Научная статья на тему 'Роль пароходных компаний в транспортировке российских эмигрантов в Южную Америку (конец XIX - начало XX В. )'

Роль пароходных компаний в транспортировке российских эмигрантов в Южную Америку (конец XIX - начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
66
34
Поделиться
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ТРУДОВАЯ ЭМИГРАЦИЯ В ЮЖНУЮ АМЕРИКУ В НАЧАЛЕ XX В / ЕВРЕЙСКАЯ ЭМИГРАЦИЯ / ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ПАРОХОДНЫЕ КОМПАНИИ / RUSSIAN LABOR EMIGRATION TO SOUTH AMERICA AT THE BEGINNING OF THE 20 TH CENTURY / JEWISH EMIGRATION / WEST-EUROPEAN STEAMSHIP COMPANIES

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Путятова Эмилия Гергиевна

Значительное увеличение трудовой эмиграции из России в начале ХХ в. активизировало деятельность западноевропейских транспортных компаний, занимавшихся перевозкой пассажиров через иностранные порты и получавших от этого значительную прибыль. Крупными иностранными портами, где производилась посадка российских эмигрантов на пароходы, отправлявшиеся в Америку, являлись Гамбург, Бремен, Антверпен. Значительное количество эмигрантов, выезжавших через Гамбург в Америку, составляли еврейские переселенцы из Австро-Венгрии и России. Заботу о них взял на себя созданный ЕКО «Комитет помощи иммигрантам». Пропагандируя необходимость налаживания пароходных линий, многие российские дипломаты указывали на то, что перевозка русских эмигрантов приносит значительные прибыли посредникам.

The role of steamship companies in transportation of the Russian emigrants to South America (the end of the 19 - beginning the 20 th century)

The substantial growth of labor emigration from Russia at the beginning of the 20 th century stimulated the activity of West-European transportation companies engaged in transportation of passengers through foreign ports and receiving from it signifi cant profit. Large foreign ports where Russian emigrants boarded steamships heading for America were Hamburg, Bremen, Antwerp. Significant number of the emigrants leaving through Hamburg for America constituted Jewish emigrants from Hungary and Russia. The committee of the help to immigrants took care of them. Propagandizing necessity of adjustment of steamship lines many Russian diplomats specified that the transportation of Russian emigrants brings signifi cant profi t to intermediaries.

Текст научной работы на тему «Роль пароходных компаний в транспортировке российских эмигрантов в Южную Америку (конец XIX - начало XX В. )»

Сер. 6. 2009. Вып. 2

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Э. Г. Путятова

РОЛЬ ПАРОХОДНЫХ КОМПАНИЙ В ТРАНСПОРТИРОВКЕ РОССИЙСКИХ ЭМИГРАНТОВ В ЮЖНУЮ АМЕРИКУ (КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО ХХ в.)

Значительное увеличение трудовой эмиграции из России в конце XIX — начале ХХ в. активизировало деятельность западноевропейских транспортных компаний, занимавшихся перевозкой пассажиров через иностранные порты и получавших от этого значительную прибыль. Для эмигрантов, уезжавших в Аргентину, Бразилию, Австралию, были созданы эмиграционные конторы. В печати появились специальные руководства для эмигрантов. В брошюре Б. Курчевского «О русской эмиграции в Америку», изданной в Либаве в 1914 г., автор писал: «Была развернута во всю ширь России самая бесцеремонная и наглая агитация за эмиграцию, и вербовка во что бы то ни стало эмигрантов. Пущены были все средства соблазна прелестями заокеанского раздолья. Тысячи юрких агентов, с армией помощников... сплавляют в Южную Америку, на Гавайские острова в Австралию десятки тысяч русских, где они очутились в положении настоящих рабов или нашли нищету и горе, другие — раннюю гибель»1.

В 1890 г. в транспортировке европейских эмигрантов за океан участвовало 24 крупных пароходных компании, из них три германских, три голландских и 18 английских, и около 100 маленьких пароходств2.

Крупными иностранными портами, где производилась посадка российских эмигрантов на пароходы, отправлявшиеся в Америку, являлись Гамбург, Бремен, Антверпен.

В 1897 г. общее число выехавших из Гамбурга российских подданных составляло 8841, из которых в Южную Америку выехало 238 человек. В 1904 г. из Гамбурга в английские порты выехало 13 735 российских эмигрантов, из них в Бразилию — 323 человека и в Аргентину — 924 человека3.

