Научная статья на тему 'Методическая компетентность военнослужащего в сфере физической культуры и спорта как объект научной рефлексии'

Методическая компетентность военнослужащего в сфере физической культуры и спорта как объект научной рефлексии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / METHODICAL COMPETENCE / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / SOLDIER / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА / METHODICAL COMPETENCE OF MILITARY SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Р. Р., Лещишин В. С.

Система функций методической компетентности в сфере физической культуре и спорта военнослужащих, как интегративное свойство их личности, выражается в совокупности компетенций в психолого-педагогической области знаний, а также способности оказывать активное влияние на процессы развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в коллективе, предупреждать и устранять негативные проявления поведения подчинённых, представляется нам как совокупность четырех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, мотивационно-ценностного, коммуникативного и рефлексивного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Р. Р., Лещишин В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL COMPETENCE SOLDIER IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AS AN OBJECT OF SCIENTIFIC REFLECTION

The system functions methodological competence in the sphere of physical culture and sport as an integrative property of their personality, is expressed in the totality of competences in psycho-pedagogical field of knowledge, and the ability to actively influence the processes of development and self-development socially-valuable personality characteristics that allow performing socially-valuable function in the team, to prevent and eliminate negative manifestations of the behavior of subordinates, appears as a set of four interrelated components: cognitive, motivational-value, communicative and reflexive.

Текст научной работы на тему «Методическая компетентность военнослужащего в сфере физической культуры и спорта как объект научной рефлексии»

References

1. Bejtzon G. 'Ekologiya razuma. Moskva, 2010.

2. Maslova N.V. Materialy I Vserossijskoj shkoly-konferencii «Noosfernoe obrazovanie - paradigma kachestva». Standarty obrazovaniya. 2016; 4.

3. Granovskaya R.M. 'Elementy prakticheskojpsihologii. Sankt-Peterburg, 2007.

4. Kuz'min E.S., Volkov I.P., Emel'yanov Yu.N. Rukovoditel'i kollektiv. Leningrad, 1974.

5. Nechitajlo A.N., Makeev A.A. Princip dvojstvennosti soznaniya. Vysokie intellektual'nye tehnologii obrazovaniya i nauki. Sankt-Peter-burg, 2001.

6. Goncharenko M.S. Noosfernoe obrazovanie - klyuch k zdorov'yu. Moskva - Har'kov, 2011.

7. Bejtson G. Razum ipriroda. Neizbezhnoe edinstvo. Moskva, 2016.

8. Nik Lojn. Lestnica zhizni. Moskva, 2013.

9. Mescheryakov V.Yu. Trening mozga. Moskva - Sankt-Peterburg, 2006.

10. Nechitajlo A.V., Nechitajlo A.N. Formirovanie professional'noj kul'tury v tehnicheskom universitete. Sbornik nauchnyh trudov XIII Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii Sankt-Peterburg, 2013

Статья поступила в редакцию 25.01.18

УДК 378

Magomedov R.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: [email protected]

Leshhishin V.S., postgraduate, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

METHODICAL COMPETENCE SOLDIER IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AS AN OBJECT OF SCIENTIFIC REFLECTION. The system functions methodological competence in the sphere of physical culture and sport as an integrative property of their personality, is expressed in the totality of competences in psycho-pedagogical field of knowledge, and the ability to actively influence the processes of development and self-development socially-valuable personality characteristics that allow performing socially-valuable function in the team, to prevent and eliminate negative manifestations of the behavior of subordinates, appears as a set of four interrelated components: cognitive, motivational-value, communicative and reflexive.

Key word: methodical competence, soldier, competence, competence, methodical competence of military specialist.

Р.Р. Магомедов, д-р пед. наук, проф., за. каф. физической культуры, Ставропольский государственный

педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

В.С. Лещишин, аспирант, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь,

E-mail: [email protected]

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ

Система функций методической компетентности в сфере физической культуре и спорта военнослужащих, как интегра-тивное свойство их личности, выражается в совокупности компетенций в психолого-педагогической области знаний, а также способности оказывать активное влияние на процессы развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в коллективе, предупреждать и устранять негативные проявления поведения подчинённых, представляется нам как совокупность четырех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, мотивационно-ценностного, коммуникативного и рефлексивного.

