УДК 796.011.3
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И ЕГО РАЗВИТИИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ
Альфия Фаридовна Халилова, старший преподаватель Расима Газизулловна Хуснутдинова, старший преподаватель, Эльмира Талгатовна Ахметвалеева, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань
Аннотация
В статье рассматриваются компоненты, влияющие на культуру здоровья студентов, а также мотивирующие к занятиям физической культурой. В настоящей статье представлены результаты анкетирования студентов по вопросам, связанным с их вовлечённостью в процесс занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт». Даётся оценка современным тенденциям в организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт». Мы приходим к выводу о необходимости целенаправленной работы по формированию самообразовательных компетенций в вопросах самосохранения здоровья.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, анкетирование, студенты, вуз, учебный процесс.
IDEAS OF STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE OF A HEALTHY LIFESTYLE
AND ITS DEVELOPMENT IN THE COURSE OF THE OCCUPATIONS BY
PHYSICAL CULTURE
Alfiya Faridovna Khalilova, the senior teacher, Rasima Gazizullovna Khusnutdinova, the senior teacher, Elmira Talgatovna Ahmetvaleeva, the senior teacher, Kazan National University of Science and Technology, Kazan
Annotation
The article deals with the components that affect the health culture of students, as well as motivating them to physical culture lessons. This article presents the results of the questioning of students on issues related to their involvement in the process of the study of physical education discipline. The assessment of the influence of the modern tendencies in the organization of educational process is given. We concluded about the need for targeted work on the formation of self-educational competencies in questions of self-saving of health.
Keywords: physical culture, sport, the questioning, students, higher educational institution, study.
ВВЕДЕНИЕ
В отечественной практике высшего образования одной из актуальных проблем является приобщение студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, являющимися неотъемлемой составляющей здорового образа жизни [1]. Проблема усугубляется отмечаемой рядом авторов тенденцией к снижению состояния здоровья [2, 3].
В научной литературе накоплен большой объем данных, относительно степени влияния на здоровье различных факторов - наследственных, социальных, экологических и др. Наиболее распространенным является подход, предложенный экспертами ВОЗ, которые определили следующее ориентировочное соотношение вклада различных факторов (объединенных в группы) в здоровье человека: генетические - 15-20%, экологические - 2025%, медицинские - 10-15%, условия и образ жизни - 50-55% [Цит. по 3]. Данные процентные соотношения являются достаточно условными, поскольку состояние здоровье зависит от многих факторов: от качества жизни, условий труда, качества питания, продолжительности сна, времени, отводимого на двигательную активность и т.д. Комплексное действие различных факторов способствует усугублению проблем в здоровье, снижая функциональные резервы организма.
Анализ педагогической литературы показывает, что на сегодняшний день специалисты исследуют проблемы, связанные со снижением двигательной активности студентов; с отсутствием в их арсенале необходимых двигательных умений и навыков; с качеством занятий физической культурой [3]. Однако отношение студентов технического вуза к занятиям физической культурой и анализ факторов, обусловливающих пропуски занятий физической культурой без уважительных причин, являются противоречивыми и не до конца изученными [1]. В связи с этим, целью данной работы являлось определение особенностей представлений студентов, осваивающих в вузе технические направления подготовки, об элементах здорового образа жизни.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами проведено анкетирование по культуре здоровья. Опрошены студенты 1-3 курсов ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
В исследовании приняли участие 258 студентов (в возрасте от 16 до 25 лет) разных курсов обучения, различных специальностей и направлений подготовки (42 юношей и 216 девушек). Студенты в возрасте от 16 до 25 лет
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ ответов на вопросы специально разработанной анкеты свидетельствует о хорошей информированности респондентов о принципах здорового образа жизни. Так, на вопрос «Какое у вас самочувствие?»: отличное ответили 23,1% (58 чел.) студентов, хорошее - 54,9 % (138 студентов), не очень хорошее - 19,9 % (50 чел.) студентов, плохое - 2,1% (5 чел.) студентов. Причины, которые, по мнению студентов, влияют на самочувствие: сон (выспался или нет) указали 23,1% (58 чел.) студентов, погода - 8,4% (21 чел.) студентов, имеющиеся заболевания - 11,6% (29 чел.) студентов, настроение - 10,4% (26 чел.) студентов, питание - 4,8% (12 чел) студентов, окружающая среда - 2,4% (6 чел.) студентов, нагрузки - 1,2% (3 чел.) студентов, нехватка времени - 1,6% (4 чел.) студентов, занятия физической культурой - 0,8% (2 чел.) студентов, музыка - 0,8% (2 чел.) студентов.