Эмиграция через Германию за 1906-1911 гг. из России в страны Нового Света выражалась следующими цифрами (имеются в виду все ранее указанные порты Германии).

Таблица 1

Число российских эмигрантов, выехавших в страны Нового Света через Германию в 1906-1911 гг.

Годы Из России в США Из России в Бразилию и Аргентину

1906 112 764 9245

1907 108 272 6000

1908 33 958 10 170

1909 73 541 13 334

1910 94 593 8453

1911 63 478 17 707

Сост. по: РГИА. Ф. 95. Оп. 7. Д. 623. Л. 11.

© Э. Г. Путятова, 2009

В отчете о «Переселенческом движении через Гамбург за 1901 г.» С. Арсеньев, служивший в российском консульстве в Гамбурге, отмечал, что наибольших объемов эмиграция через Гамбург достигла в неурожайном 1891 г. — 76 7414.

Попавших в Германию эмигрантов притесняли представители различных контор и агентств, вынуждавшие их покупать билеты только на пароходы Гамбургско-Американской компании и Северо-Германского Ллойда. Действия агентов ставили в затруднительное положение и тех, кто хотел бы уехать в США на английских линиях. Злоупотребления достигли такого размаха, что в немецкой печати начали появляться сообщения о противозаконном отношении к русским в Германии. Пресса, обращая внимание на действия агентов, предупреждала, что при таком отношении тяготеющая к Гамбургу российская эмиграция «обратится на Либаву», что тяжело скажется не только на гамбургских пароходных обществах, но и прусских железных дорогах. В результате 2 декабря 1902 г. было принято «Постановление о русских эмигрантах», первый параграф которого гласил, что переселенцы из России допускаются в пределы государства только в том случае, если имеют законное обоснование или свидетельство от агентов Ллойда или Гамбургско-Американского пароходства, каютный билет до какого-нибудь европейского государства и 400 рублей. В случае если агент отказывает эмигранту в приеме, последнего отправляют обратно за границу и передают властям5.

Опасаясь эпидемий из России и Австро-Венгрии, германское правительство потребовало от пароходных компаний гарантии безопасности. Компании учредили на месте перехода эмигрантами границы контрольные станции6. Контрольные станции стали для пароходных компаний неисчерпаемым источником доходов, помогая им монополизировать потоки эмигрантов и направлять их на немецкие пароходы. Даже после 1894 г., когда эпидемия холеры в России прекратилась, и казалось, надобности в контрольных станциях не было, пароходства обратились к немецкому правительству с предложением взять на себя дальнейшее их содержание. Предложение это было принято, и станции превратились в официальные агентства пароходных обществ, через которые проходила практически вся эмиграция из России. Исключение составляли эмигранты, имевшие заграничные паспорта, шифскарты или железнодорожный билет до одного из портов и 400 марок на каждого взрослого человека и 100 марок на ребенка. Эмигранты, которых не оставляли на контрольных станциях (не имевшие средств к существованию, неудовлетворяющие требованиям страны иммиграции и т. д.), высылались на русскую границу.

Контрольные станции были созданы во всех пунктах, через которые проходило движение российской эмиграции, они представляли собой изолированные от внешнего мира помещения, обнесенные высоким забором. В «Вестнике еврейской эмиграции и колонизации» была помещена небольшая заметка «Мытарства эмигрантов», рассказывающая о деятельности одной из таких контор. «Каждое лето десятки тысяч эмигрантов, отправляясь в Америку — Канаду, Аргентину, Бразилию — идут через маленький немецкий городишко Мысловец. Это удобный материал для беззастенчивой эксплуатации конторы Макса Вайхмана... <.. .> .. .Проходя через руки агентов, крестьяне платят им непомерную подать, „эмигрантский налог"». По словам автора, ежемесячно в этом районе перебирались через границу от 3 до 5 тыс. эмигрантов: русские, евреи, поляки, белорусы, латыши, малороссы. Плата за нелегальный переход составляла 9 руб.7 В журнале «Эмигрант» за 1914 г. была опубликована корреспонденция из Тимашева. «В нашем городе, расположенном близ австрийской границы, — писал автор, — свила себе гнездо шайка подпольных агентов, способствующих тайному переходу эмигрантами границы»8. Автор заметки повествует о про-

