Научная статья на тему 'Улучшение устойчивости детей с церебральным параличом средствами системы развития равновесия'

Улучшение устойчивости детей с церебральным параличом средствами системы развития равновесия Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
373
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / DISABLED CHILDREN / ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / SPORT / SOCIALIZATION OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зеленин Леонид Александрович

После провального выступления российских спортсменов на Олимпиаде в Ванкувере ярко высветились системные негативные явления в развитии всего социума, особенно в отношении детей с физическими недостатками. В свое время Л.Д. Ландау отмечал, что «метод важнее открытия, ибо правильный метод исследования приведет к новым еще более ценным открытиям». К сожалению, при индивидуальной работе с детьми-инвалидами мы пришли к выводу, что универсального метода обучения нет. Применение метода в каждом отдельном случае должно быть обосновано реальными возможностями, видом индивидуальности, познавательными потребностями, психологическими особенностями, интересами, наличием опыта детей и т. д. [2; 3; 5; 6; 7; 8]. В статье анализируются проведенные экспериментальные данные с использованием адаптивной физической культуры и спорта в группе детей-инвалидов детским церебральным параличом (ДЦП) для их социализации и развития двигательных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of stability of the kids with cerebral palsy using the equilibrium development system

After failure demonstration of the Russian athletes on the Olympic Games in Vancouver, the system negative phenomena in development of all society, especially concerning the children with physical defects have been brightly highlighted. In due time L.D.Landau noted "the method is more important than opening, because the correct method of research will lead to new even more valuable opening". Unfortunately, during the individual work with disabled children we came to a conclusion that the universal method of training doesn`t exist. Method application in each separate case has to be proved by real opportunities, personality type, informative requirements, psychological features, interests, existence of children etc. [2; 3; 5; 6; 7; 8]. The article analyzes the experimental data with application of the adaptive physical culture and sport in group of disabled children with DCP for their socialization and development of motor qualities.

Текст научной работы на тему «Улучшение устойчивости детей с церебральным параличом средствами системы развития равновесия»

and prospects its practical realization in process preparation of sportsmen”, Methodological problems improvement of system sports preparation of the qualified sportsmen: collection of work / under edition V.V. Kyznecova, Moscow, pp. 127-145.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.12.2012.

УДК 796.012.268:612

УЛУЧШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ СРЕДСТВАМИ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ

Леонид Александрович Зеленин, кандидат педагогических наук, доцент, чемпион мира

по гребле,

Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)

Аннотация

После провального выступления российских спортсменов на Олимпиаде в Ванкувере ярко высветились системные негативные явления в развитии всего социума, особенно в отношении детей с физическими недостатками. В свое время Л. Д. Ландау отмечал, что «метод важнее открытия, ибо правильный метод исследования приведет к новым еще более ценным открытиям». К сожалению, при индивидуальной работе с детьми-инвалидами мы пришли к выводу, что универсального метода обучения нет. Применение метода в каждом отдельном случае должно быть обосновано реальными возможностями, видом индивидуальности, познавательными потребностями, психологическими особенностями, интересами, наличием опыта детей и т. д. [2; 3; 5; 6; 7; 8]. В статье анализируются проведенные экспериментальные данные с использованием адаптивной физической культуры и спорта в группе детей-инвалидов детским церебральным параличом (ДЦП) для их социализации и развития двигательных качеств.

Ключевые слова: дети-инвалиды, адаптивная физическая культура, спорт, социализация личности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p68-73

INCREASE OF STABILITY OF THE KIDS WITH CEREBRAL PALSY USING THE EQUILIBRIUM DEVELOPMENT SYSTEM

Leonid Alexandrovich Zelenin, the candidate of pedagogic science, senior lecturer,

world rowing champion,

Perm State Technical University

Annotation

After failure demonstration of the Russian athletes on the Olympic Games in Vancouver, the system negative phenomena in development of all society, especially concerning the children with physical defects have been brightly highlighted. In due time L.D.Landau noted "the method is more important than opening, because the correct method of research will lead to new even more valuable opening". Unfortunately, during the individual work with disabled children we came to a conclusion that the universal method of training doesn't exist. Method application in each separate case has to be proved by real opportunities, personality type, informative requirements, psychological features, interests, existence of children etc. [2; 3; 5; 6; 7; 8]. The article analyzes the experimental data with application of the adaptive physical culture and sport in group of disabled children with DCP for their socialization and development of motor qualities.

