Научная статья на тему 'Исследование показателей профессионально-личностного развития спортсменов-единоборцев на основе интерактивных методов педагогического воздействия (на примере дзюдо)'

Исследование показателей профессионально-личностного развития спортсменов-единоборцев на основе интерактивных методов педагогического воздействия (на примере дзюдо) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / СПОРТСМЕНЫ-ЕДИНОБОРЦЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT / FIGHTERS / INTERACTIVE METHODS OF PEDAGOGICAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаданов Алим Шалауатович, Гаданов Залим Шалауатович

В статье раскрываются результаты исследования динамики и взаимосвязей показателей профессионально-личностного развития спортсменов-единоборцев и возможности их коррекции путем применения интерактивных методов педагогического воздействия: групповой анализ техники и тактики выполнения борцовских приемов с использованием телекоммуникационных средств; «мозговая атака»; метод «круглого ковра»; тренинги, имитирующие соревновательные ситуации; коллективные решения спортивно-профессиональных задач; поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от соревновательной ситуации; погружение в реальную атмосферу спортивного сотрудничества или соперничества по разрешению возникающих проблем; оценка действий партнеров и своего собственного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаданов Алим Шалауатович, Гаданов Залим Шалауатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of indicators of professional and personal development of fighters on the basis of interactive methods of pedagogical influence (on judo example)

The article reveals the results of research of dynamics and interrelations of indicators of professional and personal development of fighters and possibility of their correction by application of interactive methods of pedagogical influence: the group analysis of technique and tactics of performance of fighters holds with application of telecommunication means; "brainstorming"; method of "a round carpet"; trainings, simulating competitive situations; collective solutions of sports and professional tasks; encouragement to flexible change of social roles depending on the competitive situation; immersion in the real atmosphere of sports cooperation or rivalry on solving of arising problems; assessment of actions of partners and own behavior.

Текст научной работы на тему «Исследование показателей профессионально-личностного развития спортсменов-единоборцев на основе интерактивных методов педагогического воздействия (на примере дзюдо)»

УДК 796.07

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СПОРТСМЕНОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДЗЮДО)

Алим Шалауатович Гаданов, Заслуженный мастер спорта РФ по дзюдо, соискатель, Залим Шалауатович Гаданов, Заслуженный тренер России по дзюдо, соискатель, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени

С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье раскрываются результаты исследования динамики и взаимосвязей показателей профессионально-личностного развития спортсменов-единоборцев и возможности их коррекции путем применения интерактивных методов педагогического воздействия: групповой анализ техники и тактики выполнения борцовских приемов с использованием телекоммуникационных средств; «мозговая атака»; метод «круглого ковра»; тренинги, имитирующие соревновательные ситуации; коллективные решения спортивно-профессиональных задач; поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от соревновательной ситуации; погружение в реальную атмосферу спортивного сотрудничества или соперничества по разрешению возникающих проблем; оценка действий партнеров и своего собственного поведения.

Ключевые слова: профессионально-личностное развитие; спортсмены-единоборцы; интерактивные методы педагогического воздействия.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p34-39

RESEARCH OF INDICATORS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF FIGHTERS ON THE BASIS OF INTERACTIVE METHODS OF PEDAGOGICAL INFLUENCE (ON JUDO EXAMPLE)

Alim Shalauatovich Gadanov, the deserved master of sports of Russian Federation on a judo,

competitor,

Zalim Shalauatovich Gadanov, the deserved trainer of Russia on a judo, competitor, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,

St.-Petersburg

Annotation

The article reveals the results of research of dynamics and interrelations of indicators of professional and personal development of fighters and possibility of their correction by application of interactive methods of pedagogical influence: the group analysis of technique and tactics of performance of fighters holds with application of telecommunication means; "brainstorming"; method of "a round carpet"; trainings, simulating competitive situations; collective solutions of sports and professional tasks; encouragement to flexible change of social roles depending on the competitive situation; immersion in the real atmosphere of sports cooperation or rivalry on solving of arising problems; assessment of actions of partners and own behavior.

Keywords: professional and personal development, fighters, interactive methods of pedagogical influence.

