- систематичность. Оптимальным интервалом между нагрузками 24-48 часов. При более значительном интервале тренировочный эффект снижается;
- адекватность. Физические упражнения не должны наносить вред здоровью;
- комплексность - развитие всех физических качеств [4, С. 55].
Недостаточная физическая подготовленность будущих специалистов приводит к недостаточной профессиональной «отдаче», что в свою очередь приводит к определенным экономическим и моральным издержкам [4, С. 187].
Студентам необходимы прикладные знания о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций. Например, профессиональные требования к личности специалиста - инженера (программиста, электромеханика, материаловеда т.д.): умение быстро перерабатывать информацию, острота зрения, умение концентрировать внимание, быстрота реакции, ловкость, высокая координация движений, динамическая и статическая устойчивость и т.д. [4, С. 188].
Производительность труда будущих специалистов будет зависеть от двигательных умений и навыков, физических качеств, приобретенных на занятиях по физической культуре.
Выводы. Многие студенты первого курса имеют неудовлетворительную физическую подготовленность, негативное отношение к урокам физической культуры, у них нет потребности к занятиям спортом, стремления и умения улучшить физический статус, нет физкультурной грамотности. Обучающиеся недостаточно знают цели и задачи физического образования, двигательной реабилитации.
Поэтому вопрос о том, как научить студентов постоянно заботиться о своем здоровье, заинтересовать их регулярно применять формы и методы физического воспитания в повседневной жизни, является актуальным.
Необходимо, с одной стороны, заложить основные понятия физической культуры студента в широком понимании, привить навыки здорового образа жизни и потребности к занятиям физической культурой, с другой - повышать двигательные качества и физическую подготовленность студенческой молодежи.
Таким образом, полноценное овладение студентами профессиональными знаниями и умениями возможно при хорошем состоянии здоровья, которое может быть приобретено ими лишь при регулярных и специально организованных занятиях физической культурой.
Литература:
1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента / В.А. Баро-ненко, Л.А. Рапопорт. - М.: Альфа М, 2003. - 417 с.
2. Иванина Л.И. Влияние оздоровительной физической культуры на организм / Л. И. Иванина, А.И. Дрожжаков // Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 1 марта 2013 г. - Орёл, 2013. -С. 64-69.
3. Епифанова Я.С. Факторы, определяющие отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом / Я.С. Епифанова, С.А. Марчук // Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы Региональной студенческой научно-практической конференции 11 апреля 2018 года. - Екатеринбург: РГППУ, 2018 - С. 79 - 83.
4. Морозов В.О. Физическая культура и здоровый образ жизни / В.О. Морозов, О.В. Морозов. - М.: ФЛИНТА, 2015 - 214 с.
5. Секреты развития: монография / под ред. О.В. Григорьевой; Ин-т экономики, упр. и права. - Казань: Познание, 2012. - 111 с.
6. Чеснова Е.Л. Физическая культура / Е.Л. Чеснова. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 159 с.
7. Энциклопедия здоровья. В 4 т. Т.1 / гл. ред. В.И. Покровский. - М.: ИПО «Автор», 1992. - 272 с.
Педагогика
УДК 796.011.1
кандидат социологических наук, доцент Покровская Татьяна Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ» (г. Казань); старший преподаватель Титова Елена Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ» (г. Казань)
РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ КНИТУ-КАИ)
Аннотация. В статье раскрываются проблемы адаптации студентов с ограниченными возможностями, получающие высшее образование. Обучение в вузе - это важнейший этап на пути приспособления инвалида к условиям социальной и производственной среды, так как социальная адаптация инвалидов - проблема многоплановая, в данной статье большое внимание уделяется социально-психологическим факторам на занятиях физической культурой и спортом. Успех социализации студентов-инвалидов в вузе происходит при наличии совместных усилий преподавателей и обучающихся.
Ключевые слова: инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, физическая культура, спорт, двигательная активность, социальные и психологические проблемы, студенты, обучающиеся.
Annotation. The article reveals the problems of adaptation of students with disabilities receiving higher education. Education at the University is the most important stage on the way of adaptation of a disabled person to the conditions of social and working environment, as the social adaptation of disabled people is a multifaceted problem, in this article much attention is paid to social and psychological factors in physical culture and sports. The success of socialization of students with disabilities in the University occurs in the presence of joint efforts of teachers and students.
Keywords: disabled people, persons with disabilities, physical culture, sports, motor activity, social and psychological problems, students.
