Научная статья на тему 'Адаптация физических упражнений для лиц с церебральным параличом'

Адаптация физических упражнений для лиц с церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
628
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / АДАПТАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ / СТАБИЛОМЕТРИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / CEREBRAL PALSY / ADAPTATION OF PHYSICAL EXERCISES / INDEPENDENT OCCUPATIONS PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ерешко Надежда Евгеньевна, Гусаров Андрей Валентинович, Махов Александр Сергеевич

Рассматриваются вопросы адаптации физических упражнений для лиц с церебральным параличом через использование специальных приспособлений и подручных средств на занятиях адаптивной физической культурой, которое способствует увеличению их моторной плотности и повышению качества выполнения упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ерешко Надежда Евгеньевна, Гусаров Андрей Валентинович, Махов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptation of Physical Exercises for Persons with the Cerebral Palsy

In article questions of adaptation of physical exercises for persons with a cerebral palsy are considered. Use of sports accessories and make-shifts on occupations adaptive physical culture promotes increase in their motor density, improvement of quality of performance of exercises.

Текст научной работы на тему «Адаптация физических упражнений для лиц с церебральным параличом»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ

PHYSICAL CULTURE AND HEALTH

УДК 796.011 ББК Ч56(0)

АДАПТАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЛИЦ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Н. Е. Ерешко1, А. В. Гусаров2, А. С. Махов3

1 Подольский спортивно-социальный институт, Подольск, Россия 2Физкультурно-спортивный клуб инвалидов «Корсар-Спорт», Подольск, Россия 3Российский государственный социальный университет, Москва, Россия

Рассматриваются вопросы адаптации физических упражнений для лиц с церебральным параличом через использование специальных приспособлений и подручных средств на занятиях адаптивной физической культурой, которое способствует увеличению их моторной плотности и повышению качества выполнения упражнений.

Ключевые слова: церебральный паралич, адаптация физических упражнений, стабилометрия, самостоятельные занятия физической культурой.

Актуальность. Вопрос эффективной организации физкультурно-оздоровительных занятий в условиях региональных спортивных клубов инвалидов стоит достаточно остро. Нехватка персонала и большое количество занимающихся различных нозологических групп обусловливают не только необходимость привлечения добровольцев из числа будущих специалистов сферы адаптивной физической культуры (АФК), но и прежде всего адаптации применяемых комплексов упражнений для самостоятельного выполнения.

Популяризация инклюзии в спорте и общеобразовательных учреждениях делает актуальным использование доступных подручных средств детьми, имеющими различные нарушения физического развития, в целях улучшая качества выполнения двигательных действий. На рис. 1 показано, что болезни нервной системы, к которым согласно МКБ-10 относится детский церебральный паралич (ДЦП), занимают одно из лидирующих мест среди причин детской инвалидности [1; 2].

Церебральный паралич — это собирательный термин для группы разнообразных двигательных нарушений, вызванных повреждениями мозга раз-

личного происхождения на ранних этапах его развития [4. С. 43]. Клиническая картина последствий ДЦП обширна и связана напрямую с масштабом поражения головного мозга. Для всех форм ДЦП характерны расстройства движения и поддержания позы (рис. 2). Это обусловливает необходимость адаптации упражнений для занимающихся больных церебральным параличом для их выполнения в условиях групповых и самостоятельных занятий [3; 4].