ВВЕДЕНИЕ

Современные направления развития физической культуры и спорта в Российской федерации, обусловленные необходимостью повышения эффективности научнотеоретического обоснования системы подготовки и переподготовки специалистов физкультурно-спортивной сферы, требуют новых подходов к использованию в образовательном процессе передовых интерактивных технологий и методов педагогического воздействия. Вместе с тем, анализ состояния проблемы профессионально-личностного развития различных категорий спортивных специалистов на основе передовых информационных и интерактивных технологий свидетельствует о наличии ряда противоречий, ко-

торые не могут быть разрешены в рамках существующих форм организации образовательного процесса. К основным противоречиям следует отнести противоречия:

- между наличием существенных достижений в разработке современных интерактивных технологий и методической неупорядоченностью их использования в системе профессионально-личностного развития и саморазвития спортивных специалистов;

- между возрастающими требованиями к уровню профессиональной компетентности спортивных специалистов и отсутствии должного информационно-технического обеспечения их деятельности [5];

- между необходимостью постоянного применения в системе профессиональноличностного развития спортсменов современных интерактивных технологий и ограниченностью доступа к ним в реальных условиях практической работы. Все это в полной мере относится и к сфере профессионально-личностного развития и саморазвития спортсменов-единоборцев.

Таким образом, объективная потребность в теоретической и практической разработке актуальной научной задачи, направленной на повышение эффективности системы профессионально-личностного развития спортсменов-единоборцев на основе интерактивных методов педагогического воздействия определили содержание и направленность настоящей статьи.

Решение задачи по исследованию динамики и взаимосвязей показателей профессионально-личностного развития спортсменов-единоборцев и возможности их коррекции путем применения интерактивных методов педагогического воздействия основано на использовании личностно-деятельностного подхода, позволяющему выявить связи между ее успешностью и основными личностными параметрами, а также реальную значимость этих связей [1,3,4].

К исследованию было привлечено 65 спортсменов-единоборцев, обучающихся на факультете физической культуры Кабардино-Балкарского государственного университета. В процессе эксперимента использовались следующие интерактивные методы педагогического воздействия:

- групповой анализ техники и тактики выполнения борцовских приемов с использованием телекоммуникационных средств;

- «мозговая атака»;

- метод «круглого ковра»;

- тренинги, имитирующие соревновательные ситуации;

- коллективные решения спортивно-профессиональных задач;

- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от соревновательной ситуации;

- погружение в реальную атмосферу спортивного сотрудничества или соперничества по разрешению возникающих проблем;

- оценка действий партнеров и своего собственного поведения.

Обработка полученных материалов осуществлялась нами совместно с кафедрой психологии факультета физической культуры Кабардино-Балкарского государственного университета. Определение выраженности показателей профессионально-личностного развития спортсменов-единоборцев осуществлялось через выявление динамики показателей мотивации, самосознания, интеллекта, эмоциональных и коммуникативных свойств личности, волевых и нравственных качеств за подготовительный и соревновательный периоды подготовки. Для этого использовался t-критерий Стьюдента для зависимых выборок. Те показатели, которые обнаружили статистически достоверные различия по данному критерию, были рассмотрены как информативные признаки профессионально-личностного развития спортсменов-единоборцев.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что профессиональноличностное развитие спортсменов-единоборцев представляет собой сложное многоуров-

невое образование. При этом, влияние занятий спортом распространяется на основные показатели и структурные компоненты личности: мотивация, ценностные ориентации, интеллектуальные свойства, самосознание, волевые и коммуникативные качества.

Так, за почти годичный период занятий спортом наиболее значимыми изменениями в плане профессионально-личностного развития испытуемых оказались следующие. Это повышение уверенности в своих возможностях, мотивации спортивной деятельности; возрастание ценностей, связанных с самостоятельностью и независимостью, физическим совершенствованием, нравственными качествами, самореализацией в работе; развитие интеллекта и эрудиции; гармоничное и позитивное отношение к себе, становление адекватной самооценки; развитие волевой регуляции поведения, самостоятельности и активности; способности к уверенной и спокойной стратегии поведения в ситуациях соревнования, соперничества, преодоления трудностей. В процессе занятий спортом у юношей прослеживается тенденция к возрастанию мотивации достижения успеха. Они становятся более уверенными в себе, ставят перед собой сложные и в то же время реалистичные цели, ориентированы на поиск ресурсов и конструктивных стратегий их достижения. Наиболее характерные показатели представлены в табл.1; рис.1.

