REFERENCES
1. Rimskaya, R. and Rimski, S. (2000), Practical Psychology in the tests, publishing house AST-PRESS, Moscow, Russian Federation.
2. Prosvetova, O.V. Zelikova, O.A., and Krasnova G.O. (2009), Strength training in group programs, publishing house VGAFK, Volgograd, Russian Federation.
3. Prokhorov, B.B. (2012), The health status of the population of Russia, available at: http://www.rus-stat.ru/stat/9941998_5.pdf.
4. Romanova, L.A. and Nikiforova, S. A. (2003), Fitness training: A manual for students, publishing house BURGU, Chelyabinsk, Russian Federation.
5. Chubakova, V.A. (2006), Educational technology of practicing different types of improving aerobics with women young age (21-35 years), dissertation, Moscow, Russian Federation.
6. Shabunova, A.A. (2010), Health in Russia: state and dynamics: monograph, publishing house ISERT RAN, Vologda, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.05.2013.
УДК 796 (076)
ОСОБЕННОСТИ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье отражена актуальность исследования взаимосвязей между компонентами познавательной активности и показателями выполнения учебных заданий балльно-рейтинговой системы. В статье отражена программа эмпирического исследования, его результаты. Здесь отражены значения выраженности и вариативности выполнения учебных заданий, показаны различия между оценкой их значимости и реальным выполнением. Основная часть статьи отражает особенности взаимосвязей семи компонентов познавательной активности студентов вузов физической культуры и выбором студентами учебных заданий, направленных на набор учебно-зачетных баллов при реализации обучения, соответствующего болонскому соглашению.
Ключевые слова: учебная познавательная активность, компоненты учебной познавательной активности, признаки познавательной активности, учебные задания, ценность учебных заданий, их выбор, активность выполнения учебных заданий, дифференцированный подход.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.05.99.p46-51
FEATURES OF MARK AND RATING TRAINING DEPENDING ON THE COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
OF PHYSICAL CULTURE
Yury Yuryevich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article reflects the urgency of a study of the interrelations between the components of cognitive activity and the indices of the execution of the training targets of scale-number- rating system. The article analyzes the program of empirical study, its results. The values of manifestation and variability of the fulfillment of training targets have been reflected here, the differences between the estimation of their
significance and the real fulfillment have been shown. The main part of the article reflects the special features of the correlations between seven components of the cognitive activity of the students of VUZ (Institute of Higher Education) of physical culture and selection by the students of the training tasks, directed toward the collection of the training- final marks during the implementation of the training, corresponding to Bologna agreement.
Keywords: training cognitive activity, components of the training cognitive activity, signs of cognitive activity, training tasks, value of training tasks, their selection, activity in fulfillment of training targets, individual approach.
Как показал опыт преподавательской деятельности, внедрение балльнорейтингового обучения потребовало изменения педагогического статуса различных характеристик познавательной активности студентов. Решая задачи помощи студентам в их адаптации к условиям обучения в вузе «по-новому», в преодолении проблем их дезадап-тированности, необходимо начинать с повышения их мотивации и развития их познавательной активности.
Данная проблема декларируется, но исследования эмпирического характера по вопросам влияния балльно-рейтингового обучения на познавательную активность студентов не проведены. Необходимость же такого исследования становится все актуальнее. Особая актуальность обнаруживает себя в отношении студентов вузов физической культуры. Почему? Ответ простой: студенты этих вузов (как и творческих - художественных, музыкальных и других) много времени и сил проявляют в отношении развития ими соответствующего спортивного мастерства. Получается, что они «работают на два фронта», приобретая спортивное и профессиональное мастерство и не последовательно, а параллельно.
