Научная статья на тему 'Психосемантическое исследование мотивации спортсменов высокой квалификации'

Психосемантическое исследование мотивации спортсменов высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
430
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортсмены / личность / мотивация / потребности / мотивы / отношения / сознание / понятия / психосемантика / психодиагностика / athletes / personality / motivation / needs / motives / relations / consciousness / notions / psychosemantics / psychodiagnostics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афанасьев Вадим Геннадьевич, Соломин Игорь Леонидович, Соломина Лада Юрьевна

Статья посвящена результатам психосемантического исследования мотивации профессиональных спортсменов. Выявлены содержание потребностей, мотивов отношений профессиональных спортсменов, представляющих хоккей, велосипедный спорт, греблю на байдарках и каноэ, самбо, биатлон и парусный спорт. Материалы. Данные, полученные в результате индивидуальной и групповой форм проведения диагностики мотивации с помощью бланков и специально разработанной компьютерной программы Express. Методы исследования. Методика психосемантической экспресс-диагностики, разработанная И.Л. Соломиным на базе метода цветовых метафор. Результаты и обсуждение. Анализ результатов психосемантического исследования мотивации профессиональных спортсменов, представляющих хоккей, велосипедный спорт, греблю на байдарках и каноэ, самбо, биатлон и парусный спорт, позволил определить мотивационные проблемы, выявить мотивационные ресурсы и сравнить содержание мотивации мужчин и женщин, занимающихся большим спортом. К основным мотивационным проблемам спортсменов можно отнести недостаточную удовлетворенность жизнью, недостаток близких отношений в команде, безразличное отношение к России и отсутствие желания учиться. Мотивационными ресурсами можно считать увлеченность спортивной деятельностью, связанные со спортом будущие планы, уважение к себе, доверительные отношения с тренером, ценность работы и семьи в жизни. В результате сопоставления содержания мотивации мужчин и женщин было выявлено, что спортсменки нуждаются в дополнительной работе, направленной на их психологическую, социальную и профессиональную адаптацию. Заключение. Методика психосемантической диагностики, в частности, методика цветовых метафор, может быть рекомендована к использованию для выявления параметров мотивации и контроля ее динамики у профессиональных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Афанасьев Вадим Геннадьевич, Соломин Игорь Леонидович, Соломина Лада Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychosemantic study of highly-qualified athletes’ motivation

The article presents the results of professional athletesmotivation psychosemantic study. We revealed the content of professional athletesneeds, motives and attitudes. The athletes presented hockey, cycling, rowing and canoeing, sambo-wrestling, biathlon and yachting sport. Materials. The data, received as a result of an individual and group form of motivation diagnostics, with the help of forms and specially created Express computer program. Research methods. The methodology of psychosemantic express-diagnostics is created by Igor L. Solomin on the basis of color metaphors method. Results. The results analysis of motivation psychosemantic study among professional athletes, who go in for hockey, cycling, rowing and canoeing, sambo-wrestling, biathlon and yachting sport, helped to define motivational problems, reveal motivational resources and compare the content of motivation among male and female professional athletes. The main motivational problems of athletes include insufficient satisfaction with life, lack of close communication relations in team, indifference concerning Russia and the absence of desire to learn. Motivation resources include the following: keenness on sports activity. It is connected with sport plans, selfrespect, trust-based relations with the coach, the value of work and family in life. As a result of motivation content comparison between men and women it was revealed that female athletes need additional work, directed toward their psychological, social and professional adaptation. Conclusion. The methodology of psychosemantic diagnostics, in particular color metaphors method, can be recommended for motivation parameters revelation and its dynamics control among professional athletes.

