Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязей показателей личностной и учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры'

Особенности взаимосвязей показателей личностной и учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРИЗНАКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ: ВОЛЕВЫЕ УСИЛИЯ / ИНТЕРЕС К УЧЕБЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБЫ / НАДСИТУАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / КОМФОРТНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SIGNS OF COGNITIVE ACTIVITY: STRONG-WILLED EFFORTS / INFORMATIVE ACTIVITY / EDUCATIONAL COGNITIVE ACTIVITY / INTEREST TO STUDY / INDEPENDENCE / STUDY ORGANIZATION / ABOVE OVER SITUATIONAL ACTIVITY / COMFORT OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Юрий Юрьевич

В статье отражена актуальность исследования взаимосвязей между показателями познавательной активности, как свойства личности и как характеристики конкретной учебной деятельности студентов вузов физической культуры. Изложена программа исследования, отражены полученные результаты значения выраженности и вариативности признаков познавательной активности студентов, а также их взаимосвязи. На основании полученных результатов приводятся и анализируются результаты корреляционного анализа познавательной активности (свойства личности) и Учебной познавательной активности. Все это позволило выявить методологию дальнейшего ее исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of correlations of indicators of personal and educational cognitive activity of students of higher education institutions of physical culture

The article reflects the urgency of study of the correlations between the indices of cognitive activity as property of personality and as characteristics of the concrete training activity of the students of VUZ (Institute of Higher Education) of physical culture. Study program has been presented, the received results of the meaning of manifestation and variability of the signs of the students` cognitive activity have been reflected, so as their correlation. Based on the obtained results the data of the correlation analysis of cognitive activity (properties of personality) and training cognitive activity are given and analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязей показателей личностной и учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры»

УДК 796 (076)

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ И

УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье отражена актуальность исследования взаимосвязей между показателями познавательной активности, как свойства личности и как характеристики конкретной учебной деятельности студентов вузов физической культуры. Изложена программа исследования, отражены полученные результаты значения выраженности и вариативности признаков познавательной активности студентов, а также их взаимосвязи. На основании полученных результатов приводятся и анализируются результаты корреляционного анализа познавательной активности (свойства личности) и Учебной познавательной активности. Все это позволило выявить методологию дальнейшего ее исследования.

Ключевые слова: познавательная активность, учебная познавательная активность, признаки познавательной активности: волевые усилия, интерес к учебе, самостоятельность, организация учебы, надситуативная активность, комфортность учебной деятельности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p61-66 FEATURES OF CORRELATIONS OF INDICATORS OF PERSONAL AND EDUCATIONAL COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE

Yury Yuryevich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The article reflects the urgency of study of the correlations between the indices of cognitive activity as property of personality and as characteristics of the concrete training activity of the students of VUZ (Institute of Higher Education) of physical culture. Study program has been presented, the received results of the meaning of manifestation and variability of the signs of the students' cognitive activity have been reflected, so as their correlation. Based on the obtained results the data of the correlation analysis of cognitive activity (properties of personality) and training cognitive activity are given and analyzed.

Keywords: informative activity, educational cognitive activity, signs of cognitive activity: strong-willed efforts, interest to study, independence, study organization, above over situational activity, comfort of educational activity.

Как показал анализ литературы по проблемам активности учащихся в отношении собственной учебной деятельности, их познавательная активность может проявляться парциально [2, 4, 5]. Это означает, что в одном виде деятельности она может проявляться ярко, а в другом она почти незаметна. Экспериментально подтвердить или опровергнуть это положение чрезвычайно сложно (если не невозможно). В этих условиях целесообразно попытаться установить характер взаимосвязей не между показателями познавательной активности, проявляемой в отдельных видах деятельности, а между показателями познавательной активности, активности, проявляемой парциально, в конкретной деятельности (в данном случае - в учебной) и показателями познавательной активности, как таковой, как характеристикой личности.

Возникает вопрос об актуальности такого исследования. Его актуальность состоит в том, познавательная активность студентов вузов физической культуры ранее не изучалась, хотя учебная деятельность студентов этих вузов имеет ярко выраженную специфи-

ку (многие из них являются действующими спортсменами и их доминанта связана со спортивной деятельностью). В таком случае возникает необходимость найти ответ на вопрос: нужно ли для проведения дальнейших исследований познавательной активности студентов вузов физической культуры использовать лишь узконаправленные методики или же можно использовать методики, направленные на ее изучение, как черты характера, как личностного свойства.

