ЛИТЕРАТУРА:
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1982. - 192 с.
2. Барабанщиков, А.В. Научно-педагогические основы формирования профессионального мастерства преподавателя академии // Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя. - М. : ВПА, 1975. - С. 10-25.
3. Brumfit, S. The Communicative Approach to Language Teaching / S. Brumfit, K. Johnson. - Oxford, 1981. - 240 р.
К ВОПРОСУ О «ТРУДОВОЙ ЭМИГРАЦИИ» ИЗ РОССИИ В НАЧАЛЕ
ХХ ВЕКА
Э.Г. Путятова
Международная миграция в современном мире является значительным политическим, экономическим, социальным и культурно-этническим феноменом. Миграции населения выполняют функции формирования состава населения в одних регионах и стабилизируют - в других.
Для глубокого понимания современных процессов, связанных с миграционной ситуацией, важную роль играет исследование российской трудовой эмиграции в начале ХХ века. В этот период эмиграция становится массовым, социально значимым событием в жизни России. Изучение этого явления позволяет по-новому осмыслить все аспекты миграционного процесса, к которому относятся: нормативно-правовая база, социально-культурная адаптация, языковой барьер, бытовое общение и ряд других сторон эмиграции, актуальных во все времена. Миграционная волна охватывает широкие слои населения, целые этнические и конфессиональные группы. Эмигрировало население, в первую очередь, западных и юго-западных губерний страны. По национальному составу основной контингент мигрантов составляли: евреи, поляки, немцы, латыши, литовцы, эстонцы украинцы, белорусы, русские.
Согласно российскому законодательству, эмиграция не была обеспечена никакими правовыми нормами. Правительство не поощряло эмиграцию, более того она запрещалась. Но положение крестьян и беднейших слоев городского населения было настолько тяжелым, что все попытки ограничить отъезд, бороться с вербовщиками терпели неудачу.
Исследуя причины эмиграции, ученые сходятся на том, что в её основе лежали социально-экономические условия жизни: высокий удельный вес помещичьего землевладения и сопутствующее ему малоземелье крестьян; слабое развитие промышленности, вытекающая из этого безработица городского населения, низкая оплата труда и т.д. [1, 2].
Несовершенная паспортная система и необходимость изменения условий выдачи заграничных паспортов стали предметом обсуждения Государственной Думы. В феврале 1914 г. Комиссия по законодательным предположениям поставила вопрос о заграничных паспортах на обсуждение. 7 мая 1914 г. на заседании Государственной Думы был представлен доклад бюджетной комиссии, значительная часть которого был посвящена вопросу эмиграции и упрощению процедуры получения заграничных паспортов [3].
Адаптация иммигрантов в новой среде зависит как от причин эмиграции, так от её обстоятельств, условий и от установок эмигрантов. Немаловажно знать, на что ориентирован эмигрант - на прочную интеграцию в новый для себя мир, или он старается сохранить дистанцию? Как рассматривает он проживание в новой стране: как временное и тяжелое испытание или думает остаться навсегда?
Процесс адаптации иммигранта всегда имеет личностную окраску. Среди специфических обстоятельств прямо связанных с успешностью эмиграции, исследователями отмечается: материальный фактор, жилищные проблемы, наличие родственников. Большое значение имеет круг контактов, изменение социального положения, а также характер отношений мигрантов с местным населением [4].
Наиболее существенным фактором, влияющим на адаптацию, становятся культурные различия. Иммигранты должны взаимодействовать с местным населением. Разница в культурном опыте всегда характеризуется взаимным недоверием, непониманием, предубеждениями, что влечет за собой агрессию как со стороны местного населения, так, в еще большей степени, со стороны иммигрантов.
Адаптация мигрантов в новой культурной среде особенно успешна, если иммигрант, понимая ее значимость, осознает ценность, и значительность собственной. В таком случае адаптация идет через усвоение и принятие новых культурных норм и правил, при этом сохраняется собственное лицо и самобытность.
