Научная статья на тему 'Современные тенденции в подготовке дзюдоистов-юношей к соревновательной деятельности'

Современные тенденции в подготовке дзюдоистов-юношей к соревновательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в подготовке дзюдоистов-юношей к соревновательной деятельности»

3. Денисенко Н.Ф. Педагогические условия активизации двигательного режима детей 5-7 лет в дошкольных учреждениях. Кандидатская диссертация.

- К., 1994. - 193 с.

4. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К проблеме воспитания личной физической культуры у школьников и студентов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000, № 2, с. 50-53.

5. Зелинская Д.И. О состоянии здоровья детей России // Школа здоровья. 1995. Т.2. № 2.

6. Ильин Е.П. От культуры физической - к культуре здоровья // Теория и практика физ. культуры. 1994, № 7, с. 46.

7. Коровина Л.А. Устранить гиподинамию учащихся // Физ. культура в школе. 1998, № 2, с. 53.

8. Малахов О. А., Цыкунов М. Б. // Актуальные вопросы детской травматологии и ортопедии. - СПб., 2000. - С. 377- 378

9. Найданов Б.Н. Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9-х классов общеобразовательной школы: Автореф. канд. дис. М., 1995. - 23 с.

10. Садовничий В.А.. Образование, которое мы можем потерять. - Издание НИ Института компьютерных исследований, Москва, 2002. - 288 с.

11. Сергеев В.С. Современный урок: допустим ли тренинговый подход // Физ. культура в школе. 1995, № 3, с. 6-7.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ДЗЮДОИСТОВ-ЮНОШЕЙ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Г. Левицкий, М.А. Рахлин

ВВЕДЕНИЕ

Современный уровень спортивных достижений требует организации целенаправленной многолетней подготовки спортсменов, поиска более эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы, широкого привлечения к занятиям спортом и отбора одаренных юношей и девушек для пополнения рядов спортсменов высокого класса.

Наши дзюдоисты отстают в технико-тактической подготовленности по сравнению с ведущими дзюдоистами мира. Это отставание проявляется в ограниченном соревновательном арсенале эффективных атакующих действий. Уровень физической подготовленности даже ведущих дзюдоистов страны не удовлетворяет требованиям современного дзюдо, имеет место тактическая ограниченность в решении поливариативных ситуаций, возникающих в процессе соревнований (Левицкий А.Г., 2003).

Для выхода из этого критического состояния необходимо изменение методики подготовки спортсменов и, в первую очередь, нужны перемены в учебно-тренировочном процессе ближайшего резерва - юношей дзюдоистов. До настоящего времени остаются недостаточно изученными вопросы по обоснованию эффективной системы подготовки юношей дзюдоистов к соревновательной деятельности, учитывающими специфику современной соревновательной деятельности. Такое положение часто приводит к тому, что юноши дзюдоисты вынуждены самостоятельно, методом «проб и ошибок», искать пути достижения победы в поединках.

Одним из перспективных путей по устранению этих несоответствий может быть определение наиболее эффективного технико-тактического арсенала, применяемого в процессе соревнований высококвалифи-цированными дзюдоистами и его целенаправленное внедрение в учебно-тренировочный процесс юношей дзюдоистов при их подготовке к участию в соревнованиях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения арсенала наиболее эффективных технических действий, применяемых дзюдоистами в ходе соревнований, нами было проведено целенаправленное поисковое исследование по изучению и анализу общих характеристик и отличий в структуре соревновательной деятельности дзюдоистов с различным уровнем квалификации.

В качестве основного метода исследования, был выбран метод сравнительного анализа информативных характеристик технико-тактического арсенала юных дзюдоистов разного уровня квалификации (Кузнецов А.И., 1986; Сажин А.Н., 1988; Исаев А.П., Шашурин И.В. и др., 1989; Левицкий А.Г., 2003).

В содержание анализа входило определение состава и структуры технико-тактических действий спортсменов, применяемых ими в процессе соревновательной деятельности различного уровня.