Актуальность данного исследования заключается и в практической его значимости, в том, что полученные результаты могут дать ответ на вопрос о содержании преобладающей ориентации при разработке средств развития познавательной активности студентов. Другими словами, на что следует ориентироваться при создании технологий развития познавательной активности учащихся: на ее воспитание, как свойства личности (посредством коррекции отношения к познанию в целом, формирования соответствующих мотивов и т. д.), или на ее коррекцию в рамках учебного процесса (посредством перестройки качественных характеристик образования, преподавания отдельных учебных дисциплин). Практическая значимость значительно возрастает при обучении по балльнорейтинговой системе в условиях болонских соглашений, когда больше времени дается на самостоятельную работу, а в каждой дисциплине есть вариативная часть - задания по выбору, и студент сам определяет число выполняемых им заданий.

В качестве испытуемых выступили студенты НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, различных спортивных специализаций: контактных, художественных и рекордных видов спорта, по классификации Л. К. Серовой (2006), примерно в равном соотношении, всего 132 спортсмена.

В исследовании использовались две методики. Первая методика экспериментальная. Она направлена на измерение познавательной активности, как свойства личности студентов [1] и называется: «Нерешаемая задача». Процедура проведения исследования по этой методике состоит в предъявлении испытуемому трех задач, каждая из которых характеризуется более высоким уровнем сложности, по сравнению с предыдущей. Последней в триаде предлагается нерешаемая задача, то есть, та, у которой действительно нет решения. В данном исследовании в качестве задач были использованы модифицированные задания из субтеста Д. Векслера «Лабиринты», при этом последний лабиринт не имеет выхода из него. Основным показателем выраженности познавательной активности студентов явилось время с момента предъявления испытуемому нерешаемой задачи до его отказа от продолжения ее решения.

Для определения познавательной активности студентов, проявляемой на учебных занятиях, использовался метод экспертных оценок. Для этого была разработана карта наблюдения за проявлениями познавательной активности студентов на занятиях. Поскольку методика с использованием карты наблюдений для педагогов-экспертов является авторской, и ранее не публиковалась, то ее целесообразно здесь привести полностью. Приведем текст карты.

Карта наблюдения за проявлениями познавательной активности студентов на занятиях

Инструкция. Уважаемый эксперт! Просим Вас оценить признаки познавательной активности студентов на Вашем занятии. Просматривая эти признаки (в строках), сделайте отметку («•» или «+») в соответствующей графе (в столбике номеров, отражающих фамилии студентов), если этот признак на занятии проявился (пронумерованный список студентов Вам предлагается)._

Проявления познавательной активности Номера студентов (в соответствии со списком)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Поиск вариантов выполнения заданий

Подготовка к занятиям

Высокая устойчивость внимания

Мало отвлечений на постороннее

Проявления познавательной активности Номера студентов (в соответствии со списком)

1 2 3 4 З б 7 8 9 10 11 12 13 14 1З 1б

Знакомство с дополнительным материалом

Наличие вопросов к преподавателю

Знание дополнительной литературы

Поиск ответов на вопросы в литературе

Поиск ответов на вопросы в Интернете

Обращения за помощью к преподавателю

Обращения за помощью к студентам

Наличие нововведений в учебной работе

Эффективная организация учебы

Высокая частота посещения занятий

Ведение ежедневника организации учебы

Заблаговременность подготовки к зачетам

Идеи применения знаний в жизни

Интерпретаций событий на основе знаний

Выполнение необязательных заданий

Изучение дополнительной литературы

Посещения добровольных занятий

Заметно удовольствие от познания

Уверенность выполнения заданий

Высокая учебная работоспособность

Карта предназначена для фиксации данных формализованного наблюдения за студентами в процессе учебной деятельности в течение ряда занятий. Она построена по принципу «репертуарной решетки», где строки - это наблюдаемые признаки, а столбцы -испытуемые-студенты (их номера; пронумерованный список предлагался экспертам и размещался рядом с картой). Проявление каждого признака отмечалось знаком «•» или знаком «+»в соответствующей клеточке карты.

Список признаков познавательной активности и их маркеры были разработаны ранее [3], на основе результатов исследований, проведенных Л.В. Суховой [7]. Были использованы следующие 7 признаков: регуляторный признак (волевые усилия), осознанный интерес, самостоятельность в решении учебных задач, эффективность организации процесса решения учебных задач, интеграция учебного материала в жизненный опыт, надситуативная активность (число выполненных необязательных заданий), комфортность учебной деятельности. «Сырые» значения данной методики были преобразованы в стандартные баллы (стены).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Познавательная активность, как свойство личности (назовем ее «познавательная активность, свойство личности - ПАСЛ) имеет значение 168 секунд (М=168±55). При таком стандартном отклонении (8) коэффициент вариации 32,7% (у=32,7%). Полученное значение показателя познавательной активности невозможно сравнить с нормативными значениями, поскольку в литературе они отсутствуют, а методика позволяет исследователю подбирать свою нерешаемую задачу (что и было сделано). Однако важно другое -относительно высокий коэффициент вариации. Формально он не достигает критического значения, более 33% (когда можно уверенно говорить о ненормальности распределения данных), хотя и близок к этому значению.

