блемы науки и образования. 2012. № 4. - URL : www.science-education.ru/104-6561. - Дата обращения: 29.10.2012.
5. Капанджи, А.И. Позвоночник: физиология суставов / А.И. Капанджи ; [пер. с англ. Е.В. Кишиневского]. - М. : Эксмо, 2009. - 344 с.
6. Сонькин, В. Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе / В. Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева. - М. : Книжный дом «ЛиБРОКОМ», 2011. - 368 с.
7. Щекотков, В.А. Altera pars [Электронный ресурс] // URL: http://altera-
pars.narod.ru/Qadra/duga.htm. - Дата обращения: 25.03.2011.
REFERENCES
1. Gimazov, R.M. (2012), “Indicator of muscle tone for physiological characteristics of the load on the organism of children of preschool age in teaching swimming”, Modern problems of science and education, No. 2, available at: www.science-education.ru/102-5789 (date of access: 2012.03.16).
2. Gimazov, R.M. (2012), “The characteristics of the indirect indicators of the background voltage skeletal muscles of the spine in athletes”, Messenger of Surgut state pedagogical University: Scientific journal, No. 3 (18), pp. 108-112.
3. Gimazov, R.M and Bulatova G.A. (2011), “Biomechanical parameters of the rubrospinalny level of the control of movements, according to N.A. Bernstein), In the world of scientific discoveries, No. 5, pp, 84-91.
4. Gimazov, R.M. and Bulatova, G.A. (2012), “The indicator of muscle tone skeletal muscles as informative marker of the reaction of nervous-muscular system of the exercise by children of preschool age when learning to swim”, Modern problems of science and education, No. 4, available at: www.science-education.ru/104-6561 (date of circulation: 2012.10.08).
5. Kapandji A.I. (2009), Spine: Physiology joints, publishing house “Eksmo”, Moscow.
6. Sonkin, V.D. and Tambovtseva, R.V. (2011), Development of muscle power and health in the ontogenesis, publishing house “librokom”, Moscow.
7. Schekotkov, V.A. Altera pars, available at: http://altera-pars.narod.ru/Qadra/duga.htm (date of access: 2011.03.25).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.11.2013.
УДК 796 (G76)
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ И ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье отражены результаты эмпирического исследования взаимосвязей познавательной активности как свойства личности, а также активности набора учебных баллов в условиях балльнорейтингового обучения с показателями учебной успеваемости студентов вузов физической культуры. В число показателей успеваемости включены и показатели успешности прохождения студентами педагогической практики. Здесь не только отражены такие взаимосвязи, но и приводятся данные относительно выраженности названных показателей как познавательной активности, так и учебной успеваемости. Кроме того, здесь приводятся данные, отражающие характер взаимосвязей познавательной активности и активности набора учебных баллов при обучении в условиях реализации болонских соглашений.
Ключевые понятия: познавательная активность, проявление воли, интерес к учебе, учебная успеваемость, значимость учебных заданий, активность выполнения учебных заданий, учебные дисциплины, коэффициенты корреляции и регрессии.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p44-50 EDUCATIONAL AND PRACTICAL PROGRESS OF STUDENTS - ATHLETES AND THEIR INFORMATIVE ACTIVITY
Yury Yuryevich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article reflects the empirical study results covering the correlations of cognitive activity as the property of personality, and also activity of the collection of rating marks under the conditions of number -rating system with the indices of training progress of the students of the physical culture VUZ (Institute of Higher Education). The indices of the students' success in pedagogical practice have been included in the number of indices of progress. Not only such correlations have been reflected here, but also the data relative to the manifestation of the given indices of both cognitive activity and training progress. Furthermore, here are cited the data, which reflect the nature of the interrelations of cognitive activity and activity in achieving the rating grades under the conditions of the realization of Bologna agreements.
Keywords: cognitive activity, manifestation of will, interest in studies, training progress, significance of training tasks, activity in fulfillment of training targets, training disciplines, correlation and regression coefficients.
ВВЕДЕНИЕ
Познавательная активность студентов вузов физической культуры, как студентов других вузов включает в себя три блока компонентов: познавательная активность, проявляемая в процессе учебы (учебная познавательная активность); познавательная активность как психологическое свойство, свойство личности (просто познавательная активность); познавательная активность, проявляемая при выборе и выполнении отдельных заданий, предусмотренных технологическими картами учебных дисциплин при реализации болонских соглашений балльно-рейтинговой системы обучения (активность набора учебных баллов).