Текст научной работы на тему «Психосемантическое исследование мотивации спортсменов высокой квалификации»

УДК 159.9.072; 796 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-2-83-88

Психосемантическое исследование мотивации спортсменов высокой квалификации

Афанасьев В.Г.1*, Соломин И.Л.2, Соломина Л.Ю.3

1Эйч Би Эссистенс, г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-000l-6522-9l38, info@hbagr.ru 2Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра

I, г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0002-3354-0666, info@hbagr.ru 3Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Петродворцового

района Санкт-Петербурга «Доверие» г. Санкт-Петербург, Россия ORCID: 0000-0002-9935-5009, info@hbagr.ru

Аннотация: Статья посвящена результатам психосемантического исследования мотивации профессиональных спортсменов. Выявлены содержание потребностей, мотивов отношений профессиональных спортсменов, представляющих хоккей, велосипедный спорт, греблю на байдарках и каноэ, самбо, биатлон и парусный спорт. Материалы. Данные, полученные в результате индивидуальной и групповой форм проведения диагностики мотивации с помощью бланков и специально разработанной компьютерной программы Express. Методы исследования. Методика психосемантической экспресс-диагностики, разработанная И.Л. Соломиным на базе метода цветовых метафор. Результаты и обсуждение. Анализ результатов психосемантического исследования мотивации профессиональных спортсменов, представляющих хоккей, велосипедный спорт, греблю на байдарках и каноэ, самбо, биатлон и парусный спорт, позволил определить мотивационные проблемы, выявить мотивационные ресурсы и сравнить содержание мотивации мужчин и женщин, занимающихся большим спортом. К основным мотивационным проблемам спортсменов можно отнести недостаточную удовлетворенность жизнью, недостаток близких отношений в команде, безразличное отношение к России и отсутствие желания учиться. Мотивационными ресурсами можно считать увлеченность спортивной деятельностью, связанные со спортом будущие планы, уважение к себе, доверительные отношения с тренером, ценность работы и семьи в жизни. В результате сопоставления содержания мотивации мужчин и женщин было выявлено, что спортсменки нуждаются в дополнительной работе, направленной на их психологическую, социальную и профессиональную адаптацию. Заключение. Методика психосемантической диагностики, в частности, методика цветовых метафор, может быть рекомендована к использованию для выявления параметров мотивации и контроля ее динамики у профессиональных спортсменов. Ключевые слова: спортсмены, личность, мотивация, потребности, мотивы, отношения, сознание, понятия, психосемантика, психодиагностика.

Для цитирования: Афанасьев В.Г., Соломин И.Л., Соломина Л.Ю. Психосемантическое исследование мотивации спортсменов высокой квалификации. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 20l9; l4(2): 83-88. DOI ЮЛ4526/2070-4798-20l9-l4-2-83-88

Psychosemantic study of highly-qualified athletes' motivation

Vadim G. Afanasev1*, Igor L. Solomin2, Lada Yu. Solomina3

lHB-Assistance, Saint Petersburg, Russia ORCID: 0000-000l-6522-9l38, info@hbagr.ru 2Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University Saint Petersburg, Russia ORCID: 0000-0002-3354-0666, info@hbagr.ru 3The Center of Psychological-Pedagogical, Medical and Social Assistance of St. Petersburg

Petrodvorets District "Doverie",

Saint Petersburg, Russia ORCID: 0000-0002-9935-5009, info@hbagr.ru

Abstract: The article presents the results of professional athletes' motivation psychosemantic study. We revealed the content of professional athletes' needs, motives and attitudes. The athletes presented hockey, cycling, rowing and canoeing, sambo-wrestling, biathlon and yachting sport. Materials. The data, received as a result of an individual and group form of motivation diagnostics, with the help of forms and specially created Express computer program. Research methods. The methodology of psychosemantic express-diagnostics is created by Igor L. Solomin on the basis of color metaphors method. Results. The results analysis of motivation psychosemantic study among professional athletes, who go in for hockey, cycling, rowing and canoeing, sambo-wrestling, biathlon and yachting sport, helped to define motivational problems, reveal motivational resources and compare the content of motivation among male and female professional athletes. The main motivational problems of athletes include insufficient satisfaction with life, lack of close communication relations in team, indifference concerning Russia and the absence of desire to learn. Motivation resources include the following: keenness on sports activity. It is connected with sport plans, selfrespect, trust-based relations with the coach, the value of work and family in life. As a result of motivation content comparison between men and women it was revealed that female athletes need additional work, directed toward their psychological, social and professional adaptation. Conclusion. The methodology of psychosemantic diagnostics, in particular color metaphors method, can be recommended for motivation parameters revelation and its dynamics control among professional athletes.

