Научная статья на тему 'Методика обучения плаванию глухих и слабослышащих студентов в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт»'

Методика обучения плаванию глухих и слабослышащих студентов в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
707
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / STUDENTS / INDIVIDUALIZATION OF TRAINING / ELECTIVE DISCIPLINES / DEAF AND HARD-OF-HEARING / TECHNOLOGIES / SWIMMING TRAINING / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маряничева Е.Г., Борщ С.И., Погребной А.И., Мясищев С.А.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов в деятельность образовательных учреждений высшего образования рассматривается как основной инструмент реализации стратегии развития отечественного образования. При этом образовательный процесс в соответствии с новыми российскими стандартами нацелен на формирование индивидуальной траектории каждого обучающегося, в том числе и для контингента с ограниченными физическими возможностями. Однако существующая в настоящее время методика обучения плаванию строится на целостно-раздельном способе освоения техники движений и не учитывает характер ограничения физических возможностей обучающегося. Проведенный анализ практики обучения студентов плаванию с параллельно программируемой задачей получения дополнительной физической нагрузки свидетельствует об отсутствии подобной научно обоснованной педагогической методики. При этом необходимо учитывать, что обучающиеся в КГУФКСТ глухие и слабослышащие студенты не выделены в отдельную группу и имеют различный уровень физической и плавательной подготовленности и стремление освоить навык плавания. Цель исследования разработать методику обучения плаванию глухих и слабослышащих студентов для оптимизации их физической подготовки. Под наблюдением находились 23 студента, страдающих полной или частичной глухотой. Использовали методы проектирования, педагогического наблюдения, тестирования, экспертной оценки, математической статистики. В целях оптимизации физической подготовки студентов была разработана методика обучения плаванию с учетом индивидуальных ограничений слуха, представленная в виде трех этапов, каждый из которых имеет цель, задачи, средства, методические приемы и виды контроля. Данная методика прошла апробацию в ходе педагогического эксперимента и доказала возможность для обучающегося не только освоить навык плавания, но и на его основе получать необходимую физическую нагрузку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маряничева Е.Г., Борщ С.И., Погребной А.И., Мясищев С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWIMMING TRAINING METHODOLOGY FOR DEAF AND HARD-OF-HEARING STUDENTS AS PART OF THE DISCIPLINE «PHYSICAL EDUCATION AND SPORT»

The implementation of the Federal State Educational Standards in the activities of educational institutions of higher education is considered as the main tool for the realization of the development strategy of domestic education. In such case the educational process is aimed at the formation of an individual trajectory of each student in accordance with the new Russian standards, including for the persons with disabilities. However, the current method of swimming training is built on a holistic-separate way of mastering movement techniques and does not take into account the nature of limitations of physical abilities of a student. The analyses of the swimming training for students with the parallel programmable task of getting extra physical activity testifies to the absence of such a scientifically based educational technology. In addition to the above it is necessary to take into account that the deaf and hard-of-hearing students at the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism are not in a separate group and have a different level of physical and swimming preparedness and the desire to master swimming skills. The purpose of the research is to develop a technology for swimming training for deaf and hard-of-hearing students to optimize their physical preparedness. 23 students suffering from complete or partial deafness were under the observation. The projective method, pedagogical observation, testing, expert evaluation and mathematical statistics have been used in the study. In order to optimize physical training of students, the swimming training methodology, considering individual hearing limitations and presenting three stages, each of which has a purpose, tasks, means, methodical techniques and types of control has been developed. This technology has been tested in the course of a pedagogical experiment and proved the possibility for students not only to master swimming skills, but also to get the necessary physical load on its basis.

Текст научной работы на тему «Методика обучения плаванию глухих и слабослышащих студентов в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт»»

УДК 797.21-056.263

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Е.Г. Маряничева, кандидат педагогических наук, доцент С.И. Борщ, старший преподаватель, А.И. Погребной, доктор педагогических наук, профессор, С.А. Мясищев, кандидат педагогических наук,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация: Россия, Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: pogrebnoy46@mail.ru

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов в деятельность образовательных учреждений высшего образования рассматривается как основной инструмент реализации стратегии развития отечественного образования. При этом образовательный процесс в соответствии с новыми российскими стандартами нацелен на формирование индивидуальной траектории каждого обучающегося, в том числе и для контингента с ограниченными физическими возможностями.

