Психологические науки
УДК 796:159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТРЕНЕРОВ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ
Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Никита Владимирович Пела-геич, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург; Галина Викторовна Солдатова, доцент, Санкт-Петербургская академия постдипломного образования (СПб АППО)
Аннотация
В результате исследования, в котором приняли участие тренеры детско-юношеских спортивных школ (n=49) посредством корреляционного анализа было установлено, что к числу факторов удовлетворенности данных специалистов своей профессиональной деятельностью относятся: высокая профессиональная самооценка, отсутствие конфликта между профессиональной самооценкой и профессиональным уровнем притязаний, высокий уровень внутренней мотивации и низкий - внешней отрицательной профессиональной мотивации.
Ключевые слова: тренеры, удовлетворенность профессиональной деятельностью, психологические факторы, самооценка, уровень притязаний, мотивация.
PSYCHOLOGICAL FACTORS OF SATISFACTION WITH THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF COACHES OF CHILDREN AND YOUTH SPORTS SCHOOLS
Nikolay Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Nikita Vladimirovich Pelageich, the senior teacher, The Ustinov Baltic State Technical University, St. Petersburg, Galina Viktorovna
Soldatova, the senior lecturer, St. Petersburg Academy of Post-degree Education
Annotation
As a result of the research in which the coaches of the children and youth sports schools (n=49) have taken part the authors have established with the means of the correlation analysis that among the factors of satisfaction of these experts with the professional activity there are the following: the high professional self-assessment, the lack of the conflict between the professional self-assessment and professional level of claims, the high level of internal motivation and low level of the external negative professional motivation.
Keywords: trainers, satisfaction with professional activity, psychological factors, self-assessment, level of claims, motivation.
ВВЕДЕНИЕ
Удовлетворенность профессиональной деятельностью является крайне значимым феноменом, который связан как с психологическим благополучием личности специалиста, так и эффективностью его деятельности. Одной из наиболее важных проблем, связанных с удовлетворенностью профессиональной деятельностью, является поиск ее факторов, в том числе, и психологических. Знание этих факторов позволит эффективно организовать процесс психологического сопровождения профессионалов определенного профиля вообще (например, педагогов), и специалистов, работающих в конкретной организации (например, школе), в частности.
МЕТОДИКА
В исследовании приняли участие тренеры по спорту в количестве 49 человек, в возрасте 22-74 лет, с педагогическим стажем от 2 до 45 лет, из них: 25 женщин и 24 мужчины, тренирующие спортсменов преимущественного подросткового возраста в 12-ти видах спорта. Исследование проводилось на базе восьми детско-юношеских спортивных
школ Санкт-Петербурга. Изучалась роль таких факторов, как самооценка и уровень притязаний (личностный и профессиональный) и профессиональная мотивация. Использовались следующие диагностические средства: методика изучения самооценки и уровня притязаний Д. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (в оригинальном и модифицированном вариантах), методика изучения профессиональной мотивации К. Замфир в модификации А. А. Реана, методика изучения удовлетворенности профессией и деятельностью Г.В. Лозовой [1]. Связи между показателями удовлетворенности и качеств личности устанавливались посредством корреляционного анализа (анализировались связи, достигающие 95% уровня достоверности и выше).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате анализа полученных данных были установлены психологические факторы удовлетворенности (таблица 1).