Таблица 1

Изменение средних показателей мотивации и ценностных ориентаций спортсменов

за подготовительный и соревновательный периоды подготовки

Показатели (у-е.) Подготовительный период (х+ш) Соревновательный период (х+ш) Р (%)

Мотивация достижения успеха 11,4+0,1 16,3+0,1 95

Внутренняя мотивация 1,8+0,2 3,6+0,1 95

Внешняя положительная мотивация 2,6+0,1 3,3+0,2 95

ЦО Власть и влияние 9,6+0,2 11,2+0,1 95

ЦО Здоровье 8,8+0,1 12,5 +0,2 95

ЦО Интересная работа 12,4+0,1 14,5+0,2 95

ЦО Нравственные качества 9,2+0,2 11,9+0,4 95

ЦО Межличностные контакты и общение 12,6+0,2 14,2+0,1 95

Общий показатель осмысленности жизни 93,2+0,1 98,6+0,3 95

Примечание: полученные результаты представлены в условных единицах, в соответствии с используемыми методиками оценки исследуемых качеств

■ Соревнование ■ Период подготовки

ЦО Межличностные контакты и общение

ДО Нравственные качества

ЦО Интересная работа

ЦО Здоровье

ЦО Власть и влияние

Внешняя положительная мотивация

Внутренняя мотивация

Мотивация достижения успеха

О 2 4 б 8 10 12 14 16 18

Рис. 1. Изменение средних показателей мотивации и ценностных ориентаций спортсменов за подготовительный и соревновательный периоды подготовки (п=65)

Изменяются и мотивы ведущей профессиональной деятельности - учебной и спортивной. Возрастает внешняя положительная мотивация занятий - достижение успеха,

повышение собственного социального статуса, престижа, получение вознаграждений и т.п. Однако следует отметить также и то, что не все значимые аспекты профессиональноличностного развития характерны для спортсменов-единоборцев.

Так, практически не изменились показатели познавательной мотивации, не произошло повышения значимости ценностей, напрямую отражающих стремление к саморазвитию и самореализации: богатство духовной культуры, служение людям, свобода и демократия в обществе. Полученные данные подтверждаются ранее проведенными исследованиями [2-4].

Нравственное развитие наиболее выражено на уровне ценностей, стремлений. Формирование же самих нравственных качеств происходит более медленными темпами (Рис. 2).

■ Период подготовки ■ Соревнование

Моральная нормативность Трудолюбие Коллективизм Отзывчивость Честность (шкала лжи)

Рис. 2. Изменение средних показателей развития нравственных качеств у спортсменов за подготовительный и соревновательный периоды подготовки

Сами феномены профессионально-личностного развития еще не интегрировались в самосознание спортсменов, по всей видимости, нужен больший период времени и целенаправленная психолого-педагогическая работа для того, чтобы реализация себя в социуме стали самостоятельной ценностью и мотивом к саморазвитию.

Нет значимых изменений в преодолении эгоцентрических тенденций - направленности личности на себя, а также динамики коммуникативной направленности.

В то же время, выявлены и негативные изменения, происходящие в коммуникативной сфере личности. Несмотря на то, что различия в данной группе свойств не являются сильно выраженными, их стоит выделить, поскольку они выступают препятствиями в достижении профессионально-личностной взрослости спортсменов. Это проявления агрессии в отношении к окружающим людям. У спортсменов-единоборцев возрастает внутренняя агрессивная позиция по отношению к людям, недоверие и резкость в оценках поступков других людей, в большей степени выражена физическая и косвенная агрессия, что, наряду с позитивным саморазвитием приводит к рефлексии своих негативных агрессивных проявлений, осознанию своей неправоты, формированию чувства вины, осуждения себя. Это может приводить как к снижению самооценки, нарушениям отношений с другими людьми, так и к снижению адаптации к учебной и спортивной деятельности, мотивации достижения.

Для достижения более глубокого понимания сущности и структурной организации профессионально-личностного развития спортсменов был проведен корреляционный анализ характеристик мотивации, самосознания, интеллекта, эмоциональных, коммуникативных, волевых и нравственных качеств личности.

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что в структуре профессионально-личностного развития спортсменов выделяются два базовых аспекта. Первый аспект - это принятие системы гуманистических ценностей, ориентация на личностный рост, духовное и профессиональное развитие, стремление помогать людям,

служить обществу.

Достижение этих ценностей в жизни подкрепляется выраженной внутренней мотивацией деятельности, направленностью личности на деятельность и общение, сформированными волевыми свойствами и самоконтролем, а также нравственными качествами личности, высокой моральной нормативностью и коллективизмом.

Второй аспект составляет личностная устойчивость и адаптивность, включающая в себя реалистичную высокую самооценку, низкую тревожность и нервно-психическую устойчивость, ориентацию на доверие и сотрудничество с людьми, позитивное отношение к окружающим, связанное с позитивным эмоциональным опытом общения с близкими, семейным окружением.

В то же время, сравнение полученных результатов корреляционного анализа с анализом выраженности показателей профессионально-личностного развития, свидетельствует о том, что не все составляющие его развиваются у спортсменов-единоборцев равномерно.