изволе, творимом агентами. «Так, агенты обещали провести нелегально через границу мать с четырьмя детьми. Ночью проводник провел их в лес. В середине пути он останавливается и заявляет, что боится их вести, т. к. боится пограничников и быстро исчезает, не проходит и пяти минут, как приходит новый проводник, затем третий. В результате пограничники нашли их в лесу, брошенными последним проводником, из денег, присланных для переезда, ничего не осталось. Нет возможности, — продолжает корреспондент, — перечислить все виды изощренности агентов по части обмана нашего крестьянства. Для этого необходимо обладать особого рода изощренной подлостью»9.

Из контрольных станций все эмигранты свозились в центральную станцию в г. Руле-бен, а оттуда распределялись по портам. Перевозка эмигрантов осуществлялась в закрытых товарных вагонах. До 1911 г. существовали еще и внутренние контрольные станции в Инстербурге и Познани для тех эмигрантов из России, которым удалось «проскользнуть» в Германию мимо пограничных станций10.

Значительное число эмигрантов, выезжавших через Гамбург в Америку, составляли еврейские переселенцы из Австро-Венгрии и России. Заботу о них взял на себя созданный ЕКО Комитет помощи иммигрантам. «В Гамбург, — вспоминал член Комитета помощи иммигрантам Густав Кохен, — ежедневно из России прибывали полные поезда эмигрантов. Положение людей было самым печальным. Многие говорят, что документы у них отсутствуют, что их взяли на границе. На вопрос, к кому они собираются, эмигранты запасаются американскими адресами. И более опытные члены Комитета подозревают, что существует целое производство поддельных бумаг. Эмигранты разобрались, какие профессии предпочитает Комитет. Редко кто признается, что занимался мелочной торговлей. Количество портных устрашающее, остальные — ремесленники»11. С 1906 по 1909 гг. из Гамбурга выехало 198 887 россиян12.

Основная масса эмигрантов уезжала в Северную Америку или в порты Великобритании, некоторая часть эмигрировала в Центральную и Южную Америку.

Таблица 2

Эмиграция в страны Америки

Годы Всего выехало в Южную Америку В Бразилию В Аргентину Остальн. страны Южной Америки

1897 238 66 172 -

1899 379 83 296 -

1900 391 129 262 -

1901 429 163 259 7

1904 1256 924 332 -

1905 3201 50 3151 -

1907 894 данных нет данных нет -

1909 16 649 данных нет данных нет

Сост. по: Сборники консульских донесений 1898-1910 гг. СПб., 1899-1911. За 1907 и 1909 гг. информация о распределении эмигрантов по странам отсутствует.

По сравнению с 1897 г., в течение которого через Гамбург в Южную Америку эмигрировало 238 человек, численность российской эмиграции к 1905 г. увеличилась более чем в 13 раз. Затем, в 1907 г. она уменьшилась, а к 1909 г. увеличилась уже в 70 раз. Установление

прямых пароходных сообщений Доброфлота из Либавы в Нью-Йорк во второй половине 1907 г. привело к сокращению числа русских эмигрантов в Гамбурге по сравнению с 1906 г. на 11 508 человек. Уменьшилось количество эмигрировавших в Южную Америку.

В привлечении пассажиров особую роль играло агентство Мисслера, через которое проходило 9/10 эмигрантов из славянских стран. За каждого поставляемого пароходной компании пассажира агентство получало по 15 марок комиссионных, валовой доход его определялся приблизительно 1 160 000 марок в год (по стоимости марки 1901 г.)13. Агентство вело активную эмиграционную пропаганду, занималось банковскими операциями, переводом денежных средств, пересылаемых поселившимися в Америке славянскими семьями. В Бремене агентство содержало две гостиницы для эмигрантов. Отделения конторы Ф. Мисслера находились и в Буэнос-Айресе. Газета «Русский голос» регулярно помещала объявления, в которых перечислялись всевозможные услуги, предоставляемые конторой: продажа проездных документов, оплата в филиале агентства в конторе в Буэнос-Айреса проездных документов. Агентство предлагало помощь в пересылке денег в Россию. Отделение банка находилось в Баия-Бланка, Кордобе, Мендосе, Санта Фе, Тукуман, Монтевидео. «Пересылать деньги ко мне (в контору. — Э. П.), для отсылки на родину или для других целей можно по почте, через банки или железнодорожные станции»14.