Однако существующая в настоящее время методика обучения плаванию строится на целостно-раздельном способе освоения техники движений и не учитывает характер ограничения физических возможностей обучающегося. Проведенный анализ практики обучения студентов плаванию с параллельно программируемой задачей получения дополнительной физической нагрузки свидетельствует об отсутствии подобной научно обоснованной педагогической методики. При этом необходимо учитывать, что обучающиеся в КГУФКСТ глухие и слабослышащие студенты не выделены в отдельную группу и имеют различный уровень физической и плавательной подготовленности и стремление освоить навык плавания.

Цель исследования - разработать методику обучения плаванию глухих и слабослышащих студентов для оптимизации их физической подготовки.

Под наблюдением находились 23 студента, страдающих полной или частичной глухотой. Использовали методы проектирования, педагогического

наблюдения, тестирования, экспертной оценки, математической статистики.

В целях оптимизации физической подготовки студентов была разработана методика обучения плаванию с учетом индивидуальных ограничений слуха, представленная в виде трех этапов, каждый из которых имеет цель, задачи, средства, методические приемы и виды контроля. Данная методика прошла апробацию в ходе педагогического эксперимента и доказала возможность для обучающегося не только освоить навык плавания, но и на его основе получать необходимую физическую нагрузку.

Ключевые слова: студенты, индивидуализация обучения, элективные дисциплины, глухие и слабослышащие, методика обучения плаванию, физическая подготовка.

Для цитирования: Маряничева Е.Г., Борщ С.И., Погребной А.И., Мясищев С.А. Методика обучения плаванию глухих и слабослышащих студентов в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 2. -С. 58-62.

For citation: Maryanicheva Е., Borshch S., Pogrebnoy А., Myasishchev S. Swimming training methodology for deaf and hard-of-hearing students as part of the discipline «Physical education and sport». Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 2, pp. 58-62 (in Russian).

Введение. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов в деятельность об-

разовательных учреждений высшего образования рассматривается как основной инструмент реализации стратегии развития отечественного образования [5]. При этом образовательный процесс в соответствии с новыми российскими стандартами нацелен на формирование индивидуальной траектории каждого обучающегося, в том числе и для контингента с ограниченными физическими возможностями.

Дисциплина «Физическая культура и спорт» во всех образовательных стандартах высшей школы отнесена к элективным дисциплинам и нацелена на решение многих образовательных задач, связанных с индивидуальным подходом, уровневой дифференциацией, созданием положительной мотивации и др. При этом, учитывая, что в вузах обучаются также студенты с ограниченными физическими возможностями, занятия по физической культуре для этого контингента студентов должны носить не только реабилитационный характер, обусловленный характером инвалидности, но и выполнять обучающую функцию, а также обеспечивать должную физическую подготовку. В частности, для глухих и слабослышащих характерны следующие нарушения в двигательной сфере: недостаточно точная координация и неуверенность в движениях; относительная замедленность в овладении двигательными навыками; трудность сохранения статического и динамического равновесия; низкий уровень развития ориентировки в пространстве; замедленная скорость обратной реакции [1, 2, 6].

В настоящее время в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ) обучаются студенты, имеющие нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др. Они обучаются на всех факультетах, на различных курсах, входя в состав учебных групп. На занятиях по физической культуре используются различные средства, из которых плавание имеет особое значение. Известно, что занятия плаванием полезны для людей, испытывающих психологический или социальный дискомфорт, а также имеющих физические недуги (8). Специфическое воздействие водной среды на вестибулярный и опорно-двигательный аппараты, центральную нервную и вегетативную системы и другие органы способно обеспечить компенсаторное влияние на нарушенные функции организма. Водная среда, обеспечивая через тактильные, температурные, мышечные и другие рецепторы мощное стимулирующее воздействие, оказывает положительное влияние не только на процесс физической реабилитации, но и на психологическую сферу [8, 9].

