Научная статья на тему 'Особенности организации спортивной деятельности дзюдоисток 13–14 лет'

Особенности организации спортивной деятельности дзюдоисток 13–14 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЗЮДОИСТКИ 13–14 ЛЕТ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА ТРЕНИРОВКИ / МЕТОДЫ ТРЕНИРОВКИ / 13–14 YEAR OLD JUDOKAS / STUDY AND TRAINING ACTIVITY / MEANS OF TRAINING / TRAINING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мукина Екатерина Юрьевна, Ониани Илья Владимирович

Рассмотрены особенности организации спортивной деятельности дзюдоисток 13–14 лет, с использованием словесного (вербального), наглядного, идеомоторного, практического методов. Показано содержанием учебно-тренировочной деятельности дзюдоисток 13–14 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION FEATURES OF SPORT ACTIVITY OF 13–14 YEAR OLD JUDOKAS

The characteristics of the organization of sports activities of, using verbal (verbal), visual, ideomotor, practical methods, are considered. The contents of a training activity of 13–14 year old judokas is shown.

Текст научной работы на тему «Особенности организации спортивной деятельности дзюдоисток 13–14 лет»

УДК 796.8

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЗЮДОИСТОК 13-14 ЛЕТ

© Екатерина Юрьевна МУКИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: mukinaeu@mail.ru © Илья Владимирович ОНИАНИ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра адаптивной физической культуры,

e-mail: oniani.ilya@yandex.ru

Рассмотрены особенности организации спортивной деятельности дзюдоисток 13-14 лет, с использованием словесного (вербального), наглядного, идеомоторного, практического методов. Показано содержанием учебно-тренировочной деятельности дзюдоисток 13-14 лет.

Ключевые слова: дзюдоистки 13-14 лет; учебно-тренировочная деятельность; средства тренировки; методы тренировки.

Деятельность дзюдоисток в процессе спортивной подготовки - это целенаправленная внешняя и внутренняя активность, обусловленная специфическими мотивами и интересами, внутренним содержанием которой являются психофизиологические процессы, а внешним проявлением - двигательные действия и операции.

На организацию спортивной деятельности дзюдоисток 13-14-летнего возраста влияют возрастные особенности. С учетом количественных и качественных изменений в организме дзюдоисток различают возрастные периоды: 8-12 лет (мальчики) и 8-11 лет (девочки) - второе детство; 13-16 лет (мальчики) и 12-15 лет (девочки) - подростки.

Сложности с организацией учебного процесса возникают при занятиях с дзюдоистками 13-14-летнего возраста (период полового созревания). В этот период в организме

занимающихся происходит существенная гормональная перестройка, развитие вторичных половых признаков, заметно ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, также увеличиваются вегетативные изменения при нагрузках, возрастает утомление, отмечается неуравновешенность эмоциональных реакций и поведения. В этот возрастной период индивидуальные темпы полового созревания определяют различия между паспортным и биологическим возрастом дзюдоисток. От темпов полового созревания зависит широкий диапазон колебаний уровня и темпа физического развития и связанной с ним физической подготовленности [1, с. 133].

Особенность спортивной деятельности дзюдоисток 13-14 лет определяется основным содержанием учебно-тренировочной деятельности.

Целью подготовки к соревнованиям является достижение максимально возможного уровня подготовленности, соответствующего запланированному соревновательному результату.

Средства тренировки - это физические упражнения: соревновательные, общеподготовительные, специально-подготовительные. Состав средств формируется с учетом особенностей дзюдо. Они направлены на выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом специализации в дзюдо, и выполняются в соответствии с правилами соревнований.

Учебно-тренировочная деятельность дзюдоисток 13-14 лет включает изучение и совершенствование соревновательных действий: технико-тактические действия с партнером (соперником) и их элементы; поединки с партнером (соперником), проводимые во взаимном захвате по правилам соревнований [2].

Технико-тактические действия:

а) атакующие - подготовительные действия к атаке и действия непосредственной атаки с целью проведения приема;

б) защитные - действия в поединке с тактической задачей защиты от приема партнера (соперника);

в) контратакующие - действия, проводимые в ответ на атакующие действия партнера (соперника).

