УДК 796 (076)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ
Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье отображены результаты исследования отражающего характер взаимосвязей компонентов познавательной активности и профессионального самоопределения студентов, занимающихся спортом. В результате проведенного исследования выявлены те компоненты профессионального самоопределения и познавательной активности, которые оказывают существенное влияние на профессиональное самоопределение студентов физкультурных вузов. С другой стороны определены те компоненты профессионального самоопределения, которые наиболее чувствительны к проявлениям различных компонентов познавательной активности.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, познавательная активность, самостоятельность в учебе, организация учебы, волевые усилия, конспектирование лекций, выступление с докладом, подготовка научных рефератов, изображение текста таблицей и схемой, поиск ответов.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p58-63
PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE DEPENDING ON THEIR
INFORMATIVE ACTIVITY
Yury Yuryevich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presented the results of investigation of the reflecting nature of the correlations of the cognitive activity components and professional self-determination of students, who are involved in sports activities. As a result of the conducted investigation the components of the professional self-determination and cognitive activity have been revealed, which have an essential effect on the professional selfdetermination of the students of physical culture Institute of Higher Education. Alternately, those components of the professional self-determination have been determined, which are most sensitive to the manifestations of different components of cognitive activity.
Keywords: professional self-determination, cognitive activity, independence in the studies, organization of educational process, volitional efforts, excerpting of lectures, production of the report, preparation of scientific abstracts, image of text with table and diagram, search for answers.
ВВЕДЕНИЕ
Ценность высокой познавательной активности студентов является бесспорной в плане ее влияния на подготовку будущих специалистов. Учебная познавательная активность у студентов вузов физической культуры является особенно ценной, поскольку по причине их «двойной» занятости (учебой и спортом) проявление активности в учебе затруднено. Ранее было выявлено, что один из компонентов профессиональной подготовленности - профессиональное самоопределение студентов-спортсменов в целом взаимосвязано с общим показателем учебной познавательной активности, а также с такими ее показателями, как с проявлением самостоятельности в учебе, с ее организацией и с волевыми усилиями в ней. При этом обобщенный показатель познавательной активности взаимосвязан со следующими характеристиками профессионального самоопределения: с
целенаправленностью и с удовлетворенностью от сделанного выбора профессии [2].
Однако в названном исследовании речь шла о взаимосвязи компонентов одной из трех групп познавательной активности - учебной. Влияние же некоторых других компонентов познавательной активности на меру профессионального самоопределения у студентов, совмещающих занятия учебой и спортом ранее не изучалось. Речь идет о зависимости профессионального самоопределения от следующих компонентов познавательной активности: от познавательной активности как свойства личности (будем называть - «познавательная активность», без пояснения - «учебная») и от активности в процессе набора баллов балльно-рейтингового обучения (будем называть - «активность набора баллов»).
Итак, в исследовании предстояло определить характер влияния компонентов познавательной активности студентов, а так же активности набора баллов с характеристиками профессионального самоопределения.
Как показал анализ литературы, исследований по выявлению характера взаимосвязей названных компонентов познавательной активности и профессионального самоопределения у будущих специалистов не проводилось. Важно и другое, что эти взаимосвязи не определялись у студентов вузов физической культуры, что особенно необходимо, учитывая специфику их обучения. Этим и объясняется актуальность данного исследования.
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
Гипотеза. Предполагалось, что познавательной активностью тесно связаны все компоненты профессионального самоопределения, а с активностью набора баллов - профессиональная целенаправленность.
Цель исследования. Выявить характер корреляционных взаимосвязей познавательной активности, а также показателей активности набора баллов с характеристиками профессионального самоопределения.
Задачи исследования: определить значения выраженности и вариативности компонентов познавательной активности и компонентов профессионального самоопределения (по данным научной литературы); выявить статистически достоверные взаимосвязи между компонентами познавательной активности и характеристиками профессионального самоопределения.
Методики исследования. Для определения профессионального самоопределения и использовалась батарея методик Н. Е. Касаткиной [5]. Определялись его характеристики: привлекательность профессионального будущего, профессиональная целенаправленность, самооценка профессиональных качеств и способностей, удовлетворенность выбранной профессией, устойчивость профессионального выбора.