Ценность балльно-рейтингового обучения для студентов двойственна. С одной стороны, такая форма обучения вносит им дополнительные проблемы в обучении: необходимость присутствовать на занятиях, что при активных занятиях спортом часто весьма затруднительно; выполнять такие задания, выполнение которых возможно лишь вместе с группой (доклады, дискуссии и др.). С другой стороны, балльно-рейтинговая форма обучения помогает студентам-спортсменам, обучающимся «не как все»: они имеют возможность выполнять различные задания, включенные в технологическую карту той или иной учебной дисциплины, выполняя их дома или на спортивных сборах, и, тем самым, набирать учебно-зачетные баллы.
Студенты-спортсмены, обучающиеся по балльно-рейтинговой системе, имеют свою специфику использования ее средств по сравнению со студентами, не занимающимися спортом. Студенты вузов физической культуры в большей мере проявляют иные компоненты учебной познавательной активности, чем студенты не спортивных вузов.
Есть основания предположить, что познавательная активность студентов вузов физической культуры существенно влияет на особенности проявления активности в использовании возможностей балльно-рейтингового обучения.
Эта гипотеза нуждаются в эмпирической проверке. Данная работа и посвящена ее проверке.
Испытуемые: 32 студента-спортсмена НГУ им. П.Ф. Лесгафта, разных спортивных специализаций.
Использовались следующие методики. Познавательная учебная активность (УПА) измерялась с помощью опросной методики шкального типа, основанной на разрабатываемой нами концепции [1-3] и созданной на основе признаков, разработанных Л. В. Суховой [4]. Была определена выраженность и вариативность следующих компонентов познавательной активности студентов-спортсменов: регуляция учебной деятельности, эффективность ее организации, мотивация (интерес к учебе), самостоятельность, интеграция информации в опыт, надситуативная активность (число выполняемых необязательных заданий), комфортность учебы (удовлетворенность ее процессом).
Вторая методика, предназначена выявить ценность для студентов различных
учебных заданий в их самостоятельной работе и активность выполнения этих заданий. Она так же представляет собой опросник шкального типа. Студентам предлагалось оценить каждое из заданий по степени их значимости и степени активности в выполнении этих заданий (зачеркивая соответствующую цифру). Оценивались 32 задания.
Таблица 1
Оценки значимости и активности выполнения учебных заданий при балльно-
рейтинговой системе (n=32)
Задания для самостоятельной работы по балльно-рейтинговой системе Значимость Активность d
М S v М S v
Индивидуальное домашние занятие 3,83 0,88 23,0 6,13 1,19 19,4 -2,30
Конспектирование лекций 7,39 0,75 10,1 9,38 0,77 8,2 -1,99
Получение консультаций по дисциплине 7,23 1,12 15,5 6,03 1,50 24,9 1,20
Выступление с докладом 6,57 1,09 16,6 6,54 1,22 18,6 0,03
Подготовка научных рефератов 5,88 1,14 19,3 7,19 1,14 15,8 -1,31
Использование инновационных технологий 3,75 1,45 38,8 0,44 0,42 95,4 3,31
Анализ практических ситуаций 7,98 1,58 19,8 5,15 1,03 20,0 2,83
Чтение литературы по изучаемому вопросу 5,18 1,09 21,0 4,17 0,97 23,2 1,01
Составление плана текста литературы 4,67 1,29 27,6 3,82 1,21 31,7 0,85
Социально-психодиагностическая работа 3,30 0,97 29,4 1,19 0,53 44,5 2,11
Презентация текста в Power Point 2,58 1,20 46,5 0,14 0,12 85,7 2,44
Изображение структуры текста в таблице 3,81 1,22 32,0 0, 45 0,11 42,2 3,36
Изображение структуры текста в схеме 3,99 1,21 30,3 0,59 0,21 24,4 3,40
Работа со словарями и справочниками 4,63 0,99 21,4 3,55 1,07 30,1 1,08
