Научная статья на тему 'Технологизация военного образования в контексте повышения качества подготовки военнослужащих в сфере физической культуры и спорта'

Технологизация военного образования в контексте повышения качества подготовки военнослужащих в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MILITARY EDUCATION / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / TECHNOLOGIZATION / КУРСАНТЫ / STUDENTS / ВОЕННЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ / MILITARY TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Р.Р., Лещишин В.С.

В статье рассмотрены проблемы технологизации военного образования в контексте повышения качества подготовки военнослужащих в сфере физической культуры и спорта. Отмечается, что к технологиям обучения в военной школе предъявляются следующие требования: учёт личностных качеств курсантов и слушателей; оптимальность; отсутствие противоречий с общедидактическим принципам; направленность на активизацию познавательной деятельности обучающихся; позитивное влияние на самоактуализацию курсантов и слушателей. Авторы делают вывод о том, что необходим анализ условий технологизации военного образования с целью дальнейшего совершенствования данного процесса, использование современных средств педагогической квалиметрии, позволяющих осуществлять мониторинг качества высшего военного образования при технологическом подходе к его организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIZATION OF MILITARY EDUCATION IN THE CONTEXT OF IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING OF MILITARY PERSONNEL IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The article examines problems of military education in the context of improving the quality of training of military personnel in the field of physical culture and sports. The article notes that learning technologies in a military school has the following requirements: consideration of the personal qualities of cadets and students; optimality; the absence of contradictions with the General didactic principles; focus on the intensification of cognitive activity of students; a positive impact on the self-actualization of students and listeners. The authors conclude that analysis of the conditions of military education to further improve the process, the use of modern means of pedagogical qualimetry, allowing for the monitoring of the quality of higher military education in the technological approach to its organization.

Текст научной работы на тему «Технологизация военного образования в контексте повышения качества подготовки военнослужащих в сфере физической культуры и спорта»

- учёт уровня образовательной и воспитательной подготовленности учащихся;

- учёт особенностей групп и коллективов учащихся и преподавателей;

- учёт конкретных внешних условий (социальных, производственных, географических);

- учёт возможностей преподавателей по использованию различных методов.

Обозначенные критерии необходимо учитывать также каждому преподавателю при проектировании конкретных педагогических технологий.

Критерии выбора инновационных технологий. Эта проблема сегодня не менее актуальна, чем проектирование новых технологий или совершенствование действующих. Сегодня практическим работникам образовательной сферы предлагается свыше 80 инновационных технологий. На основе каких критериев их следует выбирать, чтобы обеспечить эффективность и качество обучения?

Основными критериальными позициями для выбора инновационных технологий предлагаются следующие:

- потребности страны, региона, города - социальный заказ высшей школе;

- государственные документы о развитии высшей школы -государственный заказ;

- успехи и достижения современной науки о человеке;

- передовой педагогический опыт;

- собственный профессиональный опыт, интуиция, творчество преподавателей;

- анализ результатов и процесса функционирования высшей школы.

При выборе технологий обучения следует также проанализировать их с учетом соответствия данных технологий следующим требованиям:

- соответствие научной концепции технологии реалиям и возможностям высшей школы;

- достаточная системность и системная совместимость технологии с имеющимся преподавательским процессом, наличие диагностического инструментария для ее обеспечения;

Библиографический список

- оценка эффективности новой технологии в сравнении с имеющимися результатами;

- данные о воспроизводимости (опыте применения технологии в др. однотипных условиях).

Успешная организация инновационно-технологического процесса возможна только при разработке конкретных механизмов его освоения (использования). В качестве такого механизма может быть предложена «технология проектирования технологий». Её целями являются:

- проектирование целостной технологии (методической системы) обучения;

- выбор и создание системы диагностики, позволяющей преподавателю содержательно интерпретировать результаты;

- разработка системы профилактики затруднений и рациональной коррекционной работы с учащимися;

- создание технологически выверенной динамики развития общепедагогических умений;

- формирование нового преподавателя, способного реализовать спроектированную технологию.