Поединки (схватки):

а) учебные - содействуют совершенствованию технико-тактических действий: дзюдоисты выполняют приемы по заданию тренера-преподавателя (обычно с односторонним сопротивлением);

б) учебно-тренировочные - направлены на совершенствование ранее освоенных и закрепление вновь изученных технико-тактических действий (могут проводиться с учетом моделируемых ситуаций противоборства);

в) тренировочные - моделируют условия соревнований и имеют разновидности: вольные - дзюдоистки могут применять любые технико-тактические действия; условные -дзюдоистками выполняются действия по заданию тренера-преподавателя; контрольные -определяют сильнейшую дзюдоистку или оценивают их технико-тактическую, физическую, психическую подготовленность;

г) соревновательные - совершенствуют

технико-тактическую подготовленность

дзюдоисток в усложненных условиях при наличии сбивающих факторов:

- экзогенные (внешние) факторы: значимость соревнований, жесткая манера ведения противоборства соперником, нестандартные ситуации в период соревнований, субъективное судейство и др.;

- эндогенные (внутренние) факторы: негативные психические состояния дзюдоисток, утомление, болевые ощущения (травмы).

Общеподготовительные упражнения преимущественно являются средствами общей подготовки дзюдоисток и имеют сходство (или отличие) со специальными упражнениями по характеру проявляемых способностей и форме выполнения.

Общеподготовительные упражнения в дзюдо применяются с учетом соблюдения некоторых требований:

- обеспечение гармоничного физического развития занимающихся дзюдо (этап предварительной подготовки и начальной специализации);

- содействие совершенствованию двигательных навыков и физической подготовленности, проявляемых в условиях соревнований (этап углубленной специализации и спортивного совершенствования).

Воздействие общеподготовительных упражнений на дзюдоисток зависит от их содержания:

а) строевые упражнения - построения, перестроения, выполняемые на месте и в движении. Они воспитывают дисциплинированность и содействуют рациональному размещению дзюдоисток в ходе выполнения ими тренировочных заданий, развивают координацию движений;

б) гимнастические упражнения - повышают силовую, координационную подготовленность, включают элементы акробатики (кувырок, колесо и др.);

в) упражнения из других видов спорта -спортивных игр, легкой атлетики, плавания, тяжелой атлетики, лыжного спорта, которые также повышают физическую подготовленность.

Специально-подготовительные упражнения включают в себя элементы соревновательных действий дзюдоисток, их варианты, комбинации, а также действия, сходные по форме или характеру проявляемых способностей с основными (соревновательными).

Критерий сходства с соревновательными действиями - форма выполнения и содержание упражнения (определяется работой мышечного аппарата, функционированием

энергетических систем).

Специально-подготовительные упраж-

нения в дзюдо применяются с учетом возраста занимающихся и имеют 2 разновидности.

1. Подводящие упражнения - способствуют технико-тактическому совершенствованию. К ним относят: самостраховки, упражнения на борцовском мосту, имитационные упражнения.

2. Развивающие упражнения - повышают специальную физическую подготовленность дзюдоисток. В учебно-тренировочной деятельности дзюдоисток применяются акробатические упражнения, упражнения без снарядов (с отягощением только веса своего тела), с отягощением (манекен, гантели, гири, штанга, эспандер), с партнером, на тренажерах.

Особенностью организации спортивной деятельности дзюдоисток 13-14 лет являются методы тренировки [3].

Методы тренировки - совокупность способов работы тренера-преподавателя и дзюдоисток, выражающихся в повышении уровня спортивной подготовленности занимающихся, направленных на получение знаний, умений, навыков, развитие физических и воспитание личностных качеств.

Методы тренировки в дзюдо являются составляющей для применяемых методических приемов, методик, методических подходов, методических направлений.

Методический прием - способ реализации конкретного метода в педагогической ситуации. При практическом выполнении дзюдоистками технических действий применяют различные методические приемы.

1. Выполнение специально-подготовительных упражнений в стандартных условиях. Цель - помочь юным дзюдоисткам наработать основы движений, необходимых для освоения изучаемого технического действия. Специально-подготовительные упражнения часто индивидуализированы, поскольку, будучи эффективными для одних дзюдоисток, могут оказаться непригодными для других.

