Научная статья на тему 'Особенности развития специальной выносливости дзюдоисток 13-14 лет'

Особенности развития специальной выносливости дзюдоисток 13-14 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
837
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / ДЗЮДО / ДЗЮДОИСТКИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / "КРУГОВАЯ" ТРЕНИРОВКА / SPORTS TRAINING / JUDO / FEMALEJUDOISTS / SPECIAL ENDURANCE / CIRCUIT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимова Л.А., Емтыль Т.Х., Махинова М.В.

Спорт во все времена требовал от занимающихся высоких достижений и максимальных результатов. Степень же совершенства возможностей спортсмена обусловлена методической грамотностью построения процесса спортивной тренировки, особое место в которой занимает физическая подготовка. Современные направления развития и совершенствования физических качеств спортсменов в разных видах спорта и разных квалификаций соответствуют организационным и инновационным аспектам тренировочного процесса. Однако в некоторых видах спорта методики развития физических качеств с учетом половых особенностей занимающихся остаются малоизученными, в частности, в дзюдо. Проводя анализ справочных материалов и имеющихся в научнометодической литературе теоретических сведений о развитии специальной выносливости у дзюдоистов, выясняется, что вопрос специальной подготовки девушек 13-14 лет с учетом возрастных и физиологических особенностей их организма остается открытым. Целью настоящей статьи стало выявление особенностей методики развития специальной выносливости у дзюдоисток 13-14 лет на основе метода «круговой» тренировки. В связи с этим были использованы анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, опрос, тестирование уровня специальной выносливости, педагогический эксперимент, методы математической статистики, а также проанализированы: процесс физической подготовки спортсменов, значение специальной выносливости в техническом и тактическом мастерстве дзюдоистов, средства и методы развития физических качеств в целом, и в частности специальных двигательных способностей в дзюдо. Результаты проведенного исследования выявили наиболее оптимальный метод развития специальной выносливости у девушек 13-14 лет, базирующийся на применении «круговой» тренировки, составлена экспериментальная программа тренировок по развитию специальной выносливости у дзюдоисток данной возрастной категории. В процессе эксперимента изучена динамика развития специальной выносливости у дзюдоисток 13-14 лет под воздействием нововведений в ходе тренировок. Достоверный прирост развития специальной выносливости доказал обоснованность данного метода дзюдоисток 13-14 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якимова Л.А., Емтыль Т.Х., Махинова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENTAL CHARACTERISTICS OF SPECIAL ENDURANCE IN JUDO OF 13-14 YEAR-OLD GIRLS

Sports always required high achievements and maximum results of people who were engaged in it. The level of perfection opportunities of an athlete is caused by his/ hermethodical literacy of construction of sports training process where a special attention must be given to a physical preparation. The modern development and improvement directions of physical qualities of athletes in different sports and different qualifications correspond to organizational and innovative aspects of the training process. However, in some sports,the development methods of physical qualities, considering sex characteristics of those involved, remain poorly understood, in particular in judo.While conducting the analysis of reference sources and theoretical data available in scientific and methodical literature on development of special endurance among judoists, it turns out that the question related to a special preparation of 13-14-year-old girls considering their age and physiological features of the organism remained open.The purpose of this article became the determination of features of the development methodology of special endurance among 13-14-year-oldfemale judoistsbased on the method of «circular» training. In this connection, the analysis of scientific and methodological literature, pedagogical observation, questioning, testing of the level of special endurance, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics have been used, as well asthefollowingaspectshavebeenanalyzed: the process of physical training of athletes, the value of special endurance in technical and tactical mastery of judoists, the means and the methods of development of physical qualities in general, and in particular special motor abilities in judo. The results of the study revealed the most optimal method ofthedevelopmentof special endurance among13-14-year-old girls, based on the implementation of the «circular» training, the experimental training program on the development of special endurance among female judoists of this age category has been designed. During the experiment the development dynamics of special endurance among 13-14-year-old femalejudoistsunder the influence of innovations implemented to the training process hasbeenstudied. Thereliable increase in the developmentof special endurance proved the validity of this method for 13-14-year-old femalejudoists.