Занятия спортивной деятельностью более всего способствуют формированию ценностей автономии, физической и личностной силы, уверенности в себе и общительности, волевых качеств и направленности на деятельность. Ценности духовного развития, альтруизма и служения, личностного роста фактически не развиваются без специальной воспитательной и психологической работы со спортсменами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты анализа полученных данных свидетельствуют о том, что процесс профессионально-личностного развития спортсменов-единоборцев на основе применения интерактивных методов педагогического воздействия представляет собой сложное многоуровневое образование, направленное на коррекцию основных показателей и структурных компонентов личности: мотивацию, ценностные ориентации, интеллектуальные свойства, самосознание, волевые и коммуникативные качества.

Следует отметить, что не все аспекты профессионально-личностного развития человека характерны для спортсменов-единоборцев. Так, у испытуемых не произошло достоверных изменений в показателях познавательной мотивации, не обнаружено значимого повышения ценностей, напрямую отражающих стремление к самореализации и др.

Становление системы внутренних мотивов и ценностей прежде всего проявляется в возрастании направленности личности на деятельность - стремление к успеху в спорте и учебе, ориентации на повышение уровня профессионального мастерства.

Занятия спортом на основе применения интерактивных методов педагогического воздействия способствуют не только повышению уровня спортивного мастерства, физического развития, выносливости, но и обретению внутренней цельности, раскрепощенности, силы и уверенности. В связи с этим более значимыми для спортсменов становятся ценности самоутверждения и силы. То есть, они становятся более ориентированными на развитие своих физических качеств, достижение свободы и независимости от других людей или обстоятельств, что связано в их сознании с обретением уважения в социальной среде, возможности стать лидерами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та,1993. - 54 с.

2. Николаев, А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте / А.Н. Николаев. - СПб. : Изд.-во СПб ГАППО, 2005. - 344 с.

3. Ротенберг А.Р. Занятия единоборствами как фактор профессионального самоопределения и аттрактивности спортсменов / А.Р. Ротенберг // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - №4(26). - С. 76-78.

4. Ротенберг, А.Р. Выбор спортивной специализации спортсменов-единоборцев в зависимости от свойств их спортсменов / А.Р. Ротенберг // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - №1(23). - С. 62-65.

5. Щеголев, В.А. Экспериментальное обоснование эффективности модели профессионально-личностного саморазвития специалистов спортивных единоборств на основе информационно-педагогических технологий / В. А. Щеголев, А.Ш. Гаданов // Актуальные проблемы физической подготовки силовых структур: науч. рец. журн. (часть первая). - 2011. - №2.- С.60-64.

REFERENCES

1. Kuzmina, N.V. and Rean, A.A. (1993), Professionalism of pedagogical activity, publishing house of Petersburg university, St.-Petersburg, Russian Federation.

2. Nikolaev, A.N. (2005), Psychology of the trainer in child youthful sports, publishing house SPb GAPPO, St.-Petersburg, Russian Federation.

3. Rotenberg, A.R. (2007), “Martial arts classes as a factor in professional selfdetermination and the attractiveness of athletes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.26, No. 4, pp. 76-78.

4. Rothenberg, A.R. (2007), “Selection of sports specialization athletes edinobortsev depending on the properties of their personality”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.23, No. 1, pp. 62-65.

5. Schegolev, V.A. and Gadanov, A.Sh. (2011), “Experimental justification of efficiency of model of professional and personal self-development of experts of combat sports on the basis of information and pedagogical technologies”, Actual problems of physical preparation of power structures, No. 2, pp. 60-64.

Контактная информация: shamsimo@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2012.

УДК 796.01

ФЕНОМЕН ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виктор Иванович Гончаров, доктор психологических наук, профессор,

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск

Аннотация

В работе представлена схема воспроизведения двигательного навыка, его высший, вегетативный и периферический уровни. Уровни воспроизведения двигательного действия постоянно между собой взаимодействуют и подстраиваются друг под друга, но в определенном диапазоне, не позволяющем приводить к срыву воспроизведения. Качество воспроизведения по системе обратной связи при необходимости корректируется. При этом корректировка может происходить на любом уровне, обеспечивая воспроизведение достигнутого качества освоения заученного двигательного действия. Большое внимание уделено анализу различных внутренних и внешних факторов, влияющих на качество исполнения заученных движений. К первым относятся уровень эмоционального возбуждения, фасилитация, состояние, в том числе мышц, самочувствие, ко вторым -двигательная нагрузка, техническое состояние мест соревнований, погодные условия, геомагнитная обстановка.

Ключевые слова: двигательный навык, уровни воспроизведения, обратная связь, корректировка, сбивающие факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.