Таким образом, проблема реабилитации глухих и слабослышащих средствами плавания является достаточно актуальной. И если для обучения детей дошкольного и школьного возраста применяются адаптированные программы, то для студентов данная проблема является мало разработанной (4). Существующая в настоящее время методика обучения плаванию строится на целостно-раздельном способе освоения техники

движений и не учитывает характер ограниченных физических возможностей обучающегося. Проведенный нами анализ практики обучения студентов плаванию с параллельно решаемой задачей получения дополнительной физической нагрузки свидетельствует об отсутствии соответствующей научно обоснованной педагогической методики. При этом необходимо учитывать, что обучающиеся в КГУФКСТ глухие и слабослышащие студенты не выделены в отдельную группу и имеют различный уровень физической и плавательной подготовленности и стремление освоить навык плавания.

Цель исследования - разработать методику обучения плаванию глухих и слабослышащих студентов для оптимизации их физической подготовки.

Методика. Под наблюдением находились 23 студента, страдающих полной или частичной глухотой. Использовали методы проектирования, педагогического наблюдения, тестирования, экспертной оценки, математической статистики.

Стараясь не нарушать сложившуюся схему, мы стремились повысить эффективность обучения наблюдаемых студентов за счет реализации технологичного процесса обучения, главный признак которого - гарантированное получение результатов посредством управления учебной деятельностью обучаемых [3, 10, 11].

Руководствуясь общепринятой схемой обучения двигательному навыку, в организацию процесса обучения мы дополнительно включили упражнения на:

- тренировку вестибулярного аппарата;

- освоение навыка удержания тела на поверхности воды.

Результаты исследования и их обсуждение. Учитывая цель и задачи элективного курса, мы, используя метод проектирования, построили блок-схему методики обучения плаванию глухих и слабослышащих студентов (рисунок). Данная педагогическая методика параллельно решала и задачи оптимизации физической подготовки студентов, с учетом индивидуальных особенностей нарушения слуха. Данная методика прошла апробацию в ходе педагогического эксперимента. Разработанная педагогическая методика представлена в виде трех этапов, каждый из которых имеет свою цель, задачи, средства, методические приемы и виды контроля.

На первом этапе в первую группу дополнительных заданий, помимо известных общеразвивающих упражнений, нами были включены упражнения на развитие вестибулярной устойчивости. На суше это различные вращения, задания на сохранение равновесия и др. В воде предлагалось выполнить «поплавок»; «поплавок» с вращением в горизонтальной и вертикальной плоскостях (выполнять в парах с обязательной страховкой); скольжение на груди, на спине, с вращениями, с закрытыми глазами (страховка преподавателей).

На втором этапе после освоения навыка удержания на поверхности воды (использовались упражнения на

Рисунок. Блок-схема методики обучения плаванию глухих и слабослышащих студентов

создание упора в воде [7]), в занятия были включены кувырки «вперед», «назад», в группировке; вращения в горизонтальной плоскости с различной скоростью и др.

Надо заметить, что при работе со слабослышащими и глухими студентами существенное значение имеет умение преподавателя подойти к каждому обучающемуся индивидуально и понимание того, что для данного контингента первые посещения плавательного бассейна могут сопровождаться страхом, проявляющимся через возбуждение, агрессию, плач, отказ заниматься. Умение найти контакт и использование элективного подхода при освоении новых движений являются бесценными, так как создают основу для приобретения

навыков поведения в воде и усвоение специфических приемов плавания, что позволяет освоить дисциплину в полном объеме, улучшить свои физические и психологические качества.

В ходе обучения мы столкнулись со сложностями коммуникативного общения. Ввиду отсутствия на занятиях сурдопереводчика и различного умения глухих «читать по губам», преподавателям приходилось использовать арсенал жестикуляций, а в особо затруднительных ситуациях осуществлять общение в письменной форме или с использованием телефона (некоторым студентам легче набирать текст, чем писать его на бумаге).

На третьем этапе освоение навыка плавания студентами с нарушением слуха происходило индивидуальными темпами, что связано с различным двигательным опытом, уровнем развития координационных способностей и физических качеств. Однако на 12-15-м занятии эти студенты смогли выполнять задания наравне с группой. Различия были только в дозировке упражнений.

Следует отметить, что при первых самостоятельных заплывах на дистанцию 25 метров (на глубине и без поддержки) данным студентам необходим зрительный контакт с преподавателем, поощрительные жесты и подчеркнуто позитивный и доброжелательный подход, что помогает снизить уровень страха и постоянную заботу о безопасности. Немаловажное значение имеет поддержка группы по ходу всего курса обучения. Кроме того, мы столкнулись с тем, что глухие и слабослышащие труднее осваивают навык лежания на спине, но легче сам способ плавания «на спине», в отличие от способа «кроль на груди». Вероятно, это связано с меньшим раздражением водой слухового анализатора и меньшими колебательными движениями во время плавания этим способом. Освоение техники способа «брасс» проходило очень индивидуально и общих тенденций не было выявлено.