Текст научной работы на тему «Особенности развития специальной выносливости дзюдоисток 13-14 лет»

УДК 796.853.23

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЗЮДОИСТОК 13-14 ЛЕТ

Л.А. Якимова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории и методики физической культуры,

Т.Х. Емтыль, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории, истории и методики физической культуры,

М.В. Махинова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории и методики физической культуры,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д.161, e-mail: Lusia.ya@mail.ru.

Спорт во все времена требовал от занимающихся высоких достижений и максимальных результатов. Степень же совершенства возможностей спортсмена обусловлена методической грамотностью построения процесса спортивной тренировки, особое место в которой занимает физическая подготовка.

Современные направления развития и совершенствования физических качеств спортсменов в разных видах спорта и разных квалификаций соответствуют организационным и инновационным аспектам тренировочного процесса. Однако в некоторых видах спорта методики развития физических качеств с учетом половых особенностей занимающихся остаются малоизученными, в частности, в дзюдо. Проводя анализ справочных материалов и имеющихся в научно-методической литературе теоретических сведений о развитии специальной выносливости у дзюдоистов, выясняется, что вопрос специальной подготовки девушек 13-14 лет с учетом возрастных и физиологических особенностей их организма остается открытым.

Целью настоящей статьи стало выявление особенностей методики развития специальной выносливости у дзюдоисток 13-14 лет на основе метода «круговой» тренировки. В связи с этим были использованы анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, опрос, тестирование уровня специальной выносливости, педагогический эксперимент, методы математической статистики, а также проанализированы: процесс

физической подготовки спортсменов, значение специальной выносливости в техническом и тактическом мастерстве дзюдоистов, средства и методы развития физических качеств в целом, и в частности специальных двигательных способностей в дзюдо.

Результаты проведенного исследования выявили наиболее оптимальный метод развития специальной выносливости у девушек 13-14 лет, базирующийся на применении «круговой» тренировки, составлена экспериментальная программа тренировок по развитию специальной выносливости у дзюдоисток данной возрастной категории. В процессе эксперимента изучена динамика развития специальной выносливости у дзюдоисток 13-14 лет под воздействием нововведений в ходе тренировок. Достоверный прирост развития специальной выносливости доказал обоснованность данного метода дзюдоисток 13-14 лет.

Ключевые слова: спортивная тренировка, дзюдо, дзюдоистки, специальная выносливость, «круговая» тренировка.

Для цитирования: Якимова Л.А., Емтыль Т.Х., Махинова М.В. Особенности развития специальной выносливости дзюдоисток 13-14 лет // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2018. - № 3. - С. 38-44.

For citation: Yakimova L., Emtyl T., Makhinova M. Developmental characteristics of special endurance in judo of13-14 year-old girls. Fizicheskaja kul'tura, sport -nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2018, no 2, pp. 38-44 (in Russian).

Введение. В современном мире насчитывается довольно много видов спорта, история которых берет начало еще в древности. Один из них дзюдо. Занятия данным видом спортивных единоборств привлекают людей разного возраста. Совершенствуя свои способности в дзюдо, можно развиваться как физически, так и духовно, учиться познавать себя, преодолевая всевозможные слабости и возрастные «комплексы». Это тяжелый физический труд, успешность которого зависит от способностей занимающихся, от компетентности тренера, от грамотно построенного спортивного процесса. Особым фактором, обуславливающим мастерство технико-тактических действий и результат соревновательной деятельности спортсменов-дзюдоистов, является физическая подготовка, без которой спортсмену не достичь высоких спортивных результатов. Согласно Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «дзюдо» и другим нормативным документам высокий уровень спортивного успеха обеспечивается развитием специальной выносливости [1, с. 8, 10; 13, с. 45]. Для предопределения роста технического мастерства необходимо учитывать множество факторов, в том числе возрастные и физиологические особенности организма спортсмена [10, с. 311], [14, с. 46]. Анализ теории спорта свидетельствует, что развитие специальной выносливости в спортивных единоборствах изучали Акопян А.О. (2003), Свищев И.Д., Жердев В.Э., Кабанов Л.Ф. (2003), Шулика А.Ю., Коблев А.К., Невзоров Ю.М., Схаляхо Ю.М. (2006), Ерегина С.В. (2007), Шестаков В.Б. (2008) и другие. Эти работы в большинстве своем имеют общий методологический подход к физической подготовке как юношей, так и девушек. Методы развития специальной выносливости в дзюдо у девушек 13-14 лет мало изучены, имеющиеся знания об эффективности стандартных методов в тренировке девушек 13-14 лет являются уже устаревшими. В связи с этим возникает необходимость поиска новых методических подходов к развитию специальной выносливости в дзюдо применительно к подготовке девушек 1314 лет. Объектом исследования был выбран тренировочный процесс в дзюдо. Предметом изучения стала методика развития специальной выносливости в дзюдо у девушек 13-14 лет на основе метода «круговой» тренировки.

