4. Ренстрем П.А. Спортивные травмы. Клиническая практика предупреждения и лечения. К.: Олимпийская литература, 2003. 472 с.
Миронов Дмитрий Леонидович, канд. пед. наук, доц., dl_mironov@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Егоров Владимир Николаевич, канд. пед. наук, проф. директор, Egorov W@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Грязева Елена Дмитриевна, канд. техн. наук, зав. кафедрой, ed.gryazeva@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет
CORRECTIONAL AND HEALTH APPROACH IN THE PREPARATION OF QUALIFIED
OF ATHLETIC SPRINTERS
D.L. Mironov, V.N. Egorov, E.D. Gryazeva
Studied and summarized the main causes of injury in athletes speed and power sports. Methodologically justified the means and methods of sports training of athletes, sprinters, ensuring the growth of their sports skills and the preservation of health at different stages of long-term preparation.
Key words: sports injuries, athletics, and sports training athletes, sprinters, correctional and health approach, corrective exercises.
Mironov Dmitry Leonidovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, dl_mironov@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, EgorovW@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Gryazeva Elena Dmitrievna, candidate of engineering Sciences, chair, ed.gryazeva@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.332
ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ И МОТИВАЦИЯ У ФУТБОЛИСТОВ 15-17 ЛЕТ
В.А. Москвин, Н.В. Москвина, Н.С. Шумова
Исследована связь волевых качеств и устойчивости мотивации к занятиям футболом на примере 21-го спортсмена-футболиста (юноши 15-16 лет, п = 21). Для диагностики применялись методики «Цветовой тест» М. Люшера, «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана, «Оценка отношений к тренеру, партнерам» Марищук В.Л. с соавт., «Анализ уровня развития волевых качеств» по А.Ц. Пуни. Выявлены индивидуальные особенности связи мотивации к занятиям футболом с уровнем развития волевых качеств юных футболистов.
Ключевые слова: спортивная психология, футбол, волевые качества, устойчивость мотивации.
Выявление причин, по которым молодые спортсмены, подающие большие надежды в юношеском футболе, теряют мотивацию, останавливаются в своем развитии, перестают быть требовательными к
себе и в итоге бросают занятия футболом вообще, заслуживает пристального внимания спортивных психологов и серьезной коррекционной работы. В профессиональный спорт попадает всего около одного процента выпускников футбольных школ, большинство же заканчивают их и к 18 годам прекращают играть. Хотя многие из них могут раскрыться позже, только к 22-23 годам, поэтому одна из задач спортивных руководителей - продлить их жизнь в футболе как минимум на пять-шесть лет.
Российская система подготовки молодых футболистов (начиная с 12-ти летнего возраста) отличается от зарубежной ежедневными двухразовыми тренировками с большим объемом нагрузок с «выводом» на фукционально-физиологический пик к 17 годам, чтобы добиться результатов уже на детско-юношеском уровне. Подготовка осуществляется преимущественно в спортшколах и специнтернатах, где спортивная подготовка преобладает над получением образования и воспитанием. Регулярно (2-3 раза в год) юные спортсмены-футболисты выезжают на учебно-тренировочные сборы, среднее время пребывания на которых составляет около двух месяцев. В условиях специального обучения и в условиях отрыва от семьи действие многих деструктивных факторов является хроническим. Одним из таких факторов можно считать стиль управления. В РФС стиль управления является полностью авторитарным, как считает глава профсоюза российских футболистов и тренеров В.В. Леонченко [5]. Этот стиль руководства является наиболее распространенным, однако при этом разрушается мотивация достижения членов коллектива, ориентированных на самореализацию и профессиональный рост. Многие специалисты сегодня считают, что настаивать на авторитарном стиле управления - значит заранее обрекать себя на проигрышные позиции.
Мотивация к занятию спортом связана со многими психическими характеристиками [3], в том числе и с волевыми [7, 8]. Для выяснения возможной связи волевых качеств и устойчивости мотивации к занятиям футболом было проведено следующее исследование.
Методы и организация исследования. Проведено исследование волевых качеств и устойчивости мотивации 21 -го спортсмена-футболиста (юноши 15-16 летнего возраста), 15 из которых обучались в спортивной (футбольной) школе и 6 - в школе-интернате, уровень квалификации спортсменов - 1-2 взрослый разряд, стаж - 6-9 лет занятий футболом. Исследование проводилось непосредственно после проигрыша команды на европейском кубковом турнире.
Цель работы - выявить пути повышения устойчивости мотивации занятий спортом у футболистов 15-16 летнего возраста. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Выявить психологические факторы, повышающие устойчивость мотивации занятий спортом у спортсменов-футболистов 15-16 лет.
2. Выявить психологические факторы, негативно влияющие на устойчивость мотивации у спортсменов-футболистов 15-16 лет.
