ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 376.2/.4
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЛАВАНИЕ»
© Александр Михайлович ФЕТИСОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных дисциплин, e-mail: [email protected]
На базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина с 2003 г. ведутся исследования методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми. По мере изучения практического опыта преподавания учебной дисциплины «Плавание» в нашем регионе и в целом по России, а также анализа литературных источников нами определено, что методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми нуждается в дальнейшей доработке и совершенствовании, поскольку недостаточно исследованы и освещены в научно-методической литературе вопросы методики подготовки специалистов по адаптивной физической культуре. Не полностью сформированы подходы к формам организации занятий, использованию средств, методов и методических приемов при обучении плаванию глухих детей. Нуждаются в доработке содержание производственных, педагогических и учебных практик. Недостаточно освещены методические особенности начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет и тестовые задания для оценки уровня плавательных умений глухих детей 6-7 лет при начальном обучении плаванию. Малоисследованными остаются критерии оценки знаний и умений профессиональной подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию с глухими детьми.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура; специалист по адаптивной физической культуре; учебная дисциплина «Плавание»; профессиональная деятельность; адаптивное плавание; обучение плаванию; реабилитация; дети с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья.
Начальное обучение плаванию детей с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья в Тамбовской области до 2004 г. проводилось в основном родителями таких детей и носило бессистемный и фрагментарный характер.
Наши исследования методики подготовки специалистов адаптивной физической культуры к проведению занятий по плаванию с глухими детьми 6-7 лет вызвали интерес спортивной общественности города и области. Многочисленные публикации, выступления на региональных и Всероссийских научно-практических конференциях, проведение экспериментальной части исследования в бассейне «Дельфин» областного центра
подтолкнули к действию многих специалистов по плаванию к организации и проведению в нашем регионе начального обучения плаванию детей с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья, в т. ч. с отклонениями по слуху.
Так, с 2005 по 2012 г. на базе бассейна «Надежда» сотрудниками Оздоровительно-коррекционного центра ТГУ им. Г.Р. Державина было организовано обучение плаванию умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития.
В 2006-2010 гг. на базе бассейна «Дельфин» открылись группы по начальному обучению плаванию умственно отсталых детей (тренеры Л.В. Васильева, В.А. Артюхин), на
базе бассейна «Антей» открылись группы по начальному обучению плаванию слабослышащих детей (тренер М. Шуть).
С 2006 на базе бассейна «Антей» студенты специальности «Адаптивная физическая культура» проходят педагогическую практику, обучая плаванию слабослышащих, умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития.
Из анализа литературных источников нами установлено, что методика подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию имеет ряд недостатков:
- отсутствует теоретический раздел, направленный на формирование знаний у студентов о нозологии детей с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья: характеристики типичных нарушений слуха детей, вторичных и сопутствующих заболеваний, особенностей познавательной сферы, возрастной динамики физического развития, нарушений двигательной сферы;
- не используются специальные средства, методы, методические приемы, формы организации занятий и контроля, которые должны учитывать особенности нозологии,
физического и функционального развития детей с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья;
- не используются подходы к средствам общения с детьми в соответствии с их нозологией;
- отсутствуют занятия с детьми с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья по начальному обучению плаванию в содержании учебных и педагогических практик студентов по учебной дисциплине «Плавание».
Данные анализа литературных источников подтвердились результатами педагогического наблюдения и анкетирования.
Педагогическое наблюдение проводилось в 2003-2010 гг. во время проведения учебных занятий по плаванию в вузах г. Тамбова, на занятиях по плаванию с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья в бассейнах «Дельфин», «Надежда», «Антей». Наблюдение проведено более чем на 100 занятиях у 50 человек (преподавателей и студентов-практикантов). Нами наблюдались признаки и действия преподавателей, которые оценивались экспертами Л.М. Кацук, А.Ю. Кейно, А.М. Фетисовым, П.М. Грицковым (табл. 1).
Таблица 1
Результаты педагогического наблюдения проведения учебных занятий и занятий по плаванию с детьми-инвалидами в бассейнах г. Тамбова в 2003-2010 гг.