Цель исследовательской работы - выявить особенности методики развития специальной выносливости в дзюдо у девушек 13-14 лет на основе «круговой» тренировки.

Задачи исследования:

1. Анализ методик развития специальной выносливости в дзюдо девушек 13-14 лет.

2. Совершенствование методики развития специальной выносливости в дзюдо с учетом морфофункци-ональных особенностей девушек 13-14 лет.

3. Определение эффективность методики развития специальной выносливости у девушек 13-14 лет, занимающихся дзюдо.

Методы и организация исследования. Для

оценки эффективности результата в исследовании были применены следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, опрос, тестирование уровня специальной выносливости, педагогический эксперимент, математическая статистика. В исследовании, которое проводилось на базе МБУ МОГК «СШОР №5 по борьбе» им. З. Чепеги г. Краснодара с 12 января по 17 мая 2018 года приняли участие 18 тренеров по виду спорта дзюдо и 22 девушки-дзюдоистки 13-14 лет.

Обсуждение результатов. Следуя цели, нами были изучены различные методики развития специальной выносливости в дзюдо. По положениям теоретических сведений разных авторов в дзюдо применяют довольно стандартные в физическом воспитании и в спорте способы развития специальной выносливости [2, с. 10; 3, с. 4; 6, с. 37; 7, с. 64], [8, с. 11]. Они основаны на применении повторного, переменного, равномерно непрерывного, соревновательного, игрового, «кругового» методов. Однако эти способы довольно стандартны для всех возрастов, независимо от пола.

С целью отбора наиболее ценных с точки зрения возрастных параметров методов, приемов и средств развития специальной выносливости у девушек 13-14 лет были опрошены тренеры-преподаватели спортивной школы, имеющие опыт работы с дзюдоистками 1314 лет. Результаты опроса показали следующее. Важность развития специальной выносливости в 13-14 лет у девушек, занимающихся дзюдо, признают все тренеры (100% опрошенных), считая этот возраст сенситивным для ее развития. Они также полагают, что формирование устойчивости в соревновательном поединке при эмоциональном и физическом утомлении обеспечивается именно этим качеством. При выборе же средств, методов и методических приемов, развивающих выносливость у девушек 13-14 лет, мнения тренеров разделились (рисунок 1). Большинство участвующих в опросе специалистов, опираясь на свой практической опыт работы, признали целесообразным путем развития специальной выносливости в 13-14 лет метод «круговой» тренировки (47,6% мнений от общего числа опрошенных, объясняя оптимальность этого способа наличием строго регламентированного количества упражнений в четкой последовательности с соблюдением величины физической нагрузки и интервалов отдыха, развивающих специальную выносливость у дзюдоистов. Ряд тренеров (21%) склонен к применению в тренировочном процессе с подростками метода повторного упражнения с полным интервалом отдыха [10, с. 376]. Такое планирование нагрузки, отмечают они, позволяет максимально долго и эффективно совершать работу в условиях повышенной кислородной потребности. Другие тренеры не признают этот подход для развития специальной выносливости у дзюдоистов из-за узкой направленности и быстрого исполь-зованиия энергетических ресурсов организма спортсменов. Способы развития специальной выносливости на основе равномерно непрерывного и перемен-

