Научная статья на тему 'Стилевые проявления когнитивной гибкости тренеров и особенности ее развития в процессе профессиональной деятельности'

Стилевые проявления когнитивной гибкости тренеров и особенности ее развития в процессе профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
376
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕНЕРА / КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ / ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ / КОГНИТИВНАЯ ГИБКОСТЬ / РАЗВИТИЕ / SPORTS / PROFESSIONAL ACTIVITY OF COACH / COGNITIVE STYLES / THINKING STYLES / COGNITIVE FLEXIBILITY AND DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьменко Галина Анатольевна, Ким Татьяна Константиновна, Леванова Елена Александровна, Шерин Владимир Сергеевич

Раскрыта сущность и выделены психолого-педагогические особенности развития когнитивной гибкости как профессионально важного качества тренера. Охарактеризованы поведенческие проявления конкурентности через стили деятельности. Выявлены связи между показателями соревновательной успешности, психоэмоциональным состоянием тренера, характеристиками доминантности и гибкости поведения. Заданы контуры интеллектуальной подготовки тренера к саморазвитию конкурентных черт личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stylistic Manifestations of Cognitive Flexibility of Coaches and Special Features of Its Development in Professional Activities

The article is devoted to the problems of the development in coaches of cognitive flexibility as a spectrum of competitive personal and professional features that reflect intellectual readiness for professional communication in situations of intellectual activities of athletes in sports activities. The aim of the study is to identify pedagogical features of the development of cognitive flexibility in the professional activities of coaches in various kinds of sports. The study was conducted among 42 coaches of Sports and Training Centers "Sambo-70", "Chertanovo", СЫМгсп^ Youth Sports School "Solntsevo", Сenter of Hockey Skill (Moscow), СЫМгсп^ Youth Sports School, Sports and Education Center (Nalchik, Kabardino-Balkar Republic) during 2010-2017. Semantic constructs of the implementation of cognitive styles significant for sport have been described: verbalization / visualization; internal / external locus of control; convergence / divergence; field dependence / field-independence; impulsivity / reflectivity; fast / slow flow of time; adaptability / innovativeness; discursiveness / intuitiveness; analytic / synthetic nature; narrow / wide range of equivalence. The correlations of cognitive styles and types of thinking, indicators of coaches' competitive success and personal characteristics of their behavior and activities are revealed. It has been determined that the cognitive flexibility has a high applied value in coaches' professional activities; its main factors are a range of cognitive styles reflected in a wide range of professional abilities and intuitiveness of mental activities in sports in its updated structure. The design of the development of cognitive flexibility relies on the independent and joint implementation of cognitive styles selectively and connectedly based on identified positive and negative correlations. Taking into account the probabilistic development of a positive relationship between manifestations of dominance as opposed to a constructive leadership position; the individual's aiming at an incomparably high rate of achievement in spite of individual rates of development in sports and the desire for higher results against the background of emotional burnout will cause the inclusion of methods of self-development of style flexibility and reduce the risks of maladaptation of the current coach in the profession. The initiation of the mastered style is determined by the coach's professional behavior in the situation of choice when this choice demonstrates the necessary active concentration of the quality. The expected result of cognitive flexibility development in the retrospective of becoming a coach as a professional is that attributes of effective professional behavior become features of personality.

Текст научной работы на тему «Стилевые проявления когнитивной гибкости тренеров и особенности ее развития в процессе профессиональной деятельности»

Вестник Томского государственного университета. 2019. № 440. С. 167-174. DOI: 10.17223/15617793/440/23

УДК 37.037

Г.А. Кузьменко, Т.К. Ким, Е.А. Леванова, В.С. Шерин

СТИЛЕВЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ ГИБКОСТИ ТРЕНЕРОВ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раскрыта сущность и выделены психолого-педагогические особенности развития когнитивной гибкости как профессионально важного качества тренера. Охарактеризованы поведенческие проявления конкурентности через стили деятельности. Выявлены связи между показателями соревновательной успешности, психоэмоциональным состоянием тренера, характеристиками доминантности и гибкости поведения. Заданы контуры интеллектуальной подготовки тренера к саморазвитию конкурентных черт личности.

Ключевые слова: спорт; профессиональная деятельность тренера; когнитивные стили; типы мышления; когнитивная гибкость; развитие.

Современный этап развития спортивного движения в мире характеризуется высокой напряженностью состязательной борьбы, возросшей плотностью спортивных достижений участников крупнейших соревнований. Данный факт, в свою очередь, неизмеримо повышает требования к качеству, стабильности и надежности техническо-тактического мастерства, морально-волевой подготовленности и психической устойчивости спортсменов и ставит перед всеми субъектами профессионального взаимодействия сложные задачи по совершенствованию организационно-методической системы многолетней подготовки спортивного резерва и спортсменов высокой квалификации. Известна и неоспорима постоянно возрастающая роль науки в решении методико-технологических вопросов обеспечения соревновательно-тренировочной деятельности. Не вызывает сомнения, что ключевая роль в практической реализации всего спектра научных изысканий, в этой связи, отводится тренеру, призванному обладать не только определенными профессионально значимыми лич-ностно-психическими качествами и специальными компетенциями, но и присущим только ему, так называемым профессионально-педагогическим кредо [1. С. 102].

