Научная статья на тему 'Типы отношения к профессиональной деятельности у тренеров спортивных школ'

Типы отношения к профессиональной деятельности у тренеров спортивных школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
414
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ОТНОШЕНИЕ / ТРЕНЕРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зиновьев Николай Алексеевич, Солдатова Галина Викторовна, Зиновьев Александр Алексеевич, Святченко Петр Борисович

По результатам факторного анализа показателей удовлетворенности профессиональной деятельности, профессиональной мотивации и самооценки у тренеров спортивных школ были выявлены типы отношения к данному виду деятельности. Выявлено два типа позитивного и негативного отношения тренеров к профессиональной деятельности. К позитивным видам относятся «удовлетворенность профессиональными достижениями» и «удовлетворенность профессиональными возможностями». К негативным видам «неудовлетворенность профессиональным будущим» и «неудовлетворенность своим профессионализмом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зиновьев Николай Алексеевич, Солдатова Галина Викторовна, Зиновьев Александр Алексеевич, Святченко Петр Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of relation to professional activity at coaches of sports schools

By results of the factorial analysis of indicators of satisfaction with the professional activity, professional motivation and self-assessment at coaches of sports schools the types of the attitude to this kind of activity have been revealed. Two types of positive and negative attitude of trainers to professional activity have been revealed. "Satisfaction with professional achievements" and "satisfaction with professional opportunities" belong to positive types. To negative types "dissatisfaction with the professional future" and "dissatisfaction with the professionalism".

Текст научной работы на тему «Типы отношения к профессиональной деятельности у тренеров спортивных школ»

REFERENCES

1. Vinokurov, L.V. and Minin, D.S. (2014), "About three paradigms and one method of psycho-diagnosis of the burnout syndrome", Proceedings of the scientific conference "Ananiev Readings - 2014: Psychological Support of Professional Activities", Skifia-print, St. Petersburg, pp. 89-91.

2. Vodopyanova, N.E. (2011), Prevention and correction of the burnout syndrome: methodology, theory, practice, Publishing house SPbGU. St. Petersburg.

3. Vodopyanova, N.E. and Starchenkova E.S. (2009), Burnout Syndrome: Diagnosis and Prevention, Peter, St. Petersburg.

4. Ed. Lukyanov, V.V., Leonova, A.B., Oboznova, A.A., Chernysheva, A.S., Vodopyanova, N.E. (2013), Burnout andprofessionalization, KSU, Kursk.

5. Grabe, M. (2008), Syndrome of burnout. The disease of our time, Speech, St. Petersburg.

6. Zhuravleva, I.V., Shilova, L.S., Kogan, V.Z. and Kopina, O.S. (1993), The attitude of the population to health, Institute of Sociology of the RAS, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.05.2017

УДК 796.071.4:159.9

ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ТРЕНЕРОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ

Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова; Галина Викторовна Сол-датова, доцент, Санкт-Петербургская академия постдипломного образования (СПб АППО); Александр Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Петр Борисович Святченко, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова

Аннотация

По результатам факторного анализа показателей удовлетворенности профессиональной деятельности, профессиональной мотивации и самооценки у тренеров спортивных школ были выявлены типы отношения к данному виду деятельности. Выявлено два типа позитивного и негативного отношения тренеров к профессиональной деятельности. К позитивным видам относятся «удовлетворенность профессиональными достижениями» и «удовлетворенность профессиональными возможностями». К негативным видам - «неудовлетворенность профессиональным будущим» и «неудовлетворенность своим профессионализмом».

Ключевые слова: профессиональная деятельность, удовлетворенность, отношение, тренеры.

TYPES OF RELATION TO PROFESSIONAL ACTIVITY AT COACHES OF SPORTS

SCHOOLS

Nikolay Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, The Ustinov Baltic State Technical University, St. Petersburg; Galina Viktorovna Soldatova, the senior lecturer, St. Petersburg Academy of Post-degree Education; Alexander Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Petr Boriso-vich Svyatchenko, the senior teacher, The Ustinov Baltic State Technical University, St. Petersburg

Annotation

By results of the factorial analysis of indicators of satisfaction with the professional activity, professional motivation and self-assessment at coaches of sports schools the types of the attitude to this kind of activity have been revealed. Two types of positive and negative attitude of trainers to professional activity have been revealed. "Satisfaction with professional achievements" and "satisfaction with professional opportunities" belong to positive types. To negative types - "dissatisfaction with the professional future" and "dissatisfaction with the professionalism".

Keywords: professional activity, satisfaction, relation, trainers.

ВВЕДЕНИЕ

Отношение специалиста к осуществляемой им деятельности является важным фактором, определяющим уровень его профессиональной эффективности и важной составляющей профессионального благополучия личности. Особенно большую роль этот фактор может играть в социально-ориентированных профессиях. Еще больше значение отношения специалиста к осуществляемой им деятельности играет в педагогической деятельности. В связи с этим, целесообразно изучать отношение тренеров спортивных школ к своей профессиональной деятельности, т.к. от этого фактора может зависеть и уровень спортивных достижений их учеников. Наиболее информативным показателем отношения человека к деятельности является удовлетворенность различными ее аспектами [2].