Ме год "кругаиои феилроикн": \

Игровой метод; 5.2%

Сорешсж 1 еттьный метод: 5,2° <н

Метод по&горыого упражнении 1Я; 21%

Метод переменного упражнения: 10,5%

Метод равномерно

непрерывного упражнения; 10,:1%

Рисунок 1. Результаты опроса тренеров по дзюдо

ного методов применяются далеко не всеми тренерами (10,5% респондентов соответственно). Применение упражнений на основе соревновательного и игрового методов встречается в практике тренеров еще реже (5,2% опрошенных). Низкую их значимость тренеры объясняют неадекватностью по отношению к данному возрасту и физиологическим особенностям девушек, а именно - монотонностью двигательной деятельности, ограниченностью формирования сложных двигательных навыков, слабыми возможностями в управлении деятельностью дзюдоисток, большой нагрузкой на сердечно-сосудистую систему.

Подтверждение на практике эффективности метода «круговой» тренировки в развитии специальной выносливости у девушек 13-14 лет в дзюдо происходило следующим образом. Проанализировав специальную литературу по теории спорта, примерные программы по дзюдо для учреждений дополнительного образования, методический и справочный материал, мы предложили опытный комплекс упражнений, построенный по правилам «круговой» тренировки и состоящий из двух частей:

1. Первые десять упражнений имели общеподготовительную направленность, выполнялись во второй половине основной части занятия три раза в неделю. В цикл упражнений, который повторялся 3 раза с 15-се-кундным интервалом отдыха между «станциями» круга и 5 минутами отдыха, входили: сгибание-разгибание рук в упоре лежа (45 секунд); сгибание-разгибание туловища из положения лежа на спине с отягощением 1520 % от собственного веса (45 секунд); прыжки на возвышенность (30 см) (45 секунд); сгибание-разгибание туловища из положения лежа на животе с отягощением

15-20 % от собственного веса со средней интенсивностью (45 секунд); бег по татами (45 секунд); поднимание гантелей прямыми руками вверх с отягощением 15-20 % от собственного веса (45 секунд); приседание с гантелями с отягощением 15-20 % от собственного веса (45 секунд); поднимание ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке (45 секунд); лазание по канату (5 м

2 раза); забегание на «мосту» (по 5 раз влево-вправо).

2. Вторая часть упражнений была специально подготовительной направленности и выполнялась один раз в заключение недельного микроцикла с дозировкой -

3 круга с интервалом отдыха в 5 минут и отсутствием отдыха между «станциями». Здесь были запланированы: прыжки со скакалкой (3 минуты); перенос партнера собственного веса (3 раза по 1,5 минуты); борьба в партере (30 секунд в атаке, 30 секунд в защите, 3 подхода); борьба в стойке по заданию (30 секунд, 3 подхода); борьба в партере по заданию (30 секунд, 3 подхода); борьба в стойке на захват (30 секунд, 3 подхода); борьба в стойке (30 секунд, 3 подхода); броски через спину (30 секунд, 3 подхода каждый партнер); упражнения самостраховки (30 секунд, 3 подхода); прыжки на скакалке (3 минуты).

Синтезированный опытным путем комплекс упражнений дзюдоистки выполняли в течение трех месяцев, осуществляя при этом планомерное развитие специальной выносливости. Наряду с этим содержание планов занятий по общей физической, технической, тактической, морально-волевой, теоретической подготовкам не нарушалось.

