Научная статья на тему 'Вопросы применения инновационных технологий в области физической культуры'

Вопросы применения инновационных технологий в области физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL CULTURE / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / PHYSICAL RECREATION / КРОССФИТ / CROSSFIT / КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА / ROUND TRAINING / ФИТНЕС / FITNESS / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / PHYSICAL FITNESS PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрашина И.В., Попова Е.В., Солдатова М.А.

В нашем исследовании рассматриваются современные тенденции развития отечественной системы физического воспитания и приоритетные направления фитнеса как в системе образования, так и в сфере физической рекреации. Анализируется целесообразность массового внедрения в практику преподавания некоторых направлений физической культуры. Проводится методический разбор кроссфит-тренировок с точки зрения структуры, величины и эффективности нагрузки, а также критический анализ публикаций, рассматривающих данное направление фитнеса как альтернативу занятиям, направленным на всестороннюю физическую подготовку среди различных групп населения. В предлагаемой статье дается общая оценка развитию физической культуры, ориентированной на западные направления. Делается вывод, что на современном этапе модернизации системы образования, к сожалению, отсутствуют собственные прогрессивные инновации в этом направлении, несмотря на существующие отечественные научно обоснованные разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the issue of current trends in the development of domestic system of physical education and the priorities in the development of fitness both in the system of education and in existing recreation programs. It analyzes the utility of the mass adoption of certain trends in physical culture. It offers the methodical and systematic analysis of the crossfit workout in terms of structure, amount and effectiveness of the workout load as well as the critical analysis of the publications that consider this trend of fitness as an alternative to the physical education that targets the comprehensive physical education of different groups of population. The article also provides a general assessment of the development trend in physical culture of the country that takes foreign countries as their model at the expense of the development of the Russian scientifically-proven systems and the lack of domestic progressive innovations in this development at the current stage of modernization of the system of education.

Текст научной работы на тему «Вопросы применения инновационных технологий в области физической культуры»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 37.037

И. В. Абрашина, Е. В. Попова, М. А. Солдатова

Вопросы применения инновационных технологий в области физической культуры

В нашем исследовании рассматриваются современные тенденции развития отечественной системы физического воспитания и приоритетные направления фитнеса как в системе образования, так и в сфере физической рекреации. Анализируется целесообразность массового внедрения в практику преподавания некоторых направлений физической культуры. Проводится методический разбор кроссфит-тренировок с точки зрения структуры, величины и эффективности нагрузки, а также критический анализ публикаций, рассматривающих данное направление фитнеса как альтернативу занятиям, направленным на всестороннюю физическую подготовку среди различных групп населения. В предлагаемой статье дается общая оценка развитию физической культуры, ориентированной на западные направления. Делается вывод, что на современном этапе модернизации системы образования, к сожалению, отсутствуют собственные прогрессивные инновации в этом направлении, несмотря на существующие отечественные научно обоснованные разработки.

This article discusses the issue of current trends in the development of domestic system of physical education and the priorities in the development of fitness both in the system of education and in existing recreation programs. It analyzes the utility of the mass adoption of certain trends in physical culture. It offers the methodical and systematic analysis of the crossfit workout in terms of structure, amount and effectiveness of the workout load as well as the critical analysis of the publications that consider this trend of fitness as an alternative to the physical education that targets the comprehensive physical education of different groups of population. The article also provides a general assessment of the development trend in physical culture of the country that takes foreign countries as their model at the expense of the development of the Russian scientifically-proven systems and the lack of domestic progressive innovations in this development at the current stage of modernization of the system of education.

Ключевые слова: физическая культура, физическая рекреация, физическая подготовка, кроссфит, круговая тренировка, фитнес, патриотическое воспитание.

Key words: physical culture, physical recreation, physical fitness program, crossfit, round training, fitness, patriotic education.

© Абрашина И. В., Попова Е. В., Солдатова М. А., 2018

243

Необходимость модернизации российского образования выдвигает требования к совершенствованию системы физического воспитания молодежи с целью их привлечения к здоровому образу жизни и формирования мотивации на социально значимые аспекты деятельности. Существующая тенденция заставляет специалистов в области физической культуры и спорта искать новые подходы к решению данной проблемы как средствами глобального характера (возрождение комплекса ГТО, проведение физкультурных праздников и соревнований по прикладным и традиционным видам спорта, а также национальным играм), так и с помощью модернизации программ по физической культуре, посредством включения новых форм занятий и упражнений.