Именно тренер формирует у подопечных определенные стили деятельности, адекватные соревновательной ситуации, инициирует проявление комплекса альтернативных и содержательно пересекающихся стилей. Например, для вратаря в хоккее одновременно важны и полезависимость - как способность сохранять оптимальную позицию с учетом максимальной защиты створа ворот и их зон, и поленезависимость -как способность играть максимально стабильно в любой пространственной позиции относительно своих ворот и ворот соперника, включая смену ворот. Стилевая гибкость спортсмена как психологическое новообразование, отражающее способность к эффективному осуществлению соревновательной деятельности, характеризуется адаптивной подстройкой под модель и тактику соперника на основе предвосхищения, своевременного «прочувствования», «считывания» программы действий, оперативного планирования ситуационно адекватных фрагментов деятельности, ее перестройки, опережающей интеллектуальной и адек-

ватной ситуации двигательной активности, что в конечном итоге обеспечивает большую вероятность завоевания позиции преимущества.

Развитие стилевой гибкости у спортсмена призвано к опережающему преобразованию данной способности, прежде всего, у тренера, поскольку невозможно сформировать актуальное качество у первого, самому не обладая им. В отличие от кондиционных способностей, в которых спортсмен может многократно превосходить тренера, стилевая гибкость тренера и спортсмена тесно детерминированы важной для обоих образовательной и воспитательной средой, спектром реализуемых разноплановых средств и методов интегральной подготовки спортсмена и подлежит корректной тренерской оценке лишь в том случае, когда последний способен дифференцировать параметры динамики развиваемой способности. Таким образом, чем более подготовлена и сбалансирована диада «тренер - спортсмен» к решению разноплановых задач, и более пластична в своем поведении, тем больше вероятность достижения успеха как результата «адаптивной и деятельной природы интеллекта» [2. С. 5]. Известно, что интеллектуальные способности обеспечивают эффективность функционирования личности в различных условиях, определяют значимость развития «когнитивной дифференцированно-сти» уже «на вербально-концептуальном уровне активности» [3. С. 80]. При этом спортивное совершенствование молодого спортсмена в условиях сопутствующего интеллектуального развития напрямую сопряжено с интеллектуальной готовностью тренера [4. С. 191], отражающейся в комплексе значимых проявлений.

Таким образом, «победа над соперником» содержательно ориентирует образовательно-воспитательный процесс на совершенствование компонентов профессиональной готовности тренера к практической деятельности, выступающей, по мнению Е.А. Левановой и Т.В. Пушкаревой, «залогом конкурентоспособности специалиста» [5. С. 148]. Кроме того, реализация когнитивно гибких средств и методов подготовки юных спортсменов призвана опираться и на соответствующую компетентность их родителей [6. С. 87] как созидателей развивающей среды. Актуализируя очевидную значимость профессио-

нальных кондиций, В.Д. Шадриков отмечает, что в профессиональной деятельности способности «развиваются и специфизируются» [7. С. 49]. Ученый характеризует данный процесс как «замкнутый контур», который отражается через «мотив, цель, программу, информационную основу, принятие решения и профессионально важные качества» [8. С. 38], становящиеся необходимым условием удовлетворения мотива и достижения цели. В связи с этим ко всем субъектам профессионального взаимодействия в спорте, к тренеру прежде всего предъявляется спектр запросов на абсолютную конгруэнтность статусу «тренер-победитель».

Отмечая вышесказанное, цель представленного исследования заключается в определении стилевых проявлений когнитивной гибкости у тренеров по различным видам спорта и на их основе обосновании методических подходов ее развития в процессе профессиональной деятельности.

Методы и организация исследования. В работе мы использовали следующий комплекс методов: интервьюирование, самоописание, самооценка, контент-анализ смысловых образований, характеризующих содержание стилевой гибкости, сравнительно-сопоставительный анализ показателей стилевой гибкости и определяющих характеристик успешной соревновательной деятельности, педагогическое наблюдение, исследование свойств личности (по 16-Б опроснику Кеттелла), состояния эмоциональной сферы личности тренера (эмоционального выгорания по опроснику В.В. Бойко); педагогический эксперимент. Для математико-статистической обработки полученных фактологических данных использовались методы непараметрической статистики (критерий Вилкоксона (Т), корреляционный и факторный анализ (81аЙ8Йса-8). Оценка степени согласованности мнений экспертов определялась на основе вычисления коэффициента конкордации Кендалла

Исследование проводилось в период с 2010 по 2017 г. на очных курсах и в процессе дистанционного обучения по программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации МПГУ. В исследовании приняли участие тренеры в возрасте от 24 до 56 лет, работающие в ЦСиО «Самбо-70», «Чертаново», ДЮСШ «Солнцево», Центре хоккейного мастерства (г. Москва), ГКУ ЦСПСК, СДЮСШОР, ДТДМ (г. Нальчик, КБР). Стаж работы тренеров составлял от 5 до 28 лет.

