Научная статья на тему 'Совершенствование технико-тактических действий методом сопряженного воздействия у дзюдоистов 15-17 лет'

Совершенствование технико-тактических действий методом сопряженного воздействия у дзюдоистов 15-17 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
288
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОД СОПРЯЖЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ДЗЮДОИСТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котова Татьяна Германовна, Базилевич Марина Владимировна

В статье рассматривается проблема спортивной подготовки дзюдоистов 15-17 лет. Авторами определены ошибки в технико-тактических действиях, недостаточно развитые физические качества и предложена методика совершенствования технико-тактических действий методом сопряженного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Котова Татьяна Германовна, Базилевич Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of technical-tactical actions by method of conjugated exposure among judokas aged 15-17 years old

The article deals with the problem of sports training for judokas aged 15-17. The authors identified errors in technical and tactical actions, insufficiently developed physical qualities and proposed the technique for improving the technical and tactical actions using the conjugate impact.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технико-тактических действий методом сопряженного воздействия у дзюдоистов 15-17 лет»

УДК 796.853.23

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ МЕТОДОМ СОПРЯЖЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ У ДЗЮДОИСТОВ 15-17 ЛЕТ

Татьяна Германовна Котова, кандидат педагогических наук, доцент,

Марина Владимировна Базилевич, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет, Тюмень

Аннотация

В статье рассматривается проблема спортивной подготовки дзюдоистов 15-17 лет. Авторами определены ошибки в технико-тактических действиях, недостаточно развитые физические качества и предложена методика совершенствования технико-тактических действий методом сопряженного воздействия.

Ключевые слова: физическая, техническая, технико-тактическая подготовка, метод сопряженного воздействия, дзюдоисты.

IMPROVEMENT OF TECHNICAL-TACTICAL ACTIONS BY METHOD OF CONJUGATED EXPOSURE AMONG JUDOKAS AGED 15-17 YEARS OLD

Tatyana Germanovna Kotova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Vladimirovna Bazilevich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Tyumen State University, Tyumen

Annotation

The article deals with the problem of sports training for judokas aged 15-17. The authors identified errors in technical and tactical actions, insufficiently developed physical qualities and proposed the technique for improving the technical and tactical actions using the conjugate impact.

Keywords: physical, technical, technical and tactical preparation, conjugate influence method, judoka.

ВВЕДЕНИЕ

Повышающаяся конкуренция на международной и Российской спортивной арене требует поиска и разработки инновационных методик, использование которых при подготовке спортсменов высокого класса будет способствовать достижению максимально возможного результата - победы на крупнейших спортивных соревнованиях. Многие виды спорта характеризуются противоборством с активной двигательной деятельностью спортсменов и предельным проявлением физических качеств, технико-тактического мастерства, быстрой сменой ситуаций, высокой степенью эмоциональности. К таким видам относятся спортивные единоборства, в том числе дзюдо.

В последнее время на международном уровне доминируют дзюдоисты из Японии, Кореи, Грузии. Поэтому возращение Российских дзюдоистов в элиту мирового дзюдо будет зависеть от того, насколько система подготовки спортсменов будет соответствовать требованиям современного единоборства.

В сфере единоборств накоплен достаточно обширный теоретический и методический материал, практический опыт по проблеме спортивной подготовки высококвалифицированных борцов, который рассмотрен в работах А.В. Еганова, С.В. Ерегиной, И. Д. Сви-щева, Г.С. Туманяна, Ю.А. Шулико и др.

Высокие спортивные результаты в борьбе во многом зависят от умения спортсменов противостоять различным сбивающим факторам, возникающим во время тренировочной и соревновательной деятельности.

Сбивающими факторами, влияющими на качество выполнения техники и технико-тактических действий, как в тренировочной, так и в соревновательной деятельности, могут быть: внешние - статусно-символические (ранг соревнований, квалификация соперников

и др.), коммуникативные (поведение тренера, болельщиков и др.), эко-предметные (климатические условия в спортивном зале, спортивная форма) и внутренние - физические кондиции (координационные и скоростно-силовые способности, сила, выносливость, гибкость); типичные ошибки техники (кинематические и динамические характеристики выполняемых ДД); психологические (мотивация, уровень психоэмоционального состояния) [1].

