Научная статья на тему 'Методика подготовки квалифицированных дзюдоистов с использованием технико-тактических комплексов атакующих действий'

Методика подготовки квалифицированных дзюдоистов с использованием технико-тактических комплексов атакующих действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
655
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЗЮДО / АТАКУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / JUDO / ATTACKING ACTIONS / TECHNICAL AND TACTICAL READINESS / GENERAL PHYSICAL PREPARATION / SPECIAL PHYSICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Вавилкин Дмитрий Сергеевич

Борьба дзюдо является в России одним из наиболее популярных видов спортивных единоборств. Об этом свидетельствуют, как успехи сборной команды России на Олимпийских играх, так огромное количество массовых стартов по этому виду борьбы. Параллельно ускоренными темпами развивается научное и методическое обеспечение данного вида спорта для тренеров и спортсменов, начиная от новичков до мастеров высокой квалификации. В статье раскрывается содержание методики подготовки квалифицированных дзюдоистов к соревнованиям, с использованием технико-тактических комплексов атакующих действий. Экспериментальным путем доказана эффективность применения комплексов атакующих действий в тренировочном процессе квалифицированных дзюдоистов в целях повышения уровня их технико-тактической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Вавилкин Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technique of preparation of the qualified judoists with usage of technical and tactical complexes of attacking actions

Fight of judo is one of the most popular types of combat sports in Russia. It is testified both by successes of a national team of Russia in Olympic Games, as a huge number of mass starts in this type of fight. In parallel by the accelerated rates, the scientific and methodical providing of this sport for trainers and athletes is developing, beginning from newcomers to masters of high qualification. The article reveals the content of methodology for preparation of the qualified judoists to competitions, with usage of technical and tactical complexes of attacking actions. Efficiency of application of complexes of attacking actions in training process of the qualified judoists for increase of level of their technical and tactical readiness has been experimentally proved.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки квалифицированных дзюдоистов с использованием технико-тактических комплексов атакующих действий»

3. Ovchinnikov, VA. (2009), “Management of balance as one of factors of successful possession of fighting receptions of fight”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 47, No. 1, pp. 80-84.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.01.2013.

УДК 796.8

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ДЗЮДОИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ

Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,

Дмитрий Сергеевич Вавилкин, соискатель,

Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени

С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

Борьба дзюдо является в России одним из наиболее популярных видов спортивных единоборств. Об этом свидетельствуют, как успехи сборной команды России на Олимпийских играх, так огромное количество массовых стартов по этому виду борьбы. Параллельно ускоренными темпами развивается научное и методическое обеспечение данного вида спорта для тренеров и спортсменов, начиная от новичков до мастеров высокой квалификации.

В статье раскрывается содержание методики подготовки квалифицированных дзюдоистов к соревнованиям, с использованием технико-тактических комплексов атакующих действий. Экспериментальным путем доказана эффективность применения комплексов атакующих действий в тренировочном процессе квалифицированных дзюдоистов в целях повышения уровня их техникотактической подготовленности.

Ключевые слова: дзюдо, атакующие действия, технико-тактическая подготовленность, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p107-111 TECHNIQUE OF PREPARATION OF THE QUALIFIED JUDOISTS WITH USAGE OF TECHNICAL AND TACTICAL COMPLEXES OF ATTACKING ACTIONS

Valery Lucic Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Dmitry Sergeyevich Vavilkin, the competitor,

Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,

St.-Petersburg

Annotation

Fight of judo is one of the most popular types of combat sports in Russia. It is testified both by successes of a national team of Russia in Olympic Games, as a huge number of mass starts in this type of fight. In parallel by the accelerated rates, the scientific and methodical providing of this sport for trainers and athletes is developing, beginning from newcomers to masters of high qualification.

The article reveals the content of methodology for preparation of the qualified judoists to competitions, with usage of technical and tactical complexes of attacking actions. Efficiency of application of complexes of attacking actions in training process of the qualified judoists for increase of level of their technical and tactical readiness has been experimentally proved.

Keywords: judo, attacking actions, technical and tactical readiness, general physical preparation, special physical preparation.