Часть эмигрантов выезжала из Бремена. По численности переселенцы из России занимали третье место после эмигрантов из Германии и Австро-Венгрии. Наиболее крупной компанией, занимавшейся перевозкой эмигрантов, являлся «Северо-Германский Ллойд». В 1902 г. в его распоряжении находилось 113 судов, которые перевозили более 300 тыс. пассажиров и около 3,5 млн м3 товаров15. В июне 1890 г. из Бремена в Рио-де-Жанейро прибыл пароход «Граф Бисмарк», на котором находилось 260 российских иммигрантов. «По пути (на пароходе. — Э. П.) открылась эпидемия, в океан побросали более 50 детей и несколько женщин. Когда пароход стал на рейд, то от смрада больных и умиравших нельзя было подойти к нему на 50 метров»16.

Таблица 3

Количество российских эмигрантов, уехавших в Южную Америку через Бремен с 1897 по 1908 гг.

Годы Южная Америка Бразилия Аргентина

1897 366 366 -

1899 976 данных нет данных нет

1900 1144 - -

1901 1939 85 1854

1902 1671 306 1365

1903 - - -

1904 - - -

1905 - - -

1906 7140 140 7033

1907 4933 254 4679

1908 7554 4607 2947

Сост. по: Сборник консульских донесений 1897-1909 гг. СПб., 1898-1909.

В отличие от Гамбурга, в Бремене специальных домов для проживания эмигрантов не было. Правительственный комиссар проверял гостиницы и положение в них эмигрантов. Из-за значительного наплыва эмигрантов в городских гостиницах не хватало мест. В 1905 г. «Северо-Германский Ллойд» вынужден был снабдить 5800 человек матрасами и одеялами. В эмигрантскую гостиницу на 4 недели превратили пароход «Траве».

Некоторая часть эмигрантов из России выезжала в Северную и Южную Америку из Антверпена. Эмиграционное движение в Бельгии регулировалось «Правилами» от 2 декабря 1905 г., согласно которым руководство переселенческим движением возлагалось на особый правительственный комиссариат. Эмиграционный комиссар и его помощники следили за исполнением правил о переселении и вырабатывали по этому поводу инструкции. В функции комиссариата входило поддержание связи между владельцами судов, эмиграционными агентами, экспертной комиссией. Общее руководство в сфере эмиграционного дела осуществляла наблюдательная комиссия, состоящая из представителей Министерства иностранных дел, городского общественного управления, железнодорожного управления, членов из числа коммерсантов, судовладельцев и двух человек, назначенных мэром города. Кроме эмиграционного комиссара, наблюдение за эмиграцией было вверено врачебной комиссии, следившей за тем, имеются ли на судах в достаточном количестве медикаменты и врачебные инструменты. Законом предусматривалась обязанность занимающихся перевозкой эмигрантов предпринимателей содержать переселенцев за свой счет в случае задержки в дороге и возвратить проездную плату в случае смерти эмигранта, болезни или невозможности выехать по независящим от эмигранта обстоятельствам. Обязательство доставить эмигранта к месту назначения теряло силу лишь в случае войны или блокады. В девяти крупнейших городах Бельгии имелись специальные бюро, подконтрольные Министерству иностранных дел. Приезжающим в Южную Америку оказывали помощь учрежденные при бельгийских консульствах в Буэнос-Айресе и Монтевидео филантропические и справочные бюро для эмигрантов. Эмигранты из России по численности занимали второе место среди выезжавших из Антверпена переселенцев. По наблюдению секретаря российского генерального консульства в Антверпене Г. Павловича, это были в основном рабочие и крестьяне. Часть эмигрантских поездов прибывала в Антверпен из Германии поздно ночью. «Я присутствовал, — писал Павлович, — при приходе поезда. Первое, что поражает, это огромное количество багажа, в виде узлов, и сундуков, а также беспокойство эмигрантов за целостность этого багажа. Несмотря на строгий порядок, очень трудно заставить эмигранта расстаться с багажом. Несмотря на довольно теплую погоду, путешественники, особенно дети и женщины закутаны в платки и шарфы, что придает картине прибытия эмигрантов чрезвычайно пестрый вид»17. После врачебного осмотра, проводившегося прямо на вокзале, эмигрантов расселяли по гостиницам. В стоимость эмигрантского билета включалось 10 франков на его содержание в Антверпене. Расселение шло с учетом национальной и религиозной принадлежности эмигрантов18.