Важно определить характер взаимосвязей (или влияния) компонентов познавательной активности на показатели результата учебной деятельности студентов, который понимается как конгломерат трех составляющих: профессионального самоопределения студентов; их учебной успеваемости; успешности практической деятельности (на педагогической практике).
Есть основание полагать, что высокая выраженность этих составляющих является показателем высокой профессиональной подготовленности будущих специалистов.
Данная проблема актуальна, поскольку важно эмпирически определить ценность и иерархию как блоков компонентов познавательной активности, так и отдельных ее компонентов в плане влияния на успешность подготовки специалистов. Важно определить и другое - какие из показателей профессиональной подготовленности наиболее чувствительны к воздействию факторов познавательной активности. И, наконец, в случае обнаружения взаимосвязей, важно определить направление влияния (что на что влияет).
Роль и значение познавательной активности в процессе подготовки специалистов в вузах физической культуры имеет особое значение, поскольку студенты, совмещающие учебу с занятиями спортом, не имеют возможности полностью сосредоточиться на учебе. Полученные результаты данного исследования помогут определить ориентиры для подбора и разработки педагогических средств развития этой активности, что не может не сказаться на качестве подготовки специалистов.
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
Гипотеза исследования: предполагалось, что все, компоненты познавательной активности студентов-спортсменов являются факторами их успешности в учебно-
практической деятельности.
Цель исследования: выявить характер влияния компонентов познавательной активности (как свойства личности и активности набора учебных баллов) на успешность обучения в физкультурных вузах.
Методики исследования.
1. Для определения познавательной активности (как свойства личности) использовалась методика экспериментального типа «Нерешаемая задача» [1]. При работе с методикой испытуемый решал 4 задачи с повышением уровня сложности. Познавательная активность определялась в процессе решения последней, 4-й задачи, которая вообще решения не имеет. Фиксировалась продолжительность периода - от начала ее решения до отказа решения. Чем продолжительнее период, тем выше познавательная активность.
2. Для измерения активности набора учебных баллов в самостоятельной работе студентов физкультурных вузов использовалась анкета шкального типа. Оценивались 26 заданий.
3. Для определения успеваемости по отдельным учебным дисциплинам использовалась анкета закрытого типа. По ней определялись оценки, идущие в диплом (кроме двоек, которые вписывались в сводную таблицу по результату первой попытки сдачи экзамена): по специализации (теория и методика избранного вида спорта), по теории физической культуры (Теория ФК), психологии физической культуры и спорта (психология ФКС), по педагогике и оценки за выполнение заданий педагогической практики.
Значения всех показателей переводились в стэны десятичной разрядности. Перед математической обработкой данных определялась нормальность распределения всех показателей: все они подчиняются закону нормального распределения.
Выборка испытуемых составляет 96 студентов НГУ им. П. Ф. Лесгафта, занимающихся контактными, художественными и рекордными видами спорта. Она репрезентативна по возрасту и полу всем студентам вуза.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Итак, определяются взаимосвязи учебной познавательной активности, собственно познавательной активности и активности набора учебных баллов - с одной стороны и, с другой стороны - профессиональной подготовленности: профессионального самоопределения, успеваемости и успешности прохождения педагогической практики.
Как ранее было выявлено, познавательная активность, как свойство личности имеет среднюю выраженность (5,5 балла из 10-ти возможных), при коэффициенте вариации 32,7 % [2]. Был также определен характер влияния этого показателя на профессиональное самоопределение [3], где было выявлено, что статистически достоверное влияние он оказывает на оценку привлекательности профессионального будущего, самооценку профессионального мастерства и удовлетворенности выбранной профессией, то есть, на те характеристики профессионального самоопределения, которые связаны не с рациональной стороной профессиональной направленности, а с эмоциональной.
В данном исследовании необходимо экспериментально установить: как личностная познавательная активность влияет на другие две характеристики профессиональной подготовленности - на успеваемость и успешность практической деятельности. Успеваемость, как было выявлено ранее, наиболее высока по специализации, а самая низкая - по теории ФК, при низкой вариативности и при наличии взаимосвязей успеваемости по специализации, теории ФК и психологии ФКС [4].