Борьба дзюдо является в России одним из наиболее популярных видов спортивных единоборств. Об этом свидетельствуют, как успехи сборной команды России по дзюдо на

Олимпийских играх, так огромное количество массовых стартов по этому виду борьбы. Параллельно ускоренными темпами развивается научное и методическое обеспечение данного вида спорта для тренеров и спортсменов, начиная от новичков и заканчивая мастерами высокой квалификации [1-8]. Хорошо известно, что успешность соревновательной деятельности квалифицированного единоборца, определяется индивидуальным стилем деятельности, т.е. наличием в его арсенале коронных приемов и широкого набора сложных тактико-технических действий [4,8].

В связи с этим в настоящее время перед специалистами спортивной борьбы остро стоят вопросы построения наиболее рациональной системы обучения технике бросков и создания научно-обоснованной методики обучения наиболее эффективным способам решения двигательной задачи [8]. Обобщая результаты, полученные Шилакиным Б.В. [4], мы обобщили их и адаптировали для дзюдо. С этой целью нами была разработана методика подготовки к соревнованиям квалифицированных дзюдоистов с использованием технико-тактических комплексов атакующих действий, которая представлена на рисунке 1.

С целью проверки методики мы разработали систему тестовых заданий, позволяющих оценить владение комплексами атакующих действий. Отметим, что разработанная нами методика оценивания ТТД максимально приближена к единоборствам и в определенной степени дополняет исследования М.В. Скачкова [4].

Основной задачей, которая решалась в педагогическом эксперименте, являлась проверка эффективности разработанной методики предсоревновательной подготовки квалифицированных дзюдоистов с использованием технико-тактических комплексов атакующих действий. Результаты педагогического эксперимента оценивались по изменению следующих показателей: уровню общей физической подготовленности и эффективности выполнения атакующих действий в условиях контрольных схваток и соревнований.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что под влиянием специфических средств и методов, распределённых по этапам в целях планомерного педагогического воздействия и направленных на формирование навыков атакующих действий, у испытуемых ЭГ уровень атакующих действий повысился более выражено по сравнению с испытуемыми КГ.

Особое внимание следует обратить на рост у испытуемых показателей атакующих действий в комбинациях. Значительно возросла скорость выполнения атакующих действий у испытуемых экспериментальных групп.

Скорость течения восстановительных процессов у испытуемых по определению ИГСТ в экспериментальных группах составила: «отлично» - 6,6%, «хорошо» - 17%, «средний уровень» - 66,4%, «ниже среднего уровня» - 10%. Средний результат в экспериментальной группе повысился с 71,06±8,97 до 77,28±7,89 (р<0,01). В контрольной группе существенных изменений не выявлено, изменение средних результатов составило с 69,93±7,81 до 72,1±8,12 (р>0,05).

Наблюдался значительный рост средних результатов по общей физической подготовке у испытуемых ЭГ по сравнению с испытуемыми КГ. По оценке функциональных возможностей внешнего дыхания средний результат в экспериментальной группе повысился с 61,02±5,6 до 70,7±6,38 (р<0,01). В контрольной группе существенных изменений не выявлено, изменение средних результатов составило с 58,9±5,17 до 57,46±11,94 (р>0,05).

Среднее значение временной точности выполнения атакующих действий в ходе исследования в экспериментальной группе повысилось с 4,51±1,92 до 6,52±0,57 (р<0,01). В контрольной группе существенных изменений не выявлено, изменение средних результатов составило с 4,33±1,43 до 5,66±1,41 (р>0,05).

I этап «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»

ЦЕЛЬ: Обеспечение высокого уровня общефизической подготовленности дзюдоистов к соревновательной деятельности.

ЗАДАЧИ: Развитие скоростной и специальной выносливости, быстроты в атакующих действиях, силы.

ИЗУЧАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ: упражнения с резиной, отягощениями с акцентированием внимания и установкой на начальной фазе приема; учебно-тренировочная схватка с задачей не использовать основной захват; проводить только разные приемы с одного захвата, которые не должны повторяться.