При организации обучающих семинаров и тренингов и в процессе формирования групп, мы учитывали тот факт, что корпоративная культура многих спортивных школ предполагает определенную степень закрытости в вопросах распространения методик и технологий спортивной подготовки. В этой связи для создания более комфортной образовательной среды мы объединяли в группы по пять-шесть тренеров из спортивных школ по различным видам спорта, чтобы исключить разглашение конфиденциальной, по мнению тренеров, информации, касающейся методик и

технологий организации и проведения учебно-тренировочного процесса со спортсменами.

Результаты исследования и их обсуждение. Проводя исследования, мы опирались на данные, представленные в работах О.Г. Волковой (1991) - о соотношении различных стилей мыслительной деятельности и некоторых видов ориентаций при решении мыслительных задач; О.И. Белохвостовой (2003) - раскрывающей сущность соотношения стилей учебной деятельности как ресурсов личности в преодолении психологических барьеров; О.Е. Илгунова (2005) - характеризующего динамику становления стилей профессиональной деятельности на разных этапах карьеры; И.Л. Жирнова (2012) - о необходимости учета когнитивных стилей обучающихся и других авторов, что в совокупности актуализирует значимость когнитивной гибкости тренера как педагога и психолога.

В процессе выявления когнитивных стилей тренеров по видам спорта, мы взяли за основу классификацию когнитивных стилей, предметно и развернуто раскрытых в трудах М.А. Холодной, в которых автор выделяет 18 альтернативных смысловых диад [9. С. 37-79]. Применительно к актуальной задаче исследования это важно, поскольку альтернатива в спорте определяется текущими требованиями ситуации и степенью ее сложности. При этом мы учитывали не только многогранность развития значимых качеств, но и их дихотомическую организацию и, как требование адаптации, - развитие противоположных по содержанию способностей. Классические тесты, отражающие степень проявления когнитивных стилей безотносительно к содержанию профессиональной деятельности тренера в спорте, не позволили нам создать убедительную аргументированность неоспоримой значимости стилевой гибкости. В связи с этим нами была разработана стилевая характеристика реализации профессиональной деятельности в спорте на основе предпочитаемых тренерами проявлений конкурентности (таблица).

В ходе эксперимента знакомство тренеров с когнитивными стилями, актуальными в профессиональной деятельности, мы выстроили через развернутую характеристику их прикладного значения - через ознакомление с конкурентными деятельностными категориями, признанными ими в качестве базовых ценностей и мировоззренческих опор самосовершенствования. Факторный анализ (Factor Loadings (Unrotated) (Spreadsheet8) Extraction: Principal components (Marked loadingsare >,700 000) позволил выявить два фактора: 1-го и 2-го порядка, соответственно отражающих стилевую вариативность в широком спектре профессиональных способностей и интуитивность мыследеятель-ности в спорте в ее обновленной структуре, которая подтверждается достоверно высокой степенью согласованности мнений экспертов о ценности данных проявлений. Анализ сходных позиций 21 эксперта и степень согласованности их суждений (Friedman ANOVA and Kendall Coeff. Of Concordance, N = 2, df = 21, W, P < ,05) представлены в табл. 1.

Субъектная значимость реализации тренерами когнитивных стилей в профессиональной (учебной) деятельности

№ Стиль реализации Факторы ■да Предпочитаемые тренерами мировоззренческие и поведенческие

деятельности 1 2 проявления конкурентности, отраженные в способности к:

Вербализация -,897 -,024 точному отражению смысла идеи, информативному вербальному описанию ситуации

1 Визуализация ,435 ,004 ,726 схватыванию из спектра ситуативно значимой визуальной информации главного, принятию решений и действиям на основе мгновенной ее переработки без артикуляции увиденного

2 Внешний локус контроля -0,883 ,053 ,900 точному распределению зон ответственности спортсменов, учету погрешностей и перспектив деятельности (Д) каждого

Внутренний локус контроля ,876 -,116 критическому анализу, оперативному обновлению содержания планирования, организации процесса образования и воспитания

Конвергентность -,500 -,523 критическому, логическому мышлению;