Таким образом, наиболее значимой и актуальной задачей профессионально-педагогического образования является подготовка будущих педагогов к дидактическому проектированию. Цель подобной подготовки состоит в формировании у будущих педагогов целостной системы проектно-методических знаний, умений и навыков, а также профессионально важных качеств личности. В связи с чем, необходим поиск новых, более эффективных подходов, направленных на формирование профессиональной компетентности у педагогов в проектировании целостного дидактического процесса (формулировки целей, подбора дидактических средств, современных методов и форм обучения). На одно из первых мест выходит проблема их подготовки еще на этапе обучения в вузе к теоретическому осмыслению проблемы создания дидактических проектов, методологическому освоению механизма дидактического проектирования и практическому осуществлению проектирования различных педагогических объектов в соответствии с представлениями о классической проектировочной деятельности.

1. Дидактические методы физического воспитания и технологии обучения, учебное пособие. О.М. Омаров, Э.А. Кашкаева, Б.М. Борлакова. Махачкала. ДГПУ, 2017.

2. Омаров О.М., Кашкаева Э.А. Формирование проектировочных умений у будущих учителей физической культуры. Физическая культура и спорт в современном мире: социальная роль и пропаганда здорового образа жизни. Материалы Международной научно-практической конференции. Грозный, 2015. 92 - 96.

3. Омарова М.О., Алижанова Х.А., Омаров О.М. Проектная деятельность в системе профессиональной подготовки будущих педагогов. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016; Т. 22; № 3. 183 - 188.

4. Омарова М.О., Алижанова Х.А., Омаров О.М. Формирование и развитие умений педагогического проектирования в системе профессиональной подготовки современного учителя. Образование личности. 2016; 3. 29 - 38.

References

1. Didakticheskie metody fizicheskogo vospitaniya i tehnologii obucheniya. uchebnoe posobie. O.M. Omarov, 'E.A. Kashkaeva, B.M. Borlakova. Mahachkala. DGPU, 2017.

2. Omarov O.M., Kashkaeva 'E.A. Formirovanie proektirovochnyh umenij u buduschih uchitelej fizicheskoj kul'tury. Fizicheskaya kul'tura isport vsovremennom mire: social'naya rol'ipropaganda zdorovogo obraza zhizni. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Groznyj, 2015. 92 - 96.

3. Omarova M.O., Alizhanova H.A., Omarov O.M. Proektnaya deyatel'nost' v sisteme professional'noj podgotovki buduschih pedagogov. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya. Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Yuvenologiya. Sociokinetika. 2016; T. 22; № 3. 183 - 188.

4. Omarova M.O., Alizhanova H.A., Omarov O.M. Formirovanie i razvitie umenij pedagogicheskogo proektirovaniya v sisteme professional'noj podgotovki sovremennogo uchitelya. Obrazovanie lichnosti. 2016; 3. 29 - 38.

Статья поступила в редакцию 27.11.17

УДК 378

Magomedov R.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: marus-stv@yandex.ru

Leshchishin V.S., postgraduate, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: marus-stv@yandex.ru

TECHNOLOGIZATION OF MILITARY EDUCATION IN THE CONTEXT OF IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING OF MILITARY PERSONNEL IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS. The article examines problems of military education in the context of improving the quality of training of military personnel in the field of physical culture and sports. The article notes that learning technologies in a military school has the following requirements. consideration of the personal qualities of cadets and students; optimality; the absence of contradictions with the General didactic principles; focus on the intensification of cognitive activity of students; a positive impact on the self-actualization of students and listeners. The authors conclude that analysis of the conditions of military education to further improve the process, the use of modern means of pedagogical qualimetry, allowing for the monitoring of the quality of higher military education in the technological approach to its organization.

Key words: military education, technologization, students, military teachers.

Р.Р. Магомедов, проф., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь,

Е-mail: marus-stv@yandex.ru

В.С. Лещишин, аспирант, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь,

Е-mail: marus-stv@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье рассмотрены проблемы технологизации военного образования в контексте повышения качества подготовки военнослужащих в сфере физической культуры и спорта. Отмечается, что к технологиям обучения в военной школе предъявляются следующие требования: учёт личностных качеств курсантов и слушателей; оптимальность; отсутствие противоречий с общедидактическим принципам; направленность на активизацию познавательной деятельности обучающихся; позитивное влияние на самоактуализацию курсантов и слушателей. Авторы делают вывод о том, что необходим анализ условий технологизации военного образования с целью дальнейшего совершенствования данного процесса, использование современных средств педагогической квалиметрии, позволяющих осуществлять мониторинг качества высшего военного образования при технологическом подходе к его организации.

Ключевые слова: военное образование, технологизация, курсанты, военные преподаватели.

