УДК 378
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО КАК САМООРГАНИЗУЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЫ
Илья Дмитриевич Карасов, аспирант, Андрей Анатольевич Петров, аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ФГБОУВО «ЮУрГГПУ»), г. Челябинск
Аннотация
Рассматривается состояние, свойства, поведение военнослужащего как самоорганизующейся системы. Эта система описана на основе идей синергетики, позволивших сравнивать ее с другими системами - кибернетической, функциональной. Выделены методологические основания саморазвития военнослужащего как самоорганизующейся системы (антропологическое и этическое). На основе их разработана методическая система успешного формирования положительного имиджа (внешнего, внутреннего) военнослужащего. Выявленные критерии и показатели позволили организовать и провести педагогический эксперимент и доказать результативность разработанной методической системы.
Ключевые слова: военнослужащий как самоорганизующаяся система, самоопределение, самореализация, саморазвитие, методическая система, имидж военнослужащего (внешний, внутренний).
IMPLEMENTATION EFFICIENCY FOR METHODOLOGICAL SYSTEM OF REALIZATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING THE IMAGE OF SOLDIER AS SELF-ORGANIZED SYSTEM Ilya Dmitrievich Karasov, the post-graduate student, Audrey Anatolevich Petrov, the post-graduate student, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Annotation
The article discusses the state, traits and behavior of the soldier as a self-organizing system. This system is described on the basis of ideas of synergy, allowing comparing it with other systems - cybernetic, functional. The authors selected the methodological bases of soldier self-development as self-organizing systems (physical and ethical). Based on them the methodical system of the successful formation of the positive image (internal, external) of the soldier has been developed. The identified criteria and indicators helped to organize and conduct the pedagogical experiment to prove the effectiveness of the developed methodical system.
Keywords: soldier as a self-organizing system, self-determination, self-realization, self-development, methodical system, image of the soldier (external, internal).
ВВЕДЕНИЕ
Военнослужащий как социальный субъект общества является самоорганизующейся системой, которая развивается в соответствии с синергетическими закономерностями, базис которых определяют такие идеи как самоорганизация, диссипативность, неравновесность, фазовые переходы и др. [3, 6]. Эти идеи оперируют понятиями, которые раскрывают сущность синергетической картины мира, построенной на соотношении и сравнении: равновесности и неравновесности; консерватизма и диссипативности; устойчивости и неустойчивости; линейности и нелинейности; хаоса и порядка; замкнутости и не замкнутости, а так же таких категорий как кооперация, фрактал, аттрактор, бифуркация и др. [9]. Открытость синергетических систем является условием их развития, потому что связи с внешней средой обеспечивают ей возможность самоорганизации и перехода на
новый структурный уровень [10].
С точки зрения синергетической картины мира все социальные системы, в том числе человек, относится к самоорганизующейся системе, обладающей рядом признаков, описанных выше. Чтобы понять особенности поведения военнослужащих, воинского подразделения как самоорганизующихся систем сравним их с кибернетическими и функциональными [8]. Они принципиально отличаются от синергетических, прежде всего, принципами, определяющими их поведение и свойства. Если для синергетической системы принцип согласованности является ведущим в образовании новых структур, то для кибернетических и функциональных структур причинно-следственные отношения становятся главными при описании их состояния.
Выявим признаки этих систем и методологические основания для развития и саморазвития военнослужащего как синергетической (самоорганизующейся) системы. Управление ею генерируется самой системой за счет важного ее свойства - согласованности. В определенном состоянии (в точке бифуркации) возникает «веер» возможных переходов системы в новое качественное состояние. При этом старые структуры разрушаются, а из хаотичных состояний может возникнуть высокоупорядоченная новая система [10]. Чтобы такая система образовалась на нее необходимо определенным образом действовать. При этом она может развиваться и саморазвиваться в соответствии с выявленными признаками, отражающими методологические основания этой системы, точнее два его аспекта: антропологический и этический (рисунок 1).
Выделенные методологические основания позволяют понять не только отличия синергетической системы от кибернетической, но и осознать особенности развития и саморазвитие военнослужащего как самоорганизующейся системы [7].
При этом, «Я-концепция» позволяет раскрыть сущность процесса саморазвития военнослужащих, которая в одном случае (антропологическом) строится на основе осознания себя в «прошлом», «настоящем», «будущем» на основе «Я-реальное», «Я-идеальное» [1, 2]. В другом случае (этическом), система конструируется на основе изучения идей: «Я-потребности», «Я-способности», «Я-характер».
МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Эту концепцию можно успешно реализовать в процессах самоопределения, самореализации и саморазвития у военнослужащих по призыву и контракту, если ее поэтапно осуществлять на основе специально разработанной методической системы. Суть ее заключается в следующем: сначала, под влиянием внешней среды (командира) в соответствии с требованиями воинского устава происходит самоопределение военнослужащих. Затем, с участием лидера-военнослужащего, который сам, являясь составляющим внутренней среды (системы), формирует совместно с командиром имидж военнослужащего отделения на основе самореализации их жизненных планов, мотивов, действий (познавательной, адаптивной, коммуникативной, регулятивной). На заключительном этапе происходит саморазвитие этой системы за счет важного ее свойства - согласованности всех структурных компонентов системы - внешних и внутренних.
Таким образом, в новых условиях воинской службы военнослужащие должны самоопределиться в выборе альтернативных позиций в соответствии со своими возможностями и способностями с целью решения профессиональных воинских задач. Самоопределение в словаре [4, 5] раскрывается как процесс, механизм, результат выбора и проявления у человека (военнослужащего) собственной позиции, цели, способов самосовершенствования своих субъектных качеств. Применительно к предмету данного исследования самоопределение военнослужащего как самоорганизующей системы, будем понимать как результат соотнесения мотивов действий с внешними поступками [5]. По сути своей, такое понимание самоопределения можно считать мерой (критерием) сформиро-ванности, например, имиджа военнослужащего.
Рисунок 1 - Структурные компоненты и методологические основания развития и саморазвития
социальных систем
Такое понимание самоопределения, потребовало выделения показателей этого критерия и индикаторов, с помощью которых их можно проверить [11]. Применительно к имиджу (внешнему) военнослужащего нами выделены следующие показатели и их индикаторы: деловые (умение доводить любое дело до конца; способность к деловому сотрудничеству); субъектные (способность ставить задачи и решать их; способность осознавать мотивы действий; готовность выстраивать отношения с окружающими; способ-
ность строить жизненные планы).
Второй этап методической системы в процессе формирования имиджа военнослужащего связан с самореализацией его планов, устремлений на основе понимания ценностей воинской службы. Готовность военнослужащих к самореализации проверялось с помощью показателей и индикаторов: интеллектуальных (умение понять другого; проявить терпимость к инакомыслию; способность оценить свои поступки, поведение); мо-тивационных (понимание необходимости соблюдения дисциплины, исполнения воинского долга). Выделенные показатели и индикаторы, по сути своей, характеризуют процессы самореализации военнослужащих.
Саморазвитие военнослужащего это самый высокий уровень их самоорганизации, который проявляется в самоизменениях, связанных с оценками социальных характеристик (патриотизм, гражданственность, бережное отношение к традициям); нравственных (гуманность, честность, справедливость); общекультурных (культура общения, поведения, вежливость, тактичность, ситуативность поведения в соответствии с обстановкой). Все вышеназванные показатели характеризуют в большей степени внешний имидж военнослужащих, потому что проявляются в поступках, поведении, деловом общении, сотрудничестве и взаимодействии с окружающими.
Изучение внутреннего имиджа военнослужащего осуществлялось с помощью тех же критериев (самоопределение, самореализация, саморазвитие), но на основе других показателей. Для проверки их, а именно изменений, происходящих с системой (военнослужащим), нами выделена совокупность вопросов для самооценки и оценки командиром сформированности внутреннего имиджа военнослужащего.
Способность к самоопределению проверялась с помощью показателей:
1) понимание сути требований воинского устава;
2) умение планировать пути выполнения задач в соответствии со своими потребностями, внутренними мотивами;
3) освоение опыта воинской службы в общении, сотрудничестве с командиром, сослуживцами.
Способность к самореализации изучалась на основе показателей:
1) умение действовать самостоятельно в поэтапном выполнении действий;
2) умение осуществлять самоанализ и самооценку своих действий;
3) умение оценивать свое участие/неучастие в конфликтных ситуациях, способах их разрешения.
Способность к саморазвитию анализировалась по:
1) динамике изменений качеств личности в соответствии с внешними и внутренними оценками действий;
2) выявлению причин несоответствия в оценке и самооценке своих поступков, поведения, личных профессиональных достижений;
3) отслеживанию стремлений занять независимую позицию в системе личностных взаимоотношений с сослуживцами.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сравнительный анализ сформированности внешнего и внутреннего имиджа военнослужащих по результатам самооценки показателей военнослужащими и по оценкам командира убедил в том, что:
1) результаты самооценивания оказались выше результатов оценивания показателей командиром;
2) все показатели внешнего имиджа военнослужащих выше показателей, характеризующих их внутренний имидж (рисунок 2).
