Научная статья на тему 'Занятие спортом как фактор учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры'

Занятие спортом как фактор учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЧАСТОТА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ / АКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ / СПОРТИВНЫЕ ЦЕЛИ / СПОРТИВНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ФАКТОРЫ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ / УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРИЗНАКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуков Юрий Юрьевич

Условия обучения студентов-спортсменов специфично, что не может не сказаться как на учебной познавательной активности студентов, так и на качество их учебной деятельности. Учитывая то обстоятельство, что спортивные факторы познавательной активности у студентов вузов физической культуры практически не изучались, в статье отражена актуальность исследования. В статье отображен характер влияния занятий спортом студентов вузов физической культуры на особенности их учебной познавательной активности. Кроме того, определены характеристики учебной тренировочной и соревновательной деятельности этих студентов, а также характер их взаимосвязей. Показано, что проблема совмещения занятий спортом и учебой относится к числу наиболее актуальных проблем образовательной деятельности в вузах физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sports occupations as factor of educational cognitive activity of the students of the physical culture higher education institutions

The conditions of the studentathletes’ education are specific that cannot but affect both the training cognitive activity of the students and the quality of their educational activity. Taking into account the circumstance that the sport factors of cognitive activity among the students of Institute of Higher Education of physical culture have not practically been studied, the article reflects the urgency of the study. The article shows the nature of the influence of sports occupations of the students of the physical culture Institute of Higher Education on the features of their educational cognitive activity. Furthermore, the characteristics of the educational training and competitive activity of these students have been determined, both with the nature of their interrelations. It has been shown that the problem of combination of the sports occupations and studies is related to the number of the vital problems of the educational activity in the physical culture Institute of Higher Education.

Текст научной работы на тему «Занятие спортом как фактор учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры»

основа для выделения их характеристических параметров и параметрической диагностики. Анализ результатов исследования позволяет говорить о технологическом единстве моделирования и многопараметрического анализа (квалиметрической диагностики) сложных педагогических систем.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ № 13-06-00350 “Мониторинг качества непрерывного образования”.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коблев, Я.К. Биомеханические и дидактические аспекты преемственности в физическом воспитании / Я.К. Коблев, А.М. Доронин, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 73-77.

2. Мониторинг качества образовательного процесса / Е.С. Киселева, Л.Н. Караванская, Д.А. Романов, А.М. Доронин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). - С. 44-49.

REFERENCES

1. Koblev Ya.K., Doronin A.M. and Romanov D.A. (2012), “Biomechanical and didactical aspects of correlation in physical education” Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 84, No. 2, pp. 73-77.

2. Kiseleva E.S., Karavanskaya L.N., Romanov D.A. and Doronin A.M. (2012), “Educational process quality control”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 93, No. 11, pp. 44-49.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.07.2013.

УДК 796 (076)

ЗАНЯТИЕ СПОРТОМ КАК ФАКТОР УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Условия обучения студентов-спортсменов специфично, что не может не сказаться как на учебной познавательной активности студентов, так и на качество их учебной деятельности. Учитывая то обстоятельство, что спортивные факторы познавательной активности у студентов вузов физической культуры практически не изучались, в статье отражена актуальность исследования. В статье отображен характер влияния занятий спортом студентов вузов физической культуры на особенности их учебной познавательной активности. Кроме того, определены характеристики учебной тренировочной и соревновательной деятельности этих студентов, а также характер их взаимосвязей. Показано, что проблема совмещения занятий спортом и учебой относится к числу наиболее актуальных проблем образовательной деятельности в вузах физической культуры.

Ключевые слова: познавательная активность, частота тренировочных занятий, активность занятий спортом, спортивные цели, спортивная квалификация, факторы занятий спортом, условия обучения, признаки познавательной активности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p46-53

SPORTS OCCUPATIONS AS FACTOR OF EDUCATIONAL COGNITIVE ACTIVITY OF THE STUDENTS OF THE PHYSICAL CULTURE HIGHER EDUCATION

INSTITUTIONS

Yury Yuryevich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The conditions of the student- athletes’ education are specific that cannot but affect both the training cognitive activity of the students and the quality of their educational activity. Taking into account the circumstance that the sport factors of cognitive activity among the students of Institute of Higher Education of physical culture have not practically been studied, the article reflects the urgency of the study. The article shows the nature of the influence of sports occupations of the students of the physical culture Institute of Higher Education on the features of their educational cognitive activity. Furthermore, the characteristics of the educational training and competitive activity of these students have been determined, both with the nature of their interrelations. It has been shown that the problem of combination of the sports occupations and studies is related to the number of the vital problems of the educational activity in the physical culture Institute of Higher Education.

