Научная статья на тему 'Формирование универсальных военнопрофессиональных компетенций у студентов призывного возраста'

Формирование универсальных военнопрофессиональных компетенций у студентов призывного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРИЗЫВНИК / ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / UNIVERSAL MILITARY PROFESSIONAL COMPETENCIES / RECRUIT / COMPULSORY MILITARY SERVICE / PHYSICAL FITNESS / SAFE LIVING CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Р.Р., Иванов В.М., Стрельников Р.В., Мхце Б.А., Махновская Н.В.

В данной статье рассмотрены универсальные военно-профессиональные компетенции студентов призывного возраста, которые способны поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полной социальной и профессиональной деятельности, создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций. Универсальные военно-профессиональные навыки и умения представляют собой действия, применяемые военнослужащим для реализации своих функциональных обязанностей и служебных задач в процессе воинской деятельности. Раскрыто содержание нового формата физической подготовленности призывника в ряды российской армии. Для этого необходимо использовать различные технологии обучения, вовлекать студентов в проектную деятельность, широко использовать учебно-материальную базу (вооружение, приборы, тренажеры). Обоснована актуальность безопасного прохождения обязательной военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Р.Р., Иванов В.М., Стрельников Р.В., Мхце Б.А., Махновская Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF UNIVERSAL MILITARY AND PROFESSIONAL COMPETENCES IN CALLS OF STUDENTS TO SUPPORT SAFE VITALITY

The article discusses a universal military-professional competence of students of military age who are able to maintain an adequate level of physical fitness to ensure complete social and professional activities, to create and maintain safe living conditions, including in the event of an emergency. The contents of the new format of physical readiness of the recruit in the ranks of the Russian army is disclosed. Universal military professional skills constitute actions applied to military personnel to carry out their responsibilities and performance objectives in the course of military operations. To do this, one must use a variety of learning technologies, engage students in project activities, extensive use of educational and material base (weapons, devices, simulators).The relevance of the safe passage of compulsory military service has been substantiated.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных военнопрофессиональных компетенций у студентов призывного возраста»

Таким образом, в связи с переходом на актуализированные образовательные стандарты акцент переносится на умения и способности личности, позволяющие ей творчески самореализоваться, социально взаимодействовать и адаптироваться к изменяющимся условиям, а общие и профессиональные компетенции обеспечивают успешную деятельность человека в социуме. Профессиональный модуль МДК представляет большие возможности формирования общих и про-

Библиографический список

фессиональных компетенций у студентов направления подготовки по специальности среднего профессионального образования «49.02.02 - Адаптивная физическая культура» по программе углубленной подготовки основное среднее образование программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) путём реализации в учебном процессе научно-методической деятельности обучающихся.

1. Демченкова С.А. Основные понятия к трактовке понятий «компетентность» и «компетенция» за рубежом и их содержательное наполнение. Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 13 (115): 243 - 246.

2. Ежова Т.В. Формирование общекультурной компетентности студентов. Спецкурс: учебное пособие для студентов. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003.

3. Магомедов RR, Кутепова Л.М. Методическая компетентность будущего учителя физической культуры: монография. Под общей редакцией RR Магомедова. Москва, 2016. (2-е издание).

4. Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования. Культурно-историческая психология. 2008; 2: 19 - 23.

5. Магомедов RR, Кутепова Л.С., Rомаева Н.Б., Попова МР Формирование методической компетентности будущих учителей физической культуры в средних профессиональных учебных заведениях. Физическая культура и спорт в современном мире: Социальная роль и пропаганда здорового образа жизни: материалы научно-практической конференции. Изд-во: Чеченский государственный педагогический университет (Грозный). 2015: 226 - 229.

References

1. Demchenkova S.A. Osnovnye ponyatiya k traktovke ponyatij «kompetentnost'» i «kompetenciya» za rubezhom i ih soderzhatel'noe napolnenie. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2011. - № 13 (115): 243 - 246.

2. Ezhova T.V. Formirovanie obschekul'turnoj kompetentnosti studentov. Speckurs: uchebnoe posobie dlya studentov. Orenburg: Izd-vo OGPU, 2003.

