УДК 796 (076)
СООТНОШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье отражены результаты эмпирического исследования отражающего характер взаимосвязей компонентов учебной познавательной активности и профессионального самоопределения студентов вузов физической культуры. В результате данного исследования выявлены те компоненты профессионального самоопределения и учебной познавательной активности, которые имеют наиболее тесные корреляционные взаимосвязи и которые являются ведущими в плане влияния самоопределения на познавательную активность и активности на самоопределение. Кроме того, здесь показаны значения выраженности и вариативности пяти профессионального самоопределения. Отражен и характер их внутренних взаимосвязей.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, познавательная активность, самостоятельность в учебе, организация учебы, волевые усилия, профессиональная целенаправленность, удовлетворенностью выбранной профессией, интерес к учебе, профессиональное будущее, устойчивость профессионального выбора, профессиональное мастерство.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p60-65
RATIO OF COGNITIVE ACTIVITY AND PROFESSIONAL SELFDETERMINATION AMONG THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE
Yury Yuryevich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article reflected the results of the empirical examination showing the nature of the interrelations of the components of training cognitive activity and professional self-determination of the students of Institute of Higher Education of physical culture. As a result, this investigation has revealed those components of professional self-determination and training cognitive activity, which have closest correlation interrelations and which are considered the leading in the plan of the influence of self-determination on the cognitive activity and the activity to the self-determination. Furthermore, the values of manifestation and variability of five professional self-determination indicators have been shown herein. The nature of their internal interrelations has been reflected.
Keywords: professional self-determination, cognitive activity, independence in studies, organization of studies, volitional efforts, professional endeavor, satisfaction with the selected profession, interest in studies, professional future, stability of professional selection, workmanship.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема соотношения познавательной активности (ПА) студентов и их профессионального самоопределение (ПСО) решается посредством выявления характера взаимосвязей между компонентами этих двух явлений. Важно отметить, что определение того, что является зависимым показателем, а что зависящим (ПА или ПСО) решить практически невозможно. Есть основания предполагать, что они оба являются факторами друг для друга. Для повышения успеваемости учебной деятельности необходимо развивать ПА и формировать ПСО. Определение соотношения ПА и ПСО имеет большое значение. При условии наличия взаимосвязей их показателей, появляется возможность, и даже
необходимость нахождения средств их совместной коррекции.
Н.Е. Касаткиной [3], выявлено снижение большинства компонентов ПСО у студентов вузов физической культуры на четвертом курсе. Вероятно, это можно объяснить приобретением профессионального опыта в период педагогической практики. Такое «западание» графика ПСО (от курса к курсу) вызывает необходимость исследования показателей учебной деятельности. Ведь снижение интереса к выбранной профессии не может не отразиться на ПА студентов и на их успеваемости.
Поскольку ПСО является одним из компонентов успешности учебной деятельности студентов вузов физической культуры (наряду с успеваемостью и успешностью прохождения педагогической практики), то определение характера взаимосвязей компонентов ПА и ПСО является началом выявления значения ПА в успешности учебной деятельности.
Обращение к литературе позволило выявить ряд работ как по ПА студентов, так и по их ПСО. Однако нерешенными остаются две задачи: выявления характера взаимосвязей ПА и ПСО, а также определения их проявления и взаимосвязей у студентов вузов физической культуры.
Этим и объясняется актуальность данного исследования.
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
Гипотеза. Предполагалось, что с обобщенным показателем учебной ПА тесно связаны все компоненты ПСО.
Цель исследования. Выявить характер корреляционных взаимосвязей компонентов ПА и ПСО.
Задачи исследования: определить значения выраженности и вариативности компонентов ПА и их взаимосвязей (по данным научной литературы); определить значения выраженности и вариативности компонентов ПСО и их взаимосвязей; выявить статистически достоверные взаимосвязи между компонентами ПА и ПСО.
Методики исследования. Для определения ПА использовалась авторская методика исследования признаков познавательной активности студентов вузов физической культуры [2], созданной на основе признаков, разработанных Л. В. Суховой [5]. Кроме общего значения ПА, определялись следующие ее компоненты: регуляторный признак (волевые усилия), интерес, самостоятельность в решении учебных задач, эффективность организации процесса решения учебных задач, интеграция учебного материала в жизненный опыт, надситуативная активность (по числу выполненных необязательных заданий), комфортность учебной деятельности.