Ознакомление с нормативными документами 5,19 1,09 21,0 2,12 0,55 25,9 3,07
Просмотр видеозаписей по дисциплине 8,13 1,19 14,6 6,08 1,44 23,7 2,05
Посещение Интернет-сайтов по дисциплине 8,18 2,03 24,8 7,85 2,14 27,3 0,33
Составление альбомов по темам дисциплины 6, 57 1,08 16,4 4,93 0,99 20,1 1,64
Составление ребусов по дисциплине 2,22 0,78 35,1 0,54 0,48 88,9 1,68
Составление кроссвордов по дисциплине 6,19 1,83 29,6 3,11 0,95 30,5 3,08
Написание эссе по изучаемой дисциплине 4,94 1,64 33,0 4,33 1,53 35,3 0,61
Написание тематических писем-размышлений 5,27 1,30 24,7 4,20 1,39 33,1 1,07
Написание сочинения по темам дисциплины 5,59 1,28 22,9 3,06 1,23 40,2 2,53
Составление словаря по темам дисциплины 6,83 1,19 17,4 5,00 1,01 20,2 1,83
Подготовка ответов на учебные вопросы 8,15 1,04 12,8 5,12 1,07 20,9 3,03
Подготовка ответов на контрольные вопросы 7,57 1,17 15,4 5,08 1,11 21,8 2,49
Подготовка к экзаменам 9,06 1,19 13,1 6,98 1,41 20,2 2,08
Выполнение курсовых работ 7,31 1,14 15,6 9,14 1,45 15,9 -1,84
Участие в научно-исследовательской работе 6,13 1,55 25,3 4,11 1,93 46,9 2,02
Участие в научных конференциях 5,64 1,58 28,0 2,95 1,13 38,3 2,69
Организация выставки 3,32 1,57 47,2 0,64 0,38 59,4 2,68
Консультирование студентов 6,12 1,36 22,2 1,19 0,82 68,9 4,93
Среднее арифметическое (М) 5,70 1,37 24,1 4,22 1,48 35,1 1,48
Эта методика, как и другие, прошла процедуру валидизации и проверку на надежность. «Сырые» значения обеих методик преобразовались в стандартные баллы (стены), под 10-балльную систему. Ранее было выявлено, что признаки УПА относительно не высоки. Студенты проявляют определенные волевые усилия и устойчивость внимания, при этом мало подготавливаются к занятиям. Кроме того, была зафиксирована высокая вариативность проявления признаков познавательной активности. Тогда же были выявлены два симптомокомплекса: учебы «по интересу» и учебы с проявлением воли, «по необходимости» (там же). Прежде, чем показать особенности влияния компонентов УПА на активность в выполнении заданий балльно-рейтинговой системы, необходимо показать соотношение значимости этих заданий для студентов и самой этой активности. Студенты вузов физической культуры достаточно высоко оценили учебные задания для самостоя-
тельной работы (таблица 1). Наиболее высоко студенты оценили значимость следующих заданий балльно-рейтинговой системы (более 7-ми баллов; по убывающей): подготовку к экзаменам, посещение сайтов по дисциплине, подготовку ответов на учебные вопросы, просмотр видеозаписей по дисциплине, анализ практических ситуаций, подготовку ответов на контрольные вопросы, конспектирование лекций, выполнение курсовых и дипломных работ, получение консультаций по дисциплине. Низкую оценку (меньше 3-х баллов) получили следующие задания: составление ребусов по дисциплине (2,22 балла) и презентация текста в Power Point (2,58 балла). Полученные данные о ценности заданий имеют большое практическое значение: если они высоко оценены, то именно их целесообразно и использовать преподавателям. Однако реализация такой рекомендации должна строиться с учетом того, насколько в учебной деятельности используются эти 8 заданий.
Используются они явно недостаточно (правда, исключение составляет конспектирование лекций и выполнение курсовых и дипломных работ). Своеобразным резервом повышения качества образования является (по убывающей): подготовка ответов на вопросы учебных тестов, анализ практических ситуаций, подготовка ответов на контрольные вопросы, подготовка к экзаменам и просмотр видеозаписей по дисциплине.