3. Разработать программу коррекционной работы в направлении повышения устойчивости мотивации занятий спортом у футболистов 15-16 лет.
Для диагностики использовались методика М. Люшера [1], «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильман [7], «Оценка отношений к тренеру, партнерам» Марищук В.Л. с соавт. [6], «Анализ уровня развития волевых качеств» по А.Ц. Пуни [9]. Методики исследования перечислены в табл. 3. Статистическая обработка проводилась с использованием ^критерия Стьюдента.
В исследовании было установлено, что:
1. Из волевых качеств у наших испытуемых наиболее развиты настойчивость, упорство и выдержка, самообладание (табл.1). Показатель «настойчивости, упорства», который, по мнению Е.П. Ильина [3, 4] характеризует ситуативно проявляющуюся устойчивость мотива (упорство) и устойчивость мотива как мотивационной установки (настойчивость) у наших испытуемых немного выше среднего и составляет 6,3±1,39, то есть колеблется в диапазоне от 55 до 86 % от максимальной оценки.
Таблица 1
Волевые качества спортсменов-футболистов 15-16 летнего возраста
(п=21)*
Целеустремленность Настойчивость и упорство Самостоятельность и инициативность Решительность и смелость Выдержка и самообладание 2 с 1 2 с 3 2 с 4 2 с 5
ср. знач 5,1 6,3 5,4 5,7 6,4 -3,503 2,627 1,851 -0,133
сигма 0,83 1,39 0,75 0,64 0,86
Примечание: * - критическое значение 1;-кр.=2,021, Р=95 %
2. В структуре мотивации спортсменов-футболистов терминальная мотивация (104,0±17,41 балла - сумма поддерживающих мотивов всех шкал (по В.Э. Мильман) преобладает над процессуальной (88,7±17,23 балла - сумма развивающих мотивов всех шкал, tSt=-2,860, при Р=99 %), что снижает устойчивость мотивации к занятиям футболом.
3. У всех исследованных спортсменов-футболистов выявлена тенденция к фрустрационной устойчивости, предрасполагающая наших испытуемых к действиям при неудачах, что побуждает их актуализировать некоторые из разнонаправленных побуждений (например, стремление к высокому уровню жизнеобеспечения при нежелании совершать активные действия в рабочей (учебной) деятельности).
4. Готовность группы к творческой работе (мотив творческой активности - самый высокий показатель мотивационного профиля группы спортсменов-футболистов в целом) способствует преодолению проблемных ситуаций, что повышает устойчивость мотивации.
Также группа футболистов-спортсменов была разделена на три подгруппы в соответствии с оценкой волевых качеств личности:
1 подгруппа - высокий уровень развития волевых качеств (30 баллов и выше);
2 подгруппа - средний уровень развития волевых качеств (28-29 баллов);
3 подгруппа - низкий уровень развития волевых качеств (27 баллов и ниже). Различия между группами высоко достоверны (табл. 2).
Таблица 2
Различия между подгруппами спортсменов-футболистов 15-16 летнего возраста* по полученным показателям
№ Показатель 1 подгр., 9 чел. 2 подгр., 6 чел. 3 подгр., 6 чел. tSt
Теста X у X у X у 1 гр. с 2 гр. 1 гр. с 3 гр. 2 гр. с 3 гр.
1 Отношение к партнерам 4,7 0,50 4,3 0,52 4,0 0,00 1,24 4,00 1,58
2 Отношение к тренеру 4,8 0,44 4,5 0,55 4,3 0,52 1,04 1,73 0,54
3 Волевые качества личности (сумма баллов) 31,1 1,45 28,5 0,55 26,2 0,98 4,89 7,86 5,08
Негативизм (тест Люшера) 0,5 0,53 0,2 0,98 2,0 2,10 0,75 -1,71 -1,94
4 Стремление к комфорту и пассивности (тест Люшера) 5,9 1,36 4,3 1,75 5,0 2,00 1,79 0,92 -0,61
Направленность на эмоциональные переживания 6,7 1,22 6,2 1,17 9,2 3,54 0,80 -1,66 -1,97
стенического типа
Мотив реального общежитейского творчества 9,6 1,13 8,3 1,21 9,7 2,25 1,97 -0,11 -1,28
Мотив реального творчества в работе(учебе) 8,2 0,97 8,2 2,23 10,5 1,52 0,06 -3,26 -2,12
5 Разница между идеальным
и реальным значением мотива жизнеобеспечения -0,9 2,37 1,2 1,17 -0,5 2,88 -2,23 -0,27 1,31
в работе(учебе)
Разница между идеальным
и реальным значением мотива творчества в работе (учебе) 0,7 1,80 2,3 1,63 -0,17 1,17 -1,86 1,09 3,05
Примечание: * - критическое значение ^критерия для сравнения 1 гр. со 2 гр. и 1 гр. с 3 гр. составляет 2,160. Для сравнения 2 гр. и 3 гр. критическое значение ^ критерия составляет 2,228, р=95 %.
