Статья поступила в редакцию 24.10.2017
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЕЮ У ТРЕНЕРОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ
Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет (БГТУ), «Военмех», г. Санкт-Петербург; Галина Викторовна Солдатова, доцент, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования; Петр Борисович Святченко, старший преподаватель, Александр Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет (БГТУ) «Военмех», г. Санкт-Петербург
Аннотация
В результате проведенного исследования, направленного на определение связей успешности профессиональной деятельности тренеров спортивных школы и их удовлетворенности своей работой установлено, что успешность тренерской деятельности характеризуется высокой вариативностью показателей (особенно - в плане роста спортивных результатов воспитанников). Достижение воспитанниками тренера высоких спортивных результатов отрицательно связано с остальными параметрами тренерской деятельности (воспитательным, образовательным и оздоровительным). В целом, успешность тренерской деятельности относительно слабо связана с показателями удовлетворенности тренеров своей профессиональной деятельностью. Наибольшее количество связей зафиксировано у соревновательной успешности, которая является приоритетным направлением в деятельности тренера. Успешность тренерской деятельности является фактором удовлетворенности ею, а не наоборот.
Ключевые слова: успешность профессиональной деятельности, удовлетворенность профессиональной деятельностью, тренеры спортивных школ.
FEATURES OF INTERRELATIONS OF INDICATORS OF SUCCESS IN PROFESSIONAL ACTIVITY AND SATISFACTION WITH IT AT COACHES OF
SPORTS SCHOOLS
Nikolay Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Baltic State Technical University, St. Petersburg; Galina Viktorovna Soldatova, the senior lecturer, St. Petersburg academy of post-degree pedagogical education; Petr Borisovich Svyatchenko, the senior teacher, Alexander Ale-kseevich Zinoviev, the senior teacher, Baltic State Technical University, St. Petersburg
Annotation
As a result of the conducted research, aimed at definition of the links of success in the professional activity of trainers of the sports schools and their satisfactions with the work, it is established that the success of trainer's activity is characterized by high variability of indicators (especially - in respect of growth of sports results of pupils). Achievement of high sports results by pupils of the trainer is negatively connected with other parameters of trainer's activity (educational, training and health-improving). In general, the success of trainer's activity is rather poorly connected with indicators of satisfaction of trainers with the professional activity. The greatest number of links is recorded at competitive success, which is the priority direction in activity of the trainer. The success of trainer's activity is a factor of satisfaction with it, and not vice versa.
Keywords: success in professional activity, satisfaction with professional activity, coaches of sports schools.
ВВЕДЕНИЕ
Отношение специалиста к своей работе считается крайне значимым фактором ее эффективности. Важным показателем отношения к профессиональной деятельности является удовлетворенность ею [1]. Определение показателей удовлетворенности профессиональной деятельности, связанной с параметрами ее успешности, поможет осуще-
ствить управление процессом формирования профессионализма специалиста. Также существуют данные, которые свидетельствуют о позитивном влиянии удовлетворенности учителей физической культуры своей профессиональной деятельностью на отношение учеников к данному предмету [1]. В связи с этим, необходимо изучение специфики связей удовлетворенности профессиональной деятельностью и ее успешности у тренеров спортивных школ.
МЕТОДИКА
Испытуемыми выступили тренеры по спорту в количестве 49 человек, (возраст -от 22 до 74 лет, педагогический стаж - от 2 до 45 лет, 25 женщин и 24 мужчины, тренирующих спортсменов в 12-ти видах спорта). Исследование проводилось на базе восьми детско-юношеских спортивных школ Санкт-Петербурга.