3 Дивергентность ,803 ,358 ,690 творческому подходу к процессу спортивной подготовки (СП); выработке профессиональных позиций с учетом новых данных; открытости, научно-методическому развитию новых идей в СП

Полезависимость -,804 -,252 удержанию в поле внимания и Д пространственных, временных, динамических, смысловых ориентиров

4 Поленезависимость ,876 ,299 ,854 свободной ориентации в пространстве Д и мыследеятельности; восприятию незнакомой ситуации как нормы, оперативному приспособлению к ней; функциональному сближению к непривычным условиям Д

5 Импульсивность ,490 -,478 ,578 мгновенному реагированию на ситуацию на фоне вероятностного появления незначимых ошибок

Рефлективность -,587 ,237 обдуманному действию при предваряющем исключении возможных ошибок

Быстрое течение времени ,789 ,160 реализации мотивации достижения; оперативному, включению в неудобную Д, быстрой, гибкой ее перестройке

6 Медленное течение времени -,824 ,191 ,674 выжиданию перспективы; управлению Д на основе анализа спортивного опыта; психологически устойчивому поведению; анализу последствий Д, рационализа ции действий при потере темпа

7 Адаптивность -,563 -,611 ,693 эффективному применению устоявшихся способов, стилей, тактик, моделей Д;

Инновативность ,541 -,538 усовершенствованию имеющихся, изобретению новых способов разрешения проблем

8 Дискурсивность -,492 -,060 ,740 научно-теоретическому и прикладному обоснованию профессиональной позиции, оперативному информативному сопровождению тренировочной Д

Интуитивность ,277 -,791 «прочувствованию» верных способов решения задачи без анализа причин выбора

9 Аналитичность ,860 -,145 ,646 логическому анализу эффективности действий и Д, преемственному, последовательному, беспристрастному развитию мысли

Синтетичность -,843 ,166 целостному восприятию и мгновенному «прочувствованию» психолого-педагогической ситуации; быстродействию при мгновенной переработке информации

10 Узкий диапазон эквивалентности -,627 ,328 ,796 дифференциации и индивидуализации профессионального взаимодействия со спортсменом на основе различения особых характеристик Д и ситуации, их многокомпонентной оценки

Широкий диапазон эквивалентности -,563 ,051 освобождению от несущественных критериев эффективности; нахождению общих черт, интересов, позиций спортсмена; принятие права на спортивное совершенствование

11 Предметное мышление (М) -,798 ,091 погружению в предмет совершенствования; последовательному выполнению операций и действий; преемственной детализации элементов исполнительской структуры движения

12 Символическое М ,734 -,149 ,691 выражению мысли как структуры (формулы), фиксирующей существенные отношения между рассматриваемыми символами

13 Знаковое М ,812 ,011 понятийному мышлению, высказываниям, фиксирующим выявленные отношения между предметами и объектами

14 Образное М -,375 ,712 воплощению мысли в обновленной структуре действия;

15 Креативность -,696 -,447 созданию принципиально новых идей; работе в условиях незавершенности, открытости к включению новых элементов

Используя полученные данные, мы построили корреляционные плеяды между когнитивными стилями и типами мышления, выделенными тренерами по степени значимости для профессии (г > ,70, Р < 0,05). Выявленные положительные связи между характеристиками ко-

гнитивной гибкости позволили спроектировать развивающие упражнения сопряженного и комплексного воздействия, а при отрицательных - уточнить смысловое пространство их реализации и совершенствовать данные способности избирательно (рис. 1).

Рис. 1. Корреляционные плеяды когнитивных стилей и типов мышления по данным самооценки тренеров о проявлении когнитивной гибкости в профессиональной деятельности (г > ,70, Р < 0,05). Сплошные линии отражают положительные взаимосвязи, прерывистые -

отрицательные взаимосвязи

Зафиксирован интересный факт: поскольку соревновательная деятельность осуществляется в большинстве видов спорта в условиях жесткого ограничения времени и пространства, показатели гибкости мышления и типы мышления, не лимитированные временем, демонстрируют отрицательные связи с проявлениями значимых качеств. Это: «Синтетичность» как мгновенная обработка материала и «Символическое мышление»; «Аналитичность» в поле оперативных соревновательных проявлений и «Предметное мышление» как таковое; «Поленезависимость» в пространстве соревновательной площадки, поля и «Креативность» (где, по мнению тренеров, теряются ориентиры, происходит выход за их пределы) как творческое начало мышления в целом.