Анализ проблемы технологизации военного образования на современном этапе даёт основания утверждать, что сегодня названную проблему целесообразно рассматривать в двух аспектах:

• как проблему общей дидактики высшей школы;

• как специфическую область дидактики высшей военной школы.

Характеризуя степень разработанности рассматриваемой проблемы, необходимо подчеркнуть, что идея технологизации образовательного процесса не случайна. Она сформировалась как отражение общей тенденции, характерной для культуры конца XX века и начала XXI века, и как реакция на кризис образования, охвативший страны Европы, Северной Америки и России. По утверждению Н.В. Смирнова, «к идее технологиза-ции заставляет обращаться потребность в упрощении и сжатии объема образовательных программ при непрерывно увеличивающемся объеме знаний и возрастании его сложности, необходимость преодоления чрезмерной, хотя и объективно необходимой инертности системы образования в структуре общества, а также тенденция к инновационному поиску ресурсосберегающих способов образовательной деятельности» [1]. Исходя из этого, интерес к возможности технологизации образования на различных ступенях его реализации вполне объясним.

Необходимость в формировании единого методологического основания анализа педагогических явлений требует устранения терминологической неопределённости, которая на данный момент имеет место в научном сообществе в связи с рассматриваемой проблемой Ключевым понятием в рассматриваемом педагогическом процессе, очевидно, является «технология». Базирующийся на понятии алгоритма (системе операций, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи) и перенесённый в сферу социальных взаимодействий из области промышленного производства, данный термин в общей дидактике высшей школы используется неоднозначно и вследствие этого «не имеет не только общепризнанного содержания, но и единого научно-категориального статуса» [1].

Как известно, понятие «технология обучения» впервые введено на конференции ЮНЕСКО в 1970 году. В докладе «Учиться, чтобы быть», опубликованном этой организацией, рассматриваемое понятие определяется как движущая сила модернизации образовательного процесса, а в докладе «Как учиться» впервые приводится ее определение как совокупности способов и средств связи (общения) между людьми, возникающих в результате информационной революции и использующихся в дидактике.

Вместе с тем, в отечественной философской и педагогической литературе сложилась тенденция понимать под технологической стороной образования систематизацию процесса обучения. Причём последняя зачастую трактуется как закрепление и нормирование целей, форм, организаций, процедур, результатов и др. в деятельности педагога. При этом имеется в виду устойчивость, воспроизводимость и повторяемость получения запланированных результатов как главное отличие технологии от традиционной методики обучения. Вообще, несмотря на богатство и разнообразие научных подходов к определению сущности и содержания технологий, в том числе, дидактических, выделим

одну, к сожалению, отрицательную тенденцию в их разработке. Ее суть состоит в простой констатации элементов технологии, всех этих «программ», «действий», «операций», «процедур», «шагов» и других понятий, используемых разработчиками технологий в целях их характеристики. Серьезные исследования элементов, которые потенциально составляют структуру конкретной дидактической технологии, на данный момент не проведены Однако их отсутствие не означает отсутствия самих технологий, реализуемых специалистами зачастую на интуитивном уровне. Указанные технологии существуют, реализуются и являются действенными инструментальными конструкциями в деятельности специалистов, тем более что таких технологий практика накопила в значительном количестве. Предпринимаются эпизодические попытки их анализа, классификации по целям, функциям, реализуемому содержанию деятельности, степени общности и т. д.

Целесообразно согласиться с рядом авторов в том, что анализ потенциала технологий может быть осуществлен с различных позиций: с точки зрения различных наук и научных дисциплин; целей и целевых ориентаций; функционального предназначения конкретной технологии; определения их номенклатуры; выявления структуры, содержания, последовательности и т. д., т. е. в рамках широкого диапазона критериев оценки этих технологий [2]. Вместе с тем, большое разнообразие технологий, их разно уровневый характер, различия в частоте применения -всё это свидетельствует о реальности инструментального механизма воздействия, реализуемого в соответствующих видах деятельности вне зависимости от чьей-либо точки зрения (объективный характер технологии). Более того, именно разнообразие имеющихся технологий обеспечивает их единство в рамках единого технологического цикла деятельности специалистов (единство в разнообразии). С другой стороны, технологии зачастую подвергаются серьезной критике, как со стороны специалистов-практиков, так и со стороны преподавателей соответствующих учебных дисциплин (субъективное восприятие технологии). Подобная критика обусловлена двумя обстоятельствами: первое обстоятельство связано, по нашему мнению, с элементарной профессиональной некомпетентностью лиц, сталкивающихся с многообразием технологического арсенала педагогической деятельности и его инструментальными механизмами; второе связано с фактической неразработанностью структуры технологии, ее элементов, их последовательности и взаимодействия, функционального назначения каждого из этих элементов и т.д.