Введение. С каждым годом в мире увеличивается количество людей, имеющих видимые (явно выраженные) или не видимые (скрытые) нарушения в состоянии здоровья. Данную социальную группу людей сегодняшнее общество относит к категории инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рост инвалидности населения в большинстве стран мира происходит благодаря воздействию как внешних факторов, а именно: связан с увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологии, криминогенной обстановки, усложнением производственных процессов (травмы, увечья, полученные на производстве, в быту, на транспорте и т.д.), так и внутренних факторов -отягощенная наследственность, различные заболевания, питание, злоупотребление наркотическими веществами, и как показали последние исследования, «увеличение численности инвалидов происходит приблизительно на 200 тыс. человек ежегодно» [1]. По данным Росстата, на 1 января 2018 года в России зарегистрировано 12,1 млн. человек всех групп инвалидности (8,2% населения России). Из них мужчин - 5,2 млн. человек, женщин - 6,9 млн. Положительным фактором является то, что «за пять лет количество инвалидов в России сократилось на 7,6% - с 13,1 млн. человек» [2]. Причем в данную категорию в большинстве случаев попадают люди молодого детородного возраста. Потеряв самодостаточность в молодом возрасте, возникает комплекс проблем, как в социальном, так и психологическом плане, непосредственно отражаясь на качестве и уровне жизни последних.
А негативное отношение со стороны социума - предубеждения и предрассудки способствуют созданию барьеров на пути к образованию, занятости, медико-санитарной помощи и участию в социальной жизни. Например, отношение, проявляемое педагогами и администрацией образовательного заведения, окружающими сверстниками и даже членами семьи инвалида влияет на инклюзию последних в государственных образовательных учреждениях. Ложное представление работодателей о том, что люди с инвалидностью якобы работают менее эффективно, чем их коллеги - не инвалиды, и неосведомленность о доступных мерах по совершенствованию режимов труда и отдыха ограничивают возможности занятости лиц данной категории [3]. Все это требует детальной проработки и нахождения путей решения данной проблемы в социологическом ключе, в определении приоритетов для уменьшения неравенств и выравнивания жизненных шансов в отношении здоровья и составления плана улучшения в области доступа и участия студентов с ОВЗ в социальной жизни университета.
Формулировка цели статьи работы явилось выявление влияния занятий физической культурой и спортом на социальную и психологическую составляющие обучающихся с ОВЗ.
В соответствии с целью работы были составлены следующие задачи:
1. Рассмотреть влияние занятий физической культурой на здоровье студентов с ОВЗ;
2. Определить роль физической культурой и спорта в решении социальных и психологических проблем в жизни студента, имеющего отклонения в состоянии здоровья;
3. Изучить результаты проведённого опроса.
Методы исследования: изучение научно популярной литературы и тематических сайтов, проведение социологического опроса студентов.
Изложение основного материала статьи. По России в 2017/18 учебном году на программы высшего образования были зачислены 6,9 тыс. студентов-инвалидов, на программы среднего профессионального образования - 8,3 тыс. инвалидов. Для сравнения: до этого в среднем ежегодно с 2008 года в вузы поступали 5,9 тыс. инвалидов, в среднеспециальные учебные заведения - 5,3 тыс. инвалидов. Число работающих инвалидов всех категорий составляет 1,6 млн. человек [2].
Студенты - инвалиды.
■ ВО- тысяч студентов ■ ВО- тысяч студентов
IСП0- тысяч студентов ■ СП0- тысяч студентов
Несмотря на то, что всем гражданам страны гарантированы равные права на получение образования, на деле учить инвалидов готовы далеко не все вузы. Основная причина - в отсутствии для них особых условий: пандусов, просторных лифтов, туалетов. В институтских библиотеках нет книг со специальным шрифтом для слепых и оборудования для слабослышащих [41.
"Глобальный план ВОЗ по инвалидности на 2014-2021 гг.: лучшее здоровье для всех людей с инвалидностью" [51. Является для нашего университета важнейшим документом по улучшению качества жизни студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в нашем вузе.
Получение высшего образования обучающимися, имеющими инвалидность или ограниченные возможности здоровья в КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева регламентируется следующими нормативными документами:
- Постановление от 6 августа 2015 г. N 805 о внесении изменений в правила признания лица инвалидом;
- Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Положение об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;
- Положение о порядке проведения занятий по физической культуре при освоении образовательной программы инвалидами и лицам с ОВЗ.
КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева предоставляет возможность получения высшего образования абитуриентам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
В нашем вузе, Приказом ректора КНИТУ-КАИ №707-0, в сентябре 2010 года создан Казанский учебно-исследовательский и методический центр (КУИМЦ) для людей с ограниченными возможностями здоровья (по слуху).