Кроме того, в ходе исследования уровня сформи-рованности стилевой гибкости (по данным самооценки тренеров) нам было интересно соотнести эти показатели с состоянием эмоциональной сферы. На выборке 15 тренеров мы провели дополнительное исследование. Определено, что 33,3% тренеров находятся в состоянии острого эмоционального выгорания, препятствующего конструктивному взаимодействию в конкурентной среде. Корреляционный анализ состояния взаимосвязей между показателями: стаж профессиональной деятельности тренера; позиция в турнирной таблице, отражающая успешность соревновательной деятельности спортивной команды (отдельных спортсменов); сформированность способности к гибкому поведению (по данным самооценки); уровень эмоционального (профессионального) выгорания, по В.В. Бойко; степень проявления доминантности (по 16-Б опроснику Кеттелла, показатель Е) (рис. 2), позволил выявить, что чем меньше проявляется стилевая гибкость в профессиональной деятельности, тем в большей степени тренер склонен

к переживанию психоэмоционального выгорания, тем более выраженно в его поведенческих характеристиках проявляется «доминантность» (Е-тест Кеттелла). Очевиден и тот факт, что в практике спорта тренеры-лидеры склонны к доминированию, но мы акцентируем внимание на необходимости конструктивного восприятия ими профессиональной реальности и эффективного приложения личностных ресурсов в решении тех или иных ситуационных задач. Комментируя отрицательные связи между показателями «когнитивная гибкость» и «позиция в турнирной таблице», тренеры высказали свое видение значимости преимущественного применения авторитарной стратегии управления спортсменами (в противовес ролевым позициям «наставника» и «партнера»). Данный факт, на первый взгляд, снижает диапазон ролевых стратегий тренера как учителя и воспитателя при реализации ключевых функций профессиональной деятельности в спорте: управленческой, формирующей, гностической, регулирующей, диагностической, воспитательной, образовательной и т.д.

По мнению Р.М. Загайнова, подавляющее число тренеров развивается не «от победы - к победе», а «от поражения - к поражению - и только через них - к победе». По данным опроса, 23 спортсмена из 25 (мастера спорта по хоккею с шайбой) отметили высокую значимость умения тренера конструктивно переживать текущий неуспех соревновательного противоборства. Обозначили важность «не поддаваться на ловушку» тренера-соперника в навязывании неэффективной стратегии, что актуализирует значимость когнитивной гибкости мышления, восприятия ситуации как тренером, так и спортсменами, связанными со своим тренером контекстами конструктивного проявления интеллекта, воли, эмоций.

Рис. 2. Корреляционная плеяда связей показателей соревновательной успешности тренера и личностных характеристик поведения и деятельности

Обращаясь к значимости создания творческой среды при развитии когнитивной гибкости, приведем пример. Проявление и формирование дискурсивности спортсмена как его способности к вербализации и отстаиванию идей, позиций по реализации фрагментов техники, программы двигательных действий, возможны как минимум в ситуациях, когда тренеру интересен процесс и результаты рассуждения и самоанализа поведения и деятельности спортсмена. В противном случае будет отсутствовать психолого-педагогическое условие - сама развивающая среда, поскольку тренер конструирует образовательное пространство в рамках своего представления о спектре соревновательно значимых способностей.

Учитывая вышесказанное, в процессе занятий на курсах повышения квалификации мы инициировали тренеров к перестройке и реализации несвойственных им стилей деятельности, что позволило выделить основные методические линии для развития и формирования когнитивной гибкости у слушателей. Ниже представлены примеры заданий для выполнения в парах. Каждый тренер, имея на планшете видео фрагмента учебно-тренировочного занятия из 10 усложняющихся упражнений, пересказывает оперативно подготовленный моно- и диалог с акцентом на несвойственный ему стиль деятельности как демонстрация когнитивной гибкости в различных ее проявлениях:

1. Как эмоциональную готовность к иной реализации деятельности (эмоциональное абстрагирование). Предваряющее задание - «вывести» действия из привычного алгоритма, схемы, смещая акценты опоры на другие качества, являющие собой механизм достижения цели. На базе упражнений тренировочного занятия, или, выполняя подготовительные упражнения: одновременно правой и левой рукой на двух листах написать лозунг дня; выполнить задание неведущей рукой; одновременно выполнить линейные и перекрестные действия разными руками до сбоя движений; написать предложение, нарисовать фигуру при опосредованном визуальном контроле «через отражающее стекло».

2. Как основу индивидуального поведения и деятельности тренера. Задание: «Создание развернутой психологической характеристики, Я-концепции соб-

ственной профессиональной деятельности». Из спектра представленных и охарактеризованных стилей и стратегий деятельности выделить наиболее свойственные для себя стилевые особенности поведения и продемонстрировать их максимально ярко и профессионально, что позволило бы другим тренерам принять данный стиль и стратегию как значимые.

3. В альтернативных стилях как первичный опыт работы в новом ключе. Задание: последовательно выстроить фрагменты профессиональной коммуникации в парных стилях (вербализация / визуализация; внешний локус контроля / внутренний локус контроля; конвергентность / дивергентность; полезависимость / поленезависимость; импульсивность / рефлективность; быстрое течение времени / медленное течение времени; адаптивность / инновативность; дискурсив-ность / интуитивность; аналитичность / синтетичность; узкий диапазон эквивалентности / широкий диапазон эквивалентности).