МЕТОДИКА

Испытуемыми выступили тренеры по спорту в количестве 49 человек, (возраст -от 22 до 74 лет, педагогический стаж - от 2 до 45 лет, 25 женщин и 24 мужчины, тренирующих спортсменов в 12-ти видах спорта). Исследование проводилось на базе восьми детско-юношеских спортивных школ Санкт-Петербурга. Использовалась методика изучения удовлетворенности профессиональной деятельностью Г.В. Лозовой [3]. Для оценки личностных характеристик тренеров применялись методики «Диагностика самооценки и уровня притязаний личности» А.Р. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан и «Структура мотивации трудовой деятельности» К. Замфир в модификации А.А. Реана. Для определения успешности деятельности тренеров применялся метод экспертных оценок (в качестве экспертов выступили тренеры, которые оценивали друг друга по различным критериям). С целью выявления типов удовлетворенности у тренеров по спорту испытуемые предварительно были разделены на две группы: удовлетворенных и неудовлетворенных профессиональной деятельностью в целом. Различия между этими двумя группами оказались достоверными на 99,9% уровне достоверности. Затем показатели обеих выборок были подвергнуты факторному анализу.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате факторного анализа удалось вывить два типа тренеров, удовлетворенных своей профессиональной деятельностью. Условно первый тип можно назвать как «удовлетворенность собой в деятельности» (или актуальная удовлетворенность), а второй - как «удовлетворенность возможностями профессии» (или потенциальная удовлетворенность).

В первый фактор (вес 18,6%) вошли следующие показатели: профессиональная самооценка (0,84); удовлетворенность собственным профессионализмом (0,84); разрыв профессионального уровня притязаний и самооценки (-0,84); успешность образовательной деятельности (0,82); удовлетворенность своим профессиональным статусом (0,79); удовлетворенность отношениями с руководством (0,79); стаж профессиональной деятельности (0, 64); самооценка личности (0,63); удовлетворенность деятельностью в целом (0,55); разрыв уровня притязаний и самооценки (-0,53); возраст (0,53). Данный тип отношения к профессиональной деятельности акцентируется на удовлетворенности тренера своими личными достижениями в деятельности (профессионализмом, статусом, отношениями с вышестоящими и тем, что делает).

Таким образом, это преимущественно «возрастные» тренеры, с большим педагогическим стажем. Как правило, они высоко себя оценивают (и свою личность в целом и свои профессиональные качества). Они ставят реально достижимые цели (об этом свидетельствует небольшая величина разрыва между уровнем притязаний и самооценкой) и, с их точки зрения, неплохо с ними справляются. Данный тип тренеров оказался наиболее успешным в образовательной деятельности. Вероятно, авторитет и уверенность в себе «заражает» их учеников и они перенимают большее количество знаний и умений.

Данный тип отношения к профессиональной деятельности можно охарактеризовать как «удовлетворенность профессиональными достижениями».

Во второй фактор (вес 15,4%) оказались включенными показатели: удовлетворенность перспективами карьерного роста (0,72); профессиональный уровень притязаний (0,71); внешняя положительная профессиональная мотивация (0,71); удовлетворенность престижностью профессии (0,70); удовлетворенность возможностью самосовершенствования в профессии (0,65); удовлетворенность своей профессиональной подготовкой (0,68); внутренняя положительная профессиональная мотивация (0,68); соревновательная успешность (0,59). Этот тип отношения к профессиональной деятельности, в противоположность первому, акцентируется на том, что только еще будет достигнуто. Высокие профессиональные планы связаны с возможностями роста - карьерного и личностного. В качестве основания для этого рассматривается высокий уровень собственной профессиональной подготовленности. Что касается психологических характеристик, то это высокомотивированные тренеры с высоким уровнем притязаний. Интересно, что именно этот тип тренеров добивается высокой соревновательной успешности. Данный тип отношения к профессиональной деятельности можно охарактеризовать как «удовлетворенность профессиональными перспективами».

Также в результате факторного анализа были выявлены два типа тренеров, в целом не удовлетворенных своей профессиональной деятельностью. Эти два типа можно охарактеризовать как «неудовлетворенность возможностями карьеры в профессии тренера» (неудовлетворенность профессиональным будущим) и «неудовлетворенность своим профессионализмом» (актуальная неудовлетворенность).

