Социология
УДК 796
РС! 10.21661/Г-113545
А.П. Морозов, Д.П. Морозов, В.Д. Паначев
Социализация личности студентов с ограниченными жизненными возможностями средствами физической культуры
Аннотация
t
Abstract
In the article experimental data with use of adaptive physical culture and sport in group of disabled students with ICP for their socializations and development of motor abilities are studied. The subject of the study is a process of socialization and adaptation shaping among students with limited life possibilities in educational path of the high school by means of physical culture and sport. The purpose of the work is an opening of the potential to atheletic gifts such student on occupation of the adaptive physical culture and sport. The methods were shown analysis of the literary sources, methods of the undertaking occupation with student with limited life possibility, monitoring the condition of their health, physical preparedness and mastering available sports, analysis got result.
| Keywords: students-invalids, adaptive physical culture, sport, socialization of personalities.
В данной статье анализируются экспериментальные данные с использованием адаптивной физической культуры и спорта в группе студентов-инвалидов ДЦП для их социализации и развития двигательных качеств. Предметом исследования является процесс формирования социализации и адаптации студентов с ограниченными жизненными возможностями в образовательной траектории вуза средствами физической культуры и спорта. Целью данной работы было раскрытие потенциала спортивной одаренности таких студентов на занятиях адаптивной физической культуры и спорта. Методами являлись анализ литературных источников, методика проведения занятий со студентами с ограниченными жизненными возможностями, мониторинг состояния их здоровья, физической подготовленности и освоения доступных видов спорта, анализ полученных результатов.
| Ключевые слова: студенты-инвалиды, адаптивная физическая культура, спорт, социализация личности.
A.P. Morozov, D.P. Morozov, V.D. Panachev
Shaping to socialization of personalities student with limited life
possibility facility physical culture
После негативного провального отношения всемирного антидопингового агентства к российским олимпийцам и особенно парао-лимпийцам на Олимпиаде в Бразилии ярко высветились системные негативные явления в развитии всего социума, особенно в отношении детей с физическими недостатками. В свое время, Л.Д. Ландау отмечал, что «метод важнее открытия, ибо правильный метод исследования приведет к новым еще более ценным открытиям». К сожалению, при индивидуальной работе с детьми-инвалидами мы пришли к выводу, что универсального метода обучения нет. Применение метода в каждом отдельном случае должно быть обосновано реальными возможностями, видом индивидуальности, познавательными по-
требностями, психологическими особенностями, интересами, наличием опыта детей и т. д. У детей-инвалидов двигательная активность существенно зависит от вида заболевания и не находит выхода в естественных играх, которыми с раннего детства занимаются обычные дети. Это влечет за собой гиподинамию, а также недостаток знаний о своем организме и его возможностях.
Еще в античные времена Аристотель отмечал: «Никто так не истощает, не разрушает, как физическое бездействие». На протяжении веков доказывается, что именно определенные физические упражнения способствуют развитию функциональных систем организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, стимулируют умственную деятельность.
5осю!оду
Также нельзя не отметить положительное влияние занятий физкультурой и спортом на развитие личности, ярко проявляется среди детей-инвалидов. Чтобы их физическая форма была на высоком уровне, в течение всей жизни, необходимы систематические занятия с детства. Многолетние исследования показывают, что физический потенциал человека формируется, прежде всего, в первые два десятилетия. Именно в этот период нужно добиться, возможно, более высокого для каждого человека уровня развития физических качеств. Несомненно, что выявление новых оздоровительных эффектов использования средств физической культуры повысит качество внутреннего потенциала, заложенного природой у детей-инвалидов. В условиях неблагоприятных экологических воздействий Пермского края адаптивная физическая культура может стать и важным средством повышения иммунологических возможностей организма студентов ПНИПУ с ограниченными жизненными возможностями. Так, например, систематическое применение нами статических упражнений на тренировочных занятиях по дар-тс в группе студентов с ДЦП, способствовало развитию статической выносливости, координации движения, точности попадания дротиков в мишень. Отмечался более выраженный прирост результатов, повышение адаптивных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие волевых качеств, работоспособности, координации движений на основе тонких дифферен-цировок кинестезического чувства, расширение своих физических возможностей, что в целом создает благоприятный психологический климат у студентов с ДЦП. Особую роль в реабилитационных воздействиях на таких студентов оказывают комплексные методы социально-педагогической направленности с индивидуальным бережным подходом к каждому. Для этого необходим особый талант и чуткое сердце, помноженные на опыт и знания.
