УДК 159
Фазлеева Елена Вячеславовна
кандидат педагогических наук, доцент
общеуниверситетской кафедры физического
воспитания и спорта Казанского федерального университета
milena.555@mail .ru
Elena V. Fazleeva
candidate of pedagogical sciences, associate professor of all-university chair of physical training and sports of the Kazan federal university milena.555@mail .ru
ДИСЦИПЛИНА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ С
ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ -РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
PHYSICAL EDUCATION" SCHOOL SUBJECT FOR STUDENTS WITH PARTICULAR STUDYING NEEDS - REALITY AND PROSPECTS
Аннотация. Ухудшение состояния здоровья молодежи, рост инвалидизации определяет приоритеты современной государственной политики, направленной на улучшение условий и качества образовательной среды российских вузов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Значительный раздел работы и решение широкого спектра задач в данной области находится в сфере компетенций кафедр физической культуры. В статье анализируется возможности кафедры физической культуры в оздоровительной реабилитации студентов с ограниченными возможностями здоровья, приводятся данные по реальному положению дел и перспективах развития этого направления в работе кафедр физической культуры.
Ключевые слова: студенты, инвалиды, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, физическая культура, кафедра физической культуры.
Abstract. Worsening of young people's health and its increased disability determines the priorities of present-day public policy, which aimed to improve conditions and quality of the studying environment in Russian universities for people with disabilities and particular studying needs. Solution of the wide range of tasks in this area is a part of the article's terms. In this article the possibilities of the chair of physical education in health-improving rehabilitation of students with disability are analyzed, real-state data of things and prospects for developing this way in work of the physical education chairs are provided.
Keywords: students, handicapped persons, disability, particular studying needs, physical education, chair of physical education.
Актуальность. По статистическим данным системы здравоохранения, с каждым годом здоровье россиян ухудшается, растут темпы инвалидизации населения. Наибольшую тревогу у медиков и педагогов вызывает тот факт, что данная тенденция прогрессирует не только у взрослого, работающего населения. В большей степени настораживает низкий уровень здоровья, снижение иммунного статуса, хронизация патологических процессов у детей, подростков и юношества. [4] По последним данным, в российских вузах число студентов-инвалидов увеличилось с 5,4 тысячи человек в 2002 году до 14,5 тысячи человек в 2013 [2]. Минздрав считает такую ситуацию недопустимой, поскольку такое положение, в терминах ведомства, - это уже «вопрос национальной безопасности» [5]. В сложившейся в России социально-демографической ситуации именно здоровье нации, ее подрастающего поколения становится приоритетной задачей науки и практики.
Введение. Российский Союз ректоров еще в 2010 году провел опрос: «Студенты-инвалиды в Российских вузах» и представил результаты межвузовского исследования, в котором выявлены ключевые направления активности вузов в области поддержки образовательного и профессионального становления детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Среди мер, обеспечивающих пребывание в вузе студентов с особыми образовательными потребностями, в том числе и инвалидов, важное место, как показывает опыт Российских высших учебных заведений, отводится организации медицинского обслуживания лиц с ограниченными возможностями, реализации медицинских программ по формированию условий для занятий лечебной физкультурой, адаптивной физической культурой (в 60% вузов). В ряде вузов создаются спортивные секции для инвалидов по параолимпийским видам спорта и проводятся спортивные соревнования. [3]
По нашему мнению, решение широкого спектра задач в данной области находится в сфере компетенций кафедр физической культуры, которые в структуре вуза всегда имеют особый статус. Учебная дисциплина, реализуемая кафедрой, пожалуй, единственная, объем, качество и формы освоения которой напрямую зависят от состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов, а учебный процесс выстраивается и корректируется с учетом данных показателей. Ограниченные возможности здоровья студентов опосредуют их особые образовательные потребности, которые наиболее отчетливо проявляются в сфере физической культуры личности и доступном для них объеме двигательной активности. Поэтому именно кафедрам физической культуры отводится особая роль в оздоровительной реабилитации студентов с ограниченными возможностями здоровья за счет использования широкого спектра средств физической культуры, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации таких студентов к образовательной среде вуза и их социализации. Это направление работы должно быть
реализовано в практической деятельности кафедры физической культуры каждого вуза.
Цель исследования: определить основные задачи и перспективные направления работы кафедры физической культуры со студентами с особыми образовательными потребностями, освобожденными от практических занятий по дисциплине «Физическая культура» по медицинским показаниям.
Методы исследования: анализ статистических данных медицинских осмотров студентов, изучение и обобщение опыта кафедр физической культуры по организации и реализации учебного процесса для студентов, освобожденных от практических занятий по дисциплине, изучение и анализ нормативных документов и программы по физическому воспитанию студентов в вузе, анкетирование и социологический опрос студентов.