№ п/п Наблюдаемые признаки и действия преподавателей по плаванию Уровень владения (%)
низкий средний высокий
1 Внешний вид учителя - 18 82
2 Владение терминологией 22 54 24
3 Умение показать упражнение 12 64 24
4 Выбор позиции и места при объяснении материала 8 64 28
5 Доступность изложения материала 14 62 24
6 Логика построения материала 8 66 26
7 Контакт с занимающимися 4 78 18
8 Проявление несдержанности в общении с занимающимися 26 74 -
9 Проявление толерантности 36 42 22
10 Командный голос - 32 68
11 Использование разнообразных форм организации занятий 24 58 18
12 Использование адекватных для данной нозологии средств, методов, методических приемов (ручной азбуки и специальных жестов) 86 14
13 Знания нозологии детей-инвалидов, особенностей их психического и физического состояний 56 32 12
14 Специальные упражнения для «погружения» студентов в условия нозологической группы 94 6
15 Умение преодолевать критические ситуации при обучении плаванию детей-инвалидов 92 8
Как видно из представленных в табл. 1 данных, внешний вид учителя у 82 % респондентов оценен как высокий. Во владении преподавателем терминологией средний уровень у 54 %, обращает на себя внимание высокий процент с низким уровнем владения терминологией 22 % наблюдаемых.
В умении показать упражнение и в доступности изложения материала результаты примерно одинаковые и оцениваются экспертами как допустимые. При выборе позиции и места преподавателем при объяснении материала, как и в логике построения материала, процент низкого уровня оценок невысокий - 8, при среднем 64,66 % и высоком 28,26 %, соответственно. Высокие оценки получены за установление контакта с занимающимися (владение педагогической ситуацией во время урока).
Вместе с тем в проявлении несдержанности в общении с занимающимися уличены 26 % респондентов при отсутствии высоких оценок, а проявили высокий уровень толерантности всего 22 % участников наблюдения.
Значительно слабее при наблюдении проявлены знания особенностей нозологических групп детей с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья, особенностей их психического и физического состояний, с оценкой высокого уровня 12 %, низкий уровень владения показали 56 % участников педагогического наблюдения.
Самые высокие оценки выставлены за командный голос, а в использовании разнообразных форм организации занятий низкий уровень показан у 24 %, при высоком уровне всего в 18 %.
В подборе оптимальных и адекватных для данной нозологии средств, методов, методических приемов (ручной азбуки и специальных жестов) существуют значительные пробелы у 86 % наблюдаемых, у них зафиксирован низкий уровень владения. По результатам наблюдений более 90 % преподавателей не включают в учебные занятия по плаванию специальные упражнения для «погружения» студентов в условия данной нозологической группы.
Для детального исследования методики подготовки специалистов адаптивной физической культуры к проведению занятий по
плаванию с глухими детьми 6-7 лет нами разработан и проведен опрос-интервью преподавателей и специалистов по плаванию г. Тамбова, который был предложен им в октябре-декабре 2010 г. В опрос-интервью приняли участие 50 человек.
Подавляющее большинство респондентов (84 %) считают, что методика подготовки специалистов адаптивной физической культуры к проведению занятий по плаванию с глухими детьми имеет недостатки, т. е. существует дефицит научно-методической литературы, нехватка высококвалифицированных специалистов адаптивной физической культуры по плаванию, недостаточность разработки содержания педагогических и учебных практик для студентов специальности «Адаптивная физическая культура», недостаточное внимание знаниям студентов по нозологии детей с нарушением слуха и изучению специальных жестов и ручной азбуки.
Так, 72 % считают необходимым разработку методики подготовки специалистов адаптивной физической культуры к проведению занятий по плаванию с глухими детьми: внесение в лекции и семинарские занятия материалов по нозологии детей с нарушением слуха, особенностей психического и физического развития таких детей. В практическом разделе следует использовать средства, методы, формы организации занятий, соответствующие особенностям возраста и нозологии детей с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья.
Допускают использование тех же средств, методов и форм организации занятий при начальном обучении плаванию глухих детей, что и при обучении здоровых детей 58 % опрошенных.
