Научная статья на тему 'Германский опыт регламентации транзитной миграции из стран Восточной Европы в Америку (1870-1900-е гг. )'

Германский опыт регламентации транзитной миграции из стран Восточной Европы в Америку (1870-1900-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНЗИТНАЯ МИГРАЦИЯ / ЗААТЛАНТИЧЕСКАЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ / УДОСТОВЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ТРАНЗИТНЫХ МИГРАНТОВ (LEGITIMATIONSPAPIERE) / ЭМИГРАЦИОННЫЕ ДОМА (AUSWANDERER-HALLEN) / THE CERTIFICATE OF TRANSIT MIGRANTS' IDENTITY (LEGITIMATIONSPAPIERE) / ЭМИГРАЦИОННЫЕ ДОМА (AUSWANDERER-HALLEN) / TRANSIT MIGRATION / TRANSATLANTIC MIGRATION / THE MIGRATION LEGISLATION OF THE GERMAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Плохотнюк Татьяна Николаевна

В статье предпринята попытка проанализировать роль, которую сыграла Германия в трансграничном перемещении восточно-европейских мигрантов. Обобщение германского опыта регламентации транзитной эмиграции выявляет не только положительное в этом опыте, но и недостатки и сбои миграционной системы Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Плохотнюк Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents an attempt to analyze the role that Germany played in the trans-boarder migration of East-European migrants. The generalization of the German experience reveals the advantages together with disadvantages and failures of the Germany migration system.

Текст научной работы на тему «Германский опыт регламентации транзитной миграции из стран Восточной Европы в Америку (1870-1900-е гг. )»

Т. Н. Плохотнюк

Германский опыт регламентации транзитной миграции из стран Восточной Европы...

1СШ1Ш1Е нну к и

ГЕРМАНСКИЙ ОПЫТ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ТРАНЗИТНОЙ МИГРАЦИИ ИЗ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В АМЕРИКУ

(1870 1900-Е ГГ.)

Т. Н. Плохотнюк

THE GERMAN EXPERIENCE OF REGULATING TRANSIT MIGRATION FROM EASTERN EUROPE COUNTRIES TO AMERICA (THE 1870S- 1900S)

Plokhotnyuk T. N.

The article represents an attempt to analyze the role that Germany played in the trans-boarder migration of East-European migrants. The generalization of the German experience reveals the advantages together with disadvantages and failures of the Germany migration system.

Key words: transit migration, transatlantic migration, the migration legislation of the German Empire, the certificate of transit migrants' identity (Legitimationspapiere); эмиграционные дома (AuswandererHallen),

В статье предпринята попытка проанализировать роль, которую сыграла Германия в трансграничном перемещении восточно-европейских мигрантов. Обобщение германского опыта регламентации транзитной эмиграции выявляет не только положительное в этом опыте, но и недостатки и сбои миграционной системы Германии.

Ключевые слова: транзитная миграция; заатлантическая миграция; миграционное законодательство Германской империи; удостоверение личности транзитных мигрантов (Legitimationspapiere); эмиграционные дома (AuswandererHallen).

УДК 940:314.7(430)(7/8)"18"

Начавшись в 70-80-х годах XIX века, заатлантическое эмиграционное движение из стран Восточной Европы впервые достигло значительной цифры во второй половине 1880-х гг. - свыше 33 тыс. (2, с. 22). Особенно интенсивным движение эмигрантов было в течение 1890-1892 годов. Кульминационный предел пришелся на 1891 год (109 тыс.). С 1893 года переселенческое движение ослабевает (минимум - 17 тыс. переселенцев в 1894 году). (15, с.106-107). Повышение темпов эмиграции начинается с 1899 года. В 1904 году был достигнут максимум 1891 года - 107 тыс. человек. В целом на долю российских мигрантов приходилась одна треть всех эмигрантов, идущих через германские порты. (1, с. 262-263).