Наиболее широко к толкованию понятия педагогической технологии подходит Г.К. Селевко [3], который утверждает, что педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Вводя в военную педагогику понятие и термин «технология обучения», педагоги ставят своей целью выявление закономерностей взаимодействия военнослужащего, командира, форм и методов, средств и источников обучения. Таким образом, технология обучения, но сути, представляет собой организацию процесса обучения, предусматривающую определенную систему действий и взаимодействий всех и, прежде всего, активных элементов учебного процесса.

Немаловажно подчеркнуть, что педагогическая технология должна последовательно воплощать на практике заранее спроектированный учебно- воспитательный процесс, предполагающий, во-первых, возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами с глубокой теоретической подготовкой и богатым практическим опытом, а, во-вторых, свободный выбор технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся [4].

Анализ теоретических подходов, а также практики техноло-гизации образовательного процесса позволил сформулировать ряд принципов (требований), которыми следует руководствоваться при разработке современных технологий военного обучения. Среди них выделим следующие:

• Принцип целостности, согласно которому, технология военного обучения должна в интегрированном виде репрезентировать систему целей, методов, средств, форм, условий обучения, обеспечивая тем самым реальное функционирование и развитие конкретной дидактической системы;

• Принцип воспроизводимости, согласно которому реализация предписаний технологии военного обучения с учетом характеристик данной педагогической среды гарантирует достижение заданных целей обучения:

• Принцип адаптируемости, который требует приспособления процесса обучения с помощью конкретной технологии к личности конкретного военнослужащего;

• Принцип психологической обоснованности, указывающий на связь педагогической технологии с психологией и определяющий психологические обоснования и практические выходы для эффективного функционирования дидактической системы:

• Принцип научности, который требует опоры на новейшие достижения психолого-педагогической науки, на экспериментально проверенные дидактические нововведения, данные из смежных с дидактикой областей знания;

• Принцип гибкости, предполагающий обеспечение возможности оперативного и непрерывного обновления содержания военного обучения, модернизации содержания учебных дисциплин и дидактических материалов к ним;

• Принцип контролируемости, который предполагает наличие в системе некоторого компонента, обеспечивающего качественную оценку результатов реализации технологии военного обучения на всех ее этапах и оперативную корректировку хода образовательного процесса.

Говоря о проблеме технологизации военного обучения, следует прежде всего отметить, что в связи со структурно-организационными преобразованиями в системе военного образования вопрос о подготовке кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации сегодня обсуждается особенно активно. В концепции развития военного образования главная цель реформы определена как «радикальное улучшение качества подготовки офицерских кадров». Одно из направлений решения данной задачи по мнению И.А. Липского является интенсификация образовательного процесса [5].

Обучение является одним из основных компонентов целостного педагогическою процесса в военном вузе, войсковой части, бригаде, подразделении и может рассматриваться как его самостоятельная подсистема. [6].

Сущность процесса обучения в военном вузе состоит в том, что это целенаправленный, систематический, организованный процесс обеспечения солдат и слушателей знаниями, навыками и умениями, совершаемый педагогом при их сознательном и активном участи. Причем, обучение это не как процесс трансляции готовых знаний от командира-педагога к обучающемуся, а взаимодействие между ними с целью развития личности солдата (слушателя) посредством организации усвоения им научных знаний и способов деятельности.

С этой точки зрения структуру дидактического процесса можно представить как самостоятельную систему, включающую в себя такие компоненты как: цели обучения, его содержание, субъектов, технологию, результаты педагогической деятельности военного командира и учебно-войсковой части познавательной деятельности солдат (слушателей).

Регулятивное воздействие технологизации образования по выражению авторов работы [6] состоит в том, что оно побуждает исследователей и практиков во всех сферах человеческой деятельности:

• находить основания результативности деятельности;

• мобилизовать лучшие достижения науки и опыта, чтобы гарантировать получение требуемого результата;

• строить деятельность на интенсивной, т. е. максимально научной, а не на экстенсивной основе ведущей к неоправданным затратам сил, времени и ресурсов;

• уделять большое внимание прогнозированию и проектированию деятельности с целью сокращения количества процедур ее возможной коррекции в процессе реализации;

• использовать во всевозрастающей степени новейшие информационные средства, максимально автоматизировать рутинные операции и т. п.