В результате сравнения данных трех подгрупп, было установлено, что устойчивости мотивации наших испытуемых способствуют сложившиеся отношения:
• в первой подгруппе - к деятельности, с тренером и партнерами;
• во второй подгруппе - с тренером и партнерами;
• в третьей подгруппе необходима коррекция отношений с тренером, партнерами и к деятельности.
В третьей подгруппе выявлены даже отдельные поведенческие проявления, которые могут быть расшифрованы как «негативное отношение к общению с тренером, формальное выполнение указаний, проявление раздражительности, поиск доводов к тому, чтобы не выполнить указаний» [6], спортсмены этой подгруппы часто разочарованы, переживают негативизм, неадекватные реакции и обиду на тренера (табл. 2).
В первой и третьей подгруппе выявлена непродуктивная компенсаторная активность (тест Люшера, цветовой ряд группы, наиболее соответствующий полученным значениям, - 13724685). Напряжение и фрустрация вследствие проигрыша на соревнованиях компенсируются переживанием негативного отношения к жизни и требованием исполнения своих запросов, иначе они склонны прерывать отношения. Во второй подгруппе не обнаружено компенсаторных реакций, поэтому мотивация более устойчива, хотя и носит отчетливый потребительский характер.
Ситуации фрустрации при работе со спортсменами-футболистами 15-16 лет могут проявляться с их стороны компенсаторными негативными поведенческими реакциями, либо являются благоприятным моментом для указания на противоречия в их мотивационных тенденциях, активизации поиска содержательных целей и интересов, реальных решений трудных жизненных задач, формирования более зрелых видов учебных действий, задач, действий самоконтроля и самооценки, индивидуального стиля деятельности, обогащения деятельности более глубоким смыслом и более зрелыми эмоциями. Предпочтительна дифференцированная оценка тренером работы спортсменов-футболистов, включающая как фиксацию достижений, так и критику недостатков с конкретными указаниями по предложенным в табл. 3 направлениям коррекционной работы.
Таблица 3
Факторы устойчивости мотивации спортсменов-футболистов 15-16 лет, использованные методики и направления коррекционной
работы
Факторы устойчивости мотивации Методики Направления коррекционной работы
1. Психическая (в т.ч. творческая) активность и работоспособность, ресурсы личности Тест Люшера [1] Профилактика когнитивных и эмоциональных проблем средствами и методами восстановления психической работоспособности, создание ресурсов личности
2. Наличие процессуальной и результативной мотивацион-ных ориентаций, за- Диагностика мотивационной структуры личности [7] Соревновательная практика, обогащение тренировочной деятельности новыми способами достижения целей, постановка новых целей тренировочных занятий,
продолжение табл. 3
нимающих в структуре мотивации первое и второе места связанных со смыслообразующими мотивами, субъективная и объективная новизна процесса выполнения этой деятельности
3. Выявление и нормализация отношения к тренеру, деятельности и партнерам Оценка отношений к тренеру, партнерам (по поведенческим проявлениям) [6] Выявление противоречий в моти-вационной структуре (например, стремление к высокому уровню жизнеобеспечения при нежелании совершать активные действия в рабочей (учебной) деятельности). Изменение непродуктивной компенсаторной активности, создание условий для продуктивной профессиональной деятельности. Развитие профессиональных интересов, формирование положительных отношений личности к тренеру, деятельности, партнерам. Активизация и структурирование общительности, согласование ролей и функционально-ролевых ожиданий и становление на этой основе профессиональных межличностных отношений.
4. Высокий уровень сознательно-волевой регуляции Анализ уровня развития волевых качеств [9] Развитие сознательно-волевой регуляции. Конкретизация целей действий путем формирования жизненных планов на возможно более полной ориентировочной основе
Работа по коррекции внешнеобвинительных позиций в ситуациях фрустрации, сочетающихся с ригидной фиксацией на удовлетворении потребностей и отчетливостью проявлений эгоцентрических установок должна включать социализацию, развитие мотивов общественной полезности и проводиться на положительном эмоциональном фоне (например, предваряться воспоминаниями о приятных случаях в жизни) [3, 4, 7].
Выводы.