КОМПЛЕКСЫ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ: №1, №2.

i

II этап «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА»

ЦЕЛЬ: Обеспечение высокого уровня развития практических навыков у дзюдоистов по использованию технических действий в соревновательной деятельности.

ЗАДАЧИ: Формирование навыков атакующих действий у дзюдоистов к

соревновательной деятельности.

ИЗУЧАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ: в учебно-тренировочной схватке атаковать только с разных захватов приемами, которые не должны повторяться, 2-3 из них на оценку, выполнение коронных приемов с акцентированием внимания и установкой на основных фазах приема; свободное совершенствование технических действий с акцентированием внимания на начальную фазу броска с использованием обычных подготовительных действий; каждая вторая (третья) атака проведения приема должна реализоваться, с задачей в каждую минуту борьбы провести два-три приема на оценку. КОМПЛЕКСЫ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ: №3, №4, №5.

III этап « ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА»

ЦЕЛЬ: Обеспечение твердой устойчивости практических навыков по выполнению разных комбинаций атакующих действий у дзюдоистов для соревновательной деятельности

ЗАДАЧИ: Формирование навыков выполнения разных комбинаций атакующих действий у дзюдоистов к соревновательной деятельности.

ИЗУЧАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ: специальные подготовительные упражнения для

комбинаций с различных захватов, которые борец применяет в условиях соревнований, свободное совершенствование приемов только в комбинации с различных захватов; в учебно-тренировочной схватке соперник создает удобную ситуацию для проведения комбинаций, задача атакующего - проводить приемы только в комбинации с оценкой каждого приема; не оценивать прием, проведенный без комбинации.

КОМПЛЕКСЫ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ: №6, №7Д°8Д°9, №10.

Рис. 1. Методика подготовки квалифицированных дзюдоистов с использованием технико-тактических комплексов атакующих действий

Результатами педагогического эксперимента установлено, что систематическое и целенаправленное применение разработанной методики, оказало на испытуемых ЭГ более выраженное положительное влияние по сравнению с испытуемыми КГ. Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице 1.

Таким образом, данные проведенного исследования показывают, что уровень развития навыков атакующих действий у испытуемых экспериментальной группы выше, чем у контрольной.

ВЫВОД. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что предлагаемая методика формирования техники атакующих действий квалифицированных дзюдоистов, позволяет повысить уровень физической и технико-тактической подго-

товленности. В результате чего значительно повышается надежность и качество атакующих действий в условиях соревнований и, следовательно, технико-тактическое мастерство в целом.

Таблица 1

Результаты педагогического эксперимента (X + m)

№ п/п Исследуемые показатели Группа Время обследования 1 р

До эксперимента После эксперимента

1. Выполнение коронных бросков (баллы) ЭГ 4,17±0,61 5,85±0,58 0,02 >0,05

КГ 4,13±0,63 5,53±0,69 0,12 >0,05

2. Проведение приемов только в комбинации (баллы) ЭГ 4,63±5,41 6,83±8,83 3,24 <0,01

КГ 4,96±4,74 5,93±4,69 0,11 >0,05

3. Сила (сгиб. и разгиб. рук, кол.-во раз) ЭГ 21,76±3,88 27,3±3,98 2,67 <0,05

КГ 19,8±3,51 22±3,77 0,26 >0,05

4. Выполнение комбинаций бросков из различных захватов ЭГ 4,72±0,37 7,62±0,34 0,13 >0,05

КГ 4,66±0,52 6,56±0,54 0,41 >0,05

5. Временная точность выполнения бросков (баллы) ЭГ 4,51±1,92 6,52±0,57 3,02 <0,01

КГ 4,33±1,43 5,66±1,41 0,10 >0,05

6. Оценка выполнения отдельных бросков (баллы) ЭГ 5,47±1,12 7,01±0,05 2,11 <0,01

КГ 5,39±1,2 6,48±0,8 2,07 <0,05

7. Демонстрация атакующих действий в ходе схваток (балл, в 10балльной шкале ) ЭГ 5,17±0,11 6,18±0,10 2,72 <0,05

КГ 5,21±0,12 5,39±0,14 0,71 >0,05

ЛИТЕРАТУРА

1. Левицкий, А.Г. Адаптированность борцов к спортивной деятельности / А.Г. Левицкий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 20-24.

