Научная статья на тему 'Исследование отношения студентов к дисциплине «Иностранный язык» в условиях инклюзивного обучения на неязыковых факультетах вуза'

Исследование отношения студентов к дисциплине «Иностранный язык» в условиях инклюзивного обучения на неязыковых факультетах вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ СТУДЕНТЫ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карсанаева Ирина Николаевна, Казицева Валентина

В статье раскрывается актуальность проблемы инклюзивного подхода в вузе, предусматривающего создание условий для совместного обучения студентов с особыми образовательными потребностями с их нормативными сверстниками. Рассматривается цензовое обучение, где дисциплина «Английский язык» является обязательным для инклюзивных групп с глухими и слабослышащими студентами. В этой связи, обучение глухих и слабослышащих студентов английскому языку является особо актуальным в современной системе образования. В статье представлены результаты анкетирования, направленные на исследование отношения студентов к дисциплине «Английский язык», обучающихся в группах с инклюзивным компонентом в вузе физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карсанаева Ирина Николаевна, Казицева Валентина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of students’ attitudes to discipline "Foreign language" in condition of inclusive study at non-linguistic departments of higher educational institution

The article reveals the problem of inclusive approach in the university, which provides for the creation of conditions for inclusive education of students with special educational needs with their normative peers. Censored training, where the discipline "English language" is compulsory for inclusive groups with deaf and hard of hearing students is considered. In this regard, the teaching English for the deaf and hard of hearing students is particularly relevant in the modern education system. The article presents the results of a questionnaire aimed at studying the students' attitudes toward the discipline "English Language" that study in groups with an inclusive component in the Physical education institution.

Текст научной работы на тему «Исследование отношения студентов к дисциплине «Иностранный язык» в условиях инклюзивного обучения на неязыковых факультетах вуза»

3. Knyazeva, E.N. and Kurdymov, S.P. (1994), The laws of evolution and self-organization of complex systems, RAS, Moscow.

4. Basis for the organization of work with personnel in the armed forces of the Russian Federation (2016), annex to the decree of the Minister of defense of the Russian Federation, No. 655, available at: http://docs.cntd.ru/document/456046040.

5. Tulkibaeva, N.N. and Trubaychuk, L.V., (2003), Pedagogical encyclopedia: current concepts of modern pedagogy, Publishing House "Vostok", Moscow.

6. Prigogine, I. and Stengers. I. (2003), Time, chaos, quantum. To the solution of time paradox, Editorial UROS, Moscow.

7. Usova, A.V., (2004), Methodology of scientific researches: course of lectures, Chelyabinsk: publishing house of Chelyabinsk state pedagogical University.

8. Usoltsev, A.P., (2016), Basic contradictions of development of pedagogical system : monograph, publishing house USPU, Ekaterinburg.

9. Usoltsev, A.P., (2005), Synergetic pedagogical systems: monograph, publishing house USPU, Ekaterinburg.

10. Haken, H., (1985), Synergetic. Hierarchy of instabilities in self-organizing systems and devices, Mir, Moscow.

11. Shapovalov, A.A., (2013), Basic technology of processing of results of pedagogical measurements: textbook, Barnaul.

Контактная информация: karasovid@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 25.05.2017

УДК 378.147.88

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ВУЗА

Ирина Николаевна Карсанаева, кандидат педагогических наук, доцент, Валентина Казицева, магистрант, Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова (СВФУ им. М.К. Аммосова), г. Якутск

Аннотация

В статье раскрывается актуальность проблемы инклюзивного подхода в вузе, предусматривающего создание условий для совместного обучения студентов с особыми образовательными потребностями с их нормативными сверстниками. Рассматривается цензовое обучение, где дисциплина «Английский язык» является обязательным для инклюзивных групп с глухими и слабослышащими студентами. В этой связи, обучение глухих и слабослышащих студентов английскому языку является особо актуальным в современной системе образования. В статье представлены результаты анкетирования, направленные на исследование отношения студентов к дисциплине «Английский язык», обучающихся в группах с инклюзивным компонентом в вузе физической культуры.

Ключевые слова: инклюзия, высшее образование, глухие и слабослышащие студенты, английский язык, анкетирование.

INVESTIGATION OF STUDENTS' ATTITUDES TO DISCIPLINE "FOREIGN LANGUAGE" IN CONDITION OF INCLUSIVE STUDY AT NON-LINGUISTIC DEPARTMENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION Irina Nikolaevna Karsanaeva, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Valentina Kazitseva, the master, North-Eastern Federal University in Yakutsk, Yakutsk

Annotation

The article reveals the problem of inclusive approach in the university, which provides for the creation of conditions for inclusive education of students with special educational needs with their normative peers. Censored training, where the discipline "English language" is compulsory for inclusive groups with deaf and hard of hearing students is considered. In this regard, the teaching English for the deaf and hard

of hearing students is particularly relevant in the modem éducation system. The article presents the results of a questionnaire aimed at studying the students' attitudes toward the discipline "English Language" that study in groups with an inclusive component in the Physical education institution.

Keywords: inclusion, higher education, deaf and hard of hearing students, English language, questionnaire.

ВВЕДЕНИЕ

В «Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» поставлена цель увеличения доли образовательных организаций высшего образования, в которых обеспечены условия для получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья [1].