Таблица 1
Матрица достоверных корреляционных взаимосвязей показателей личностных
характеристик и удовлетворенности тренеров своей профессиональной _деятельностью (п=49; р<0,05 при г=0,28; р<0,01 при г=0,36)_
Показатели удовлетворенности Показатели личностных характеристик
3 6 7 8 9
Содержанием деятельности 0,40 -0,42 0,28
Процессом деятельности 0,36 -0,32
Результатами деятельности 0,28 -0,28 0,30 0,31 -0,28
Общественной значимостью 0,28
Месторасположением 0,30
Материальной базой -0,39 0,28
Санитарно-гигиеническими условиями -0,33 0,29
Отношениями с коллегами 0,29
Отношениями с учениками -0,31
Отношениями с руководством 0,28 -0,31
Деятельностью в целом 0,50 -0,48
Удовлетворенность деятельностью (и.) 0,36 -0,49
Престижностью профессии 0,28
Профессиональным статусом 0,30 0,33
Подготовленностью 0,28 0,31
Уровнем профессионализма 0,50 -0,46
Соответствием характеру 0,28 -0,29
Возможностью самосовершенствования 0,30 0,44
Возможностью творчества 0,33
Возможностью общения 0,28
Материальными доходами -0,39
Льготами и привилегиями -0,36
Примечание: подчеркиванием отмечены связи при р < 0,01. Условные обозначения: 3 - профессиональная самооценка, 6 - величина разрыва между профессиональным
уровнем притязаний и самооценкой, 7 - внутренняя профессиональная мотивация, 8 - внешняя положительная
мотивация; 9 - внешняя отрицательная мотивация.
Установлено, что самым значимым фактором удовлетворенности тренеров спортивных школ своей профессиональной деятельностью является их профессиональная самооценка (9 достоверных связей). В большей степени она влияет на удовлетворенность деятельностью, чем на удовлетворенность профессией, что вполне закономерно. Профессиональная самооценка определяет удовлетворенность содержанием деятельности, деятельностью в целом, своим уровнем профессионализма (р<0,01), достигнутыми результатами отношениями с коллегами, руководством, своим профессиональным статусом и уровнем собственной профессиональной подготовки (р<0,05). Что касается профессионального уровня притязаний, то он также имеет взаимосвязи с показателями удовлетворенности профессиональной деятельностью, однако они не достигают достоверного
уровня. Анализ этих взаимосвязей показывает, что, чем выше профессиональный уровень притязаний тренеров по спорту, тем ниже их удовлетворенность различными аспектами профессиональной деятельности, что вполне логично.
Довольно много связей с показателями удовлетворенности профессиональной деятельностью имеет показатель величины разрыва между профессиональной самооценкой и уровнем притязаний (т.е., между идеальным и реальным профессиональным «образом Я»), причем все связи - отрицательные. То есть, чем выше разрыв между профессиональным уровнем притязаний и самооценкой, тем меньше тренеры удовлетворены: содержанием деятельности, ее материальной базой, деятельностью тренера в целом, своим уровнем профессионализма (р<0,01), а также достигнутыми ими результатами, санитарно-гигиеническими условиями и отношениями с руководством (р<0,05). Также довольно значительное влияние на удовлетворенность специалистов своей профессиональной деятельностью оказывает их профессиональная мотивация.
Показатель внутренней мотивации (любви к данному виду деятельности) закономерно оказался связанным с удовлетворенностью: процессом осуществления деятельности, соответствием профессии характеру (р<0,01), содержанием деятельности, ее результатами, возможностью самосовершенствования и творчества (р<0,05), выступая в качестве фактора перечисленных показателей. Чем более выражена положительная мотивация у тренеров (мотивы, связанные с заработком и карьерой), тем выше их удовлетворенность результатами деятельности и собственной подготовленностью (р<0,05) и ниже - удовлетворенность материальными доходами и льготами (р<0,01), что закономерно.
Чем более выражена внешняя отрицательная мотивация у тренеров, тем менее они удовлетворены процессом и результатами деятельности, отношениями с учениками, а также соответствием профессии своему характеру. Однако, в то же время, тем более они удовлетворены месторасположением, материальной базой, санитарно-гигиеническими условиями, а также престижностью профессии и своим статусом (все связи при р<0,05). Вероятно, удовлетворенность всеми этими показателями «удерживает» тренеров на в принципе нелюбимой ими работе. Из всех показателей удовлетворенности профессиональной деятельностью, обусловленной всеми перечисленными свойствами личности, оказалась удовлетворенность тренеров результатами своей деятельности.