Состояние эмигрантов, не знавших языка, растерянных и уставших после тяжелой дороги, было очень тяжелым, чем пользовались все, начиная от лавочников, продававших эмигрантам «русскую» водку и «русские» папиросы, и до хозяев гостиниц — все старались нажиться на эмигрантах19.

Закон предусматривал соблюдение капитаном особых условий во время перехода судна. Под его наблюдением производилась выдача пищи пассажирам три раза в день, от него зависело разрешение пассажирам оставаться в течение 24 часов на судне и оказание помощи эмигрантам при высадке их на берег, перевозке их багажа.

«Надо прибавить, — замечал Г. Павлович, — что эмигранты, при отводе им помещений на пароходе, распределяются по национальностям и религии. Вообще, впечатление, произведенное на меня, как переездом эмигрантов по железной дороге и осмотром их на вокзале, так и обстановкой, в которой они находятся во время переезда через океан, вполне благоприятно. Все изложенное предоставлялось бельгийскими фирмами только для тех, кто имел официальные документы и заграничный паспорт, те же, кто попадали в руки разного рода мелких агентов оказывались в крайне сложном положении»20.

Общее число выехавших из Антверпена русских подданных с 1899 по 1909 г. составляло 195 105 человек, из них в страны Южной Америки отправилось 1278 человек.

Таблица 4

Эмиграция из Антверпена

Год Общее число Русские подданные Канада США Южная Америка Другие страны

1899 25 886 5358 - 5344 9 5

1900 34 491 7478 - 7451 24 3

1901 38 663 7203 - 7190 9 4

1902 54 574 15 726 - 15 691 6 25

1903 64 254 19 418 - 19 440 7 1

1904 51 260 16 065 1627 14 304 130 4

1905 76 735 24 479 3694 20 435 334 16

1906 87 797 35 724 7373 27 993 346 12

1907 100 318 28 533 4593 23 843 95 2

1908 35 559 10 720 1913 86 27 173 7

1909 67 509 24 401 7237 17 013 145 6

Итого: 637 046 195 105 26437 167 331 1278 85

Сост по: Сборник консульских донесений 1910. Вып. 3. С. 180-181.

Таким образом, 1/3 эмигрантов, выезжавших через Антверпен, составляли российские подданные. Основная масса россиян (85 %) выезжала в США, в Канаду (13,5 %), а в Южную Америку лишь 0,6 %. Пика своего русская эмиграция достигла в 1905/1906 гг. С 1907 г. в связи с экономическим кризисом в США и открытием линии Либава — Нью-Йорк эмиграционный поток пошел на убыль. Пик эмиграции приходился на революционные 1905-1906 гг. Эмиграция после революции носила более устойчивый характер. Увеличивается количество женщин-эмигранток. Из 24 479 российских эмигрантов, выехавших через Антверпен в 1905 г., 13 717 составляли мужчины и 10762 женщины. В 1906 г. общее количество выехавших составило 35 724, из них мужчин — 20 286, женщин — 15 438. Уже в более спокойном 1909 г. количество эмигрантов равнялось 24 401, из них мужчин — 15 030, женщин — 937121.

Значительное количество переселенцев из России уезжало в Америку на судах Русско-Восточно-Азиатского пароходства, Датского пароходного общества и пароходного общества «Балтийский Ллойд» через торговый порт города Либавы. Так, общее число выехавших этим путем составляло с 1 января 1913 г. по 1 января 1914 г. 70 73422. К 1912 г. в Либаве находились отделения следующих пароходных обществ: Русско-Восточно-Азиатского, Северо-Западного и контора «Карлсберг-Спиро», отправлявшая эмигрантов

