Научная статья на тему 'К вопросу о снижении личностной и учебной познавательной активности студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования'

К вопросу о снижении личностной и учебной познавательной активности студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATIVE ACTIVITY / STUDENTS / INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лифанов А. Д., Рахматуллина Л. Ш., Лифанова В. Д.

В статье показана актуальность исследования снижения показателей личностной и учебной познавательной активности студентов средних специальных учебных заведений. Выявлены факторы, существенно влияющие на познавательную активность учащихся. В результате данного исследования установлен характер взаимосвязей учебной познавательной активности и профессионального самоопределения студентов ссуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects the urgency of study of the reduction of personality and educational cognitive activity of the students of colleges. The factors having an essential effect on the cognitive activity of students, has been refracted. As a results this investigation has revealed the nature of the interrelations of the components of training cognitive activity and professional-self determination of the students of colleges.

Текст научной работы на тему «К вопросу о снижении личностной и учебной познавательной активности студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования»

А. Д. Лифанов, Л. Ш. Рахматуллина, В. Д. Лифанова К ВОПРОСУ О СНИЖЕНИИ ЛИЧНОСТНОЙ И УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: познавательная активность, учебная познавательная активность, самостоятельность.

В статье показана актуальность исследования снижения показателей личностной и учебной познавательной активности студентов средних специальных учебных заведений. Выявлены факторы, существенно влияющие на познавательную активность учащихся. В результате данного исследования установлен характер взаимосвязей учебной познавательной активности и профессионального самоопределения студентов ссуз.

Keywords: informative activity, students, independence.

The article reflects the urgency of study of the reduction of personality and educational cognitive activity of the students of colleges. The factors having an essential effect on the cognitive activity of students, has been refracted. As a results this investigation has revealed the nature of the interrelations of the components of training cognitive activity and professional-self determination of the students of colleges.

Введение

Социально-политические и экономии-ческие преобразования, начавшиеся в России в 90 г. г. и продолжающиеся в настоящее время предъявляют новые требования к профессиональной компетентности выпускников средних специальных учебных заведений. Разрушение существующей системы профессионального образования в

техникумах и ПТУ, способствовало возникновению дефицита квалифицированных рабочих и

специалистов. Поддержка рабочих специальностей, начального и среднего профессионального образования является одним из важнейших направлений работы Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, сформированной Указом

Президента РФ от 20 мая 2009 г.

Анализируя процесс трудоустройства выпускников вузов, авторы работы [1] констатируют, что лишь 40% специалистов идут работать по специальности. Данное обстоятельство

свидетельствует о недостаточно сформированном профессиональном самоопределении выпускников [1] и обусловливает необходимость стимулирования профессиональ-ного самоопределения школьников.

Таким образом, особую актуальность приобретают вопросы не только повышения качества среднего профессионального образования, но и вопросы профессионального самоопределения и профессиональной самореализации в

соответствующей деятельности. Как

самоопределение, так и самореализация предполагают проявление определенной познавательной

активности, особенно у студентов. Более того, их высокую познавательную активность можно считать основным условием их профессионального становления. Однако на практике большая часть

студентов не проявляют достаточно выраженной активности в учебной деятельности [1].

Согласно исследованиям Суховой Л.В. [2], базовыми социально-организационными факторами, определяющими познавательную активность

студентов, выступают: взаимоотношения с

педагогом и сверстниками, отношение семьи и друзей к процессу получения образования и учебе в целом; общественное мнение и социальные ориентации относительно выбранной профессии.

В этой же работе [2] выявлено влияние типа учебного заведения (государственный -негосударственный вуз) на познавательную активность студентов. Так, в негосударственном вузе менее жесткие критерии отбора, что может негативно сказаться на мотивации познавательной деятельности. В структуре мотивов и стремлений таких студентов часто преобладают внешние социальные мотивы, мотивы престижа, а не познавательные. У студентов негосударственного вуза часто не сформированы умения и навыки учебной деятельности, что снижает их познавательную активность. В ссузах значение этих факторов может проявиться в еще большей степени. Поэтому целью настоящего исследования является анализ показателей учебной познавательной активности студентов вузов и ссузов и их взаимосвязь с профессиональным

самоопределением будущих специалистов.

Методы исследования

В исследовании приняли участие 68 студентов КНИТУ, обучающихся по программам среднего профессионального образования (СПО) 151022 - Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям), 151901 - Технология машиностроения, 240125 - Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров и 240138 -Аналитический контроль качества химических соединений.

