Научная статья на тему 'Стили педагогической деятельности тренеров как факторы ее результативности'

Стили педагогической деятельности тренеров как факторы ее результативности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТЫ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / СТИЛИ РАЗНООБРАЗИЯ / НОВИЗНЫ / САМООРГАНИЗАЦИИ / EFFECTIVENESS OF AN ACTIVITY / DISCIPLINARY / EDUCATIONAL / HEALTH-IMPROVEMENT AND COMPETITIVE EFFECTS / WORK SATISFACTION / STYLES OF VARIATION / NOVELTY / AND SELF-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев Алексей Николаевич

Показаны результаты экспериментального исследования трех направлений, у тренеров определялись: стили их деятельности и внутренние взаимосвязи этих стилей; результаты тренерской деятельности и их внутренние взаимосвязи; выявлялся характер влияния стилей тренерской деятельности на показатели ее результативности. Выявлены ведущие стили деятельности вариативный и подготовительный, два типа деятельности тренеров воспитательно-оздоровительный и образовательно-соревновательный. Показано, что различные компоненты деятельности тренеров обусловлены различными стилями. Удовлетворенность деятельностью и профессией у тренеров также находятся в зависимости от стилей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаев Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coaches’ teaching styles as Factors of its Effectiveness

The article presents the results of three lines of an experimental study. This study aimed to establish: coaches’ working styles and interrelationships between these styles; results of coaches’ works and interrelationships between these results; and the effect coaching styles had on the parameters of their effectiveness. Several styles of coaches’ work were identified: variative and preparative. The study also identified two types of coaching work: one focused on disciplining and health-improvement, the other focused on instruction and competitions. The study demonstrates that various components of coaching activities result from different styles. Coaches’ satisfaction with their work and their occupation also depends on the styles of activities they employ.

Текст научной работы на тему «Стили педагогической деятельности тренеров как факторы ее результативности»

УДК 159.9.07:316.6

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРОВ КАК ФАКТОРЫ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

А. Н. Николаев

Николаев Алексей Николаевич - доктор психологических наук, профессор, кафедра прикладной медицины, клинической психологии и дефектологии, Псковский государственный университет, Россия

E-mail: nialo@mail.ru

Показаны результаты экспериментального исследования трех направлений, у тренеров определялись: стили их деятельности и внутренние взаимосвязи этих стилей; результаты тренерской деятельности и их внутренние взаимосвязи; выявлялся характер влияния стилей тренерской деятельности на показатели ее результативности. Выявлены ведущие стили деятельности - вариативный и подготовительный, два типа деятельности тренеров - воспитательно-оздоровительный и образовательно-соревновательный. Показано, что различные компоненты деятельности тренеров обусловлены различными стилями. Удовлетворенность деятельностью и профессией у тренеров также находятся в зависимости от стилей деятельности.

Ключевые слова: успешность деятельности, воспитательный, образовательный, оздоровительный и соревновательный эффекты, удовлетворенность деятельностью, стили разнообразия, новизны, самоорганизации.

DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-168-172

К постановке проблемы

Анализ литературы показал, что в качестве психологических средств профессиональной педагогической деятельности тренеров как одного из элементов ее психологической структуры выступают не только психологические свойства личности и показатели их мастерства, но и стили этой деятельности [1]. В данном исследовании предстояло найти ответ на единственный вопрос: как стили педагогической, в частности, тренерской деятельности влияют на ее результаты? Поиск ответа сделал необходимыми исследования стилей деятельности тренеров и характера их внутренних взаимосвязей; определение результатов этой деятельности и их внутренних взаимосвязей; установление характера влияния стилей тренерской деятельности на результаты.

Некоторые из перечисленных задач решались совместно с учениками автора. Экспериментальное изучение характера влияния стилей тренерской деятельности на ее результаты выполнялось совместно с А. Е. Певзнером [2], Л. Я. Кваснюком [3] и Д. А. Момотом [4], а на удовлетворенность профессиональной деятельностью - с Г. В. Лозовой [5]. Изучались три группы стилей деятельности: разнообразия - стереотипный (нормативный) и вариативный, новизны

- репродуктивный и творческии, а также самоорганизации - подготовительный, ситуативный и постситуативный.