4. В смешанных когнитивных стилях. Задание: выстроить фрагменты профессиональной коммуникации, сочетая их единицы из различных диад (например: «дивергентность» и «рефлективность»; «иннова-тивность» и «аналитичность»; «внешний локус контроля» и «визуализация» и др.).

5. В стилях, несвойственных темпераментальным и характерологическим особенностям личности тренера. Задание: выстроить фрагменты профессиональной коммуникации при осознанном расширении их спектра как движения к более высокому уровню освоения психологической подстройки к субъекту спортивной подготовки (для холерика - развернутое описание техники исполнения двигательного действия в стиле «медленное течение времени» - скрупулезно, детализированно, по фазам двигательного действия; для флегматика - описание основы техники «синтетично», быстро, всеобъемлюще, целостно и др.).

6. В контекстах типов мышления. Задание: последовательно выстроить профессиональную коммуникацию, описывая фрагмент занятия в форматах предметного, символического, знакового, образного мышления и креативности.

7. В контекстах стилей соревновательного противоборства сопернику. Задание: описать 30 спортивными терминами (индивидуальные) стили сорев-

новательной деятельности в видах спорта, например: в спортивных играх - по профессиограммам И.Ш. Тучашвили, О.П. Топышева, др.; в единоборствах (А.Е. Павлова и др.).

8. В практической учебно-тренировочной деятельности подопечных тренеру юных спортсменов. Задание: реализация новых для профессионального опыта когнитивных стилей.

В ходе развития у тренера стилевой гибкости, реализуемой и в учебно-тренировочной деятельности, мы столкнулись с другой проблемой - некоторой неготовностью спортсменов к преобразованию деятельности в отражении разных сфер личности. Ниже представлены отрицательные психологические позиции.

Аргументация «не хочу» отражает эмоционально отрицательное отношение ряда спортсменов к новому способу действий и деятельности, зачастую недостаточность осознания перспектив положительного влияния развиваемой способности, что обусловливает разработку содержания вводных установочных фрагментов учебно-тренировочных занятий в ходе эксперимента.

Пример: 1) «Уважаемый юный спортсмен! Весь мир воспринимается нами в положительных и отрицательных красках. (Констатация единства «аффекта и интеллекта», права на самооценку и уважения этого права). 2) Все задания, предлагаемые другими людьми и тренером, мы подвергаем сомнению. (Принятие дискурсивности спортсмена и психологической модели поведения «оппозиционер» как нормы ответной реакции). 3) Каждый из нас имеет свое представление о правильности тренировочного процесса. (Принятие сложившегося стереотипа суждений). 4) Вместе с тем мы видим явное преимущество кондиционной, координационной, интеллектуальной (в соответствии с образовательной и воспитательной задачей) подготовленности лучших спортсменов в возрастах выше нашего: перечисление более старших лучших спортсменов. (Рефлексия

По результатам проведения экспериментального исследования и реализации методических подходов развития когнитивной гибкости получены статистически значимые приросты показателей самооценки степени сформированности когнитивной гибкости у тренеров. Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

«на другого», не конкурента). 5) Мы наблюдаем все возрастающую результативность их технико-тактических действий. (Рефлексия на деятельность «другого»). 6) И мы можем в спорте идти вперед крупными шагами, если будем готовы к трудной и неудобной для каждого из нас деятельности. (Рационализация мышления). 7) Мы будем радоваться освоению нового сложного и непривычного упражнения! (Эмоционально позитивное и конструктивное восприятие перспектив освоения нового). 8) Мы будем управлять своей мыслью при ее первом «соскальзывании» на отрицательную оценку и отказ исполнять трудное для каждого из нас на сегодняшний день упражнение, не давать ей останавливать себя на пути спортивного совершенствования! (Актуализация регулятивного компонента через призму эмоционального). 9) Мы будем гибкими и разноплановыми как «имя и фамилия лучшего спортсмена»? (Рефлексия на стилевую гибкость «другого»). 10). Мы будем мобильными, готовыми к неожиданным, неосвоенным упражнениям! (Рефлексия на свою деятельность). 11) Мы легко встроимся в новое! Мы свободно начнем делать по-новому и справимся с новым! (Рефлексия на себя, на процесс собственной деятельности и ее ближайший результат). Аналогично мы корректировали позицию отрицания «Не могу» как отражение текущей операционально-технической неготовности к освоению новых стилей и способов, разъясняя юным спортсменам, что приспособление к трудностям деятельности происходит исключительно на фоне этой сложной деятельности. Мы преобразовывали позицию «Не должен» как характеристику отрицания ответственности через призму волевой сферы личности в деятельности, в своей отрицательной динамике преобразующейся в «упрямство».