Для определения познавательной активности (ПА) использовалась модифицированная методика исследования признаков познавательной активности студентов [3], разработанная Ю.Ю. Жуковым и адаптированная к предмету исследования. Кроме общего значения ПА,

определялись следующие ее компоненты:

регуляторный признак (волевые усилия), интерес, самостоятельность в решении учебных задач, эффективность организации процесса решения

учебных задач, интеграция учебного материала в жизненный опыт, надситуативная активность (по числу выполненных необязательных заданий), комфортность учебной деятельности.

Диагностико-целевой компонент

профессионального сомоопределения (ПСО)

представлен пакетом методик Н.Е. Касаткиной [3]. Определялись следующие его компоненты:

привлекательность профессионального будущего, профессиональная целенаправленность, самооценка профессиональных качеств и способностей, удовлетворенность выбранной профессией,

устойчивость профессионального выбора.

Свойства личности измерялись с помощью общепринятых в психологии и педаго-гике методик:

а) Мотивы учебной деятельности - с помощью методики А. А. Реана и В. А. Якунина, в модификации Н. Ц. Бадмаевой [4];

б) Мотивация достижения - с использованием методики Т. Элерса [5];

в) Стили регуляции собственного поведения определялся с помощью методики В. В. Моросановой [6];

г) Черты характера определялись по методике Н. И. Рейенвальда [7].

Результаты и их обсуждение

Познавательная активность - сложный феномен, который имеет многокомпонентную структуру [3]. Как отмечают некоторые специалисты, не смотря на то, что в современной психологии и педагогике проблема структуры ПА является достаточно разработанной, на сегодняшний день наблюдается отсутствие единого подхода к определению ее основных компонентов и,

соответственно, индикаторов.

Ю.Ю. Жуковым, на основе анализа

литературных источников по проблеме ПСО

студентов физкультурного вуза, выделены 7 основных признаков учебной познавательной активности (УПА), включающих в себя 26 индикаторов. Сюда относятся следующие признаки [2]:

1. Регуляторный (волевые усилия): время,

затраченное на выполнение задания повышенной трудности; попытки поиска вариантов решения нерешаемых задач; время, затрачиваемое на подготовку к занятиям (число минут в день);

длительность сосредоточения внимания, на учебной деятельности; число отвлечений от учебной

деятельности.

2. Осознанный интерес: количество вариантов

объяснения необходимости изучения

дополнительного материала по изучаемым

предметам; количество вопросов, задаваемых по изучаемому материалу; число единиц изученной литературы; частота поиска ответов на вопросы в литературе; частота поиска ответов на вопросы в Интернете.

3. Самостоятельность в решении учебных задач: количество обращений за помощью к преподавателю при решении учебных задач; количество обращений за помощью к другим студентам при решении учебных задач; доля самостоятельно решенных учебных задач от общего объема задач; число индивидуальных нововведений в учебной работе (например, студент сам строит схему).

4. Эффективность организации процесса решения

учебных задач: способность эффективно

организовать свои учебные действия; частота посещения занятий; ведение ежедневника (своеобразного дневника) по организации учебной работы; заблаговременность подготовки к учебным испытаниям (к зачетам и экзаменам).

5. Способность интегрировать учебный материал в

жизненный опыт: число идей возможного

применения знаний в жизни; число интерпретации событий жизни на основе полученных знаний.

6. Надситуативная активность: число выполненных необязательных заданий; самостоятельное изучение дополнительной литературы; частота посещений добровольных занятий (вне расписания, в том числе в других вузах).

7. Психологическая комфортность учебной деятельности: удовольствие от процесса познания; уверенность в себе при выполнении учебных действий; бодрость, высокая работоспособность.

Исследование показало, что большинство студентов, слабо представляют свою будущую профессиональную деятельность и свои возможности, не уверены в правильности своего профессионального выбора, не проявляют целеустремленности в овладении будущей профессией. Именно неуверенность в социальноэкономическом положении страны не позволяет укрепиться устойчивость профессионального выбора и, соответственно, проявлению профессиональной целенаправленности. Данное обстоятельство обусловлено рядом причин. Семьи с крайне низким уровнем совокупного дохода нередко испытывают материальные затруднения, зачастую проживают в некомфортных для проживания условиях, не имеют возможности уделять достаточного времени учебе или не имеют необходимых условий для этого [3]. Многие вынуждены совмещать учебу с подработкой, что, с одной стороны, может способствовать снижению познавательной активности [1], а с другой, приобретению опыта межличностных

взаимодействий и социальной ответственности [8, 9]. Дети из таких семей характеризуются большей самостоятельностью, меньшей подверженностью к асоциальным явлениям. Они чаще обращаются за помощью к преподавателям и одногруппникам. Не смотря на меньшую посещаемость учебных занятий, они с большей ответственностью подходят при подготовке к зачетам и экзаменам.