Какие же задания выполняются наиболее часто? Их мало. Прежде всего, обязательные (более 7-ми баллов; по убывающей): Выполнение курсовых и дипломных работ, посещение сайтов по темам дисциплины и подготовка научных рефератов. В целом, значимость заданий опережает их реальное выполнение на 1,48 балла. Для отбора наиболее ценных заданий важно выделить те из них, которые еще мало используются и при этом, имеют оценку выше среднего уровня - 6,38 (M+0,5*S). Если исключить обязательное задание (выполнение курсовых работ), те задания, которые, при высокой значимости, относительно часто выполняются (конспектирование лекций и подготовку к экзаменам), то получится законченный список заданий, которые преподавателями целесообразно применять в условиях реализации болонских соглашений. Это своеобразный потенциал эффективности использования балльно-рейтинговой системы в обучении студентов-спортсменов. Кроме того, можно рекомендовать использование такого задания, как подготовка научных рефератов. Поскольку они уже широко используются (видимо преподаватели его высоко оценили), хотя студенты его отнесли к числу средних по значимости.
Таким образом, законченный список рекомендованных заданий включает в себя: анализ практических ситуаций, подготовка научных рефератов, подготовку ответов на вопросы учебных тестов, подготовка ответов на контрольные вопросы, просмотр видеозаписей по дисциплине, посещение сайтов по дисциплине, составление альбомов по темам дисциплины, составление словаря по темам дисциплины. Детерминацию выполнения студентами вузов физической культуры этих заданий их УПА необходимо определить, что и было сделано с помощью метода ранговой корреляции. Использовались 7 показателей УПА и 8 - активности выполнения учебных заданий (таблица 2).
Наибольшее влияние на выполнение заданий балльно-рейтинговой системы оказывает проявление воли, как компонента УПА. Обнаружены статистически достоверные взаимосвязи в отношении выполнения 5-ти из 8-ми заданий. При этом два из них имеют взаимосвязи на 99-процентном уровне достоверности (Р<0,01): проявление волевых усилий в учебной деятельности при уровне значимости 0,01 оказывают влияние на использование подготовки научных рефератов и ответов на вопросы тестов.
Анализ практических ситуаций, просмотр видеозаписей и посещение сайтов по дисциплине обусловлены исключительно интересом к учебе (все при Р<0,01).
Интересно, что проявление воли в учебе и интерес к ней оказывают влияние на выполнение совершенно различных заданий, включенных в систему балльнорейтингового обучения. Это обусловлено принадлежностью этих двух компонентов к различным симптомокомплексам УПА. Действительно, наблюдается определенная схожесть взаимосвязей компонентов симптомокомплекса воли с активностью в выполнении
учебных заданий.
Таблица 2
Взаимосвязи познавательной активности и активности выполнения заданий ________________________балльно-рейтинговой системы (п=32)__________________________
Задания балльно-рейтинговой системы Учебная познавательная активность
1 2 3 4 5 6 7
Анализ практических ситуаций 0,49 0,35 0,58 0,50
Подготовка научных рефератов 0,53 0,50 0,47
Подготовка ответов на вопросы тестов 0,45 0,37 0,37
Подготовка ответов на контрольные вопросы 0,41 0,39
Просмотр видеозаписей по дисциплине 0,46 0,56
Посещение сайтов по дисциплине 0,45
Составление альбомов по темам дисциплины 0,36 0,42 0,39 0,54
Составление словаря по темам дисциплины 0,42 0,46
Пояснение: компоненты познавательной активности - 1. Волевые усилия; 2. Интерес к учебе; 3. Самостоятельность в учебе; 4. Организация процесса учебы; 5. Интегрирование учебного материала; 6. Надситуативная активность; 7. Комфортность учебной деятельности. Цифры, выделенные жирным шрифтом означают их принадлежность к симптомокомплексу «волевой» учебы («по необходимости»), остальные - к другому симптомокомплексу («по интересу»).