Для определения ПСО и его компонентов использовался пакет методик Н. Е. Касаткиной [3]. Определялись его компоненты: привлекательность профессионального будущего, профессиональная целенаправленность, самооценка профессиональных качеств и способностей, удовлетворенность выбранной профессией, устойчивость профессионального выбора.
Значения всех показателей переводились в стандартные баллы (в стены с десятичной разрядностью).
Использовались следующие математические критерии: среднее арифметическое (М); стандартное отклонение (о), коэффициент вариации (у), коэффициент парной, линейной, ранговой корреляции (г). По всем изучаемым показателям обнаружена нормальность распределения (Ы; по значениям коэффициентов вариации, асимметрии, эксцесса).
В качестве испытуемых выступили 132 студента НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, старших курсов (после прохождения педагогической практики). Выборка испытуемых репрезентативна по возрасту, полу и спортивной специализации (по контактным, художественным и рекордным видам спорта, по классификации Л. К. Серовой) [4]. Использована репрезентативность в процентном отношении ко всем студентам данного
вуза, очного отделения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Автором ранее было выявлено, что признаки учебной ПА у студентов вузов физической культуры относительно низки. Наиболее выраженными оказались следующие ее компоненты: волевые усилия и устойчивость внимания, проявляемые на занятиях. Наименее выраженным компонентом ПА - активность, проявляемая при домашней подготовке к занятиям [1].
В данном исследовании (там же) была зафиксирована высокая вариативность проявления почти всех признаков учебной ПА. Это обстоятельство указывает на то, что часть студентов направлена на активную учебу. Зато другая их часть пассивно (а иногда и активно) «сопротивляется» учебе. Работа с «сопротивляющимися» студентами, направленная на повышение их ПА - резерв повышения их успеваемости.
Тогда же были получены и другие, весьма интересные результаты: выявлены два симптомокомплекса учебы - «по интересу» и «по необходимости» (учебы с проявлением воли; там же).
Прежде, чем представить особенности взаимосвязей (а по сути - взаимодействия) компонентов ПА и ПСО, необходимо обратиться к тому, насколько выражены характеристики ПСО. Таблица 1 отражает эти значения.
Таблица 1
Средние значения и коэффициенты вариации показателей ПСО студентов вузов
физической культуры (п=132)
Профессиональное самоопределение М а у
Привлекательность профессионального будущего 5,89 0,79 13,4
Профессиональная целенаправленность 3,48 1,12 32,2
Самооценка профессионального мастерства 6,34 0,83 13,1
Удовлетворенность выбранной профессией 5,39 1,14 21,1
Устойчивость профессионального выбора 4,12 0,97 23,5
Профессиональное самоопределение в целом 4,98 1,02 20,5
Из таблицы следует, что компоненты ПСО имеют достаточно разнообразную выраженность, при этом общий его показатель находится на среднем уровне: около 5-ти баллов. Важно отметить те компоненты ПСО, которые не только высоко выражены, но и имеют низкие коэффициенты вариации, это:
- самооценка профессионального мастерства (оценка студентами собственных профессионально важных качеств и способностей);
- и привлекательность профессионального будущего.
В отношении первого компонента можно предположить, что студенты склонны завышать свои возможности. В отношении второго, - что будущие специалисты в сфере физической культуры не достаточно отчетливо представляют себя в этой сфере деятельности.
К числу наименее выраженных компонентов, прежде всего, относится профессиональная целенаправленность и устойчивость профессионального выбора. Важно и то, что именно эти компоненты ПСО имеют наибольшую вариативность у студентов вузов физической культуры.
Гипотетически можно заключить, что студенты, слабо представляя свою будущую деятельность и свои возможности, не уверены в своем профессиональном выборе и, как следствие, не проявляют целеустремленности в овладении будущей профессией. Чем это объяснить? Как показывают результаты исследования ПСО, наиболее часто встречались положительные ответы на утверждение: «Строить профессиональные планы не имеет смысла, т.к. жизнь все равно их опрокинет». Именно неуверенность в социальноэкономическом положении страны не позволяет укрепиться устойчивость профессио-
нального выбора и, соответственно, проявлению профессиональной целенаправленности.