Все потоки восточно-европейских мигрантов, как отправляющихся в Америку, так и возвращающихся обратно на родину, шли через немецкие порты Гамбург, Бремен, Штеттин, через которые уже с 1860-х годов шло выселение европейцев. Несомненно, для немецкого пароходства, для портовых городов Германии сотни тысяч эмигрантов являли собой неисчерпаемый источник дохода (1, с. 264; 12, с. 31).

Немцы оценили экономическое значение иностранной эмиграции и потому прилагали все усилия, чтобы выдержать голландскую и английскую конкуренцию. Для этого потребовался высокий уровень организации всех миграционных мероприятий: упорядочение эвакуации эмигрантов по железной дороге, проведение целого ряда санитарных и полицейских мер. Вся организация переселенческого дела в Германии заслуживала обобщения и подражания.

Пароходные общества «Hamburg-Ameri-kanische-Packetfahtgesellschaft» («Гамбургское общество перевозок в Америку»), «HamburgAmerika-Linie» («Гамбургские Американские линии»), «Norddeutscher Lloyd» («Северогерман-

ский ллойд») и другие занимались перевозкой эмигрантов на больших скорых пароходах. Как правило, путешествие на таких судах было непродолжительным и комфортным, но недостаток мест на них обусловил необходимость отправлять эмигрантов на товарно-пассажирских пароходах. Быстроходные суда были способны вместить 400-600 человек, например, «Kaiser Wilhelm der Grosse» помещал 600 пассажиров, «Kronprinz Wilhelm» - 696, «Kaiserin Maria Theresia» - всего 400. Даже самый мощный пароход «Kaiser Wilhelm II» перевозил за один рейс 784 человека, тогда как товарно-пассажирские пароходы более продолжительного плавания -«Brandenburg», «Chemnitz», «Erlagen», «Schleswig» - принимали на борт от 1500 до 2000 пассажиров III класса. Иногда наплыв мигрантов был столь мощным, что компании не успевали вывезти всех на своих судах и фрахтовали чужие пароходы (9, с. 134; 10, с. 280-281; 11, с. 238).

Для того чтобы обеспечить должный надзор за передвижением эмигрантов от самой восточной границы Германии, они соорудили целый ряд пограничных и иных контрольных станций и дезинфекционных камер, снарядили особые переселенческие поезда, устроили подъездные пути, особый переселенческий вокзал в Руэлебене (Ruheleben) близ Берлина. Это далеко не полный перечень мероприятий пароходных компаний. Не оставались безучастными и местные власти портовых городов. Их отношение к транзитной миграции претерпело определенную эволюцию. Со временем они систематически проводили и активно участвовали в миграционных мероприятиях (9, с. 133-134; 12, с. 27).

С 1897 года в Германской империи стало действовать миграционное законодательство (Gesetz über das Auswandererwesen für das Deutsche Reich). В октябре 1901 года в Берлине с разрешения имперского правительства немецкое колониальное общество учредило субсидируемое им Справочное бюро для немецких переселенцев - Reichsauskunftstelle für Auswanderer. По уставу бюро находилось в ведении имперского канцлера. В этот период в Германии была введена должность имперского комиссара по переселенческому делу, наделенного функцией контроля и инспектирования (8, с. 96; 9, с. 137).

Немецкая сторона особым распоряжением запретила въезд иностранных подданных, не имевших заграничных паспортов и не могущих в доказательство cостоятельности предъявить по требованию сумму в 400 марок. Желая обеспечить надлежащую политическую, нравственную и эпидемиологическую безопасность, Германия

отдавала предпочтение въезду многочисленных организованных групп транзитных мигрантов. Эти обстоятельства обусловили появление посреднического звена миграционной системы Германии. Им стали агенты пароходных компаний и эмигрантских контор, которые действовали в приграничных районах и крупных городах Российской империи (12, с. 25-26; 2, с. 11).