Высокий коэффициент вариации, позволяет сделать предположение, что и показатели познавательной активности, проявляемой в учебной работе (назовем ее «учебная познавательная активность» - УПА), также значительно различаются у отдельных студентов. Таблица отражает эти различия.

б3

Таблица

Средние значения и коэффициенты вариации показателей учебной познавательной _____________активности студентов вузов физической культуры (п=132)________________

Познавательная активность М Б V

Волевые усилия 6,11 1,38 22,6

Интерес к учебе 3,66 1,23 33,6

Самостоятельность в учебе 3,31 1,09 32,9

Организация процесса учебы 5,44 1,09 20,0

Интегрирование учебного материала 3,25 1,22 37,5

Надситуативная активность 3,98 1,29 32,4

Комфортность учебной деятельности 5,28 1,13 21,4

Из таблицы видно, что признаки УПА не имеют высоких значений. Кроме того, они значительно отличаются по своей выраженности друг от друга. Уверенно можно сказать, что студенты проявляют определенные волевые усилия, придя на занятия. Они проявляют высокую устойчивость внимания, мало отвлекаются на что-либо постороннее, самостоятельно ищут варианты выполнения заданий (а вот один из признаков проявления волевого усилия - подготовка к занятиям, явно «западает; М=3,87). Относительно высокую активность (чуть выше среднего значения) проявляют студенты и в организации процесса учебы.

Низкие значения (ниже 4-х баллов из 10-ти возможных) получены по следующим показателям (в порядке возрастания УПА): интегрирование учебного материала, самостоятельность в учебной деятельности, интерес к процессу учебы и надситуативная активность.

Получены относительно высокие коэффициенты вариации. Особенно это относится к следующим показателям УПА: интегрирование учебного материала (37,5%), интерес к учебе (33,6%), самостоятельность в учебе (32,9%), а также - надситуативная активность (32,4%). Это значит, что среди студентов вузов физической культуры есть студенты как проявляющие по этим признакам УПА весьма низкую активность, так и весьма высокую.

Низкие значения показателей УПА, а так же высокие коэффициенты вариации указывают на необходимость выполнения специальной работы, направленной на повышение выраженности этих показателей, особенно в отношении тех студентов, у которых они низко выражены.

При этом важно определить характеристики интеграции показателей УПА. Корреляционный анализ (при ранговой коррекции) показал, что они в своих взаимосвязях образуют два симптомокомплекса (см. рисунок).

Симптомокомплекс А

Симптомокомплекс Б

Рис. Взаимосвязи показателей УПА (п=132; при г=0,34 р<0,001).

Как показывает рисунок, получены две корреляционные плеяды. Учитывая высокую тесноту взаимосвязей, при достоверности более 99,9 %, можно утверждать, что это симптомокомплексы.

Симптомокомплекс А представляет собой проявление УПА «по интересу». Он

проявляется в активности поиска того, что студенту интересно - посредством задаваемых вопросов, чтения литературы и поиска в Интернете, а также в работе над тем, что по изучаемой дисциплине даже не задавали. Кроме того, именно студенты, испытывающие интерес к учебе, могут успешно включать полученные знания в опыт жизни и именно они испытывают большее удовлетворение от самого процесса познания.

Другая часть активных в учебе студентов учится «по необходимости», проявляя волю, тщательно ведя ежедневник, заставляя себя выполнять домашние задания, основательно готовиться к зачетам, посещать занятия, обращаться за помощью к другим участникам образовательного процесса, проявлять устойчивость внимания.

Полученные симптомокомплексы позволяют рассмотреть корреляционные взаимосвязи показателя ПАСЛ с показателями УПА отдельно.

Итак, показатели учебной познавательной активности симптомокомплекса «Воли» взаимосвязаны с показателем познавательной активности, как свойства личности следующим образом (по убывающей):

- волевые усилия - r=0,45 (р<0,001);

- самостоятельность в учебе - r=0,21 (р<0,05);

- организация процесса учебы - r=0,15 (р<0,06).

Полученные результаты говорят о том, что лишь проявление непосредственно волевых усилий в процессе учебных занятий тесно связано с познавательной активностью, как таковой.