Для исследования познавательной активности (как свойства личности) использовалась экспериментальная методика «Нерешаемая задача» [1], где испытуемому предъявляются четыре задачи с повышением уровня сложности. Последняя же задача вообще не решаемая. Показателем выраженности познавательной активности испытуемых явилось время от начала решения 4-й задачи до отказа от ее решения.
Для выявления особенностей набора учебных баллов балльно-рейтингового обучения в самостоятельной работе студентов-спортсменов (значимости заданий и активности их выполнения) использовалась анкета шкального типа. Оценивались 26 заданий. Данная методика прошла процедуру стандартизации, хотя, как к анкете такие требования ней не требуются [2]. Значения всех показателей переводились в стандартные баллы (в стэны десятичной разрядности).
По всем изучаемым здесь показателям выявлена нормальность распределения (Ж; по значениям коэффициентов вариации, асимметрии и эксцесса).
В качестве испытуемых выступили 96 студентов старших курсов (после прохождения педагогической практики) НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Выборка испытуемых в процентном отношении репрезентативна всем студентам данного вуза по
демографическим характеристикам, а так же по спортивной специализации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Прежде, чем отразить особенности взаимодействия компонентов познавательной активности и характеристик профессионального самоопределения, необходимо обратиться к тому, насколько выражены эти показатели.
Ранее было выявлено, что познавательная активность, как свойство личности имеет среднее значение (М=5,5 из 10-ти; среднее арифметическое). При этом наблюдался высокий коэффициент вариации (у=32,7%) [3]. Нормативные же значения для данных, полученных с помощью этой методики, отсутствуют. Однако ценность полученных данных заключается в возможности сравнения выраженности познавательной активности у испытуемых друг с другом, что и нужно для корреляционного анализа.
Характеристики набора учебных баллов, как компонентов познавательной активности отличаются тем, что они оценены студентами далеко не одинаково [4]. Высоко оценена значимость следующих заданий балльно-рейтингового обучения: подготовка к экзаменам, посещение сайтов по дисциплине, подготовку ответов на учебные вопросы, просмотр видеозаписей по дисциплине, анализ практических ситуаций, подготовка ответов на контрольные вопросы, конспектирование лекций, выполнение курсовых и дипломных работ, получение консультаций по дисциплине. Значимость заданий для студентов опережает их реальное выполнение почти на полтора балла (при 10-ти балльной оценке). Наибольшие различия выявлены в отношении следующих заданий: анализ практических ситуаций, подготовка научных рефератов, подготовку ответов на вопросы учебных тестов, подготовка ответов на контрольные вопросы, просмотр видеозаписей по дисциплине, посещение сайтов по дисциплине, составление альбомов по темам дисциплины, составление словаря по темам дисциплины. Задания этого списка целесообразно и применять в условиях реализации болонских соглашений.
В исследовании, посвященном определению взаимосвязей учебной познавательной активности с характеристиками профессионального самоопределения, было выявлено, что характеристики последней имеют достаточно разнообразную выраженность, а общий его показатель находится на среднем уровне [3]. К числу высоко выраженных характеристик относятся: оценка собственной профессиональной подготовленности (качеств личности и способностей) и привлекательность профессионального будущего. К числу наименее выраженных характеристик - профессиональная целенаправленность и устойчивость профессионального выбора.
Итак, обратимся к выявлению характера взаимодействия компонентов познавательной активности и профессионального самоопределения, используя метод ранговой корреляции. Познавательная активность (напомним, как свойство личности) детерминирует следующие характеристики профессионального самоопределения:
- привлекательность профессионального будущего (г=0,41; р<0,001);
- самооценка профессионального мастерства (г=0,32; р<0,01);
- удовлетворенность выбранной профессией (г=0,29; р<0,01).
Ранее в исследованиях автора были выявлены два симптомокомплекса показателей учебной познавательной активности студентов-спортсменов: учебы «по интересу» и учебы с проявлением воли, «по необходимости». Показатели учебной познавательной активности, входящие в симптомокомплекс учебы «по интересу», главным образом связаны с теми же показателями профессионального самоопределения, что компоненты познавательной активности как свойства личности. Получается, что это психологическое свойство обуславливает те характеристики профессионального самоопределения, которые обусловлены и учебной активностью «по интересу».
Интересно, что коэффициент корреляции между познавательной активностью и профессиональным самоопределением в целом не достигает статистически значимого
уровня.
