Научная статья на тему 'Занятия единоборствами как фактор профессионального самоопределения и аттрактивности спортсменов'

Занятия единоборствами как фактор профессионального самоопределения и аттрактивности спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ротенберг А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Занятия единоборствами как фактор профессионального самоопределения и аттрактивности спортсменов»

И, наоборот, невысокая активность дзюдоистов высшей квалификации имеет более высокий уровень взаимосвязи с достаточной надежностью и результативностью технико-тактических действий, которые в большинстве случаев можно считать наиболее эффективными, и их применение способствует досрочной победе.

ЗАНЯТИЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И АТТРАКТИВНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

А.Р. Ротенберг

Известно, что занятия спортом оказывают значительное влияние на развитие личности. Личностный рост заключается в развитии профессионально и социально ценных свойств личности. Социальная ценность каждого из показателей личностного роста определяется характером его влияния на адаптацию спортсменов к ведущей (в данном случае - к учебной) и спортивной деятельности. Успешность адаптации к деятельности может определяться только уровнем адаптированности человека, а последняя - успешностью этой деятельности и удовлетворенностью ею (по основным критериям), а также некоторыми интегральными личностными показателями - профессиональным самоопределением и аттрактивностью человека (по дополнительным критериям).

Обращаясь к спортивной деятельности, необходимо отметить, что большинство исследований показывают взаимосвязь личностных качеств, составляющих адаптивность человека, с ее успешностью, и практически отсутствуют исследования их взаимосвязей с удовлетворенностью процессом и результатом спортивной деятельности, а также с показателями личностного роста, такими как профессиональное самоопределение и аттрактивность личности.

С целью выявления таких взаимосвязей было проведено следующее исследование.

В качестве испытуемых выступили юноши в возрасте 15-19 лет, занимающиеся дзюдо в спортивных школах г. Москвы, в количестве 93-х человек.

Исследование изменений показателей аттрактивности и профессионального самоопределения проводилось в начале подготовительного и в конце соревновательного периодов (через 11 месяцев).

Для изучения профессионального самоопределения (ПСО) использовалась методика изучения профессиональной направленности Н.Е. Касаткиной (2000). Методика представляет собой анкету шкального типа, где ответы испытуемых оцениваются по шкале от «-2» до «+2». Методика позволяет выявить отношение к построению профессиональных планов и их сформирован-ность.

Показатель отношения к построению профессиональных планов (ОППП) и показатель сформированности профессиональных планов (СИП) определяются как суммы, начисляемые за ответы на вопросы анкеты. Реальность и адекватность профессиональных планов определяется путем анализа того, что, по мнению испытуемых, необходимо для их реализации.

Интегральный показатель профессионального самоопределения определяется как сумма показателей ОППП и СПП.

Таким образом, профессиональное самоопределение обозначено 3-мя показателями: отношение к построению профессиональных планов, сформи-рованность профессиональных планов и профессиональное самоопределение в целом.

Для изучения аттрактивности с целью определения относительного положения обследуемого в группе применялась широко известная в психологии и педагогике методика парных сравнений. Использование этой методики позволяет получить 1 показатель аттрактивности.

Получены следующие средние значения выраженности и коэффициентов вариации показателей профессионального самоопределения спортсменов (в баллах; п = 93):

- ОПИИ: = 7,8 (у = 16,2);

- СПП: = 6,57 (у = 15,45);

- Общий показатель ПСО: = 14,4 (у = 15,8).

В целом, юноши характеризуются позитивным отношением к сознательному построению профессиональных планов. Средний показатель отношения к построению профессиональных планов (ОППП) отражает высокий уровень (7,8 из 10 максимальных баллов).

Юноши считают, что необходимо планировать свою жизнь, ставить цели на будущее, самому выбирать свой профессиональный путь. Они склонны полагать, что могут принять на себя ответственность за свой выбор, организовать свою жизнь и добиться желаемых результатов.