Уровень развития и изменения специальной выносливости у девушек-дзюдоисток 13-14 лет измерялся перед началом проведения экспериментальных занятий,

Таблица 1

Результаты контроля за развитиемспециальной выносливости девушек 13-14 лет

Упражнения Вр ограммно-нормативные требования для дзюдои-стов 13-14лет Результаты тестирования специальной выно сливости Достоверность изменения показателей между первым и носледним измерением ^-критерий Стьюдента)

в начале исследования (Х±о) в середине исследования (X ±а) в конце исследования (X ±а)

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа за 20 с (кол-во раз) 30 20,5±0,5 25,4± 1,4 26,4±0,3 1=19,32; р<0,05

Прыжки на скакалке за 1 мин (коь-во раз) 55 41,4±1,4 45,9±1,2 52,1±1,5 1=18,86; р<0,05

10 бросков манекена через бедро (с) 30 26,4-:-1,1 27,3±1,4 29,831,1 1=11,23; р<0,05

120 100 во 60 40 20 о

9-1.7

НЙЯ*

а шшшгс-ди 1П г(>лш I с ])УК В прыжки на скажадю упирс лсяш за 20 сек

88*

Ю б<р ледов манекена

к намзда 11И;№Динзгаи ■Ш ОКИГШШ Исслшпшш

й ссреляис нссЛсйощия I ЮТ^ТНЫе *1ребОЙ4ЯПЯ

Рисунок 2. Изменение показателей специальной выносливости девушек 13-14 лет, занимающихся дзюдо в период исследования (%)

второй раз - через 1,5 месяца тренеровочныхзанятий, третий раз - в конце исследования с помощью тестов, имеющихся в программно-нормативных требованиях по дзюдо: сгибание-разгибание рук в упоре лежа за 20 с; прыжки на скакалке за 1 мин; 10 бросков манекена через бедро (таблица 1) [2, с. 10; 3, с. 4; 8, с. 40; 13, с. 45].

Результаты первого тестирования свидетельствуют о несоответствии уровня специальной выносливости девушек дзюдоисток 13-14 лет нормативным требованиям программ спортивной подготовки по виду спорта дзюдо (таблица 1). Силовая и скоростно-силовая виды выносливости находятся на уровне ниже среднего. К программно-нормативным требованиям дзюдоистов возраста 13-14 лет приближен лишь уровень координационной выносливости, но и он в целом не соответствует им.

Проведенное тестирование специальной выносливости у девушек 13-14 лет в течение мезоцикла и после

исследования показало, что уровень специальной выносливости у испытуемых повысился. Значимость различий между первым измерением и кон трольным срезом статистически достоверна (соответственно, первый тест - 1=19,32, при р<0,05; второй тест - 1=18,86, при р<0,05; третий тест - 1=11,23, при р<0,05) [5, с. 55; 9, с.55]. Достоверность различий проверялась на основе расчета парного 1-критерия Стьюдента для зависимых совокупностей. Динамику развития специальной выносливости у девушек-дзюдоисток 13-14 лет можно проследить на рисунке 2.

В выше обозначенной положительной динамике развития специальной выносливости у дзюдоисток 13-14 лет мы наблюдаем прирост всех видов специальной выносливости: силовой - на 33,7%, скоростной - на 19,4%, координационной - на 11,3%. В целом все показатели приблизились к зачетным требованиям программы по дзюдо.

Заключение. Проведенное исследование и полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в дзюдо для целенаправленного и планомерного развития специальной выносливости у девушек 13-14 лет эффективным методом является «круговая» тренировка. Этот способ развития специальной выносливости в тренировочном процессе девушек 13-14 лет, занимающихся дзюдо, позволяет точно дозировать величину мышечных усилий и интервалы отдыха, формируя при этом механизмы адаптации организма девушек к напряженным физическим нагрузкам. Метод «круговой» тренировки также более эффективно способствует повышению уровня специальной выносливости у дзюдо-исток 13-14 лет.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Приказ Министерства спорта РФ от 21 августа 2017 г. № 767 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «дзюдо»». -Москва: Издательство стандартов, 2017. - 17 с.

2. Акопян А.О. Дзюдо: примерная программа для системы дополнительного образования детей, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.О. Акопян, В.В. Кашавцев, Т.П. Клименко. - М.: Советский спорт, 2003. - 96 с.

3. Дзюдо: программа для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов Национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России / Авт. - сост. С.В. Ерегина и др. - М.: Советский спорт, 2005. - 268 с.

4. Ерегина С.В. Комплексная оценка физической подготовленности дзюдоистов // Детский тренер. - 2007. -№ 2. - С. 32-41.