Для исследования российской трудовой эмиграции привлечение такого источника, каким является периодическая печать - важная часть изучения всего процесса эмиграции. Анализ прессы позволяет более подробно рассмотреть причины переселений, способы перемещений, исследовать особенности проживания иммигрантов в стране-реципиенте. Пресса помогает выявить свойства и особенности культурных взаимоотношений, пополняет данные о деятельности земледельческих колоний, о характере адаптационных процессов.
Проблемы, связанные с эмиграцией из России в Южную Америку, затрагивались на страницах «Торгово-промышленной газеты», «Журнала Министерства юстиции» «Вестника права», «Сборнике консульских отчетов», в «Вестнике финансов, промышленности и торговли», «Новом времени», в журнале «Эмигрант» и в других изданиях.
Уточняя миграционную политику стран-реципиентов, необходимо выяснить следующие обстоятельства: откуда прибыл иммигрант, из города или из сельской местности, мощность колонизационного потока - иммигранты выехали из регионов массового или локального выезда, уровень образования в иммигрантских потоках, конфессиональная принадлежность.
Первыми российскими иммигрантами в Аргентине были немецкие крестьяне, выходцы из Саратовской и Самарской губерний. Они основали земледельческие колонии в провинции Буэнос-Айрес, недалеко от города Олавар-рия, и в провинции Санта-Фе. Среди иммигрантов находилось много украинцев, уехавших в Южную Америку еще в 70-е годы Х1Х в., а после 1905 г. появляются русские крестьяне. Значительные масштабы, которые приняла эмиграция среди еврейского населения южной части Российской империи, стали результатом целого ряда экономических и политических факторов. Первые
еврейские земледельческие колонии в Аргентине появились в 90-е годы Х1Х века. Основаны они были Еврейским колонизационным обществом в провинциях: Буэнос-Айрес, Росарио, Баия-Бланка, Кордова, Санта-Фе, Мендоса, Ту-куман, Парана и др.
К 90-м годам Х1Х века появились первые колонии российских подданных в Бразилии. Россияне расселились следующим образом: в штате Рио-де-Жанейро - немцы, в Минас-Жераис - поляки. Недалеко от Сан-Паулу обосновались латыши, эстонцы, поляки, украинцы. В штате Санта-Катарина - немцы из приволжских губерний, эстонцы и русские из Витебской, Саратовской и Крымской губерний [5-10].
В целом иммигранты, не забывая о России, перенеся на новое место старые привычки, быт, манеры, хорошо адаптировались в новой среде. Объяснить это можно двумя обстоятельствами: первое, часть из них, например, немецкие колонисты занималась привычным сельскохозяйственным трудом. Им не нужно было менять род занятий, а, следовательно, не менялся и их социальный статус. Ко второму, не менее важному фактору можно отнести социальную поддержку: немецкие колонисты селились компактно и могли рассчитывать на поддержку близких им людей в другой социокультурной среде.
Значительно хуже адаптировались еврейские колонисты, особенно тяжело переживавшие изменение социального статуса. В еврейских колониях селились в основном горожане, необходимость изменить характер трудовой деятельности препятствовала адаптации колонистов.
Вместе с тем, иммигранты старались сохранить национальную самобытность, создавая различные самодеятельные организации, способствовавшие процессу адаптации [11].
Значительную роль в процессе адаптации иммигрантов в иной этнической, культурной и религиозной среде, в сохранении национальной самобытности сыграла православная церковь в Буэнос-Айресе, ставшая одним из центров славянской иммиграции в Южной Америке [12-17].