Цель и задачи: адаптация общеразвивающих гимнастических упражнений к физическим возможностям пациентов с ДЦП при проведении оздоровительно-рекреативных и инклюзивных занятий.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе физкультурно-спортивного клуба инвалидов «Корсар-Спорт» (Подольск). В исследовании приняли участие 7 детей (13-17 лет) с диагнозом ДЦП (спастическая диплегия, левосторонний гемипарез, спастический тетрапарез, дистонический тетрапарез с атактиче-ским синдромом, гиперкинетическая форма ДЦП). Для оценки моторной плотности групповых за-

Рис. 1. Распределение впервые признанных инвалидами детей в возрасте до 18 лет по причинам, обусловившим возникновение инвалидности (по данным РОССТАТа, 2017)

Нарушение контроля сокращения/расслабления мыщц-агонистов и -антагонистов

Мышечная спастичность

Мышечная слабость

Апраксия

Основные клинические синдромы при ДЦП

Задержка/нарушение развития реакций поддержания позы

Задержка угасания примитивных тонических рефлексов

Сенсорные проблемы: нарушение проприоцептивной афферентации (мышечно -суставной чувствительности)

Патологические биомеханические

компенсаторные механизмы при неоптимальном двигательном стереотипе

Изменение опорно-двигательного аппарата под влиянием статодинамических перегрузок

Рис. 2. Основные клинические синдромы при ДЦП

нятий адаптивной физической культурой (АФК) использовались методы тематического педагогического наблюдения (форма наблюдения — включённая) с использованием фотосъёмки.

Для оценки эффективности используемых упражнений и процесса занятий АФК в целом использовался метод стабилометрии. Сравнение основных стабилометрических параметров, полученных до и после курса упражнений АФК (положение ОЦМТ во фронтальной и сагиттальной плоскостях, скорость перемещения и площадь

статокинезиограммы) со значениями нормы, является основным критерием, позволяющим судить об успешности проведённых тренировок. Параметры нормы, по которым происходит сравнение стабилометрических показателей, приведены в табл. 1, где показаны значения положения точки проекции ОЦМТ во фронтальной (Х) и сагиттальной плоскостях, скорость перемещения ОЦМТ (V), площадь статокинезиограммы Значения даны для мужчин и женщин в европейской стойке с открытыми глазами.

Таблица 1

Значения стабилометрических параметров нормы

(по Д. В. Скворцову, 2007)

Параметр Х, мм У, мм V, мм/с 8, мм2

Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины

Средний 1,3 0,8 -33,2 -25,2 11,4 9,7 96,1 102,9

СКО 5,5 5,4 13,6 13,7 3,8 3,3 39,7 44,7

+95 % 12,1 11,4 -6,6 1,6 19,0 16,1 174,0 190,5

-95 % -9,5 -9,8 -59,8 -52,1 4,0 3,3 18,3 15,3

Данный метод ранее неоднократно использовался для оценки результативности занятий АФК [6], в том числе при ДЦП [7]. Часто общеукрепляющие гимнастические упражнения, используемые в тренировочном процессе, нуждаются в адаптации к функциональному состоянию опорно-двигательного аппарата занимающегося, обусловленному заболеванием. Далее описаны варианты адаптации упражнений с использованием различных подручных материалов:

1. Использование ремня (обычный пояс, лямки спортивной сумки, ремень для занятий йогой и т. д.). ДЦП П-1У уровня моторных функций по шкале GMFCS (международная система классификации моторных функций пациентов с ДЦП старше двух лет) [4. С. 76] из-за имеющихся двигательных нарушений в виде мышечной слабости, мышечной спастичности, дисбаланса, гиперкине-зов, формирования контрактур суставов характеризуются ограничениями количества и амплитуды движений в суставах конечностей. В этом случае использование ремня (или его аналогов)

способно существенно облегчить выполнение упражнений, связанных с приведением нижних конечностей к животу из положения лёжа на спине; при сгибании ног в коленных суставах и т. д. Также применение ремня даёт дополнительную точку опоры при выполнении некоторых поз, что улучшает их устойчивость, способствует увеличению потока афферентной импульсации, обогащает двигательный интеллект. Различные варианты адаптации упражнений с использованием ремня представлены на рис. 3.

