Научная статья на тему 'Основные проблемы обучение плаванию лиц с ограниченными возможностями'

Основные проблемы обучение плаванию лиц с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / СПОРТ / SPORT / ПЛАВАНИЕ / SWIMMING / СТУДЕНТ / STUDENT / МЕТОД / METHOD / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ДВИЖЕНИЕ / MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфенов Александр Сергеевич, Котьков Николай Николаевич, Козлов Федор Федорович

Одним из эффективных средств реабилитации и социальной адаптации учащихся и студентов с ограниченными физическими возможностями являются занятия плаванием. Для этой группы молодежи плавание выступает как фактор улучшения самочувствия и укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности, удовлетворение потребности в общении и расширении дружественных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS OF TEACHING SWIMMING FOR PEOPLE WITH DISABILITIES

One of effective remedies of rehabilitation and social adaptation of pupils and students with limited physical capacities are occupations by swimming. For this group of youth swimming acts as a factor of improvement of health and strengthening of health, increase of level of physical fitness, satisfaction of need for communication and expansion of friendly communications.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы обучение плаванию лиц с ограниченными возможностями»

УДК 796.011.3+378

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

THE MAIN PROBLEMS OF TEACHING SWIMMING FOR PEOPLE

WITH DISABILITIES

Парфенов Александр Сергеевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Parfenov Alexander Sergeevich candidate of pedagogical sciences, associate professor department of applied physical culture Orel state university named after I S. Turgenev

Orel, Russia

Котьков Николай Николаевич

кандидат педагогических наук, профессор кафедра «(Прикладная физическая культура»> Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Kotkov Nikolai Ni'kolaevich candidate of pedagogical sciences, professor department of applied physical culture Orel state university named after I S. Turgenev

Orel, Russia

Козлов Федор Федорович

старший преподаватель кафедра «(Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Kozlov Fedor Fedorovich senior lecturer department of applied physical culture Orel state university named after I S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Одним из эффективных средств реабилитации и социальной адаптации учащихся и студентов с ограниченными физическими возможностями являются занятия плаванием. Для этой группы молодежи плавание выступает как фактор улучшения самочувствия и укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности, удовлетворение потребности в общении и расширении дружественных связей.

Abstract. One of effective remedies of rehabilitation and social adaptation of pupils and students with limited physical capacities are occupations by swimming.

For this group of youth swimming acts as a factor of improvement of health and strengthening of health, increase of level of physical fitness, satisfaction of need for communication and expansion of friendly communications.

Ключевые слова: реабилитация, спорт, плавание, студент, метод, здоровье, движение

Keywords: rehabilitation, sport, swimming, student, method, health, movement

Достижение определенного уровня физического развития человека средствами физической культуры требует оптимальной организации специализированного педагогического процесса.

Особую актуальность проблема оптимизации процесса освоения новых двигательных действий приобретает для лиц с отклонением состояния здоровья и инвалидов, поскольку традиционные средства и методы, используемые для обучения здоровых людей, им не всегда подходят [1].

Для учащихся школ и студентов с ограниченными возможностями здоровья такой подход является единственно верным потому, что многообразие нозологий, сопутствующих нарушений, отсутствие мотивации и потребности в двигательной активности требуют персонального подхода к личности, выбора для нее индивидуального пути физического развития.

Студент с ограниченными возможностями здоровья — человек, который имеет физические и психические недостатки, которые мешают усвоению содержания учебных программ без предоставления специальных условий для получения образования. Кроме того, у немалой части абитуриентов, желающих получить высшее образование, к сожалению, превалирует мотивация избегания неудачи. Это объясняется тем, что в период обучения в школе к детям -инвалидам, особенно к тем, кто обучается на дому, предъявляются заниженные требования. В результате учащиеся приходят в вуз с установками: ко мне будут относиться снисходительно и не предъявлять высокие требования. Безусловно, такие установки становятся серьезным препятствием на пути к получению высшего профессионального образования [4]

Оптимальное управление процессом формирования (обучения) и совершенствования двигательных действий студенческой молодежи -важнейшая задача и для специалистов в области физической культуры, работающих в высших и среднеспециальных учебных заведениях.

