Научная статья на тему 'Взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей и характеристик когнитивного стиля у обучающихся вуза МЧС России'

Взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей и характеристик когнитивного стиля у обучающихся вуза МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
569
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ/ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ / РИГИДНОСТЬ/ГИБКОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО СТИЛЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ / ADAPTATION / COGNITIVE STYLES / FUNCTIONAL STATUS / FIELD DEPENDENCE/FIELD-INDEPENDENCE / RIGIDITY/FLEXIBILITY COGNITIVE STYLE / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / PERSONAL PROFILE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Церфус Д.Н., Карагачева М.В.

Представлены результаты экспериментального изучения индивидуально-своеобразных способов переработки информации (когнитивных стилей) и психологических особенностей обучающихся вуза. Для изучения когнитивных стилей обучающихся в исследовании были применены следующие параметры: полезависимость/поленезависимость, ригидность/гибкость познавательного стиля. Материалы исследований были получены с использованием программно-аппаратного комплекса психофизиологических и психологических тестов «НС-Психотест».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF INDIVIDUAL PERSONAL CHARACTERISTICS AND CHARACTERISTICS OF COGNITIVE STYLE AMONG STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF EMERCOM OF RUSSIA

The article presents the results of experimental study of individually-peculiar ways of processing information (cognitive styles) and psychological characteristics of students of the University. To explore the cognitive styles of students in the study used the following parameters: field dependence/field-independence, rigidity/flexibility cognitive style. The research material was obtained using a hardware-software complex physiological and psychological tests «NS-Psychotest».

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей и характеристик когнитивного стиля у обучающихся вуза МЧС России»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ХАРАКТЕРИСТИК КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА МЧС РОССИИ

Д.Н. Церфус, кандидат медицинских наук, доцент; М.В. Карагачева, кандидат психологических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Представлены результаты экспериментального изучения индивидуально-своеобразных способов переработки информации (когнитивных стилей) и психологических особенностей обучающихся вуза.

Для изучения когнитивных стилей обучающихся в исследовании были применены следующие параметры: полезависимость/поленезависимость, ригидность/гибкость познавательного стиля. Материалы исследований были получены с использованием программно-аппаратного комплекса психофизиологических и психологических тестов «НС-Психотест».

Ключевые слова: адаптация, когнитивные стили, функциональное состояние, полезависимость/поленезависимость, ригидность/гибкость познавательного стиля, индивидуально-психологические особенности, личностный профиль

THE RELATIONSHIP OF INDIVIDUAL PERSONAL CHARACTERISTICS AND CHARACTERISTICS OF COGNITIVE STYLE AMONG STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF EMERCOM OF RUSSIA

D.N. Tserfus; M.V. Karagacheva.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The article presents the results of experimental study of individually-peculiar ways of processing information (cognitive styles) and psychological characteristics of students of the University.

To explore the cognitive styles of students in the study used the following parameters: field dependence/field-independence, rigidity/flexibility cognitive style. The research material was obtained using a hardware-software complex physiological and psychological tests «NS-Psychotest».

Keywords: adaptation, cognitive styles, functional status, field dependence/field-independence, rigidity/flexibility cognitive style, individual psychological characteristics, personal profile

Современные процессы глобализации образования в мире предъявляют высокие требования к современному образованию в нашей стране. Всё более проявляется связь между степенью развития профессиональных компетенций человека и качеством его жизни. При этом профессиональные компетенции будущего специалиста могут способствовать

успешной профессиональной деятельности и адаптации личности в течение всей его жизни в социуме, которая не может рассматриваться без учета особенностей мыслительной деятельности, индивидуально-психологических качеств обучающихся, мотивации и пр. [1, 2].

В настоящее время реформы современного образования требуют новых подходов, поскольку новые стандарты образования увеличивают долю самостоятельного изучения, ориентированы на заинтересованность и включенность обучающихся в процесс обучения, высокие требования к познавательным способностям обучающихся. Существуют противоречия между требованиями в уровне качества образования (социума) и возможностями деятельности познавательных психических процессов обучающихся, реализующих эти требования в условиях агрессивной интенсификации образовательного процесса.