Данное предположение легко подтвердить с помощью корреляционного анализа компонентов ПСО. Он показал, что взаимосвязанными оказались:
1). Привлекательность профессионального будущего - Самооценка профессионального мастерства (г=0,32; р<0,01) - Удовлетворенность выбранной профессией (г=0,21; р<0,05);
2). Профессиональная целенаправленность - Устойчивость профессионального выбора (г=0,42; р<0,001).
Полученные корреляционные взаимосвязи полностью подтвердили данное предположение.
Обратимся к анализу характера взаимосвязей между компонентами учебной ПА и
ПСО.
Таблица 2
Достоверные взаимосвязи компонентов учебной познавательной _____________активности и профессионального самоопределения (п=132)_________________
Компоненты учебной познавательной активности Профессиональное самооп ределение
1 2 3 4 5 6
Волевые усилия 0,31 0,27 0,28
Интерес к учебе 0,35
Самостоятельность в учебе 0,44 0,20 0,28 0,42
Организация процесса учебы 0,37 0,26 0,39
Интегрирование учебного материала 0,25 0,34
Надситуативная активность 0,22
Комфортность учебной деятельности 0,24
Познавательная активность в целом 0,38 0,29 0,41
Пояснения: 1. Привлекательность профессионального будущего. 2. Профессиональная целенаправленность. 3. Самооценка профессионального мастерства. 4. Удовлетворенность выбранной профессией. 5. Устойчивость профессионального выбора. 6. Профессиональное самоопределение в целом.
Таблица 2 показывает, что ПСО в целом находится во взаимосвязи как с общим показателем ПА (р<0,001), так и со следующими ее компонентами: с проявление самостоятельности в учебе (р<0,001); с организацией процесса учебы (р<0,001); и с волевыми усилиями в учебе (р<0,01). ПА в целом взаимосвязана с профессиональной целенаправленностью (р<0,001) и с удовлетворенностью выбранной профессией (р<0,01).
Профессиональная целенаправленность имеет больше всего достоверных взаимосвязей с компонентами ПА (в порядке убывания тесноты взаимосвязей): с самостоятельностью в учебе (р<0,001); с организацией процесса учебы (р<0,001); с проявлением волевых усилий в учебе (р<0,01); и с надситуативной активностью (р<0,05).
Это значит, что, повышая профессиональную целенаправленность, можно повысить учебную ПА. Следует напомнить, что профессиональную целенаправленность подразумевает построение различных планов в отношении профессиональной деятельности. Имея мотивацию и, соответственно, потребность строить профессиональные планы, а так же научившись это делать, можно повысить учебную ПА сразу по 4-м ее компонентам. И, вероятно, наоборот, развивая названные компоненты ПА, можно повысить уровень профессиональной целенаправленности.
Подобная картина наблюдается и в отношении другого компонента ПСО: удовлетворенности выбранной профессией. Здесь зафиксирована наиболее тесная взаимосвязь этого показателя с таким компонентом ПА, как проявление интереса к учебе (р<0,001).
Наблюдается определенная тенденция: взаимосвязанные между собой компоненты учебной ПА (интерес и самостоятельность в учебе, а также ее организация) взаимосвязаны и с показателем удовлетворенности выбранной профессией. Получается, что здесь так же проявляются два типа учебной деятельности: «по необходимости» и «по интересу».
Таким образом, высказанная гипотеза подтвердилась лишь частично: с обобщенным показателем учебной ПА тесно связаны не все компоненты ПСО, а именно 2 из 5-ти. Зато на 99-процентном уровне достоверности оказались связаны обобщенные показатели ПА и ПСО.
Полученные результаты с одной стороны открывают путь к новым исследованиям
- к выявлению достоверных взаимосвязей компонентов ПА с другими компонентами успешности процесса обучения, а с другой - создают основание для расширения возможностей разработки средств развития как компонентов ПА, так и компонентов ПСО.
ВЫВОДЫ
1. Обобщенный показатель ПСО взаимосвязан с проявлением самостоятельности в учебе, с ее организацией, с волевыми усилиями в ней, а также с общим показателем ПА. Обобщенный показатель ПА взаимосвязан с профессиональной целенаправленностью и с удовлетворенностью от результата выбора профессии.