На вопрос «Знакомы ли вы с существующими методиками начального обучения плаванию детей-инвалидов», «да» ответили 24 % респондентов, из них 10 % назвали лишь одного автора - Д.Ф. Мосунова, 14 % ответили, что с методиками знакомы, но авторов назвать не смогли.
Методические особенности начального обучения глухих детей 6-7 лет затруднились назвать 44 % опрошенных, 48 % отнесли к особенностям условие малого бассейна, температуру воздуха 28° С, температуру воды 26° С и общение через специалиста по дак-тильной (ручной) азбуке.
При этом 62 % опрошенных считают необходимым овладение студентами ручной азбукой и специальными жестами для начального обучения плаванию глухих детей, но при этом 38 % считают возможным обучение через специалиста по тактильной азбуке.
К наиболее важным чертам характера в работе с детьми с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья 92 % респондентов отнесли коммуникабельность и толерантность.
По вопросу, готовы ли выпускники вузов к работе с детьми с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья, мнения разделились. 52 % ответили «да», но 48 % считают, что выпускники вузов к работе с детьми данной категории недостаточно подготовлены и имеют пробелы в теоретическом и практическом разделах. Многие респонденты считают, что для работы с детьми с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья по плаванию необходим опыт работы.
В процессе профессиональной деятельности преподаватель должен владеть определенной системой орудий труда, главными из которых являются знания и умения, содержание знаний и умений учителя обусловлено целью и задачами работы по физическому воспитанию, а также структурой физкуль-турно-педагогической деятельности. Структуру знаний учителя физического воспитания составляют психолого-педагогические, медико-биологические, общественно-политические и специальные знания, но вся структура базируется на общей культуре и эрудированности [1; 2].
Содержание профессиональных умений учителя физического воспитания составляют специфические двигательные и собственно педагогические умения. К первым относятся как минимум владение техникой физических упражнений школьной программы. Эти умения можно отнести к т. н. педагогической технике, с помощью которой учитель передает знания учащимся (показ упражнения, помощь, страховка). Важным элементом педагогической техники является выразительная речь [1; 2].
В педагогических умениях синтезируются теоретические знания и практические умения учителя физического воспитания. К ним относятся умение планировать и органи-
зовывать физкультурную работу, налаживать деловые взаимоотношения с участниками учебно-воспитательного процесса, анализировать результаты своего труда с целью творческого совершенствования последующей деятельности [1; 2].
Многие авторы исследовали профессиональные умения, которыми должен владеть учитель физической культуры. Существуют как совпадения, так и разногласия во взглядах по этому вопросу.
Так, И.П. Андриади выделяет 20 профессиональных (дидактических) умений, в которые входит, в частности, «умение заставить выполнить упражнение», В.П. Белик выделяет 16 педагогических умений, в число которых входят такие, например, умения, как «умение провести часть урока и урок в целом», «умение организовать и провести соревнования» [3; 4].
А.Н. Двоеглазов выделяет 12 профессионально педагогических умений, среди них такие, как «предвидеть затруднения при обучении спортивным движениям», «использовать вербальные методы при обучении», «планировать материал при подготовке к занятию» [5].
На основании анализа литературы можно согласиться с выводом В.Т. Чичикина о том, что «проблема классификации профессиональных умений преподавателя физической культуры и их номенклатура остается открытой» [6]. Мнения о том, каким образом должны формироваться профессиональные умения, достаточно разнообразны и разноречивы. Способы формирования профессиональных умений, предлагаемые в литературе, можно разделить на две группы. Назовем их условно «теоретический» и «деятельностный».
К первой группе, «теоретической», относятся, в частности, проблемное обучение, программированное (в т. ч. компьютерное) обучение, применение информационных технологий, автоматизированных обучающих комплексов, введение дистанционного обучения; обучение с помощью игр (игровое обучение), создание спецкурсов, разработка системы учебных заданий [7; 8].
«Деятельностный» подход предполагает формирование профессиональных умений в процессе той или иной практической деятельности, и, чаще всего, в процессе той или иной формы практики: педагогической, непрерывной, учебной [9].