Обучение, на взгляд авторов, должно быть направлено на развитие профессиональных компетенций человека с учетом его способностей, особенностей мыслительной деятельности обучающихся, профессионально значимых личностных особенностей и пр.

В связи с вышесказанным, существует многообразие подходов зарубежных и отечественных ученых на природу индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности [3, 4].

К числу основных этапов становления «стиля» в психологии можно отнести следующие: на первом этапе в работах Альфреда Адлера (1927 г.), Гордона Олпорта (1937 г.) стиль рассматривается в контексте психологии личности. Адлер А. в своих исследованиях отмечает, что существуют индивидуальные стратегии поведения для преодоления комплекса неполноценности в виде формирования индивидуального жизненного стиля.

Следующий этап - это становление стилевого подхода, в основе которого механизмы индивидуальных различий восприятия, анализа, категоризации. Этот период связан с введением понятия «когнитивный стиль». «Когнитивный стиль» - это формально-динамическая характеристика интеллектуальной деятельности [4].

Современный этап, развития стилевого подхода расширяется за счет новых стилевых определений артикулированность - глобальность (^^кт, Оооёепо^Ь, 011тап, 1979 г.); аналитичность - синтетичность (Колга, 1976 г.; Шкуратова, 1994 г.) и др. [5-7]. Существуют различные теории к изучению стилевых подходов, это теория психологической дифференциации Г. Уиткина, теория когнитивных контролей Дж. Клейна, Р. Гарднера, П. Хольцмана, Г. Шлезингера и др., теория понятийных систем О. Харви, Д. Ханта и Г. Шродера и теория личностных конструктов Дж. Келли [8-11].

В отечественной психологии большой вклад в изучение стилевых подходов внесли А.В. Соловьев (1977 г.), М.С. Егорова (1979 г.). М.А. Холодная (2002 г.) [12, 13].

По мнению М. А. Холодной - это индивидуальное своеобразие интеллектуальной деятельности, проявляющееся в особенностях переработки информации в виде индивидуальных различий в мышлении, в восприятии, оценивании происходящего [3].

Таким образом, понятие когнитивного стиля используется с тем, чтобы обозначить, с одной стороны, индивидуальные различия в процессах переработки информации и, с другой, типы людей в зависимости от особенностей организации их когнитивной сферы.

Одним из основных факторов, влияющих на успех профессионального обучения и адаптации, является сформированный стиль деятельности, включающий в себя полный перечень индивидуально-психологических особенностей человека. Анализ литературы по психологической адаптации курсантов к условиям обучения в вузе показал, что в процессе обучения на младших курсах ведущую роль играют познавательные психические процессы, мотивация, индивидуально-психологические особенности обучающихся [2].

Изучение своеобразия интеллектуальной деятельности обучающихся Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России (СПб университет ГПС МЧС России) с учетом индивидуально-психологических особенностей, на взгляд авторов, представляет особый интерес.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее, индивидуально-психологические особенности и когнитивный стиль обучающихся тесно взаимосвязаны друг с другом.

Изучение степени выраженности когнитивных стилей и их взаимосвязь с индивидуально-психологическими особенностями обучающихся являлось целью данного исследования. В исследовании приняли участие 164 испытуемых, курсанты СПб университета ГПС МЧС России первого курса (курсанты), обучающиеся по специальности «Пожарная безопасность», юноши в возрасте 17-19 лет.

В исследовании была применена экспертная оценка успешности обучения, которая включала в себя: действия в сложных (нестандартных) ситуациях, воинскую дисциплину (по 5-балльной шкале) и успешность профессионального обучения (по 10-балльной шкале). В качестве экспертов выступали начальники курсов, командиры взводов, командиры учебных групп. Для анализа текущей успеваемости были использованы результаты рубежного контроля (среднее арифметическое значение итоговых оценок по трем профильным предметам обучения, по 5-балльной шкале). Для изучения индивидуально-личностных особенностей применялась методика «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» в адаптации Л.Н. Собчик [14]. Для самооценки курсантами адаптации профессиональной направленности и успешности обучения в вузе, была применена авторская анкета, включающая в себя оценку адаптации к различным объектам: к условиям воинской дисциплины, к условиям обучения, к коллективу (по 6-балльной шкале).