Ниже представлена динамика самооценки тренеров о сформированности когнитивной гибкости (рис. 3).

1. Стилевая гибкость как характеристика процесса и результатов спортивного совершенствования занимающихся имеет высокое прикладное значение в профессиональной деятельности тренеров ^=0,58-0,90) и развивается в предметных полях учебной, коммуникативной, тренировочной, контролирующе-оценочной, организационной, соревновательной, ре-

Wilcoxon Matched Pairs Test (Spreadsheet23) Marked tests are significant at p <,05000

Valid N p-level

42 0,000

Variable Means Std.dev.

Var 1 2,309524 0,680319

Var 2 3,642857 0,484966

Box & Whisker Plot

Mfean

Mfean±SE

Mfean±SD

Рис. 3. Динамика показателей самооценки когнитивной гибкости тренеров, реализуемой в пространстве профессиональной деятельности (данные представлены по 5-балльной шкале, Wilcoxon Test)

флексивной и других деятельностях юных и квалифицированных спортсменов и в иных профессиональных взаимодействиях и видах деятельности тренера.

2. Выявлены ведущие факторы реализации профессиональной деятельности тренеров по видам спорта, отражающие когнитивную гибкость. Это: 1) спектр когнитивных стилей, отраженных в широком диапазоне профессиональных способностей (0,734-0,897); и 2) интуитивность мыследеятельности в спорте в ее обновленной структуре (0,712-0,791).

3. Проектирование средств развития когнитивной гибкости опирается на самостоятельную и сопряженную реализацию когнитивных стилей с учетом выявленных отрицательных и положительных корреляционных связей. В группах анализируемых деятель-ностных характеристик когнитивных стилей и типов мышления отсутствуют те, которые обладают только отрицательными связями с другими профессионально важными стилями осуществления познавательной и, в целом, профессиональной деятельности, что говорит о возможном сопряжении способностей, обладающих положительными корреляциями.

4. Когнитивная гибкость тренера является ресурсом сбережения психического здоровья на фоне острой конкуренции за первенство в избранном виде спорта. Сформированная способность когнитивно гибкого поведения при самостоятельной коррекции состояний напряжения, резистенции и истощения, приводящих при высоких оценочных баллах к эмоци-

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Статья представлена научной редакцией «Педагогика» 11 марта 2019 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ональному выгоранию, создает условия для длительной профессиональной самореализации. Учет вероятностного развития положительной зависимости между: 1) проявлениями доминантности в противовес конструктивной лидерской позиции; 2) направленностью личности на несопоставимо высокие темпы достижения вопреки индивидуальным темпам развития в спорте; 3) стремлением к высшим результатам на фоне эмоционального выгорания - обусловит включение методов (само)развития стилевой гибкости и снизит риски дезадаптации действующего тренера в профессии.

5. Формирование стилевой гибкости в профессиональном поведении тренера связано с преодолением трудностей сделать «непривычное» - «привычным», «неудобное и затратное» - «удобным и результативным». Совершенствуемый когнитивный стиль в ретроспективе своего развития призван «питать» обновленное действие и достигать результатов спортивного совершенствования занимающихся. Инициация осваиваемого стиля определятся профессиональным поведением тренера в ситуации выбора, когда в этом выборе определяется необходимая концентрация, сила данного качества. Ожидаемый результат развития когнитивной гибкости в ретроспективе становления тренера как профессионала состоит в том, что атрибуты эффективного профессионального поведения становятся свойствами личности.

ЛИТЕРАТУРА

Дмитриев С.В., Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В. Школа восприятия, конструктивного мышления и продуктивного действия спортсмена в методике психолого-педагогического обучения // Теория и практика физической культуры. 2013. N° 5. С. 96-102.

Пиаже Ж. Психология интеллекта: пер. с англ. и фр. СПб. : Питер, 2003. 192 с.

Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М. : АО «Столетие», 1997. 480 с.

Кузьменко Г.А. Концепция интеллектуального развития подростков в детско-юношеском спорте. М. : МПГУ, 2017. 212 с.

Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Профессиональная готовность к практической деятельности педагога как залог конкурентоспособности специалиста // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. № 10. С. 148-150.

Ким Т.К. Оценка готовности специалистов сферы «Физическая культура и спорт» к эффективному взаимодействию с семьей учащихся // Спортивный психолог. 2011. № 2 (23). С. 86-92.

Шадриков В.Д. Проблемы познавательных способностей в психологии труда и обучении // Системный подход в инженерной психологии и психологии труда / под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1992. С. 48-60.

Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / отв. ред. К.А. Абульханова-Славская. М. : Наука, 1982. 185 с.

Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума : учеб. пособие. М. : ПЕР СЭ, 2002. 304 с.