Степень освоения техники спортивных способов оценивалась преподавателями по пятибалльной шкале. Полученные результаты (оценка за технику плавания способом кроль на груди - 3,8 + 0,2; кроль на спине - 4,1 + 0,2; брасс - 3,6 + 0,4) в конце курса обучения подтвердили целесообразность включения в программу предложенных упражнений.

Помимо этого нами проводился тест Яроцкого для оценки состояния вестибулярного анализатора. И если в начале курса обучения студенты сохраняли равновесие в среднем 25 секунд, то к концу обучения время, в течение которого обследуемые были в состоянии выполнять эту пробу, сохраняя равновесие, увеличилось более чем в два раза и составило в среднем 58 секунд (Р<0,01).

Подтверждением эффективности применяемых упражнений и методических приемов может служить тот факт, что показатели теста «Купера» на оценку уровня физической подготовленности составляют у глухих и слабослышащих мужчин от 500 до 650 метров, у женщин - 450 до 600 метров, что соответствует оценке «удовлетворительно» и «хорошо». Для сравнения, показатели у здоровых студентов колеблются от 500 до 750 метров (мужчины) и 450-650 (женщины).

Плавание на дистанцию 50 метров вольным стилем, использованное для общей оценки физических качеств и подготовленности в конце курса дисциплины выявило, что и здесь не наблюдалось существенных различий в показателях глухих (слабослышащих) и студентов, не имеющих отклонений в состоянии здоровья. Из 23 обучающихся, 22 (95,6%) проплыли данную дистанцию быстрее 50 секунд (мужчины) и 1 минуты (женщины), что соответствует золотому значку комплекса ГТО.

Заключение. Таким образом, разработанная методика с использованием индивидуального подхода при обучении плаванию студентов, имеющих нарушения или отсутствие слуха, позволяет не только освоить навык плавания, но и на его основе получать необходимую физическую нагрузку. Обучение плаванию и дополнительная физическая подготовка студентов с нарушением слуха с использованием предложенной методики позволяет обучающимся освоить программу в отведенное учебным планом время. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной методики.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Байкина Н.Г. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков / Н.Г. Байкина, А.В. Мутьев, Я.В. Крет // Адаптивная физическая культура. - 2003. - №1. - С. 3-5.

2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Педагогика, 2004. - 215 с.

3. Болотин А.Э. Факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов плаванию брассом / А.Э. Болотин, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - №12 (106). - С. 112-115.

4. Бочковская В.Л. Педагогическая технология обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации с использованием методики улучшения экономичности движений / В.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 46-51.

5. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2000. - 238 с.

6. Котова Т.Г. Обучение двигательным действиям студентов института физической культуры на дисциплине «Единоборства» / Т.Г. Котова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - №11 (153). - С. 113-116.

7. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

8. Маряничева Е.Г. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста на основе опорного гребка и двигательных представлений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 1997. - 23 с.

9. Мосунов Д.Ф. Педагогическая гидрореабилитация / Д.Ф. Мосунов, А.В. Кубасов, Л.Я. Ковалева // Новое в плавании: Спорт, реабилитация, здоровье. Сб.науч.и практ.работ. Вып.1. - СПб ООИ Плавин. - 2004. - С. 3438.

10. Погребной А.И. Двигательная и психологическая реабилитация глухих и слабослышащих детей средствами плавания: Методическое пособие / А.И. Погребной, С.А. Мясищев. - Краснодар: КГУФКСТ, 2005. - 84 с.

11. Тулупчи Н.В. Технология обучения студентов спортивным двигательным действиям: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ростов н/Дону, 2003. - 27 с.

SWIMMING TRAINING METHODOLOGY FOR DEAF AND HARD-OF-HEARING STUDENTS AS PART OF THE DISCIPLINE «PHYSICAL EDUCATION AND SPORT»

Е. Maryanicheva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, S. Borshch, Senior Lecturer,

А. Pogrebnoy, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, S. Myasishchev, Candidate of Pedagogical Sciences,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161, e-mail: pogrebnoy46@mail.ru.