В таблицу включены лишь те задания балльно-рейтинговой системы, которые используются преподавателями. Некоторые из заданий не только весьма похожи по содержанию, но и, как оказалось, оказывают влияние на одни и те же характеристики профессионального самоопределения. Это обстоятельство позволило их объединить (при этом в таблицу вписывался средний коэффициент корреляции). Так были объединены, например, задания по написанию текстов - рефератов, эссе и писем-размышлений.
В корреляционном анализе активность в наборе учебных баллов студентов-спортсменов представлена 12-ю показателями, а профессионального самоопределения -6-ю, включая общий показатель.
Таблица
Взаимосвязи активности выполнения заданий балльно-рейтинговой системы и
профессионального самоопределения (п=96; при р<0,05 г=0,21; при р<0,01 г=0,27)
Задания балльно-рейтинговой системы Л Иро( Характеристики ). самоопределения
1 2 3 4 5 6
Конспектирование лекций 0,28 0,30
Получение консультаций по дисциплине 0,35
Выступление с докладом 0,33
Написание текстов (рефератов, эссе, писем) 0,37 0,35 0,32
Анализ практических ситуаций 0,31 0,46 0,38
Подбор и показ видеозаписей и сайтов 0,29 0,35 0,29 0,31
Составление кроссвордов по дисциплине 0,34 0,39
Составление словаря по темам дисциплины 0,32 0,30
Подготовка ответов на заданные вопросы 0,33 0,34 0,30
Подготовка к экзаменам 0,39
Выполнение курсовых работ 0,37
Участие в научных конференциях 0,28
Пояснения: 1. Привлекательность профессионального будущего. 2. Профессиональная целенаправленность. 3. Самооценка профессионального мастерства. 4. Удовлетворенность выбранной профессией. 5. Устойчивость профессионального выбора. 6. Профессиональное самоопределение в целом. Жирным шрифтом отмечены связи при р<0,001.
Таблица показывает, что получено мало статистически достоверных взаимосвязей: всего 24 из 72-х возможных.
В наибольшей зависимости от активности выполнения заданий балльнорейтингового обучения находятся три характеристики профессионального самоопределения: привлекательность профессионального будущего, самооценка профессионального мастерства и удовлетворенность профессией. Интересно, что обнаруженная ранее тенденция учебы «по интересу» проявляется и в отношении активности выполнения учебных заданий, поскольку все три характеристики профессионального самоопределения «тяготеют» к эмоциональным переживаниям, связанным с будущей профессией (а не к рациональному подходу к профессии).
Наибольшее влияние на характеристики профессионального самоопределения оказывает выполнение следующих заданий: подбор и показ видеозаписей и сайтов, анализ практических ситуаций, написание текстов (рефератов, эссе, писем-размышлений), просмотр и демонстрация студентам на занятии видеозаписей и сайтов по дисциплине, а также подготовка ответов на заданные вопросы по темам дисциплины.
Такая важная характеристика профессионального самоопределения, как профессиональная целенаправленность находится в зависимости лишь от двух показателей активности выполнения заданий балльно-рейтинговой системы обучения - от анализа практических ситуаций и от получения консультаций по изучаемой дисциплине.
Устойчивость профессионального выбора так же зависит лишь от одного показа-
теля активности выполнения заданий - от частоты написания текстов (рефератов, эссе, писем-размышлений).
Самооценка же профессионального мастерства зависит от следующих шести показателей активности набора учебных баллов: от частоты выступлений с докладами, от подготовки научных рефератов, от просмотра и показа материалов Интернета, от подготовки к экзаменам, от выполнения курсовых работ и от участия в научных конференциях.
Есть основание полагать, что студентов вузов физической культуры (вероятно, как и другие студенты) оценку уровня своей профессиональной подготовленности формируют по оценке активности в учебе, в частности - в выполнении заданий балльнорейтингового обучения. Получается, что студенты склонны завышать свои возможности. Кроме того, они пока не достаточно точно представляют свою деятельность в рамках специальности «физическая культура и спорт».
Профессиональная целенаправленность и устойчивость профессионального выбора, то есть, характеристики «тяготеющие» к учебе с проявлением воли, менее всего зависят от активности выполнения заданий, необходимость выполнения которых предусмотрена болонскими соглашениями.