Keywords: cognitive activity, frequency of training occupations, activity of sports occupations, sport purposes, sport qualification, factors of sports occupations, training condition, signs of cognitive activity.

Учебно-тренировочная и соревновательная деятельность спортсменов направлена на реализацию четырех функций спорта: воспитательную образовательную, оздоровительную и соревновательную [5]. На первый взгляд кажется: если в процессе занятий спортом реализуется его образовательная функция, то она не может не «потребовать» проявления учебной познавательной активности (УПА) спортсменов; и если это так, то при ее проявлении обучающийся в вузе спортсмен не может не проявлять учебной познавательной активности. Однако на практике это не так. Познавательная активность может проявляться парциально [1, 4, 6]. Это означает, что студент-спортсмен может быть весьма активным на учебно-тренировочных занятиях, особенно при реализации образовательной функции спорта и совершенно пассивным в образовательной деятельности вуза, в котором он учится.

Именно, и, прежде всего актуальность данного исследования исходит из имеющихся в вузах физической культуры проблем, связанных с определенной пассивностью обучения некоторой части студентов на учебных занятиях. Как известно, занятия спортивной деятельностью являются значимыми фактором личностного роста. Однако на вопросы о спортивной обусловленности УПА студентов в педагогической науке пока нет ответов.

Наличие же сведений об условиях учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, выступающих в качестве факторов учебной деятельности студентов-спортсменов, дает основание для коррекции учебных планов и программ их обучения в вузе.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирическое исследование включало в себя две части: констатирующий и сравнительный эксперимент. Соответственно, были задействованы две группы испытуемых. В целом выборка испытуемых состояла из 132-х студентов НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Группа репрезентативна по полу и возрасту. Первая группа: это 96 студентов, представителей контактных, рекордных и художественных видов спорта, по классификации Л. К. Серовой [7]. Вторая группа: это 36 студентов, специализирующихся в адаптивной физической культуре (АФК), то есть, не занимающихся спортом, но обучающихся в этом

же вузе (п2=36). Учитывая то обстоятельство, что численность второй группы испытуемых в 2,7 раза меньше численности первой, в отношении последней использовался метод усреднения данных каждой из троек студентов. При создании троек использовался метод рандомизации (случайного выбора), что позволило сократить число испытуемых первой группы до 32-х человек (щ=32).

Использовался опросный метод исследования.

Методики исследования. УПА измерялась по авторской стандартизированной методике шкального типа [2], созданной на основе признаков, разработанных Л.В. Суховой [8]. С помощью данной методики определялись следующие компоненты познавательной активности студентов: регуляция учебной деятельности, эффективность ее организации, интерес к учебе, самостоятельность, интеграция информации в опыт, надситуативная активность (число выполняемых необязательных заданий), комфортность учебы (удовлетворенность ею).

Показатели спортивной деятельности определялись с помощью трех анкет (сведенных в единую анкету).

1. Анкета закрытого типа с инструкцией: «Отвечая на вопросы, подчеркните нужный ответ». Были заданы следующие вопросы: Часто ли Вы тренируетесь, занимаясь спортом в рамках своей спортивной специализации? (с 10-ю вариантами ответов); Каковы Ваши спортивные цели? (8 вариантов); Часто ли Вы тренировались, занимаясь спортом в период своей спортивной кульминации? (9 вариантов); Ваша спортивная квалификация? (8 вариантов).

2. Так же анкета закрытого типа, направленная на выявление оценки успешности собственной спортивной деятельности, в соревновательном плане, в которой испытуемые, отвечая на вопросы, делали отметки в одной из 5-ти граф (от оценки «Очень низко» до «Осень высоко»).