Ход исследования и обсуждение результатов. В КФУ (Казанский федеральный университет) по данным медицинских осмотров ежегодно увеличивается число студентов, которые по состоянию здоровья получают полное освобождение от занятий по дисциплине «Физическая культура» или рекомендации для занятий в специальной медицинской группе 2 (группе ЛФК - лечебной физической культуры), что в реалиях сегодняшнего дня также трактуется как полное освобождение от практических занятий. По сводным данным, от практических занятий физической культурой в КФУ были освобождены в 2012-2013 учебном году: 1курс -5,37% (261), 1-3 -5,37% (759) студентов, в 2013-2014 учебном году: 1 курс - 5,5% (307), 1-3 курс - 6,0% (837) студентов. В общее число студентов, получивших освобождение от занятий, входят и инвалиды. Основная причина того, что такая значительная группа студентов имеет статус «освобожденных», связана с отсутствием в учебных учреждениях всей совокупности условий для организации занятий, содержание которых было бы адекватно физическим возможностям таких студентов. В чем заключается «физическое воспитание» студентов этих медицинских групп, иными словами, за выполнение каких требований данный контингент студентов получает «зачет» по дисциплине? На кафедре разработана тематика реферативных работ, охватывающая все теоретические разделы программы по физическому воспитанию. Студенты, имеющие освобождение от занятий, по каждому разделу учебной программы готовят и защищают реферативные работы. Успешная защита рефератов и является основанием для получения «зачета» по предмету. Такова общепринятая практика во многих вузах.
Большинство «освобожденных» попадают под определение: студенты «с особыми образовательными потребностями в области физической культуры», а не с «ограниченными возможностями» [1]. Хотя и для тех, и для других существуют доступные формы занятий из арсенала адаптивной физической культуры. Но, к сожалению, на нашей кафедре, как, в прочем, и на кафедрах физической культуры других вузов, специалистов такого профиля нет, и, соответственно, нет таких направлений в работе. Есть только «специальные отделения» для занятий со студентами «специальной»
медицинской группы, где учебную работу ведут преподаватели - выпускники институтов физкультуры со свидетельством «инструктора-методиста ЛФК».
Показательно, что многие студенты, имеющие показания для занятий в группе «ЛФК», а в реальности - освобождаемые от практических занятий, изъявляют желание и настаивают на посещении занятий вместе со студентами общего курса [5]. По данным опросов и анкетирования студентов 84% студентов хотели бы посещать занятия по физкультуре в вузе, проводимые в доступной форме, практически все студенты отмечают необходимость получения знаний и умений о различных формах двигательной активности, способствующих реабилитации и поддержанию оптимального, индивидуального для них уровня здоровья. На занятиях вместе со «здоровыми» студентами настаивают и студенты-инвалиды. 3,8% студентов, которые имеют в анамнезе объективные показания для освобождения от занятий, признают, что сознательно не предъявляют всех жалоб и медицинских справок в процессе медицинского осмотра, чтобы посещать занятия по физическому воспитанию хотя бы в спецмедгруппе. Как показывает практика, студенты, имеющие в анамнезе диагноз ДЦП, врожденные пороки развития опорно-двигательного аппарата, слабовидящие достаточно успешно справляются с программой «специальной» медицинской группы. Наш опыт практической работы со студентами, имеющими значительные отклонения в состоянии здоровья, позволяет утверждать, что у большинства таких молодых людей мотивация к занятиям физической культурой зачастую выше, чем у относительно здоровых студентов.
Таким образом, можно говорить о сужении образовательного пространства по предмету «Физическая культура» для таких студентов, поскольку существуют факторы, лимитирующие развитие физической культуры студентов данных категорий в вузе. К таким факторам можно отнести отсутствие: соответствующей образовательной программы по предмету; дипломированных специалистов в области адаптивной физической культуры; специалистов по лечебной физической культуре с квалификационным сертификатом (с 2011 г. методисты «ЛФК» с дипломом института физической культуры потеряли право на получение и продление сертификата по специальности «Лечебная физическая культура и спорт» в институтах усовершенствования врачей); необходимой материально-технической базы и др. В соответствии с реалиями сегодняшнего дня, по нашему мнению, на каждой кафедре физической культуры должны быть специалисты как по лечебной, так и по адаптивной физической культуре для работы со студентами с ограниченными возможностями. Таких специалистов готовят многие институты физической культуры страны. В их компетенцию входят следующие виды профессиональной деятельности: спортивно -педагогическая; рекреационно-досуговая и оздоровительно-реабилитационная; образовательно-профессиональная; коррекционная и консультативная; научно-исследовательская и научно-методическая.
Еще один аспект, на котором важно заострить внимание и предупредить логично возникающий вопрос: «Не приведет ли организация
процесса физического воспитания для лиц с ограниченными возможностями (особенными образовательными потребностями) к увеличению числа несчастных случаев на занятиях?» Нет, поскольку соответствующая возможностям индивида физическая активность, отвечающая адаптационным возможностям его организма, отнюдь не может повредить здоровью, а, скорее, наоборот, - это один из главных факторов восстановления и укрепления здоровья. Такие случаи, и по нашему мнению, и как показывает практика, больше связаны с недостатками системы медицинского обследования учащейся молодежи и никак не связаны с нагрузками на занятиях.
