раздел XI.
военное профессиональное образование
УДК 378. 141:355. 23
Ахметова Эльвира Жумабековна
Преподаватель кафедры военно-педагогических и общественных наук Военного института ВВ МВД Республики Казахстан, [email protected], Петропавловск
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Akhmetova Elvira Zhumabekovna
Instructor, the Chair of military pedagogical and social sciences, Military Institute of the Interior Army of the Ministry of Interior Affairs of Republic of Kazakhstan, [email protected], Petropavlovsk
PEDAGOGICAL PREPARATION OF TEACHERS OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS: PROBLEM OF CHOICE OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
В учебном процессе военного учебного заведения сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого курсанта; необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.
Одним из актуальных направлений решения проблем, обусловленных названными противоречиями, является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Переход учебного процесса военного учебного заведения от традиционной педагогики к адаптивной предполагает как минимум два последовательно осуществляемых этапа внедрения личностно-ориентированных технологий образования и воспитания и перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности [2, с. 95; 3].
для освоения новых педагогических технологий требуются время, педагогические условия и специальная подготовка преподавателя.
Технологизация образовательного процесса связана с поиском дидактических подходов, которые могут превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом».
Эффективность дидактических подходов определяется их направленностью на:
- разработку конкретного педагогического замысла на основе ценностных ориентаций, целевых установок автора или коллектива под конкретный ожидаемый результат;
- выстраивание технологической цепочки педагогических действий строго в соответствии с поставленной целью и гарантией достижения и прочного усвоения всеми курсантами уровня государственного стандарта образования;
- взаимосвязь деятельности преподавателя и курсантов при обеспечении образовательных потребностей каждого курсанта;
- поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии любым преподавателем;
- диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности.
В реальной практике, планируя систему занятий, разрабатывая план отдельного занятия и намечая последовательность обучения профессиональным приемам и операциям, преподаватели и офицеры исключают в своей деятельности экспромты, непродуманные решения, мгновенные действия по интуиции и тем самым подчиняют преподавательскую и учебную деятельность технологизации: упорядочению, приведению в систему, последовательному воплощению на практике заранее спроектированного процесса обучения.
Для нашего исследования принципиальное значение имеет следующее определение: педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех [4].
Следует также обратить внимание на то, что понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания».
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их педагогическое мастерство.
Анализ сущности педагогических технологий, внедряемых в учебный процесс Военного института ВВ МВД Республики Казахстан, позволяет сделать следующие выводы:
- смысл педагогических технологий - в предварительном проектировании процесса обучения с учетом дидактических целей и требуемого уровня усвоения;
- педагогические технологии ориентированы на обучаемых и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности;
_______ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ...____________
- центральной проблемой педагогических технологий является обеспечение достижения целей обучения путем развития личности: постановки целей и объективного контроля качества усвоения учебного материала [3; 5; 7].
Выбор педагогических технологий в военном вузе обусловлен целями обучения, требуемым уровнем усвоения знаний и умений, формирования компетенций, квалификацией преподавателя и базовой подготовкой курсантов.
Структура процесса обучения: Дпр. = М + Пд + У, где: Дпр. - дидактический процесс, М- мотивация, Пд - собственно познавательная деятельность, У - управление обучением - дает основание выделить следующие педагогические технологии: мотивационные; деятельностные; управления.
Исходя из требуемых уровней усвоения учебного материала и степени овладения профессиональной деятельностью, необходима и соответствующая глубина изучения предмета. Каждому уровню усвоения можно поставить в соответствие педагогические технологии.
Педагогические технологии первых 2-х уровней усвоения - учебного и алгоритмического - можно назвать исполнительскими, или репродуктивными, и классифицировать следующим образом: задания по алгоритмам деятельности; задания по инструкции, алгоритму; самостоятельные работы на воспроизведение знаний, умений; самостоятельные работы на применение знаний на практике и т. д.
Третий уровень усвоения знаний и умений, ориентирующий на критическое осмысление, сознательное и прочное запоминание учебного материала и выработку умений, на осознание алгоритмов деятельности требует сочетания репродуктивной деятельности обучающихся с продуктивной. Педагогические технологии этого уровня - проблемно-развивающие. Реализации их способствуют задания:
- на составление вопросов по изученной теме, проблеме;
- на переформулирование учебного материала;
- на критическое осмысление теоретического материала или практической профессиональной деятельности:
- на поиск рационального способа деятельности;
- на принятие решений;
- на развитие мышления;
- на сопоставление различных вариантов профессиональной деятельности.
При организации выполнения заданий сначала рекомендуется давать типовые задачи, затем - нестереотипные, творческие. Курсанты должны научиться конспектировать и реферировать учебный материал, выступать с докладами, участвовать в дискуссиях и деловых играх.
Для достижения усвоения на четвертом уровне, когда профессиональная учебно-познавательная деятельность характеризуется как поисковая, эвристическая, необходимо использование методов проблемно-развивающего обучения высокого уровня проблемности, а также заданий на анализ производственных ситуаций, деловых игр, коллективных самостоятельных работ,
заданий проблемно-производственного характера и т. д. Педагогические технологии этого уровня будут эвристическими.
Классификация педагогических технологий представлена на рисунке 1.