КУИМЦ является многопрофильным специальным учебным подразделением КНИТУ-КАИ, основной целью которого является создание условий для инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов путем проведения многоуровневой комплексной реабилитации их в системе высшего и среднего профессионального образования.
В КУИМЦ организуется и проводится обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по индивидуальной программе подготовки технического профиля по очной форме обучения с последующим присвоением квалификации бакалавр. На каждом лекционном и практическом занятиях присутствует сурдопереводчик. На данный момент в КУИМЦ обучаются 77 студентов с нарушением слуха. Им предоставляются следующие льготы:
- иногородним студентам гарантировано бесплатное место в общежитии;
- гарантированы повышенная стипендия для учащихся на «хорошо» и «отлично», все меры социальной поддержки, бесплатные медицинские услуги;
- гарантировано содействие в трудоустройстве по профилю подготовки.
В нашем вузе также предусмотрены все необходимые специфические условия для проведения вступительных испытаний и процедур государственной итоговой аттестации для инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их биофизиологического и психофизического развития, а также индивидуальных возможностей на основные факультеты университета.
Для обучающихся с особыми потребностями в КНИТУ-КАИ создается так называемая доступная среда. Учебный процесс адаптирован и выстроен с учетом интересов, требований и особых потребностей для данной категории студентов, тем самым расширяя спектр их индивидуальных возможностей. Так, например, для глухих и слабослышащих студентов, обучающихся в КУИМЦ предусмотрено наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, а при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования.
Студенты-инвалиды и студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение различных видов как социальной, так и материальной помощи в нашем университете, прежде всего это предоставление общежития иногородним студентам, материальная помощь и психологическая поддержка. Кроме этого, студентам определенных категорий могут быть назначены социальная и повышенная социальная стипендии.
Также университет оказывает активное содействие в вопросах дальнейшего трудоустройства, профессионального роста и карьерного развития выпускникам нашего вуза, имеющих инвалидность и ограниченные возможности здоровья.
Как показывает наша многолетняя педагогическая практика, занятия физической культурой и спортом меняют в положительную сторону социальное самочувствие, работоспособность, продуктивность и настроение обучающихся. Занятия спортом помогают легко и быстро преодолевать различные трудности психологического и социального характера или вовсе избегать их, минимизировать различные заболевания и вовлекать студентов, имеющих инвалидность и ОВЗ в реальную общественную студенческую жизнь.
Поскольку студенческая жизнь - это не только период овладения знаниями в избранной профессии и приобщения к мировым культурным ценностям, но и, прежде всего, время вступления в самостоятельную, трудоспособную жизнь, формирования личностного мировоззрения и собственных критериев здорового образа жизни (ЗОЖ) [7,С.39]. Приобщение студентов, имеющих инвалидность и ОВЗ к физической культуре и спорту - важная составляющая часть формирования их здорового образа жизни и социальной адаптации. Взаимосвязь умственной и физической нагрузки для обучающихся с ОВЗ является залогом крепкого здоровья и способствуют продуктивному и эффективному процессу обучения в образовательном учреждении.
На базе КНИТУ-КАИ проведён мониторинг студентов, имеющих инвалидность и ОВЗ, с первого по третий курсы. В опросе участвовало 50 обучающихся, из них 38 юношей и 12 девушек (с диагнозами сахарный диабет 1 типа (ювенильный диабет), детский церебральный паралич (ДЦП), аневризма аорты, порок сердца, глаукома, ретиношизис (расслоение сетчатки), ожирение и др.). По результатам опроса 68% девушек и 79% юношей положительно относятся к занятиям физической культурой и спортом, по возможности стараются не пропускать практические занятия в специальной медицинской группе или занятия ЛФК, 32% и 21% соответственно считают, что занятия физической культурой и спортом не приносят им большой пользы и вполне можно обойтись и без них.
женщины
мужчины
■ положительно относятся к КФиС
■ положительно относятся к ФКиС
считают, чтоФКиС не приносят пользы
считают, стоФКиС не приносят пользы
24% девушек и 39% парней помимо учебных занятий, занимаются самостоятельно - делают утреннюю зарядку, посещают специализированные спорткомплексы, занимаются спортом с инструктором ЛФК в свободное от учебы время. Те, обучающиеся, участвовавшие в эксперименте, кто по разным причинам (медицинские показания, собственное нежелание) были отчуждены от физической активности, наблюдали сонливость, усталость, вялость, плохое настроение, раздражительность, апатию, в то время как остальная часть испытуемых, ведущих активный физический образ жизни, не наблюдала за собой подобных перемен.