Они занимались не только распространением билетов той или иной пароходной компании, но, воспользовавшись сложностью и длительностью процедуры получения заграничного паспорта в странах выхода мигрантов, брали на себя оформление документов для выезда. Выборка паспортов была основным источником доходом всех эмигрантских агентов и субагентов. Обеспечивая ускорение процедуры оформления паспорта взяткой, они получали дополнительные деньги с выезжавших и часть этих денег в виде гонорара предназначалась им. Очень скоро широко распространенным приемом легкой наживы таких агентов становится следующий: взяв с целой партии эмигрантов, отдельно с каждого, двойную или даже тройную стоимость паспорта, они отправляли их по семейным паспортам, помещая часто в одном и том же документе совершенно незнакомых между собою лиц. Практиковался и способ отправки эмигрантов по поддельным или взятым на чужое имя паспортам (1, с. 263; 12, с. 15-22).

Возможностей для злоупотреблений стало меньше, когда Германия разрешила мигрантам переход границы без паспорта в случае предъявления шифскарты одной из немецких пароходных линий. Эта мера была представлена как изменение, введенное местными пограничными властями, но она была бы невозможной без имперского одобрения. Германия была заинтересована в этом, так как это обстоятельство позволяло добиться полной изоляции транзитных мигрантов во время пребывания их на ее территории (12, с. 25-26; 1, с. 263-264).

Для тех, кто выбирал Германию как сухопутную транзитную территорию, например, чтобы отправиться за океан на пароходах голландских компаний из Антверпена, Роттердама, Амстердама, ситуация не улучшилась, а даже ухудшилась. И агенты, и немецкие пограничные власти чинили самые различные препятствия, вплоть до отказа в пропуске в пределы Германии (12, с. 26-27). Это объяснялось тем, что в случае сокращения числа мигрантов в организованных группах агенты теряли комиссионные, а пограничники не могли обеспечить надлежащего уровня санитарного и полицейского контроля за

Т. Н. Плохотнюк

Германский опыт регламентации транз

теми, кто не попадал в зону опеки немецких пароходных обществ.

В обмен на разрешение их деятельности Северогерманский Ллойд («Norddeutscher Lloyd»), Гамбургские Американские Линии («HamburgAmerika-Linie») и другие пароходные компании взяли на себя обязательства по осуществлению всего комплекса мер, обеспечивавшего высокую рентабельность и социальную безопасность миграционных мероприятий.

Компании обеспечивали тройной санитарный контроль, учредив на свои средства дезинфекционные станции в местах перехода эмигрантами границы, затем в Руэлебене, откуда мигрантов отправляли в порты выхода и, наконец, в самих портах. Перевозку мигрантов по железной дороге на территории Германии осуществляли в специальных поездах. В пределы городов Гамбурга, Бремена, Штеттина эти поезда не заходили. Стремление сократить до минимума контакты переселенцев с местным населением, продиктованное необходимостью эпидемиологической безопасности, обусловило отказ использовать в портовых городах для проживания эмигрантов до их посадки на пароходы частные помещения (Logirhäuser). Положительным результатом этого для самих транзитных мигрантов стала изоляция и защищенность от хищнической эксплуатации разного рода предпринимателей, осаждавших их в портах и наносящих моральный и материальный ущерб (9, с. 134-138).

С 1898 года эмиграция через Штеттин прекратилась, так как общество Hamburg-Amerika-Packetfahrt-Gesellschaft закрыло свое штеттин-ское филиальное отделение и направляло всех эмигрантов в главную контору в Гамбурге (9, с. 99). Таким образом, два немецких портовых города стали транзитными пунктами для российских мигрантов - это Бремен и Гамбург.

Большинство транзитных мигрантов проследовало через Бремен при содействии эмиграционного агенства «Мисслер». Оно вело миллионные дела, пользовалось широкой популярностью, так как учитывало национальные особенности мигрантов. Агенты фирмы «Мисслер» формировали группы переселенцев на границе (не менее 120 человек), объединяя, например, российских и австро-венгерских подданных, и направляли их с пограничных станций прямым сообщением в Бремен в особых переселенческих поездах (9, с. 276).