Рис.1. Классификация педагогических технологий
Принципиально важная сторона в педагогической технологии - позиция курсанта в образовательном процессе, отношение к нему со стороны командиров и начальников. В этой связи рассмотрим технологии, подразделяемые по типу управления познавательной деятельностью: традиционное (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге), дифференцированное (система малых групп, система «репетитор»), программированное обучение (компьютерное, программное, система «консультант»).
Взаимодействие преподавателя с курсантом может быть: разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность курсантов); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным); направленным (индивидуальным).
Методика обучения различным дисциплинам складывается на основе шести общепринятых идей: опытно-практическое, догматическое, объяснительно-иллюстративное, адаптированное, развивающее и культурологическое обучение.
Технология обучения, или образовательная технология, - это «привязывание» методики к конкретным условиям, система использования выработанных правил с учетом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяженности педагогического процесса. Поэтому об эффективности технологии можно говорить не вообще, а лишь по отношению к определенным курсантам и педагогам.
Методики обучения более устойчивы, чем технологии, они изменяются вместе со сменой образовательной идеи. Технологии же многовариантны даже в рамках одной методики. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования, в том числе в военном вузе.
Ни одна из технологий в условиях существующего учебного заведения не является универсальной. Абсолютно каждая дает не меньше отстающих в развитии, обученности или воспитанности курсантов. Это связано с тем, что преподаватель имеет дело с механически создаваемыми учебными группа-
_______ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ...____________
ми, со случайным подбором курсантов, разбросом уровня их подготовленности и возможностей.
Большие педагогические системы не могут быть монотехнологичными, т. е. вводить у себя одну-единственную технологию для всех учебных групп, специальностей и предметов. Политехнологизм в обучении неизбежен в силу разнообразия факторов, влияющих на эффективность обучения.
Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, главным ориентиром всегда будет познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Поскольку любая педагогическая технология (технологии) как инструментарий процесса обучения связана с организационной формой, обусловлена особенностями личности, квалификацией педагога, совокупностью методов и методических приемов, то все эти факторы и определяют деятельностные педагогические технологии.
Наличие хорошей мотивации и организации деятельности обучающихся, в соответствии с целями обучения, еще не гарантируют достижения планируемых результатов. Завершенность дидактического процесса будет обеспечена лишь при правильном выборе способа организации управления им.
Управление будет заключаться в установлении исходного состояния управляемого процесса - выявлении актуальных для изучения данной темы знаний, умений и опыта обучающихся, определении программы действий -выборе педагогических технологий усвоения, получении информации об усвоении - контроле знаний и умений обучающихся, переработке информации - оценке усвоения и в выработке корректирующего воздействия, его реализации, то есть принятии решения о дополнительной программе действий для усвоения учебного материала, об изменении первоначально выбранной программы действий [6].
Педагогические технологии управления включают в себя два аспекта: управление деятельностью и управление коллективом обучающихся. Выбор конкретных педагогических технологий обусловлен изменяющейся обстановкой занятия и предполагает принятие решений по вариативному изменению целей деятельности: зависит от требований к управлению познавательным процессом, а также от этапов и характера усвоения, общения и деятельности.
Сегодня особенно высокую роль играют знания во всех видах оперативности человеческой деятельности, где возрастает роль новаторства управления, способности быстро реагировать на перемены, создавать новые технологии и заменять их новейшими. Общество «быстрого» развития создаёт, таким образом, потребность в «новой» системе образования, в «новых» людях, способных ответить на вызов возрастающего ускорения развития всех сфер общественного бытия. Следовательно, инновационные процессы в системе образования и есть более или менее осознанный ответ на эти социальные требования. Сегодня они приобретают особый статус и являются
показателям уровня развития государства, цивилизованности его образовательной системы [1, с. 602].
Таким образом, профессионалом можно считать преподавателя, который овладел нормами профессиональной деятельности, педагогического общения и осуществляет их на высоком уровне; изменяет и развивает свою личность и индивидуальность, гибко учитывая новые педагогические технологии, освоение которых требует предварительного проектирования процесса обучения, нацеленного на обеспечение успеха усвоения за счет развития личности и собственной деятельности обучаемых и предусматривающего управление обучением.
Библиографический список
1. Абдыкаримулы, Б. Использование инновационных технологий - парадигма новых знаний [Текст] / Б. Абдыкаримулы // Сборник статей и публикаций (19852008 гг.). - Астана, 2007. - С. 601-614.
2. Андреев, В. И. Эвристика творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. - Казань, 1994. - 264 с.
3. Беловолов, В. А. Личностно ориентированное обучение в процессе профессиональной подготовки специалиста [Текст] / В. А. Беловолов, В. А. Сластенин, Е. В. Ильенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №11. - С. 117-130.
4. Егоров, В. В. Педагогика высшей школы: учебное пособие [Текст] / В. В. Егоров, Э. Г. Скибицкий, В. Г. Храпченков. - Новосибирск: САФБД, 2008. -317 с.
5. Беловолов, В. А. Профессиональная деятельность офицера ВВ МВД России как психолого-педагогическое явление [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №10. - С. 21-32.
6. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / В. В. Сериков. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
7. Беловолов, В. А. Готовность будущего офицера к профессиональной деятельности как психолого-педагогическое явление [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №9. - С. 41-50.