3. Magomedov R.R., Kutepova L.M. Metodicheskaya kompetentnost' buduschego uchitelya fizicheskoj kultury: monografiya. Pod obschej redakciej R.R. Magomedova. Moskva, 2016. (2-e izdanie).

4. Troyanskaya S.L. Obschekul'turnaya kompetentnost': opyt opredeleniya i strukturirovaniya. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2008; 2: 19 - 23.

5. Magomedov R.R., Kutepova L.S., Romaeva N.B., Popova M.R. Formirovanie metodicheskoj kompetentnosti buduschih uchitelej fizicheskoj kul'tury v srednih professional'nyh uchebnyh zavedeniyah. Fizicheskaya kul'tura i sport v sovremennom mire: Social'naya rol' i propaganda zdorovogo obraza zhizni: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. Izd-vo: Chechenskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet (Groznyj). 2015: 226 - 229.

Статья поступила в редакцию 09.06.19

УДК 378

Magomedov R.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Physical Education, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: marus-stv@yandex.ru

Ivanov V.M., Doctor of Sciences (Agriculture), Professor, Department of Physical Education, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: jonesanbu@yandex.ru

Strelnikov R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: r. strelnikov2016@yandex.ru

Mkhtse B.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: borismkhtse@rambler.ru

Makhnovskaya N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: 63nadegdamaxno@mail.ru

FORMATION OF UNIVERSAL MILITARY AND PROFESSIONAL COMPETENCES IN CALLS OF STUDENTS TO SUPPORT SAFE VITALITY. The article discusses a universal military-professional competence of students of military age who are able to maintain an adequate level of physical fitness to ensure complete social and professional activities, to create and maintain safe living conditions, including in the event of an emergency. The contents of the new format of physical readiness of the recruit in the ranks of the Russian army is disclosed. Universal military professional skills constitute actions applied to military personnel to carry out their responsibilities and performance objectives in the course of military operations. To do this, one must use a variety of learning technologies, engage students in project activities, extensive use of educational and material base (weapons, devices, simulators).The relevance of the safe passage of compulsory military service has been substantiated.

Key words: universal military professional competencies, recruit, compulsory military service, physical fitness, safe living conditions.

Р.Р. Магомедов, д-р пед. наук, проф. каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: marus-stv@yandex.ru

В.М. Иванов, д-р сельхоз. наук, проф. каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: jonesanbu@yandex.ru

Р.В. Стрельников, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: r.strelnikov2016@yandex.ru

Б.А. Мхце, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: borismkhtse@rambler.ru

Н.В. Махновская, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: 63nadegdamaxno@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассмотрены универсальные военно-профессиональные компетенции студентов призывного возраста, которые способны поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полной социальной и профессиональной деятельности, создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций. Универсальные военно-профессиональные навыки и умения представляют собой действия, применяемые военнослужащим для реализации своих функциональных обязанностей и служебных задач в процессе воинской деятельности. Раскрыто содержание нового формата физической подготовленности призывника в ряды российской армии. Для этого необходимо использовать различные технологии обучения, вовлекать студентов в проектную деятельность, широко использовать учебно-материальную базу (вооружение, приборы, тренажеры). Обоснована актуальность безопасного прохождения обязательной военной службы.

Ключевые слова: универсальные военно-профессиональные компетенции, призывник, обязательная военная служба, физическая подготовленность, безопасные условия жизнедеятельности.

Организация современного уровня физической подготовленности к прохождению обязательной военной службы в российской армии, а также образовательного процесса в высших учебных заведениях нацелена на овладение студентами универсальными компетенциями в рамках будущей специальности или направлений подготовки. Вследствие этого образовательный процесс по общенаучным предметам, не являющимся профильными для конкретного направления высшего учебного учреждения, должен отвечать задачам подготовки будущих бакалавров с учётом их квалификации. В перечне наименований групп универсальных компетенций при самоорганизации и саморазвитии у студента, который будет призван в ряды Российской Армии для прохождения обязательной военной службы, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) МО РФ от 22.02.2018 г, Приказ № 125 от 15.03.2018 г - зафиксирована УК-7, указывающая на способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полной социальной и профессиональной деятельности, и УК-8, подразумевающая способность создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций [1, с. 6].

Актуальность военной подготовки студентов как средства для формирования грамотности будущих специалистов определяется тем, что военная подготовка к службе в армии всегда была значимой составляющей отечественного образования.