Ключевые слова: методическая компетентность, военнослужащий, компетентность, компетенция, методическая компетентность военного специалиста.

Методическая компетентность военнослужащего как объект научной рефлексии по нашему мнению это понятие философского дискурса, характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и её оснований, деятельность самопознания, раскрывающая специфику душевно-духовного мира человека, в том числе в сфере физической культуры и спорта. Современная ситуация общественного развития актуализировала необходимость изучения такого феномена, как «компетентность специалиста» или «методическая компетентность». Прежде чем начать анализ методической компетентности военного специалиста в области физической культуры, физической подготовки и спорта, по нашему мнению, представляется логичным обратиться к самому понятию «компетенция», выявить его сущность, характер соотношение с понятием «компетентность» и роль в структуре личностных смыслов современного специалиста вообще и военного специалиста в частности.

Многие отечественные ученые-педагоги склонны отождествлять понятия «компетентность» «компетенция», практически все лексикографические источники проявляют единодушие относительно принципиальной разницы между рассматриваемыми понятиями [1]. Дефиниционный анализ позволяет утверждать, что ««компетенция» является вторичным, производным понятием от «компетентности» и обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков человека, тогда как «компетентность» представляет собой семантически первичную категорию и воплощает в себе их интериоризованную совокупность, систему [2]. Прин-

ципиальное отличие «компетенции» и «компетентности» состоит в том, что компетенция представляет собой институциональное понятие, определяющее статус какого-либо лица, компетентность же в свою очередь является понятием функциональным, т.е. характеризует специалиста как субъекта действующего, реализующего на практике имеющиеся у него компетенции [3; 4], если компетенция это знания и опыт в определенной области, круг вопросов чьей-либо осведомленности, то компетентность -обладание компетенцией [5; 6].

Таким образом, можно утверждать, что компетентность военного специалиста представляет собой присвоенную, от-рефлексированную им в ходе профессиональной деятельности систему социальных и личностно значимых компетенций [7].

В процессе изучения научной литературы было установлено, что проблема методической компетентности представляет собой междисциплинарное явление, поскольку исследуется не только психологами и педагогами, но и философами, социологами и представителями других областей знания, в том числе и военных наук.

В научном дискурсе получили широкое распространение термины «компетентность», «профессиональная компетентность», «методическая компетентность», которые зачастую трактуются как синонимичные, поскольку все они, по сути, связаны с возможностью осуществления эффективной трудовой, профессиональной деятельностью. Например, профессиональная компетентность это сочетание психических качеств, определенное психическое состояние, позволяющее действовать самосто-

ятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции [8].

Анализируя современные психолого-акмеологические исследования сделаем вывод, что компетентность это не только наличие знаний и опыта у военнослужащего, но и умение правильно распорядиться ими при исполнении своих функций, поскольку в понятие компетентности включаются, помимо общей совокупности знаний, знание возможных последствий, конкретного способа воздействий, уровень умения и опыт его практического использования. Тем самым, данное понятие дефинируется преимущественно как «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности» [9].

В научной литературе и диссертационных исследованиях последних лет рассматриваются также: социальная, психологическая и социально-психологическая компетентность, коммуникативная компетентность, управленческая, психолого-педагогическая и педагогическая, а также конфликтная, личностная и индивидуальная компетентность, методическая компетентность [10 и др.].

Каждый из перечисленных видов компетентности имеет свои особенности ввиду специфичности выполняемой специалистами деятельности. Тем не менее, в их структуре можно обнаружить эссенциальные (жизненно необходимые) общие элементы. В структуру каждого вида компетентности ученые, как правило, включают знания, умения и навыки. И хотя такой подход, на первый взгляд, кажется упрощенным, обеспечивает доступность экспериментальной проверки сформированной компетентности, определения уровня методической компетентности военнослужащего в сфере физической культуры и спорта и практическое подтверждение теоретических выкладок. Следует отметить, что сущностные характеристики профессиональной компетентности военнослужащих нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом. Под профессиональной компетентностью военного специалиста нами понимается интегративное свойство военнослужащего как личности субъекта специализированной деятельности, выражающееся в совокупности интериоризированных социальных и личностно-значимых компетенций в системе социального и технологического разделения воинской службы.