Личностная познавательная активность взаимосвязана с успеваемостью лишь по одному учебному предмету - психология ФКС (г=0,38; при р<0,01). Данная взаимосвязь трактуется однозначно: именно познавательная активность оказывает влияние на успешность изучения психологии спорта, а не наоборот, поскольку первая отличается относительной устойчивостью. Познавательная активность, как свойство личности взаимосвя-
зана с успешностью педагогической деятельности в период учебной практики. Однако эта взаимосвязь едва достигает 95-процентной достоверности (г=0,24).
Другая группа компонентов познавательной активности - активность в наборе баллов балльно-рейтингового обучения с учебной успеваемостью связана следующим образом.
Достоверные взаимосвязи активности набора рейтинговых учебных баллов и учебной успеваемости студентов вузов физической культуры _______(п=96; при г=0,21 р<0,05; при г=0,27 р<0,01; при г=0,39 р<0,001)____
Активность набора баллов балльно-рейтингового обучения Учебная успеваемость
1 2 3 4 5
Конспектирование лекций 0,33 0,22 0,31 0,32
Получение консультаций по дисциплине 0,26 0,32
Выступление с докладом 0,25 0,30 0,23
Написание текстов (рефератов, эссе, писем) 0,38 0,26 0,25
Анализ практических ситуаций 0,36 0,36 0,30
Подбор и показ видеозаписей и сайтов
Составление кроссвордов по дисциплине 0,28
Составление словаря по темам дисциплины 0,26
Подготовка ответов на заданные вопросы
Подготовка к экзаменам 0,23 0,55 0,37 0,31 0,48
Выполнение курсовых работ 0,30 0,25 0,24 0,26
Участие в научных конференциях
Обозначения: 1 - Специализация. 2 - Теория ФК. 3 - Психология ФКС. 4 - Педагогика. 5 - Успеваемость в целом. Связи с 99-процентной достоверностью выделены жирным шрифтом.
Как показывает таблица, получено достаточно много достоверных взаимосвязей: 26 из 60-ти возможных (43%). Однако только две связи достигают 99,9 % достоверности. Самая высокая связь получена между показателями активности подготовки к экзаменам (как явления, относящегося к различным учебным дисциплинам) и успеваемости по теории физической культуры. Кроме того именно активность подготовки к экзаменам так же при р<0,001 определяет общую учебную успеваемость. О чем это говорит? С одной стороны, о необходимости сохранения наработанного отечественного опыта, а с другой, -узкая ориентация на успешную сдачу экзамена заставляет студентов напрягать память, но не мышление, что не способствует попыткам «вмонтировать» те или иные знания в ту или другую, хотя бы смоделированную, ситуацию. Может сложиться так, что знания будут совсем слабо связаны с практической деятельностью.
Сразу три задания балльно-рейтинговой системы обучения вообще не оказывают влияния на учебную успеваемость студентов, что составляет 25%. К числу таких заданий относятся: подбор и показ видеозаписей и сайтов, подготовка ответов на заданные вопросы и участие в научных конференциях. Данное обстоятельство можно объяснить следующим. Использование видеозаписей и сайтов относится к числу средств пассивного восприятия знаний, а, как известно, это малоэффективно. Подготовка ответов на заданные преподавателем вопросы оказалась недостаточно эффективной, как явствовало из бесед со студентами, по той причине, что ответы, часто носили формальный характер, вплоть до однозначных и неаргументированных утверждений. Что касается участия студентов в научных конференциях, то проблема имеющегося разрыва теории и практики, наблюдаемая в России, проявляется и в образовательной деятельности вуза.
Обратимся к компонентам активности, наиболее тесно связанным с успеваемостью студентов вузов физической культуры. На успеваемость в целом влияет активность выполнения следующих заданий (по убывающей):
- подготовка к экзаменам;
- конспектирование лекций;
- анализ практических ситуаций;
- выполнение курсовых работ;
- написание текстов (рефератов, эссе, писем-размышлений);
- выступление с докладом.
Однако лишь первые два задания имеют 99-процентный уровень достоверности.
Из таблицы заметно, что дисциплины общеобразовательного характера находятся в значительно большей зависимости от активности выполнения заданий балльнорейтинговой системы обучения, чем специальные учебные дисциплины (правда, отдельно можно сказать о психологии физической культуры и спорта - ее можно отнести как к общеобразовательным дисциплинам, так и к специальным).