Необходимость военной подготовки состоит в том, что этого требует сложившаяся в мире обстановка, и поэтому выпускник вуза должен быть всесторонне развитым и грамотным и не только в гражданской специальности, но и в военной области [1 - 7].

Задачами военной подготовки являются формирование универсальных морально-психологических, военно-профессиональных и физических качеств, необходимых допризывнику. Для этого необходимо использовать различные технологии обучения, вовлекать студентов в проектную деятельность, широко использовать учебно-материальную базу (вооружение, приборы, тренажеры).

Военная служба - это особый вид государственной службы. Она заключается в повседневном выполнении юношами воинских обязанностей. Основная задача военной службы - постоянная, целенаправленная подготовка к вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. Военная служба в России всегда считалась почетной обязанностью, священным долгом, исключительным по важности и необходимости.

Для эффективного осуществления воинской деятельности становится важным наличие у допризывников сформированной универсальной военно-профессиональной компетентности. Сущность военно-профессиональной компетентности выражается в сформированности у военнослужащих комплекса качеств, отвечающих требованиям воинской обязанности.

Содержание универсальной военно-профессиональной компетентности определяется целями, задачами и характером воинской деятельности.

Под универсальной военно-профессиональной компетентностью понимается интегративное качество допризывников, представляющее совокупность профессионально значимых качеств, способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях воинской деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры.

Компоненты универсальной военно-профессиональной компетентности обладают свойствами вариативности, взаимозависимости, социальной и личной значимости. Они подразделяются на следующие структурные элементы:

- военно-профессиональные знания;

- военно-профессиональные навыки и умения;

- психологическая готовность юношей к военной службе;

- военно-профессиональная позиция;

- личностные качества (особенности);

- готовность и способность будущего военнослужащего решать разнообразные задачи;

- физическая подготовленность допризывника [2].

Оценивая уровень сформированности каждого структурного элемента, можно судить об уровне профессиональной компетентности в целом, которая проявляется в воинской деятельности и воплощается в её результатах. Также можно оценить общий уровень сформированности профессиональной компетентности конкретного военнослужащего и каждой из сторон воинской деятельности, повседневных отношений, личностного развития, совокупного результата воинского труда.

Профессионально компетентный военнослужащий успешно служит Отечеству, продуктивно осуществляет воинскую деятельность, повседневное общение, наращивает и реализует свой творческий потенциал, а также достигает результатов, соответствующих целям и задачам военной службы.

Поэтому современная система подготовки военных допризывников должна формировать у обучаемых целостный военно-профессиональный опыт решения разнообразных задач военной службы, выполнения функциональных обязанностей по предназначению. Для успешного формирования военно-профессиональной компетентности военнослужащих необходимо, чтобы были достаточно развиты все её структурные элементы.

Универсальные военно-профессиональные знания объективно важны для осуществления воинской деятельности. В общем виде они представляют собой необходимые общие и военно-профессиональные сведения, усвоенные и востребованные для осуществления практической деятельности военнослужащих. Они составляют основу для дальнейшего формирования профессиональных умений и навыков, практического применения моделей, алгоритмов и технологий достижения результатов воинской деятельности. Наличие глубоких и твёрдых знаний делает военнослужащего теоретически готовым к овладению воинским мастерством. Знания о повседневных отношениях в воинском коллективе помогают добиваться его сплочения. Особенностью общения в условиях воинской деятельности является его жестко нормативная регламентация.

Универсальные военно-профессиональные навыки и умения представляют собой действия, применяемые военнослужащим для реализации своих функциональных обязанностей и служебных задач в процессе воинской деятельности. Они выступают исходными элементами целостной системы технологии ратного труда и включают обширный арсенал действий военнослужащего по выполнению задач военной службы. Ему необходимо уметь всесторонне анализировать поставленные задачи, планировать и продуктивно осуществлять практическую деятельность в соответствии с законами, приказами и требованиями воинской этики, анализировать результаты и добиваться оптимизации деятельности. Военнослужащему важно уметь правильно определять и успешно осуществлять те этапы своей деятельности, которые оказываются определяющими в конкретных условиях учебно-боевой и других видах обстановки.