Stylistic Manifestations of Cognitive Flexibility of Coaches and Special Features of Its Development in Professional Activities

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2019, 440, 167-174. DOI: 10.17223/15617793/440/23

Galina A. Kuzmenko, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected] Tatiana K. Kim, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected] Elena A. Levanova, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected] Vladimir S. Sherin, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: sports; professional activity of coach; cognitive styles; thinking styles; cognitive flexibility and development.

The article is devoted to the problems of the development in coaches of cognitive flexibility as a spectrum of competitive personal and professional features that reflect intellectual readiness for professional communication in situations of intellectual activities of athletes in sports activities. The aim of the study is to identify pedagogical features of the development of cognitive flexibility in the professional activities of coaches in various kinds of sports. The study was conducted among 42 coaches of Sports and Training Centers "Sambo-70", "Chertanovo", Children's Youth Sports School "Solntsevo", Center of Hockey Skill (Moscow), Children's Youth Sports School, Sports and Education Center (Nalchik, Kabardino-Balkar Republic) during 2010-2017. Semantic constructs of the implementation of cognitive styles significant for sport have been described: verbalization / visualization; internal / external locus of control; convergence / divergence; field dependence / field-independence; impulsivity / reflectivity; fast / slow flow of time; adaptability / innovativeness; discursiveness / intuitiveness; analytic / synthetic nature; narrow / wide range of equivalence. The correlations of cognitive styles and types of thinking, indicators of coaches' competitive success and personal characteristics of their behavior and

activities are revealed. It has been determined that the cognitive flexibility has a high applied value in coaches' professional activities; its main factors are a range of cognitive styles reflected in a wide range of professional abilities and intuitiveness of mental activities in sports in its updated structure. The design of the development of cognitive flexibility relies on the independent and joint implementation of cognitive styles selectively and connectedly based on identified positive and negative correlations. Taking into account the probabilistic development of a positive relationship between manifestations of dominance as opposed to a constructive leadership position; the individual's aiming at an incomparably high rate of achievement in spite of individual rates of development in sports and the desire for higher results against the background of emotional burnout will cause the inclusion of methods of self-development of style flexibility and reduce the risks of maladaptation of the current coach in the profession. The initiation of the mastered style is determined by the coach's professional behavior in the situation of choice when this choice demonstrates the necessary active concentration of the quality. The expected result of cognitive flexibility development in the retrospective of becoming a coach as a professional is that attributes of effective professional behavior become features of personality.

REFERENCES

1. Dmitriev, S.V., Neverkovich, S.D. & Bystritskaya, E.V. (2013) Perception, constructive thinking and productive action in the technology of psychology-pedagogical of training. Teoriya ipraktika fizicheskoy kul'tury. 5. pp. 96-102. (In Russian).

2. Piaget, J. (2003) Psikhologiya intellekta [The psychology of intelligence]. Translated from English and Frnech. St. Petersburg: Piter.

3. Chuprikova, N.I. (1997) Psikhologiya umstvennogo razvitiya: Printsip differentsiatsii [Psychology of mental development: The principle of differentiation]. Moscow: AO "Stoletie".

4. Kuz'menko, G.A. (2017) Kontseptsiya intellektual'nogo razvitiya podrostkov v detsko-yunosheskom sporte [The concept of intellectual development of adolescents in youth sport]. Moscow: MPSU.

5. Levanova, E.A. & Pushkareva, T.V. (2014) Professional readiness for practical activities of the teacher as guarantee of competitiveness of the expert. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta — Bulletin of Voronezh State Technical University. 10. pp. 148-150. (In Russian).

6. Kim, T.K. (2011) Otsenka gotovnosti spetsialistov sfery "Fizicheskaya kul'tura i sport" k effektivnomu vzaimodeystviyu s sem'ey uchash-chikhsya [Assessment of the readiness of specialists in the sphere of physical culture and sport to effectively interact with the family of students]. Sportivnyypsikholog. 2 (23). pp. 86-92.

7. Shadrikov, V.D. (1992) Problemy poznavatel'nykh sposobnostey v psikhologii truda i obuchenii [Problems of cognitive abilities in labor psychology and in training]. In: Shadrikov, V.D. (ed.) Sistemnyy podkhod v inzhenernoy psikhologii i psikhologii truda [A system approach in engineering psychology and labor psychology]. Moscow: Nauka, pp. 48-60.

8. Shadrikov, V.D. (1982) Problemy sistemogeneza professional'noy deyatel'nosti [Problems of system genesis of professional activity]. (ed.) Moscow: Nauka.

9. Kholodnaya, M.A. (2002) Kognitivnye stili: Oprirode individual'nogo uma [Cognitive styles: On the nature of the individual mind]. Moscow: PER SE.

Received: 11 March 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.