Keywords: disabled children, adaptive physical culture, sport, socialization of personality.

МЕТОДИКА

У детей-инвалидов двигательная активность существенно зависит от вида заболевания и не находит выхода в естественных играх, которыми с раннего детства занимают-

ся обычные дети. Это влечет за собой гиподинамию, а также недостаток знаний о своем организме и его возможностях [2; 3; 5; 8; 9]. Еще в античные времена Аристотель отмечал: «Никто так не истощает, не разрушает, как физическое бездействие». На протяжении веков доказывается, что именно определенные физические упражнения способствуют развитию функциональных систем организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, стимулируют умственную деятельность [4; 5; 6; 10]. Также нельзя не отметить положительное влияние занятий физкультурой и спортом на развитие личности, что особенно ярко проявляется среди детей-инвалидов. Чтобы их физическая форма была на высоком уровне в течение всей жизни, необходимы систематические занятия с детства. Многолетние исследования показывают, что физический потенциал человека формируется, прежде всего, в первые два десятилетия. Именно в этот период нужно добиться более высокого для каждого человека уровня развития физических качеств. Несомненно, что выявление новых оздоровительных эффектов использования средств физической культуры повысит качество внутреннего потенциала, заложенного природой у детей-инвалидов [1,2,3; 5; 6; 8; 10].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В условиях неблагоприятных экологических воздействий Пермского края адаптивная физическая культура может стать и важным средством повышения всех возможностей организма детей-инвалидов. Так, например, систематическое применение нами специальных упражнений на тренировочных занятиях по дартс в группе детей-инвалидов с детским церебральным параличом (ДЦП) способствовало развитию статической выносливости, координации движения, точности попадания дротиков в мишень. Отмечался более выраженный прирост результатов, повышение адаптивных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие волевых качеств, работоспособности, координации движений на основе тонких дифференцировок кинестезического чувства, расширение своих физических возможностей, что в целом создает благоприятный психологический климат у детей-инвалидов ДЦП [2; 3,4; 5; 6; 9; 10].

Особую роль в реабилитационных воздействиях на детей-инвалидов оказывают комплексные методы социально-педагогической направленности с индивидуальным бережным подходом к каждому ребенку. Для этого необходим особый талант и чуткое сердце, помноженные на опыт и знания. По данным Минсоцразвития России в среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом. Если в Москве около 4 тысяч таких детей [1; 8; 10], то в г. Перми и Пермском крае только по данным официальной статистики, этот показатель превысил 5 тысяч [2,3]. При детском церебральном параличе страдают самые важные функции организма: движение, речь, психика. Характерной особенностью этого заболевания является отставание моторного развития ребенка, обусловленное, прежде всего, аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений. При детском церебральном параличе страдает функциональная система движения, нарушена связь с окружающей средой. Это отрицательно влияет на деятельность ребенка, его психическое и физическое развитие. К сожалению, цивилизационное развитие российского общества с каждым годом увеличивает статистику детей с отклонениями в своем развитии [1,2,3,4; 5; 6; 7].

Перед специальными (коррекционными) школами стоит очень важная задача - реабилитация и социализация детей с церебральным параличом средствами образования. В решении этой задачи ведущее место занимает адаптивная физическая культура. А она, кроме обязательного физического воспитания, позволяет расширить рамки образовательного пространства за счет адаптивной физической реабилитации, адаптивной двигательной рекреации и адаптивного спорта. Актуальной проблемой является разработка эффективных методов и средств коррекции и адаптации недостатков физического развития опорно-двигательного аппарата и мышечной работоспособности детей с церебральным

параличом.

