Научная статья на тему 'современные тенденции в подготовке дзюдоистов-юношей к соревновательной деятельности'

современные тенденции в подготовке дзюдоистов-юношей к соревновательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «современные тенденции в подготовке дзюдоистов-юношей к соревновательной деятельности»

Думы, май 1914 г., Столб. 86.

4. Солдатова, Г.У. Социокультурный подход в практической психологии вынужденной миграции // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. - М. : [б.и.], 2001. - С. 15.

5. Беркенгейм, А.М. Развитие колонизации и устройство земледельческих колоний в Аргентине / А.М. Беркенгейм // Русская мысль. - 1894. - № 9, 10.

6. Стрелко, А.А. Славянское население в странах Латинской Америки : исторический очерк / А.А. Стрелко. - Киев: [б.и.], 1980. - 73 с.

7. Альварес, К.Х. Интеграция русскоязычных иммигрантов в аргентинское общество: национальные особенности и глобальные тенденции : ав-тореф. дис. ... канд. политол. наук / К.Х. Альварес. - СПб., 2005. - 14 с.

8. Константиновский, Я. Мое пребывание в Аргентине : верные сведения о колониях, колонистах, и колониальном устройстве / Яков Константиновский - Одесса : [б.и.], 1893.

9. Вестник еврейской эмиграции и колонизации. № 3. - Елец : [б.и.],

1911.

10. Справочная книга по вопросам эмиграции / под ред. С.Я. Яновского, А.И. Кастелянского. - СПб. : [б.и.], 1913.

11. К.Х. Альварес Указ. соч. 17 с.

12. Дик, Е. Н. Православие на Ла-Плате (конец Х1Х - первая половина ХХ в.) // Латинская .Америка. - 1991. - № 8. - С. 86-89.

13. Мосейкина, М.Н. Отец Феодосий - архиепископ Сан-Паульский и Всей Бразилии // Латинская Америка. - 2000. - № 7. - С. 69-74.

14. Архимандрит Августин (Никитин) Русский храм в Буэнос-Айресе : к столетию со времени освящения // Посев. - 2001. - № 10. - С. 32-36.

15. Путятова, Э.Г. Материалы К.Г. Изразцова как источник по этнографии и истории Аргентины // Проблемы исследования Америки в Х1 Х -ХХ вв. - Л. : [б.и.], 1974.

16. Путятова, Э.Г. Православная церковь в Южной Америке // Мера. -1995. - № 3. - С. 105-109.

17. Путятова, Э.Г.Культурная миссия православной церкви в Южной Америке ( кон.Х1Х-нач. ХХ вв.) // Общество и власть. - СПб. : [б.и.], 2003. -С. 251-258.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ДЗЮДОИСТОВ-ЮНОШЕЙ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М.А. Рахлин

Введение. Современный уровень спортивных достижений требует организации целенаправленной многолетней подготовки спортсменов, поиска более эффективных организационных форм, средств и методов учебнотренировочной работы, широкого привлечения к занятиям спортом и отбора одаренных юношей и девушек для пополнения рядов спортсменов высокого класса.

Безусловно, что наиболее важный этап подготовки спортсмена - это начальный этап занятий спортом. Именно на этом этапе у юного спортсмена формируется база для достижения спортивных вершин. И от того, как быстро

будет сформирована у молодого спортсмена готовность к участию в соревновательной деятельности, во многом зависит успешность спортивной карьеры молодого спортсмена.

В историю отечественного дзюдо вписано много ярких страниц. Но, к сожалению, анализ выступления наших дзюдоистов на крупнейших международных соревнованиях, а также ближайшего резерва сборной команды России по дзюдо - молодежной и юношеской сборных команд свидетельствует о серьезных недостатках соревновательной готовности дзюдоистов.

Наши дзюдоисты отстают в технико-тактической подготовленности по сравнению с ведущими дзюдоистами мира. Это отставание проявляется в ограниченном соревновательном арсенале эффективных атакующих действий. Уровень физической подготовленности даже ведущих дзюдоистов страны не удовлетворяет требованиям современного дзюдо, имеет место тактическая ограниченность в решении поливариативных ситуаций, возникающих в процессе соревнований (Левицкий А.Г., 2003).

Решение этой проблемы существенно затрудняется в связи с продолжающимся повышением уровня конкуренции на крупнейших международных соревнованиях, особенно на Олимпийских играх, сохранением тенденции к увеличению объема и интенсивности тренировочных нагрузок, а также изменением правил соревнований (Матвеев Л.П., 1977, 1991; Платонов В.Н.,1987; Холодов Ж.К., 1997; Озолин Н.Г., 2002; Карелин А.А., 2002; Левицкий А.Г., 2003).

Для выхода из этой критической ситуации необходимо изменение методики подготовки спортсменов и, в первую очередь, нужны перемены в учебнотренировочном процессе ближайшего резерва - юношей дзюдоистов.

Безусловно, что создание эффективной работоспособной системы управления подготовкой юных спортсменов к соревновательной деятельности предполагает наличие научно-обоснованных рекомендаций по общим и частным ее разделам.

Тем не менее, анализ литературы показывает, что изучению вопроса подготовки юношей дзюдоистов, исходя из условий соревновательной деятельности, на уровне диссертационных исследований уделено сравнительно небольшое внимание. Результаты научного поиска пока не дали окончательного обоснования эффективной методики, структуры и содержания учебнотренировочного процесса юношей дзюдоистов в соответствии с современными требованиями соревновательной практики сильнейших дзюдоистов.

Анализ специальной литературы (Тараканов Б.И., 1988; Пархомо-вич Г.П., 1993; Свищев И.Д., 2003; Левицкий, 2003 А.Г. и др.) и обобщение практического опыта работы тренеров показывают, что существующая в дзюдо практика подготовки юношей к участию в соревновательной деятельности не согласуется с современными тенденциями развития этого вида спорта.