Эти переселенцы снабжались удостоверением личности - Legitimationspapiere, содержащим отметку о предъявлении эмигрантами на погранично-контрольных станциях имевшихся у них

й миграции из стран Восточной Европы...

наличных денег и об уплате ими для предстоящего морского проезда требуемого правилами об эмиграции задатка (Auszahlung). К приходу переселенческих поездов на вокзал являлся подчиненный рейхскомиссару по переселенческим делам особый чиновник, который при содействии теперь уже агентов Северогерманского Ллойда принимал эмигрантов, распределял их по агентурам, при посредничестве которых они прибыли в Бремен и руководил отправкой их в соответствующие конторы для размещения по эмиграционным домам (Auswanderer-Hallen). Чины бременского справочного эмиграционного бюро производили по поручению рейхскомисса-ра неоднократные осмотры этих домов в разное время суток, наблюдая за добросовестным отношением к мигрантам со стороны содержателей (9, с. 280, 283).

Правительственный комиссар выезжал ко дню отплытия каждого парохода в Бременский порт (Bremerhafen). Наблюдая за правильным размещением междупалубных пассажиров, он проводил испытания для команд судов по маневрированию шлюпками и другими спасательными приспособлениями (9, с. 283).

Несомненно, что столь высокий уровень организации и пристальное внимание к миграционному движению со стороны не только имперских, но и бременских властей долгое время обеспечивали Бремену преобладающее значение в заатлантическом эмиграционном движении. С начала 90-х годов XIX века большинство покидающих Европу эмигрантов шли через Гамбург, российско-подданные мигранты составляли почти половину этого потока, например, в 1900 году через Гамбург выехали за океан 41 108 эмигрантов из России, они составили 47 % общей численности проследовавших через гамбургский порт переселенцев в тот год (9, с. 133).

Преимущество Гамбурга было обеспечено стабильно позитивной политикой городских властей. В начале XIX века Гамбург отказывался принимать эмигрантов и запретил им въезд в пределы своей территории. Но с 1837 года начинается систематическая перевозка мигрантов за океан на гамбургских судах, что стало фактором преуспевания многих гамбургских пароходных обществ. С этого года гамбургское правительство занялось упорядочением приема переселенцев, благоустройством предназначенных для их перевозки судов. Эти действия и требования были оформлены изданными в разное время административными распоряжениями. Они были кодифицированы в 1887 году (Gesetz betreffend das Auswandererwesen). Их практическая эффектив-

ность и юридическая корректность были отмечены на общегосударственном уровне. В 1897 году в дополненном виде они послужили основанием положения об эмиграции Германской империи (Gesetz über das Auswandererwesen für das Deutsche Reich) (9, с. 134-137).

Почти все крупные пароходные компании Германии располагали свои центральные конторы в Гамбурге или имели здесь филиальные отделения. Они не ограничивали свою деятельность только выполнением заокеанских рейсов, но планировали и проводили ее как систему тесно взаимосвязанных мероприятий. Наиболее удачным ее фрагментом оказалось создание переселенческого комплекса. Проявив инициативу и выделив средства, гамбургское пароходство «Hamburg-Amerika-Linie» возвело так называемые переселенческие бараки (AuswandererHallen) за чертою города Гамбурга. Это был первый переселенческий лагерь, организация которого обеспечила полную изоляцию транзитных мигрантов.

Вскоре место, на котором были построены первые Auswanderer-Hallen, понадобилось гамбургскому городскому управлению для других целей. Отобрав его, гамбургский сенат безвозмездно уступил «Hamburg-Amerika-Linie» под постройку переселенческих бараков новое еще более удобное и просторное место. Общество возвело на нем грандиозные бараки усовершенствованного типа, удовлетворяющие современным требованиям санитарного и полицейского надзора. Они оказались комфортными и для самих эмигрантов (9, с. 138).