Цель исследования - разработать и экспериментально апробировать методику совершенствования технико-тактических действий методом сопряженного воздействия у дзюдоистов 15-17 лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование было организовано на базе ГАУ ДО ЦОП «Тюмень-дзюдо» с 18 дзюдоистами в возрасте 15-17 лет, из них 8 человек - КМС, у 10 спортсменов - первый спортивный разряд. Все участники педагогического исследования разделены на две группы контрольную и экспериментальную. В контрольной группе тренировочный процесс осуществлялся по утвержденной «Центром Олимпийской подготовки» программе, а в экспериментальной группе дополнительно внедрена разработанная методика совершенствования технико-тактических действий методом сопряженного воздействия у дзюдоистов.

На этапе констатирующего исследования было проведено тестирование физической, технической, технико-тактической подготовленности спортсменов, результаты которого оценивались по программе спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР (авторы С.В. Ерегина, И. Д. Свещев и др.) [2].

Для определения уровня технической подготовленности, в работе использовались приемы в стойке: задняя подножка, подхват изнутри, зацеп изнутри голенью. Для определения уровня технико-тактической подготовленности, использовались комбинации прием в стойке - прием в партере: бросок через бедро - удержание сбоку, передняя подножка -удержание поперек, бросок через спину - удержание - со стороны головы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты физической и технико-тактической подготовленности показали, что у спортсменов развитие физических качеств соответствовало уровню выше среднего, техника бросков в стойке и комбинациях чаще всего соответствовала оценкам «хорошо». Полученные данные о физической подготовленности спортсменов позволили определить отстающие качества. С помощью метода экспертных оценок были выделены основные ошибки при выполнении технических элементов в стойке и партере у спортсменов различных весовых категорий. Так, у спортсменов весовой категории до 50 кг, ошибками при выполнении техники бросков и технико-тактических действий были: вход атакующего из исходного положения в стартовое, неплотный контроль приема в партере - удержание. Отстающими являются скоростно-силовые способности.

У спортсменов в весовой категории до 66 кг, при выполнении техники бросков и технико-тактических действий наблюдались следующие ошибки: выведение из равновесия противника; низкая стойка с наклоном туловища на соперника, недостаточный контроль соперника при приземлении, ошибки в захватах.

Спортсмены весовой категории свыше 66 кг, допускали такие ошибки как: отсутствие поворота головы и вращение плечами в сторону будущего падения противника; низкая скорость выполнения приемов; отстающими являлись координационные способности.

В целях исправления ошибок была разработана методика совершенствования технико-тактических действий на основе круговой тренировки методом сопряженного воздействия. Ее реализация осуществлялась в тренировочном процессе дзюдоистов по этапам в подготовительном и соревновательном периодах, методом сопряженного воздействия (таблица 1).

Таблица 1 - Содержание методики совершенствования технико-тактических действий у дзюдоистов_

Период Месяц Интенсивность нагрузки (ЧСС) Содержание

Подготовительный сентябрь 140-160 уд/мин. 3 круга, КУ - 8 станций, перерыв между кругами 5 минут.

октябрь 160-180 уд/мин. 3 круга, КУ - 8 станций - в одном кругу 30 сек. работа в темпе выше среднего; переход между станциями 30 секунд; перерыв между кругами 5 минут.

ноябрь 140-160 уд/мин. 180-200 уд/мин. 1 круг броски манекена 6 минут,1 минута включала: 40 секунд темп средний; 20 секунд темп максимальный Броски манекена вес: в ГР-1: 30кг; в ГР-2 - 35кг; в Гр-3 40кг.

декабрь 160-180 уд./мин. 4 круга, КУ - 8 станций: один круг включал - 40 секунд работу в среднем темпе, переход между станциями 20 секунд, перерыв между кругами 5 минут.

Соревновательный январь-февраль 140-160 уд/мин 180-200 уд/мин 3 круга, КУ - 4 станции: один круг - 4 разных броска без отдыха: 50 секунд в среднем темпе, 10 секунд - темп максимальный, отдых между кругами 5 мин.. Броски выполнялись в тройках.

март 180-200 уд/мин. 4 круга, КУ - 9 станций: 20 секунд темп максимальный, отдых- 40 секунд, отдых между кругами 5 минут.

апрель 140-160 уд/мин. 180-200 уд/мин. 140-160 уд/мин. 3 круга по 5 минут: в один круг - тяга резинового жгута 40 секунд в среднем темпе; 20 секунд в максимальном. Отдых между кругами 5 минут. + 3 круга, КУ - 5 станций в среднем темпе. Отдых между кругами 3-5 минут.