Важным звеном в улучшении качества подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к проведению занятий по плаванию является анализ и обобщение опыта ведущих специалистов на основе изучения их отчетной документации.
В рамках нашего исследования мы провели анкетирование среди специалистов по плаванию г. Тамбова (преподавателей высших учебных заведений; тренеров и инструкторов по плаванию бассейна «Надежда»; бассейна «Дельфин» ДЮСШ № 6; бассейна Д/С «Антей»).
В предложенной анкете необходимо было выделить наиболее значимые профессиональные знания и умения и расставить их по рейтингу: от 1 до 10 - теоретические и от 1
до 20 - практические. В анкетировании участвовало 50 человек (табл. 4, 5).
Анализ результатов исследования теоретических профессиональных знаний и умений показал, что специалисты по плаванию, исходя из опыта работы и основ теории и методики физического воспитания, на первое место, как наиболее важное, ставят знание учебного материала - 2,17 ± 0,03.
Высокий рейтинг у позиций: знание контингента - 2,85 ± 0,03, формулировка задач -3,61 ± 0,04, знание методов и методических приемов физического воспитания - 4,08 ± 0,04. В результате анкетирования наиболее низкий рейтинг у следующих знаний и умений: знание нозологии - 8,69 ± 0,08 и знание структуры и формы конспекта - 9,72 ± 0,09.
Теоретические профессиональные знания
Таблица 4
Профессиональные знания М ± т Рейтинг
Знание учебного материала 2,17 ± 0,03 1
Знание контингента 2,85 ± 0,03 2
Формулировка задач 3,61 ± 0,04 3
Знание методов и методических приемов в ФВ 4,08 ± 0,04 4
Знание средств ФВ 4,76 ± 0,05 5
Знание закономерностей развития двигательных качеств 6,28 ± 0,06 6
Знание принципов обучения ФВ 6,87 ± 0,07 7
Знание последовательности и логики обучения двигательным действиям 7,23 ± 0,07 8
Знание нозологии 8,69 ± 0,08 9
Знание структуры и формы конспекта 9,72 ± 0,09 10
Таблица 5
Практические профессиональные умения
Профессиональные умения М ± т Рейтинг
Объяснение материала 1,96 ± 0,02 1
Умение выполнять показ 2,16 ± 0,03 2
Умение выявить типичные ошибки 3,49 ± 0,04 3
Исправление ошибок 4,33 ± 0,04 4
Умение организовать группу 5,64 ± 0,05 5
Владение терминологией 6,11 ± 0,05 6
Выбор места преподавателем 7,52 ± 0,06 7
Страховка и проводка 8,23 ± 0,07 8
Владение техникой плавания 9,65 ± 0,08 9
Владение ручной азбукой 10,44 ± 0,09 10
Управление вниманием учеников 11,69 ± 0,10 11
Умение активизировать познавательную деятельность 12,57 ± 0,12 12
Умение активизировать двигательную активность 13,19 ± 0,13 13
Использование индивидуального подхода и дифференцирование нагрузки 14,87 ± 0,15 14
Умение организовать воспитательную деятельность 15,66 ± 0,16 15
Выбор тона общения 16,12 ± 0,16 16
Умение контролировать свои действия 16,87 ± 0,17 17
Владение техникой речи 18,01 ± 0,18 18
Эрудированность 19,20 ± 019 19
Умение использовать творческий подход 19,61 ± 0,20 20
Наиболее высокие показатели у следующих позиций: умение выполнять показ 2,16 ± 0,03, умение выявить типичные ошибки 3,49 ± 0,04, исправление ошибок 4,33 ± 0,04, умение организовать группу -5,64 ± 0,05. В первую десятку также вошли следующие позиции: владение терминологией, выбор места преподавателем, страховка и проводка, владение техникой плавания, владение ручной азбукой (при обучении плаванию глухих и слабослышащих детей).
К наиболее значимым теоретическим профессиональным знаниям и умениям отнесены формулировка задач, подбор средств, подбор методических приемов, общая оценка конспекта, т. к. они полностью или частично включают в себя остальные предложенные теоретические профессиональные знания и умения.