Keywords: athletes, personality, motivation, needs, motives, relations, consciousness, notions, psychosemantics, psychodiagnostics.

For citation: Vadim G. Afanasev, Igor L. Solomin, Lada Yu. Solomina. Psychosemantic study of highly-qualified athletes' motivation. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(2): 83-88. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-2-83-88

АКТУАЛЬНОСТЬ

Мотивация является одним из наиболее существенных факторов, определяющих содержание и успешность деятельности человека. Диагностика мотивации с помощью прямых методов опроса и анкетирования выявляет декларируемые потребности, мотивы и отношения, которые могут демонстрироваться или скрываться респондентами. Диагностика не декларируемой возможна с помощью методов экспериментальной психосемантики, позволяющих выявлять содержание индивидуального и группового сознания, представлений и отношений человека, бессознательных переживаний [1-5].

Представляет интерес психосемантическое исследование содержания мотивационной сферы личности спортсменов высокой квалификации.

Цель исследования - выявление содержания потребностей, мотивов и отношений спортсменов высокой квалификации, представляющих различные виды спорта.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование проводилось в июне-августе 2018 года на тренировочных базах г. Москвы, Московской и Ленинградской области.

Было обследовано 109 спортсменов высокой квалификации, в том числе, 80 мужчин и 29 женщин. Среди обследованных было 16 самбистов, 28 хоккеистов, 18 гребцов, 24 велосипедиста, 15 биатлонистов и 8 представителей парусного спорта. Среди обследованных хоккеистов и гребцов были представлены только мужчины, среди самбистов, велосипедистов, биатлонистов и парусников представлены как мужчины, так и женщины.

Для выявления не декларируемой мотивации спортсменов использовалась методика психосемантической экспресс-диагностики, разработанная И.Л. Соломиным [2-5] на базе метода цветовых метафор. Методика предназначена для выявления содержания потребностей, мотивов и отношений.

Респонденту предлагается 100 понятий, характеризующих различные потребности и цен-

ности, занятия и виды деятельности, людей и группы людей, события и чувства. От респондента требуется обозначить каждое из этих понятий с помощью одного из 8 предъявленных цветов: синего, зеленого, красного, желтого, фиолетового, коричневого, черного или серого. После этого респондент ранжирует цвета в порядке привлекательности от самого приятного до самого противного. Сбор данных может осуществляться в индивидуальной и групповой форме с помощью бланков или специально разработанной компьютерной программы Express и требует 10-15 минут времени. Для обработки групповых данных используется программа Express.

При обозначении понятия самым привлекательным или непривлекательным цветом делается вывод о позитивном или негативном эмоциональном отношении к данному понятию. В случае обозначения нескольких понятий одинаковым цветом делается вывод о том, что данные понятия воспринимаются как сходные, близкие, ассоциирующиеся в сознании респондента. По каждой группе респондентов с помощью компьютерной программы Express получается матрица сходства каждого понятия с каждым в групповом сознании. Если два понятия обозначают одинаковым цветом более 33% респондентов, то эти понятия считаются ассоциирующимися в групповом сознании.

Анализируется, какие понятия ассоциируются с понятиями «Мое увлечение», «Интересное занятие», «Мое настоящее», «Мое будущее», «Какой я на самом деле», «Каким я хочу быть», «Моя профессия», «Занятия спортом», «Тренировки», «Соревнования», «Мой тренер», «Моя команда» и т.п. Таким образом выявляется содержание базовых и актуальных потребностей, интересов и увлечений, удовлетворенность потребностей, отношение к будущему, соответствие образа «реального Я» образу «идеального Я», удовлетворенность собой и уровень самооценки, отношение к тренеру и команде, отношение к спорту и мотивы спортивной деятельности, потребности, которые побуждают к другим видам деятельности: своей профессии, работе, учебе, бизнесу и т.д.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Были получены следующие результаты психосемантического исследования мотивации, характеризующие всю выборку спортсменов:

- спорт, профессия и работа, наряду с семейными отношениями, тесно связаны с интересами спортсменов, воспринимаются как увлечение и представляют самостоятельную ценность, а не рассматриваются как средство удовлетворения других потребностей;

