Научная статья на тему 'Моделирование соревновательной деятельности как компонента учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки'

Моделирование соревновательной деятельности как компонента учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1582
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЬБА ДЗЮДО / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вержбицкий Игорь Владимирович

В статье представлена модель организации и проведения обучающих соревнований в структуре учебно-тренировочного процесса дзюдоистов, позволяющая на начальном этапе подготовки создавать педагогически целесообразные условия повышения мотивации к занятиям данным видом спорта и формировать у борцов основы правильного соревновательного поведения как результата улучшения их технической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вержбицкий Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование соревновательной деятельности как компонента учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки»

УДК 796.082 ББК 75.715.8 В 31

И.В. Вержбицкий

Старший преподаватель кафедры спортивной борьбы Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: iww1@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ДЗЮДОИСТОВ НА

НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье представлена модель организации и проведения обучающих соревнований в структуре учебно-тренировочного процесса дзюдоистов, позволяющая на начальном этапе подготовки создавать педагогически целесообразные условия повышения мотивации к занятиям данным видом спорта и формировать у борцов основы правильного соревновательного поведения как результата улучшения их технической подготовленности.

Ключевые слова: борьба дзюдо, учебно-тренировочный процесс, начальный этап подготовки, соревновательная деятельность, моделирование.

I.V. Verzhbitsky

Senior Lecturer of Wrestling Department of Institute of Physical Training and Judo of the Adyghe State University; E-mail: iww1@mail.ru

MODELLING OF COMPETITIVE ACTIVITY AS A COMPONENT OF EDUCATIONAL-TRAINING PROCESS OF JUDOISTS AT THE INITIAL STAGE OF

TRAINING

Abstract. The paper presents the model of the organization and carrying out training competitions in structure of educational-training process of the judoists. This model enables us to create pedagogically expedient conditions to increase motivation to occupations by this kind of sports at the preparation initial stage and to form of a basis of correct competitive behaviour at judoists as a result of improvement of their technical readiness.

Keywords: judo, educational-training process, the initial stage of training, competitive activity, modelling.

Высокая напряженность соревновательной борьбы, связанная с возрастающей плотностью спортивных достижений, неизмеримо повышает требования к качеству подготовки спортсменов. В последние годы заметно усиливается внимание к вопросам оптимизации системы соревновательной деятельности для использования ее в качестве ориентира при построении различных структурных образований учебно-тренировочного процесса, в том числе и на этапе начального обучения.

В России и в мире дзюдо входит в число наиболее популярных видов спорта, которые привлекают к занятиям достаточно большое число детей и подростков. При этом их мотивация к занятиям дзюдо определяется внешними и внутренними факторами [1]. К ним относятся стремление к физическому совершенствованию, к самовыражению, сохранение спортивных традиций семьи и др. Кроме того, в структуре интереса необходимо выделить мотивы, характеризующие особенности дзюдо как вида спорта - зрелищность, отсутствие ударов, разнообразие и динамичность упражнений, красивая форма, сложившиеся ритуалы поединка и соревнований в целом.

Соревнования - это органическая часть собственно процесса тренировки, призванная приучать к состязательности в спорте, контролировать ход и оценивать результативность

тренировочного процесса, а также решать иные организационно-педагогические задачи. При этом участие в соревнованиях любой направленности оказывает многостороннее воздействие на физические и психические качества спортсмена, дает новые знания и опыт. Не менее важным результатом соревновательной деятельности является изменение мотивационной сферы активных занятий спортом как опытных, так и начинающих спортсменов [2].

В структуре интереса к дзюдо у высококвалифицированных дзюдоистов ведущее место занимают волевой и эмоциональный компоненты, а у начинающих дзюдоистов преобладает эмоциональный компонент. Кроме того, определено, что сам факт занятий дзюдо является достаточным основанием для достижения высокого статусного положения в группе сверстников, что обусловливает значимость для начинающих борцов результатов соревновательных поединков [3].

Вместе с тем анализ нормативной части Учебной программы по дзюдо для учреждений дополнительного образования детей (2003) показывает, что на всех этапах учебно-тренировочной работы по спортивной подготовке дзюдоистов (этапы начальной подготовки, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования) количество часов, отведенных на соревновательную подготовку, не превышает 5,4% от общего объема учебного времени. При этом на этапе первого года обучения в группах начальной подготовки на соревновательную деятельность отводится всего 2% учебных часов (6 часов при общем объеме 312 часов), что сокращает возможность формирования позитивной мотивации к занятиям активной спортивной подготовкой у дзюдоистов через организацию и проведение учебных соревнований.