Актуальность и необходимость решения проблемы физического воспитания и спорта молодежи с ограниченными возможностями здоровья объясняется многими причинами:

- увеличение количества молодежи с ограниченными возможностями здоровья из-за ухудшения социально-экономических и экологических условий;

- большинство молодежи с разными нозологиями из-за социальных и физических барьеров лишены возможности реализовать свои способности на уровне со здоровыми людьми;

- инвалидность связана не только с потерей трудоспособности, но и с ограничением и дефицитом двигательной активности;

- остро стоит проблема подготовки высококвалифицированных спортсменов-инвалидов для участия от России в Паралимпийских, Сурдолимпийских и Специальных Олимпиадах.

Одним из эффективных средств реабилитации и социальной адаптации учащихся и студентов с ограниченными физическими возможностями являются занятия плаванием. Для этой группы молодежи плавание выступает как фактор улучшения самочувствия и укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности, удовлетворение потребности в общении и расширении дружественных связей.

Различные методики обучения плаванию, выделенные по способу формирования навыков обучаемых, по величине охвата их двигательного потенциала, по характеру взаимодействия преподавателя и обучаемых, по характеру двигательной деятельности занимающихся в зависимости от ситуаций, обладают различным навыкоформирующим потенциалом [3].

Для учащихся с ограниченными возможностями наиболее доступными для восприятия являются методики, базирующиеся на индивидуальных двигательных представлениях обучаемых. «Индивидуально-рациональный» способ плавания, для каждого занимающегося возможно определить только творческим путем, при условии наличия высококвалифицированного тренерско-препода-вательского состава и большого профессионального опыта.

Анализ методик индивидуального обучения плаванию показывает, что за основу формирования исходной модели для обучения плаванию детей-инвалидов принимались адаптированные средства и методы, заимствованные из опыта обучения здоровых детей или полученные в результате поисковых педагогических экспериментов. Однако двигательное действие инвалида не может соответствовать двигательному опыту здорового человека, что сказывается на эффективности результатов [2].

Среди технологий обучения, способных обеспечить индивидуальное двигательное развитие в условиях водной среды, ведущее место отводится тем из них, которые вовлекают занимающихся в соучастие по формированию собственного двигательного потенциала. Подобные технологии подразумевают двойственный посыл процесса обучения, совместное построение преподавателем и обучаемым индивидуального способа плавания, содержащего элементы, различающиеся по рациональности, но наиболее освоенные и приемлемые для формирования персональных плавательных движений конкретного занимающегося.

Индивидуализированное обучение плаванию предполагает самоактуализацию двигательного опыта человека. В нем изначально заложена необходимость выбора решений, направленных на поиск нестандартных путей построения индивидуальных способов плавания, заданий на проявление саморефлексии. Кроме того, обучаемый сам должен понимать смысл собственных движений и направления, в которых следует строить свои дальнейшие действия.

Отсюда логичен переход к поиску адекватных путей совершенствования индивидуальных особенностей техники передвижения в воде. Условия индивидуально-ориентированного преобразования, предполагает согласованность методики обучения с индивидуальными возможностями обучаемых и направленностью их совершенствования [3].

Одной из методик формирования «эталонной техники» двигательных действий при обучении плаванию является принудительное перемещение

звеньев тела учащегося. Такие упражнения облегчают процесс формирования адекватного образа движений и условий их выполнения, полноценной ориентировочной основы двигательного действия, освоения необходимых нервно-мышечных координаций и т.п.

Идея принудительного воздействия на звенья тела человека, или метод «пассивных движений», не является новой в физической культуре и достаточно хорошо используется при обучении, развитии двигательных качеств и способностей, восстановлении после травм и других заболеваний.