По данным Минсоцразвития России в среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом. Если в Москве около 4 тысяч таких детей, то в г. Перми и Пермском крае, только по данным официальной статистики, этот показатель превысил 5 тысяч [1-7]. При детском церебральном параличе страдают самые важные функции организма: движение, речь, психика. Характерной особенностью этого заболевания является отставание моторного развития ребенка, обусловленное, прежде всего, аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений. При детском церебральном параличе (ДЦП) страдает функциональная система движения, нарушена связь с окружающей средой. Это отрицательно влияет на деятельность ребенка, его психическое и физическое развитие. К сожалению, цивилизационное развитие российского общества с каждым годом увеличивает статистику детей с отклонениями в своем развитии. Перед высшей школой стоит очень важная задача - реабилитация и социализация студентов с церебральным параличом средствами физической культуры и спорта. В решении этой задачи ведущее место занимает адаптивная физическая культура. А она, кроме
обязательного физического воспитания, позволяет расширить рамки образовательного пространства за счет адаптивной физической реабилитации, адаптивной двигательной рекреации и адаптивного спорта.
Актуальной проблемой является разработка эффективных методов и средств коррекции и адаптации недостатков физического развития опорно-двигательного аппарата и мышечной работоспособности студентов с ограниченными возможностями с церебральным параличом. Занятия с такими студентами проводились преподавателями кафедры физической культуры, тренерами-педагогами дополнительного образования, методистами-инструкторами ЛФК, массажистами. Участники эксперимента находились под наблюдением врачей: невропатолога, психиатра, врача ЛФК, педиатра, ортопеда. Тренировочные нагрузки в «экспериментальной» группе давались с учетом физической подготовленности, индивидуальных особенностей занимающихся и поддержания их интереса к занятиям. В начале эксперимента уровень физического развития студентов, страдающих церебральным параличом, экспериментальной и контрольной групп был значительно ниже, чем у их сверстников из «основной» группы. Также надо отметить, что исходные данные студентов с церебральным параличом свидетельствовали о неравномерности развития двигательных качеств. По ходу эксперимента за летние месяцы отдельные показатели во всех группах оставались прежними, а в некоторых случаях снижалась. В результате проведенного эксперимента выявлено также, что режим со спортивной направленностью способствует повышению функциональных возможностей организма студентов с церебральным параличом, улучшению их соматического здоровья. По данным учебного года студенты с ограниченными жизненными возможностями ни разу не болели ОРЗ и гриппом, у них не было обострения хронических заболеваний, улучшилось самочувствие и состояние здоровья. Они справлялись с тренировочными заданиями, что способствовало их успешному выступлению в городских и краевых соревнованиях, несмотря на устойчивые отклонения, имеются резервные возможности организма и способность к спортивной деятельности. Это, по-видимому, объясняется тем, что физическое развитие студентов с церебральным параличом зависит от особенностей моторики - «стойкие нарушения отдельных компонентов движения». Преобладание прироста показателей в экспериментальной группе наблюдалось на шестом месяце эксперимента, что свидетельствует о компенсаторных механизмах организма студентов с церебральным параличом, которые проявились в результате тренировочных занятий.