Оценивая вклад российской иммиграции в хозяйство стран Южной Америки, следует отметить: она выполнила значительный объем работ по освоению сельскохозяйственных районов, развитию огородничества. Россияне культивировали ряд сельскохозяйственных культур, разводили сады; занимались огородничеством, строительством железных дорог, каналов. Именно выходцы из России распространили в Аргентине люцерну. В Уругвае значительное место на полях занял подсолнечник. Эту культуру завезли в страну русские переселенцы, их вклад в развитие сельского хозяйства страны велик. В Бразилии иммигранты работали на хлопковых плантациях, в угольных шахтах и на марганцевых рудниках. Латышские и эстонские крестьяне обогатили культуру молочного хозяйства.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Тудоряну, Н.Л. Очерки российской трудовой эмиграции периода империализма : (в Германию, Скандинавские страны и США) / Н.Л. Тудоряну. - Кишинев : [б.и.], 1986. - 133 с.
2. Куприн, Д.О. Эмиграция из России в конце Х1Х - начале ХХ вв. : автореф. дис. ... канд. историч. наук / Д.О. Куприн. - М., 2000. - 21 с.
3. Стенографический отчет заседания II сессии 1У Государственной
Думы, май 1914 г., Столб. 86.
4. Солдатова, Г.У. Социокультурный подход в практической психологии вынужденной миграции // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. - М. : [б.и.], 2001. - С. 15.
5. Беркенгейм, А.М. Развитие колонизации и устройство земледельческих колоний в Аргентине / А.М. Беркенгейм // Русская мысль. - 1894. - № 9, 10.
6. Стрелко, А.А. Славянское население в странах Латинской Америки : исторический очерк / А.А. Стрелко. - Киев: [б.и.], 1980. - 73 с.
7. Альварес, К.Х. Интеграция русскоязычных иммигрантов в аргентинское общество: национальные особенности и глобальные тенденции : ав-тореф. дис. ... канд. политол. наук / К.Х. Альварес. - СПб., 2005. - 14 с.
8. Константиновский, Я. Мое пребывание в Аргентине : верные сведения о колониях, колонистах, и колониальном устройстве / Яков Константиновский - Одесса : [б.и.], 1893.
9. Вестник еврейской эмиграции и колонизации. № 3. - Елец : [б.и.],
1911.
10. Справочная книга по вопросам эмиграции / под ред. С.Я. Яновского, А.И. Кастелянского. - СПб. : [б.и.], 1913.
11. К.Х. Альварес Указ. соч. 17 с.
12. Дик, Е. Н. Православие на Ла-Плате (конец Х1 Х - первая половина ХХ в.) // Латинская .Америка. - 1991. - № 8. - С. 86-89.
13. Мосейкина, М.Н. Отец Феодосий - архиепископ Сан-Паульский и Всей Бразилии // Латинская Америка. - 2000. - № 7. - С. 69-74.
14. Архимандрит Августин (Никитин) Русский храм в Буэнос-Айресе : к столетию со времени освящения // Посев. - 2001. - № 10. - С. 32-36.
15. Путятова, Э.Г. Материалы К.Г. Изразцова как источник по этнографии и истории Аргентины // Проблемы исследования Америки в Х1 Х -ХХ вв. - Л. : [б.и.], 1974.
16. Путятова, Э.Г. Православная церковь в Южной Америке // Мера. -1995. - № 3. - С. 105-109.
17. Путятова, Э.Г.Культурная миссия православной церкви в Южной Америке ( кон.Х1Х-нач. ХХ вв.) // Общество и власть. - СПб. : [б.и.], 2003. -С. 251-258.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ДЗЮДОИСТОВ-ЮНОШЕЙ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М.А. Рахлин
Введение. Современный уровень спортивных достижений требует организации целенаправленной многолетней подготовки спортсменов, поиска более эффективных организационных форм, средств и методов учебнотренировочной работы, широкого привлечения к занятиям спортом и отбора одаренных юношей и девушек для пополнения рядов спортсменов высокого класса.
Безусловно, что наиболее важный этап подготовки спортсмена - это начальный этап занятий спортом. Именно на этом этапе у юного спортсмена формируется база для достижения спортивных вершин. И от того, как быстро