Какие же признаки включают эти компоненты? Волевые усилия - время, затраченное на выполнение заданий; попытки поиска вариантов решения трудных задач; тщательность подготовки к занятиям; внимание на учебной деятельности и его устойчивость. Самостоятельность предполагает - обращения за помощью к преподавателю и к другим студентам; высокую долю самостоятельно решенных учебных задач от общего их объема; индивидуальные нововведения в учебной работе (например, построение схем). Организация процесса учебы - эффективность организации своих учебных действий; частота посещения занятий; ведение ежедневника; заблаговременность подготовки к учебным испытаниям (к зачетам и экзаменам). Проявление всех этих признаков оказывает влияние, прежде всего, на выполнение заданий по составлению текстов (рефератов, ответов, альбомов, словарей).
Симптомокомплекс учебы «по интересу», прежде всего, оказывает влияние на выполнение следующих заданий балльно-рейтинговой системы: анализ практических ситуаций, а также заданий на использование просмотров видеозаписей и сайтов по изучаемой дисциплине. Лишь две взаимосвязи не подтверждает выявленную закономерность: надситуативная активность оказывает влияние на использование подготовки научных рефератов и альбомов по темам изучаемых дисциплин. Это обстоятельство объясняется тем, что данный компонент активности включен в симптомокомплекс условно. Он включает в себя: число выполненных необязательных заданий; самостоятельное изучение дополнительной литературы; частоту посещений добровольных занятий вне расписания.
В наибольшей зависимости от УПА находится выполнение следующих заданий (по убывающей): анализ практических ситуаций, составление альбомов по темам дисциплины, подготовка научных рефератов и ответов на вопросы тестов. В наименьшей зависимости (по нарастающей) - посещение сайтов по дисциплине, подготовка ответов на контрольные вопросы и составление словаря по темам дисциплины.
Полученные результаты позволяют научно обоснованно, с использованием дифференцированного подхода подбирать задания в условиях реализации болонских соглашений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жуков, Ю.Ю. Признаки и факторы познавательной активности студентов вузов физической культуры в учебной деятельности / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). - С. 30-35.
2. Жуков, Ю.Ю. Особенности взаимосвязей показателей личностной и учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 61-66.
3. Жуков, Ю.Ю. Признаки и факторы познавательной активности студентов вузов физической культуры в учебной деятельности / Ю. Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 62-67.
4. Сухова, Л. В. Развитие познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов (на примере негосударственного высшего образовательного учреждения) : дис. ... канд. пед. наук / Сухова Л.В. - Тольятти, 2000. - 184 с.
REFERENCES
1. Zhukov Yu.Yu. (2013), “Indicators and factors of cognitive activity of students of higher education institutions of physical culture in educational activity”, Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No. 1, pp. 30-35.
2. Zhukov Yu.Yu. (2013), “Features of correlations of indicators of personal and educational cognitive activity of students of higher education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 61-66.
3. Zhukov Yu.Yu. (2013), “Features of social factors of informative activity of students of higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 62-67.
4. Sukhova, L.V. (2000), Development of informative activity in vocational training of future experts (on the example of non-state highest educational institution): dissertation, Tolyatti, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.05.2013.
УДК 796 (076)
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье отражена актуальность разработки новой методики познавательной активности студентов вузов физической культуры. Здесь отражены все этапы разработки этой методики, состоящей из двух частей. Раскрывается процедура создания методики: отбор ее признаков и маркеров (где раскрывается их состав и качественные характеристики); процедура определения их диагностической ценности; приводится и сама методика. Кроме того, в статье приводится и процедура расчета надежности и валидности разрабатываемой методики. И наконец, в статье отражены результаты отбора признаков и маркеров познавательной активности студентов вузов физической культуры, а также результаты расчета надежности валидности методики.
Ключевые слова: познавательная активность, учебная познавательная активность, признаки и маркеры познавательной активности, волевые усилия, интерес к учебе, самостоятельность, надситуативная активность, комфортность учебной деятельности надежность, валидность.