На наш взгляд представляется целесообразным расширить подобную трактовку понятия «методическая компетентность военного специалиста», понимая под ней интегративное сложно-структурированное личностно-деятельностное новообразование, включающее как подсистему отрефлексированную совокупность профессионально-значимых компетенций, позволяющее самостоятельно, продуктивно и качественно выполнять задачи профессиональной деятельности и находящееся в отношениях диалектической зависимости с профессиональной направленностью личности. Здесь же необходимо акцентировать внимание на том, что для военнослужащих различных специальностей приоритетная задача - обеспечивать безопасность своей страны и её граждан. Резкое повышение технической оснащенности и информационной насыщенности труда военных специалистов ведет к ряду психологически значимых изменений в его содержании: увеличению скорости обработки информации, принятия решений и производства операторских действий; возрастанию удельного веса в системах управления непосредственно ненаблюдаемых процессов, дистанционному управлению техническими средствами; необходимости длительное время находиться в высокой степени боевой готовности, способности неожиданно, в считанные секунды принять решение и др. [11].

В этой связи, стержнем методической компетентности военных специалистов должны стать духовно-нравственные ориентиры, в роли, которых должны выступать и гуманистические ценности, среди которых: признание жизни человека как высшей абсолютной ценности; понимание ценности свободы, условий ее реализации, ее значения как для развития общества, так и для жизни человека; чувство личной и социальной ответственности за последствия своей деятельности.

Профессиональная направленность военнослужащих, представляющая собой систему мотивов, потребностей-доминант, ценностей, устремлений, закрепленных в целях, установках, намерениях, стремлениях и активной воинской службе, играет двоякую роль: с одной стороны она является детерминан-той профессиональной методической компетентности, а с другой фактором её успешного формирования.

Профессиональная методическая компетентность в сфере физической культуры и спорта как направленность включает в себя ряд компонентов: когнитивный, связанный с осознанием дели деятельности и способности к её осуществлению; практический (действенный), связанный с осознанием профессиональной умелости; эмоциональный компонент, отражающий отношение к объектам деятельности.

В современном мире военнослужащий оказывается включенным как в систему «Человек-Техника», так и в систему «Человек-Человек». Как человеку последней профессиональной схемы военнослужащему свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей; умение слушать и выслушивать; широкий кругозор; речевая (коммуникативная) культура; «душевническая направленность ума, наблюдательность проявлением чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту» [12]; проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше; способность сопереживания; наблюдательность, глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом; решение нестандартных ситуаций, высокая степень саморегуляции.

При анализе состава действий для разных типов военных профессий, отмечается четыре группы действий: двигательные; познавательные (гностические) (действия восприятия, воображения и логические действия); действия межличностного общения; действия по согласованию усилий.

Отметим, что военнослужащий как субъект деятельности осуществляет все эти действия. Это определяет разносторонность интеллектуальной и поведенческой культуры военнослужащего как её субъекта. Выполняя действия в сфере физической культуры и спорта, военнослужащий приобретает знания и навыки, необходимые ему для преобразования окружающей его действительности в соответствии с целями своей профессии, умения профессионально-направленной самореализации. В свою очередь, физическая подготовленность, являясь неотъемлемой частью его профессиональной деятельности, выполняет роль своеобразного катализатора в осуществлении процессов саморегуляции о военного специалиста, определяя стили, стратегии и методы его общения в коллективе, обществе. Это представляется тем более актуальным, так как «воинская деятельность сегодня носит выраженный коллективный характер» и потому «для военного специалиста недостаточно лить умения и готовности качественно выполнить свои непосредственные обязанности, он должен обладать способностью работать в коллективе, продуктивно взаимодействовать с другими его членами, иметь коллективистскую внутреннюю направленность».