через Англию. Русско-Восточно-Азиатское пароходство отправляло своих пассажиров непосредственно в Нью-Йорк. По просьбе эмигрантов в марте 1910 г. в Либаве был создан Комитет кассы взаимопомощи эмигрантам. Председателем этого Комитета был Любавский полицмейстер Н. Е. Подушкин. В конце 1912 г. Русско-Восточно-Азиатское пароходство выстроило дом для эмигрантов на 768 человек, где они могли бы пользоваться бесплатно удобной квартирой в течение 5 дней (За счет пароходного общества. — Э. П.), а последующие дни — по 25 коп. в сутки. Некоторые из эмигрантов селились на частных квартирах, сдаваемых в городе. «В комнатах кровати деревянные и довольно узкие, тюфяки наполнены соломой, и покрыты не всегда чистыми простынями. Ради экономии хозяева квартир сгоняют всю массу эмигрантов в одну-две комнаты, остальные же содержатся свободными, но запертыми»23. С 1909 г. по распоряжению курляндского губернатора контроль над содержанием эмигрантских квартир возлагался на полицию. Обязательными являлись следующие условия содержания: в доме, где жили эмигранты, не могли проживать местные жители; эмигрантские квартиры устраивались по коридорной системе; наблюдение за санитарным состоянием квартиры поручалось городскому санитарному врачу; в комнате могло проживать такое количество эмигрантов, которое разрешала санитарная комиссия и т. д.24

Значительная эмиграция и товарообмен, производившийся через посредников, сделали актуальным вопрос об установлении прямых пароходных сообщений между Россией и Южной Америкой. Русские суда в водах Южной Америки появлялись лишь время от времени. Так, известно, что под русским флагом в 1904 г. в порт Буэнос-Айрес вошло 5 пароходов и 12 парусных судов25. Российский посланник в Южной Америке Алексей Шпейер в «Записке об учреждении правильных пароходных сообщений между Одессой и Буэнос-Айресом» писал, что усилившаяся (особенно после 1905 г.) эмиграция из России в Аргентину составляла в 1906 г. 5,7 % общего числа иммигрантов, что приносило иностранным компаниям около 300 тыс. руб. в год26. Дипломаты и представители бизнеса, изучавшие вопрос об установлении прямых пароходных сообщений, замечали, что нужно ориентироваться на товарообмен между Европой и Южной Америкой вообще, а груз из России и обратно должен являться частью этого оборота27.

Пропагандируя необходимость налаживания пароходных линий, многие российские дипломаты указывали на то, что перевозка русских эмигрантов приносит значительные прибыли посредникам и наносит ущерб отечественному торговому мореплаванию.

1 Курчевский Б. О русской эмиграции в Америку. Либава, 1914. С. 35.

2 Тудоряну Н. Л. Очерки российской трудовой эмиграции периода империализма (в Германию, Скандинавские страны и США). Кишинев, 1986. 310 с.

3 Сборник консульских донесений. 1905. Вып. 3. С. 196.

4 Сборник консульских донесений. 1902. Вып. 3. С. 205-206.

5 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 95. Оп. 8. Д. 1027. Л. 12 об. — 13.

6 Тудоряну Н. Л. Указ. соч. С. 125.

7 Вестник еврейской эмиграции и колонизации. Елец, 1912. № 10-11.

8 Эмигрант. 1914. № 1.

9 Там же.

10 Справочная книга по вопросам эмиграции. СПб., 1913. С. 47.

11 История еврейского национального движения 1870-1914 гг. Иерусалим, 1992. С. 41.

12 Сборник консульских донесений. 1906. Вып. 3. С. 260.

13 Там же. 1901. Вып. 3. С. 214.

14 Русский голос. Буэнос- Айрес, 1913. Окт.

15 Тудоряну Н. Л. Указ. соч. С. 139.

16 Ребрин И. О переселении в Бразилию. Харьков, 1909. С. 11.

17 Сборник консульских донесений. 1910. Вып. 3. С. 188.

18 Там же. С. 190.

19 Тудоряну Н. Л. Указ. соч. С. 142.

20 Сборник консульских донесений. 1910. Вып. 3. С. 193-194.

21 Там же. С. 181.

22 РГИА. Ф. 95. Оп. 8. Д. 1037. Л. 14.

23 Справочная книга по вопросам эмиграции. С. 100.

24 Там же.

25 РГИА. Ф. 391. Оп. 3. Д. 422. Л. 27.

26 Там же. Ф. 111. Оп. 1. Д. 182. Л. 322.

27 Там же. Ф. 391. Оп. 3. Д. 422. Л. 20.