2. Применение регуляторов движений. Цель - создать для дзюдоисток 13-14 лет такие условия, в которых техническое дейст-

вие выполняется только правильным способом. К ним относятся:

а) введение в обстановку действия ориентиров, указателей и ограничителей параметров движений (разметки и предметных препятствий, указывающих направление и пространственные пределы движений);

б) использование естественных внешних условий и технических устройств, придающих дополнительный импульс движениям дзюдоисток и регулирующих их параметры (выполнение выведения из равновесия с амортизатором, отработка техники броска с манекеном);

в) фиксаторы внимания, которые облегчают концентрацию внимания обучаемого на части тела, которая активно задействована в движении. С этой целью к руке или ноге дзюдоистки прикрепляют незначительное отягощение и при имитации движения (например, движения ноги в подхвате), работа этой части тела воспроизводится более четко (независимо от сложности действия). Отягощение, прикрепленное к нижней части голени, позволяет выделить формулу ощущений стопы при рациональном движении подсечки, зацепа;

г) приемы «направленного прочувствования» предусматривают «фиксацию положений»; при их применении у дзюдоисток обеспечивается представление о том, какое положение исходное, промежуточное необходимо принимать при выполнении технических действий; «принудительное ограничение движений» предполагает помощь тренера-преподавателя дзюдоистки, выполняющему техническое действие в стойке или в партере.

Методика обучения - совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на изучение и совершенствование технических, тактических и других умений и навыков дзюдоисток.

Методика тренировки - система средств, методов и методических приемов, направленных на достижение наибольшего эффекта в процессе спортивного совершенствования дзюдоисток.

Методический подход - совокупность методов воздействия тренера-преподавателя на дзюдоисток; выбор и содержание подхода обусловлено определенной научной концепцией, логикой организации и осуществления учебно-тренировочного процесса.

Методическое направление используется при обучении двигательным действиям, повышении физической и других видов подготовленности дзюдоисток; избранное для работы направление ориентирует тренера-пре-подавателя на использование однородных, типовых заданий, конкретных методов и подходов, позволяющих решить поставленную задачу [4].

В учебно-тренировочной деятельности дзюдоисток 13-14 лет реализуются группы методов: словесные (вербальные), наглядные, идеомоторные, практические.

Словесные методы в тренировке дзюдоисток 13-14 лет применяются с учетом возрастных особенностей. Актуальными становятся объяснение, указание, оценка, разбор, анализ, лекция. Учебно-тренировочная деятельность дзюдоисток независимо от возраста наиболее эффективна при использовании словесных методов в сочетании с наглядными.

Наглядные методы, используемые в дзюдо, многообразны. Наиболее часто применяются показ (тренером-преподавателем или дзюдоистками) и демонстрация аналогов, моделей (видеоматериалы, кинограммы). В основе обучения с помощью показа лежит подражание. Готовность занимающихся дзюдо к сознательному подражанию определяется рядом факторов:

а) способностью анализировать увиденное действие;

б) соответствием психофизиологической зрелости обучаемых сложности упражнения;

в) уровнем знаний, полнотой представлений обучаемых о выполняемом действии;

г) интересом у дзюдоисток к изучаемому действию, своевременным и качественным контролем техники его выполнения со стороны тренера-преподавателя.

Методы идеомоторного упражнения в тренировке дзюдоисток 13-14 лет основаны на использовании внутренней речи, образного мышления и других представлений, сформированных в тесной взаимосвязи для само-воздействия на физическое и психическое состояние. В практике занятий с дзюдоистками наиболее часто применяется:

- идеомоторное упражнение - многократное мысленное воспроизведение технического или тактического действия с концентрацией внимания на его важных моментах;

- эмоциональная самонастройка на предстоящее действие, которая создает необходимый эмоциональный фон для полной мобилизации усилий;

- аутогенная тренировка - система приемов самовнушения, специальных релаксационных методов, применяемых в подготовке дзюдоисток.

Методы практических упражнений разделяются на 3 группы: методы строгорегла-ментированного упражнения, игровой и соревновательный методы [5].

1. Методы строгорегламентированного упражнения имеют характерные особенности, которые заключаются в твердо предписанной программе действий (порядок повторения движений, связь друг с другом), точным нормированием нагрузки и управлением ее динамикой по ходу упражнения, а также нормированием интервалов отдыха и чередованием их с фазами нагрузки; созданием или использованием внешних условий, облегчающих управление движениями дзюдоисток (использование тренажеров, способствующих выполнению тренировочных заданий).