Для изучения интеллектуальной деятельности обучающихся (особенностей приемов переработки информации, способов решения задач) в исследовании были применены следующие параметры: полезависимость/поленезависимость (ПЗ/ПНЗ), с применением методики «Фигуры Готтшальдта», ригидность/гибкость познавательного стиля - методики словесно цветовой интерференции Дж. Струпа [3].

Анализ литературных источников по проблеме исследования природы когнитивных стилей показал, что существует достаточно большое количество разновидностей стилей [3]. Исследования одного из параметров ПЗ/ПНЗ когнитивного стиля было проведено Генри Уиткином. Его исследования были посвящены изучению индивидуальных различий в перцептивной деятельности, определяющих дифференцированность поля восприятия, в которых испытуемым предлагались задачи выявления простой детали в сложном геометрическом изображении (Witkin, 1950 г.) [15].

В данном исследовании испытуемым предлагалось в 30 замаскированных фигурах найти одну из пяти эталонных фигур и указать ее. Испытуемые, полагаясь на «видимое поле», сложно преодолевали его влияние и с большим трудом находили необходимую деталь в изображении (ПЗ), а быстрое и правильное нахождение фигуры интерпретировалось как ПНЗ.

В узком значении параметр ПЗ/ПНЗ оценивался как умение вычленять простую фигуру в сложной, а в широкой - характеризовал уровень психологической дифференциации. В исследовании оценивались следующие показатели ПЗ/ПНЗ: общее время выполнения всех 30 заданий (в мин), количество правильных ответов, продуктивность как отношение количества правильных ответов к времени выполнения теста.

Следующий стилевой параметр, подвергшийся оценке - это ригидность/гибкость познавательного стиля, характеризующий степень субъективных затруднений в смене способов переработки информации. Ригидный стиль свидетельствовал о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорно перцептивным в силу низкой степени их автоматизации, тогда как гибкий - об относительной легкости такого перехода в силу высокой степени их автоматизации (Gardner, Holzman, Klein, Linton, Spence, 1959 г.; Broverman, 1960 г.) [16].

В исследовании испытуемым предъявлялись три стимульные карты, состоящие из 10 строк и 10 столбцов: карта слов, напечатанных черной краской, оценивалось как время

чтения (Т1); карта четырех основных цветов, необходимо было как можно быстрее назвать цвет (Т2); карта слов, напечатанных шрифтом несоответствующих значениям цветов (Т3). Разница во времени выполнения третьей (цветные слова) и второй (цвет) карт в виде Т3-Т2 оценивалась как показатель ригидности/гибкости. Чем больше эта разница, тем больше выражен эффект интерференции и, соответственно, более выражена ригидность (узость, жесткость) познавательного стиля.

Анализ различных литературных источников, посвященных изучению данной проблематики, свидетельствует о том, что когнитивный стиль, в отличие от традиционных униполярных психологических измерений - это биполярное измерение, в рамках которого каждый когнитивный стиль описывается за счет обращения к двум крайним формам интеллектуального поведения.

Исходя из этого, разделение выборки на крайние формы интеллектуального поведения осуществлялось на основе частотного анализа показателей когнитивных стилей всех курсантов и приведения к нормальному распределению.

Общее время выполнения задания при исследовании параметра ПЗ/ПНЗ когнитивного стиля составило 7,83±4,37 мин. В дальнейшем, вся выборка была разделена на две «полярные» группы: быстро и правильно находящие замаскированные фигуры -«поленезависимые», среднее значение составило 5,65±1,37 мин (п=64); и сложно преодолевающие «видимое поле», имеющие трудности в поиске необходимой детали в изображении - «полезависимые», 10,01±0,28 мин (п=52). Статистические различия показателей индивидуальных особенностей переработки информации в «полярных» группах курсантов носили наиболее выраженный характер при р<0,05.