Установлено, что ряд свойств личности не оказывает влияния на удовлетворенность тренеров своей профессиональной деятельностью. К их числу относятся самооценка личности и уровень притязаний личности, а также величина разрыва между ними. Однако они тесно связаны с показателями профессиональной самооценки, уровня притязаний и величины разрыва между ними, следовательно, они оказывают не прямое, а косвенное влияние.
ВЫВОДЫ
Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что к числу психологических факторов, оказывающих позитивное влияние на степень удовлетворенности тренеров различными аспектами профессиональной деятельности, относятся: высокая профессиональная самооценка, низкий разрыв между профессиональным уровнем притязаний и профессиональной самооценкой, высокая внутренняя профессиональная мотивация (позитивное отношение к данному виду деятельности) и низкая внешняя отрицательная мотивация (стремление избежать критики и возможных неприятностей по работе). В процессе психологического сопровождения тренеров детско-юношеских спортивных школ необходимо «культивировать» перечисленные характеристики и создавать условия для наиболее полной самореализации личности педагогов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лозовая, Г.В. Методика изучения удовлетворенности профессиональной деятельностью / Г.В. Лозовая ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта // Психологические ос-
новы педагогической деятельности : материалы 4-й межвузовской конференции. - СПб., 2001. - С. 78-81.
REFERENCES
1. Lozovy, G.V. (2001), "Technique of studying of satisfaction with professional activity", Psychological bases of pedagogical activity, Materials of the 4th interuniversity conference, Lesgaft academy, St. Petersburg, pp. 78-81.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.07.2016
УДК 159.9.072.533
ТЕЛЕМОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ
Андрей Петрович Середа, доктор медицинских наук, профессор, директор, Сергей Витальевич Матвиенко, кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника отдела медико-психологического обеспечения спортивных сборных команд РФ, Геннадий Дмитриевич Горбунов, доктор педагогических наук, профессор, психолог, Олег Сергеевич Морозов, кандидат педагогических наук, психолог, ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации ФМБА России» (ФГБУ ФНКЦСМ ФМБА России), г. Москва
Аннотация
В статье рассматривается возможность реализации методики телемониторинга психофизиологических показателей спортсменов посредством распределенной «облачной» информационной системы. На примере диагностики простой зрительно-моторной реакции реализовано пилотное опытно-конструкторское решение для организации динамической оценки и исследования психофизиологического статуса высококвалифицированных спортсменов, состоящее из серверного и мобильного приложений. Серверное приложение реализовано, как прототип автоматизированного рабочего места спортивного психолога, тест-версия которого функционирует и доступна по адресу веб-узла сайта www.tport.ru. Путем применения аналитических методов математической статистики определены преимущества от внедрения телемониторинга психологического и психофизиологического состояния спортсменов.
Ключевые слова: исследование, телемониторинг, психофизиологический статус, высококвалифицированные спортсмены, сенсомоторное реагирование.
TELEMONITORING OF FUNCTIONAL STATE OF HIGHLY SKILLED ATHLETES
Andrey Petrovich Sereda, the doctor of medical sciences, professor, director, Sergey Vitalievich Matvienko, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Deputy Chief of Department of Medico-Psychological Support of National Sports Teams of Russia, Gennady Dmitrievich Gorbunov, the doctor of pedagogical sciences, professor, psychologist,
Oleg Sergeevich Morozov, the candidate of pedagogical sciences, psychologist, Federal Research and Clinical Center of Sports Medicine and Rehabilitation of Federal Medical Biological Agency of Russia, Moscow
Annotation
The article analyzes the possibility of realization of the telemonitoring methodology for the psychophysiological indicators of athletes using the distributed "cloud" information system. As exemplified by the diagnostics of the simple visual-motor reaction there is a representation in a pioneer design and experimental solution for dynamic inference organization for studying the psychophysiological status of highly qualified athletes, consisting of server and mobile applications. The server application is implemented, for example, as a prototype of the automated work place of the sports psychologist, test version of which is operational and accessible on the website www.tport.ru. On the basis of the analytical methods of mathematical statistics there have been determined the benefits of the implementation of telemonitoring of psychological and psychophysiological state of athletes.