В создавшейся ситуации формируется противоречие между объективной необходимостью совершенствования форм учебных занятий по физической культуре, с одной стороны, и отсутствием научно обоснованных методик по их использованию в комплексе с традиционными физическими упражнениями - с другой.

Выявленное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования, суть которой состоит в необходимости анализа существующих программ и методик в области физической культуры и спорта, а также вновь создаваемых и включаемых в систему физической подготовки как подрастающего поколения, так и взрослого населения страны. Кроме того, важно оценить правомерность использования новых методик с научной точки зрения как в плане влияния на физическое развитие и здоровье занимающихся, так и в поддержании преемственности традиций отечественной педагогики с целью содействия национальной политике в направлении патриотического воспитания. «Повышать вклад (роль) средств культуры и массовой информации в патриотическом воспитании граждан», -обозначено в третьем разделе «Цель и задачи» в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [12], что обязывает, в том числе и культуру физическую, содействовать своими инновационными технологиями в решении поставленной задачи.

В процессе анализа существующих программ и концепций физического воспитания, в частности в высших учебных заведениях [9-11], можно сделать вывод о преимущественном использовании традиционных средств и упражнений с акцентом на базовые виды спорта.

Существенно отличаются от традиционных предлагаемые программы по физической рекреации ведущих фитнес-центров и спортивных клубов. Соотношение традиционных занятий к инновационным составляет, как правило, 1 к 10. В качестве предлагаемых населению можно встретить следующие:

• aqua training - аэробика в воде с нагрузкой на основные мышечные группы с использованием гибких палок noodles, аква-поясов, аква-гантелей, аква-перчаток;

• belly dance - это обобщенное название египетской, турецкой, ливанской и других хореографических традиций. Урок включает различные направления восточного танца: raks sharki, show belly dance, folk, tribal fusion;

• flex - урок на развитие гибкости и подвижности суставов;

• step - урок аэробики с использованием степ-платформы. Включает в себя обучение свободному владению базовыми шагами степ-аэробики и соединение их в различные комбинации;

• kick-boxing - сочетание техники ударов руками и ногами, одно из наиболее универсальных направлений единоборств. Тренирует умение защищаться, укрепляет дух, улучшает физическую форму. Включает спарринг и постановку техники;

• mix-fight (бои без правил) - тренировка в формате «боев без правил». Урок включает в себя все виды ударной техники кикбоксинга, а также техники борьбы;

• pilates - урок направлен на тренировку мышц-стабилизаторов, восстановление и сохранение подвижности позвоночника, улучшение мышечного баланса, развитие гибкости и контроля над собственным телом.

Перечисленные выше направления не считаются на настоящий момент чем-то новым и применяются в системе массовой физической культуры достаточно давно. Причем строго научного обоснования о влиянии тех или иных упражнений на организм занимающихся они обычно не имеют. Исключением из этого правила можно назвать пилатес, степ-аэробику и аква-фитнес. К тому же разработчиками этих систем тренировок были зарубежные авторы.

Относительно новым направлением можно назвать кроссфит.

Ввиду большого внимания современных спортсменов и людей, занимающихся физической культурой к этому виду, его следует рассмотреть более детально.

Основатель движения кроссфит - Грег Глассман, бывший гимнаст из США, Калифорния, приступил к разработке своей программы более 20 лет назад и в 2001 г. в Калифорнии открыл первый зал для кроссфита. Он начал пропагандировать свою методику среди спортсменов. Сегодня по всему миру существует более 4 тыс. спортивных кроссфит-залов, что говорит о немалой популярности этого направления.

Крoccфит называют революционной системой тренировок, направленных на всестороннее физическое развитие. При разработке комплексов оценивались и собирались вoединo различные упражнения из многих видов спорта, лучшие навыки и умения из которых в совокупности смогли бы помочь человеку подготовить себя к физически случайным нагрузкам и внезапно возникающим ситуациям [2; 6].