Такое профессиональное знание и умение, как общая оценка конспекта, включает в себя знание учебного материала, знание контингента, знание средств и знание нозологии, т. к. без этих знаний нельзя грамотно составить конспект и т. д. По такому же принципу определялись наиболее значимые практические профессиональные знания и умения.
Полученные результаты исследования успешно используются при обучении плаванию студентов дневной и заочной форм обучения ТГУ им. Г.Р. Державина всех направлений подготовки отделения физической культуры и спорта института природной среды и спортивных технологий.
1. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
2. Петунин О.В. Теоретические основы подготовки к профессиональной деятельности учителя физической культуры: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1995.
3. Андриади И.П. Дидактические умения тренера и их формирование: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1983.
4. Белик В.П. Исследование некоторых вопросов профессиональной подготовки студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1971.
5. Двоеглазов А.Н. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов
ИФК в условиях практической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 1991.
6. Чичикин В.Т. Структура и регуляция профессиональной подготовки преподавателей физической культуры. М., 1992.
7. Муртазина Г.Х. Дистанционное образование специалистов по связям с общественностью средствами Интернета в физкультурном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003.
8. Машин В.Н. Формирование профессиональных компетенций специалистов на основе автоматизированного обучающего комплекса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2005.
9. Михайлова Т.А. Профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры в процессе педагогической практики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2004.
1. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnosti prepo-davatelya i mastera proizvodstvennogo obuche-niya. M., 1990.
2. Petunin O.V. Teoreticheskie osnovy podgotovki k professional'noy deyatel'nosti uchitelya fizicheskoy kul'tury: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 1995.
3. Andriadi I.P. Didakticheskie umeniya trenera i ikh formirovanie: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1983.
4. Belik V.P. Issledovanie nekotorykh voprosov professional'noy podgotovki studentov fakul'tetov fizicheskogo vospitaniya pedagogicheskikh institutov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1971.
5. Dvoeglazov A.N. Formirovanie professional'no-pedagogicheskikh umeniy u studentov IFK v usloviyakh prakticheskoy deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 1991.
6. Chichikin V.T. Struktura i regulyatsiya professional'noy podgotovki prepodavateley fizicheskoy kul'tury. M., 1992.
7. Murtazina G.Kh. Distantsionnoe obrazovanie spetsialistov po svyazyam s obshchestvennost'yu sredstvami Interneta v fizkul'turnom vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2003.
8. Mashin V.N. Formirovanie professional'nykh kompetentsiy spetsialistov na osnove avtomatizirovannogo obuchayushchego kompleksa: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Voronezh, 2005.
9. Mikhaylova T.A. Professional'naya podgotovka budushchego uchitelya fizicheskoy kul'tury v protsesse pedagogicheskoy praktiki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2004.
Поступила в редакцию 21.10.2014 г.
UDC 376.2/.4
FORMATION OF PREPARATION OF FUTURE SPECIALISTS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE TO PROFESSIONAL ACTIVITY OF DISCIPLINE "SWIMMING"
Aleksander Mikhailovich FETISOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Theory and Methodics of Sport Disciplines Department, e-mail: [email protected]
On the base of Tambov State University named after G.R. Derzhavin since 2003 we investigate the methodics of preparation of specialists of adaptive physical culture to holding the swimming studies with deaf children. As you study the practical experience of teaching the discipline "Swimming" in our region and the whole of Russia, as well as literature review we determined that the method of training in adaptive physical education to conduct swimming lessons with deaf children needs to be further developed and improved since the methodology questions of training in adaptive physical education are poorly investigated and dealt with in scientific and methodological literature. The approaches to study the organization of classes, the use of methods and instructional techniques for teaching deaf children to swim are not fully developed. The content of production, teaching and learning practices require completion. Methodical features of elementary swimming education of 67 years old deaf children and test items to assess the level of swimming skills of deaf children at initial learning to swim are insufficiently studied. Evaluation criteria of knowledge and skills of professional training in adaptive physical education to conduct swimming lessons with deaf children are scarcely explored.
Key words: adaptive physical culture; specialist of adaptive physical culture; study discipline "Swimming"; professional activity; adaptive swimming; teaching of swimming; rehabilitation; handicapped and health deviation children.