Выборка, методы и методики исследования

В качестве испытуемых выступили 52 тренера ДЮСШ Санкт-Петербурга, представляющих собой репрезентативную выборку, в том числе, по видам спорта - циклическим, игровым, единоборствам и художественным. В исследовании также приняли участие 54 руководителя спортивных школ и 726 спортсменов или их родителей. Как стратегический, использовался метод констатирующего эксперимента и инструментальные методы наблюдения, опроса и эксперимента.

Стили разнообразия деятельности изучались с помощью двух методик А. Е. Певзнера [2]: первая позволяет измерять выраженность вариативности организации и методов проведения занятий, вторая - вариативность поведения учебно-тренировочных занятий.

Репродуктивно-творческий стиль изучался при помощи батареи авторских методик [1, 6]: 1) контент-анализа планов подготовительного этапа подготовки спортсменов, где критерием оценки творчества явилась частота повторяемости единиц анализа; 2) стандартизированного наблюдения, подобно анализу планов; 3) закрытого анкетного опроса тренеров (о «происхождении» зафиксированных в протоколах наблюдения единиц); 4) анкетного опроса тренеров, где тренеры отмечали использование тех или иных приемов в их деятельности; 5) естественного эксперимента, в котором перед испытуемым неожиданно на занятии ставилась задача придумать подводящие упражнения для обучения спортивной технике одного нового приема; 6) закрытый анкетный опрос занимающихся в старших группах по оценке творчества. В корреляционном анализе использовался только обобщенный показатель проявления творческого стиля деятельности (по сумме рангов).

Подготовительный (надситуативный, ориентировочный), ситуативный (компенсаторный) и постситуативный стили организации деятельности изучались с помощью анкеты, разработанной А. Е. Певзнером [2], постситуативный стиль определялся с помощью авторского опросника [1], апробированного Д. А. Момотом [4].

Результаты тренерской деятельности определялись по успешности и удовлетворенности

© Николаев А. Н, 2017

ею, для определения успешности деятельности тренеров использовалась авторская методика [1]: суть ее сводится к самооценке и экспертной оценке позитивных изменений, которые произошли со спортсменами за подготовительный и соревновательный периоды в процессе учебно-тренировочной деятельности.

Удовлетворенность деятельностью и профессией тренеров изучалась с помощью методики Г. В. Лозовой [5], которая состоит в оценке тренером объективных условий его профессиональной деятельности. Изучались 11 показателей удовлетворенности деятельностью и ее обобщенный показатель, 11 показателей удовлетворенности профессией и обобщенный показатель и общий показатель удовлетворенности профессиональной деятельностью.

Результаты эмпирического изучения и их обсуждение

Стили деятельности. Показатели частных проявлений вариативности незначительно отличаются друг от друга: вариативность поведения - 45,1 балла (8 = 2,34; V = 35,9 %); вариативность тренировок - 47,2 балла (8 = 2,13; V = 31,3%); вариативность методов - 45,9 балла (8 = 3,75; V = 56,6%); общая вариативность - 46,1 балла (8 = 2,74; v = 41,2%). Высокие значения коэффициентов вариации, особенно при использовании новых методов на занятиях, говорят о том, что выраженность вариативности в профессиональной деятельности у различных тренеров разнообразна.

Само проведение занятия требует определенного эмоционального напряжения, это не может не сказаться на изменении характеристик деятельности, в частности, такой закономерности, как минимизация. Тренер переходит к более привычным, а поэтому и стереотипным действиям, но замысел урока, отраженный в его конспекте, он старается реализовать. Составлялся же конспект урока при отсутствии эмоционального напряжения, поэтому вариативность деятельности в нем может быть представлена в большей степени.

Показатели вариативности между собой тесно взаимосвязаны (р = 0,38 прир < 0,01). Это значит, что если тренер не склонен к стереотипному поведению, то он при подготовке к занятию привлекает больший арсенал методов и реализует его в большей мере. Если вариативность деятельности относительно равномерна, а отдельные ее показатели связаны между собой, то есть все основания утверждать, что она является общей, а не парциальной.