3. Анкета шкального типа, при использовании которой определялись факторы, направленность занятий спортом на: результат, сам процесс, самосовершенствование, общение, материальное вознаграждение и на долженствование. Кроме того, с помощью этой же анкеты выявлялись показатели удовлетворенности студентов-спортсменов реализацией этих желаний.

Все «сырые» данные были переведены в стены (в стандартные баллы).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ранее было выявлено, что все показатели УПА студентов вузов физической культуры не отличаются высокой выраженностью [3]. Наблюдается значительная вариативность некоторых ее компонентов - интегрирования учебного материала, интереса и самостоятельности в учебе, а также надситуативной активности. Были выявлены и два симптомокомплекса компонентов учебной активности: обучения «по интересу» и «по необходимости». Для сравнения обратимся к результатам исследования студентов, не занимающихся спортом, студентов АФК (Таблица 1). Здесь можно оставить без комментариев абсолютные значения показателей УПА у студентов, специализирующихся в АФК. Важнее отметить: по каким показателям получены наибольшие различия выраженности компонентов УПА у студентов-спортсменов по сравнению со студентами, не занимающимися спортом. Таких различий много. Только средний показатель у первых ниже на 1,53 балла. Все семь компонентов у группы студентов-спортсменов ниже. Наибольшие различия обнаружены по трем показателям: по комфортность учебной деятельности, проявлению самостоятельности в учебе, и по организация самого процесса учебы (все при р<0,05). Это значит, что студенты, занимающиеся спортом, получают меньшее удовольствие от познания, не проявляют достаточной уверенности при выполнении учебных заданий, демонстрируют относительно низкую умственную работоспособность. Они не склонны обращаться за помощью к преподавателям или студентам. По-

сещаемость занятий у них намного ниже, редко кто ведет ежедневник, меньше готовятся к зачетам, экзаменам и в целом эффективность организации учебы ниже.

Таблица 1

Достоверные различия УПА у студентов-спортсменов и студентов АФК ________________________(п1=32; п2=36; в баллах) ___________________

Компоненты познавательной активности студентов Спортсмены АФК 1 Р

М Б М Б

Волевые усилия 6,11 1,38 7,99 1,07 - -

Интерес к учебе 3,66 1,23 4,25 0,85 - -

Самостоятельность в учебе 3,31 1,09 6,34 1,02 2,03 0,05

Организация процесса учебы 5,44 1,09 7,98 0,63 2,01 0,05

Интегрирование учебного материала 3,25 1,22 3,47 1,21 - -

Надситуативная активность 3,98 1,29 3,86 1,16 - -

Комфортность учебной деятельности 5,28 1,13 7,93 0,37 2,23 0,05

Среднее арифметическое: 4,43 - 5,96 - - -

Отдельные компоненты УПА студентов-спортсменов, напомним, образовали типы ее типы. А проявляется ли такая типизация на студентах АФК? Ответ однозначный: нет. Характер взаимосвязей такой, что даже при 95-процентной достоверности взаимосвязей, расслоение плеяды не произошло. Интересно, что тесно взаимосвязанными (при р<0,05) оказались те компоненты УПА (все четыре), которые высоко выражены: самостоятельность в учебе, волевые усилия, организация процесса учебы, комфортность учебной деятельности. Получается, что эти студенты учатся не «по интересу» и «по необходимости», а только «по необходимости». Они учатся в вузе с проявлением волевых усилий, но при этом их это вполне устраивает. Как студенты-спортсмены проявляют волю в занятиях спортом и испытывают при этом определенную комфортность, так и студенты, специализирующиеся в АФК в отношении учебных занятий.

Обратимся к результатам анализа выявленных значений другой группы показателей - отношения к занятиям спортом. Обратимся к таблице 2.