В качестве фоновых модельных характеристик технико-тактической подготовленности ведущих дзюдоистов юношеского возраста 14-15 лет, нами были выбраны значения эффективной вариативности и результативности участников первенства России среди юношей. Для сравнения с ними нами были взяты аналогичные показатели технико-тактической подготовленности участников первенства Санкт-Петербурга по дзюдо среди юношей. Данные были получены на основании результатов анализа видеозаписи 100 поединков юношей дзюдоистов возраста 14-15 лет на первенстве Санкт-Петербурга по дзюдо среди юношей 2004 г. и 100 поединков участников первенства России по дзюдо того же возраста, который проводился в г. Перми (по данным А.Г. Левицкого, 2003).

ОБСУЖДЕНИЕ

Данные сравнительного анализа информативных характеристик соревновательной деятельности и состава, основных технико-тактических действий в стойке у дзюдоистов различной квалификации показали, что:

- участники первенства России показывают более высокие результаты в соревновательных поединках, а именно одерживают большее количество досрочных побед; выполняют большее количество приемов по сравнению со спортсменами менее низкой квалификации, обеспечивающих достижение досрочной победы;

- юноши дзюдоисты участники первенства Санкт-Петербурга более активны при ведении соревновательных поединков, они чаще атакуют, проводят большее число оцениваемых технических действий, но имеют относительно невысокую результативность и более низкую надежность атакующих и защитных действий;

- установленные отличия по основным характеристикам соревновательной деятельности дзюдоистов различной квалификации позволяют нам сде-

лать предположение, о том, что повышенная активность менее квалифицированных юных дзюдоистов не гарантирует достаточной результативности этой деятельности.

И, наоборот, невысокая активность дзюдоистов высшей квалификации имеет более высокий уровень взаимосвязи с достаточной надежностью и результативностью технико-тактических действий, которые в большинстве случаев можно считать наиболее эффективными, применение которых способствует досрочной победе.

Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что одним из способов подготовки юношей дзюдоистов к соревновательной деятельности является учет арсенала технико-тактических действий, применяемый высококвалифицированными дзюдоистами. Его анализ и целенаправленное внедрение в учебно-тренировочный процесс юношей дзюдоистов позволит значительно повысить уровень их подготовки для участия в соревновательной деятельности.

Интересным и значимым является сравнение технической подготовленности юношей и юниоров.

В качестве иллюстрации приведены данные оценки соревновательной деятельности дзюдоистов весовой категории до 81 кг.

В весовой категории до 81 кг зафиксирована высокая результативность выполнения бросков из классификационной группы Ashi-waza во всех возрастных группах. При этом наибольшая результативность показана дзюдоистами

Рис. 1. Сравнение результативности различных групп приемов у юношей и юниоров (весовая категория до 81 кг.)

В юношеской возрастной группе наиболее результативны броски: ^Ы-mata (подхват изнутри) (2,55), o-soto-gari (отхват)(2,17), o-goshi (бросок через бедро) (2,15). Низкая результативность выполнения бросков: harai-tsurikomi-ashi (передняя подсечка), kata-guruma ("мельница"), ko-soto-gake (подсечка под пятку), ura-nage (бросок через грудь).

У юношей этой весовой категории используются 8 приемов из группы Te-waza (из них 6 бросков направлены вперед, 1 бросок приводит к падению противника назад) (рис .1.1).

Юниоры используют только 4 приема из группы Te-waza (соответственно, 3 из них направлены вперед, 1 бросок приводит к падению противника назад) (рис. 1.2).

В юниорской возрастной группе результативно выполнялись броски: o-soto-gari (отхват) (3,1), te-guruma (боковой переворот) (2,4), de-ashi-barai (боковая подсечка) (2,35), uchi-mata (подхват изнутри) (2,0), harai-goshi (подхват под две ноги) (2,0). Низкие показатели результативности зафиксированы при выполнении бросков: ko-soto-gake (подсечка под пятку), harai-tsurikomi-ashi (передняя подсечка), (подсечка изнутри), tomoe-nage (бросок с упо-

ром стопы в живот).