В общении важную роль играют следующие умения и навыки: сочетание рационального и чувственного во взаимодействии; нахождение и поддержание эмоционального настроя; способность слушать и понимать военнослужащего, воздействовать на него убеждающим образом, обеспечение условий для самореализации личности, владение оптимальным стилем общения.

В зависимости от уровня сформированности военно-профессиональной универсальной компетентности у каждого военнослужащего умения и навыки будут различны по скорости и качеству их применения в различных условиях воинской деятельности или ситуации повседневного общения. Компетентность создается путем овладения разнообразными военно-профессиональными знаниями, умениями и навыками. В процессе же приобретения опыта практических действий она создает условия для усвоения новых знаний и умений, но уже более высокого уровня. Именно через методическую компетентность устанавливается связь между имеющимся объемом знаний и практическими действиями при решении профессиональных задач, происходит развитие личностных качеств и достижение необходимых результатов. Если военнослужащий действует подобным образом, тогда можно говорить о его адаптации к профессиональной деятельности в целом и конкретной ситуации в частности, и, следовательно -о сформированности у него военно-профессиональной компетентности [4].

В новых социально-экономических условиях проблема психологической готовности юношей к военной службе приобретает особую актуальность и социальную значимость.

Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта деятельности на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраиваться.

Общая психологическая готовность к службе в армии представляет собой взаимосвязь социально-психологической, эмоционально-волевой и военно-профессиональной готовности. Важным моментом психологической готовности к военной службе является то, что она носит социально обусловленный характер и определяется степенью включенности самих призывников в деятельность, что способствует формированию необходимых воинских качеств. Также в основу психологической готовности входят несколько ведущих тенденций, которые пронизывают все уровни этой личности: биологически определённые, показывающие его характерологическую структуру; морально-нравственные устои, от которых зависит процесс адаптации к новым жизненным условиям; сфера интересов и социальная активность, склонность к определенной профессии, сформированное положительное представление о ней и готовность включиться в деятельность.

Психологические качества военнослужащего представляют собой проявления всех компонентов его психики - процессов, состояний, свойств, образований, необходимых для успешного осуществления воинской деятельности. Наиболее общие из них: аналитико-конструктивный склад мышления, эмоционально-волевая и стрессоустойчивость, адаптированность к экстремальным условиям и факторам военной службы, развитая эмпатия и рефлексия, общая психофизиологическая активность. Их характер определяется особенностями условий и действием факторов военной службы. Они обусловливают необходимость сфор-мированности, наряду с общими качествами, и специальных, которые позволяют успешно выполнять офицеру командно-штабные, воспитательные, инженерные и другие функции и обязанности.

Психологические качества позволяют военнослужащему реализовать знания, умения, позиции в воинском труде и достигать намеченных целей и задач. В повседневных отношениях для него важное значение имеют такие качества, как доступность, коммуникабельность и открытость, авторитетность, соответствие должностному статусу.

Психологические качества военнослужащего представляют собой проявления всех компонентов его психики - процессов, состояний, свойств, образований, необходимых для успешного осуществления воинской деятельности. Наиболее общие из них: аналитико-конструктивный склад мышления, эмоционально-волевая и стрессоустойчивость, адаптированность к экстремальным условиям и факторам военной службы, развитая эмпатия и рефлексия, общая психофизиологическая активность. Их характер определяется особенностями условий и действием факторов военной службы. Психологические качества позволяют военнослужащему реализовать знания, умения, позиции в воинском труде и достигать намеченных целей и задач.

Военно-профессиональная позиция будущего военнослужащего - это его устойчивые установки и ориентации, система отношений и оценок внутреннего и социального опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания, реализуемые (нереализуемые, частично реализуемые) в воинском труде. Они включают общесоциальный, военный и военно-профессиональный аспекты.

Профессиональная позиция определяет ориентацию, место и роль военнослужащего в его профессиональной деятельности. Она выступает своего рода мерой осознания таковой как социально-значимой ценности, принятия военной службы в качестве жизненно важного приоритета. И если практические действия выступают показателем степени принятия военно-профессиональной культуры военнослужащими, то в профессиональной позиции фокусируются основные личные интересы и интересы службы, определяется степень их интеграции в личностные и коллективные ориентиры.

