей от физиологических основ до практического применения. Киев: Олимпийская литература, 2014. 527 с.
4. Выготский Л. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2012.
480 с.
5. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Высшая школа, 2012.
400 с.
6. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура в реабилитации и социальной адаптации инвалидов // Физическая культура и спорт в современном обществе. Смоленск: СГАФКСТ, 2015. Ч.1. С. 11-17.
7. Меерсон Ф.И. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 2013. 278 с.
8. Носко Н.А. Повышение уровня двигательной активности как фактор укрепления здоровья учащихся и студенческой молодежи // Вестник педагогического университета. 2016. № 69. С. 144-150.
9. Томенко О. Занятия физической культурой и спортом в структуре физической и социально-психологической реабилитации инвалидов / О. Томенко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2017. № 1. С. 19-24.
10. Hardman K., Marshall J.J. World-wide survey of the state and status of school physical education: final report. Manchester: University of Manchester, 2010.
Гареев Дмитрий Ринатович, канд. пед. наук, преподаватель, [email protected], Россия, Екатеринбург, Уральский институт государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
Могилевская Татьяна Евгеньевна, канд. пед. наук, доц., lanya-landa.lisl.ru, Россия, Екатеринбург, Уральский институт государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
CLASSES OF PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS FOR STUDENTS WITH LIMITED OPPORTUNITIES AND STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS
D.R. Gareev, T.E. Mogilev
The ways of physical education in high school students with disabilities and students of special groups, new organizational strategies in the field of physical education are considered. Marked tools used in special medical groups. Ways of psychological support and adaptation of students with disabilities are studied.
Key words: student, applicator, art therapy, rehabilitation, physical education, teacher-rehabilitologist, sport.
Gareev Dmitry Rinatovich, candidate of pedagogical sciences., teacher, dimagario@yandex. ru, Russia, Yekaterinburg, Ural Institute of State Fire Service, Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Disaster Relief,
Mogilevskaya Tatyana Evgenevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, tanya-land@,list. ru, Russia, Yekaterinburg, Ural Institute of State Fire Service, Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Disaster Relief
Reference
1. Adaptivnoe fizicheskoe vospitanie i sport / pod red. D.P. Vinnika. Kiev: Olimpijskaya literatura, 2016. 608 s.
2. Adirhaev S.G. Osobennosti otnosheniya k zanyatiyam fizicheskogo vospitaniya studentov s osobymi potrebnostyami v integrirovannoj studencheskoj srede // Vestnik pedagogicheskogo universiteta. 2018. Vyp. 91. T.1. S. 15-19.
3. Bar-Or A., Rouland T. Dvigatel'naya aktivnost' i zdorov'e detej ot fiziologicheskih osnov do prakticheskogo primeneniya. Kiev: Olimpijskaya literatura, 2014. 527 s.
4. Vygotskij L. Pedagogicheskaya psihologiya. M.: Pedagogika, 2012. 480 s.
5. Gal'perin P.Ya. Lekcii po psihologii. M.: Vysshaya shkola, 2012. 400 s.
6. Evseev S.P. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura v reabilitacii i social'noj adaptacii invalidov // Fizicheskaya kul'tura i sport v sovremennom obshchestve. Smolensk: SGAFKST, 2015. Ch.1. S. 11-17.
7. Meerson F.I. Adaptaciya, stress i profilaktika. M.: Nauka, 2013. 278 s.
8. Nosko N.A. Povyshenie urovnya dvigatel'noj aktivnosti kak faktor ukrepleniya zdorov'ya uchashchihsya i studencheskoj molodezhi // Vestnik pedagogicheskogo universiteta. 2016. № 69. S. 144-150.
9. Tomenko O. Zanyatiya fizicheskoj kul'turoj i sportom v strukture fizicheskoj i social'no-psihologicheskoj reabilitacii invalidov / O. Tomenko // Pedagogika, psihologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. 2017. № 1. S. 19-24.
10. Hardman K., Marshall J.J. World-wide survey of the state and status of school physical education: final report. Manchester: University of Manchester, 2010.