При ответе на вопрос «Занимались ли вы каким - либо спортом?»: 63,5% (167 чел.) студентов занимались, 36,5% (89 чел.) - нет. В настоящее время 25,9% (66 чел.) студентов продолжают заниматься спортом, а 74,1% (189 чел.) студентов прекратили занятия спортом по различным причинам. Для нас было очень важно узнать наличие спортивного разряда или звания, какого студенты достигли в процессе занятий спортом. Результаты исследования показывают, что спортивный разряд имеют 4,7% (12 чел.) студентов, 95,3% (242 чел.) студентов не имеют спортивного разряда. В настоящее время лишь 23,0% (58 чел.) студентов участвуют в соревнованиях. Остальные респонденты 77,0% (194 чел.) в спортивных соревнованиях не участвуют.
Вместе с тем, все участники анкетного опроса предпочитают занятиям спортом иные формы двигательной активности. Так, фитнес центры посещают только 23,0% (58 чел.) студентов, 77,0% (194 чел.) студентов спортивные сооружения не посещают. Предпочтения отдаются следующим видам фитнеса: плавание - 2,4% (6 чел.) студентов, аэробика - 3,9% (10 чел.) студентов, степ аэробика - 1,2% (3 чел.) студентов, йога - 2,4% (6 чел.) студентов. Кардиотренажеры предпочитают 4,8% (12 чел.) студентов, тренажерный зал - 5,2% (13 чел.) студентов, стрейчинг - 1,2% (3 чел.), пилатес - 0,8% (2 чел.), танцы -0,8% (2 чел.), аквааэробика - 0,4% (1 чел.) студентов.
Как уже отмечалось выше, значимыми условиями формирования здорового образа жизни студентов являются гигиенические факторы. Так, по результатам нашего исследования, правила личной гигиены соблюдают 94,5% (239 чел.) студентов, иногда соблюдают 4,8% (12 чел.) студентов, и 0,7% (2 чел.) студента не соблюдают. Мы вынуждены констатировать, что студенты недооценивают роль самостоятельных занятий физическими
упражнениями как средства сохранения и укрепления здоровья. Так, утреннюю зарядку делают 5,1% (15 чел.) студентов, не делают 54,3% (140 чел.) студентов, не всегда - 54,7% (141 чел.) студентов.
Физическое развитие у 15,3% (27 чел.) студентов отличное, у 80,8% (143 чел.) студентов не очень хорошее, у 3,9% (7 чел.) студентов плохое.
Уроки физической культуры в школе посещали 88,4% (228 чел.) студентов, 11,6% (30 чел.) студентов - их не посещали. Наиболее распространенной причиной пропусков называлась - наличие у них хронических заболеваний, предусматривающих занятия в группах лечебной физической культуры (ЛФК), а в школе их не проводили. 2,3% (6 чел.) студентов были полностью освобождены.
В школе студенты относились к разным группам. 33,3% (85 чел.) студентов относились к основной, 14,5% (37 чел.) студентов к подготовительной, 52,2% (133 чел.) студента к специальной медицинской группе.
На вопрос «Употребляете ли Вы алкоголь?»: 17,3% (47 чел.) студентов ответили, что ни разу не пробовали алкогольсодержащие напитки; один раз попробовали 20,6% (56 чел.) студентов; изредка употребляют - 57,4% (156 чел.) студентов, часто 3,3% (9 чел.) студентов и постоянно - 1,5% (4 чел.).
На вопрос: «Употребляете ли Вы наркотики или токсические вещества?»: 98,2% (261 чел.) студентов ни разу не пробовали; один раз попробовал 1,8% (5 чел.); часто и постоянно ответили не ответил никто.
На вопрос: «Употребляете ли Вы табак (Курите сигареты и т. п.)?». Ни разу не пробовал - ответили 62,0% (165 чел.); один раз пробовал - 23,3% (62 чел.); изредка - 6,8% (18 чел.); часто - 4,5% (12 чел.); постоянно - 3,4% (9 чел.) студентов.
В целом у большинства студентов (72,3 % или 183 чел.) наблюдается положительное отношение к физической культуре. Однако чуть больше четверти (26,1 %; 66 чел.) студентам технического вуза занятия физической культурой не всегда нравятся и у оставшейся незначительной части студентов (1,6 %; 4 чел.) - отрицательное. При этом, на вопрос: «Чем бы хотели заниматься на занятиях физической культурой?» студенты называли следующие виды двигательной активности: спортивные игры, упражнения на разные группы мышц, на развитие физических качеств, упражнения для глаз, силовые упражнения, упражнения с гантелями, упражнения для похудания, легкая атлетика, йога, кардио-нагрузки, тренажеры, ЛФК, эстафеты, туризм, аэробика, степ аэробика, плавание, скакалка, гимнастика, танцы, фитнес, Пилатес, лыжная подготовка, самостоятельные занятия, домашние занятия.