Исходя из вышесказанного, в профессиональной деятельности военнослужащего выделяют четыре группы функций:

1) обучающая, воспитывающая, развивающая, мотивирующая;

2) конструктивная и исследовательская;

3) организаторская и коммуникативная;

4) самосовершенствование.

Подчеркнем, что методическая компетентность - важный фактор достижения успехов в любой профессиональной сфере, особенно для командира как организатора воинского коллектива. Решая ряд профессиональных задач, военнослужащий также исполняет роль воспитателя во вверенном ему подразделении, «умение работать с людьми, обучать и воспитывать их - важнейший компонент профессионального мастерства каждого офицера» [13]. Таким образом, можно говорить о том, что для достижения высоких результатов профессиональной деятельности военный специалист должен обладать определенной системой педагогических знаний или, иначе говоря, быть методически компетентным в области военной психологии и педагогики, в том числе в сфере физической культуры и спорта.

Следует отметить, что в военной педагогике принято говорить не о профессионально-педагогической компетентности офицеров, а скорее об их педагогическом и методическом мастерстве. Так, например, в «педагогическое мастерство офицера представляет собой синтез психолого-педагогического мышления, соответствующих знаний, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимодействии с высокоразвитыми качествами личности офицера позволяют ему решать учебно-воспитательные задачи» [13]. Такая трактовка выводит

понятие «педагогическое мастерство офицера» в терминологический ряд с исследуемым компонентом их профессиональной методической компетентности. Однако в понятии «психолого-педагогическая компетентность» более чётко, на наш взгляд, акцентируется внимание на его воспроизводимости, возможности произвольного формирования, гарантированности результата (воплощающегося в так называемой функциональной грамотности), что в наибольшей степени соответствует условиям и требованиям, предъявляемым к личности специалиста в условиях технологизации военного образования и обучения как его необъ-емлемой составляющей в том числе о сущности рассматриваемого феномена методическая компетентность военнослужащего в сфере физической культуры и спорта.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что сущность понятия «методическая компетентность» военного специалиста в сфере физической культуры и спорта, понимаемая нами как его значение и смысл, реализуется через его функции поскольку функции психолого-педагогической компетенции военного специалиста до настоящего времени в военной психолого-педагогической литературе не рассматривались. Для их выявления мы и обратились к рассмотрению функций близких по значению понятий: «инновационно-акмеологическая культура специалиста», «готовность к профессиональному общению», «профессиональная компетентность руководителя», «педагогическая компетентность », «методическая компетентность».

Основная задача военных специалистов обеспечивать безопасность своей страны и ее граждан, защищать их от потенциальной угрозы средствами своей профессии. При этом нужно уметь четко идентифицировать, какие факторы, события представляют собой потенциальную угрозу и применять соответствующие меры к их устранению. Здесь военнослужащему наиболее важно научиться определять не только явные, фактические, но и предполагаемые, возможные последствия своих действий, которые могут оказаться неоднозначными. Отсюда - чрезвычайно высокая степень ответственности военнослужащих различных воинских коллективов в сфере физической культуры и спорта у командиров подразделений за принимаемые в ходе профессиональной деятельности решения.

Учитывая вышеизложенное, на наш взгляд, представляется возможным говорить о том, что система функций методической компетентности военнослужащего в сфере физической культуры и спорта включает следующие компоненты: познавательно-гносеологическая функция позволяет исследовать, системно описывать и объяснять возникающие в ходе профессиональной деятельности военного специалиста проблемы с позиций современной науки, а также обеспечивает привлекать современные знания для эффективного формирования творческого потенциала военного специалиста в интересах профессии и удовлетворения комплекса его потребностей; формирующе-развивающая функция состоит в активном влиянии на процесс оптимального развития и саморазвития у военнослужащих подчиненных социально-ценностных характеристик, а также продуктивную реализацию их творческого потенциала в профессиональной деятельности; перцептивно-коммуникативная функция проявляется в обеспечении эффективного взаимодействия в системах «офи-