В первый фактор (вес 10,2%) вошли следующие показатели: стаж профессиональной деятельности (-0,90); удовлетворенность перспективами карьеры (-0,84); возраст (0,79); удовлетворенность престижностью профессии (-0,77); тренерская категория (-0,74); внутренняя профессиональная мотивация (0,74); воспитательная успешность (0,64); уровень притязаний (0,57); удовлетворенность возможностями общения (0,56); внешняя отрицательная мотивация (0,54); удовлетворенность профессией в целом (0,54); удовлетворенность возможностью творчества (0,53); внешняя положительная мотивация (0,52); профессиональный уровень притязаний (0,52);

Этот тип негативного отношения к профессиональной деятельности сконцентрирован на неблагоприятной оценке своего будущего в рамках данной профессии, вероятно, связанной с низкой оценкой собственного и профессионального престижа. От изменения вида профессиональной деятельности, удерживает любовь к самой профессии. Психологический портрет тренеров - носителей данного типа неудовлетворенности состоит в их высокой профессиональной мотивации и высоком уровне притязаний, которые не могут быть удовлетворены в рамках данной профессии в данных обстоятельствах. Как правило, эти тренеры - молодые, с низким педагогическим стажем и низкой тренерской категорией, которые, оценивая ситуацию на современном рынке труда, делают вывод о том, что профессия тренера по спорту в большинстве случаев является малоперспективной и не может удовлетворить их запросы.

Интересен тот факт, что данный тип тренеров оказывается наиболее успешным в воспитательном плане. Вероятно, это может быть объяснено их высокой внутренней мотивацией (на саму деятельность), любовь к самой профессии, а также удовлетворенность возможностью общения и творчества. Этот тип неудовлетворенности можно сформулировать как «неудовлетворенность возможностью карьерного роста».

Во второй фактор (вес 7,3) вошли следующие показатели: самооценка личности (0,83); удовлетворенность своим профессионализмом (-0,83); оздоровительная успешность (0,83); удовлетворенность деятельностью в целом (-0,75); профессиональная самооценка (-0,72); удовлетворенность результатами своей деятельности (-0,71); удовлетворенность содержанием деятельности (0,70); удовлетворенность соответствием профессии

характеру (0,65); удовлетворенность возможностью самосовершенствования (0,58); внешняя отрицательная мотивация (-0,6); разрыв профессионального уровня притязаний и самооценки (0,55).

Данный тип отношения к работе можно охарактеризовать как «неудовлетворенность собой в профессиональной деятельности», своими результатами и своей деятельностью в целом. Однако в рамках данной профессии тренеров удерживает то, что они считают ее своим призванием и считают, что у них есть возможности для личного и профессионального роста. Эти тренеры характеризуются общей неуверенностью в себе - об этом свидетельствует низкая самооценка как личности в целом, так и своих профессиональных возможностей. Источником подобной неуверенности служит большой разрыв между уровнем притязаний и самооценкой - они ставят слишком высокие требования к самим себе и полагают, что не соответствуют им. Интересно, что этот тип тренеров оказался наиболее успешен в оздоровительном плане, видимо, в силу их большей гуманности.

ВЫВОДЫ

Таким образом, с помощью факторного анализа удалось установить типы отношения к профессиональной деятельности у тренеров спортивных школ. Тренеры, удовлетворенные ею, удовлетворены своим профессиональным самоутверждением и возможностью для профессиональной самореализации. Тренеры, не удовлетворенные профессиональной деятельностью, не удовлетворены возможностями для реализации своих амбиций и собой как профессионалом.

Кроме того, было выявлено довольно сильное влияние мотивации и самооценки на удовлетворенность профессиональной деятельностью и было уточнено, что они на разных тренеров влияют по-разному. То есть, например, высокая профессиональная мотивация может служить источником, как удовлетворенности, так и неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Высокая самооценка влияет на удовлетворенность профессиональной деятельностью, низкая - на неудовлетворенность ею.

Также было выявлено, что тренеры, удовлетворенные своей профессиональной деятельностью наиболее успешны в образовательной и соревновательной деятельности, а неудовлетворенные тренеры - успешны в воспитательном и оздоровительном плане.

ЛИТЕРАТУРА

1. Еделева, Е.Г. Отношение учащихся разного возраста к учебному предмету и урокам физической культуры в средней школе : автореф. ... дис. канд. психол. наук / Еделева Е.Г. - Л., 1989. - 22 с.

2. Ильин, Е.П. Удовлетворенность деятельностью как социально-психологический феномен / Е.П. Ильин // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности / под ред. Б.А. Ашмарина, Е.П. Ильина, Б.А. Петрова. - Л., 1981. - С. 4-13.

3. Лозовая, Г.В. Методика изучения удовлетворенности профессиональной деятельностью / Г.В. Лозовая // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 4-й межвузовской конференции. - СПб., 2001. - С. 77-82.

REFERENCES

1. Edeleva, E.G. (1989), Relation of pupils of different age to a subject and physical education classes at high school, dissertation, Leningrad.

2. Ilyin, E.P. (1981), "Satisfaction with activity as social and psychological phenomenon", Psychophysiological studying of educational and sports activity, Herzen University, Leningrad, pp. 4-13.

3. Lozovaya, G.V. (2001), "Technique of studying of satisfaction with professional activity", Psychological bases of pedagogical activity. Materials of the 4th interuniversity conference, St. Petersburg, pp. 77-82.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.04.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.