От активности выполнения студентами наибольшего числа заданий зависит учебная успеваемость именно психологии физической культуры и спорта. От наименьшего числа - спортивная специализация и теория физической культуры.
В плане положительного влияния на учебу активности выполнения заданий, можно отметить следующие из них (кроме, отмеченных выше - подготовки к экзаменам и конспектирования лекций):
- выполнение курсовых работ;
- анализ практических ситуаций;
- написание текстов (рефератов, эссе, писем-размышлений);
- выступление с докладом.
Можно заключить, что наиболее полезными, в плане влияния на успешность учебы являются задания, требующие самостоятельного осмысления и переработки информации (кроме строго академических заданий). Из только что проанализированного материала, полученного эмпирическим путем, явствует, что успешность обучения находится в зависимости от двух блоков заданий: от строго академических (экзамены, курсовые, конспектирование лекций), ставших традиционными заданиями и от заданий творческого характера (анализ ситуаций и написание текстов). Возникает вопрос о зависимости успешности профессиональной педагогической деятельности (на практике студентов) от активности выполнения этих (отраженных выше в таблице) заданий. Какова практическая ценность выполнения заданий балльно-рейтинговой системы обучения?
Результат корреляционного анализа немало удивил. Достоверных связей оказалось очень мало. Их две. На успешность прохождения педагогической практики студентами повлияла активность выполнения следующих заданий: анализ практических ситуаций (г=0,33 при р<0,01); получение консультаций по дисциплине (г=0,25 при р<0,05).
Однако возможно и опосредованное влияние. Были выявлены достоверные взаимосвязи между показателями успеваемости и успешности прохождения педагогической практики, которая связана с успеваемостью по специализации, теории физической культуры и психологии физической культуры и спорта (все при р<0,01) [2]. В таком случае, выполняя задания балльно-рейтинговой системы обучения и повышая успеваемость по этим дисциплинам, студенты повышают и успешность практической профессиональной деятельности. Перечень этих заданий отражен выше, в таблице.
Для разделения пар взаимосвязанных на зависимые показатели и их факторы необходимо высчитать коэффициенты регрессии. Обратимся лишь к взаимосвязям, имеющим 99-процентную и выше достоверность. Нет смысла определять также направление влияния в связях: личностная познавательная активность - показатели профессиональной подготовленности из-за устойчивости первого. Кроме того, можно исключить интерпретацию связей: показателей активности набора баллов - успешности педагогической практики, поскольку последние могли проявиться только позднее и не могли повлиять на активность. И, наконец, для выявления преобладания во влиянии достаточно обратиться к показателю учебной успеваемости в целом.
Направление влияния в отношении других пар показателей определялась по фор-
муле: Ях/у=г^ах/ау (ряд показателей активности набора баллов обозначен х, а учебной успеваемости - у).
Рассмотрим взаимосвязь: подготовка к экзаменам - учебная успеваемость. На первый взгляд ответ на вопрос о зависимости кажется очевидным - первый показатель влияет на последний. Однако есть основания усомниться: студент, проявив активность при подготовке к экзамену и получив высокую оценку, закрепляет такой стиль учебной деятельности, проводя «героическую» ночь перед экзаменом. Расчет коэффициента регрессии показал, что учебная успеваемость по специализации находится примерно в такой же мере зависимости от активности подготовки к экзаменам, как и подготовки к экзаменам от успеваемости (Ях/у=0,50; Яу/х=0,46). Можно сказать, что сомнения относительно определенность направления влияния подтвердились. Эти показатели взаимозависимы. Говоря житейским языком, хорошо учится те студенты-спортсмены, которые активно готовятся к экзаменам, но и активно готовятся к экзаменам те студенты, которые хорошо учатся. В отношении другого задания, конспектирования лекций получены сходные данные: (Ях/у=0,27; Яу/х=0,38). Посещение занятий, несмотря на высокую занятость, и тщательное конспектирование лекций и учебная успеваемость являются взаимозависимыми явлениями. Совсем другая ситуация наблюдается в отношении задания: анализ практических ситуаций. Коэффициент регрессии, характеризующий влияние выполнения этого задания на учебную успеваемость более чем в два раза превосходит коэффициент регрессии, характеризующий обратное влияние (0,30*1,39/0,91; Ях/у=0,46; Яу/х=0,20).