The implementation of the Federal State Educational Standards in the activities of educational institutions of higher education is considered as the main tool for the realization of the development strategy of domestic education. In such case the educational process is aimed at the formation of an individual trajectory of each student in accordance with the new Russian standards, including for the persons with disabilities.

However, the current method of swimming training is built on a holistic-separate way of mastering movement techniques and does not take into account the nature of limitations of physical abilities of a student. The analyses of the swimming training for students with the parallel programmable task of getting extra physical activity testifies to the absence of such a scientifically based educational technology. In addition to the above it is necessary to take into account that the deaf and hard-of-hearing students at the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism are not in a separate group and have a different level of physical and swimming preparedness and the desire to master swimming skills.

The purpose of the research is to develop a technology for swimming training for deaf and hard-of-hearing students to optimize their physical preparedness.

23 students suffering from complete or partial deafness were under the observation. The projective method, pedagogical observation, testing, expert evaluation and mathematical statistics have been used in the study.

In order to optimize physical training of students, the swimming training methodology, considering individual hearing limitations and presenting three stages, each of which has a purpose, tasks, means, methodical techniques and types of control has been developed. This technology has been tested in the course of a pedagogical experiment and proved the possibility for students not only to master swimming skills, but also to get the necessary physical load on its basis.

Keywords: students, individualization of training, elective disciplines, deaf and hard-of-hearing, technologies, swimming training, physical training.

References:

1. Baikin N.D., Mutyev A.V., Kret Ya.V. Influence of hearing loss on adaptation and rehabilitation processes of deaf

adolescents. Adaptivnaia fizicheskaia kultura [Adaptive physical culture], 2003, no 1, pp. 3-5. (in Russian).

2. Boskis R.M. Gluhie islaboslyshashchie deti [Deaf and hard of hearing children]. Moscow: Pedagogy, 2004, 215 p. (in Russian).

3. Bolotin A.E., Novoseltsev O.V. Factors that determine the high efficiency of teaching students to swim breast-stroke. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University Named After P.F. Les-gaft], 2013, no 12 (106), pp. 112-115. (in Russian).

4. Bochkov V.L., Nazarova M.S. Pedagogical technology of teaching applied to the swimming of students of higher educational institutions of civil aviation and the use of tools to improve efficiency of movement. Uchenye zapis-ki universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University Named After P.F. Lesgaft], 2015, no 7 (125), pp. 46-51. (in Russian).

5. Evseev S.P., Shapkova L.V. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura [Adaptive physical culture]. Moscow: Soviet sport, 2000, 238 p. (in Russian).

6. Kotova T.G. Training Motor Actions of Students of Institute of Physical Culture on Discipline "Single Combats". Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University Named After P.F. Lesgaft], 2017, no 11 (153), pp. 113-116. (in Russian).

7. Lyakh V.I. Koordinacionnye sposobnosti: diagnostika i razvitie [Coordination abilities: diagnostics and development]. Moscow: TVT Division, 2006, 290 p. (in Russian).

8. Malanicheva E.G. swimming lessons for children of primary school age based on the reference stroke and motor representations. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 1997, 23 p. (in Russian).

9. Mosunov D.F., Kubasov A.V., Kovalev L.Y. Teaching hy-drorehabilitation. Novoe v plavanii: Sport, reabilitaciya, zdorov'e. Sb.nauch.iprakt.rabot [The New Sailing: Sport, Rehabilitation, Health. Sat.Science. And Prakt.Works']. Is-sue.1, Saint-Petersburg OOI of Plain, 2004, pp. 34-38. (in Russian).

10. Pogrebnoy A.I., Myasishchev S.A. Dvigatel'naya i psiho-logicheskaya reabilitaciya gluhih i slaboslyshashchih detej sredstvami plavaniya [Motor and Psychological Rehabilitation of Deaf and Hard of Hearing Children by Means of Swimming], Krasnodar: CGOPXD, 2005, 84 p. (in Russian).

11. Toupchi N.In. Technology of teaching students sports motor actions. Extended abstract of candidate's thesis. Rostov n/Don, 2003, 27 p. (in Russian).

Поступила / Received 15.04.2019 Принята в печать / Accepted 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.