Занятия с детьми проводились преподавателями физической культуры, педагогами дополнительного образования, методистами-инструкторами ЛФК, массажистами, воспитателями. Участники эксперимента находились под наблюдением врачей: невропатолога, психиатра, врача ЛФК, педиатра, ортопеда. Тренировочные нагрузки в экспериментальной группе давались с учетом физической подготовленности, индивидуальных особенностей учащихся и поддержания их интереса к занятиям [2; 3; 5; 6; 9]. В начале эксперимента уровень физического развития учащихся, страдающих церебральным параличом, экспериментальной и контрольной групп был значительно ниже, чем у их сверстников из контрольной группы. Также надо отметить, что исходные данные детей с церебральным параличом свидетельствовали о неравномерности развития двигательных качеств. По ходу эксперимента за летние месяцы отдельные показатели во всех трех группах оставались прежними, а в некоторых случаях снижалась. В результате проведенного эксперимента выявлено также, что режим со спортивной направленностью способствует повышению функциональных возможностей организма учащихся с церебральным параличом, улучшению их соматического здоровья. По данным учебного года спортсмены-инвалиды ни разу не болели ОРЗ и гриппом, у них не было обострения хронических заболеваний, улучшилось самочувствие и состояние здоровья. Они справлялись с тренировочными заданиями, что способствовало их успешному выступлению в городских и областных соревнованиях, несмотря на устойчивые отклонения, повышению резервных возможностей организма и способности к спортивной деятельности [1; 2; 3; 5; 6; 7]. Это, по-видимому, объясняется тем, что физическое развитие детей с церебральным параличом зависит от особенностей моторики - «стойкие нарушения отдельных компонентов движения». Преобладание прироста показателей в экспериментальной группе наблюдалось на четвертом году эксперимента, что свидетельствует о компенсаторных механизмах организма учащегося с церебральным параличом, которые проявились в результате тренировочных занятий. Итогом работы стали средне-групповые показатели прироста динамики физической подготовленности. Преимущество детей экспериментальной группы в районных, городских, областных и региональных соревнованиях по программам Паралимпиады и Специальной Олимпиады было стопроцентным. Помимо этого прямого эффекта занятия адаптивным спортом имеют большое социально-психологическое значение.

Спортивно ориентированная адаптивная физическая культура и использованием наших наработок при индивидуальном системном подходе - существенно помогла, например, Верещагиной Марине, 11 лет, из г. Верещагино за 21-дневную реабилитационную смену в краевом государственном центре реабилитации «Восхождение» г. Чайковский, самостоятельно пойти, не пользуясь ходунками и другими вспомогательными средствами. Это свидетельствует о возможности целенаправленной коррекционного состояния вестибулярного и нервно-мышечного аппарата, эффективной тренировки статодинамического равновесия детей с церебральным параличом [2; 3; 4; 5; 9; 10].

ВЫВОДЫ

Предложенный и используемый в настоящем исследовании рационально организованный режим двигательной активности с использованием в сопряжённом воздействии как статических, так и динамических упражнений, как естественного стимула жизнедеятельности, позволил получить всестороннюю объективную информацию о психофизических возможностях детей со сложным сочетанием дефекта. Установлено, что у учащихся с отклонениями в физическом развитии и тенденциями на устойчивые отклонения при систематических тренировках повышаются резервные возможности организма и способность к спортивной деятельности.

Контрольные испытания показали, что наиболее эффективным в развитии двига-

тельных качеств детей с церебральным параличом является режим со спортивной направленностью. Этот режим с индивидуально направленным системным подходом системы развития равнов!сия позволяет некоторых детей за 21 реабилитационную смену научить ДЦП самостоятельно ходить без ходунков и других вспомогательных предметов.

Полученные данные позволяют осуществить прогнозирование оптимального потенциала физических возможностей детей с церебральным параличом для их дальнейшей самореализации.

У детей с ДЦП существуют адаптационно-компенсаторные системы организма, которые включают повышение показателей физического развития под воздействием регулярных занятий адаптивными видами спорта. С применением адаптивной физической культуры и спорта быстрее и эффективнее происходит социализация и адаптация личности ребёнка.