1. У футболистов 15-16 лет устойчивости мотивации занятий спортом способствуют:
а) Развитые выше среднего уровня настойчивость и упорство, характеризующие устойчивость мотива как мотивационной установки и ситуативно проявляющуюся устойчивость мотива соответственно [3], а также выдержка и самообладание;
б) Отношение к тренеру (кроме спортсменов-футболистов третьей группы, переживающих негативизм, неадекватные реакции и обиду на тренера);
в) Тенденция к фрустрационной устойчивости, предрасполагающая наших испытуемых к действиям при неудачах;
г) Готовность группы к творческой работе (мотив творческой активности - самый высокий показатель мотивационного профиля группы спортсменов-футболистов в целом).
2. Снижают устойчивость мотивации занятий спортом:
а) Волевые качества личности (кроме первой подгруппы), особенно целеустремленность, самостоятельность и инициативность, решительность и смелость (табл.1);
б) Непродуктивная компенсаторная активность, напряжение и фрустрация вследствие проигрыша на соревнованиях компенсируются переживанием негативного отношения к жизни и требованием исполнения своих запросов, иначе прерываются отношения (кроме второй подгруппы);
в) Преобладание терминальной мотивации над процессуальной, в том числе, слабо развитые мотивы общественной полезности;
г) Эмоциональная пассивность и разнонаправленность внутри эмоциональной сферы (что характерно для молодых людей), в том числе и сопряженная с выявленными противоречиями в мотивационных тенденциях (стремление к высокому уровню жизнеобеспечения при нежелании совершать активные действия в рабочей (учебной) деятельности.
По данным исследования разработана программа коррекционной работы для повышения устойчивости мотивации занятий спортом у футболистов 15-16 лет (табл. 3). Полученные результаты могут быть использованы при подготовке спортсменов с учетом их индивидуальных особенностей и уровня развития волевых качеств юных футболистов [2, 8].
Список литературы
1. Дубровская О.Ф. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера. М.: Когито-Центр, 2008. 74 с.
2. Индивидуальные особенности контроля за действием в спорте / В.А. Москвин [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2013. № 1. С. 76-79.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. 512 с.
4. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб: Питер, 2009. 352 с.
5. Леонченко В.В. В РФС полностью авторитарный стиль управления. URL: http://www.soccerlive.ru/ (дата обращения: 11.10.2014)
6. Марищук В.Л., Блудов Ю.М. Методики психодиагностики в спорте: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1984. 191 с.
7. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990.
8. Москвин В.А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. М.: Смысл, 2011. 368 с.
9. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте: учеб. пособие. Л.: Изд-во ГДОИФК, 1977. 48 с.
Москвин Виктор Анатольевич, д-р психол. наук, проф., 1700018v@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма («ГЦОЛИФК»),
Москвина Нина Викторовна, канд. психол. наук, доц., 1700018v@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма («ГЦОЛИФК»),
Шумова Наталья Сергеевна, канд. психол. наук, доц., 1700018v@mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма («ГЦОЛИФК»)
STRONG-WILLED REGULATION AND MOTIVATION THE PLAYERS OF 15-16 YEARS
V.A. Moskvin, N. V. Moskvina, N.S. Shumova
Studied communication qualities and sustainability motivation to play football on the example of the 21st athlete-football (boys 15-16 years, n = 21). For the diagnosis was applied the method ««Color test» Luscher M, «Diagnostics of the motivational structure of personality» of Milman V., "Assessment of the relationship to the coach, the partners» of Marishchuk V.L. et al., «Analysis of the level of development of volitional qualities» of Puni A. Identified individual peculiarities of communication motivation to play football with the level of development volitional qualities of young footballers.
Key words: sport psychology, football, strong-willed qualities, resistance motivation.
Moskvin Victor Anatolyevich, doctor of psychological Sciences, professor, 1700018v@mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism,
Moskvina Nina Viktorovna, candidate of psychological Sciences, associate professor, 1700018v@mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism,
Shumova Natalya Sergeyevna, candidate of psychological Sciences, associate professor, 1700018v@mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism
УДК 796.012:612
ИЗМЕНЕНИЯ НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД СЕССИИ
Т.В. Попова, О.Г. Коурова, Г.И. Максутова
Изучены показатели нейродинамики у студентов, не занимающихся активно спортом и спортсменов различной специализации и квалификации. Компьютерное тестирование показателей нейродинамики производили у всех испытуемых в межсессионный период и во время экзаменационной сессии. Показано, что при более высоких нейродинамических свойствах спортсменов, в период сессии у них отмечалось их улучшение. Сделан вывод, что готовность к мобилизации ресурсов играет ведущую роль не только при занятиях спортом, но и при умственном напряжении.
Ключевые слова: студенты-спортсмены, нейродинамические показатели, экзаменационная сессия, стресс.
Стресс и умственную нагрузку часто отождествляют. Существует мнение, что высокая нагрузка приводит к стрессовым реакциям, а стресс рассматривается как компонент рабочей нагрузки [2, 11]. Стресс и