Вариативность профессиональной деятельности не говорит об уровне проявляемого в ней творчества, поскольку такая деятельность может быть обусловлена не проявлением творчества, а использованием уже готовых, стереотипных методов и средств, но в большем количестве, т. е. тре-

нер, используя большое число средств, ставших для него шаблонными, проявляет вариативный стиль деятельности.

Показатели вариативного и творческого стилей деятельности, как и следовало ожидать, между собой корреляционно взаимосвязаны, но эта взаимосвязь едва достигает 95% (р = 0,28; п = 52; р < 0,05). Формально такой уровень взаимосвязи недостаточен для односторонних показателей. Невысокий коэффициент корреляции указывает на то, о чем говорилось выше. Вариативный стиль обусловлен не только творчеством, но и наличием сформированного ранее и используемого в деятельности большого арсенала готовых средств. В этих условиях рассмотрение творчества в деятельности тренеров в теории и в практической деятельности менее важно, чем вариативности.

Были получены следующие средние значения стилей самоорганизации в деятельности тренеров: подготовительный стиль - 28,9 баллов ^ = 27,7%), ситуативный - 22,5 ^ = 38,4 %), постситуативный - 24,6 ^ = 32,4 %). Показатели этих стилей достаточно однородны. Тренеры используют все три стиля. Однако показатель подготовительного стиля при р < 0,05 достоверно отличается от показателя ситуативного стиля, т. е. у тренеров более выражен подготовительный стиль деятельности, затем - постситуативный и потом - ситуативный. Тренеры предпочитают адаптироваться к содержанию и условиям проведения учебно-тренировочных занятий, тщательно готовясь к ним и анализируя каждое из проведенных занятий. Неслучайно наименьший коэффициент вариации у показателя подготовительного стиля профессиональной деятельности, т. е. большинство тренеров стремятся приспособиться к условиям тренерской деятельности посредством тщательной подготовки к каждому занятию.

Были получены три корреляционные взаимосвязи, две из которых достигают 99% уровня значимости: подготовительный - ситуативный (р = 0,29; р < 0,05); подготовительный - постситуативный (р = 0,41; р < 0,01); ситуативный - постситуативный (р = 0,40; р < 0,01).

Взаимосвязь подготовительного стиля с ситуативным (при 95% достоверности) позволяет сделать очень важный вывод: тщательность подготовки к каждому занятию не только не мешает использованию ситуативного стиля, но и способствует этому. Чем тщательнее тренер анализирует прошедшие занятия, тем успешнее он планирует и проводит последующие.

Вариативность тренерской деятельности с показателями стилей самоорганизации деятельности взаимосвязана следующим образом (таблица).

Какие из показателей можно считать зависимыми, а какие - независимыми, т. е. что на что оказывает влияние? Однозначного ответа нет. Однако характер взаимосвязей позволяет обосновать некоторые выводы. Подготовительный стиль деятельности оказывает достаточно влияние на

Взаимосвязи стилей разнообразия и самоорганизации деятельности и их достоверность (п = 52)

Стили деятельности Вариативность, %

методов занятий поведения

Подготовительный 0,39-99 0,29-95 -

Ситуационный - - 0,37-99

Постситуативный 0,31-95 - -

число используемых в занятиях методов (трудно предположить обратное влияние) и на уровень вариативности в проведении самих занятий. Если бы имело место обратное влияние, то можно было бы утверждать: вариативность занятий заставляет тренеров тщательнее подготавливаться к каждому из них, что абсурдно. Такой же характер влияния, только проявляемый в меньшей степени, обнаружен и в показателях постситуативного стиля деятельности и вариативности методов, используемых на занятии.

Что касается взаимосвязи ситуационного стиля деятельности и вариативности поведения, то здесь вполне возможно обратное влияние. Тренер, использующий вариативное поведение во взаимодействии со спортсменами, более пластичен, что находит свое выражение в ситуационном стиле деятельности: слабо подготовившись к занятию, он не растеряется в трудной ситуации и найдет из нее выход.