Профессиональная позиция военнослужащего рельефно проявляется в воинской деятельности и повседневном общении. Её характеристики - гуманизм, военно-профессиональное самосознание и направленность, стиль руководства и общения, служебная этика - обеспечивают успех в труде и дают возможность творчески разрешать противоречия, возникающие при реализации принципов единоначалия и повседневных отношений, а также добиваться оптимальности всех сторон воинского труда.

Готовность и способность будущего военнослужащего решать разнообразные задачи представляют собой такие компоненты структуры военно-профессиональной компетентности, которые обусловливают его активность, инициативу и творчество в достижении более высоких результатов своего труда. Продвижение военнослужащего к вершинам воинской деятельности обеспечивают развитая способность прогнозирования, предвидение, проницательность, личностные притязания, постоянная включенность в процесс принятия решения, мотивация достижения успеха, развитая саморегуляция.

На основе анализа литературных источников, квалификационных требований и собственного научного опыта группой педагогов-экспертов кафедры физической культуры ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в ходе коллективной и индивидуальной работы были разработаны несколько совокупностей показателей личностных универсальных компетенций будущего солдата российской армии, каждая из которых представлена несколькими критериями (таблица 1).

Согласованность мнений педагогов-экспертов была подтверждена значимым коэффициентом конкордации Кендалла (М = 79), который характеризует степень согласованности мнений педагогов-экспертов в виде рангов по совокупности критериев сформированных военно-профессиональных универсальных компетенций студентов призывного возраста [7].

Таблица 1

Структура сформированных военно-профессиональных универсальных компетенций студентов призывного возраста

№ п/п Группы личностных качеств (универсальные компетенции) Качественные критерии (показатели)

1. Психологические 1. Адаптивность. 2. Адекватная самооценка, развитое чувство личностного достоинства 3. Воля и самоконтроль. 4. Нервно-психическая устойчивость 5. Отсутствие навязчивых асоциальных стремлений.

2. Патриотические 1. Готовность к защите Отечества. 2. Законопослушность. 3. Толерантность. 4. Приверженность к военной политике России. 5. Гордость принадлежностью в Вооруженным Силам РФ.

3. Деловые 1. Эрудированность. 2. Самостоятельность. 3. Ответственность. 4. Профессиональная мобильность. 5. Организаторские способности.

4. Мотивационные 1. Альтруизм. 2. Коллективизм. 3. Профессиональный карьеризм. 4. Саморазвитие, самосовершенствование. 5. Активность и инициативность в учебе.

5. Нравственные 1. Честность. 2. Требовательность к себе. 3. Дисциплинированность. 4. Доброжелательность. 5. Вежливость.

Таблица 2

№ п/п Тестовые упражнения Оценка в баллах

1 2 3 бронза 4 серебро 5 золото

Юноши от 18 до 24 лет

Обязательные испытания (тесты)

1 или Бег на 100 м (с) 15,6 15,4 15,1 14,8 13,5

Челночный бег 5х10 м (с) 14,1 13,9 13,5 13,2 13,0

2 или Бег на 3 км (мин, с) 14,40 14,20 14,00 13,30 12,30

Челночный бег 40 с на площадке 18 м (м) 155 160 165 175 185

3 Подтягивание из виса на высокой перекладине (раз) 5 7 9 10 13

4 Наклон вперед с прямыми ногами стоя на гимнастической скамье (см) - 2 0 6 7 13

Испытания (тесты) по выбору

5 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 200 210 215 230 240

Юноши от 25 до 29 лет

Обязательные испытания (тесты)

1 или Бег на 100 м (с) 15,7 15,4 15,0 14,6 13,9

Челночный бег 5х10 м (с) 14,5 14,2 14,0 13,6 13,4

2 или Бег на 3 км (мин, с) 15,30 15,10 14,50 13,50 12,10

Челночный бег 40 с на площадке 18 м (м) 150 155 160 175 180

3 Подтягивание из виса на высокой перекладине (раз) 5 7 9 10 12

4 Наклон вперед с прямыми ногами стоя на гимнастической скамье (см) - 5 0 5 6 10

Испытания (тесты) по выбору

5 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 200 210 225 230 240

Шкала оценивания показателей физической подготовленности юношей профиль «Физическая культура» и «Безопасность жизнедеятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.