Согласно результатам проведенного опроса, дефицит мышечной активности вызывает ряд проблем, отражающихся на психическом, физическом и социальном здоровье и мешает успешной учебе, препятствует активной жизнедеятельности студентов с ОВЗ. В то время как большинство опрошенных осознают необходимость двигательной активности и занятий спортом, на практике всего лишь 20% действительно активно заботятся о своём здоровье, занимаются спортом. Среди множества причин касательно низкой двигательной активности, названных студентами с ОВЗ, выделим наиболее важные из них:
1. отсутствие достаточного количества времени на самостоятельные занятия физической культурой и спортом, в связи с большой занятостью учебой и работой/подработкой студентов;
2. лень и легкомысленное отношение к собственному, причем частично утраченному здоровью;
3. психологический барьер (особенно девушки), испытываемый перед присутствием и во время общения со сверстниками, не имеющих явно выраженных физических недостатков, занимающихся в спортзале;
4. врач запретил.
Так же на наш взгляд, есть еще одна причина, которую не обозначили студенты, это неправильное питание (fastfood, чипсы, сухарики, орешки, печенье, попкорн, кола и т.п.), которое негативным образом отражается на здоровье, как на физическом, так и психическом.
Таким образом, реальный дефицит двигательной активности, на фоне которого, происходит появление длительных отрицательных эмоций и учащение стрессов, непрерывный поток новой информации, напряженный темп жизни, эмоциональное перенапряжение, появление новых трудностей, так характерные для студенческой жизни, приводят к усугублению имеющегося заболевания, психическим расстройствам и социальным проблемам. Под влиянием стрессовых ситуаций, психологического расстройства и низкой двигательной активности может произойти нервный срыв или психическое расстройство, что непосредственно отразится на учебе.
Пассивное отношение части «особенных» студентов к занятиям физической культурой и спортом происходит, по мнению авторов, из-за недостаточной мотивации и незаинтересованности подрастающего поколения в вопросах физической культуры и спорта. Правильно сформированные мотивы способны побудить молодого человека к двигательной активности, и дают ему цели для выравнивания жизненных шансов по отношению к здоровым сокурсникам, к которым с помощью занятий он будет стремиться. Этими целями могут быть отдых, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, преодоление психологического барьера перед своим заболеванием, укрепление здоровья и своего социального статуса.
В нашем вузе имеется практика занятий, именно для студентов данной категории, которые проходят вне сетки учебного расписания, популярными среди таких студентов стали занятия по таким видам спорта как: шахматы, шашки, бильярд, дартс и настольный теннис. Такая практика положительно воздействует на организацию досуга обучающихся, тем самым вовлекая их в двигательную активность, в социальную среду и прививая им любовь к спорту.
Наблюдения показали, что обучающиеся, которые вовлечены в занятия физической культурой и спортом, более самостоятельные, инициативные и в других сферах учебной деятельности. Они, принимают активное участие в научно-исследовательской работе, творческой жизни университета, занимаются волонтерством и т.д. Активная жизненная позиция этих ребят, способствует формированию их гражданской культуры, гражданской позиции, содействует развитию самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию, уважению друг к другу, а также формирует у них умение и навыки самоуправления, подготавливая, таким образом, к компетентному и ответственному участию в жизни общества.
Медицинской наукой установлено, что для здоровья любого человека, не зависимо от его социального статуса, наибольшее значение имеет образ жизни, где основным элементом является физическая культура и
занятия спортом. Именно здоровый образ жизни, в основе которого лежит, прежде всего, достаточная двигательная активность, считается одним из мощных немедикаментозных факторов оздоровления населения, который позволяет в полной мере развернуться адаптивным процессам и увеличить его жизнестойкость [8, C. 63].
Выводы. Таким образом, в заключение, необходимо отметить, что занятия физической культурой и спортом, играют очень важную роль в жизнедеятельности студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, непосредственно решая их психологические и социальные проблемы. Подобные практики увеличивают продуктивность, улучшают работоспособность, поднимают настроение, снимают стресс и эмоциональное напряжение, тренируют мышцы, улучшают умственные и физические качества и значительно повышают уровень не только психического, но и социального здоровья, открывают большие возможности для социализации таких студентов. На наш взгляд, для занятий активной деятельностью, каждому «особенному» студенту нужна мотивация, которую он мог бы сформировать из собственных желаний, предпочтений и целей, которые обязательно нужно учесть, установить и уверенно, целенаправленно к ним стремиться, так как от этого зависит не только его психологическая, но и социальная составляющие, как востребованного, полноценного члена современного общества.