май 140-160 уд/мин. 180-200 уд/мин. 140-160 уд/мин. 2 круга: один круг - 4 разные броски без отдыха: 40 секунд в среднем темпе; 20 секунд - темп максимальный, отдых между кругами 5 минут. Броски выполнялись в парах. + 2 круга, КУ - 5 станций в среднем темпе. Отдых между кругами 3-5 минут.

июнь 180-200 уд/мин 3 круга, КУ - 5 станций: один круг - 20 секунд в максимальном темпе, отдых 40 секунд; отдых между кругами 5 минут.

Переходный июль 140-160 уд/мин. Игровые тренировки: футбол, регби, гандбол, баскетбол, волейбол Восстановительные мероприятия.

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования наблюдалась положительная динамика в показателях физической подготовленности - прирост находился в пределах от 10% до 27% (р<0,05). Наиболее выраженный прирост, наблюдался в развитии таких физических качествах как: сила (подтягивание на перекладине) и скоростно-силовые способности (сгибание-разгибание рук в упоре лежа за 20 сек., сгибание-разгибание туловища за 20 сек.).

Прирост показателей техники бросков в стойке находился в пределах от 10% до 26%. Наиболее выраженный наблюдался в таких бросках, как «подхват изнутри», «зацеп изнутри». Динамика результатов выполнения комбинаций у дзюдоистов 15-17 лет находилась в пределах от 23% до 40%. Наиболее существенные результаты получены при выполнении комбинаций: «бросок через бедро - удержание с боку», «передняя подножка - переходом на удержание поперек». Результаты соревновательной деятельности показали, что у спортсменов экспериментальной группы от 25% до 63% выигранных схваток больше, чем в контрольной. Таким образом, можно сделать вывод, что методика совершенствования технико-тактических действий методом сопряженного воздействия у дзюдоистов является эффективной, так как все показатели в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Котова, Т.Г. Обучение студентов института физической культуры технике спортивных единоборств / Т.Г. Котова, И.В. Манжелей // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 10 (128). - С. 104-109.

2. Свищёв, И. Д. Комплексная оценка подготовленности спортсменов и тренеров в дзюдо : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Д. Свищёв, С.В. Ерегина. - Москва :

Советский спорт, 2013. - 128 с.

REFERENCES

1. Kotova, T.G. and Manzheley, I.V. (2015), "Training of students of the institute of physical culture to the martial arts technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (128), pp. 104-109.

2. Svishchev, I.D. and Eregina, S.V. (2013), Integrated assessment of athletes and coaches' training in judo: a textbook for students of higher educational institutions, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.12.2017

УДК 796.015:34

ОТНОШЕНИЕ ТРЕНЕРОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ

СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Юрий Федорович Курамшин, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Ксения Александровна Бирюкова, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются результаты анкетного опроса тренеров спортивных школ по поводу разработки и реализации программ спортивной подготовки. Изучено их отношение к нормативно-правовым документам, регулирующим процесс разработки программ. Приведены мнения тренеров по организации работы, связанной с разработкой программ спортивной подготовки, оценка тренерами понимания структуры, определяющей содержание программы спортивной подготовки.

Ключевые слова: спортивная школа, спортивная подготовка, федеральный стандарт спортивной подготовки, программа спортивной подготовки, нормативно-правовые документы, анкетный опрос.

SPORTS SCHOOL COACHES' ATTITUDE TO DEVELOPING SPORTS TRAINING

PROGRAMS

Yury Fedorovich Kuramshin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Sergeevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ksenia Alexandrovna Biryukova, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article discusses the results of the questionnaire survey of sports school coaches about developing and implementing sports training programs. Their attitude to the legal documents governing the process of developing programs is studied. Sports school coaches' opinions about organization of work of developing sports training programs, sports school coaches' estimation of understanding the sports training programs structure that defines the content of those ones are presented.

Keywords: sports school, sports training, sports training federal standard, sports training program, legal documents, questionnaire survey.

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки организация, осуществляющая спортивную подготовку, разрабатывает и утверждает программу спортивной подготовки по виду спорта, определяющую основные направления и условия тренировочной работы на каждом этапе многолетней подготовки.

В работе [5] освещены результаты исследования отношения директоров и методистов спортивных школ к разработке программ спортивной подготовки. Однако основным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.