5. Капилевич Л.В. Научные исследования в физической культуре: учебное пособие / Л.В. Капилевич. - Томск: Томск, 2012. - 144 с.

6. Попов В.С. Теоретико-практические основы развития физических качеств: Учебное пособие к практическим занятиям по дисциплине «Физическая куль-

тура» / В.С. Попов. - Шахтинский ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2009. - 82 с.

7. Самбо: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. / С.Е. Табаков, С.В. Елисеев, А.В. Конаков.

- М.: Советский спорт, 2005. - 240 с.

8. Свищев И.Д. Дзюдо. Программа для учреждений дополнительного образования / И.Д. Свищев, В.Э. Жер-дев, Л.Ф. Кабанов. - М.: Советский спорт, 2003. - 111 с.

9. Трифонова Н.Н. Спортивная метрология: учеб. пособие / Н.Н. Трифонова, И.В. Еркомайшвили. - М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т.

- Екатеринбург : изд-во урал. ун-та, 2016. - 112 с.

10. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 12-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 480 с.

11. Шестаков В.Б. Теория и методика детско-юношеского дзюдо: учебно-методическое пособие / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. -187 с.

12. Шулика А.Ю. Дзюдо. Система и борьба: учебник для вузов, СДЮШОР, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва / Ю.А. Шулика, Я.К. Ко-блев, В.М. Невзоров, Ю.М. Схаляхо. - Ростов на Дону: Феникс, 2006. - 798 с.

13. Исаев В.Н. Дополнительная предпрофессиональ-ная программа по виду спорта дзюдо / В.Н. Исаев.

- МБУ ДО ДЮСШ ст. Терновской, 2015. - 60 с. То же [Электронный ресурс]. - URL: http://sportternovskaya. edusite.ru/sveden/files/fbcb6a3c-caed-47c9-8686-863817bf9d7b.pdf (20.04.2018)

14. Чинкин А.С. Физиология спорта: учебное пособие / А.С. Чинкин, А.С. Назаренко. - Москва: Спорт, 2016. - 120 с. - То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430410 (24.04.2018).

DEVELOPMENTAL CHARACTERISTICS OF SPECIAL ENDURANCE IN JUDO OF 13-14 YEAR-OLD GIRLS

L. Yakimova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory, History and Methodology of Physical Education Department,

T. Emtyl, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory, History and Methodology of Physical Education Department,

M. Makhinova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory, History and Methodology of Physical Education Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,

e-mail: Lusia.ya@mail.ru.

Sports always required high achievements and maximum results of people who were engaged in it. The level of perfection opportunities of an athlete is caused by his/ hermethodical literacy of construction of sports training process where a special attention must be given to a physical preparation. The modern development and improvement directions of physical qualities of athletes in different sports and different qualifications correspond to organizational and innovative aspects of the training process. However, in some sports,the development methods of physical qualities, considering sex characteristics of those involved, remain poorly understood, in particular in judo.While conducting the analysis of reference sources and theoretical data available in scientific and methodical literature on development of special endurance among judoists, it turns out that the question related to a special preparation of 13-14-year-old girls considering their age and physiological features of the organism remained open.The purpose of this article became the determination of features of the development methodology of special endurance among 13-14-year-oldfemale judoistsbased on the method of «circular» training.

In this connection, the analysis of scientific and methodological literature, pedagogical observation, questioning, testing of the level of special endurance, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics have been used, as well asthefollowingaspectshavebeenanalyzed: the process of physical training of athletes, the value of special endurance in technical and tactical mastery of judoists, the means and the methods of development of physical qualities in general, and in particular special motor abilities in judo.

The results of the study revealed the most optimal method ofthedevelopmentof special endurance among13-14-year-old girls, based on the implementation of the «circular» training, the experimental training program on the development of special endurance among female judoists of this age category has been designed.

During the experiment the development dynamics of special endurance among 13-14-year-old femalejudoist-sunder the influence of innovations implemented to the training process hasbeenstudied. Thereliable increase in

the developmentof special endurance proved the validity of this method for 13-14-year-old femalejudoists.