2. Использование специальных пластиковых блоков (деревянных брусков, книг и т. д.). Наличие у лиц с ДЦП вторичных нарушений в виде мышечного укорочения, контрактур верхних и нижних конечностей создаёт необходимость выравнивания плечевого пояса за счёт специального блока или его аналогов (применение деревянных брусков наиболее рационально, так как их можно изготовить различной ширины и высоты, ориентируясь на разницу в длине верхних конечностей занимающихся). Блок можно использовать при выполнении

сгибаний рук в упоре, упражнений в положении на четвереньках (рис. 4). В упражнениях с опорой на стопы под подошву укороченной конечности также целесообразно подкладывать индивидуальный деревянный брусок, выравнивающий уровень костей таза.

Рис. 4. Вариант применения специального блока

3. Использование дополнительной опоры (стена, поручни, стулья и т. д.).

При выполнении приседаний или упражнений, связанных с вставанием, у лиц с церебральным параличом возникают проблемы, обусловленные эквиноварусной установкой стоп, сгибанием коленей, сгибанием и внутренней ротацией бёдер [4].

С целью профилактики деформирующих нагрузок на коленные суставы, внутренней их ротации при приседании необходимо использовать упор в стену стоп и коленей. Это обеспечивает правильное выполнение упражнения, так как угол в коленном суставе не будет превышать 90°.

Дополнением к этому упражнению является предмет, равный по своему размеру расстоянию между коленями занимающегося в стойке ноги на ширине плеч. Это может быть лёгкий мяч, валик, блок и т. п. Приседание на стул будет способствовать правильной технике выполнения этого упражнения, которая предполагает расположение бёдер параллельно полу (рис. 5). Стену также можно использовать в упражнениях на баланс и для сохранения равновесия, например, в упражнениях из исходного положения стоя на четвереньках с опорой на две, три точки (Там же).

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования эффективности вариантов адаптации физических упражнений, рассмотренных выше, в спортивно-оздоровительной группе МУ ФСКИ «Корсар-Спорт» моторная плотность групповых занятий до (58 %) и после их применения (73 %) увеличилась на 15 %.

Результаты измерения стабилометрических показателей, полученные в ходе исследовательской работы, представлены в табл. 2. Показаны значения положения точки проекции ОЦМТ во фронтальной (Х) и сагиттальной плоскостях, скорость перемещения ОЦМТ (V), площадь статокинезиограммы

Рис. 5. Варианты использования стены как средства адаптации физических упражнений

Таблица 2

Значения стабилометрических параметров до и после применения курса упражнений АФК

№ X, мм Y, мм V, мм/с S, мм2

до после до после до после до после

1 1,07 11,24 -31,19 -31,60 11,03 9,37 82,96 54,44

2 4,35 10,73 -47,23 -56,39 7,04 6,70 32,80 28,55

3 9,64 7,85 -28,87 -31,18 21,00 20,36 333,82 137,62

4 19,18 13,98 -53,98 -25,28 10,35 9,65 45,79 41,60

5 2,45 18,25 -59,40 -53,24 9,65 8,07 434,89 307,05

6 3,94 1,95 -54,91 -46,58 7,80 7,16 213,35 139,92

7 12,86 3,61 -54,09 -60,80 17,46 12,33 139,63 119,57

ср 7,64 9,65 -47,09 -43,58 10,52 10,8 183,32 118,39

±с 6,70 6,03 11,30 13,15 5,05 5,05 148,92 103,14

±m 2,73 2,46 4,61 5,36 2,06 2,06 60,79 42,11

ср — среднее арифметическое значение, о — стандартное (квадратическое) отклонение, т — стандартная ошибка среднего арифметического. Значения, выходящие за границы нормы, выделены полужирным шрифтом. Представленные выборки являются связанными (сопряжёнными) и имеют нормальное распределение. При анализе методами математической статистики использовался непараметрический 2-критерий знаков. За положительный результат тренировочного процесса принималось уменьшение показателей скорости перемещения ОЦМТ и площади статокинезиограммы, за отрицательный результат — увеличение показателей. По результатам проведённого статистического анализа можно сделать вывод о достоверном (0,05) уменьшении показателей скорости перемещения ОЦМТ и площади статокинезиограммы (?эмп = = 7, при п = 7), то есть используемый комплекс адаптированных упражнений АФК улучшил посту-ральный баланс занимающихся.