При размещении переселенцев учитывали не только их национальную, но и конфессиональную принадлежность. Так как сектанты зачастую очень враждебно относились друг к другу, их размещали отдельно и кормили разновременно. Выполнение этого условия было сопряжено с определенными трудностями: бывали случаи, что при опросе переселенцев, прибывших в один день, насчитывали до 24 групп представителей различных вероисповеданий и толков (9, с. 140).

Как далеко простирали свою заботливость об эмигрантах немцы, свидетельствуют следующие факты. В 1900 году в Бремене при поддержке Северогерманского Ллойда сооружен храм для удовлетворения нужд католических переселенцев во имя покровителя путешественников Святого архангела Рафаила; в 1901 году по пред-

ложению раввина, д-ра Розенака был учрежден комитет для вспомоществования евреям-эмигрантам - Bremer Komitee für durchreisinde Juden; дирекция Северогерманского Ллойда оказывала особое внимание евреям, на всех пароходах для них была заведена особая еврейская кухня (Koscher); в Гамбурге для поднятия настроения эмигрантов ежедневно устраивали концерты оркестра Гамбургского эмиграционного общества (1, с. 263; 10, с. 282-283).

Однако недостатки и сбои миграционной системы Германии не оставались незамеченными. При обобщении немецкого опыта их анализ был необходим. К недостаткам следует отнести недобросовестность эмиграционных агентов, некоторую жесткость эмиграционного законодательства и конкретных миграционных мероприятий, например, жесткость регулирования потока переселенцев путем ограничения выбора маршрута и конечных пунктов следования, ведение статистики (3, с. 274-283; 4, с. 203-238; 5, с. 230238; 6, с. 96-100; 7, с. 248-251).

Германия со своей стороны, стремясь к совершенствованию миграционной системы, выявляла имеющиеся просчеты, чтобы ликвидировать их. Например, и государственные структуры и общественное мнение Германии отрицательно оценивали деятельность эмиграционных агентов. Помимо спекуляций агентов при оформлении выездных документов, одним из негативных последствий их недобросовестности было недопущение высадки мигрантов в пунктах следования и их обратное движение. Это происходило в том случае если мигранты, соблазнившись возможностью бесплатного проезда, принимали предложение агентов о заключении договорных обязательств на работу в Америке. При выявлении этого факта в американских портах эмигрантов, заключивших такой договор, отправляли обратно за счет пароходной компании, доставившей их в США, или же на средства гамбургской и бремен-ской полиции (12, с. 24; 8, с. 96).

Газета «Berliner Tageblatt» предостерегала пароходные общества от поощрения их действий, высказывая опасения, что если такая деятельность агентов будет продолжаться, то тяготеющее к немецким портам российское переселенческое движение может направиться на Ли-баву, а последствия этого тяжело отразятся на интересах не только пароходных компаний, но и немецких железных дорог (1, с. 264).

Т. Н. Плохотнюк

Германский опыт регламентации транзитной миграции из стран Восточной Европы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воблый К. К вопросу об эмиграции в России // Вестник финансов, промышленности и торговли. - 1906. - № 34. - С. 262-263.

2. Оболенский-Осинский В. Международные и межконтинентальные миграции в довоенной России и СССР. - М, 1928. - С. 22.

3. Переселенческое движение 1901 года через Бремен (Донесение консула в Бремене Г. То-машевского) // Сборник консульских донесений. - СПб., 1902. - Вып. IV. - С. 274-283.

4. Переселенческое движение 1901 года через Гамбург (Донесение министра-резидента в Гамбурге с. Арсеньева) // Сборник консульских донесений. - СПб., 1902. - Вып. II. -С. 203-206.

5. Переселенческое движение 1902 года через Бремен (Донесение быв. консула в Бремене Г. Томашевского) // Сборник консульских донесений. СПб., 1903. - Вып. III. - С. 230-238.

6. Русское переселенческое движение через Гамбург и Бремен за 1897 год. (Донесение министра-резидента в Гамбурге А. Вестма-на) // Сборник консульских донесений. -СПб., 1989. - Вып. II. - С. 96-100.