Это направление подразумевает систему упражнений по общей физической подготовке и предполагает отказ от какой-либо специализации. Комбинирование тяжелой атлетики, гимнастики, бега, гиревого спорта, упражнений с собственным весом, плавания, гребли, дает широкий спектр различных тренировок на каждый день, позволяющих внести разнообразие и сделать тренировочный процесс намного интереснее и эффективней. Принципы, лежащие в основе системы, позволяют, как утверждают авторы, легко адаптировать кроссфитовские тренировки для людей различного уровня физической подготовки [4; 7].

Предполагается, что кроссфитом могут заниматься различные группы населения: люди с низким уровнем физической подготовленности, профессиональные спортсмены, военные и т. д., так как варьировать в процессе тренировки можно как вес отягощений, так и интенсивность занятий. При этом суть программы остается неизменной - это круговая тренировка без отдыха между сериями. Как правило, в ней используются базовые упражнения как с собственным весом, так и со свободными отягощениями с участием большого количества крупных мышечных групп. В процессе тренировки допускается также и работа аэробного характера: бег, катание на роликах и велосипеде, гребля, плавание, прыжки на скакалке и т. д. Помимо этого, как уже отмечалось, используются элементы других видов спорта (гиревой спорт, тяжёлая атлетика, спортивная гимнастика, легкая атлетика и т. д.) [4].

Кроссфит преследует цель развить и совершенствовать все физические качества (выносливость, силу, быстроту, гибкость, ловкость), а также способствовать увеличению скорости адаптации к смене нагрузок [6]. Сегодня по системе кроссфит проходят подготовку военные, пожарные и представители других спецслужб Америки, Канады и Европы. Кроссфит получает все новые направления. Так, например, есть программа CrossFit Kids, разработанная специально для детей, CrossFit Football - разработанный бывшим игроком НФЛ, Джоном Велборном. Существуют также программы для беременных женщин, для людей преклонного возраста и т. д. [7].

Необходимо отметить, что многие авторы, пропагандирующие эту систему, считают кроссфит полноценным и самостоятельным направлением фитнеса, используемым людьми в большей мере для поддержания общего физического состояния на должном уровне; кроме того, считается возможным использовать данный вид тренировок и в профессиональном спорте c целью достижения наивысшей функциональной подготовленности организма [6]. При рассмотрении развития крoccфита в будущем, не исключается его внедрениеe в различные виды спорта, с частичным или полным замещением существующих методов ОФП.

Наиболее эффективной считается тренировка в группе. В спортивных залах часто устраивают общую круговую тренировку, где участники занимают определенное место, обозначающее некое упражнение или работу со снарядом. Таким образом, тренирующиеся, продвигаясь по кругу, подгоняют своих напарников, отчего эффективность возрастает, так как каждый участник не желает задерживать время других. Как правило, такие занятия проводятся с тренером, который становится в центр круга или сам является участником круговой тренировки. Подобные виды двигательной активности позволяют занимающимся не только развивать и совершенствовать физические качества, но и воспитывать силу воли и характер.

Считается, что занятия кроссфитом влияют на снижение веса тела благодаря тому, что тренировка проходит в зоне высокой мощности при большом количестве потребления кислорода. Продолжительность занятия по кроссфиту составляет 20-60 минут. Во время выполнения упражнений в работу включается большое количество крупных мышечных групп [7].

У сторонников кроссфита имеется свой взгляд и на питание. Большая часть кроссфит-спортсменов приверженцы палеодиеты, т. е. это питание отличается содержанием меньшего количества углеводов и высоким потреблением белка, а также включением в рацион высококачественных жиров.

Проанализированные характеристики кроссфита позволяют нам сделать вывод, что описанная выше система подготовки противоречит, на наш взгляд, всем основным концепциям отечественной теории и методикам физического воспитания, а также постулатам возрастной и спортивной физиологии.

Рассматривая кроссфит детально, остановимся на основных характеристиках методики, выделенных современными приверженцами данного направления.

1. Одним из важных моментов, которые отмечают исследователи, считается подготовка посредством кроссфита к физически случайным нагрузкам и внезапно возникающим ситуациям [6]. В этой связи применение кроссфита в системе физической подготовки сотрудников силовых структур, действительно, может стать одним из ведущих средств, что и отмечает в своих трудах Т.П. Замчий и др. [2]. Причем подбор упражнений в каждом конкретном случае варьировался авторами в зависимости от специализации ведомства.