В дальнейшем исследованию подвергалась оценка степени субъективных затруднений в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта, оценивался параметр ригидность/гибкость когнитивного стиля (Т3-Т2), среднее значение в выборке составило 0,50±0,31 мин. Высокие значения этого параметра свидетельствовали о выраженности эффекта интерференции у курсантов: чем выше значения изучаемого явления, чем более выражена ригидность (узость, жесткость) познавательного стиля. Время, затраченное на выполнение карты слов, составило Т1 - 1,06±0,2 мин, Т2 - 1,31±0,2 мин, Т3 - 1,92±0,4 мин. Особый интерес вызвало изучение дополнительного показателя «вербальности», предложенного Д. Бродверманом, этот показатель оценивался как соотношение Т2/Т1 [17]. Высокие показатели свидетельствовали о преобладании словесного способа переработки информации, а низкие - сенсорно-перцептивного. Среднее значение в выборке у обучающихся составило 1,32±0,41 мин. При анализе результатов когнитивных стилей у обучающихся было установлено, что эффект интерференции является результатом вербального и перцептивного конфликта, что подтверждается исследованиями М.А. Холодной [3].

Дальнейший анализ показал, что легкостью перехода от вербальных функций к сенсорно-перцептивным и высокой степенью автоматизации, имеющих низкий показатель эффекта интерференции, обладают 38 % обучающихся.

При анализе результатов экспертной оценки командирами, было установлены корреляции между успешностью профессионального обучения и действиями в сложных (нестандартных) ситуациях в группе «поленезависимых» (г=0,62, при р>0,05), что может интерпретироваться как независимость и склонность к быстрому принятию решений в сложных ситуациях, главным образом, полагаясь на собственный опыт и приобретенные знания. Также эта группа испытуемых характеризуется высоким темпом и выраженным рациональным компонентом мышления при высокой надежности усвоения и переработки информации.

В группе «полезависимых» испытуемых установлена взаимосвязь успешности профессионального обучения с воинской дисциплиной (г=0,52, при р>0,01), что может свидетельствовать об усвоении и ориентации обучающихся на те корпоративные установки, правила и нормы, которые приняты в данном коллективе.

При исследовании самооценки адаптации было установлено, что в группе «поленезависимых» курсанты оценивают себя более адаптированными к учебной деятельности в вузе, среднее значение составило 27,36±6,34 балла. В то же время статистически значимых отличий по величине среднего балла в группах по этому показателю выявлено не было.

При корреляционном анализе результатов изучения индивидуально-психологических особенностей личности по методике «СМИЛ» выявили, что у ПЗ лиц выше показатели по шкале Б, что свидетельствует об их склонности к эксцентричности и преднамеренной симуляции в условиях ответов на заданные вопросы. Характерно, что в группе «полезависимых» испытуемых отмечается большее количество корреляций между шкалами «СМИЛ» по сравнению с группой ПНЗ, что также находит свое подтверждение в исследованиях А.В. Либина [18].

Так, к примеру, в группе «полезависимых» были выявлены следующие корреляции со шкалами Б (г=0,60, при р>0,05), Ну (г=0,52, при р>0,05), что может интерпретироваться как высокая чувствительность к средовым воздействиям и неустойчивость эмоционального состояния, избегание неуспеха, потребность в понимании, высокий уровень притязаний, который сочетается с потребностью в причастности к интересам группы, повышенной эмотивностью.

Это обстоятельство рассматривалось Уиткином как доказательство биполярной природы данного когнитивного стиля: полюс ПНЗ свидетельствует об интеллектуальной компетентности, тогда как полюс ПЗ - о социальной компетентности.

При изучении корреляционных связей по методике словесно цветовой интерференции было установлено, что испытуемые с низкой интерференцией демонстрируют связи со шкалами Рё (г=0,57, при р>0,05), что может интерпретироваться как стремление обучающихся к доминированию, некоторой вспыльчивости и несдержанности в межперсональных отношениях. Корреляционная связь со шкалой Ра (г=0,61, при р>0,05) может свидетельствовать о том, что испытуемые в этой группе характеризовались негибкостью, «тугоподвижностью» мыслительных процессов, упрямством, сменой настроения, что может свидетельствовать о проявлении психической дезадаптации обучающихся.