Особенностью методов строгорегламен-тированного упражнения является создание оптимальных условий для освоения новых технических и тактических действий, для формирования умений и навыков, а также создание направленных воздействий на развитие физических качеств и базирующихся на них способностей дзюдоисток различного возраста.

2. Игровой метод характеризуется следующими признаками: ярко выраженным соперничеством и эмоциональностью в игровых действиях; изменчивостью игровых ситуаций и условий выполнения действий. Реализация этого метода предъявляет особые требования к самостоятельности принятия решений дзюдоистками, при этом наблюдается отсутствие жесткой регламентации в характере действий и преодолеваемых нагрузок, от дзюдоистки требуется комплексное проявление простых двигательных навыков и физических качеств.

Достоинство игрового метода заключается в том, что создается возможность для комплексного совершенствования двигательных навыков и развития физических качеств, необходимых в противоборстве. Недостатком является ограниченность форми-

рования сложных двигательных навыков и дозирования нагрузок.

3. Соревновательный метод.

Различие соревновательного и игрового методов заключается в том, что в игровом методе деятельность дзюдоисток всегда имеет сюжетное содержание. В соревновательном методе этот момент отсутствует.

Признаками соревновательного метода являются подчинение всей деятельности дзюдоисток задаче победить в том или ином действии с обусловленными правилами, а также проявить максимум физических и психических сил в борьбе за первенство, высокие спортивные достижения. В соревновательном методе существуют ограниченные возможности в управлении деятельностью дзюдоисток и регулировании нагрузки. Метод наиболее эффективен при совершенствовании техники дзюдо. Реализация его требует от дзюдоисток 13-14 лет достаточно высокого уровня развития физических качеств. В учебно-тренировочном процессе соревновательный метод педагогически оправдывает себя при условии психической устойчивости юных дзюдоисток к победам и неудачам.

Методы практического упражнения имеют следующие разновидности, выделенные в зависимости от решаемых задач.

1. Методы, направленные на освоение техники дзюдо. Они предусматривают изучение техники по элементам (методы рас-члененно-конструктивного упражнения) или в целом виде (методы целостно-конструктивного упражнения).

Методы расчлененно-конструктивного упражнения применяются в дзюдо при изучении сложно-координационных двигательных действий, особенно если упражнение состоит из нескольких элементов органически мало связанных между собой. Расчленение на элементы технического действия не должно принципиально изменять его структуру. Эти методы применяются для изучения занимающимися относительно крупных элементов техники при выполнении приемов дзюдо (выведение из равновесия, подворот); для решения конкретных двигательных задач (быстрее, сильнее, точнее) или изучения характеристик движения (кинематических, ритмических, качественных); а также в процессе освоения ключевых положений тела (наклонный полуприсед, прогиб). Примене-

ние этих методов в учебно-тренировочном процессе дзюдоисток предполагает изучение упражнения по элементам, а затем соединение их в целое.

Методы целостно-контруктивного упражнения направлены на изучение дзюдоистками технических и тактических действий в целостном виде (удержание, бросок); при применении этих методов возможно развертывание обучения от главного элемента техники (например, выведение из равновесия в броске); изучение техники может также проводиться на основе подводящих упражнений.

2. Методы, применяемые в процессе совершенствования технических действий. Они содействуют отлаживанию целостной структуры действий дзюдоисток с улучшением качества выполнения.

Методы сопряженного упражнения характеризуются целостным выполнением технического действия в условиях дополнительных нагрузок, позволяющих стимулировать развитие физических качеств дзюдоисток без изменения (нарушения) структуры движения (т. е. наблюдается сопряженное воздействие).

Методы избирательно-направленного упражнения приоритетно воздействуют на физические качества дзюдоисток посредством специальных упражнений, при этом не только совершенствуют форму движений, но и преимущественно увеличивают функциональные возможности организма дзюдоисток.