Использовалась методика изучения удовлетворенности профессиональной деятельностью Г.В. Лозовой [3], которая позволяет оценить различные параметры удовлетворенности работника своей профессией и деятельностью. Для оценки профессиональной успешности использовалась «Шкала оценки тренерской успешности» [4], представляющая собой разновидность экспертной оценки. Данная методика состоит из 4 под-шкал, позволяющих измерять эффекты учебно-тренировочного процесса (позитивные сдвиги в соревновательном, образовательном воспитательном и в оздоровительном плане у воспитанников тренера) за определенный период (учебный год). При этом в качестве экспертов выступали коллеги тренеров и их руководители. Испытуемым предлагалось вначале оценить 12 признаков эффективности деятельности тренера (4 функции по 3 признака). Ранее было доказано [4], что расхождений данных этой методики с «прямыми» показателями успешности тренерской деятельности (занятые места, отсев занимающихся и так далее) нет или они минимальны (различия недостоверны).
Для установления связей между показателями успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью применялся корреляционный анализ по Спирмену.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Установлено, что тренеры спортивных школ характеризуются средней успешностью профессиональной деятельности (таблица 1). При этом у всех показателей обнаружена высокая вариативность, что показывает существенную дифференциацию тренеров в отношении профессиональной успешности (значительная часть оценивается как успешная, и столь же значительная - как неуспешная).
Таблица 1 - Значения средних и коэффициентов вариации по показателям успешности деятельности тренеров по спорту_
Виды успешности XX ±о V
Соревновательная 5,3±1,9 47,4
Оздоровительная 5,6±1,5 39,5
Воспитательная 6,3±1,2 27,5
Образовательная 4,8±1,0 29,5
Наибольшие коэффициенты вариации отмечены у соревновательной и оздоровительной успешности. Данные корреляционного анализа показывают, что почти все (за исключением образовательной) виды успешности деятельности тренера по спорту находятся в оппозиции к соревновательной успешности. Так, и оздоровительная (г = 0,52; р<0,001), и воспитательная успешность (г = 0,47; р< 0,01) в деятельности тренера тем ниже, чем выше соревновательная успешность. Образовательная успешность отрицательно взаимосвязана с оздоровительной успешностью (г = 0,30; р< 0,05), что, вероятно, обусловлено разнонаправленностью программ. Следует отметить, что все показатели имеют только отрицательные взаимосвязи с остальными показателями, правда, некоторые из них не достигают значимого уровня.
Таким образом, отдельные эффекты деятельности тренеров по спорту находятся в противоречии между собой и, в связи с этим, выведение общей успешности невозможно.
Данные корреляционного анализа взаимосвязей показателей успешности профессиональной деятельности и удовлетворенности ею у тренеров по спорту представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Матрица значимых корреляционных взаимосвязей показателей успешности деятельности и удовлетворенности ею у тренеров спортивных школ (п = 49; р<0,05 при г = 0,28; р<0,01 при г = 0,3б)_
Успешность деятельности
Показатели удовлетворенности Соревнова- Оздоровитель- Воспитатель- Образователь-
тельная ная ная ная
Деятельностью
Результатами деятельности 0,30 -0,28
Месторасположением -0,28
Санитарно-гигиеническими условиями работы 0,37 -0,30
Общая удовлетворенность деятельностью 0,36 -0,34
Профессией
Перспективами карьеры 0,35
Возможностью творчества 0,39
Возможностью общения 0,29 -0,38
Материальными доходами 0,28
Льготами и привилегиями 0,46 -0,28
Как следует из таблицы 2, взаимосвязей показателей успешности деятельности и удовлетворенностью ею у тренеров обнаружено всего 14 (из 96 гипотетически возможных), из них только 4 достигают 99% уровня достоверности. Нелинейных связей обнаружено не было. Наибольшее количество взаимосвязей отмечено у соревновательной успешности. Это свидетельствует о том, что данное направление в деятельности тренеров является приоритетным.
Успешности оздоровительной деятельности отрицательно связана с показателями удовлетворенности тренеров своей профессиональной деятельностью. Это может быть объяснено антагонизмом этих параметров деятельности, причем на очень высоком уровне значимости (р<0,001). То есть тренеры, главным достижением которых можно считать улучшение здоровья их воспитанников, являются «неудачниками» в общественном мнении.
Спортивная и оздоровительная успешность взаимосвязаны в большей степени с показателями удовлетворенности деятельностью, воспитательная - с показателями удовлетворенности профессией.