По результатам проведённого анализа можно сделать вывод о положительном влиянии комплекса адаптированных упражнений АФК с достоверностью 0,05 на следующие стабилометрические параметры: скорость перемещения ОЦМТ и площадь статокинезиограммы. Влияние на положение проекции ОЦМТ во фронтальной и сагиттальной плоскости имеет положительную тенденцию, но статистически недостоверно.

Выводы. Данные варианты адаптации физиче-

ских упражнений способствуют не только повышению моторной плотности групповых физкультурно-оздоровительных занятий за счёт самостоятельности действий лиц с церебральным параличом, но и упрощают выполнение аналогичных комплексов в домашних условиях.

Список литературы

1. Ерешко, Н. Е. Социализация и регуляция психологического состояния детей с заболеванием церебральный паралич в условиях внедрения инклюзивного образования / Н. Е. Ерешко, С. В. Клименко // Вестник Ун-та (Гос. ун-т упр.). — 2015. — № 13. — С. 334-339.

2. Ерешко, Н. Е. Правила организации инклюзивных физкультурно-спортивных занятий / Н. Е. Ерешко, А. С. Махов // Комплексная безопасность и реабилитация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования : материалы III науч. (нац.) конф., 16-17 октября 2017 г. — Шуя : Изд-во Шуйского фил. ИвГУ, 2017. — С. 44-49.

3. Перхурова, И. С. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции / И. С. Перхурова, В. М. Лузинович, Е. Г. Сологубов. — М., 1996. — 248 с.

4. Семёнова, Е. В. Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам / Е. В. Семёнова, Е. В. Клоч-кова, А. Е. Коршикова-Морозова, А. В. Трухачёва, Е. Ю. Заблоцкис. — М. : Лепта Книга, 2018. — 584 с.

5. Степанова, О. Н. Технология педагогического проектирования физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских

групп / О. Н. Степанова, Н. Н. Венгерова, С. В. Савин, О. В. Бородулина // Физ. культура, спорт — наука и практика. — 2014. — № 3. — С. 16-21.

6. Гусаров, А. В. Упражнения с непредельной статической нагрузкой в практике адаптивной физической культуры / А. В. Гусаров, Н. Е. Ерешко, В. Л. Ростовцев // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2018. — Т. 3, № 2. — С. 9-24.

Поступила в редакцию 12 июля 2018 г.

7. Киселёв, Д. А. Стабилометрия в диагностике и лечении детей с гемипаретической формой детского церебрального паралича : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Д. А. Киселёв. — М., 2007. — 26 с.

8. Скворцов, Д. М. Диагностика двигательной патологии инструментальными методами: анализ походки, стабилометрия / Д. В. Скворцов. — М.: Т. М. Андреева, 2007. — 640 с.

Для цитирования: Ерешко, Н. Е. Адаптация физических упражнений для лиц с церебральным параличом / Н. Е. Ерешко, А. В. Гусаров, А. С. Махов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 3. — С. 80-86.

Сведения об авторах

Ерешко Надежда Евгеньевна — тренер-преподаватель по АФК, физкультурно-спортивный клуб инвалидов «Корсар-Спорт». Подольск, Россия. sendtonadezhda@yandex.ru

Гусаров Андрей Валентинович — преподаватель, Подольский спортивно-социальный институт. Подольск, Россия. agy973@yandex.ru

Махов Александр Сергеевич — доктор педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры, Российский государственный социальный университет. Москва, Россия. alexm-77@list.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2018, vol. 3, no. 3, pp. 80-86.