Результаты исследования могут послужить основой для разработок программ дополнительного образования по адаптивной физической культуре с целью социализации детей в современном цивилизационном процессе.

Эти итоги показывают и доказывают возможность развития адаптивного спорта, как одной из форм дополнительного образования, в специальных (коррекционных) школах для детей с церебральным параличом, и через него завоевания своего социального пространства.

Таким образом, именно комплексное физическое воспитание является действенным средством предупреждения и устранения у детей недостатков в их физическом развитии, возникших в раннем возрасте, обеспечивает его последующую коррекцию и служит важным средством компенсации нарушений и социальную адаптацию. К сожалению, содержание физического воспитания в массовых общеобразовательных школах и в специальных школах-интернатах для детей оставляет желать лучшего в методическом, в материально-техническом и в организационном отношениях. Чаще всего занятия проходят чисто формально, нагрузки на них далеко не соответствуют потребностям развивающегося молодого организма. Причины этого — в отсутствии квалифицированных педагогов в сфере адаптивной физической культуры, неполная и не всегда грамотная интерпретация специалистами в данной области медицинских сведений о патологии занимающихся, что приводит к недостаточно целенаправленной коррекции дефектов развития и здоровья детей с ограниченными возможностями. Статистика говорит о низком уровне физической подготовленности выпускников массовых школ, а среди выпускников спецшкол-интернатов этот процент еще ниже, что недопустимо, так как в решении многочисленных проблем детей-инвалидов процесс повышения их двигательной активности и уровня физической подготовленности посредством систематической целенаправленной коррекционной работы - одно из ведущих условий подготовки детей к жизни и трудовой деятельности, процессам их реабилитации и интеграции в современное цивилизационное общество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М. Безруких ; Московский психолого-социальный институт. - М. : [б.и.], 2004. - 240 с.

2. Зеленин, Л.А. Повышение равновесия каноистов - новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажёра : дис. ... канд. пед. наук / Зеленин Л. А. - Чайковский, 2004. - 198 с.

3. Зеленин, Л.А. Система стимулируемого развития специфического равновесия в исходных положениях / Л. А. Зеленин // Вестник Пермского университета. - 2007. -Вып. 6 (11). - С. 204-210.

4. Зеленин, Л.А. Научно-теоретическое понятие - статическая выносливость равновесия / Л.А. Зеленин. - Нижний Новгород : [б.и.], 2006. - 42 с.

5. Зеленин, Л. А. Система координационных упражнений, направленная на стати-

ческую выносливость равновесия, является связующим звеном между лыжной, силовой, беговой, игровой и скоростно-силовыми видами подготовки / Л.А. Зеленин, М.Н. Лобанов. Нижний Новгород, 2007 [электронный ресурс] // URL:

http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1067&Itemid=1. - Дата обращения 10.01.2013.

6. Зеленин, Л. А. Повышение уровня равновесия каноистов с использованием специальных физических упражнений и тренажёра : монография / Л.А. Зеленин. - Пермь : [б.и.], 2007. - 223 с.

7. Зеленин, Л.А. Научно-прикладные результаты повышения подготовленности каноистов-новичков / Л.А. Зеленин // Учёные записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. -№ 3 (85). - С. 94-103.

8. Ишмухаметов, М.Г. Физическая подготовленность учащихся 7-16 лет в зависимости от экологических особенностей среды обитания (на примере г. Перми) / М.Г. Ишмухаметов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 5. - С. 40-43.

9. Ишмухаметов, М.Г. Физическое состояние учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, расположенных в различных зонах экологической нагрузки Пермской области / М.Г. Ишмухаметов // Совершенствование структуры и содержания начального общего образования : сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. - Пермь, 2005. - С. 78-82.

10. Комков, А.Г. Развитие исследований по международной программе «Здоровье и поведение школьников» / А.Г. Комков // Труды международного симпозиума «Здоровье и поведение школьников» (27-29 мая 2004) / С.-Петерб. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - СПб., 2004. - С. 10-20.