Так же важно законодательно закрепить количественный состав учебных групп на занятиях физической культурой в вузе, подразделяемым по нагрузкам в соответствии с медицинскими рекомендациям. В свое время в приказе Госкомвуза РФ от 26. 07. 1994 №777 "Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях" было четко оговорено, что для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе - численный состав 8-10 человек. Приказ Министерства образования РФ от 01.12.1999 №1025 частично отменил вышеназванный приказ и инструкцию к нему. На наше обращение в Министерство образования РФ по данному вопросу, было получено следующее разъяснение. На основании статьи 32 пункта 1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (который до сих пор действует) образовательное учреждение высшего профессионального образования вправе определять максимальное количество студентов в учебных группах, в том числе и в отношении дисциплины «Физическая культура» на свое усмотрение, исходя из интересов данного образовательного учреждения. Это приводит на практике к тому, что количество студентов даже в специальных медицинских группах может быть до 25 человек и более. Что недопустимо, поскольку снижается и качество учебного процесса и повышается риск возникновения травмоопасных ситуаций. Особенно это положение важно для групп студентов, имеющих серьезные медицинские ограничения для занятий физическими упражнениями. Студентов в группе по лечебной физической культуре не должно быть более 8 человек.
Перечислим основные задачи, которые необходимо решать кафедрам физической культуры для организации и реализации работы в обозначенном направлении:
- скорректировать учебную программу по дисциплине «физическая культура», внести необходимые дополнения по практическим занятиям в раздел, касающийся всех категорий студентов, освобожденных от посещения занятий;
- обеспечить необходимую материально-техническую и научно-методическую базу;
- разработать программы и необходимые методические материалы и рекомендации для дистанционного теоретического и практического обучения;
- обеспечить переподготовку и профильное повышение квалификационного уровня преподавателей;
- решить вопрос о количественном составе учебных групп для студентов с особыми образовательными потребностями в области физической культуры.
Итак, как показывает практический опыт работы КФУ и значительного числа высших учебных заведений, кафедрам физической культуры в обозримом будущем предстоит решать всю совокупность задач и планировать работу, связанную с организацией учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» для студентов с ограниченными физическими возможностями и с особыми образовательными потребностями, для которых данный спектр образовательного пространства в необходимом объеме пока недоступен.
Литература
1. Антонюк С.Д., Агафонов И.В., Астахов Д.В. Формирование культуры здоровья у детей-инвалидов в условиях образовательных учреждений //Мат-лы всероссийск. науч.-практ. интернет-конференции с международ. участ.: «Стратегические направления развития физической культуры и спорта» 12-17 окт. 2009г. - Красноярск: МП г. Красноярска «ИЦ «Городские новости», 2009. - С.80-83.
2. Гудок. Выпуск № 16 от 30.03.13: [Электронный ресурс] URL: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=769640&page_print=Y
3. Межвузовское исследование «Студенты-инвалиды в российских вузах» / Российский союз ректоров; декабрь 2010 - «Официальный сайт Российского союза ректоров: [Электронный ресурс] URL: www.rsr-online.ru
4. Фазлеева Е.В. Основные тенденции в динамике показателей здоровья и физической подготовленности студентов ТГГПУ за последние пять лет. //Теория и практика физ. культуры. - 2009. - №4. - С. 87-88.
5. Фазлеева Е.В., Васенков Н.В. Физическая культура для студентов с особыми образовательными потребностями. //Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов». 16-18 ноября 2011г.- Казань: КФУ, 2011.-С.132-134.
Literature
1 . Antonyuk S. D., Agafonov I. V., Astakhov D. V. Formation of culture of health at disabled children in the conditions of educational institutions//Mat-ly всероссийск. науч. - практ. Internet conferences with международ. участ. : "The strategic directions of development ofphysical culture and sport" 12-17 Oct. 2009 - Krasnoyarsk: MT of Krasnoyarsk "ITs "City News", 2009. - Page 80-83.
2 . Beep. Release No. 16 of30.03.13: [Electronic resource] URL: http://www.gudok.ru/newspaper/? ID=769640&page_print=Y
3 . Interuniversity research "disabled students in the Russian higher education institutions" / Russian union of rectors; December 2010 - "The official site of the Russian union of rectors: [Electronic resource] URL: www.rsr-online.ru
4 . Fazleeva E.V. The main tendencies in dynamics of indicators of health and physical readiness of students of TGGPUfor the last five years. // Theory and practice physical. cultures. - 2009 . - No. 4. - Page 87-88.
5 . Fazleeva E.V. Vasenkov N. V. Physical culture for students with special educational needs. // Mat-ly Vseros. науч. - практ. конф. "About increase of a role ofphysical culture and sport in development of the identity of students". On November 16-18, 2011 - Kazan: KFU, 2011. - Page 132-134.