2. К несомненным достоинством кроссфита следует отнести и влияние на воспитание силы воли и характера занимающихся [2; 6], что весьма актуально при подготовке вышеназванных сотрудников. Однако исследования доказывают, что большинство видов спорта оказывают точно такое же воздействие, и кроссфит в этой связи не является единственно возможным средством.

3. Особенность системы в плане использования упражнений различной направленности является важным положительным моментом при занятиях массовой физической культурой в целях разнообразия используемых средств физической рекреации. Вместе с тем применение этого достоинства профессиональными спортсменами, на наш взгляд, не представляется возможным по причинам, рассмотренным в п. 4-6.

4. Система кроссфита предполагает возможность адаптировать упражнения к любому возрасту и уровню подготовки [4; 7]. Однако, рассматривая особенности воздействия упражнений, выполняемых с высокой интенсивностью и без пауз отдыха, велика вероятность запредельного увеличения ЧСС и показателей артериального давления, что может отрицательно повлиять на состояние здоровья неподготовленных к нагрузкам различных групп населения. Кроме того, целенаправленное воздействие на развитие силовой выносливости, предполагающее многократное повторение натужива-ния, вызывает «прекращение кровотока в нагруженных мышцах и кислородное голодание мозга» [5, с. 276]. Эти особенности делают невозможным проведение занятий по системе кроссфит с детьми дошкольного, младшего школьного, а также зрелого и пожилого возраста [5]. Причем, для последней возрастной категории рекомендованы занятия с исключительно умеренными нагрузками, к коим никак не относится кроссфит. Поскольку большие мышечные нагрузки вызывают неадекватные реакции крови у детей среднего и старшего школьного возраста, снижая тем самым иммунитет [5], занятия кроссфитом противопоказаны и этой возрастной группе. Таким образом, исследование В.А. Бухарина и С.С. Кисляковой вызывает некоторые сомнения относительно своей целесообразности. Причем, при сравнении авторами показателей максимального количества выполненных повторений упражнений в экспериментальной и контрольной группах, возникает вопрос о необходимости целенаправленного развития скоростно-силовой выносливости в данном возрасте при неизвестном влиянии на развитие основных двигательных качеств [1]. Кроме того, сам подход к проведению эксперимента является в данном случае весьма спорным.

5. Преследуемая кроссфитом цель в воспитании всех физических качеств, что пропагандируют в своих работах некоторые авторы [4; 6; 7], также, на наш взгляд, невозможна по следующим причинам:

• развитие силы: «...если человек не проявляет систематически значительных мышечных напряжений, то роста силы не происходит. При очень малых величинах напряжений может произойти падение силы» [3, с. 31]. «У спортсменов, привыкших к значительным мускульным напряжениям, падение силы может начаться даже в случае применения относительно больших отягощений, однако таких,

которые меньше привычного уровня» [3, с. 31]. Поскольку система кроссфит не ставит своей задачей использование предельных мышечных напряжений, а делает акцент на интенсивности выполнения и максимального задействования мышечных групп, то развитие силы посредством подобных занятий становится невозможным: «попытки тренировать мышечную силу, не прибегая к максимальным силовым напряжениям, оказываются неэффективными» [3, с. 30];

• быстрота: «при воспитании быстроты важным условием является оптимальное состояние возбудимости центральной нервной системы, которое может быть достигнуто лишь, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью» [3, с. 92]. Таким образом, занятия кроссфитом ввиду значительного утомления, не предполагающего полного восстановления, необходимого для развития быстроты, малопригодны;

• выносливость. Так как для улучшения показателей выносливости большое значение имеет грамотное дозирование нагрузки (до 75-85 % от максимальной) и пауз отдыха, регулируемых, в том числе и показателями ЧСС, занятия кроссфитом в этой связи оказываются малопригодными ввиду отсутствия интервалов для восстановления между повторениями. А для эффективного воспитания выносливости «целесообразно разбить планируемый в занятии объем работы на несколько серий по 4-5 повторений в каждой. Отдых между сериями должен быть около 7-10 мин» [3, с. 139];

• ловкость. Поскольку «...при воспитании ловкости используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, а сами упражнения стараются выполнять, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки.» [3, с. 163], занятия кроссфитом в этой связи следует считать, на наш взгляд, бесполезными;

• гибкость. Развитию гибкости как таковой сами занятия кроссфитом не способствуют, однако до и после окончания тренировки рекомендуются всеми исследователями данного направления.