Кроме того, существующая система организации соревнований в дзюдо представляет собой четко структурированную последовательность отбора наиболее сильного борца, при которой возможность участия в следующем поединке предоставляется только победителю предыдущего (олимпийская система, включающая основной этап и утешительный этап, в котором встречаются спортсмены, проигравшие полуфиналистам). А тот спортсмен, который не смог в силу еще не сложившихся технико-тактических навыков, достигнутого уровня физической и психологической подготовленности проявить себя в поединке, вынужден прекратить борьбу и перейти в разряд пассивного созерцателя. Если на спортсменов старшего возраста такая психо-эмоциональная ситуация может оказать стимулирующее воздействие, то на этапе начальной подготовки ее частое повторение может привести к разочарованию в занятиях данным видом либо спортом вообще.

Такая постановка организации соревновательной деятельности в учебных целях требует творческого переосмысления со стороны тренера-преподавателя с последующим моделированием учебных соревнований в целях повышения эффективности учебнотренировочного процесса в целом, исходя из цели и задач формирования мотива деятельности спортсменов, изменения как объема соревновательной нагрузки, так и ее обучающего содержания.

Следует отметить, что поиск новых методов организации учебной соревновательной деятельности в разных видах спорта в последнее время ведется достаточно активно. Однако в основном моделированием охватываются процессы тренировки спортсменов высокого уровня, а соревновательная деятельность в рамках учебно-тренировочного процесса на начальном этапе подготовки практически не затрагивается.

Это подтверждает актуальность проблемы нашего исследования и определяет его основную цель: разработку и обоснование организационной и содержательной моделей соревновательной деятельности как компонента учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки, направленных на повышение уровней мотивации и владения навыками ведения поединка.

В качестве объекта исследования была определена соревновательная деятельность как компонент учебно-тренировочного процесса дзюдоистов, а предметом исследования -процесс моделирования организационной и содержательной сторон соревновательной деятельности в структуре учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе

подготовки. В основу рабочей гипотезы исследования было положено предположение о том, что учебно-тренировочный процесс дзюдоистов на начальном этапе подготовки будет эффективнее, если будут смоделированы специальные условия для повышения собственной соревновательной подготовленности спортсменов, включающей мотивационный и техникотактический факторы.

Для достижения поставленной цели и подтверждения рабочей гипотезы в ходе исследования решались следующие задачи:

- выявить влияние соревновательной деятельности на эффективность учебнотренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки;

- определить специальные условия при организации учебных соревнований, влияющие на повышение собственной соревновательной подготовленности спортсменов и уровня;

- разработать организационную и содержательную модели соревновательной деятельности как компонента учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки;

- экспериментально обосновать эффективность применения предложенных моделей на начальном этапе подготовки дзюдоистов в повышении у них мотивации к занятиям спортивной деятельностью и в формировании осознанного соревновательного поведения.

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы (научных, учебно-методических, методических публикаций, диссертационных работ, рабочей документации, информации Шете^); метод опроса в виде анкетирования, интервью и бесед; педагогические наблюдения (непосредственные и опосредованные) в процессе учебнотренировочной и соревновательной деятельности; оценка соревновательной деятельности (видеозапись, стенографирование и расшифровка соревновательных поединков); формирующий педагогический эксперимент; методы моделирования и математической обработки полученных результатов. Методологическими ориентирами послужили междисциплинарный, личностно-деятельностный, системно-структурный, ценностномотивационный, модельный подходы.

Исследование проводилось поэтапно в период с 2005 по 2009 годы в соответствии с поставленными задачами на базе Адыгейской республиканской специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по дзюдо, детско-юношеских спортивных школ (отделение дзюдо) Гиагинского и Шовгеновского районов Республики Адыгея. В исследовании приняли участие школьники, обучающиеся в группах начальной спортивной подготовки, родители детей, занимающихся дзюдо, тренеры-преподаватели.