В психологии существует поговорка: «Применение - мать ученья». Здесь доказана ее справедливость. Появляется практическая рекомендация: для повышения успеваемости, посредством повышения познавательной активности, целесообразно изучаемый материал максимально приблизить к практической деятельности. Имеющие прямое отношение к деятельности сведения лучше усваиваются студентами. Таким образом, характер влияния компонентов познавательной активности на успешность обучения в физкультурных вузах выявлен. Цель достигнута. Гипотеза подтвердилась лишь частично. Во-первых, не все, компоненты познавательной активности студентов-спортсменов являются факторами их успешности учебно-практической деятельности, а во-вторых, даже при наличии взаимосвязей, они не все оказывают влияние на учебную успеваемость.
ВЫВОДЫ
1. Личностная познавательная активность студентов вузов физической культуры взаимосвязана с успеваемостью по психологии физической культуры и спорта, а также с успешностью педагогической деятельности (в период учебной практики).
2. Показатели учебной успеваемости студентов-спортсменов связаны с активностью выполнения ими следующих заданий: подготовка к экзаменам; конспектирование лекций; анализ практических ситуаций; выполнение курсовых работ; написание текстов (рефератов, эссе, писем-размышлений); выступления с докладами.
3. Общеобразовательные учебные дисциплины находятся в большей зависимости от активности выполнения заданий балльно-рейтинговой системы обучения, чем специальные учебные дисциплины.
4. Задания, требующие самостоятельного осмысления и переработки информации, наиболее полезны, в плане влияния на успешность учебной деятельности студентов
5. Практическая ценность выполнения заданий балльно-рейтинговой системы обучения (на педагогической практике) оказалась малоэффективной. Определенную ценность имеет выполнение двух заданий: анализ практических ситуаций и получение консультаций по дисциплине.
Полученные в данном исследовании результаты являются частью основания для разработки средств формирования и развития учебной познавательной активности студентов, занимающихся спортом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова, Н. И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» / Н.И. Александрова Т.И. Шульга // Вопросы психологии. - 1987. - № 6. - С. 130-132.
2. Жуков, Ю.Ю. Профессиональное самоопределение и успеваемость студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2013. - № 8 (102). - С. 62-67.
3. Жуков, Ю.Ю. Познавательная активность как фактор успеваемости студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2013. - № 9 (103). - С. 44-50.
4. Жуков, Ю.Ю. Профессиональное самоопределение студентов вузов физической культуры в зависимости от их познавательной активности / Ю. Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 58-63.
REFERENCES
1. Aleksandrova, N.I and Shulga T.I. (1987), "Studying of strong-willed qualities of school students by means of a technique "not solved task", Psychology Questions, No. 6, pp. 130-132.
2. Zhukov, Yu.Yu. (2013), “Professional self-determination and progress of the students of the physical culture higher education institutions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 62-67.
3. Zhukov, Yu.Yu. (2013), “Cognitive activity as factor of progress of students of higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 103, No. 9, pp. 44-50.
4. Zhukov, Yu.Yu. (2013), “Professional self-determination of the students of higher education institutions of physical culture depending on their informative activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 58-63.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.11.2013.
УДК 159.922.7/.8
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ТЕЛА У МАЛЬЧИКОВ 9-11 ЛЕТ
Наталья Леонидовна Ильина, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, (СПбГУ)
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования образа тела у мальчиков 9-11 лет, как фактора психологического и физического благополучия ребенка. Обосновывается важная роль физической культуры и спорта в формировании образа тела у мальчиков в детском возрасте. Представлены результаты исследования по изучению особенностей восприятия образа тела у мальчиков в связи с занятиями физической культурой и спортом. Выявлено, что занятия спортом оказывают влияние на формирование образа тела у мальчиков 9-11 лет, и заставляют более требовательно относиться к своему телу.
Ключевые слова: образ тела, восприятие своего тела, мальчики 9-11 лет, физическая культура и спорт, телесное самосовершенствование.
DOI: 1G.593G/issn.1994-4683.2G13.11.1G5.p5G-54
BODY IMAGE-BUILDING AMONG THE BOYS AGED 9-11 YEARS
Natalia Leonidovna Ilina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,
St. Petersburg State University, Saint Petersburg
Annotation
The article examines the problem of the body image-building among the boys aged 9-11 years old as a factor of their psychological and physical well-being. The important role of physical culture and