Результаты деятельности. Были получены следующие корреляционные взаимосвязи между показателями успешности профессиональной деятельности тренеров ^ = 50): успешность воспитательной деятельности - оздоровительной (р = 0,38; р < 0,01); успешность воспитательной деятельности - подготовки спортсменов к соревнованиям (р = 0,28; р < 0,05); успешность оздоровительной деятельности - подготовки спортсменов к соревнованиям (р = 0,27;р < 0,05); успешность образовательной деятельности - подготовки спортсменов к соревнованиям (р = 0,30; р < 0,05). Полученные взаимосвязи прир < 0,05 являются существенными лишь формально, поскольку они односторонние.

Деятельность тренеров по образованию спортсменов соподчинена деятельности по их подготовке к соревнованиям, первой можно пренебречь. В этих условиях можно говорить, что успешность тренерской деятельности носит либо воспитательно-оздоровительной характер, либо соревновательный (по подготовке к ним). Часть тренеров добивается высоких результатов в процессе совершенствования организма и личности учеников и неуспешны в подготовке спортсменов к соревнованиям, другая их часть, успешно выполняя эту работу, менее успешна в воспитательной и оздоровительной работе.

Тренеры ДЮСШ больше всего удовлетворены: содержанием педагогической деятельности

(4,53 балла; v = 15,3%); отношениями с учениками (4,18 балла; v = 18,5%); процессом ее осуществления (4,11 балла; v = 20,2%). Меньше всего они удовлетворены: материальной базой (2,44 балла; v = 55,8%); санитарно-гигиеническими условиями (2,73 балла; v = 50,5%); организацией деятельности (2,77 балла; V = 45,3%).

Заметна интересная особенность: чем ниже выраженность того или иного показателя, тем выше его вариативность. Тренеры наиболее удовлетворены теми возможностями, которые предоставляют многие из педагогических профессий: возможностью проявления творчества (4,37 балла; v = 20,4%); самосовершенствования (4,24 балла; v = 16,2%); широкого общения (4,22 балла; v = 20,2%); Они совершенно не удовлетворены: материальными доходами (1,88 балла; v = 62,3%) и профессиональными льготами (1,94 балла; v = 57,9%). Как и в случае удовлетворенности деятельностью, чем ниже выраженность показателя удовлетворенности профессией, тем выше коэффициент его вариации.

Корреляционная структура показателей удовлетворенности является довольно интегрированной, об этом свидетельствует как количество, так и теснота полученных взаимосвязей.

Удовлетворенность профессиональной деятельностью у тренеров ДЮСШ, по меткому замечанию Г. В. Лозовой [5], носит защитно-оптимистический характер, поскольку с интегральными показателями удовлетворенности деятельностью и профессией наиболее тесно (р = 0,52;р < 0,001) связаны показатели, выраженность которых является довольно низкой, например, удовлетворенность материальной базой, материальными доходами и льготами.

Воспитательная успешность связана с удовлетворенностью (данные получены совместно с Г. В. Лозовой; приводятся связи 99% достоверности): возможностями творчества (р = 0,36; р < 0,01); образовательная успешность связана с удовлетворенностью возможностями широкого общения (р = 0,40; р < 0,01). Оздоровительная успешность связана с удовлетворенностью санитарно-гигиеническими условиями (р = 0,36; р < 0,01). Успешность в соревновательной деятельности связана со следующими показателями удовлетворенности: санитарно-гигиеническими условиями (р = 0,42;р < 0,01); профессиональными льготами (р = 0,40;р < 0,01). С интегральным

показателем удовлетворенности профессиональной деятельностью прир < 0,01 показатели успешности не связаны.

Стили и результаты деятельности. Изучаемые здесь стили выполнения тренерами профессиональной деятельности при наличии связей с показателями ее результатов можно отнести к числу непосредственных спортивно важных качеств (СВК). При их выявлении возникает проблема математического характера: не выяснено, какие из стилей можно со стопроцентной уверенностью считать независимыми. Вероятнее всего, что они формируются одновременно.