Вспомним, что профессиональная целенаправленность достоверно взаимосвязана сразу с четырьмя компонентами познавательной активности (с самостоятельностью в учебе, с ее самоорганизацией, с проявлением волевых усилий в учебе и с надситуативной активностью) [3]. Получается, что компоненты учебной познавательной активности значительное влияние оказывают на характеристики воли в учебе, а показатели выполнения учебных «балльных» заданий - на характеристики учебного интереса. Из всего этого следует, что для повышения профессиональной целенаправленности, требуется повышать учебную познавательную активность, а для повышения интереса к учебе - использовать возможности обучения по балльно-рейтинговой системе.
Таким образом, высказанная гипотеза подтвердилась лишь частично. Первая ее часть подтвердилась, но не в полном объеме, а вторая практически не подтвердилась, поскольку от активности выполнения заданий зависит не столько профессиональная целенаправленность, сколько привлекательность, оценка собственной профессиональной подготовленности и удовлетворенность от выбора профессии.
ВЫВОДЫ
1. Познавательная активность, как свойство личности является фактором трех характеристик профессионального самоопределения: привлекательности профессионального будущего, самооценки профессионального мастерства и удовлетворенности выбранной профессией.
2. Привлекательность профессионального будущего, самооценка профессионального мастерства и удовлетворенность выбранной профессией находятся в наибольшей зависимости от активности выполнения заданий балльно-рейтингового обучения.
3. Использование материалов Интернета, анализ практических ситуаций, написание текстов, просмотр и демонстрация видеозаписей и сайтов по дисциплине, а также подготовка ответов на заданные вопросы по темам дисциплины являются важными факторами профессионального самоопределения.
4. Профессиональная целенаправленность связана с выполнением анализа практических ситуаций и с получением консультаций по дисциплине. Частота написания текстов (рефератов, эссе, писем-размышлений) оказывает влияние на устойчивость профессионального выбора. Для повышения профессиональной целенаправленности, требуется развитие учебной познавательной активности, а для повышения интереса к учебе - использовать возможности обучения по балльно-рейтинговой системе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова, Н. И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» / Н.И. Александрова Т.И. Шульга // Вопросы психологии. -1987. - № 6. - С. 130-132.
2. Жуков, Ю.Ю. Особенности взаимосвязей показателей личностной и учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 61-66.
3. Жуков, Ю.Ю. Соотношение познавательной активности и профессионального самоопределения студентов вузов физической культуры / Ю. Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 60-65.
4. Жуков, Ю.Ю. Особенности балльно-рейтингового обучения в зависимости от познавательной активности студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 62-67.
5. Касаткина, Н. Е. Психологические факторы профессионального самоопределения (на примере специалистов физического воспитания) : дис. ... канд. психол. наук / Касаткина Н.Е. - Санкт-Петербург, 2000. - 136 с.
REFERENCES
1. Aleksandrova, N.I. and Shulga, T.I. (1987), “Studying of strong-willed qualities of school students by means of a technique "Not solved task"”, Psychology Question, No. 6, pp. 130-132.
2. Zhukov, Yu.Yu. (2013), “ Features of correlations of indicators of personal and educational cognitive activity of students of higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 61-66.
3. Zhukov, Yu.Yu. (2013), “Ratio of cognitive activity and professional selfdetermination among the students of higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 60-65.
4. Zhukov, Yu.Yu. (2013), “Features of social factors of informative activity of students of higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 62-67.
5. Kasatkina, N.E. (2000), Psychological factors of professional self-determination (on the example of experts of physical training), dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.10.2013.
УДК 796.022:53.08
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАТИВНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ ТЕСТОВОГО УПРАЖНЕНИЯ «ВИС НА СПЕЦИАЛЬНОЙ КРУТЯЩЕЙСЯ ПЕРЕКЛАДИНЕ» ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЛОКАЛЬНОЙ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ХВАТА
Александр Александрович Захаров, доцент,
Яна Юрьевна Захарова, старший преподаватель,
Егор Петрович Кудрин, старший преподаватель,
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, (СВФУ), г. Якутск
Аннотация
В статье авторы указывают на проблемные моменты, присущие методике контроля локальной силовой выносливости хвата спортсменов-масрестлеров. В связи с чем, для совершенствования методики контроля предлагается к использованию тест «вис на специальной крутящейся перекладине» (ВИСКП). Приведены результаты исследования на определение соответствия данного тестового упражнения требованиям информативности и надежности, предъявляемым к спортивным тестам.