Таблица 2

Средние значения и коэффициенты вариации показателей отношения студентов

вузов физической культуры к занятиям спортом (п=32; в баллах)

Показатели отношения к занятиям спортом М Б V

Частота тренировочных занятий 6,33 2,37 37,4

Спортивно-соревновательные цели 3,51 1,84 52,4

Спортивная активность в период кульминации спортивной карьеры 6,42 1,45 22,6

Успешность выступлений 5,34 1,31 24,5

Спортивная квалификация 5,17 1,69 32,7

Причины занятий спортом в период обучения

Достичь высокого результата 2,11 1,28 60,7

Сам процесс занятий спортом 6,42 1,20 18,7

Желание самосовершенствоваться 3,85 1,27 33,0

Широкий круг общения 3,98 1,18 29,6

Ощущение долга перед тренером 1,36 1,08 79,4

Материальное вознаграждение 5,83 1,22 20,9

Удовлетворенность от занятий спортом в период обучения

Достижением высокого результата 3,05 1,15 37,7

Процессом занятий спортом 7,12 1,23 17,3

Возможностью совершенствования 3,53 1,34 38,0

Иметь широкие контакты, общение 3,38 1,21 35,8

Выполнением общественного долга 2,15 1,09 50,7

Материальным вознаграждением 6,22 1,26 20,3

Отметим показатели, характеризующих отношение спортсменов к занятиям спортом, которые относительно высоко выражены (более 5-ти баллов). Активность занятий спортом в целом достаточно высокая, особенно по частоте тренировочных занятий - в настоящее время и в период кульминации спортивной карьеры. Оценка успешности выступлений спортсменов так же достаточно высока. Обнаружены две причины высокой активности студентов-спортсменов: сам процесс занятий спортом и материальное вознаграждение. Получен подобный результат в отношении выраженности компонентов удовлетворенности от этих занятий. Высоко выражена удовлетворенность от процесса занятий спортом и от материального вознаграждения за эти занятия, точнее - за выступления.

Цели продолжения занятий студентов-спортсменов низкие. Причинами, которые снижают эти цели, как и удовлетворенность от занятий спортом являются: отсутствие мотивации долженствования и мотивации достижения высокого спортивного результата. Часть занимающихся спортом студентов продолжают спортивную карьеру лишь по инерции, ради самого процесса занятий, другая часть ради заработка, хотя и не высокого.

По многим показателям отношения к занятиям спортом получены высокие коэффициенты вариации (по 9-ти из 17-ти они превышают 33 %). Причинами занятий спортом являются (по убывающей): ощущение долга перед тренером, желание достичь высокого результата, возможность широкого общения, надежда достижения высокого спортивного результата. Высокие коэффициенты вариации выявлены в отношении частоты тренировочных занятий и выраженности спортивно-соревновательной цели.

Высокие коэффициенты вариации объясняются тем обстоятельством, что многие из студентов к моменту обследования уже закончили активные занятия спортом. При этом другая их часть занимаются спортом, а некоторые - активно. Высокая вариация показателей нарушает нормальность распределения полученных данных. Именно поэтому, при корреляционном анализе возможно применение только ранговой корреляции.

Каждая из причин занятий спортом корреляционно взаимосвязана с соответствующими показателями степени их удовлетворенности (при р<0,05), то есть, обнаружено высокая реализация мотивов.

Взаимосвязанные между собой обобщенные показатели спортивной активности и спортивной успешности в основном обусловлены различными мотивами продолжения спортивной карьеры (кроме мотива - «достижение высокого результата»).

Активность занятий спортом у студентов, определяемая частотой учебнотренировочных занятий, обусловлена следующими мотивами:

- направленностью на сам процесс занятий спортом (r=0,54; р<0,01);

- желанием самосовершенствоваться (r=0,43; р<0,05);

- направленностью на достижение высокого результата выступлений в соревнованиях (r=0,41; р<0,05);

- ощущением долга перед тренером (r=0,38; р<0,05).

Успех же в спорте обусловлен следующими мотивами:

- выраженной направленностью на этот успех (r=0,51; р<0,01);

- направленностью на материальное вознаграждение (r=0,41; р<0,05).

Занятие спортивной деятельностью оказывает существенное влияние на УПА студентов вузов физической культуры. Здесь не целесообразно рассматривать все множество взаимосвязей между показателями отношения к занятиям спортом, включая спортивную активность студентов и компонентами их УПА. Обратимся к анализу взаимосвязей обобщенных показатели отношения к спорту и компонентов УПА (Таблица 3).

Сразу можно отметить, что получены лишь отрицательные взаимосвязи. Можно утверждать, что активное занятие спортом создает значительные помехи в проявлении УПА у студентов вузов физической культуры. Особенно ярко проявляются два взаимосвязанных между собой фактора: активности спортивной деятельности и успешности в ней (оба при р<0,01).