Выявлено некоторое число стилей деятельности, связанных с показателями успешности: воспитательная успешность - ситуационный стиль деятельности (р = 0,30; р < 0,05); успешность образовательной деятельности - подготовительный стиль деятельности (р = 0,33; р < 0,05); успешность деятельности по оздоровлению детей - вариативный (р = 0,45;р < 0,01), подготовительный и ситуативный стили деятельности (р = 0,29; р < 0,05); успешность деятельности по подготовке занимающихся к соревнованиям - подготовительный стиль деятельности.

С показателем успешности подготовки спортсменов к соревнованиям связан и показатель вариативного стиля деятельности, но нелинейно: m = -0,31/0,39 (то естьр < 0,05 и 0,01 соответственно). Это значит, что тренеры, у которых занимающиеся достигают наибольших спортивных успехов, отличаются либо высоким уровнем вариативности деятельности, либо низким (предпочтительнее - высоким, поскольку второй коэффициент значительно выше первого). Тренеры со средними показателями вариативности профессиональной деятельности менее успешны в реализации соревновательных задач.

Показатель творческого стиля деятельности достоверно не связан с успешностью деятельности. Это можно объяснить тем, что творчество в профессиональной деятельности составляет лишь часть вариативности, которая уже взаимосвязана с этим показателем.

Общая успешность деятельности при р < 0,05 связана с вариативным и подготовительным ее стилями (соответственно р = 0,30 и 0,34).

Относятся ли данные способы выполнения деятельности к спортивно важным качествам? Да, ведь эти способы «присвоены» личностью, хотя они и проявляются лишь в этом конкретном виде деятельности. Удовлетворенность профессиональной деятельностью является зависимым показателем по отношению к стилям деятельности.

Учитывая большое число возможных взаимосвязей - 120 (5 стилей - 24 показателя удовлетворенности), уместно привести связи лишь с интегральными значениями удовлетворенности: удовлетворенностью своей деятельностью в целом, удовлетворенностью, своей профессией в целом и общей удовлетворенностью. Удовлетво-

ренность деятельностью находится в зависимости от использования вариативного стиля деятельности (р = 0,44;р < 0,01), от проявления творчества и от использования ситуативного стиля деятельности (оба стиля при р < 0,05; соответственно р = 0,34 и 0,29). Таким образом, есть основания стили профессиональной деятельности тренеров отнести к числу их спортивно важных качеств.

Заключение

Выполненное исследование позволило определить специфические особенности стилей тренерской деятельности и характер их взаимосвязей. Кроме того, изучены показатели результативности деятельности тренеров - успешности (воспитательной, образовательной, оздоровительной и соревновательной) и удовлетворенности (профессией и деятельностью) - и их взаимосвязи и, наконец, определен характер влияния стилей деятельности тренеров на ее успешность и удовлетворенность ею.

Общие результаты исследования позволяют придти к следующим выводам:

1. В тренерской деятельности преобладают стили: стили новизны - вариативный над стереотипным; из стилей самоорганизации наиболее выражен подготовительный, далее - постситуативный и, наконец, ситуативный (коэффициенты вариации находятся на среднем уровне). Показатели стиля вариативности между собой тесно взаимосвязаны. Вариативный стиль обусловлен творческим; подготовительный стиль способствует проявлению вариативного.

2. Выявлены типы тренеров по успешности деятельности: воспитательно-оздоровительный и образовательно-соревновательный; больше всего они удовлетворены содержанием деятельности, отношениями с учениками и процессом деятельности, меньше всего - материальной базой, условиями и организацией деятельности. Успешность деятельности связана с удовлетворенностью ею: воспитательная успешность - с удовлетворенностью возможностями творчества; образовательная - возможностями общения; оздоровительная и соревновательная - условиями деятельности.

3. Успешность воспитательной деятельности тренеров связана с ситуационным стилем деятельности; образовательной - с подготовительным; оздоровительной - с вариативным, подготовительным и ситуативным стилями деятельности; подготовительный стиль определяет успешность подготовки спортсменов к соревнованиям. Наименьших успехов добиваются те спортсмены, которые занимаются с тренерами со средними значениями вариативного стиля деятельности. Вариативный и подготовительный стили педагогической деятельности тренеров являются факторами успешности деятельности в целом.

4. Удовлетворенность от деятельности в целом у тренеров зависит от вариативного стиля.