Показатели учебной познавательной активности симптомокомплекса «Интереса» связаны с показателем познавательной активности, как свойства личности следующим образом (по убывающей):

- интерес к учебе - r=0,52 (р < 0,001);

- интегрирование учебного материала - r=0,25 (р<0,01);

- надситуативная активность - r=0,13 (р<0,07);

- комфортность учебной деятельности - r=0,12 (р<0,07).

Выявлены лишь две достоверные взаимосвязи, причем одна из них достигает 99,9% достоверности. Познавательная активность, как свойство личности корреляционно связана с интересом к учебной деятельности. Вероятно, именно свойство личности оказывает влияние на такие признаки УПА, как поиск ответов на интересующие вопросы и ознакомление с дополнительным материалом, по содержанию близким к изучаемой дисциплине.

Таким образом, при создании технологий развития или коррекции познавательной активности студентов вузов физической культуры следует ориентироваться, главным образом на ее парциальную часть, на ее коррекцию в рамках учебного процесса. Это потребует определенной перестройки количественных и качественных характеристик преподавания тех или иных учебных дисциплин.

Что касается развития познавательной активности, как свойства личности, то это целесообразно лишь при низких значениях показателях интереса к учебе и волевых усилий, проявляемых в ней (даже, если относится лишь к части студентов). Это потребует по развития таких качеств, как любознательность и настойчивость, а также коррекции отношения к широкому накоплению знаний, соответствующей потребности и мотивов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова, Н.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» / Н.И. Александрова, Т.И. Шульга // Вопросы психологии. -1987. - № 6. - С. 130-132.

2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - М. : [б. и.], 1983. - 216 с.

3. Жуков, Ю. Ю. Признаки и факторы познавательной активности студентов ву-

зов физической культуры в учебной деятельности / Ю. Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). - С. 30-35.

4. Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 5-17.

5. Сергеева, Б.В. Психолого-дидактические основы формирования познавательной активности младших школьников / Б.В. Сергеева. - М. : Каро-Пресс, 2003. - 230 с.

6. Серова, Л. К. Психологическая классификация видов спорта / Л. К. Серова // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 32-й научной конференции (Санкт-Петербург, 29 ноября 2005 г.). - СПб. : [б. и.], 2005. - С. 42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Сухова, Л.В. Развитие познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов (на примере негосударственного высшего образовательного учреждения) : дис. ... канд. пед. наук / Сухова Л.В. - Тольятти, 2000. - 184 с.

REFERENCES

1. Aleksandrova, N. I. (1987), "Studying of strong-willed qualities of school students by means of a technique "Not solved task", Psychology Questions, No. 6, pp. 130-132.

2. Bogoyavlensky, D.B. (1983), Intellectual activity as creativity problem, publishing house RSU, Moscow, Russian Federation.

3. Zhukov Yu.Yu. (2013), “Indicators and factors of cognitive activity of students of higher education institutions of physical culture in educational activity”, Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 95, No. 1, pp. 30-35.

4. Matyushkin, I.M (1982), “Psychological structure, dynamics and development of informative activity”, Psychology Questions, No. 4, pp. 5-17.

5. Sergeyeva, B.V. (2003), Psychological-didactical bases offormation of informative activity of younger school students, publishing house Caro Press, Moscow, Russian Federation.

6. Serova, L.K. (2005), “Psychological classification of sports”, Materials of the 32nd scientific conference (St. Petersburg, on November 29, 2005), pp. 42.

7. Sukhova, L.V. (2000), Development of informative activity in vocational training of future experts (on the example of non-state highest educational institution, dissertation, Tolyatti, Russian Federation.

Контактная информация: zhukleena@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.03.2012.

УДК 796.078(1-4)

О ПУТЯХ СОХРАНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ САМОБЫТНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Александр Александрович Захаров, доцент,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (СВФУ), г. Якутск

Аннотация

Как показывает опыт развития национальных видов спорта Якутии, в частности мас-рестлинга, при активной пропаганде за пределы естественного ареала распространения обнаруживается проблема утраты этнической самобытности национальных видов спорта. Основными причинами такого положения на сегодняшний день являются отсутствие: фундаментальных исследований по истории возникновения и развития национальных видов спорта; концепции сохранения этнического своеобразия национальных видов спорта при пропаганде на мировой арене; философии и аксиологии национальных видов спорта.

Возрождения исконного «мас-тардыЪыы» (мас-рестлинг) на исторической Родине, как часть этнической культуры народа и проведение состязаний по национальным видам спорта в рамках народных ритуальных праздников, в частности в Якутии во время летнего праздника Ысыах, придерживаясь строгих старинных канонов и правил, максимально сохраняя самобытность нацио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.