Adaptation of Physical Exercises for Persons with the Cerebral Palsy N.E. Ereshko1, A.V. Gysarov2, A.S. Makhov3

1Sports club of disabled people «Korsar-Sport», Podolsk, Russia. sendtonadezhda@yandex.ru 2Podolsk social and sports institute, Podolsk, Russia. agy973@yandex.ru

3Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education «Russian state social university», Moscow, Russia. alexm-77@list.ru

In article questions of adaptation of physical exercises for persons with a cerebral palsy are considered. Use of sports accessories and make-shifts on occupations adaptive physical culture promotes increase in their motor density, improvement of quality of performance of exercises.

Keywords: cerebral palsy, adaptation of physical exercises, independent occupations physical culture.

References

1. Ereshko N.E., Klimenko S.V. Sotsializatsiya i regu-lyatsiya psikhologicheskogo sostoyaniya detey s zabol-evaniyem tserebral'nyy paralich v usloviyakh vnedreniya inklyuzivnogo obrazovaniya [Socialization and regulation of psychological status of children with the disease cerebral palsy in the conditions of introduction of inclusive education]. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyiy universitet upravleniya) [Bulletin of University (State University of management)], 2015, no. 13, pp. 334-339. (In Russ.).

2. Ereshko N.E., Makhov A.S. Pravila organiza-tsii inklyuzivnykh fizkul'turno-sportivnykh zanyatiy

[Rules for the organization of inclusive sports training]. Kompleksnaya bezopasnost' i reabilitatsiya detey s ogranichennyimi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Integrated security and rehabilitation of children with Limited Opportunities of Health in inclusive education: materials of the III scientific (national) conference, 16-17 October 2017]. Shuya, 2017. Pp. 44-49. (In Russ.).

3. Perhurova I.S., Luzinovich V.M., Sologubov E.G. Regulyatsiya pozy i khod'by pri detskom tserebral'nom paraliche i nekotoryye sposoby korrektsii [Regulation of posture and walk with cerebral palsy and some methods of correction]. Moscow, 1996. 248 p. (In Russ.).

4. Semyonova E.V., Klochkova E.V., Korshikova-Morozova A.E., Trukhachyova A.V., Zablotskis T.Yu. Reabilitatsiya detey s detskim tserebral'nym parali-chom: obzor sovremennyh podkhodov v pomoshch re-abilitatsionnym tsentram [Rehabilitation of children with Cerebral Palsy: a review of current approaches in the rehabilitation centres]. Moscow, 2018. 584 p. (In Russ.).

5. Stepanova O.N., Vengerova N.N., Savin S.V., Borodulina O.V. Tekhnologiya pedagogicheskogo proek-tirovaniya fizkul'turno-ozdorovitelnykh zanyatiy so stu-dentkami spetsial'nykh meditsinskikh grupp [The technology of pedagogical designing sports and recreational activities with students of special medical groups]. Fizicheskaya kul'tura, sport — nauka i praktika [Physical culture, sport — science and practice], 2014, no. 3, pp. 16-21. (In Russ.).

6. Gusarov A.V., Ereshko N.E., Rostovtsev V.L. Up-razhneniya s nepredel'noy staticheskoy nagruzkoy v praktike adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [Exercises with unsaturated static load in practice of adaptive physical culture]. Physical Culture. Sport. Tourism. Motor recreation, 2018, vol. 3, no. 2, pp. 9-24. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kiselyov D.A. Stabilometriya v diagnostike i lechenii detey s gemipareticheskoy formoy detskogo tserebral'nogo paralicha [Stabilometry in the diagnosis and treatment of children with hemiparetic form of infantile cerebral paralysis. Abstract of thesis]. Moscow, 2007. 26 p. (In Russ.).

8. Skvortsov D.M. Diagnostika dvigatel'noy patolo-gii instrumental'nymi metodami: analiz pokhodki, stabilometriya [Diagnostics of motor pathology by instrumental methods: gait analysis, stabilometry]. Moscow, 2007. 640 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.