Итогом работы стали средне-групповые показатели прироста динамики физической подготовленности. Преимущество экспериментальных студентов в районных, городских, областных и региональных соревнованиях по программам Паралимпиады и Специальной Олимпиады. Помимо этого, прямого эффекта занятия адаптивным спортом имеют большое социально-психологическое
1п1егасйуе Бс1епсе | 8 • 2016
57
Социология
значение. Предложенный и используемый в настоящем исследовании рационально организованный режим двигательной активности, как естественного стимула жизнедеятельности, позволил получить всестороннюю объективную информацию о психофизических возможностях студентов со сложным сочетанием дефекта. Установлено, что у занимающихся с отклонениями в физическом развитии и тенденциях на устойчивые отклонения, имеются резервные возможности организма и способность к спортивной деятельности. Контрольные испытания показали, что наиболее эффективным в развитии двигательных качеств студентов с церебральным параличом является режим со спортивной направленностью. Полученные данные позволяют осуществить прогнозирование оптимального потенциала физических возможностей занимающихся с церебральным параличом для их дальнейшей самореализации. У студентов с ДЦП существуют адаптационно-компенсаторные системы организма, которые включают повышение показателей физического развития под воздействием регулярных занятий адаптивными видами спорта. С применением адаптивной физической культуры и спорта быстрее и эффективнее происходит социализация и адаптация личности студента ПНИПУ. Результаты исследования могут послужить основой для разработок программ дополнительного образования по адаптивной физической культуре с целью социализации студентов ПНИПУ в современном цивилизационном образовательном процессе по новому Госстандарту. Эти итоги показывают и доказывают возможность развития адаптивного спорта, как одной из форм дополнительного образования в университете для студентов с церебральным параличом, и через него завоевания своего социального пространства с помощью активных занятий физической культурой и спортом, как социальным лифтом.
Таким образом, именно комплексное физическое воспитание является действенным средством предупреждения и устранения у студентов врожденных недостатков в их физическом развитии, возникших в раннем возрасте, обеспечивает его последующую коррекцию и служит важным средством компенсации нарушений и социальную адаптацию. К сожалению, содержание физического воспитания в массовых общеобразовательных школах и в специальных школах-интернатах для современных детей оставляет желать лучшего в методическом, в материально-техническом и в организационном отношениях. Чаще всего занятия проходят чисто формально, нагрузки на них далеко не соответствуют потребностям развивающегося молодого организма. Причины этого - в отсутствии квалифицированных педагогов в сфере адаптивной физической культуры, неполная и не всегда грамотная интерпретация специалистами в данной области медицинских сведений о патологии занимающихся, что приводит к недостаточно целенаправленной коррекции дефектов развития и здоровья детей с ограниченными возможностями. Статистика говорит о низком уровне физической подготовленности выпускников массовых школ, а среди выпускников спецшкол-интернатов этот процент еще ниже, что недопустимо, так как в решении многочисленных проблем детей-инвалидов процесс повышения их двигательной активности и уровня физической подготовленности посредством систематической целенаправленной коррекционной работы - одно из ведущих условий подготовки студентов к жизни и трудовой деятельности, процессам их реабилитации и интеграции в современное информационное общество.
Литература
1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2014. - 240 с.
2. Ишмухаметов М.Г. Физическая подготовленность учащихся 7-16 лет в зависимости от экологических особенностей среды обитания (на примере г. Перми) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - №5. - С. 40-43.
3. Ишмухаметов М.Г. Физическое состояние учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, расположенных в различных зонах экологической нагрузки Пермской области // Сб. мат-лов межрегиональной на-уч.-практ. конференции «Совершенствование структуры и содержания начального общего образования». -Пермь, 2015. - С. 78-82.
4. Комков А.Г. Развитие исследований по международной программе «Здоровье и поведение школьников» // Труды международного симпозиума «Здоровье и поведение школьников» (27-29 мая 2014). - СПбНИИФК, 2014. - С. 10-20.
5. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Здане-вич. - М.: Просвещение. 2015. - 127 с.
6. Паначев В.Д. Актуальные вопросы медико-социальной реабилитации и социализации детей с ограниченными жизненными возможностями // Актуальные вопросы медико-социальной реабилитации: материалы межрегион. науч.-практ. конф. с международным участием. - Пермь. 2015. - С. 138-141.
7. Паначев В.Д. Социализация личности с отклонениями в состоянии здоровья // Социальное благополучие человека в современной России: факторы риска и факторы защиты: Материалы III краевой студ. науч.-практ. конф. - Пермь, 2016. - С. 195-197.