Иными словами, технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности человека, означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости образовательного процесса.

Исходя из всего вышесказанного, технология военного обучения, на наш взгляд, должна рассматриваться как «упорядоченная совокупность педагогических действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата обучения в изменяющихся условиях образовательного процесса» [6].

Сегодня, на наш взгляд, можно с уверенностью утверждать, что военная педагогика России за более чем 200-летний период своего существования сложилась в законченную и стройную систему взглядов и методов воспитания уже к началу XX в.

Как известно, военная педагогика - это одновременно и составная часы общей педагогики, и область военной науки. Исследуя основные закономерности обучения, воспитания и психологической подготовки военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к выполнению боевых задач, данная отрасль научного знания определяет принципы, формы и методы учебно-воспитательного процесса (в частности, в войсковой части). С другой стороны, как область научно- практических знаний, она самым тесным образом связана е оперативной, мобилизационной и боевой подготовкой, а также военной психологией, поскольку дает руководящие установки командному составу и штабам по организации всех видов подготовки войск (сил флота) и их боевого применения.

К особенностям педагогического процесса в военных вузах относятся:

• профессиональная направленность и практический характер учебно-воспитательной работы, её тесная связь со слу-жебно-боевой и общественной деятельностью солдат;

• органическое единство теоретической и практической подготовки, индивидуальной и коллективной работы;

• многопрофильный, многоплановый и многоуровневый характер:

• ведущая роль профессорско-преподавательского состава в его осуществлении. Стратегию современного высшего военного образования составляют развитие и саморазвитие личности будущего офицера, способного не только обслуживать имеющиеся социальные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы. Эта стратегия воплощается в принципиальной направленности содержания и форм учебного процесса высшей военной школы на приоритет личностно-развивающих и профессионально-ориентированных технологий обучения. Мера их эффективности существенно зависит о того, в какой степени полно представлен в них человек в его многообразной субъективности, как учтены его характерологические и психологические особенности, каковы перспективы их развития или угасания.

В связи с этим к технологиям обучения в военной школе предъявляются следующие требования: учет личностных качеств курсантов и слушателей; оптимальность; отсутствие противоречий с общедидактическим принципам; направленность на активизацию познавательной деятельности обучающихся; позитивное влияние на самоактуализацию курсантов и слушателей.

Вместе с тем, необходимо отметить, что настоящий этап развития военной педагогики характеризуется сложностью и противоречивостью. С одной стороны, появились колоссальные возможности по переработке значительных объемов учебной информации на современных вычислительных комплексах, связанных в вычислительные сети, при помощи которых можно организовывать обучение военных специалистов не только в вузах, но и в войсках. С другой сторон я, процесс затянувшегося реформирования военного образования не позволяет командирам и администрации военных вузов в полной мере использовать

преимущества современных инфокоммуникационных технологий для управления указанными выше процессами.

Следует подчеркнуть, что вхождение технологий как инструментального познавательно-преобразовательного средства в сферу профессионального (в том числе военного) образования вполне обоснованно можно рассматривать как одну из закономерных тенденций развития современного социума, а в педагогической практике - как одну из важнейших закономерных зависимостей деятельности современного командира и военнослужащего любого уровня.

Под технологизацией военного образования мы понимаем тенденцию и деятельность по оптимизации образовательного процесса в войсковой части за счет реформирования её структур.

Несмотря на некоторый скепсис по поводу возможности внедрения образовательных технологий в практику военного профессионального образования, который до сих пор имеет место в педагогическом сообществе, представляется очевидным тот факт, что именно технологизация может стать тем необходимым элементом интенсификации образовательного процесса, который позволил бы существенно повысить качество подготовки военнослужащих.

В свете всего сказанного можно выделить следующие приоритетные направления технологизации военного образования:

• реализация базисных принципов военного образования;

• стандартизация компонентов военного образования

• моделирование содержания военного образования;

• развитие административных и методических служб;

• повышение качества квалиметрии военного образования.

• совершенствование обучающей деятельности военного командира;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

• формирование и развитие профессиональной компетентности солдат и слушателей;

• развитие новых образовательных технологий (IT-техно-логий, информационных технологий обучения) и инновационных процессов;

• создание и развитие системы дистанционного образования;

• развитие здоровье формирующих, здоровье развивающих технологий.