Анализ проведенного исследования позволяет заключить: результаты самооценивания военнослужащими призывниками способности и готовности к самоопределению и
самореализации, оказались выше оценок командира при сравнении параметров, характеризующих их внешний и внутренний имидж. Правда, эти отличия незначительные (они составили: 0,06; 0,06; 0,12; 0,01; 0,03 соответственно), за исключением одного показателя, характеризующего их способность и готовность к самореализации, он составил 0,17 (рисунок 2).
1
0,8 0,6 0,4 0,2 0
□ самооценка военнослужащим □ оценка командиром
0,93 0,92
0,66
0,72
0,8
0,86
0,85
0,68
0,81
0,81 0,82
I I I
I
2
1
2
2
Рисунок 2 Данные результатов самооценивания и оценивания командиром внешнего (1) и внутреннего (2) имиджа военнослужащих призывников (экспериментальная группа) в соответствии с критериями сформированно-сти: I - самоопределения, II - самореализации, III - саморазвития
Данные проведенного исследования позволят военачальнику проанализировать эту существенную разницу в оценивании и самооценивании готовности военнослужащих к самореализации мотивационных и интеллектуальных качеств личности и определить мероприятия по их совершенствованию. Приведенные результаты свидетельствуют о положительном влиянии разработанной методической системы на саморазвитие социальных, нравственных и общекультурных качеств личности (показатели саморазвития - III, рисунок 2). Для этого критерия оценка показателей командиром и самооценка их военнослужащими оказались примерно одинаковой. Примечательно также и то, что показатели, характеризующие внутренний имидж военнослужащих оказались выше внешнего. Отметим, что на рисунке 2 приведены данные для экспериментальной группы (солдат-призывников), которые самоопределялись, самореализовывались и саморазвивались в соответствии с разработанной методической системой.
На следующем этапе исследования возникла необходимость сопоставления результатов сформированности внешнего и внутреннего имиджа военнослужащих экспериментальной и контрольной групп по оценке командиром и самооценке военнослужащими общей готовности и способности их к самоопределению, самореализации и саморазвитию (рисунок 3)
1
0,8 0,6 0,4 0,2 0
0,77
□ Самооценка военнослужащего □ Оценка командиром 0,84 0,88 0,85
0,54
0,74
0,69
0,65
ЭГ КГ Внешний
имидж военнослужащего
ЭГ КГ Внутренний
имидж военнослужащего
Рисунок 3 - Данные самооценивания и оценивания командиром результатов сформированности внешнего и внутреннего имиджа военнослужащих экспериментальной и контрольной групп (воинских подразделений) по общим итогам их самоопределения, самореализации и саморазвития
Следует отметить, что на начальном этапе эксперимента по самооценкам военнослужащих-контрактников их внешний имидж оказался выше имиджа солдат-призывников. Однако, командиры делают поправки в оценке имиджа солдат-
контрактников, они оценивают его много ниже. Однако, при оценке внутреннего имиджа их результаты совпадают, что свидетельствует об объективности самооценок военнослужащих.
ВЫВОДЫ
Анализ проведенного исследования подтвердил наши предположения о результативности разработанной методической системы по самоопределению, самореализации и саморазвитию военнослужащего как самоорганизующейся системы: все показатели сформированности внутреннего имиджа военнослужащих экспериментальной группы оказались выше, чем в контрольной, как по оценке командира, так и по самооценке военнослужащих. Относительные показатели этих изменений для внешнего и внутреннего
0,74 0,85 имиджа по оценке командира составили: 5 =-=1,4; 5 =-=1,3, что свиде-
^ ' ^ г внеш.им _ 77 внутр.им _ _ 7 7 ^
0,54 0,65
тельствует о результативности разработанной методической системы реализации педагогических условий совершенствования как внешнего, так и внутреннего имиджа военнослужащего.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, В.И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновационный технологий, 2000. - 608 с.
2. Карасов, И.Д. Военнослужащие, воинское подразделение как самоорганизующиеся системы в процессах межличностных отношениях и общениях / И.Д. Карасов // Мир науки, культуры, образования. Педагогические науки. Психологические науки. Философские науки. -2017. - № 1 (62). - С. 12-14.
3. Князева, Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов / Рос. Акад. наук. - М. : Изд-во РАН, 1994. - 236 с.