Таким образом, анализируя психологические особенности когнитивных стилей интеллектуальной деятельности обучающихся в СПб университете ГПС МЧС России, можно сделать следующие выводы:

- анализ изучения индивидуальных особенностей переработки информации обучающихся показал, что наиболее значимые различия были получены в «полярных» группах по параметру ПЗ/ПНЗ когнитивного стиля (при р<0,05);

- при анализе результатов экспертной оценки командирами было установлено, что группа «поленезависимых» испытуемых характеризуется большей независимостью и склонностью к быстрому принятию решений в сложных ситуациях (г=0,62, при р>0,05);

- анализ корреляционной матрицы показал, что существуют взаимосвязи между различными параметрами когнитивных стилей и индивидуально-психологическими особенностями обучающихся. Так, например, группа «полезависимых» характеризуется высокой чувствительностью к средовым воздействиям, потребностью в понимании, высоким уровнем притязаний, повышенной эмотивностью.

Полученные результаты позволяют сделать некоторые практические рекомендации:

- в процессе обучения учет индивидуальных особенностей обучающихся, прежде всего, доминирующего вида мышления и когнитивного стиля, в соответствии с предпочитаемыми способами переработки учебного материала, позволит повысить качество подготовки обучающихся и ускорить процессы адаптации;

- в процессе психологического сопровождения обучающихся вузов МЧС России целесообразно применять больше практических занятий, тренингов развития психических познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие) для развития

профессионально важных качеств с учетом сформированного индивидуально-своеобразного способа переработки информации, что будет способствовать повышению качества подготовки будущих специалистов.

Результаты исследований могут быть использованы в психологическом сопровождении обучающихся образовательных учреждений высшего образования МЧС России.

Литература

1. Шленков А.В. Влияние профессиональной подготовки в образовательных учреждениях ФПС МЧС России на индивидуально-психологические особенности обучающихся // Проблемы управления рисками в техносфере. 2013. № 3 (27). С. 137-145.

2. Иванова Т.В., Солнцев В.О., Церфус Д.Н. Ведущие мотивы профессиональной деятельности курсантов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России // Проблемы управления рисками в техносфере. 2014. № 3 (31). С. 127-130.

3. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384 с.

4. Холодная М. А., Кострикина И. С. Особенности когнитивных стилей импульсивность/рефлективность и ригидность/гибкость познавательного контроля у лиц с высокими и сверхпороговыми значениями IQ // Психологический журнал. 2002. № 6. С. 72-82.

5. Witkin H.A., Goodenough D.R., Oltman P. Psychological differentiation: current staius //J. of Personality and Soc. Psychology, 1979. V. 37 (7). P. 1127-1145.

6. Колга В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: дис. ... канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1976.

7. Шкуратова И.П. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности: дис. ... канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1983.

8. Klein G.S., Gardner R.W., Schlesinger H. Tolerance for unrealistic experiences: A study of the generality of cognitive behavior // Brit. J. of Psychology, 1962. V. 5 2 (1). P. 41-55.

9. Hunt E. On the nature of intelligence // Science, 1983. V. 219. № 4 581. P. 141-146.

10. Schroder H.M., Driver M.J., Streufert S. Levels of informations processing // Thought and Personality / Ed. by P.B. Warr. Baltimor, 1970. P. 174-191.

11. Kelly G.A. The psychology of personal constructs. V. 1-2. Norton. N.Y., 1955.

12. Соловьев А.В. Исследование познавательных стилей в американской психологии // Зарубежные исследования по психологии познания / под ред. Г.Я. Розена. М.: ИНИОН, 1977. С. 235-249.

13. Егорова М.С. Особенности социализации, влияющие на формирование когнитивного стиля // Экспериментальные исследования по проблемам общей и дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1979. С. 78-84.