7. Русское переселенческое движение через Гамбург и Бремен за 1899 год (Донесение министра-резидента в Гамбурге А. Вестмана) // Сборник консульских донесений. Санкт-Петербург, 1900. Вып. III.— С. 248-251.

8. Сборник консульских донесений. - СПб., 1898. - Вып. II. - С. 96.

9. Сборник консульских донесений. - СПб., 1902. - Вып. II. - С. 134.

10. Сборник консульских донесений. - СПб.,

1902. - Вып. IV. - С. 280-281.

11. Сборник консульских донесений. - СПб.,

1903. - Вып. III. - С. 238.

12. Тизенко П. Эмиграционный вопрос в России (1820-1910). - Либава, 1909. - С. 31.

13. Эмиграционное дело в Гамбурге (Донесение консула И. фон Крузенштерна) // Сборник консульских донесений. - СПб., 1902. - Вып. II. - С. 133-140;

14. Эмиграция в Северо-американские Соединенные Штаты (Донесение 1-го секретаря посольства в Вашингтоне Г. де Воллана) // Сборник консульских донесений. - СПб., 1902. - Вып. I. - С. 20-29.

15. Яновский С. Русское законодательство и эмиграция // Журнал Министерства юстиции. - 1909. - апрель. - С. 106-107.

Об авторе

Плохотнюк Татьяна Николаевна, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», доктор исторических наук, профессор кафедры истории России. Сфера научных интересов - трансграничные миграции, конфессии и миграция, проблемы методологии междисциплинарных исследований. р1окИот|ик @ gmail.com

КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ УЧЕНОЙ АРХИВНОЙ КОМИССИИ

А. В. Логачева

REGIONAL STUDY DIRECTION IN THE ACTIVITY OF THE STAVROPOL PROVINCE SCIENTIFIC ARCHIVE COMMISSION

Logacheva A. V.

The article is devoted to the activity of the Stavropol Province Scientific Archive Commission in regional studies, whose members investigated the North Caucasus thoroughly.

Key words: scientific archive commission, regional studies activity, Stavropol Territory, the North Caucasus.

Статья посвящена краеведческой деятельности Ставропольской губернской ученой архивной комиссии, члены которой занимались всесторонним изучением Северного Кавказа.

Ключевые слова: ученая архивная комиссия, краеведческая деятельность, Ставрополье, Северны1й Кавказ.

УДК 908:930.1(470.63)

Массовое возникновение провинциальных научно-просветительских обществ и учреждений, которые занимались всесторонним изучением своей малой родины, собирали источники по ее истории и делали первые исторические описания, приходится на рубеж Х1Х-ХХ столетий. История их возникновения и деятельности представлена огромным комплексом историко-краеведческих работ провинциальных исследователей, дающих возможность увидеть жизнь родного края глазами современников.

Во второй половине XIX - начале XX вв. на территории Ставропольской губернии начал действовать целый ряд местных научных обществ и учреждений, которые сыграли важную роль в развитии исторических исследований и краеведения. Особое место среди них занимает Ставропольская губернская ученая архивная комиссия (СУАК), образованная в феврале 1906 года, она стала, как и другие губернские ученые архивные комиссии, уникальным явлением в мировой общественной практике не только в развитии архивного дела, но и краеведения в дореволюционной России. С момента возникновения губернских ученых архивных комиссий берет свое начало «историописание» многих российских провинций, заложившее основы историко-краевед-ческих исследований и представляющее собой важнейшую составляющую общего процесса отечественной историографии.

Ставропольская губернская ученая архивная комиссия, являясь первой и единственной на Северном Кавказе, стала одним из центров изучения региональной истории. Объединив лучшие силы провинциальной интеллигенции, она сумела скоординировать их усилия по изучению региона и спасти огромное количество исторических источников и памятников старины. Научные интересы членов Ставропольской ученой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.