Литература:
1. Методологические аспекты адаптивной физической культуры и спорта [текст] [Электронный ресурс] //https://helpiks.org: [сайт]. [2018]. URL: доступ https://helpiks.org/9-47079.html:свободный (дата обращения 09. 01. 2019).
2. Сколько инвалидов в России [текст] [Электронный ресурс] // https:kommersant.ru: [сайт]. [2018]. URL: доступ https: // https: // www.kommersant.ru/doc/3622120: свободный (дата обращения 09. 01. 2019).
3. Всемирный доклад об инвалидности. Всемирная организация здравоохранения [текст] [Электронный ресурс]. //https://who.int: [сайт]. [2011]. URL: доступ https: www.who.int / disabilities / world_report / 2011 / accessible_ru.pdf? ua=1: свободный (дата обращения 10. 01. 2019).
4. Ивойлова И. Без Брайля и тьютора. Почему большинство вузов не готовы учить студентов-инвалидов. / Российская газета. Федеральный выпуск №5359 (280). Рубрика: Общество. 10.12.2010. [текст] [Электронный ресурс]. //https://rg.ru: [сайт]. [2010]. URL: доступ https: https://rg.ru/2010/12/10/brajl.html/: свободный (дата обращения 12. 01. 2019).
5. Инвалидность и реабилитация. Глобальный план ВОЗ по инвалидности на 2014-2021 гг. Всемирная организация здравоохранения [текст] [Электронный ресурс]. // https://who.int: [сайт]. [2014]. URL: доступhttps:https://www.who.int/disabilities/actionplan/ru/: свободный (дата обращения 10. 01. 2019).
6. Журавская Н.В. Двигательная активность в контексте формирования физической культуры личности [текст] / Н.В. Журавская // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2009. № 9(55) - С. 38-43.
7. Статья: Самостоятельные занятия физической культурой [Электронный ресурс] // ronl.ru: [сайт]. [2011]. URL: доступ https://www.ronl.ru/stati/fizra_i_sport/214474/ свободный (дата обращения 09. 04. 2018).
8. Калинин В. М. Вопросы здоровья человека и его связь с двигательной активностью [текст] / В. М. Калинин // Вестник КемГУ. 2009. №2. - С. 62-65.
Педагогика
УДК: 796.01:378
доктор педагогических наук, профессор Попова Александра Фёдоровна
Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Лобашова Арина Александровна Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск); кандидат биологических наук, доцент Мосеева Людмила Ивановна
Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)
ДЕФИНИЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Аннотация. На примере педагогики физической культуры и спорта в статье показана взаимосвязь и взаимовлияние дефиниций и обобщений. Определена их роль в построении тезауруса и обоснована его структура с выделением конструктов, границ простираемости и отличительных признаков. Основное внимание уделено формированию ядра и оболочки освоения исследователями дефиниций и обобщений в системе подготовки будущих спортивных менеджеров в вузе физической культуры.
Ключевые слова: дефиниции, обобщения, спортивные менеджеры, физическая культура, тезаурус, личность, педагогика.
An^tatton. On the example of pedagogics of physical culture and sport the interrelation and interference of definitions and generalizations is shown. Their role in creation of the thesaurus is defined and its structure with allocation of constructs, limits of pro-erasability and distinctive signs is proved. The main attention is paid to formation of a kernel and cover of development by researchers of definitions and generalizations in the system of training of future sports managers in higher education institution of physical culture.
Keywords: definitions, generalizations, sports managers, physical culture, thesaurus, personality, pedagogics.
Введение. Современная практика обучения, подготовки и переподготовки кадров для различных отраслей национальной экономики требует постоянного творческого совершенствования педагогических кадров высшей школы. Решение этой задачи, в свою очередь, предъявляет новые требования к структуре и содержанию образования в различных учебных заведениях инфраструктуры физической культуры и спорта.
Результаты многолетних теоретических и экспериментальных исследований приводят к выводу о необходимости реализации в образовательном процессе концепций развивающего обучения и воспитания. От их успешной разработки во многом будет зависеть общая ориентация педагогической мысли и практики. Сущность этих проблем кратко можно выразить так: определяют ли обучение и воспитание молодого человека процессы его личностного психического становления, и если определяют, то нельзя ли установить характер связи обучения и воспитания с развитием профессионально значимых качеств?