Анализ ответов студентов показал, что 60,5% (98 чел.) студентов умеют самостоятельно составлять комплексы упражнений, 39,5% (64 чел.) студентов не умеют. Кроме того, 17,2% (28 чел.) студентов умеют оказывать доврачебную помощь, 62,6% (102 чел.) студентов частично могут, 20,2% (33 чел.) студентов не умеют.
В заключении можно сказать, что в целом студенты позитивно настроены на здоровый образ жизни. Обучающиеся следят за своим питанием, продолжительностью сна, стараются заниматься фитнесом. Среди опрошенных студентов почти нет употребляющих алкоголь и курящих, а также принимающих наркотики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лифанов А. Д., Отношение студенток, получающих среднее профессиональное образование в условиях вуза, к занятиям физической культурой / А. Д. Лифанов, Л.А. Финогентова, В. Д. Лифанова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 76-79.
2. 2. Фазлеева Е.В., Основные тенденции в динамике показателей здоровья и физической подготовленности студентов ТГГПУ за последние пять лет / Е.В. Фазлеева // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №4. - С. 87-88.
3. 3. Кудрявцев Ю.М., Здоровый образ жизни - основа здоровьесберегающих технологий / Ю.М. Кудрявцев, А.Ф. Халилова // Казанская наука. - 2013. - №10. - С.22-28.
REFERENCES
1. Lifanov, A.D., Finogentova, L.A. and Lifanova, V.D. (2014), "Attitude of the female student getting the secondary professional education to occupations by physical culture in the conditions of higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No. 4, pp. 76-79.
2. Fazleeva, E.V. (2009), "Basic tendencies in dynamics of parameters of health and physical preparedness of TSHPU students for the last five years", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 87-88.
3. Kudryavtcev, Yu.M. and Khalilova, A.F. (2013), "Healthy living is basis of the health saving technologies", Kazanskaya nauka, No. 10, pp. 22-28.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.05.2018
УДК 796.853.23
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
(КРОССФИТА) В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА ОФП В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ БОРЦОВ
Ян Юрьевич Хомичев, старший преподаватель, Сибирский Государственный Индустриальный университет (СибГИУ), г. Новокузнецк; Борис Иванович Тараканов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ
им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результата анализа применения многофункционального интенсивного тренинга (кроссфита) в структуре средств ОФП юных борцов. Выявлено, что система выбора соотношения средств ОФП и приоритета их применения в тренировочном процессе существенно устарели и требуют значительной модернизации с использованием современных видов спортивной деятельности, включая кроссфит. При этом в настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации по применению кроссфита в тренировке борцов различной квалификации и возраста. Разработанная экспериментальная программа подготовки юных борцов направлена на устранение этого недостатка, включая в себя четкое распределение тренировочных средств ОФП с заметным преобладание упражнений кроссфита по сравнению с другими средствами подготовки. Результаты первичной апробации этой программы свидетельствуют о том, что она является весьма перспективным вкладом в решения проблемы повышения эффективности ОФП юных дзюдоистов с акцентированным использованием средств кроссфита.
Ключевые слова: кроссфит, юный борец, ОФП, тренировочный процесс, перспектива, физическая подготовка, нагрузка, микроцикл, средства, объем, модернизация, программа.
PROSPECTS OF APPLICATION OF MULTIFUNCTIONAL TRAINING (CROSSFIT) AS A MEANS OF OFP IN THE TRAINING PROCESS OF YOUNG WRESTLERS
Yan Yuryevich Khomichev, the senior lecturer, Siberian State Industrial University, Novokuznetsk; Boris Ivanovich Tarakanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft
National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of the analysis of the use of multifunctional intensive training (Cross-Fit) in the structure of the young wrestlers OFP funds. It is revealed that the system of selection of the ratio of the OFP and the priority of their application in the training process is significantly outdated and requires significant modernization using modern sports activities, including CrossFit. Thus, now there are no scientifically grounded recommendations on application of a CrossFit in training of wrestlers of various qualification and age. Developed an experimental program for the training of young fighters aimed at eliminating this deficiency, including a clear allocation of training resources DIF noticeable predominance of the exercises of CrossFit compared to other means of training. The results of the initial testing of this program indicate that it is a very promising contribution in the development of the problem of increasing the