2. Наибольшее число связей с компонентами учебной ПА имеет профессиональная целенаправленность. Она определяет самостоятельность, организованность учебы студентов, а также проявление воли и активности. Удовлетворенность выбранной профессией во многом определяет интерес к учебе
3. К числу наиболее выраженных и проявляющихся у большинства студентов вузов физической культуры компонентов ПСО относятся: оценка собственных профессионально важных качеств и способностей; привлекательность профессионального будущего. К числу наименее выраженных - профессиональная целенаправленность и устойчивость профессионального выбора. Как целенаправленность, так и устойчивость значительно различаются у различных студентов.
4. Профессиональная целенаправленность взаимосвязана с устойчивостью профессионального выбора; обнаружена и цепочка взаимосвязей ПСО: привлекательность профессионального будущего - самооценка профессионального мастерства - удовлетворенность выбранной профессией. Получается, что нечеткое представление будущей профессиональной деятельность и своих возможностей, студентов вузов физической культуры не проявляют целенаправленность в отношении будущей профессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жуков, Ю.Ю. Признаки и факторы познавательной активности студентов вузов физической культуры в учебной деятельности / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). - С. 30-35.
2. Жуков, Ю.Ю. Особенности взаимосвязей показателей личностной и учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 61-66.
3. Касаткина, Н.Е. Психологические факторы профессионального самоопределения (на примере специалистов физического воспитания) : дис. ... канд. психол. наук / Касаткина Н.Е. - Санкт-Петербург, 2000. - 136 с.
4. Серова, Л.К. Психологическая классификация видов спорта / Л. К. Серова // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 32-й научной конференции (Санкт-Петербург, 29 ноября 2005 г.). - СПб. : [б. и.], 2005. - С. 42.
5. Сухова, Л. В. Развитие познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов (на примере негосударственного высшего образовательного учреждения) : дис. ... канд. пед. наук / Сухова Л.В. - Тольятти, 2000. - 184 с.
REFERENCES
1. Zhukov Yu.Yu. (2013), “Indicators and factors of cognitive activity of students of higher education institutions of physical culture in educational activity”, Uchenye zapiski uni-
versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No. 1, pp. 30-35.
2. Zhukov Yu.Yu. (2013), “Features of correlations of indicators of personal and educational cognitive activity of students of higher education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 61-66.
3. Kasatkina, N.E. (2000), Psychological factors of professional self-determination (on the example of experts ofphysical training), dissertation, St. Petersburg.
4. Serova, L.K. (2005), “Psychological classification of sports”, Materials of the 32nd scientific conference (St. Petersburg, on November 29, 2005), pp. 42.
5. Sukhova, L.V. (2000), Development of informative activity in vocational training of future experts (on the example of non-state highest educational institution), dissertation, Tolyatti, Russian Federation.
Контактная информация: zhukleena@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.06.2013.
УДК 796.015
ПРОСТРАНСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНА И ЕГО РАЗВИТИЕ В ХОДЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Андрей Александрович Клименко, тренер-преподаватель,
СДЮСШОР по самбо и дзюдо Краснодарского края,
Айдамир Батербиевич Бгуашев, кандидат педагогических наук, профессор, директор, Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета,
г. Майкоп
Аннотация
На основании анализа теоретических подходов к построению системы подготовки спортсменов и современной теории деятельности предлагается концепция формирования техникотактической подготовки спортсменов на основе усвоения собственного пространства в содержании вида спорта, пространства вида спорта и технико-тактической подготовленности в субъективном пространстве смыслов ученика и совместного пространства тренера и ученика. Такой подход должен обеспечить снятие отчужденности между изучаемыми двигательными действиями и личностью юного спортсмена.
Ключевые слова: пространство деятельности, спортивная подготовка, технико-
тактическая подготовленность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p65-68 SPACE OF ATHLETE'S ACTIVITY AND HIS/HER DEVELOPMENT DURING THE TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING
Andrey Aleksandrovich Klimenko, the coach,
Olympic Reserve sambo and judo sports School of Krasnodar region,
Ajdamir Baterbievich Bguashev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Physical education and judo institute of Adygheya state university,
Maykop
Annotation
The authors propose the concept of formation of technical and tactical training of sportsmen on the basis of analysis of the theoretical approaches to creation of the system of the athletes training and modern activity theory. The essence of this concept is mastering of the own space by the athlete in the content of sports, the space of kind of sports and the technical and tactical readiness in the subjective space of meanings of sportsman and the coach and athlete joint space. This approach should ensure the removal of estrangement between the studied motor actions and personality of the young athlete.