Keywords: sports training, judo, femalejudoists, special endurance, circuit training.

References:

1. Order of the Ministry of sports of the Russian Federation of August 21, 2017 № 767 "on approval of the Federal standard of sports training in the sport "judo" Izdatel'stvo standartov [Izdatel'- standartov], 2017, 17 p. (in Russian).

2. Akopyan A.O., Kashavcev V.V., Klimenko T.P. Dzyudo: primernaya programma dlya sistemy dopolnitel'nogo ob-razovaniya detej, detsko-yunosheskih sportivnyh shkol, specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol olimpijskogo rezerva [Judo: an exemplary program for the system of additional education of children, children and youth sports schools, specialized children and youth schools of the Olympic reserve]. Moscow, Sovetskij sport, 2003, 96 p. (in Russian)

3. Judo: program for institutions of additional education and sports clubs of the National judo Union and the Russian judo Federation. Sovetskij sport [Sovetskij sport], 2005, 268 p. (in Russian)

4. Eregina S.V Complex assessment of physical fitness of judoists. Detskij trener [Children's trainer], 2007, no 2, pp. 32-41 (in Russian).

5. Kapilevich L.V. Nauchnye issledovaniya v fizicheskoj kul'ture [Scientific research in physical culture]. Tomsk, 2012, 144 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Popov V.S. Teoretiko-prakticheskie osnovy razvitiya fizicheskih kachestv. Uchebnoe posobie k prakticheskim zanyatiyam po discipline «Fizicheskaya kul'tura» [Theoretical and practical bases of development of physical qualities. Textbook for practical classes in the discipline "Physical culture"]. Novocherkassk, SRSTU, 2009. 82 p. (in Russian).

7. Tabakov S.E., Eliseev S.V., Konakov A.V. Primernaya programma sportivnoj podgotovki dlya detsko-yunosheskih sportivnyh shkol, specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol olimpijskogo rezerva [An exemplary program of sports training for children and youth sports schools, specialized children and youth schools of the Olympic reserve]. Moscow, Sovetskij sport, 2005, 240 p. (in Russian).

8. Svishchev I.D., Zherdev V.E., Kabanov L.F. Dzyudo. Programma dlya uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovaniya

[Program for institutions of additional education]. Moscow, Sovetskij sport, 2003, 111 p. (in Russian).

9. Trifonova N.N., Erkomajshvili I.V. Sportivnaya metrologi-ya [Sports Metrology]. Ekaterinburg, izd-vo ural. un-ta, publishing house Ural. UN-TA, 2016, 112 p. (in Russian).

10. Holodov Zh.K., Kuznetsov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methods of physical education and sports]. Moscow, Izdatel'skij centr «Akademiya», 2014, 480 p. (in Russian).

11. Shestakov V. B., Eregina S. V. Teoriya i metodika detsko-yunosheskogo dzyudo: uchebno-metodicheskoe posobie [Theory and methods of children's and youth judo: educational and methodical manual]. Moscow, OLMA Media Group, 2008, 187 p. (in Russian).

12. Shulika A. Yu., Koblev Ya.K., Nevzorov V.M., Skhalyaho Yu.M. Dzyudo. Sistema i bor'ba [Judo. System and the struggle]. Rostov-on-don, Phoenix, 2006, 798 p. (in Russian).

13. Isaev V.N. Additional pre-professional program for the sport of judo. MBU DO DYuSSh st. Ternovskoj [MBU to DYUSSH St. Ternovskaya], 2015, Available at: http:// sportternovskaya.edusite.ru/sveden/files/fbcb6a3c-caed-47c9-8686-863817bf9d7b. pdf (20 April 2018) (in Russian)

14. Chinkin A.S., Nazarenko A.S. Sports Physiology. Povol-zhskaya gosudarstvennaya akademiya fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma [Volga region state Academy of physical culture, sports and tourism], 2016, Available at: http:// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=430410 (20 April 2018) (in Russian)

Поступила / Received 15.06.2018 Принята в печать / Accepted 13.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.