Удовлетворенность своей профессией в целом и общая удовлетворенность находятся в зависимости от проявления творчества и от использования ситуативного стиля деятельности.

Результаты исследования являются научным обоснованием решения двух задач психологического обеспечения деятельности тренеров - психодиагностики и общей психологической подготовки.

Библиографический список

1. Николаев А. Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте. СПб., 2005. 344 с.

2. ПевзнерА. Е. Психологические факторы эффективно-

сти стереотипной и вариативной стратегий поведения : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1996. 125 с.

3. Кваснюк Л. Я. Исследование творческой стратегии поведения тренеров по спорту : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1997. 169 с.

4. Момот Д. А. Самосознание и педагогическое мастерство тренеров: акмеологический аспект : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 156 с.

5. Лозовая Г. В. Удовлетворенно сть тренеров спортивных школ своей профессиональной деятельностью : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2002. 160 с.

6. Николаев А. Н. Как изучить уровень проявления творчества в тренерской деятельности // Психологические основы обучения и воспитания. СПб., 2001. Вып. 6. С. 120-123.

Образец для цитирования:

Николаев А. Н. Стили педагогической деятельности тренеров как факторы ее результативности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2 (22). С. 168-172. Э01: 10.18500/23049790-2017-6-2-168-172.

Coaches' Teaching styles as Factors of its Effectiveness

Alexey N. Nikolaev

Pskov State University

2, Lenina quay, Pskov, 180000, Russia

E-mail: nialo@mail.ru

The article presents the results of three lines of an experimental study. This study aimed to establish: coaches' working styles and interrelationships between these styles; results of coaches' works and interrelationships between these results; and the effect coaching styles had on the parameters of their effectiveness. Several styles of coaches' work were identified: variative and preparative. The study also identified two types of coaching work: one focused on disciplining and health-improvement, the other focused on instruction and competitions. The study demonstrates that various components of coaching activities result from different styles. Coaches' satisfaction with their work and their occupation also depends on the styles of activities they employ. Key words: effectiveness of an activity, disciplinary, educational, health-improvement and competitive effects, work satisfaction, styles of variation, novelty, and self-organization.

References

1. Nikolaev A. N. Psikhologiya trenera v detsko-yunosheskom sporte (Coach's psychology in children's and youth's sport). St. Petersburg, 2005. 344 p. (in Russian).

2. Pevzner A. E. Psikhologicheskie faktory effektivnosti stereotipnoy i variativnoy strategiy povedeniya: dis. ... kand. psikhol. nauk (Psychological factors of effectiveness of stereotypical and variative behavior strategies: diss. . cand. of psychology). St. Petersburg, 1996. 125 p. (in Russian).

3. Kvasnyuk L. Ya. Issledovanie tvorcheskoy strategii povedeniya trenerovpo sportu: dis. ... kand. psikhol. nauk (Investigation of sport coaches' creative behavior strategy: diss. ... cand. of psychology). St. Petersburg, 1997. 169 p. (in Russian).

4. Momot D. A. Samosoznanie ipedagogicheskoe masterstvo trenerov: akmeologicheskiy aspekt: dis. ... kand. psikhol. nauk (Coaches' self-consciousness and pedagogical excellence: acmeological aspect: diss. ... cand. of psychology). St. Petersburg. 1998. 156 p. (in Russian).

5. Lozovaya G. V. Udovletvorennost' trenerov sportivnykh shkol svoey professional'noy deyatel'nost'yu: dis. ... kand. psikhol. nauk (Sport schools coaches' satisfaction by their professional activity: diss. . cand. of psychology). St. Petersburg, 2002. 160 p. (in Russian).

6. Nikolaev A. N. Kak izuchit' uroven' proyavleniya tvorchestva v trenerskoy deyatel'nosti (How to investigate level of creativity manifestation in coaches' activity). Psikhologicheskie osnovy obucheniya i vospitaniya (Psychological foundations of training and education). St. Petersburg, 2001, iss. 6, pp. 120-123 (in Russian).

Cite this article as:

Nikolaev A. N. Coaches' Teaching Styles as Factors of its Effectiveness. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. EducationalAAeology. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 2 (22), pp. 168-172. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-168-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.