4. Основы организации работы с личным составом в вооруженных силах Российской Федерации [Электронный ресурс] : приложение № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 12.12.2016 г. № 655 // URL : http://docs.cntd.ru/document/456046040. - Дата обращения 01.01.2017.
5. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М. : Издат. Дом «Восток», 2003. - 274 с.
6. Пригожин, И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М. : Едиториал УРОС, 2003. - 240 с.
7. Усова, А.В. Методология научных исследований : курс лекций / А.В. Усова. -Челябинск : Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2004. - 130 с.
8. Усольцев, А.П. Основные противоречия развития педагогической системы : монография / А.П. Усольцев. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2016. - 166 с.
9. Усольцев, А.П. Синергетика педагогических систем : монография / А.П. Усольцев -Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2005. - 263 с.
10. Хакен, Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен ; пер. с англ. Ю.А. Данилова ; под ред. Н.Ю.Климонтовича. - М. : Мир, 1985. - 419 с.
11. Шаповалов, А.А. Элементарные технологии обработки результатов педагогических измерений : учебное пособие / А.А. Шаповалов ; Алтайская гос. пед. акад. - Барнаул : [б.и.], 2013. -131 с.
REFERENCES
1. Andreev, V.I. (2000), Pedagogics: educational course for creative self-development, Center for innovative technology, Kazan.
2. Karasov, I.D., (2017), "Military personnel, military unit as a self-organizing system in the processes of interpersonal relationship and communication", World of science, culture, education, No. 1 (62), pp. 12-14.
3. Knyazeva, E.N. and Kurdymov, S.P. (1994), The laws of evolution and self-organization of complex systems, RAS, Moscow.
4. Basis for the organization of work with personnel in the armed forces of the Russian Federation (2016), annex to the decree of the Minister of defense of the Russian Federation, No. 655, available at: http://docs.cntd.ru/document/456046040.
5. Tulkibaeva, N.N. and Trubaychuk, L.V., (2003), Pedagogical encyclopedia: current concepts of modern pedagogy, Publishing House "Vostok", Moscow.
6. Prigogine, I. and Stengers. I. (2003), Time, chaos, quantum. To the solution of time paradox, Editorial UROS, Moscow.
7. Usova, A.V., (2004), Methodology of scientific researches: course of lectures, Chelyabinsk: publishing house of Chelyabinsk state pedagogical University.
8. Usoltsev, A.P., (2016), Basic contradictions of development of pedagogical system : monograph, publishing house USPU, Ekaterinburg.
9. Usoltsev, A.P., (2005), Synergetic pedagogical systems: monograph, publishing house USPU, Ekaterinburg.
10. Haken, H., (1985), Synergetic. Hierarchy of instabilities in self-organizing systems and devices, Mir, Moscow.
11. Shapovalov, A.A., (2013), Basic technology of processing of results of pedagogical measurements: textbook, Barnaul.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.05.2017
УДК 378.147.88
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ВУЗА
Ирина Николаевна Карсанаева, кандидат педагогических наук, доцент, Валентина Казицева, магистрант, Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова (СВФУ им. М.К. Аммосова), г. Якутск
Аннотация
В статье раскрывается актуальность проблемы инклюзивного подхода в вузе, предусматривающего создание условий для совместного обучения студентов с особыми образовательными потребностями с их нормативными сверстниками. Рассматривается цензовое обучение, где дисциплина «Английский язык» является обязательным для инклюзивных групп с глухими и слабослышащими студентами. В этой связи, обучение глухих и слабослышащих студентов английскому языку является особо актуальным в современной системе образования. В статье представлены результаты анкетирования, направленные на исследование отношения студентов к дисциплине «Английский язык», обучающихся в группах с инклюзивным компонентом в вузе физической культуры.
Ключевые слова: инклюзия, высшее образование, глухие и слабослышащие студенты, английский язык, анкетирование.
INVESTIGATION OF STUDENTS' ATTITUDES TO DISCIPLINE "FOREIGN LANGUAGE" IN CONDITION OF INCLUSIVE STUDY AT NON-LINGUISTIC DEPARTMENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION Irina Nikolaevna Karsanaeva, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Valentina Kazitseva, the master, North-Eastern Federal University in Yakutsk, Yakutsk
Annotation
The article reveals the problem of inclusive approach in the university, which provides for the creation of conditions for inclusive education of students with special educational needs with their normative peers. Censored training, where the discipline "English language" is compulsory for inclusive groups with deaf and hard of hearing students is considered. In this regard, the teaching English for the deaf and hard