В Таблице 1 представлены сравнительный анализ средних показателей УПА студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования.

Таблица 1 - Средние значения показателей

учебной познавательной активности студентов

Из таблицы видно, что признаки УПА не сильно выражены, за исключением волевых усилий. Это свидетельствует о проявлении высокой устойчивости внимания, проявлении

самостоятельности в выполнении заданий.

Немаловажным фактором профессионального роста будущего специалиста является занятие научно-исследовательской работой (НИР). Как правило, студенты, занимающиеся НИР получают большее удовлетворение от процесса познания, в большей степени проявляют уверенность при выполнении учебных заданий, показывают более высокую умственную работоспособность.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что

студенты, занимающиеся НИР, учатся не по «необходимости», а по «интересам». Они чаще обращаются к современным научным изданиям.

Изучение ПСО учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ г. Казани показали, что:

- 76,5% старшеклассников не обладают достаточным арсеналом знаний для полного и осознанного выбора будущей профессии;

- не имеют полного представления о мире профессий 17,8% учащихся;

- 27,4% не представляют, в какой профессии их способности могут пригодиться;

- 32,5% учащихся считают, что правильность выбора зависит от совета родителей, друзей, взрослых.

Анализ литературных источников по проблеме исследования позволяет заключить отсутствие работ по выявлению взаимосвязей ПА студентов ссузов с их ПСО. Не смотря на это, проблема соотношения ПА студентов и их ПСО решается посредством выявления характера взаимосвязей между компонентами этих двух явлений [3]. В Таблице 2 представлены экспериментальные данные по выявлению взаимосвязи компонентов УПА с ПСО.

ссузов

Познавательная активность M а

Волевые усилия 5,17 1,35

Интерес к учебе 3,36 1,14

Самостоятельность в учебе 3,29 0,98

Организация процесса учебы 4,15 1,05

Интегрирование учебного материала 3,14 1,26

Надситуативная тревожность 4,05 1,15

Комфортность учебной деятельности 4,01 0,93

Таблица 2 - Достоверные взаимосвязи компонентов учебно-познавательной активности и

профессионального самоопределения

Компоненты учебной познавательной активности Профессиональное самоопределение

1 2 3 4 5 6

Волевые усилия 0,21

Интерес к учебе 0,29 0,28 0,26

Самостоятельность в учебе 0,32

Организация процесса учебы 0,34 0,37 0,23 0,32

Интегрирование учебного материала 0,27 0,34

Надситуативная активность 0,21

Комфортность учебной деятельности 0,24

Познавательная активность в целом 0,32 0,27 0,34

Полученные результаты создают

предпосылки для разработки средств стимулирования профессионального самоопределения студентов ССУЗ.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Котова Н.В. Стимулирование профессионального самоопределения школьников к получению инженерного образования / Н.В. Котова // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - №14. - С. 294297.

2. Сухова Л.В. Развитии познавательной активности в профессиональной подготовке будущих специалистов (на примере негосударственного высшего образовательного учреждения): дисс. канд. пед. наук / Сухова Л.В. -Тольятти. - 2000. - 184 с.

3. Жуков, Ю. Ю. Признаки и факторы познавательной активности студентов вузов физической культуры в учебной деятельности / Ю. Ю. Жуков // Ученые записки

университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95).

- С. 30-35.

4. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : монография / Н.Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ : Изд-во Вост.-Сиб. гос. технол. ун-та, 2004. - 289 с.

5. Основы психологии : практикум / под ред. Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 576 с.

6. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова.

- М. : Наука, 2001. - 192 с.

7. Рейнвальд, Н.И. Психология личности / Н.И. Рейнвальд. - М. : Изд-во Рос. гос. ун-та дружбы народов, 1987. - 200 с.

8. Волович Л.А., Вестник Казан. технол. ун-та, 15, 8, 430-433 (2012).

9. Н.В. Котова Стимулирование профессионального самоопределения школьников к получению инженерного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2012. - 24 с.

© А. Д. Лифанов - канд. хим. наук, доцент кафедры ФизВС КНИТУ, [email protected]; Л. Ш. Рахматуллина - ассистент той же кафедры; В. Д. Лифанова - сотр. КНИТУ им. А.Н. Туполева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.