До настоящего времени остаются недостаточно изученными вопросы обоснования эффективной системы подготовки юношей дзюдоистов к соревновательной деятельности, учитывающими специфику современной соревновательной деятельности. Тренеры и их воспитанники зачастую показывают слабое знание технико-тактических изменений, происходящих в процессе современных соревнований по дзюдо. Такое положение часто приводит к тому, что юноши дзюдоисты вынуждены самостоятельно, методом «проб и оши-

бок» искать пути достижения победы в поединках.

Одним из перспективных путей по устранению этих несоответствий может быть определение наиболее эффективного технико-тактического арсенала, применяемого в процессе соревнований высококвалифицированными дзюдоистами, и его целенаправленное внедрение в учебно-тренировочный процесс юношей дзюдоистов при их подготовке к участию в соревнованиях.

Результаты исследования. Для определения арсенала наиболее эффективных технических действий, применяемых дзюдоистами в ходе соревнований, нами было проведено целенаправленное поисковое исследование по изучению и анализу общих характеристик и отличий в структуре соревновательной деятельности дзюдоистов с различным уровнем квалификации.

В качестве основного метода исследования был выбран метод сравнительного анализа информативных характеристик технико-тактического арсенала юных дзюдоистов разного уровня квалификации (Кузнецов А.И., 1986; Сажин А.Н., 1988; Исаев А.П., Шашурин И.В. и др., 1989; Левицкий А.Г., 2003).

В содержание анализа входило определение состава и структуры технико-тактических действий спортсменов, применяемых ими в процессе соревновательной деятельности различного уровня.

В качестве фоновых модельных характеристик технико-тактической подготовленности ведущих дзюдоистов юношеского возраста (14-15 лет) нами были выбраны значения эффективной вариативности и результативности участников первенства России среди юношей. Для сравнения с ними нами были взяты аналогичные показатели технико-тактической подготовленности участников первенства Санкт-Петербурга по дзюдо среди юношей. Данные были получены на основании результатов анализа видеозаписи 100 поединков юношей дзюдоистов возраста 14-15 лет на первенстве Санкт-Петербурга по дзюдо среди юношей (2004 г.) и 100 поединков участников первенства России по дзюдо того же возраста, который проводился в г. Перми (по данным А.Г. Левицкого, 2003).

Выводы. Данные сравнительного анализа информативных характеристик соревновательной деятельности и состава, основных технико-тактических действий в стойке у дзюдоистов различной квалификации показали, что:

- участники первенства России показывают более высокие результаты в соревновательных поединках, а именно одерживают большее количество досрочных побед; выполняют большее количество приемов по сравнению со спортсменами менее низкой квалификации, обеспечивающими достижение досрочной победы;

- юноши дзюдоисты участники первенства Санкт-Петербурга более активны при ведении соревновательных поединков, они чаще атакуют, проводят большее число оцениваемых технических действий, но имеют относительно невысокую результативность и более низкую надежность атакующих и защитных действий;

- установленные отличия по основным характеристикам соревновательной деятельности дзюдоистов различной квалификации позволяют нам сделать предположение, о том, что повышенная активность менее квалифицированных юных дзюдоистов не гарантирует достаточной результативности этой деятельности.

И, наоборот, невысокая активность дзюдоистов высшей квалификации имеет более высокий уровень взаимосвязи с достаточной надежностью и результативностью технико-тактических действий, которые в большинстве случаев можно считать наиболее эффективными, и их применение способствует досрочной победе.

ЗАНЯТИЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И АТТРАКТИВНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

А.Р. Ротенберг

Известно, что занятия спортом оказывают значительное влияние на развитие личности. Личностный рост заключается в развитии профессионально и социально ценных свойств личности. Социальная ценность каждого из показателей личностного роста определяется характером его влияния на адаптацию спортсменов к ведущей (в данном случае - к учебной) и спортивной деятельности. Успешность адаптации к деятельности может определяться только уровнем адаптированности человека, а последняя - успешностью этой деятельности и удовлетворенностью ею (по основным критериям), а также некоторыми интегральными личностными показателями - профессиональным самоопределением и аттрактивностью человека (по дополнительным критериям).

Обращаясь к спортивной деятельности, необходимо отметить, что большинство исследований показывают взаимосвязь личностных качеств, составляющих адаптивность человека, с ее успешностью, и практически отсутствуют исследования их взаимосвязей с удовлетворенностью процессом и результатом спортивной деятельности, а также с показателями личностного роста, такими как профессиональное самоопределение и аттрактивность личности.

С целью выявления таких взаимосвязей было проведено следующее исследование.

В качестве испытуемых выступили юноши в возрасте 15-19 лет, занимающиеся дзюдо в спортивных школах г. Москвы, в количестве 93-х человек.

Исследование изменений показателей аттрактивности и профессионального самоопределения проводилось в начале подготовительного и в конце соревновательного периодов (через 11 месяцев).

Для изучения профессионального самоопределения (ПСО) использовалась методика изучения профессиональной направленности Н.Е. Касаткиной (2000). Методика представляет собой анкету шкального типа, где ответы испытуемых оцениваются по шкале от «-2» до «+2». Методика позволяет выявить отношение к построению профессиональных планов и их сформирован-ность.

Показатель отношения к построению профессиональных планов (ОППП) и показатель сформированности профессиональных планов (СИП) определяются как суммы, начисляемые за ответы на вопросы анкеты. Реальность и адекватность профессиональных планов определяется путем анализа того, что, по мнению испытуемых, необходимо для их реализации.

Интегральный показатель профессионального самоопределения определяется как сумма показателей ОППП и СПП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.