Юношам при переходе в группу юниоров следует обратить внимание на освоение следующих бросков: te-guruma (боковой переворот), de-ashi-barai (боковая подсечка); юниорам необходимо повысить результативность выполнения таких бросков как: o-uchi-gari (зацеп изнутри разноименнной голенью) и ko-soto-gake (подсечка под пятку) (Свищев И.Д., 2003).

Юноши весовой категории до 81 кг используют 7 приемов из группы Аshi-waza (3 из них направлены вперед, 4 броска приводят к падению противника назад) (рис. 1.3).

Юниоры используют 5 приемов из группы Аshi-waza (3 из них направлены вперед, 2 броска приводят к падению противника назад) (рис. 1.4).

При анализе соревновательной деятельности дзюдоистов тяжелых весовых категорий (до 90 кг, до 100 кг и свыше 100 кг) выявлены те же проявления в составе арсенала атакующих действий в стойке, что и у представителей легких и средних весовых категорий.

Несмотря на количественное превосходство атакующих действий в арсенале российских дзюдоистов, качество их выполнения, проявляющееся в меньшем числе ударных приемов, значительно снижает надежность соревновательной деятельности готовности в ответственных стартах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Помимо этого следует отметить следующее. Специализированные качества дзюдоиста определяются специфическими условиями соревновательной деятельности. Среди таких специфических качеств мы предлагаем выделить следующие.

Соревновательная деятельность дзюдоиста протекает в определенном дефиците пространства. Актуальность этого направления определяется правилами соревнований, строго наказывающими нарушения границ татами и дающими преимущество тем, кто умело их использует.

Дефицит времени в соревновательной деятельности дзюдоиста определяется регламентированными временными рамками поединка, а также свое-

временностью собственных движений борца и ответных реакций на действия противника.

Непосредственное контактное силовое противоборство в поединке требует от борцов высокого уровня чувствительности не только к собственным действиям, но и к действиям соперника. Особого внимания заслуживает чувствительность к изменениям направления движения соперника, дифференциации силовых параметров его действий, развитию «чувства броска» (чувства своевременности момента начала собственных атакующих действий).

«Чувство пространства» характеризуется общей ориентацией в пространстве, дифференциацией собственных действий по пространственным параметрам, чувством «красной зоны» и умением действовать в ней адекватно складывающейся ситуации.

«Чувство времени» характеризуется дифференциацией собственных действий по временным параметрам, латентным временем реакции.

«Чувство партнера» («чувство броска») характеризуется пространственно-временной антиципацией, чувством направления движения соперника (дифференциация действий партнера по параметрам пространства), чувством усилий партнера (дифференциация действий партнера по параметрам интенсивности мышечных усилий).

Направленное формирование в ходе подготовки дзюдоистов выше перечисленных специализированных умений должно способствовать приобретению спортсменами необходимой специальной чувствительности и росту тактико-технического мастерства.

СТРУКТУРИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ «ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Е.В. Зимина, В.Я. Колотое

Современная ситуация в условиях рыночных отношений требует постоянного развития и саморазвития человека как субъекта собственной жизнедеятельности. Средством решения данной задачи, как показывает проведенное нами исследование, является концепция непрерывного образования, определяющая новые подходы к проектированию системы образования, к содержанию педагогического процесса и преемственности его ступеней (табл. 1).

Таблица 1

Содержание обучения и основные методологические положения

Задача обучения - формирование умений и навыков получения, приобретения иноязычных знаний

Выделение соответствующих умений и навыков - умения и навыки пользоваться ИЯ в искусственной и естественной языковой среде

Значимость знаний языкового материала - предпосылка к известной успешности в избранной профессиональной среде (степень и уровень владения ИЯ)

Составные части обучения - речевые умения, т.е. формируемые виды РД (выделение чтения) - лингвострановедческие и страноведческие знания - знания о наиболее эффективных способах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.