14. Собчик Л.Н. СМИЛ (MMPI) стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб.: Речь, 2000 г. 219 с.

15. Witkin H.A. Individual differences in ease of perception of embedded figures // J. of Personality, 1950. V. 63 (302). Р. 1-46.

16. Gardner R.W., Holzman P.S., Klein G.S., Linton КВ., Spence D.P. Cognitive control. A study of individual consistencies in cognitive behavior. Psychological Issues. Monograph 4. V. 1. N.Y., 1959.

17. Broverman D.M. Dimensions of cognitive styles // J. of Personality, 1960. V. 28 (2). P.167-185.

18. Либин А.В. Стилевые особенности познавательных процессов и учебная деятельность // Развитие и диагностика способностей / под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991. С. 131-139.

References

1. Shlenkov A.V. Vliyanie professional'noj podgotovki v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah FPS MCHS Rossii na individual'no-psihologicheskie osobennosti obuchayushchihsya // Problemy upravleniya riskami v tekhnosfere. 2013. № 3 (27). S. 137-145.

2. Solntsev V.O., Tserfus D.N. Psychological characteristics of the cognitive styles of intellectual activity among students in St. Petersburg University of state fire service of EMERCOM of Russia // Problems of risk management in technosphere. 2011. No. 2 (18). S. 136-143.

3. Cold M.A. Cognitive styles. The nature of the individual mind. 2-e izd. SPb.: Piter, 2004.

384 p.

4. Kholodnaya, M.A., Kostrikina I.S. Peculiarities of the cognitive style impulsiveness/reflexivity and rigidity/flexibility cognitive controler individuals with high and sverhdorogimi values IQ // Psychological journal. 2002. No. 6. P. 72-82.

5. Witkin H.A., Goodenough D.R., Oltman P. Psychological differentiation: current staius // J. of Personality and Soc. Psychology. 1979. V. 37 (7). P. 1 127-1 145.

6. Kolga V.A. Differential-psychological study of cognitive style and learning: dis. ... cand. the course of studies. sciences. L.: Leningrad state University, 1976.

7. Shkuratova I.P., the Study of peculiarities of communication in connection with cognitive style, personality: dis. ... cand. the course of studies. sciences. L.: Leningrad state University, 1983.

8. Klein G.S., Gardner R.W., Schlesinger H. Tolerance for unrealistic experiences: A study of the generality of cognitive behavior // Brit. J. of Psychology, 1962. V. 52 (1). P. 41-55.

9. Hunt E. On the nature of intelligence // Science. 1983. V. 219. No. 4 581. P. 141-146.

10. Schroder H.M., Driver M.J., Streufert S. Levels of informations processing // Thought and Personality / Ed. by P.B. Warr. Baltimor, 1970. P. 174-191.

11. Kelly G.A. The psychology of personal constructs. V. 1-2. Norton. N.Y., 1955.

12. Solov'ev A.V. Study of cognitive styles in American psychology // studies in the psychology of cognition / ed. by J. Rosen. M.: the Institute, 1977. S. 235-249.

13. Egorova M.S. Peculiarities of socialization that influence the formation of cognitive style // Experimental researches on problems of General and differential psychophysiology. M.: Nauka, 1979. P. 78-84.

14. Sobchik L.N. SMIL (MMPI) a standardized multifactorial method of studying personality. SPb.: Speech, 2000. p. 219.

15. Witkin H.A. Individual differences in ease of perception of embedded figures // J. of Personality, 1950. V. 63 (302). P. 1-46.

16. Gardner R.W., Holzman P.S., Klein G.S., Linton H.B., Spence, D.P. Cognitive control. A study of individual consistencies in cognitive behavior. Psychological Issues. Monograph 4. V. 1. N.Y., 1959.

17. Broverman D.M. Dimensions of cognitive styles // J. of Personality. 1960. V. 28 (2). P. 167-185.

18. Libin A.V. Stylistic features of cognitive processes and learning activities // Development and diagnostics of abilities / ed. by V.N. Druzhinin, V.D. Shadrikova. Moscow: Nauka, 1991. P. 131-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.