УДК 796.371
Пархаева О.В., Судакова Ю.Е.
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Россия, г. Димитровград
Parhaevа O.V., Sudakova U.E.
Dimitrovgrad Engineering and Technological Institute of the National Research Nuclear University MEPhI (Moscow Engineering Physics Institute), Russia, Dimitrovgrad E-mail: [email protected], [email protected]
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
THERAPEUTIC PHYSICAL TRAINING AS ELEMENTS OF PHYSICAL CULTURE TRAINING
Аннотация: образовательный процесс в вузах не дает возможности полностью компенсировать дефицит деятельности, направленной на улучшение и сохранение физической формы и здоровья у обучающихся, имеющих низкую степень физического развития, отяжеленную хроническими заболеваниями, что создает предпосылки для поиска инновационных, структурированных форм дисциплины «Физическая культура». Учебные занятия физической культурой с элементами лечебной физической культуры создают базовую основу для укрепления здоровья обучающихся. В данной работе рассмотрено внедрение в практику дисциплины «Физическая культура» форм лечебной физической культуры, что, в свою очередь, поможет повысить степень активности и будет содействовать повышению уровня здоровья, адаптации к учебной деятельности обучающихся специальной и подготовительной групп.
Abstract: the educational process in Universities does not allow to fully compensate for the lack of activities aimed at improving and maintaining physical fitness and health among students with low level of physical development tagelang chronic diseases, creating opportunities to find in-
novative, structured forms of discipline "Physical culture". The training lessons of physical culture with elements of therapeutic physical culture, create a basic framework for improving the health of students. In this paper, the implementation in practice of the discipline "Physical culture" forms of medical physical culture, which in turn will help improve the degree of activity, and will contribute to improving the health, adaptation to educational activity of students of special and preparatory groups.
Ключевые слова: практика, лечебная физическая культура, обучающиеся, оздоровительная ходьба, аутогенная тренировка.
The key words: practice, therapeutic physical training, students, health-walking, autogenic training.
Одной из самых актуальных проблем высшего образования является изучение состояния здоровья обучающихся, способов его поддержания и укрепления. С каждым годом количество обучающихся с низким уровнем здоровья увеличивается. В высшем учебном заведении таким обучающимся очень сложно адаптироваться к условиям обучения. Нерациональное питание, огромная учебная нагрузка, времяпрепровождение за компьютером - все эти факторы вызывают дискомфорт и напряжение систем адаптации. Увеличивается число обучающихся, которые испытывают трудности в учебе из-за ухудшения состояния здоровья в процессе адаптации к учебным нагрузкам [1].
Цель: Изучение структурированного процесса по дисциплине «Физическая культура» с элементами лечебной физической культуры в условиях высшего учебного заведения для обучающихся освобожденных от занятий в основной группе.
Задачи:
1. Определить степень подготовленности обучающихся.
2. Провести анализ комплекса физических упражнений с элементами лечебной физической культуры.
Лечебная физическая культура, или, как её принято называть, ЛФК - это целый комплекс мер, которые направлены на устранение или купирование болезней, восстановление функционирования организма после перенесенных травм, поддержания физического и психоэмоционального состояния при хронических заболеваниях обучающихся[2].
Комплекс упражнений c элементами лечебной физической культуры нацелен на полноценное восстановление здоровья и предупреждение осложнений заболевания у обучающегося.
Неполное освобождение студентов от физической культуры более распространено и не предполагает исключения данной дисциплины из программы учебного процесса. Следовательно, используются медицинские справки, где указывается, какие конкретные виды деятельности и физические нагрузки нежелательны для обучающегося.
Для оценки состояния здоровья обучающихся, которые поступили в ДИТИ НИЯУ МИФИ в 2014-2016 гг., был проведен анализ их 400 медицинских карточек.
По результатам данного анализа, только 46% обучающихся оказались полностью здоровыми, в свою очередь 25 % обучающихся отнесены к подготовительной медицинской группе, а 18% - к специальной медицинской группе, и 11% полностью освобождены от занятий физической культурой.
Основной причиной ограничения допуска к занятиям физической культурой у обучающихся специальной медицинской группы являются болезни сердечно-сосудистой (10%), дыхательной (29%), пищеварительной (17%) и опорно-двигательной (44%) систем.
Учитывая уровень здоровья каждого обучающегося и характер заболеваний, была создана программа мероприятий по оптимизации режима двигательной активности обучающихся. Была организована специальная группа для про-
ведения занятий по физической культуре с важным компонентом структуры самого занятия - элементами лечебной физической культуры.