Последствия внедрения процесса технологизации для образования видятся нам в следующем. Содержанием и смыслом военного образования становится функциональная технологическая грамотность, дополняющая функциональную грамотность индустриального общества. Это означает, что функционально грамотным будет считаться тот военнослужащий, кто сможет выполнять различные профессионально-ориентированные задачи в рамках существующих и потенциально возможных (зарождающихся) технологий, быть пользователем технологических устройств и структур. В информационно-компетентностной парадигме становятся возможными совершенно новые компетенции, позволяющие осуществлять навигацию в самом мире компетенций и рыночных запросов на них [7].

Учитывая требования, предъявляемые к диссертационным работам, представляемым к защите на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, а также принимая во внимание цель и задачи, поставленные в настоящей работе, наиболее целесообразным в рамках данного исследования представляется подробный анализ условий технологизации военного образования, использование современных средств педагогической квалиметрии, позволяющих осуществлять мониторинг качества высшего военного образования при технологическом подходе к его организации.

1. Смирнова Н.В. Структурно-функциональные характеристики образовательного процесса. Available at: http://wwxv.Orenburg.ru/ cuhure/credo/26/4.htnil

2. Левченко В.А. Методика организации военно-технической подготовки офицеров запаса в условиях технического вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2003.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Москва; Народное образование, 1998.

4. Гайфуллин В.Г. Технологические подходы в педагогике. Available at: http://edu.ksu.ru/russian/note/pedagogicedu/tgtiid=69

5. Липский И.А. Общие теоретические основы современных дидактических технологий. Современные психологические технологии в учебном процессе вузов МВД России: материалы межвузовской научно-практической конференции 18 июня 2003 г. Москва, 2004: 107 - 119.

6. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: учебное пособие. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004.

7. Магомедов Р.Р, Кутепова Л.С. Методическая компетентность будущего учителя физической культуры: монография. Под общей редакцией Р.Р. Магомедова. Издательство: Московский институт управления и права (Москва). 2-е издание, 2016.

References

1. Smirnova N.V. Strukturno-funkcional'nye harakteristiki obrazovatel'nogo processa. Available at: http://wwxv.Orenburg.ru/cuhure/credo/ 26/4.htnil

2. Levchenko V.A. Metodika organizacii voenno-tehnicheskojpodgotovkioficerovzapasa vusloviyah tehnicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2003.

3. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Moskva; Narodnoe obrazovanie, 1998.

4. Gajfullin V.G. Tehnologicheskie podhody vpedagogike. Available at: http://edu.ksu.ru/russian/note/pedagogicedu/tgtiid=69

5. Lipskij I.A. Obschie teoreticheskie osnovy sovremennyh didakticheskih tehnologij. Sovremennye psihologicheskie tehnologii v uchebnom processe vuzov MVD Rossii: materialy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 18 iyunya 2003 g. Moskva, 2004: 107 - 119.

6. Obrazcov P.I., Kosuhin V.M. Didaktika vysshej voennoj shkoly: uchebnoe posobie. Orel: Akademiya Specsvyazi Rossii, 2004.

7. Magomedov R.R., Kutepova L.S. Metodicheskaya kompetentnost' buduschego uchitelya fizicheskoj kul'tury monografiya. Pod obschej redakciej R.R. Magomedova. Izdatel'stvo: Moskovskij institut upravleniya i prava (Moskva). 2-e izdanie, 2016.

Статья поступила в редакцию 09.12.17

УДК 371

Asadulaeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Primary

Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Uma-sh@mail.ru

Magomedkhanova U.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Deputy Dean for Scientific Work and Informatization,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Uma-sh@mail.ru

FEATURES OF THE FORMULATION AND SOLUTION OF EDUCATIONAL PROBLEMS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN.

The article describes features of formulation and solution of educational problems of junior schoolchildren. It is proved that in the process of teaching primary students the definition and adoption of learning objectives takes place, which is aimed at mastering general ways of solving a whole class of practical problems. The implementation of expanded educational work in various academic disciplines requires a special attention of primary school teachers to correct children's actions and operations through which cleverly solved learning tasks. The authors conclude that the activation of the cognitive activity helps children develop their observation, a cognitive interest for new knowledge, desire to learn and an active life position. All of this contributes to academic achievement, the comprehensive development of younger school students.

Key words: teaching problem, solution, setting, Junior high school student, cognitive activities, structure of action.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.