REFERENCES

1. Bezrukih M.M. (2004), Health-saving school, publishing house Moscow psychology-social institute, Moscow.

2. Zelenin, LA. (2004), Increase of equilibrium for the novice canoe-rowers with the help of special physical exercises and training simulator: dissertation, Tchaikovsky.

3. Zelenin, LA. (2007), “System of the stimulated development for the specific equilibrium in the initial positions”, Perm’s University news bulletin, Issue. 6 (11), pp. 204-210.

4. Zelenin, LA. (2006), Theoretical concept - static stamina of equilibrium, Nijniy Novgorod.

5. Zelenin L.A. and Lobanov, M.N. (2007), “The system of coordination exercises di-

rected on static endurance of balance is a link between ski, power, running, game kinds of exercises”, Nizhni Novgorod, available at:

http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1067&Itemid=

6. Zelenin, LA. (2007), Increase of the equilibrium level for the canoe-rowers with the help of special physical exercises and training simulator: Monograph, Perm.

7. Zelenin, LA. (2012), “Scientific-applied results of the readiness increasing of the novice canoe-rowers”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No.3, pp. 94103.

8. Ishmuhametov M.G. (2004), “Physical readiness of pupils 7-16 years old depending on ecological features of the inhabitancy (on the example of Perm city)”, Physical culture: education, formation, training, No. 5, pp. 40-43.

9. Ishmuhametov, M.G. (2005), “Physical condition of 1-4 grade pupils of schools situated in different ecological zones of Perm”, Material from science conference “Improvement of the structure and content of the base education ”, Perm, pp. 78-82.

10. Komkov A.G. (2004), “The development of the international program “Health and

behavior of pupils”, Work of the international symposium “Health and behavior ofpupils” (2729 may 2004), Spb, SPNNIIFK, pp. 10-20.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.12.2012.

УДК 371.016:796

АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В СОБЛЮДЕНИИ ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ

Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель,

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

Аннотация

В результате проведенного исследования установлено, что активность студентов в отношении различных аспектов здорового образа жизни является средней. Наибольшую активность студенты проявляют в соблюдении гигиены, принципов «правильного» питания, саморегуляции своего психического состояния и отказе от пагубных для здоровья зависимостей. Низкая физическая активность является крайне негативным аспектом образа жизни современной молодежи. Соблюдение режима, физическая активность и обеспечение безопасности здоровья являются «системообразующими» в процессе поддержания студентами здорового образа жизни. В процессе совершенствования ориентации студентов на здоровый образ жизни следует акцентироваться на некоторые, наиболее значимые с точки зрения его интегрального показателя, характеристики.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, активность, валеолого-педагогическое сопровождение.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94.p73-77

ACTIVITY OF STUDENTS IN OBSERVANCE OF THE PRINCIPLES OF A

HEALTHY LIFESTYLE

Nikolay Alekseevich Zinovyev, the senior teacher,

National Mineral and Raw University "Gorny", St.-Petersburg

Annotation

Because of the conducted research, it has been established that activity of the students concerning the various aspects of healthy lifestyle is average. Students show the greatest activity in observance of hygiene, the principles of the "correct" nutrition, self-control of the mental condition and refusal of harmful for health dependences. Low physical activity is the extremely negative aspect of a way of life of modern youth. Regime observance, physical activity and safety of health are "backbone" in the course of maintenance by students of a healthy lifestyle. In the process of improvement of orientation of students on a healthy lifestyle, it is necessary to put accent on some, the most significant from the point of view of its integrated indicator, the characteristics.

Keywords: healthy lifestyle, students, activity, valeological-pedagogical support.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время ориентация молодежи на здоровый образ жизни является объектом достаточно пристального научного интереса [1, 2, 3 и др.]. Это вполне объяснимо, так как обеспечение соблюдение принципов здорового образа жизни является одной из задач профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования и сохранения национальной безопасности в целом. Однако в настоящее время эта проблема все еще не является в достаточной степени изученной.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В целях изучения ориентации студентов на соблюдение принципов здорового об-

У3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.