3. Методы, направленные на повышение физической подготовленности дзюдоисток. Нормирование и регулирование нагрузки этими методами значительно упрощается, если используется определенный вид физических упражнений (пробежать или проплыть с определенной скоростью, выполнить заданное количество бросков, прыгнуть с определенным результатом). По признаку стандартизации либо варьирования внешних параметров нагрузки методы разделяются на 2 группы: 1) методы стандартно-повторного упражнения; 2) методы переменного упражнения. В этих методах применение нагрузки может быть непрерывным (слитным) - методы непрерывного выполнения упражнения; а может с нагрузкой, разделенной интервалами отдыха - методы интервального упражнения. В практике подготовки дзюдоисток 13-14 лет выделяют следующие основные разновидности.

Повторный метод характеризуется повторным выполнением дзюдоистками заданных действий в ходе отдельного учебнотренировочного занятия без изменения структуры движений и внешних параметров нагрузки. Переменный метод характеризуется направленным изменением воздействующих факторов по ходу упражнения. Его особенностью является непрерывная работа дзюдоисток со сменой параметров движений: темп, ритм и амплитуда. Изменение всех указанных параметров происходит на фоне сохранения двигательного навыка и контроля за качеством работы. Равномерный метод характеризуется длительным, непрерывным выполнением упражнений с умеренной интенсивностью [6].

Интервальный метод характеризуется следующими признаками:

а) строгая дозировка продолжительности упражнения (45 с - 1 мин.) и интенсивности работы на ускорении;

б) точное планирование интервалов отдыха между ускорениями (45 с - 1 мин. 30 с) и между сериями ускорений (4-5 мин.);

в) использование ЧСС (частоту сердечных сокращений) в качестве критерия для оценки оптимальной интенсивности работы и продолжительности интервала отдыха между сериями упражнений.

Круговой метод проведения занятий основан на методах строго регламентированного упражнения. В учебно-тренировочном процессе с дзюдоистками этот метод реализуется по типу круговой тренировки. Занятие идет по условному кругу: устанавливается определенное количество упражнений (станций), которые дзюдоистки должны выполнять в конкретной последовательности, строго соблюдая величину нагрузки и интервалов отдыха. После кратковременного активного отдыха вновь повторяется весь «круг» упражнений. Упражнения располагаются в соответствии с символом круговой тренировки в определенной анатомической последовательности: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для нижних конечностей, упражнения для туловища и шеи. Дзюдоистки выполняют упражнения 8-10 станций. Материалом для круговой тренировки служат технически не сложные движения. Обычно они имеют ациклическую структуру, но им искусственно придается циклический

характер путем серийных повторений. Простота движений позволяет дзюдоисткам повторять их многократно и комплексно. Этот метод реализуется в следующих различных вариантах.

1. По типу непрерывного длительного упражнения (преимущественная направленность - на развитие общей выносливости).

2. По типу интервального упражнения с напряженными интервалами отдыха (основная направленность - на развитие силовой и скоростно-силовой выносливости).

3. По типу интервального упражнения с ординарным интервалом отдыха (эффективно воздействует на развитие силовых и скоростно-силовых способностей) [7].

Применение различных методов в практике дзюдо, их выбор во многом определяется методической грамотностью тренера-преподавателя, решаемыми педагогическими задачами, индивидуальными особенностями дзюдоисток и соблюдением принципов тренировки.

1. Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты. М.,

2005.

2. Дзюдо: программа для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов Национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России / авт.-сост. С.В. Ерегина [и др.]. М., 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дзюдо: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / авт.-сост. С.В. Ерегина [и др.] // Национальный союз дзюдо. М.,

2006.

4. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. М., 2005.

5. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М., 2000.

6. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. М., 1994.

7. Европейская спортивная политика: базовые принципы современного демократического спортивного законодательства в духе Европейской спортивной Хартии / под общ. ред. В.Б. Шестакова, Р.Р. Вайнгертнера. М., 2005.

Поступила в редакцию 8.10.2012 г.

UDC 796.8

ORGANIZATION FEATURES OF SPORT ACTIVITY OF 13-14 YEAR OLD JUDOKAS

Ekaterina Yuryevna MUKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Associate Professor of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: mukinaeu@mail.ru

Ilya Vladimirovich ONIANI, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Postgraduate Student, Adaptive Physical Culture Department, e-mail: oniani.ilya@yandex.ru

The characteristics of the organization of sports activities of, using verbal (verbal), visual, ideomotor, practical methods, are considered. The contents of a training activity of 13-14 year old judokas is shown.

Key words: 13-14 year old judokas; study and training activity; means of training; training methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.