Библиографический список

цер-офицер», «офицер-солдат» за счет гибкого реагирования на изменения психологических состояний факторов процесса коммуникации и своевременного информирования их об этом; рефлексивно-регулятивная функция обеспечивающая возможность внутренней детерминации действий и психических состояний военного специалиста как субъекта профессиональной деятельности; профилактико-воспитывающая функция заключается в умении военного специалиста прогнозировать, предупреждать и ликвидировать нежелательные проявления поведения, педагогически упреждать отклоняющееся поведение подчиненных и обучаемых, преодолении и ликвидации их негативных качеств и черт характера в интересах формирования и развития социально-ценностных образований.

Таким образом, система функций методической компетентности в сфере физической культуре и спорта военнослужащих, как интегративное свойство их личности, выражается в совокупности компетенций в психолого-педагогической области знаний, а также способности оказывать активное влияние на процессы развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в коллективе, предупреждать и устранять негативные проявления поведения подчиненных, представляется нам как совокупность четырех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, мотивационно-ценностного, коммуникативного и рефлексивного.

Формирование и развитие каждого компонента способствует реализации каждой из перечисленных функций.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что

1. Современная ситуация общественного развития актуализировала необходимость изучения такого феномена, как «методическая компетентность» или профессиональная «методическая компетентность» военного специалиста. В войсковой части методическая компетентность военнослужащих различных воинских коллективов в сфере физической культуры и спорта -важный фактор достижения успехов к любой профессиональной сфере, особенно для младшего командного состава, в роли которых чаще всего в силу специфики военной службы приходится функционировать современным сержантам, прапорщикам, мичманам и офицерам.

2. Сущность понятия «методическая компетентность военного специалиста в сфере физической культуры и спорта, включает следующие компоненты: познавательно-гносеологическую; фор-мирующе-развивающую; перцептивно-коммуникативную; рефлексивно-регулятивную; профилактико-воспитывающую.

3. Методическая компетентность военного специалиста в области физической подготовки и спорта представляется как совокупность четырех взаимосвязанных компонентов: мотиваци-онно-ценностного; когнитивного; коммуникативного; рефлексивного. При этом системообразующим элементом выступают профессионально значимые свойства личности военнослужащих обучающихся физической культуре и спорту.

4. Проведенный анализ условий развития личности современного военного специалиста позволил выделить внутренние и внешние педагогические условия формирования методической компетентности в области физической культуры и спорта.

1. Киргинцева И.С. Саморегулируемое обучение студентов лингвистических специальностей в условиях дидактических информационных сред. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2003.

2. Мутовкина О.М. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков. Волгоград, 2001

3. Магомедов РР, Алиев Т.Д. Исследование образовательного пространства физической культуры студентов агроинженерного вуза. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013; 5: 60 - 64.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 1996.

5. Епихина Н.О. Обогащение языковой компетенции студента в образовательном процессе вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 2001.

6. Магомедов Р.Р., Кутепова Л.С. Методическая компетентность будущего учителя физической культуры. Под общей редакцией проф. Р.Р. Магомедова. Ставрополь, 2016.

7. Киргинцев М.В. Формирование профессиональной компетентности солдат военно-технических вузов в условиях дидактической информационной среды. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2004.

8. Магомедов Р.Р. Кутепова Л.С. Сущность и соотношение понятий «профессиональная компетенция» и «компетентность» в контексте модернизации образования. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009; 4: 75 - 78.

9. Ландшеер В. Концепция минимальной компетентности. Перспективы: вопросы образованияю 1988; 1: 16 - 20.

10. Банько Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2002.

11. Клочко Н.Ю. Профессионализм и ценностные ориентации. Available at: http: /www.ncstu.rii/content/_docs/pdf/conf/skgti2 philos/05 pdf

12. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. Москва: Издательство Московского психолого-социального института. Москва - Воронеж, 2003.

13. Основы военной психологии и педагогики: учебное пособие. Москва, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.