По приказу министра образования и науки Российской федерации А.А. Фурсенко от 30 декабря 2010 года за №2211 Северо-Восточный федеральный университет включён в перечень базовых образовательных учреждений высшего образования Российской федерации, обеспечивающих условие для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день в вузе обучаются около двухсот студентов с особыми образовательными потребностями (из них 15 студентов с проблемами зрения, 22 студента с проблемами слуха) (https://s-vfu.ru).

Обучение студентов с особыми образовательными потребностями на основе инклюзии предполагает получение ими цензового образования, то есть сопоставимого по уровню с образованием нормативных студентов, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место студента должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. В этой связи, «Иностранный язык» является обязательной дисциплиной [2].

Обучение английскому языку глухих и слабослышащих студентов является малоизученной областью, представляя собой проблему для преподавателя, и следовательно, стимулируя его творческий потенциал, в связи с недостаточным теоретическим и практическим материалом. Одной из задач нашего исследования является исследование отношения студентов к дисциплине «Иностранный язык (английский)» в условиях инклюзии на неязыковых факультетах вуза.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью изучения данной проблемы нами методом анкетирования были опрошены студенты 1, 2 и 3 курсов бакалавриата, а также магистранты 1 и 2 курсов очного обучения по направлению подготовки: «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» института физической культуры и спорта. Исследования проводились в группах с обучающимися с нарушениями слуха на практических занятиях в виде анонимного анкетирования. Анкеты состояли из закрытых вопросов, и открытых - в виде свободного ответа. В опросе участвовали 30 человек (из них 10 студентов - глухие и слабослышащие).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Английский язык ранее изучали в школе / ссузе - 36,6% из опрошенных, изучали другой язык - 30%, и ранее не занимались изучением каких-либо иностранных языков -33,3%. В настоящее время в ВУЗе учатся на оценку «5» - 3,3%, «4» - 66,6%, «3» - 30%.

На вопрос «Как вы оцениваете свой уровень знаний по английскому языку» ответы распределились следующим образом: «отлично» - 0%, «хорошо» - 23,3%, «ниже среднего» - 43,3%, и «низкий уровень» - 33,3%.

Причина изучения английского языка: «интересен предмет» - 20%, «необходимо для профессии» - 26,6%, «обязательная дисциплина» - 30%, «желание путешествовать» -23,3%.

На вопрос «Нравится ли им посещать занятия английского языка» ответили «да» -43,3%, «нет» - 13,3% и затруднились ответить - 43,3%.

«По Вашему мнению, на каком месте стоит английский язык, как учебный предмет, среди других дисциплин?» получили следующие ответы «главный предмет» - 60%, «второстепенная дисциплина» - 33,3%, «на последнем месте» - 6,6%.

60% респондентов указали на необходимость увеличения количества академических часов на изучение английского языка, также выразили желание посещать индивидуальные занятия - 40%.

На вопрос «Чего не хватает на занятиях по английскому языку?» получили следующие ответы: использование технических средств (просмотр фильмов, презентации) -26,6%, «разнообразие заданий» - 13,3%, дискуссия/семинар» - 13,3%, применение же-стовой речи - 16,6%, все устраивает - 23,3%.

Большинство - 63,3%, предпочтение отдали индивидуальной форме обучения, 36,6% на групповой форме.

«Если бы Вы могли преподавать английский язык, чтобы Вы изменили в методике преподавания? (можно выбрать несколько вариантов ответов)»: «игровая форма преподавания» - 26,6%, «больше культурных выездов» - 36,6%, «больше групповых заданий» - 13,3%, и «меня устраивает форма преподавания» - 23,3%.

Выводы. Таким образом, нами выяснены, что для студентов, обучающихся в инклюзивных группах, важны разнообразные формы подачи учебного материала, отличающиеся максимальной визуализацией, а также индивидуализация обучения по дисциплине «Иностранный язык».

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесник, А.А. Актуальность владения иностранным языком в современном мире / А.А. Колесник, С.А. Волкова // Молодой ученый. - 2017. - № 3. - С. 562-564.

2. Набокова, Л.А. Особенности преподавания иностранного языка детям с нарушенным слухом в условиях инклюзивной школы / Л. А. Набокова // Дефектология. - 2016. - № 1. - С. 13-20.

REFERENCES

1. Kolesnik, A.A. and Volkova, S.A. (2017), "Actuality of a foreign language knowledge in the modern world", Journal of Young scientist, No. 3, pp. 562-564.

2. Nabokova, L.A. (2016), "Features of a foreign language teaching to children with hearing impaired in an inclusive school", Journal of Defectology, No. 1, pp.13-20.

Контактная информация: karsdan@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2017

УДК 378.091.398

ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В

УСЛОВИЯХ РЕГИОНА

Сардаана Ивановна Колодезникова, кандидат педагогических наук, доцент, Лия Петровна Дмитриева, старший преподаватель, Лена Дмитриевна Миронова, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (СВФУ им. М.К. Аммосова), Якутск

Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам организации практико-ориентированных курсов повышения квалификации для фитнес-инструкторов, отвечающих современным требованиям многоуровневого образования о повышении горизонтальной мобильности. Интересен опыт внедрения курсов на базе института физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.