Для определения направлений и уровня влияния результативности соревновательной деятельности на эффективность учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки нами был проведен опрос участников исследования, в ходе которого выявилось следующее. Активное участие начинающих дзюдоистов в соревнованиях усиливает их интерес к занятиям в спортивной секции (желание выступать на соревнованиях высказали 93% респондентов). Но при этом частое попадание в число проигравших ориентирует большинство детей на снижение интереса к занятиям: более 70% опрошенных выразили достаточную готовность оставить занятия в спортивной школе, так как возможность пробовать свои силы в соревновательном поединке (с участием зрителей и болельщиков) им предоставляется крайне редко, а проигрыш в первом же поединке делает участие в соревновательном процессе невозможным. Таким образом, одним из направлений повышения эффективности учебно-тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовки должно стать создание специальных условий проведения соревнований, ориентированных на формирование соревновательного опыта, поддержку устойчивой мотивации к занятиям на основе достижения позитивного соревновательного результата, а в конечном итоге - на снижение отсева среди дзюдоистов.

Важность этого вопроса подтверждается обобщенными данными, согласно которым

только в течение первого года спортивных занятий в среднем отсев в спортивных секциях достигает 80 %, а также результатами опроса тренеров-преподавателей. Основными причинами отсева новичков в дзюдо тренеры-преподаватели выделяют снижение устойчивого интереса к виду спорта, опасение получения травм, нарушения в методике подготовки. Среди последних ими выделяются такие, как проведение занятий в разновозрастных группах, завышенные требования тренера-преподавателя или родителей к росту спортивного мастерства ребенка, недостаточная техническая и психологическая подготовленность к участию в соревнованиях начинающего спортсмена, зачастую приводящая к отрицательному соревновательному результату.

К специальным условиям проведения учебных соревнований, на наш взгляд, наряду с другими можно отнести изменение олимпийской системы порядка организации поединков за счет включения дополнительного утешительного этапа для продолжения борьбы спортсменами, которые не одержали победы в двух официальных этапах. Формирование соревновательной сетки с третьим, дополнительным утешительным этапом представляет собой организационную модель учебных соревнований, в которой каждый участник имеет возможность провести не менее четырех поединков (в случае 16 участников соревнований одной весовой категории), то есть такое же количество, как и финалисты. При этом все участники соревнований в разной степени испытают ситуацию достижения успеха, и только один из участников не будет иметь в результате ни одной победы.

Таблица возможных результатов соревновательных поединков, проводимых по олимпийской системе (место I) и по предлагаемой организационной модели (место II), выглядит следующим образом.

Как показали результаты экспериментальной апробации, проведение в структуре учебно-тренировочного процесса учебных соревнований по разработанной нами модели позволяет сохранить достоверность выявления сильнейших спортсменов, присущую олимпийской системе отбора; накапливать соревновательный опыт перспективных, но еще недостаточно подготовленных борцов; формировать осознанное соревновательное поведение на начальном этапе подготовки дзюдоистов, а также в достаточной степени влиять на повышение у них мотивации к продолжению занятий спортом за счет их активного включения в результативную соревновательную деятельность.

Примечания:

1. Шестаков В.Б., Ерегина С.В. Теория и методика детско-юношеского дзюдо. М.: Олма Медиа Групп, 2008. 216 с.

2. Калмыков С.В., Сагалеев А.С., Дагбаев Б.В. Соревновательная деятельность в спортивной борьбе. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. 204 с.

3. Чермит З.К. Формирование социально-психологической защищенности личности юных спортсменов (на примере дзюдо): дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2005. 208 с.

и* X X £ Я & Т 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

К П К П К П К П К П К П К П К П К П К П К П К П К П К П К П К П

I ЭТАП 4 4 4 3 3 2 3 2 2 1 2 1 2 1 2 1 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0

II ЭТАП - - - - 1 1 1 1 3 2 3 2 2 1 2 1 1 0 1 0 1 0 1 0

ИТОГ И I 4 4 4 3 4 3 4 3 5 3 5 3 4 2 4 2 2 0 2 0 2 0 2 0 1 0 1 0 1 0 1 0

и м § о § н 1 2 3 3 5-6 5-6 7-8 7-8 б/м б/м б/м б/м б/м б/м б/м б/м

III ЭТАП 2 2 2 2 2 1 2 1 3 2 3 1 3 1 3 0

ИТОГ И II 4 4 4 3 4 3 4 3 5 3 5 3 4 2 4 2 4 2 4 2 4 1 4 1 4 2 4 1 4 1 4 0

и и Н о 1 2 3 3 5-6 5-6 7-8 7-8 9-10 9-10 11- 12 11- 12 13 14 15 16

(В таблице использованы сокращения: I этап - основной этап, II этап - утешительный этап, III этап - дополнительный утешительный этап; К - количество проведенных поединков, П - количество одержанных побед, б/м - без места. В строке «Место I» приведены результаты по олимпийской системе, в строке «Место II» -результаты соревнований по разработанной модели).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.