Несколько ниже, но, тем не менее, также выше среднего уровня - показатель сформированности профессиональных планов (СПП). То есть, спортсмены уже задумываются над построением своей профессиональной карьеры, планируют свою жизнь, выбирают путь учебной и трудовой деятельности. Но, как показывают результаты качественного анализа методики изучения профессиональной направленности, эти планы зачастую несколько абстрактны и не всегда реалистичны. Юноши четко представляют себе ближайшую перспективу жизни (до 5 лет), но еще не могут определиться с глобальными целями своей жизни, нередко не знают, какие конкретно шаги нужно предпринять для решения жизненных и профессиональных задач. То есть, у юных спортсменов уже сформировалась направленность на осознанный выбор профессии, важность самостоятельного и организованного построения жизненных планов, но еще нет четких и конкретных представлений о профессии, средствах и способах достижения результатов. Появляются только первые обобщенные представления о желаемом будущем.

Небольшие значения и однородность коэффициентов вариативности показывают, что такое положение дел характерно для большинства спортсменов. Такая ситуация достаточно характерна для раннего юношеского возраста. Тем не менее, в процессе осуществления воспитательной работы необходимо проведение занятий, направленных на формирование образа позитивного будущего, выбора профессиональной и карьерной ориентации.

Можно утверждать, что юноши, занимающиеся единоборствами, имеют в среднем достаточно высокий статус в группе сверстников (аттрактивность: = 6,29 (у = 19,72)), они вызывают симпатию и уважение окружающих, занимают лидерские или близкие к ним позиции предпочитаемых в коллективе. Если учесть, что юноши в большой степени удовлетворены общением в учебном и

спортивном коллективах, это свидетельствует о хорошей социальнопсихологической адаптации спортсменов.

В то же время, при сопоставлении данных результатов с выраженностью коммуникативных качеств нужно отметить, что обнаружена высокая агрессивность, подозрительность, излишняя критичность. В дальнейшем эти качества могут оказаться помехой в установлении контактов при вхождении в другие учебные и производственные коллективы: служба в вооруженных силах, при общении с малознакомыми людьми и в других случаях.

Достижение высокого статуса в группе в настоящее время связано с тем, что в подростковых спортивных коллективах такие качества могут восприниматься сверстниками как проявление силы и мужественности. На это нужно обратить внимание при разработке программ тренингов и групп личностного роста для спортсменов.

Как видно из таблицы, за исследуемый период повысился показатель сформированности профессиональных планов. Убеждения в необходимости построения жизненных планов не претерпели значительных изменений, поскольку изначально были достаточно высоки.

Статистически значимые различия показателей профессионального самоопределения и аттрактивности спортсменов за подготовительный и _______соревновательный периоды подготовки (в баллах; п = 93)_______

Показатели X (подготовительный период) У (соревновательный период) - х-у г Р (%)

СПП 3,21 6,57 1,53 2,20 95

Общий показатель ПСО 11,1 14,4 1,02 3,24 99

Аттрактивность 11,15 6,29 1,83 2,66 99

В то же время, за подготовительный и соревновательный периоды (почти за год занятий) юноши перешли от убеждений и установок на построение своей профессиональной карьеры к конкретным шагам по ее реализации. Их планы обрели большую ясность и определенность, они стали более четко организовывать свою жизнь, ставить достижимые и реалистичные задачи.

Возрос и статус юношей-спортсменов в группе. Сверстники стали оценивать их как более привлекательных в общении, предпочитать их в деловых и дружеских контактах.

Таким образом, за 11 месяцев занятий единоборствами у юношей повысился показатель сформированности профессиональных планов. В то же время, их планы обрели большую ясность и определенность, они стали ставить достижимые и реалистичные задачи.

Наибольшие симпатии и уважение в коллективе завоевывают те юноши, которые хорошо адаптированы к ведущей и спортивной деятельности.

Полученные результаты могут иметь высокую практическую ценность в плане оптимизации педагогического процесса управления личностным ростом спортсменов-единоборцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.