- спортсмены в большинстве случаев характеризуются затруднениями в удовлетворении ведущих потребностей; жизнь в настоящее время и в ожидаемом будущем, как правило, не кажется им достаточно интересной и увлекательной;

- в настоящее время спортсмены сосредоточены на представлениях о своей личности и профессии, спорт не является содержанием актуальных переживаний;

- спортсмены ожидают перемен в будущем, их планы связаны со спортом, профессией и работой в большей степени, чем настоящее;

- большинство спортсменов характеризуются максимально высоким уровнем самооценки, удовлетворены своей личностью;

- спортивная деятельность побуждается базовыми потребностями в самоактуализации и самоутверждении, роль материальных потребностей в побуждении к спорту незначительна;

- спортсмены склонны идентифицировать себя с тренером, тренер воспринимается ими как человек, похожий на них, поэтому понятный, вызывающий доверие и близкий;

- близких эмоциональных отношений с командой у спортсменов, как правило, не возникает;

- патриотизмом большинство спортсменов не характеризуется;

- работа и семья представляют для спортсменов одинаково сильный интерес, занимают важное место в жизни;

- какие бы то ни было побуждения к учебной деятельности у спортсменов не обнаруживаются;

- стремление к бизнесу в большинстве случаев не наблюдается.

Таким образом, мы можем отметить такие

мотивационные проблемы, как недостаточную удовлетворенность жизнью в настоящее время, недостаток близких отношений в команде, безразличное отношение к России и практически полное отсутствие желания учиться. Мотиваци-онным ресурсом, который можно использовать в работе со спортсменами, можно считать увлеченность спортивной деятельностью, связанные со спортом будущие планы, уважение к себе, доверительные отношения с тренером, ценность работы и семьи в жизни.

Представляет интерес сравнение содержания мотивации мужчин и женщин, занимающихся большим спортом. Результаты свидетельствуют о том, что по сравнению со спортсменами, спортсменки характеризуются: более ограниченным кругом интересов, меньшей надеждой на удовлетворение базовых потребностей в будущем, озабоченностью проблемами взаимоотношений в настоящее время, меньшей увлеченностью спортом, менее близкими отношениями с тренером, менее близкими отношениями с командой, менее патриотичным отношением к России, менее выраженным стремлением к работе. Иными словами, обследованные женщины, по сравнению с мужчинами, характеризуются большей выраженностью психологических проблем, которые проявляются в дефиците общей и спортивной мотивации, в неудовлетворенности потребностей, в дистанции в отношениях с тренером и командой. Таким образом, спортсменки нуждаются в дополнительной работе, направленной на их психологическую, социальную и профессиональную адаптацию. Кроме того, актуальным представляется дополнительное исследование по проверке данного факта и выявлению причин дезадаптации женщин в сфере большого спорта.

Обнаружены значительные различия в содержании мотивации и отношений представителей различных видов спорта. По сравнению с устойчивыми индивидуально-типологическими особенностями личности, содержание сознания более чувствительно к специфике деятельности, внешним условиям, социальным отношениям и другим обстоятельствам. Ситуационная обусловленность потребностей, представлений

и отношений позволяет использовать психосемантические методы для решения задач мониторинга мотивационной сферы личности спортсменов в процессе спортивной подготовки и деятельности.

В частности, было выявлено, что по сравнению с другими видами спорта, обследованная группа велосипедистов характеризуются наличием ряда проблем в мотивационной сфере, которые проявляются в снижении общего уровня побуждений, менее оптимистичном отношении к будущему, более низкой самооценке и меньшей удовлетворенности своей личностью, меньшей увлеченности спортом, соревнованиями и тренировками, менее позитивным отношением к тренеру и команде, более безразличным отношением к работе. Только позитивное отношение к семье позволяет им поддерживать интерес к жизни. Следует отметить, что данные результаты подтверждаются данными личностного типологического опросника, которые свидетельствуют о высоком удельном весе дистимического типа акцентуации личности среди обследованных представителей велосипедного спорта. Таким образом, велосипедисты нуждаются в дополнительном обследовании с целью выявления причин эмоциональных проблем и принятия мер, направленных на оказание им психологической помощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты позволяют определить характеристики мотивации и отношений спортсменов, способствующие повышению эффективности их подготовки и спортивной деятельности:

- широкий круг интересов и увлечений, потребности в материальном благополучии, признании, здоровье, коммуникативные, познавательные, эстетические и нравственные потребности и ценности;

- возможность удовлетворения данных потребностей в настоящее время и надежда на удовлетворение в дальнейшем, оптимистичное отношение к будущему;

- максимально высокий уровень самооценки, удовлетворенность своей личностью, уважение к

себе;

- отношение к спорту как увлечению и интересному занятию, концентрация внимания на спорте в настоящее время и связанные со спортом планы на будущее;

- идентификация, понимание и доверительные отношения с тренером, отношение к тренеру как к образцу для подражания;

- идентификация с командой, отношение к команде как к семье и друзьям;

- идентификация с семьей;

- идентификация с Россией, отношение к России как к отцу;

- восприятие работы как интересного и увлекательного занятия, сосредоточенность на работе в настоящее время, связь работы с будущими планами;

- интерес к учебной деятельности;

- отсутствие чрезмерного интереса и увлеченности бизнесом.

Для выявления данных параметров мотивации и контроля ее динамики можно рекомендовать использование методов психосемантической диагностики, в частности, методику цветовых метафор.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб.: Речь. 2006: 210. URL: http://igorsolomin.ru/publications.html

2. Соломин И.Л. Использование методики цветовых метафор для диагностики структуры эмоциональных отношений школьников. Педагогическая диагностика. 2015; 2: 75-86.

3. Соломин И.Л. Практикум по психодиагностике. Психосемантические методы: Учебно-методическое пособие. СПб.: ПГУПС. 2013: 96.

4. Reinboth M., Duda J.L. Motivational climate, perceived ability and athletes' psychological and physical well-being: A longitudinal perspectives. Psychology of Sport and Exercise. 2004; 7: 269-286.

5. Reinboth M., Duda J.L. Perceived motivational climate, need satisfaction and indices of well-being in team sports: A longitudinal perspectives. Psychology of Sport and Exercise. 2006; 7: 269-286.

6. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivations: Classic definitions and new directions. Contemporary Educational Psychology. 2000; 25: 54-67.

7. Standage M., Duda J.L., Ntoumanis N. Predicting motivational regulations in physical education: the interplay between dispositional goal orientations, motivational climate and perceived competence. Journal of Sports Sciences. 2003; 21:

631-647.

8. Standage M., Duda J.L., Pensgaard A. The Effect of Competitive Outcome and Task-Involving, Ego-Involving, and Cooperative Structures on the Psychological Well-Being of Individuals Engaged in a Co-Ordination Task: A Self-Determination Approach. Motivation and Emotion. 2005; 29(1): 41-68.

9. Vallerand R.J., Rousseau F. Intrinsic and extrinsic motivation in sport and exercise: a review using the hieratchical model of intrinsic and extrinsic motivation. Handbook of Sport Psychology. 2001: 389-416.

10. Осипов Д.А. Совершенствование мотива-ционной сферы и памяти как структурных компонентов афферентного синтеза двигательных навыков боксера. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(3): 57-65. DOI: 10.14526/2070-4798-2018-13-3-57-65.

Статья поступила в редакцию: 30.03.2019

Афанасьев Вадим Геннадьевич - магистр физической культуры и спорта, профессиональный консультант по психодиагностике, управляющий партнер компании ООО «Эйч Би Эс-систенс», Санкт-Петербург, 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Михайлова, дом 12, офис 13Н, а/я 45, e-mail: info@hbagr.ru

Соломин Игорь Леонидович - кандидат психологических наук, доцент, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Михайлова, дом 12, офис 13Н, а/я 45, e-mail: info@hbagr.ru

Соломина Лада Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Петродворцового района Санкт-Петербурга «Доверие», 195009, г. Санкт-Петербург, ул. Михайлова, дом 12, офис 13Н, а/я 45, e-mail: info@hbagr.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.