Таблица 3

Достоверные взаимосвязи показателей отношения к занятиям спортом и компонен-

тами познавательной активности (п=32; при г=0,35 р<0,05; при г=0,45 р<0,01)

Компоненты УПА Отношение студентов к занятиям спортом

Актив. Усп. Мотив. Удовл. Отнош.

Волевые усилия -0,59 -0,39

Интерес к учебе -0,37 -0,45 -0,38 -0,53

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самостоятельность в учебе -0,61

Организация учебы -0,46 -0,48 0,43 -0,46

Интегрирование материала

Надситуативная активность

Комфортность учебы -0,40 -0,35 -0,44 -0,52

УПА в целом -0,63 -0,60

Примечания: Актив. - активность в спорте. Усп. - спортивно-соревновательная успешность. Мотив. - мотивация занятий спортом. Удовл. - удовлетворенность от занятий спортом. Отнош. - отношение к занятиям спортом в целом. Жирным шрифтом выделены компоненты УПА, относящиеся к типу обучения «по необходимости».

Высокие притязания в спорте, выраженность соревновательной цели и частые учебно-тренировочные занятия отрицательно сказываются не только на проявлении УПА в целом, но и на отдельных ее компонентах - на самостоятельности и волевых усилиях в учебной деятельности (р<0,01), а также на удовлетворенности от процесса учебы и на интересе к ней (р<0,05).

Наиболее уязвимыми от занятий спортом в целом являются следующие компоненты УПА: организация собственной учебы, интерес к ней, а также ее комфортность (р<0,01). Интересно, что надситуативная активность (проявление творчества) и интегрирование учебного материала не находятся в зависимости от занятий студентов спортом.

Высокая выраженность мотивов спортивной деятельности оказывает отрицательное влияние на организацию (р<0,01), интерес и оценку комфортности учебы (оба при р<0,05).

Сравним уровень УПА у студентов-спортсменов и студентов АФК (не причастных к занятиям спортом с помощью другого, критерия - х2 (хи-квадрат). Исходные данные: число студентов-спортсменов с высокой УПА (относительно - выше М) - 11 человек, с низкой УПА - 21 человек; число студентов АФК с высокой УПА - 24 человека, с низкой УПА - 12 человек.

Простые расчеты четырехпольной таблицы дают х2=6,66 (р<0,01; х2 критическое (для 99-процентной достоверности)=6,63; при числе степеней свободы=1). Сказанное однозначно указывает, что активные занятия спортом существенно снижают уровень УПА студентов физкультурных вузов.

Возникает закономерный вопрос: что делать для устранения помех познавательной активности студентов-спортсменов? Есть два варианта ответа: обучаться в вузе после завершения спортивной карьеры или с помощью специально разработанных средств повышать все компоненты и УПК в целом у студентов. Оба варианта трудно выполнимы. Первый, из-за причин социального и даже экономического характера, второй - из-за сложности самой педагогической задачи. Есть основания полагать, что предпочтительнее второй вариант - разрабатывать систему средств повышения УПА.

ВЫВОДЫ

1. Учебная познавательная активность студентов-спортсменов значительно ниже, чем у студентов, обучающихся в таких же условиях, но не занимающихся спортом. Наибольшие различия обнаружены по показателю удовлетворенности учебной деятельностью, проявлению самостоятельности в учебе, и по самоорганизации процесса учебы.

2. Проявление активности в спортивной деятельности, особенно высокие притязания в спорте, выраженность соревновательной цели и частые учебно-тренировочные занятия создают значительные помехи в развитии и проявлении учебной познавательной активности студентам физкультурных вузов.

3. Три группы показателей спортивной активности оказывают примерно равное влияние на учебную познавательную активность. Удовлетворенность от занятий спортом так же является отрицательным фактором учебной активности, но в меньшей степени.

4. В наибольшей отрицательной зависимости от активности в спортивной деятельности находятся: самоорганизация учебы, интерес к ней, а также оценка ее комфортности (удовлетворенность). Такие компоненты учебной активности, как проявление творчества и интегрирование учебного материала для практической деятельности не находятся в зависимости от активности занятий студентов спортом.