2. Ротенберг, А.Р. Занятия единоборствами как фактор профессионального самоопределения и аттрактивности спортсменов / А.Р. Ротенберг // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 4 (26). - С. 76-78.

3. Ротенберг, А.Р. Выбор спортивной специализации спортсменов-единоборцев в зависимости от свойств их спортсменов / А. Р. Ротенберг // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 62-65.

4. Скачков, М. В. Экспериментальная проверка эффективности методики формирование техники атакующих действий борцов дзюдоистов / М.В. Скачков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 3 (37). - С. 87-89.

5. Схаляхо, Ю.М. Развитие идеи античной каты, как базовой техники при ранней специализации дзюдоистов / Ю.М. Схаляхо, И.В. Тихонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - 149-153.

6. Физиологические закономерности гипоксических воздействий на функциональное состояние системы внешнего дыхания спортсменов в спорте высших достижений / Игорь Викторович Левшин [и др.] ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург // Ученые записки университета имени П. Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 9 (67). - С. 62-66.

7. Фалалеев, А.Г. Межцентральные взаимоотношения у спортсменов в соревновательный период тренировки / А.Г. Фалалеев, С.М. Ашкинази // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 157-163.

8. Шилакин, Б.В. Формирование техники атакующих действий квалифицированных самбистов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Шилакин Борис Викторович. - Хабаровск, 2004. - 213 с.

REFERENCES

1. Levitsky A.G. (2006), “Adapting fighters to sports activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 20, pp. 20-24.

2. Rotenberg A.R. (2007), “Martial arts classes as a factor in professional selfdetermination and the attractiveness of athletes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.26, No. 4, pp. 76-78.

3. Rothenberg A.R. (2007), “Selection of sports specialization athletes edinobortsev depending on the properties of their personality”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.23, No. 1, pp. 62-65.

4. Skachkov, M.V. (2007), “Experimental check of efficiency of a technique formation of equipment of attacking actions of fighters of judoists”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.27, No. 3, pp. 87-89.

5. Shaljaho, J.M. and Tikhonova, I.V. “Development of idea of antique Kata, as base technics at early specialization of judoists”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.84, No. 2, pp. 149-153.

6. Levshin, I.V. Ashkimazi, S.M., Polikarpochkin, A.N. and Pashuta V.L. (2010), “Physiological regularities of hypoxemic impacts on a functional condition of system of external breath of athletes in an elite sport”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 9, pp. 62-66.

7. Falaleev, A.G. and Ashkinazi S. M. (2012), “The intercentral relationship at athletes during the competitive period trainings”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 157-161.

8. Shilakin, B. V. (2004), Formation of equipment of attacking actions of the qualified sambo wrestlers, dissertation, Khabarovsk, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.01.2013.

УДК 378.14

СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ КЛЮЧЕВЫХ

КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ И УЯЗВИМОСТЬ К «НОВЫМ» И «СТАРЫМ»

ЗАВИСИМОСТЯМ

Анна Владимировна Пегова, аспирант,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Анкетный опрос студентов вуза физической культуры был направлен на выявление особенностей взаимосвязи между степенью сформированности у них школьным образованием ключевых компетентностей (в том числе, и двигательных) и уязвимостью по отношению к «старым» и «новым» видам зависимостей. Результаты проведённого однофакторного дисперсионного анализа указывают на статистически значимую взаимосвязь между неразвитостью ключевых компетентностей (в том числе, двигательных), которые должны были формироваться в процессе школьного образования, и уязвимостью по отношению к зависимостям, а также на соответствие между предрасположенностью к «старым» зависимостям и склонностью к «новым». Это указывает на необходимость дальнейшего теоретического осмысления проблемы «зависимостей» и поиска реальных практических подходов к воспитанию устойчивости к ним у детей, подростков и молодых людей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетентности, двигательная активность, «старые» и «новые» зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.