Как правило, при обучении с помощью метода «Пассивных движений» педагог воспроизводит за учащихся то или иное двигательное действие, а последний лишь воспринимает его. При освоении, например, техники работы рук при плавании кролем на груди тренер берёт в свои руки - руки ученика и надлежащим образом перемещает их (а вместе с ними и звенья тела ученика) в воде.

Обучение путём пассивных движений, очевидно, должно вести учащегося прямо к необходимому результату, так как отбор нужных реакций осуществляется тренером за учащегося и последний освобождается от необходимости анализа обстановки и собственных действий, усилий, затрачиваемых на предупреждение, появление лишних, ошибочных, движений и установление временных связей. Правда, при этом нельзя провоцировать ученика на «пассивность», ограничивать его познавательную активность.

В практике физического воспитания и особенно спорта стремление педагогов к обеспечению активности учащегося в условиях частичной реализации метода «пассивных движений» наблюдаются при использовании ими физической помощи - «проводки» по движению (поддержки, подталкивания, фиксации необходимых поз и положений звеньев и др.). Являясь своеобразным симбиозом метода «пассивных движений» и активного выполнения занимающимся разучиваемых движений, метод физической помощи всегда был и будет эффективным «орудием» педагога в деле формирования новых двигательных действий.

Физическая помощь - это физическое воздействие на занимающегося, оказываемое педагогом или управляемыми им техническими средствами, и компенсирующие недостаточную подготовленность занимающегося с целью обеспечения безопасного решения осваиваемой им двигательной задачи. Стремление педагога, используя различные приемы физического воздействия на учащегося, довести его действия до уровня программных требований, обеспечивающих решение осваиваемой двигательной задачи, является сутью или основной цели физической помощи как профессионально-педагогического умения.

Опытные педагоги чутко реагируют на действия занимающегося при выполнении им упражнения, регулируют величину и интенсивность своих усилий так, чтобы, обеспечивая максимальную мобилизацию возможностей человека довести результат его действий до уровня программных требований. Данный метод позволяет организовать условия тренировки, обеспечивающее применение таких методов обучения и развития занимающегося, которые осуществить в естественных условиях в принципе невозможно.

Сказанное позволяет заключить, что широко используемый в практике

метод физической помощи учащемуся подтверждает целесообразность оптимального сочетания активного и пассивного выполнения движений в процессе их освоения.

Анализ литературных источников, педагогические наблюдения, опрос преподавателей и тренеров позволяет констатировать, что умения и навыки оказания физической помощи являются сложным профессионально-педагогическим компонентом мастерства педагогов, требующими от них максимальной концентрации внимания, наличия сформированных сенсорно-перцептивных составляющих действия, тонких дифференцировок мышечных усилий, предвидения возможных критических ситуаций по особым признакам протекания движений, высокого уровня развития силовых и скоростно-силовых качеств и др. [3].

Особенно важны эти умения и навыки для тренера-преподавателя по плаванию, работающему с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

При обучении плаванию с применением физической помощи выделяют следующие приемы:

1) проводка - действия педагога, сопровождающие ученика по всему упражнению или отдельной его фазе;

2) фиксация - длительная задержка ученика в определенной части (точке) движения;

3) подталкивание - кратковременная помощь при перемещении ученика;

5) подкрутка - кратковременная помощь ученику при выполнении поворотов.

Относительно новым приемом оказания физической помощи можно считать прием, условно названный тандотерапией (В.В. Певченков, 1998; С.П. Евсеев, В.Н. Илларионов, В.В. Певченков, 2000). Он предполагает освоение двигательных действий путем тренировки с принудительным выполнением движений. Он объединяет способы обучения с помощью кинетотерапевта (когда больного держат за руки и подталкиванием стимулируют движение, контролируя постановку ноги и помогая удерживать равновесие) и с помощью подвешивания в «воротниках» и корсетах различных конструкций.

Варианты взаимодействия могут быть различными (в зависимости от того, каким движениям надо обучать), в том числе с применением механической связи. Руки, ноги, корпус и голова инструктора связаны с соответствующими частями тела ребенка за счет механизмов, императивных тренажеров, приспособлений-шин, клейкой ленты, распределяющих силу воздействия на звенья человека на максимально возможную площадь [3].