Информация о факторах спортивного характера, выступающих как определенные помехи развития и проявления учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры позволит разработать педагогическую систему развития и проявления этой активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дон : Изд-во Ростов. гос. ун-та, 1983. - 216 с.

2. Жуков, Ю.Ю. Методика исследования признаков познавательной активности студентов вузов физической культуры / Ю. Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 51-58.

3. Жуков, Ю.Ю. Особенности взаимосвязей показателей личностной и учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 61-66.

4. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 5-17.

5. Николаев, А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте / А. Н. Николаев. - СПб. : Изд-во СПб гос. акад. постдипломн. пед. образования, 2005. - 344 с.

6. Сергеева, Б.В. Психолого-дидактические основы формирования познавательной активности младших школьников / Б.В. Сергеева. - М. : Каро-Пресс, 2003. - 230 с.

7. Серова, Л. К. Психологическая классификация видов спорта / Л. К. Серова // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 32-й научной конференции (Санкт-Петербург, 29 ноября 2005 г.). - СПб. : [б. и.], 2005. - С. 42.

8. Сухова, Л.В. Развитие познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов (на примере негосударственного высшего образовательного учреждения) : дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Сухова. - Тольятти, 2000. - 184 с.

REFERENCES

1. Bogoyavlensky, D.B. (1983), Intellectual activity as creativity problem, publishing house Rostov State University, Rostov-on-Don.

2. Zhukov Yu.Yu. (2013), “Methodology of research of cognitive activity signs among the students of the higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 51-58.

3. Zhukov Yu.Yu. (2013), “Features of correlations of indicators of personal and educational cognitive activity of students of higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 61-66.

4. Matyushkin, I.M (1982), “Psychological structure, dynamics and development of informative activity”, Psychology Questions, No. 4, pp. 5-17.

5. Nikolaev, A.N. (2005), Psychology of the trainer in child youthful sports, publishing

house SPb GAPPO, St.-Petersburg, Russian Federation.

6. Sergeyeva, B.V. (2003), Psychological-didactical bases of formation of informative activity of younger school students, publishing house Caro Press, Moscow, Russian Federation.

7. Serova, L.K. (2005), “Psychological classification of sports”, Materials of the 32nd scientific conference (St. Petersburg, on November 29, 2005), pp. 42.

8. Sukhova, L.V. (2000), Development of informative activity in vocational training of future experts (on the example of non-state highest educational institution), dissertation, Tolyatti, Russian Federation

Контактная информация: zhukleena@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.07.2013.

УДК 796 (076)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье отображена актуальность исследования психологических факторов учебной познавательной активности студентов, заключающаяся в нахождении средств оказания помощи студентам с низкой познавательной активностью, для чего требуется знание ее факторов. В статье представлен характер влияния внутренних, психологических факторов на особенности учебной познавательной активности студентов-спортсменов. При этом, отражена выраженность, вариативность и внутренние взаимосвязи между психологическими свойствами, выступающими, как факторы познавательной активности студентов вузов физической культуры.

Ключевые слова: познавательная активность, компоненты познавательной активности, мотивация, стили саморегуляции, свойства личности, комплексы компонентов познавательной активности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p53-60

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF THE COGNITIVE ACTIVITY OF THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE

Yury Yuryevich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The article reflects the urgency of the study of the psychological factors of the students' training cognitive activity, which consists from the finding of the means for rendering the aid to students with the low cognitive activity, the knowledge of its factors for which is required. The article presents the nature of the influence of internal, psychological factors on the special features of the training cognitive activity of the student-athletes. At this, the manifestation, variability and internal interrelations between the psychological properties, which come out as the factors of the cognitive activity of the students of physical culture institute of higher education have been reflected.

Keywords: cognitive activity, components of cognitive activity, motivation, styles of selfregulation, properties of personality, complexes of the components of cognitive activity.

С началом обучения в вузе у начинающих студентов учебная познавательная активность (УПА) может изменяться, поскольку давнее желание поступить в вуз реализовано. Кроме того, происходят определенное изменение представлений о выбранной профессии. Зачастую снижается оценка ее ценности, что ведет к снижению мотивации в уче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.