6. Влияние занятий кроссфитом на снижение веса подтверждают некоторые категории занимающихся [7]. Однако научного подтверждения воздействия именно этой системы на изменение показателей веса нет, также как нет сведений и о том, за счет уменьшение каких составляющих состава тела произошли сдвиги. С научной точки зрения снижение веса тела за счет уменьшения жировой массы посредством занятий данного типа невозможно, поскольку использование липидов в качестве энергетического материала происходит лишь в состоянии покоя или при выполнении длительной работы малой интенсивности [5], что никак не соответствует характеристикам кроссфита.

Исходя из перечисленных недостатков, становится очевидной неэффективность применения данной методики в профессиональном спорте с целью достижения наивысшей функциональной подготовленности, что рекомендуют как основатель движения -Грег Глассман, так и его последователи. Кроме того, отсутствие научного обоснования ставит данную систему в разряд не только малопригодных, но и достаточно опасных ввиду возможного негативного влияния на организм многих возрастных групп, среди которых активно пропагандируется данное направление.

Таким образом, характеристику кроссфита некоторыми авторами как полноценного и самостоятельного направления фитнеса следует считать, на наш взгляд, абсолютно безосновательной.

Еще одним отрицательным моментом в желании образовательных учреждений и фитнес-центров добиться эффективности в вопросах приобщения населения к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни является неоправданное стремление к скорейшему использованию на практике всех модных западных тенденций и направлений в сфере физической культуры без предварительного исследования последних на предмет научной обоснованности. Существующая тенденция служит серьезным препятствием и в вопросах патриотического воспитания, поскольку заставляет общество ориентироваться на чужие образцы, забывая, что наиболее прогрессивное научное обоснование физическая культура получила именно в нашей стране. Хочется привести в этой связи высказывание И.А. Ильина: «Каждый народ творит то, что он может, исходя из того, что ему дано. Но плох тот народ, который не видит того, что дано именно ему, а потому ходит побираться под чужими окнами» [8, с. 224]. Не следует в этой связи полностью отрицать достоинства многих восточных и западных направлений (таких как йога, пилатес и др.), однако хочется надеяться на внедрение в практику физкультурного образования и национальных разработок, а также на создание современными российскими исследователями новых направлений в сфере физической культуры, базирующихся на научном обосновании отечественных теоретиков этой сферы.

Список литературы

1. Бухарин В. А., Кислякова С. С. Развитие скоростно-силовой выносливости юношей 10-11 классов на внеурочных занятиях кроссфитом // Вестн. Челяб. гос. ун-та. «Образование и здравоохранение». - 2015. - № 1. - С. 38-43.

2. Замчий Т.П., Мусияк С. А., Спатаева М.Х. Кроссфит в системе физической подготовки сотрудников силовых структур // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-

1945 гг. и празднованию 20-летия образования кафедры физической подготовки.

- 2015. - С. 83-85.

3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методика воспитания). - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 200 с.

4. Кадушина В.А. Комплекс ГТО и кроссфит как перспективы повышения уровня физической подготовки студентов // Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: материалы VII межвуз. науч.-практ. конф. -2015. - С. 24-28.

5. Солодков А. С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учеб. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520 с.

6. Шерстобитов Ю.А., Ручьев С.Н. Возможность использования системы кроссфит (crossfit) для совершенствования физической подготовленности курсантов учебных заведений системы МВД // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы девятнадцатой всерос. науч.-метод. конф. - Вост.-Сиб. ин-т МВД России, 2014. -С. 313-316.

7. Морозова Л.В., Морозов О.Г., Мельникова Т.И. Кроссфит - эффективный функциональный тренинг: науч. тр. Северо-Зап. ин-та управления. - 2015. - Т. 6.

- № 5 (22). - С. 150-153.

8. Русский индивидуализм: сб. работ рус. философов XIX-XX веков. - М.: Алгоритм, 2007. -288 с. - (Философский бестселлер).

9. URL: http://sport.spbstu.ru/fgos3.html

10. URL: http://med.spbu.ru/rpud/fizkult.pdf

11. URL: https://www.herzen.spb.ru

12. URL: www.pravo.gov.ru

Статья поступила: 11.04.2018. Принята к печати: 14.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.