Существенными недостатками этих способов является отсутствие эффективных средств механического принуждения к копированию больным ребенком естественных навыков движения здорового человека, поскольку воздействие осуществляется лишь с помощью руки и словесных наставлений. Контролировать правильную постановку ноги очень трудно. Для ребенка с умственной патологией данные способы малоэффективны.

Применение специальных поддерживающих устройств и тренажеров, проводка тренером обуславливают введение в структуру процесса формирования двигательных действий новых этапов:

1) формирование ориентировочной основы двигательного действия и сенсорно-перцептивного обучения при принудительном воспроизведении исполнительной части действия;

2) формирование нервно-мышечных координаций и соответствующих им мышечных усилий с использованием ориентировочной части действия;

3) развитие специальных качеств и способностей, необходимых для осуществления действия;

4) формирование умений и навыков самоконтроля, предупреждения и коррекции ошибок;

5) переход к самостоятельному выполнению двигательного действия и демонстрации планируемого результата в естественных условиях.

Выделенные этапы соответствуют этапам начального и углубленного разучивания двигательных действий в общепринятой структуре процесса обучения [5].

Таким образом, учащийся и тренер должны представлять собой как бы две взаимосвязанные части единого процесса. Проводка и помощь тренера-преподавателя обеспечивают целостное выполнение плавательных движений с заранее запланированными показателями за счет принудительного удержания или изменения позы ученика. Данный процесс взаимодействия естественных движений и влияний на них из вне, необходимо организовывать так, чтобы при постепенно уменьшающейся помощи постоянно обеспечивать максимальную реализацию естественных потенциальных возможностей занимающегося.

Литература

1. Евсеева С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник. - В 2 т. - Т. 1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры. Москва : Советский спорт, 2003. 448 с.: ил.

2. Мосунов Д. Ф. Проблемы гидропедагогики // Спорт и здоровье нации : приложение к журналу «Адмиралтейство». СПб., 2001. № 1. С. 23-26.

3. Понимасов О. Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2013. №8 (102). С. 128-131.

4. Туревский И. М. Психомоторная подготовленность человека:структура, онтогенез, практика : монография. Тула : изд-во Тул.гос.педун-та им. Л. Н. Толстого, 2012. С.14-22.

5. Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья : научное издание / отв. ред. А. М. Щербакова. Москва : Изд-во Московского городского психолого-педагогического университета, 2011. 713 с.

References

1. Evseeva S. P. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kul'tury : uchebnik. - V 2 t. - T. 1. Vvedenie v spetsial'nost'. Istoriya i obshchaya kharakteristika adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [Theory and organization of adaptive physical culture: textbook. - In 2 t. -T. 1. Introduction to specialty. History and general characteristic of adaptive physical culture]. Moscow, Sovetskiy sport Publ., 2003, 448 p.

2. Mosunov D. F. Problemy gidropedagogiki [Hydropedagogics problems]. Sport i

zdorov'e natsii : prilozhenie k zhurnalu «Admiralteystvo» - Sport and health of the nation: annex to the Admiralteystvo magazine. St. Petersburg, 2001, no. 1, pp. 23-26.

3. Ponimasov O. E. [Individual-based transformation of movements in the conditions of mass training in applied swimming]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta -Scientific notes of the university of P.F. Lesgaft, 2013, no. 8 (102), pp. 128-131.

4. Turevskiy I. M. Psikhomotornaya podgotovlennost' cheloveka:struktura, ontogenez, praktika [Psychomotor readiness of a cheloveka:struktur, ontogenesis, practice]. Tula, Toole. state. pedun-that of L.N. Tolstoy Publ., 2012, pp.14-22.

5. Shcherbakova A. M. (ed. by) Aktual'nye problemy psikhologicheskoy reabilitatsii lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Current problems of psychological rehabilitation of persons with limited opportunities of health]. Moscow, Moscow city psychology and pedagogical university Publ., 2011, 713 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.