Существует множество форм лечебной физической культуры: гигиеническая гимнастика, занятие лечебной гимнастикой, самостоятельные занятия физическими упражнениями, лечебная дозированная ходьба, дозированные восхождения, массовые формы оздоровительной физической культуры (элементы спортивных игр, элементы спорта) [3].
Группой преподавателей кафедры физической культуры и спорта разработан комплекс физических упражнений, который состоит из нескольких частей (корригирующая гимнастика, метод терренкура, аутогенная тренировка, механотерапия, оздоровительная ходьба), а также включает в себя и самостоятельную работу студентов: ведение дневников самоконтроля, подготовку небольших докладов, презентаций, написание научных статей, выступления на конференциях, выполнение комплекса данных упражнений в свободное от занятий время.
Одним из элементов лечебной гимнастики является корригирующая гимнастика. Основная задача её состоит в тренировке по укреплению мышечного корсета позвоночного столба, а именно мыщечных групп спины.
В процессе активной коррекции используются специальная и общая физическая тренировка.
Специальная тренировка состоит из:
- упражнений на выравнивание декомпенсации позвоночника;
- упражнений для мускулатуры, участвующей в процессе дыхания;
- упражнений на коррекцию позвоночного столба с учетом персонального подхода к состоянию позвоночника на данный момент;
- упражнений на разгрузку позвоночника с его максимальной фиксацией при выполнении определенных движений)
- упражнений на растягивание позвоночного столба;
- упражнений на коррекцию деформации позвоночника (гиперкоррекцию);
- упражнений на формирование осанки.
Терренкур (метод дозированных восхождений) сочетает дозированные физические нагрузки в виде пешеходных прогулок с восхождениями. Физическая нагрузка по величине в данном методе зависит от длины маршрута и рельефа местности, угла подъема и темпа ходьбы, но не стоит забывать и о числе остановок, сделанных на пути. Ходить следует, соблюдая спокойный темп и равномерно вдыхая, выдыхая воздух. Перед остановкой на пути нужно сделать пару дыхательных упражнений. Каждый из маршрутов терренкура должен быть оборудован специальными указателями.
Метод аутогенной тренировки, включенный в комплекс упражнений с элементами лечебной физической культуры, применен в учебном процессе для релаксации или ослабления напряжения нервной системы. Этот метод затрагивает психофизические функции организма через системы самовнушения и самонастроя. Тренировка применима и в работе с группой обучающихся, и в виде персонального подхода к конкретному обучающемуся
В структуру механотерапии включены упражнения с дозированием нагрузки в виде сетов и подходов в них на специализированном тренажерном оборудовании для коррекции подвижности в суставах, верного структурирования движений, тренировки мышечных групп, повышения работоспособности и мотивации к занятиям физической культурой.
Оздоровительный бег - это комплекс физическо-психологических и гигиенических элементов. Он является естественным привычным способом передвижения в любую погоду, в разное время года. Оздоровительный бег доступен всем группам обучающихся, так как не требует специальной предварительной
подготовки. В процессе бега активизируются все системы жизнеобеспечения организма, легко дозируется нагрузка с учетом индивидуальных возможностей организма [2].
Учебные занятия с учетом внедрения данного комплекса упражнений с элементами лечебной физической культуры проводятся 2 раза в неделю, длительность одного занятия - 1-1,5 часа, количество обучающихся в каждой группе - 8 человек. В данный курс обучения входит: теоретический курс, состоящий из семинаров и лекций; практика, которая предусматривает выполнение упражнений с элементами комплекса лечебной физической культуры, разработанного индивидуально для каждого студента, под контролем преподавателя.
Учитывая психофизиологию большинства обучающихся, следует корректировать методы применяемой лечебной физической культуры для каждого студента. Кроме комплексов специальных упражнений и лечебной гимнастики, рекомендуются комплексы несложных упражнений для самостоятельных занятий на дому в свободное от учебы время.
Вывод: установлено, что внедрение в учебный процесс дисциплины физической культуры и комплексов упражнений с элементами ЛФК позволило повысить уровень двигательной активности каждого обучающегося, что благоприятно отразилось на здоровье обучающихся и помогло восстановиться до основной группы обучающихся тем, кто ранее был освобожден по болезни от занятий физической культурой в основной группе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Аухадеев, Э.И. Введение в единую научно-практическую специальность «Восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная ме-
дицина, физиотерапия и курортология» : учебник / Э.И. Аухадеев. - М. : Практическая медицина. - 2010. - 125 с.
2. Каштанова, Г.В. Организация в образовательном учреждении лечебной физкультуры и массажа при травмах опорно-двигательного аппарата у детей: практ. пособие / Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина. - М. : АРКТИ, 2010. - 100 с.
3. Вайнбаун, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов / Я.С. Вайнбаун, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М. : Академия, 2002. - 240 с.