С интегральным показателем удовлетворенности профессиональной деятельностью взаимосвязан только показатель соревновательной успешности (р<0,05), причем он же взаимосвязан в большей степени с интегральным показателем удовлетворенности деятельности (р<0,01), чем с интегральным показателем удовлетворенности профессией (связь не достоверна). Вероятно, соревновательная успешность учеников обуславливает удовлетворенность тренера своей деятельностью и профессиональной деятельностью в целом.
С интегральным показателем удовлетворенности деятельностью также отрицательно взаимосвязана оздоровительная успешность (р<0,05), что неудивительно, если вспомнить об отрицательной взаимосвязи этих видов успешности (р<0,001). Кроме того, соревновательная успешность взаимосвязана (и, вероятно, влияет) на удовлетворенность тренеров результатами своей деятельности (р<0,05). А также, с удовлетворенностью санитарно-гигиеническими условиями работы (р<0,01). Воспитательная и образовательная успешность с частными видами удовлетворенности деятельностью не взаимосвязаны.
С интегральным показателем удовлетворенности профессией не отмечено взаимосвязей ни у одного из видов успешности деятельности тренера по спорту. Можно про-
следить только некоторые взаимосвязи с ее частными видами. Так, чем выше соревновательная успешность тренера, тем выше его удовлетворенность материальными доходами (p<0,05) и профессиональными льготами (p<0,001). Воспитательная успешность взаимосвязана с удовлетворенностью перспективами профессиональной карьеры и возможностью широкого общения (p<0,05), а также возможностью проявления творчества (p<0,01). Вероятно, чем выше воспитательная успешность, тем выше удовлетворенность перечисленными аспектами. Образовательная успешность отрицательно взаимосвязана с удовлетворенностью широким общением (p<0,05).
ВЫВОДЫ
Основываясь на анализе полученных взаимосвязей, можно сделать следующие основные выводы. Успешность тренерской деятельности характеризуется высокой вариативностью показателей (особенно - в плане роста спортивных результатов воспитанников). Она не очень тесно связана с показателями удовлетворенности тренеров своей профессиональной деятельностью. По большей части она связана с соревновательной успешностью (с которой остальные виды успешности деятельности тренера - оздоровительная, воспитательная и образовательная - находятся в противоречии). Основываясь на интерпретации полученных данных, можно сделать вывод, что, скорее успешность профессиональной деятельности влияет на удовлетворенность ею (как общей, так и на ее частные виды), чем наоборот.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еделева, Е.Г. Отношение учащихся разного возраста к учебному предмету и урокам физической культуры в средней школе : автореф. ... дис. канд. психол. наук / Еделева Е.Г. - Л., 1989. - 22 с.
2. Ильин, Е.П. Удовлетворенность деятельностью как социально-психологический феномен / Е.П. Ильин // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности / под ред. Б.А. Ашмарина, Е.П. Ильина, Б.А. Петрова. - Л., 1981. - С. 4-13.
3. Лозовая, Г.В. Методика изучения удовлетворенности профессиональной деятельностью / Г. В. Лозовая // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 4-й межвузовской конференции. - СПб., 2001. - С. 77-82.
4. Станиславская, И.Г. Проявление способностей к тренерской деятельности : автореф. ... дис. канд. психол. наук / Станиславская И.Г. - СПб., 1994. - 15 с.
REFERENCES
1. Edeleva, E.G., Relation of pupils of different age to a subject and physical education classes at high school, dissertation, Leningrad.
2. Ilyin, E.P. (1981), "Satisfaction with activity as social and psychological phenomenon", Collection of articles: Psychophysiological studying of educational and sports activity, LGPI of A.I. Herzen, Leningrad, pp. 4-13.
3. Lozovy, (2001), "Technique of studying of satisfaction with professional activity", Psychological bases of pedagogical activity. Materials of the 4th interuniversity conference, St. Petersburg, pp. 77-82.
4. Stanislavsky, I.G. (1994), Manifestation of abilities to trainer's activity, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.10.2017